Выдача одним государством не гражданина этого государства другому государству для осуществления

Обновлено: 24.04.2024

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Судебная практика и законодательство — "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

53. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

26. По смыслу статьи 463 УПК РФ вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение лица в компетентные органы с ходатайством о предоставлении ему временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не обусловливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (статья 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 33 Конвенции о статусе беженцев, статьи 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Эти права, как следует из статей 17 (часть 1) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению, они признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе выраженным во Всеобщей декларации прав человека (статьи 7, 8, 10 и 11), Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6), в соответствии с которыми каждый при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; каждый обвиняемый в преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону.

3. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2), предопределяет тем самым обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.). Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными и обоснованными. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1996 года N 4-П по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 УПК РСФСР, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года); ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено.

2. Из статей 1, 2, 17, 18 и 46 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, следует, что правосудие по самой своей сути может признаваться таковым, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

2.1. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (статья 1). Принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека. По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 17 (часть 2), 21 (часть 1) и 22 (часть 1), оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое исходя из признания государством достоинства личности предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества. Именно поэтому, предусматривая повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения данного права лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных ею целях, и лишь в установленном законом порядке (статья 55, часть 3).

Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран - членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства - участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней" ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. - Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. - Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ - Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);

Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);

Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

По данному делу к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ (разбойное нападение).

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011 К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны виновными в совершении преступления.

Постановлением от 03.08.2011 Засвияжского районного суда г.Ульяновска уголовное дело в отношении Г. выделено в отдельное производство и приостановлено до его розыска. Подсудимый объявлен розыск, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу.

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня его розыска и задержания. Приговор суда вынесен заочно.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2011 приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 в отношении осужденного оставлен без изменения.

Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13.10.2004, центральным органом по вопросам, связанным с исполнением приговоров в иностранных государствах, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Г.М.Н.-о является гражданином Азербайджана и выдаче Российской Федерации не подлежит, председателю Засвияжского районного суда письмом указано на необходимости решения вопроса о направлении в компетентные органы Азербайджанской Республики через Министерство юстиции РФ ходатайства о признании и исполнении российского приговора в отношении осужденного Г.М.Н.-оглы.

В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств. Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция. Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит. В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.

Что означает экстрадиция

Значение термина «экстрадиция»

Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует. Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции. Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая.

Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.

Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Классификация экстрадиции

Экстрадиция имеет свою классификацию, основанную на многочисленных критериях.

В зависимости от субъективных оснований этот процесс можно разделить на такие виды:

  • по отношению к гражданину Российской Федерации;
  • по отношению к иностранному гражданину;
  • по отношению к апатриду;
  • по отношению к бипатриду.

С учетом итоговой цели процедуры классификация выглядит следующим образом:

  1. Осуществление уголовного преследования.
  2. Осуществление правосудия.
  3. Исполнение приговора.

В зависимости от прав и обязанностей договаривающихся между собой сторон экстрадиция может быть разделена на такие виды:

  1. Выполнение процедуры по запросу Российской Федерации из иностранной державы в уполномоченное ведомство РФ.
  2. Выдача подозреваемого или обвиняемого по запросу любой страны к России.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция бывает договорная и бездоговорная, а исходя из метода правового воздействия, ее можно разделить на добровольную и обязательную.

Также процесс выдачи бывает первичным и повторным. В данном случае классификация зависит от достижения цели экстрадиции. Если после передачи запрашиваемому государству лицо уклонилось от ответственности и вернулось в выдавшую его страну, процедура может повториться.

Еще одним критерием классификации является срок выдачи. Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции.

Действие соглашения о выдаче преступников в международном праве

В большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами. Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников. Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству. Европейская конвенция о выдаче, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято Рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях. Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.

По каким принципам осуществляется экстрадиция

Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.

Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:

  1. Принцип экстрадиционности преступления.
  2. Принцип специализации.
  3. Двойная подсудность.
  4. Взаимная выдача преступников.
  5. Принцип универсальности.
  6. Отказ в экстрадиции собственных граждан.
  7. Принцип «aut dedere aut judicare» («выдай или преследуй»).
  8. Окончание срока давности.
  9. Ответственность за совершение преступления политического характера.
  10. Политическое убежище.
  11. Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
  12. Ответственность за совершение преступления финансового характера.
  13. Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
  14. Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
  15. Временная, а также дополнительная экстрадиция.

С какими странами у России подписан договор об экстрадиции

Как известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

Кому РФ обязана выдавать преступников

На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами. Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами. В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.

В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.

Кто обязан выдавать преступников РФ

Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена.

Такими государствами являются:

  • члены Европейской конвенции о выдаче;
  • члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;
  • участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
  • Республика Азербайджан;
  • Киргизская Республика;
  • Япония;
  • Греция.

Однако это далеко не полный список.

В каких случаях возможна экстрадиция

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству.

Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны.

Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица. Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна.

Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Условия, при которых преступник может быть выдан другому государству

Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.

Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.

Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором.

Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.

Выдает ли Россия своих граждан

Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран. В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт.

Как осуществляется экстрадиция

Соблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция.

Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.

Стоит отметить, что запрос о выдаче должен быть выполнен непременно в письменной форме и включать в себя все приложенные к нему доказательные документы, в частности, материалы о том, что инкриминируют лицу, чью экстрадицию требуют, с указанием закона, по которому он будет привлекаться к ответственности. Также запрашивающая сторона должна выслать дополнительную информацию по делу, если такое требование будет исходить от страны, которая должна принять решение о выдаче.

Все документы, о которых говорилось выше, передаются по специальным дипломатическим каналам между министерствами юстиции либо прочими органами, на которые взаимодействующие страны возложили данные полномочия.

Необходимо помнить, что власти государства, к которому было направлено требование о выдаче конкретного правонарушителя, в качестве меры пресечения могут подвергнуть его аресту. В экстренной ситуации данная мера может быть применена до поступления запроса о выдаче. В этом случае стране, на территории которой находится подозреваемый/обвиняемый, направляется ходатайство о временном аресте данного лица, а уже после этого отправляется бланк запроса о выдаче преступника.

После того как запрашиваемая сторона приняла решение относительно полученного ею требования об экстрадиции, события развиваются по двум сценариям.

При отказе в экстрадиции человека не высылают из страны, на территории которой он находится, а запрашивающая сторона имеет право обжаловать вердикт; в случае удовлетворения требования иностранного государства о выдаче происходит передача преступника.

В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.

Нюансы экстрадиции в РФ

На сегодняшний день число экстрадируемых в Россию лиц значительно ниже, чем количество преступников, которых выдала она. Несмотря на то, что Российская Федерация имеет более 300 международных договоров об оказании правовой помощи, процесс экстрадиции нередко усложняется, если в деле замешаны политические или юридические мотивы. Также в процессе принятия решения, не последнее место занимает уровень сотрудничества в данном вопросе между странами, а также отношение к Российской Федерации как к государству в целом.

В процедуре экстрадиции часто действует принцип «ты – мне, я – тебе». Так как РФ своих граждан никому не выдает, как, скажем, страны-члены ЕС, которые заключили между собой соглашение об экстрадиции, некоторые страны не спешат выдавать России преступников, находящихся на их территории.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  • регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;
  • предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  • лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  • лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.

Как избежать выдачи российским властям

Для того чтобы избежать экстрадиции в Россию, для убежища следует выбирать страны, которые не связаны с ней обязательством взаимовыдачи преступников, например, США или Великобританию. Если вы находитесь на территории страны, с которой у России подписан международный договор об экстрадиции, правильным решением будет заручиться поддержкой специалистов.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно. Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство. А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.

Подведем итоги

Выдача преступников другому государству в уголовном праве занимает особенную роль, так как является важнейшим инструментом международного сотрудничества. Между странами ЕС заключены соглашения о выдаче своих граждан – так называемый Европейский ордер на арест, который значительно упрощает и ускоряет процедуру экстрадиции. Многие государства, в числе и РФ, имеют двусторонние договоры о правовой помощи либо являются членами схожих по содержанию конвенций. Если подобных договоренностей нет, право убежища и выдача преступников осуществляется по усмотрению правительства запрашиваемой страны.

Довольно часто на решение об удовлетворении требования о выдаче влияют политические взаимоотношения государств либо репутация конкретной страны на международной арене. Если страны хорошо сотрудничают между собой в правовых, а также политических аспектах и протокол процедуры экстрадиции соблюден в полной мере, выдача предполагаемого преступника осуществляется в большинстве случаев.

В современном мире преступность набирает обороты, все больше выходя на международный уровень. Экстрадиция в зависимости от договоренностей применяется в большинстве развитых стран и помогает привлекать к ответственности преступников, на чьей территории они не находились бы. Этот процедура имеет огромное значение в межгосударственных правовых взаимоотношениях.


Понятие экстрадиции пришло к нам из древних времён. Уже тогда в цивилизованном мире существовала практика передачи перебежчиков, еретиков и политических преступников другими государствами на родину для свершения правосудия над ними. До XVII века случаи экстрадиции были единичны.

Рост договоров между странами о передаче нарушителей Закона был отмечен в XVIII веке. Причём экстрадировать начали не только бунтарей и перебежчиков, но и простых преступников.

Экстрадиция

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства.

Согласованные действия стран в отношении покинувших родину преступников начинаются с 1840 года. А с 1948 года началось стремительное развитие международных отношений в правовых областях, продолжающееся и по сей день. В 2017 г. применяются усовершенствованные принципы экстрадиции.

У каких стран нет экстрадиции в Россию узнайте на нашем сайте.

Экстрадиция в XXI веке

В наши дни выдача преступников одной политической единицей другой обрела особую значимость, что диктуется перерастанием внутригосударственной преступности в международную. Рассмотрим ныне действующие условия экстрадиции, как осуществляется процедура выдачи граждан и в каких случаях запрашиваемой стороной принимается решение об экстрадиции.

Как в прошлом, так и в наши дни экстрадиция была и остаётся процедурой, в основе которой выдача одной страной другой лиц, которыми на её (второй страны) территории были совершены некие преступные, уголовного характера деяния.

Речь всегда идёт исключительно об уголовных преступлениях. Гражданско-правовые и административно-правовые деяния не являются поводом для проведения процедуры.

Экстрадиция не является обязательным действием. Это право страны откликнуться на обращение другого государства и передать указанных в официальном обращении преступников в руки его правосудия. Любая держава может отклонять запросы об экстрадиции под тем или иным предлогом.

Виды договоров

Важно понимать, что основой для проведения процедуры всегда служат правовые нормы международного и национального значения. В каждом государстве применяются свои понятия и законы, относящиеся к экстрадиции. Основанием для выдачи лиц всегда служат заключённые между странами договора. Они могут быть двух видов:

  1. Между соответствующими странами.
  2. Многосторонняя Конвенция, к которой примкнули сразу несколько государств.

Ярким примером успешного международного взаимодействия является Европейская конвенция о выдаче, датированная 57 годом прошлого столетия.

Если экстрадиция в уголовном праве запрашиваемой страны не предусматривается, возврат нарушителей Закона на территорию, где они совершили преступление, может производиться и при отсутствии заключённого ранее договора между сторонами.

Условия, при которых производится выдача

Как говорилось выше, выдача лиц иной стране по её запросу не является обязанностью. Это лишь право державы откликнуться на обращение другого государства. Процедура переходит в разряд обязательных только в том случае, если между сторонами заключены договорённости, предусматривающие взаимную помощь правового характера в ведении уголовных дел.

Основания отказа в экстрадиции

Основания отказа в экстрадиции

Не подлежат передаче поголовно все преступники. В договорах и Конвенциях оговаривается, в каких случаях возможна выдача. Экстрадиция обычно учитывает фактор «двойной подсудности». Это означает, что правонарушение на момент запроса является таковым в обоих государствах.

В заключаемых договорах оговариваются ситуации, когда допускается отказ в экстрадиции. В большинстве случаев не выдаются лица, если:

  • существуют опасения, что их подвергнут пыткам;
  • преступников могут подвергнуть смертной казни;
  • речь идёт о политическом преследовании.

В Законодательстве каждого отдельного государства предусмотрены свои основания, позволяющие отклонять поступающие запросы об экстрадиции.

Узнать подробнее об экстрадиции на Украине и других странах можно на нашем сайте.

Основные классификации экстрадиции, виды

Анализируя правовые основы в международном и национальном ракурсе, можно выделить несколько классификаций экстрадиции:

  • регулятивную (откуда и куда);
  • целевую;
  • нормативно-правовую (наличие и отсутствие соглашений);
  • субъективную.

Экстрадиция

Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

В отношении РФ регулятивная экстрадиция предполагает:

  1. Выдачу гражданина из РФ по заявлению, отправленному из иностранного государства.
  2. Экстрадицию лица иным государством по запросу, отправленному из РФ.

Нормативно-правовая классификация предусматривает наличие в Законодательстве страны оснований для выдачи граждан. В данном аспекте применяются два вида экстрадиции:

  • основывающуюся на принципах взаимности;
  • базирующуюся на правовых актах как международного, так и национального характера.

Целевые виды экстрадиции применяются для осуществления следующего:

  • исполнения приговора;
  • суда, то есть отправления правосудия;
  • преследования.

Основания субъективного характера зависят от гражданства иностранных нарушителей Закона, подлежащих выдаче. С точки зрения Законодательства России, различают выдачу:

  • гражданина России;
  • лица с иностранным подданством;
  • лица, имеющего гражданство сразу двух стран;
  • лица без гражданства.

акт

Кроме экстрадиции на основе правового акта передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу.

На настоящий момент РФ подписала свыше 300 соглашений с различными государствами, основная цель которых в оказании взаимной помощи правового характера. Помимо положений об экстрадиции, они включают договора об уголовном преследовании, производство судебных, а также процессуальных и следственных действий.

Выдача собственных граждан

В Российском Законодательстве закреплён принцип невыдачи своих граждан. Именно с такой оговоркой РФ подписала Европейскую Конвенцию.

Такой принцип действует не во всех странах. К примеру, Франция, Греция, Соединённые Штаты и ряд иных государств на основании международных договоров об экстрадиции выдают своих граждан, но только с тем условием, что они стали таковыми после совершения противоправных действий, предусмотренных заключёнными соглашениями.

К примеру, в Японии зачастую не подлежат экстрадиции не только граждане страны, но и этнические японцы. Однако, если правонарушитель не японец принял японское гражданство после того, как совершил уголовно наказуемое деяние, он может быть выдан запросившей стороне для осуществления уголовного преследования и исполнения приговора за противоправные действия, а также для проведения суда.

В РФ основанием для отказа может служить наличие у запрашиваемого гражданина своего гражданства. Не выдают даже совершивших преступление в другой стране до получения гражданства РФ. С территории России не допускается выдача лиц с двойным гражданством, если одно из подданств – российское.

Иммунитет о невыдаче собственных граждан не всегда распространяется на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, располагающихся на территории иных государств. Если они совершили преступления общеуголовного характера за пределами воинской части, отвечать будут согласно уголовному праву государства пребывания.

Процедура в общих чертах

Первым шагом экстрадиции является отправка запроса. Документ составляется либо на языке государства, в которое шлётся обращение, либо на одном из общепризнанных международных языков. В письме излагается суть дела. Передаваться документы могут напрямую в прокуратуру, министерства юстиции, внутренних дел или в Министерства иностранных дел.

экстрадиция

жегодно Генпрокуратура направляет свыше 300 запросов в другие страны, чтобы добиться экстрадиции россиян, которые скрываются от уголовного преследования на Родине.

Получившая запрос сторона предпринимает действия к задержанию лица или лиц, указанных в документах. Как только производится задержание, начинается судебная процедура. Её суть в том, что любое подобное действие должно подвергаться тщательной проверке.

Порядок исполнения экстрадиции

Порядок исполнения экстрадиции предусматривает подтверждение юридической обоснованности полученного запроса. Этим занимаются экстрадиционные юристы.

После изучения вопроса выносится судебный вердикт. Суд имеет право отклонить запрос. В этом случае процедура будет прекращена. В случае подтверждения судом возможности выдачи, дело передаётся в административные органы, принимающие окончательное решение, которое, с точки зрения, международных отношений носит политический характер.

Предусмотрены сроки официальных запросов на высылку граждан. С момента их задержания на процедуру отводится 40-дневный срок. После вынесения решения об экстрадиции, предварительно задержанное лицо уведомляется о результатах расследования. В 10-дневный срок задержанный гражданин имеет право подать жалобу. В случае её отклонения, ещё неделя выделяется на подачу кассационной жалобы.

Основные причины отклонений запросов на экстрадицию

В российском праве, а также в правовых актах иных государств предусмотрен целый ряд причин, по которым запрашиваемый гражданин не может быть выдан государству, на территории которого им было совершено преступление.

В Российской Федерации основанием для отказа в выдаче предполагаемых преступников служит:

  • получение гражданином права на политическое убежище, экстрадиция в отношении таких лиц не применяется;
  • запрашиваемое лицо, на момент поступления запроса, в силу определённых обстоятельств не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • возбуждение уголовного дела невозможно из-за других законных оснований;
  • срок давности совершённого преступления истёк;
  • запрашивается экстрадиция гражданина РФ;
  • противоправное действие преследуется в порядке частного обвинения.

экстрадиция из стран

“бегуны” предпочитают скрываться и в тех странах, с которыми у России нет соглашений о международно-правовой помощи в сфере уголовного преследования

Окончательное решение в РФ принимает Генпрокурор. В некоторых случаях эта обязанность может быть возложена на его заместителя.

Сроки экстрадиции

Срок наказания экстрагируемого правонарушителя должен быть не менее полугода. В некоторых случаях Генпрокурор может отсрочить экстрадицию. Как правило, это связано с нюансами дела, тормозящими расследование. Причиной также может быть рассмотрение вопроса о предоставлении запрашиваемому лицу убежища иным государством.

Как избежать экстрадиции

Международное сотрудничество в плане взаимопомощи в ведении уголовных дел находится в стадии усовершенствования. Именно поэтому у граждан, боящихся преследования властей или уже осужденных к аресту есть возможность уйти от правосудия. Причём избежать его можно вне зависимости от тяжести совершённого преступления.

Те, кому удалось выехать за пределы РФ, должны правильно выбрать страну, в которой рассчитывают укрываться от отечественного правосудия. В любом случае лучше прибегнуть к юридической помощи, так как даже пребывание в странах без экстрадиции не является для сбежавших абсолютно безопасным.

сатистика

Статистика по выдаче в Россию и из России лиц, совершивших преступления

На настоящий момент у России есть договора об экстрадиции только 65 государствами, в то время как членами Интерпола являются 188. Однако, отсутствие соглашений не означает, что в случае обращения РФ, правительство страны, с которой нет договора не пойдёт навстречу РФ. Всё зависит от выгод и заинтересованностей.

К примеру, Венесуэла, с которой нет договорённости, депортировала А.Белоусова, занимавшегося контрабандой кокаина, в РФ. Предпосылкой для такого шага послужила активная борьба органов правопорядка Венесуэлы с наркоторговцами.

Одна из самых перспективных для россиян стран – Англия. За последние 20 лет она не выдала РФ ни одного преступника. А также в число популярных в этом плане государств входят США, Швеция, Камбоджа.

Помощь адвоката

Тем, кто выехал, но опасается экстрадиции, может помочь адвокат по экстрадиции. За пределами РФ функционирует немало юридических компаний, оказывающих помощь в вопросах, связанных с преследованием отечественных властей.

Обратившись в одну из них, граждане получат именно ту поддержку, которая поможет не прятаться от правосудия. Это может быть получение статуса беженца или юридическое сопровождение обращения в ЕСПЧ. Зачастую Европейский Суд – последняя инстанция, которая может помочь человеку, несправедливо преследуемому на родине.

Особенности экстрадиции из некоторых стран

Нередко граждане, спасающиеся от правосудия, ошибочно выбирают страны, о которых бытует мнение, что они не выдают запрашиваемых граждан. К таким относится Израиль. Считается, что экстрадиция из этого государства крайне редкое явление.

Какие страны имеют соглашение об экстрадиции с США узнайте здесь.

Об экстрадиции с другими странами больше узнайте из видео, представленном ниже.

Экстрадиция из Израиля

Каждое дело в Израиле рассматривается отдельно. Если государство, с которым нет договора, выдаёт израильтянам затребованного преступника, последние также готовы положительно отвечать на аналогичные запросы.

При депортации иностранцев или собственных граждан, такое тоже возможно, израильская сторона требует, чтобы мера пресечения соответствовала тем мерам, которые предусмотрены за подобные преступления в Израиле.

Экстрадиция из Израиля в Россию и другие страны часто предполагает отбывание наказания на территории Израиля. Граждане не будут выданы, если на Родине их ожидает смертная казнь. Если за совершённое преступление в Израиле заключают под стражу менее чем на год, запрос об экстрадиции не удовлетворяется.

Несмотря на сказанное выше, Израиль более надёжное убежище, нежели европейские государства. Гораздо чаще случается экстрадиция из Италии, Франции, Германии и других стран Европы.

экстрадиция

Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола

Экстрадиция из Германии

Если человек рассчитывает на справедливое решение, хорошим вариантом будет ФРГ. В судебной практике этой страны существует много прецедентов, когда запрошенный гражданин не был экстрадирован из Германии в Россию или иное государство.

Тенденции XXI века

С каждым годом избежать приведения приговора в исполнение становится всё сложнее. Это связано со стремительно происходящими изменениями в международном праве. Постепенно процедура выдачи преступников упрощается.

Рассматриваются такие вопросы, как снижение роли административных органов государств и количества оснований для отказа в экстрадиции. А также будут смягчаться требования «двойной подсудности».

Главный тормоз – различие Законов. Это видно по практике государств Европейского Союза. Процесс упростился, когда был введён «Европейский ордер на арест». Благодаря ему, прошения о передаче лиц, нарушивших Закон, исполняются автоматически. При этом проверка запросов не производится.

Узнать больше об экстрадиции можно из видео, представленном ниже.

Что касается граждан РФ, подлежащих экстрадиции, лучше всего прибегнуть к помощи адвокатов по международным делам. Это особенно важно, когда речь идёт о неправомерных делах, заведённых против граждан Российской Федерации и других государств СНГ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: