Выберите лишнее справедливость правосудие свобода ответственность

Обновлено: 27.03.2024

. Свобо́да — это наличие возможности выбора варианта исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода) . В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость» .

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Термин «справедливость» имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла, когда мы говорим о политике и праве, а особенно – о международных правовых отношениях. Во-первых, следует выделять «процессуальную» справедливость. В этом смысле справедливость относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Считается, что применение закона, относящегося к сфере статутного или обычного права, к тому или иному конкретному случаю имеет целью достижение справедливости. Именно это понимание справедливости традиционно символизирует фигура с мечом, весами и повязкой на глазах. В такой интерпретации справедливость – это логическая, почти механическая оценка действия согласно критериям, зафиксированным в общепринятой и обязательной нормативной системе – законе.

Во втором значении справедливость – это апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о «праве справедливости» . Высшая заповедь «Пусть восторжествует справедливость! » выражает убеждение в том, что если механизм отправления правосудия не способен достичь справедливости, которая диктуется этим верховным критерием, то судебное решение должно быть исправлено своего рода моральным судом. Понимая необходимость такого дополнения, способного обеспечить право справедливости при отправлении правосудия, даже демократические государства с представительной системой правления предоставляли исполнительным органам право помилования или смягчения наказания.

Справедливость в широком смысле — это понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морального сознания, выражающая не отдельную ценность или благо, а их отношение между собой и распределение между индивидами в обществе. Вне общества понятие теряет смысл. Справедливость является также категорией правового и социально-политического сознания. Она оценивает соотношение между ролью отдельных слоёв общества и их социальным положением, между деяниями и воздаяниями, заслугами человека перед обществом и их вознаграждением, правами и обязанностями. При этом несоответствие считается антиподом справедливости — несправедливостью.

. таким образом свобода - это наличие возможности выбора варианта исхода события, а справедливость оценивает соотношение между ролью отдельных слоёв общества и их социальным положением, между деяниями и воздаяниями, заслугами человека перед обществом и их вознаграждением, правами и обязанностями.

СВОБОДА - наличие выбора, если таковой имеется!
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - забрать, если своровал, поощрить, если подарил!

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека. Познакомить обучающихся с понятием «ответственность». Задачи:

формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

Формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе.

Учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать свое понимание прочитанного.

Воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека.

Закрепить понятие «свобода» актуализировать знания учеников о свободе и ответственности, о взаимной связи этих понятий обсудить влияние поведения человека на других людей.

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Виды деятельности: беседа, инсценирование, работа с иллюстративным материалом, обыгрывание ситуаций.

1.Организационный момент

СЛАЙД1. Эмоциональный настрой.

Посмотрите на позитивное солнышко.Как мило оно нам улыбается.Давайте мы тоже улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

2.Введение в тему урока. СЛАЙД 2.

Я предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма, который вам всем хорошо знаком.

Как называется эта сказка и кто её автор?

А теперь поразмышляем.

(СЛАЙД 3.Оцените поступок героини сказки.

- Какой этот поступок ? (добродетельный поступок)

Она сделала доброе дело во благо другого. Это был её моральный выбор.

• -Была ли она свободна в своем решении?

- О чём мы будем с вами говорить на уроке?

• ученик: О свободе и об ответственности.

• --Какую цель мы поставим перед собой.

Дать определение свободе. Узнать её виды.

2. Формулировка темы и задач урока

Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другого, - моральный выбор.

3 Определение темы урока

4 . Фронтальный опрос

Вы должны были найти в разных источниках определение свободы. (Учащиеся зачитывают определения свободы.)

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь

Какое из этих определений подходит больше к поступку девочки?

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода? (Проблема!)

• 6.Инсценирование притчи "Урок Соломона о свободе"

-Почему рабы закидали камнями дом своего освободителя?

-Нужна ли была им свобода?

-Почему?

-Как бы следовало поступить хозяину?

СЛАЙД 10. 7.РАБОТА В ГРУППАХ.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.

Чтение высказываний учёных мыслителей и беседа.

• Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты согласен или не согласен? Отметь ( + - согласен, - - не согласен) и объясни свою точку зрения.

Для свободных - все высоты достигаемы. (Максим Горький)

Давайте, вспомним, как говорил об этом царь Соломон.

Нельзя постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним. Нельзя достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт. Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы? День сменяет ночь, а ночь – день.

• Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. (Бернард Шоу)

• Сценка «Свобода и ответственность»

Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса:

Какие вопросы советовал задавать себе царь Соломон?

• Что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным.(Царь Соломон)

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. (Демокрит)

11 . Инсценирование. ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

- А ты что, не видишь? Я Свобода.

- Какая ещё Свобода? Не знаю таких.

- «Какая-какая» - обижается Свобода . - Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.

- Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

- Ну в общем так, - наконец говорит она .

- Понятно, - ехидничает собеседница .

- Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.

- Знаем, читали, - собеседница зевает .

- Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.

- Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например. Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.

- Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.

- А ты-то кто такая умная?

- Я? - гордо , - Я Ответственность.

- Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.

- Ммм. - Свобода напряженно мыслит , - Наверно.

- Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается . - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.

- Слу-ушай! - радуется Свобода . - Да это же закон природы!

- Да ясно, ясно. Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.

- Ответственность, я тебя обожаю!

- Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.

- Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!

СЛАЙД 12. Каждый человек свободен в своем выборе, но должен помнить, что несет ( Слайд 3) ответственность за свои решения.

СЛАЙД 13. Как вы понимаете, что такое ответственность?

обязанность отвечать

а также их последствия.

СЛАЙД 14. Каждый человек свободен в своем выборе, но должен помнить, что несет (Слайд 3) ответственность за свои решения.

Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.

Ответственность с годами растет.

Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.

Работа в парах.

СЛАЙД 16. Дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Дети несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Архитекторы несут ответственность за______________________.

Художники несут ответственность за________________________.

Журналисты несут ответственность за_______________________.

Человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора .

преднамеренность

должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.

• О чём должен подумать человек, прежде чем сделать выбор решения? ( О каких отношениях? Ученик – учитель, ребёнок- родитель, человек – общество)

8.Итог урока. Чтение учителем отрывка из статьи

Как воспитать настоящего человека

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

Что такое свобода?

Что такое моральный выбор?

•В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек?

Всегда нужно помнить:

9.Релаксация.

Задание 5 Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

Мне было скучно

Мне не все понравилось на уроке

Мне было интересно на уроке

10.Домашнее задание. 1)Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Нравственность, мораль, обычай, закон 2)Справедливость, правосудие, свобода, ответственность 3)Традиционное общество, ручной труд, индустриальное общество, община, сельское хозяйство 4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.

 2) Выберите примеры : 1 – соответствующее моральным нормам; 2 – не соответствующее моральным нормам Милосердие Грубость Бескорыстие Нетактичность Вежливость Низкая культура поведения Равнодушие Доброжелательность

2) Выберите примеры : 1 – соответствующее моральным нормам; 2 – не соответствующее моральным нормам

3). Чего не хватает?

• Политическая, экономическая, социальная, ________ сферы

• Реформа, эволюция, модернизация, _____ .

 4). Что общего? • Загрязнение воздуха • Угроза ядерной войны • Распространение инфекционных заболеваний - ______________________ 2)Религия, мораль, наука, искусство, образование, философия- ________________.

4). Что общего?

• Угроза ядерной войны

• Распространение инфекционных заболеваний - ______________________

2)Религия, мораль, наука, искусство, образование, философия- ________________.

5) Расположите в правильном хронологическом порядке : Постиндустриальное общество. Традиционное общество. Индустриальное общество 6)Назовите главную ценность каждого из представленных обществ : « Земля » « Капитал » « Знание »

5) Расположите в правильном хронологическом порядке :

6)Назовите главную ценность каждого из представленных обществ :

Ученье – свет, а не ученье – тьма. Сперва аз да буки, а потом науки. Человек неученый - что топор неточенный. Повторенье - мать ученья. Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица) Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Сперва аз да буки, а потом науки.

Человек неученый - что топор неточенный.

Повторенье - мать ученья.

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)

Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)



«Главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания» К. Хан

«Главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания»

К. Хан

Составьте предложение со словом «Образование» _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________

Составьте предложение со словом «Образование»

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол и без Пушкина можно прожить…Вы согласны с этим утверждением? Проблема урока

Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол и без Пушкина можно прожить…Вы согласны с этим утверждением?

Проблема урока


ОБРАЗОВАНИЕ Система знаний человека о мире Обучение и воспитание личности Система социальных институтов обучения

ОБРАЗОВАНИЕ

Система знаний человека о мире

Обучение и воспитание личности

Система социальных институтов обучения

В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране проводился социологический вопрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице

Это имеет существенное значение

Это имеет некоторое значение

Не имеет существенного значения

Не имеет никакого значения

Затрудняюсь ответить

Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Каковы функции образования? (в чем назначение образования?)

Каковы функции образования?

(в чем назначение образования?)

Обучение и воспитание Подготовка квалифицированных специалистов Социализация Приобщение к современным технологиям

Обучение и воспитание

Подготовка квалифицированных специалистов

Социализация

Приобщение к современным технологиям

Самообразование

образование


 «Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор: 1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей); 2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

Родителям будущего первоклассника Игоря отказали в приеме в школу на том основании, что в первых классах все места заняты. Родители обратились в Департамент образования с просьбой разобраться в правомерности действий директора школы. Дайте свой ответ, опираясь на закон об образовании.

Родителям будущего первоклассника Игоря отказали в приеме в школу на том основании, что в первых классах все места заняты. Родители обратились в Департамент образования с просьбой разобраться в правомерности действий директора школы. Дайте свой ответ, опираясь на закон об образовании.

Кирилл с детства является человеком с ограниченными возможностями и не может самостоятельно передвигаться. Родители отказались возить его в школу из-за того, что они целый день заняты на работе. Кириллу было уже 11 лет, но в школе он не учился ни одного дня. Правомерны ли действия родителей? Предложите варианты решения проблемы, опираясь на закон об образовании.

Кирилл с детства является человеком с ограниченными возможностями и не может самостоятельно передвигаться. Родители отказались возить его в школу из-за того, что они целый день заняты на работе. Кириллу было уже 11 лет, но в школе он не учился ни одного дня. Правомерны ли действия родителей? Предложите варианты решения проблемы, опираясь на закон об образовании.

Олегу нравились уроки химии, физики и математики, но он все время сбегал с уроков русского языка и литературы. На вопросы учителей и родителей он говорил: меня читать писать научили, а больше мне и не надо и на уроки можно не ходить». Прав ли Олег. Ответ аргументируйте текстом закона об образовании.

Олегу нравились уроки химии, физики и математики, но он все время сбегал с уроков русского языка и литературы. На вопросы учителей и родителей он говорил: меня читать писать научили, а больше мне и не надо и на уроки можно не ходить». Прав ли Олег. Ответ аргументируйте текстом закона об образовании.

Вася постоянно грубо разговаривает с учителями, на уроках громко смеется, рассказывает на весь класс анекдоты, не выполняет задания учителя. На все требования учителя отвечает: «Я не нарушаю законов. В школу хожу, экзамены сдаю». Прав ли в своем ответе Вася? Какими нормами закона регулируется данная ситуация.

Вася постоянно грубо разговаривает с учителями, на уроках громко смеется, рассказывает на весь класс анекдоты, не выполняет задания учителя. На все требования учителя отвечает: «Я не нарушаю законов. В школу хожу, экзамены сдаю». Прав ли в своем ответе Вася? Какими нормами закона регулируется данная ситуация.

Фредерик Шопен, польский композитор. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена.

Фредерик Шопен, польский композитор.

Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена.

Образование Александра Грибоедова А. Грибоедов принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Александр Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел языками: французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки.

Образование Александра Грибоедова

А. Грибоедов принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Александр Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел языками: французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки.

В 1960—1965 годах Владимир Путин учился в школе-восьмилетке № 193 г.Ленинграда. После поступил в среднюю школу № 281 (спецшкола с химическим уклоном на базе технологического института), которую он окончил в 1970 году. В 1970—1975 годах учился на международном отделении юридического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ). В 1975 году окончил юридический факультет ЛГУ. По распределению был направлен на работу в Комитет государственной безопасности. В 1975 году окончил «Курсы подготовки оперативного состава» на Охте («401-я школа»), аттестован младшим офицером (старший лейтенант юстиции) в системе территориальных органов КГБ СССР.

В 1960—1965 годах Владимир Путин учился в школе-восьмилетке № 193 г.Ленинграда. После поступил в среднюю школу № 281 (спецшкола с химическим уклоном на базе технологического института), которую он окончил в 1970 году.

В 1970—1975 годах учился на международном отделении юридического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

В 1975 году окончил юридический факультет ЛГУ. По распределению был направлен на работу в Комитет государственной безопасности. В 1975 году окончил «Курсы подготовки оперативного состава» на Охте («401-я школа»), аттестован младшим офицером (старший лейтенант юстиции) в системе территориальных органов КГБ СССР.

 Проблема урока Можно ли добиться успеха в жизни, не имея образования? Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ»

Проблема урока

  • Можно ли добиться успеха в жизни, не имея образования?

Проблема урока

  • Можно ли добиться успеха в жизни, не имея образования?
  • Аргументы «ЗА» -Аргументы «ПРОТИВ»

Образование нужно, для того, чтобы найти престижную работу. Образование нам нужно для того, чтобы повысить свою самооценку, чувствовать себя в обществе грамотным человеком, который разбирается в науке, искусстве, культуре и других сферах развития общества. Жизнь идет вперед, меняются требования, и сегодня общество требует специалистов высокого уровня. Проходит усиленными темпами развитие техники и информационных технологий, а это значит, что нужны специалисты, которые будут разбираться во всех новинках.

Достаточно читать, писать научиться и широкие просторы жизни (со всеми ее перспективами), ложатся к ногам. Только успевай использовать те шансы и возможности, которые попадутся на пути. Многие знания, полученные даже на школьной скамье, в дальнейшем никогда не применяются.

Синквейн со словом «Образование» Одно существительное Два глагола Три прилагательных Предложение Синоним

со словом «Образование»

Домашнее задание:

Учёный кот-полиглот

Басня Сергея Михалкова

В испуге от Кота спасалась бегством Мышка, И вот ещё чуть-чуть — и ей пришла бы крышка! Да подвернулась норка на пути: Не часто может так Мышонку подвезти! Кот возле норки сел, притих и, переждав, Затявкал no-собачьи: «Тяв! Тяв-тяв!» Известно, что мышам не так страшна собака! Тут Мышка вылезла… И ей пришёл конец! «Один чужой язык полезно знать, однако!» — Заметил про себя учёный Кот-хитрец.

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта? 1) начальном общем 2) основном общем 3) среднем общем 4) среднем профессиональном

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском

конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной

Проблематика соотношения права и справедливости настолько многоаспектна, что я позволю высказать лишь некоторые соображения.

1. Как и все социокультурные ценности и право, и справедливость рождены обществом и их содержание никогда не может являться неизменным и объективным, не зависящим от воли и сознания людей – и право, и справедливость зависят от исторического времени (в древней Греции и Риме неравенство от природы между гражданами и рабами воспринималась как справедливая, а в Новое время, во времена французской буржуазной революции именно природное равенство людей воспринималось как справедливость) и от культуры (в идеациональных культурах с изначальным приматом духовных ценностей над чувственными и материальными справедливость носит религиозный и подчас иррациональный, императивный характер, в чувственных светских культурах с приоритетом материальных ценностей над духовными справедливость зачастую носит прагматичный характер (утилитаризм Бентама: справедливость как польза для максимального количества людей), рационализируется и количественно вычисляется ).

Таким образом, право и справедливость носят относительный в историческом времени и культурах характер – «право несправедливо настолько, насколько несправедливо само общество».

2. Право (jus) и справедливость (justicia) неразрывно связаны друг с другом, и не только этимологически – и право, и справедливость выполняют оценочную функцию. Право любого государства и международное право не могут игнорировать соображения справедливости, в отношении которых в обществе имеется устоявшееся согласие большинства. Хотя правомерное поведение и может являться несправедливым, а неправомерное поведение – справедливым, все же право должно стремиться к единству с превалирующими в обществе представлениями о справедливом – в противном случае эффективность действия правовых норм значительно понизится. «Мысль о справедливости придает праву богатую содержательную окрашенность, гибкость и динамику; она подпитывает критическое восприятие конкретного права, но удерживает правовое существо от нигилизма».

3. Право никогда не сможет полностью актуализировать, выразить и реализовать абсолютную справедливость, потому что отсутствуют общие для всех граждан того или иного государства представления о справедливости. Являясь результатом борьбы различных общественных сил, право не может быть одинаково справедливым для каждой из этих общественных сил, в праве всегда будет оставаться момент партийности и несправедливости, момент предпочтения интересов одних, более властных или больших социальных групп интересам других, менее властных или меньших по количеству групп.

«Тот факт, что реальная правовая система не в состоянии в полной мере соответствовать общественному чувству справедливости, указывает лишь на органическую связанность с правовой жизнью всех других форм социального и духовного бытия людей, в особенности же – на связанность права с моралью».
4. «Чисто рационального, технического решения проблемы справедливости не существует. Осуществление справедливости нельзя свести к логическим процедурам, к какому-то принципу, приводящему механизм справедливости в действие. Проблемой оказывается не реализация требования справедливости, а сохранение установки на справедливость, на ее ценность, независимо от того, удачно или неудачно мы действуем в том или ином направлении, можно ли вообще надеяться на справедливость в конкретном случае».

В то же время целый ряд философов и правоведов пытались четко обозначить вполне конкретные принципы справедливости. Примерами могут служить: беспристрастный, одинаковый для всех граждан закон Аристотеля, категорический императив И. Канта, максимальная польза для большего числа людей И. Бентама, принципы процессуальной справедливости Л. Фуллера, такие как «законы должны писаться доступным для граждан языком», «закон должен быть изложен в общих понятиях», «закон должен быть публично провозглашен, опубликован», «законы не должны требовать от своих адресатов неисполнимого», «законы не должны иметь обратной силы», «законы не должны настолько часто меняться, что субъект не может основывать свои действия на положениях закона», «положения закона не должны противоречить друг другу», «процесс реализации закона властными субъектами должен соответствовать положениям закона», два принципа справедливости Дж. Роулза – «каждый человек должен иметь максимальную политическую свободу, совместимую с подобной свободой для всех остальных», «неравенство в распределении власти, богатства, доходов и прочих ресурсов не должно существовать, кроме как в той мере, в какой оно способствует абсолютной выгоде наименее преуспевающих членов общества».

5. «Вопрос о том, что справедливо, а что – нет, не может быть удовлетворительно решен в отрыве от конкретной ситуации. Единый алгоритм решений отсутствует. Реализацию справедливости … невозможно запрограммировать, равно как невозможно однозначно оценить наши усилия на предмет их удачности с правовой или моральной точек зрения».

6. Проблема справедливости связывается не только с равенством и соразмерностью, но и «с существованием индивидуального начала в действующем субъекте». Проблема поиска гармонии между равенством и беспристрастностью как основы формальной юридической справедливости и индивидуальным личностным началом в праве, началом человечности, гуманизма, милосердия как основы содержательной индивидуализирующей справедливости – есть основная проблема взаимодействия права и справедливости.

• Справедливость как равенство и соразмерность. Формальная юридическая справедливость, справедливость закона или справедливость как равенство («уравнивающая» справедливость Аристотеля) – применение равной меры к неравным людям («закон обязателен для всех», «закон говорит всем одним языком»), а также создание равных условий разным лицам и их группам для реализации их прав. Формальная уравнивающая справедливость диктуется самим фактом общего сосуществования людей, необходимости взаимодействовать, а также наличием общих для всех людей физиологических и социальных потребностей; иногда формальная уравнивающая справедливость объясняется с теологических позиций как равенство всех людей, наделенных свободой воли, перед Богом.

Формальная уравнивающая справедливость обеспечивается взаимными уступками, согласованием интересов. Без формальной уравнивающей справедливости представить современное западное право практически невозможно – она является основой всего правового поля современной западной цивилизации. В правовой сфере формальная уравнивающая справедливость проявляется и в равной для всех людей правоспособности (способности иметь права и обязанности), в равных общегражданских правах и обязанностях, в определении нормы права как общего, одинакового для неограниченного множества лиц правила поведения, соблюдение которого требуется в равной мере от каждого, кто подпадает под действие этого правила.

В сфере правосудия формальная юридическая справедливость проявляется в равном отношении ко всем участникам процесса независимо от их пола, возраста, религии, расы, имущественного, семейного положения, профессии, национальности, политических взглядов, принадлежности к тем или иным религиозным и иным общественным объединениям – т.е. справедливость правосудия – есть прежде всего беспристрастность (богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах). Один из принципов естественной справедливости в английском праве звучит: «при рассмотрении дела необходимо выслушать обе стороны».

Справедливость в сфере правосудия выражается также и в единообразии правоприменительной практики – сходные по правовой природе дела должны рассматриваться и разрешаться сходным образом, в противном случае справедливое правосудие не может быть осуществлено. Справедливость как равенство в сфере юридической ответственности проявляется в таком признаке правонарушения как наказуемость каждого правонарушителя и, понятая как принцип эквивалентности социальных отношений, предполагает соразмерность, пропорциональность меры и размера наказания тяжести преступления, а по гражданско-правовым деликтам – пропорциональность компенсации тому моральному, физическому и имущественному ущербу, который был нанесен потерпевшему правонарушением. «Калькулирующая» справедливость как соразмерность, эквивалентность, пропорциональность в уголовном праве проявляется также в понятии «необходимая оброна» – соразмерность средств защиты характеру нападения.

Важно также отметить, что понятие «соразмерность» непосредственно зависит от принятой в том или ином обществе в конкретный исторический период системы ценностей, а потому соразмерность всегда зависит от исторической эпохи и от культуры – нет вневременной и внекультурной соразмерности. На ранних этапах своего развития многие культуры понимали соразмерность-справедливость как нанесение наказания, равного по тяжести совершенному преступлению – т.н. талион в его зеркальной, символической или абсурдной формах. Впоследствии понятие соразмерной справедливости стало более гибким: талион постепенно заменялся композицией – чисто арифметическое равенство и соразмерность стали заменяться геометрическим равенством, происходил переход от непосредственной эмоциональной реакции на совершенное правонарушение (зеркальный талион) к более рациональной, «оценивающей», «калькулирующей» справедливости.

Виктор говорит: "Справедливость требует ограничения свободы"
Наташа ему отвечает: " Нет, ограничение свободы - это несправедливо".
Кто прав в этом споре?

Свобода всегда предполагает ответственность. Потому как свобода БЕЗ ответственности за то, как ты этой свободой пользуешься, называется беспределом (в традициях русского языка - волей. Этим как раз и отличается менталитет русского народа от европейцев: у нас народ всегда стремился к воле, а не к свободе. ) . Необходимость ответственности следует из того простого соображения, что люди равноправны (не равны, а равноправны) . Значит, не может быть свободы для одного или для немногих - свобода должна быть одинакова для всех.
А раз свободы без ответственности не бывает и раз свобода есть общее право, то она не может не быть ограниченной: да, я могу делать что угодно, но при условии, что это не мешает другим - как минимум не приносит им вреда. А значит, свобода ДОЛЖНА БЫТЬ ограничена разумным законом - но ТОЛЬКО законом, а не произволом властей. Или чьим-то ещё.

жестоко вы однако. Денис, Вы вопрос правового хар-ра превращаете в разговор о полах. тут не об этом говорится. и почему это девушки глупее?

вообще идеальный вариант это свобода человека полная, при этом эта свобода не затрагивает интересы других, не мешает реализации чужой свободы. то есть свобода в перделах. хотя это скорее ближе к первому варианту. что ограничена свобода

Свобода одного человека ограничивается свободой другого человека. Это данность, рассуждать тут о справедливости - все равно что рассуждать, справедливо ли, что одни животные убивают других ради еды и безопасности.
У каждого свобода и степень потребности в ней индивидуальны, может, в будущем и выведут какую-то формулу справедливого распределения свободы между людьми. А пока все на договорной основе желательно делать.

Я думаю, что правы и Наташа, и Виктор. Ограничение свободы для человека - это несправедливо. Здесь Наташа права. Каждый современный человек должен иметь право на свободу во всех её проявлениях. Но свобода всегда предполагает ответственность каждого свободного человека за свои поступки. Иначе свобода одного человека будет нарушать свободу другого. Отсюда возникнут обиды, нападки друг на друга, а как следствие убийства, войны и хаос во всем мире. Значит свобода все-таки должна быть ограниченной. Каждый человек должен понимать, что он может делать всё что-угодно, при этом не нанося вреда другим, не нарушая свободу других людей. А значит, свобода должна быть ограничена разумными законами, едиными для всех. А тех, кто будет грубо нарушать эти законы нужно наказывать полным ограничением свободы. И это справедливо, ведь мы живем в обществе и должны уважать свободу окружающих нас людей. Получается, что Виктор тоже прав.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: