Выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы называется

Обновлено: 23.04.2024

Помимо проблемы погашения государственного долга, существует необходимость его обслуживания.

Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

• Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

• Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

• Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный долг является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Сама по себе номинальная величина внешнего долга еще ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

– величина долга на душу населения;

– отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80 %);

– отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

– расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15–20 %);

– отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).

Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

Жизнь страны, обремененной внутренним и внешним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т. е. эффективного управления госдолгом.

Меры по управлению государственным долгом

• Недопущение долговой ловушки , при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

• Поиск средств для выплаты долга.

• Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

• Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.


Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

• Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

• Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

• Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный долг является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Сама по себе номинальная величина внешнего долга еще ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

– величина долга на душу населения;

– отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80 %);

– отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

– расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15–20 %);

– отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).

Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

Жизнь страны, обремененной внутренним и внешним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т. е. эффективного управления госдолгом.

Меры по управлению государственным долгом

• Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

• Поиск средств для выплаты долга.

• Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

• Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Сальдо – разность между доходами и расходами бюджета.

Сбалансированный бюджет – бюджет, в котором сальдо равно нулю, доходы равны расходам.

Дефицитный бюджет – бюджет, в котором сальдо отрицательное, расходы выше доходов.

Профицитный бюджет – бюджет, имеющий положительное сальдо, расходы ниже полученных доходов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в государственный бюджет (например, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Список литературы
  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – С. 140 – 142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – С. 112 – 120.
Государственный бюджет

Государственный бюджет как экономическое явление и процесс

Бюджет – явление многоплановое. Мы можем говорить о его материальном смысле и рассматривать его как централизованный денежный фонд. В экономическом понимании бюджет – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения, использования и расходования фондов. С юридической точки зрения это документ, в котором закреплён основной алгоритм обеспечения экономической политики государства, поскольку через него финансируются почти все направления деятельности государства. Бюджетное устройство Российской Федерации отражает всю многоплановость бюджета и как социально-политического, и как социально-экономического явления.

Для того чтобы у вас сложилось определённое представление о государственном бюджете как экономическом явлении и процессе, и при этом вы могли оперировать конкретными данными, иллюстрирующими процесс и результат бюджетной политики в России, предлагаем прочитать статью Владимирова Н.А. «Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность», опубликованную в научно-практическом журнале «Современные научные исследования и инновации» №12 (2015). Изучение данного материала позволит вам получить представление об экономических показателях федерального бюджета, путях повышения эффективности и результативности бюджета Российской Федерации, антикризисных бюджетных мерах.

План сложного типа в рамках темы «Государственный бюджет и государственный долг»

«Государственный бюджет и государственный долг»

1. Понятие о государственном бюджете и бюджетной политике. / Бюджет – расходы и доходы государства на определённый период времени.

2. Порядок рассмотрения и принятия государственного бюджета:

а) разработка правительством;

б) утверждение Федеральным собранием;

в) исполнение правительством.

3. Части государственного бюджета:

а) доходы (налоги и сборы, государственные займы, приватизация, эмиссия ценных бумаг, доходы от государственной собственности, возврат долгов иностранными государствами);

б) расходы (финансирование оборонного заказа, содержание государственного аппарата, финансирование бюджетной сферы, социальных программ, фундаментальной науки, обслуживание государственного долга, дотации предприятиям и развитие инфраструктуры).

4. Варианты реализации бюджетной политики:

а) сбалансированный бюджет;

б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы);

в) профицитный бюджет (доходы превышают доходы).

5. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

а) тенденции формирования налогооблагаемой базы;

б) фаза экономического цикла;

в) текущая политика правительства.

6. Государственный долг и его обслуживание.

7. Структура государственного долга: внешние и внутренние долговые обязательства.

8. Специфика бюджетного процесса и состояния государственного долга в РФ.

Темы мини-сочинений

Познакомившись со спецификацией ФИПИ к прохождению итоговой аттестации по учебному предмету обществознание (раздел «Экономика»), Вы наверняка отметили сложность выполнения альтернативного задания повышенной сложности 29. Мы предлагаем Вам попробовать свои силы и написать мини-сочинение. Для этого Вам необходимо выбрать тему, а в качестве теоретической аргументации использовать материалы из объясняющего модуля и содержание конспекта темы

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.

Фото: Shutterstock

В ночь на 27 июня в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщил Bloomberg. Агентство указывает, что в то же время «дефолт носит в основном символический характер и мало что значит для россиян».

Поводом для заявления СМИ о дефолте стало истечение в воскресенье, 26 июня, льготного периода для выплаты около $100 млн просроченных платежей по гособлигациям. Задолженность около $100 млн была предъявлена России бывшими держателями еврооблигаций на основании того, что погашение долга было произведено 2 мая вместо 4 апреля.

Речь идет о долларовых облигациях Минфина, остаток которых на $552 млн Россия должна была погасить 4 апреля. Однако США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу.

В связи с тем что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях. С точки зрения финансовых властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами. Западные кредиторы и институты предупредили, что такая выплата, скорее всего, будет признана суверенным дефолтом России.

Однако бывшие владельцы этих бумаг потребовали уплатить дополнительный процент в размере около $100 млн, который, по их мнению, должен был быть выплачен за просрочку платежа — вместо 4 апреля они получили выплату основного долга 2 мая. На основании того что этот процент не был выплачен, инвесторы подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России 11 мая.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией. Держатели могут сами объявить дефолт, если владельцы 25% непогашенных облигаций согласятся с тем, что произошло «событие дефолта».

Министр финансов России Антон Силуанов ранее назвал ситуацию с возможным наступлением дефолта фарсом.

«Формально объявлять о наступлении дефолта можно только после вступления в силу решения суда соответствующей юрисдикции об удовлетворении искового требования держателя еврооблигаций. Но с обращениями в суд не все так однозначно, поскольку ни в одном из проспектов эмиссии мы не отказались от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу. Это формальная сторона.

А с практической точки зрения для инвестора нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства с заемщиком, который готов обслуживать свой долг и в ситуации, когда инвестору запрещено получать причитающиеся ему выплаты. Представим гипотетическую ситуацию, что все-таки состоялся суд, вынесено решение, инвестору разрешили получить выплаты. Он все равно придет к нам и получит то, что мы ему уже зарезервировали для выплат. Поэтому мы и говорим, что вот твои деньги, приходи и забирай их сразу. Это гораздо более рационально с точки зрения всех сторон. В том числе и американских властей, которые бьют по своим инвесторам и своим налогам», — заявил Антон Силуанов.

Что такое дефолт

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

Когда дефолт был в России

В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

Фото:Shutterstock

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

Виды дефолта

Фото:Shutterstock

  • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
  • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

Фото:Shutterstock

Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

  • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
  • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

Фото:Seth Wenig / AP

Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до «мусорного»

Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

  • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
  • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
  • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

«Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

«Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

На Банк России наложены санкции

В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям планировались на март.

Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

Фото:Shutterstock

По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65%-ной вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

Последствия дефолта

Фото:Shutterstock

Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

«Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Дорофеев обращает внимание, что поводов объявлять дефолт у иностранных инвесторов нет: «Российские власти осуществили выплаты через платежного агента НРД в срок, инвесторы в России получили выплаты вообще без проблем. Минфин также выражал готовность доплатить денежные средства всем инвесторам, кто получил деньги с задержкой из-за действий Euroclear».

Даже если бы дефолт был официально объявлен, это ни к чему бы не привело, считает Дмитрий Дорофеев. «Иностранные владельцы российских еврооблигаций в любом случае не смогут арестовать российские активы за границей, так как при размещении обязательств Россия не отказывалась от права на «суверенный иммунитет», а, следовательно, зарубежные суды не смогут принять законное решение о конфискации какого-либо российского имущества и активов», — заключил портфельный управляющий.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: