Введение мировых судов при ком

Обновлено: 19.04.2024

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII - начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть "Учреждений управления Российской Империей", где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы "Судебные уставы", которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.


Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование "неопороченности" (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность "просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли".

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;

2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. иски о личных обидах и оскорблениях;

4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается. 17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

Институт мировой юстиции в Республике Татарстан появился и создавался в 1999 – 2001 годах.

17 ноября 1999г. в Республике Татарстан, был принят Закон «О мировых судьях Республики Татарстан», который определил порядок создания и упразднения судебных участков и должности мировых судей, регламентировал замещение должностей мирового судьи, срок его полномочий, порядок утверждения структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи, а также финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Согласно этому закону мировые судьи избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Татарстан с учетом заключения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 31 мая 2000 года № 177 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан» (в ред. Закона РТ от 24.03.2020 № 11- ЗРТ), созданы в районах и городах республиканского подчинения Республики Татарстан 190 судебных участков и соответствующее ему количество должностей мировых судей. Работу мировых судей обеспечивает их аппарат, состоящий из 666 человек.

Структура и штатное расписание аппаратов мировых судей были утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 12.11.2007 г. № 626 (в ред.Постановления КМ РТ от 02.10.2020 № 893).

Организационно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение мировых судей Республики Татарстан до 1 августа 2004 года осуществляло Управление Судебного департамента в Республике Татарстан.

С 1 января 2007 года в соответствии с Законом Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» и в целях реализации функций Министерства юстиции Республики Татарстан организационно-методическое обеспечение (инициирование и подготовка нормативно-правовых актов для обеспечения деятельности мировых судей, методическое обеспечение ведения судебного делопроизводства, кадрового делопроизводства, изучение организации деятельности судебных участков и принятие мер к ее совершенствованию, ведение архива, решение вопросов обеспечения безопасности судебной деятельности мировых судей и судебных участков, общий анализ деятельности мировой юстиции, на его основе планирование развития и совершенствования деятельности) в соответствии Законом Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» возложено на Министерство юстиции Республики Татарстан (п.7 ст.10 Закона РТ «О мировых судьях Республики Татарстан»).

Законом Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О мировых судьях Республики Татарстан» от 24 марта 2004 года № 26-3РТ предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Республике Татарстан осуществляется за счет бюджета Республики Татарстан путем передачи финансовых средств Министерству юстиции Республики Татарстан либо иному республиканскому органу исполнительной власти, определенному Кабинетом Министров Республики Татарстан. Указом Президента Республики Татарстан от 7 июня 2004 года № УП-451 таким органом было определено Министерство юстиции Республики Татарстан. Таким образом, Министерство юстиции Республики Татарстан с 1 июля 2004 года осуществляет подготовку, приведение в актуальное состояние и тиражирование бланков процессуальных документов и бланков судебного делопроизводства, регистрационных журналов, обеспечение мировых судей периодическими изданиями и литературой, а также справочно-правовыми базами, ведение кадрового делопроизводства в отношении государственных служащих судебных участков, социальную защиту государственных служащих судебных участков, финансовое сопровождение средств, поступающих из республиканского бюджета, обеспечение помещениями, мебелью, компьютерами и другими материально-техническими средствами.

Кадровое обеспечения деятельности мировых судей Республики Татарстан (ведение кадрового делопроизводства в отношении мировых судей, социальная защита мировых судей) осуществляется Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан

Реализуя свои полномочия, мировые судьи полностью оправдали прогнозы, связанные с необходимостью возрождения института мировых судов. Ежегодно мировыми судьями Республики Татарстан рассматривается более 40% уголовных дел, свыше 60 % гражданских дел и почти 95% дел об административных правонарушениях.

(по материалам "Настольная книга мирового судьи:
Учебно-методическое пособие / Под ред.
проф.В.М.Лебедева. - М.:Издательство БЕК, 2002.)


Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами. Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку. В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г. С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г. в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

К большому сожалению, либеральное законодательство 1864 г. практически с первых же дней своего существования было подвергнуто изменениям не в лучшую сторону, так как, по меткому выражению И. В. Гессена, оно «вошло в государственный организм инородным телом». Эти изменения в историографии получили такие названия как: «контрреформирование», «подправление», «кризис», и по своей сути сводились к одному: не позволить развиваться усилению судебной власти, не позволить демократизации в судопроизводстве и сделать все, чтобы вернуть развитие к административной системе управления. В результате в стране стали вводиться специальные положения, которые стали ограничивать права и свободы человека.

До 1889 г. Правительством не принималось каких-либо мер в данном направлении, до тех пор пока не было принято в продолжающейся «судебной контрреформе» очередное наиболее реакционное «Положение о земских участковых начальниках», благодаря которому окончательно был разрушен принцип разделения судебной и административной властей. Данным законом был практически полностью уничтожен институт мировой юстиции.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России. Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением. Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве. Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности. Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

После долгих лет забвения, упоминание о мировой юстиции впервые прозвучало при принятии Постановления Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В данном постановлении регламентировалось, что мировые суды — это суды первой инстанции. Специфическая черта института мировых судей заключается в том, что они подразделяются на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и т. д.). Участковые (территориальные) — разрешают уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, на специализированные возлагаются контрольные функции там, где под угрозу подпадают свободы и права человека [8].

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники. Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Например, противники создания системы мировых судов выдвигали предложения по ограничению проведения судебной реформы только увеличением штатной численности судей районного звена, тем самым, они предполагали, что будет решена проблема по снижению рабочей нагрузки на судей районного звена. Однако, с принятием ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», регламентируется четкое обозначение действующих в Российской Федерации судов. К ним относятся федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, которые составляют вместе судебную систему РФ [4].

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений. На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран. Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. 1993. № 247.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, № 3, 06.01.1997
  3. Максимов В. В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 44.
  4. Сачков А. Н. Российская мировая юстиция: институционально-правовые основы // Российская академия правосудия. Ростов н/Д, 2017. С. 22.
  5. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 2015.
  6. Лонская С. В. Мировой суд в России (1864–1917 гг.): историко-правовое исследование. М., 2012.
  7. Терентьев Р. В. Реформа местного суда в России в начале XX в. (историко-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2015.
  8. Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
  9. Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, Россия, суд, мировой суд, судебная реформа, Временное правительство, выборный представитель, либеральное законодательство, мировое судейство, мировой судья.

Созданная в 1864 году на основании целого ряда уставов мировая юстиция в отличии от окружных судов, судебных палат и Сената (прообраза нынешних федеральных судебных органов) изначально планировалось именно как институт местной судебной власти.

Мировой суд был также призван реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства. На достижении подобных целей был направлен соответствующий указ, утвердивший судебные уставы 20 ноября 1864 года.

17 мая 1866 года. Первые в России учреждения в Петербурге и в Москве приступили к работе.

О тяжести труда, который приходилось нести столичным мировым судьям, можно судить по количеству находящихся на долю каждого из них дел. В 1886 г. был издан указ Сената по соединенному присутствию Первого и Кассационных департаментов «О мерах по устранению медлительности в делопроизводстве мировых учреждений».

Дальнейшая судьба мировых судов, как известно, была нелегкой. Популярные у народа учреждения не соответствовали общему бюрократическому строю государства, и Законам 1889 г. Вместо мировых судов на большей части территории Российской империи были введены судебно- административные установления (земские начальники, городские судьи, губернские собрания), которые обладали, как судебной, так и административной властью с сильным перевесом административных функций. Дальнейшие события всем хорошо известны: после 1917 года в России деятельность мирового суда, как и подавляющего большинства государственных структур, была прекращена.

И только на рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции, получивших уважение среди широких слоев населения.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 году обнародована первая часть «Учереждение управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти сто лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 года были обнародованы «судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности в судебную систему вводились новые суды – мировые.

Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списка кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.

Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы…принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».

В гражданском судопроизводстве мирового судьи были подсудны:

1. Иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не выше пятисот рублей;

2. Иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;

3. Иски о личных обидах и оскорблениях;

4. Иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6-ти месяцев;

Кроме того, мировым судьям были подсудны все дела частного обвинения.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.

Мировой суд бы окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон « О мировых судьях Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.

Таким образом, институт мировой юстиции не являются изобретением современной России. Мировые судьи в России существовали ранее, но развитие государства повлияло на появление других подходов к организации отечественной судебной системы и реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия.


В статье раскрывается момент зарождения судопроизводства с участием мировых судов в Российской империи. Рассматривается выборность судей, а также их компетенция.

Ключевые слова: суд, мировые суды, мировые судьи, мировая юстиция.

The article reveals the moment of the origin of judicial proceedings with the participation of Magistrate's courts in the Russian Empire. The electability of judges, as well as their competence, is considered.

Keywords: court, Magistrate's courts, justices of the peace, world justice.

До середины XIX века судебная система в Российской империи строилась в соответствии с «Учреждением о губерниях», которое было издано аж 1775 году [1].

Именно в этом акте мы могли видеть разделение судов на 3 уровня: уездные, губернские и общегосударственные. Суды в это время были сильно зависимы от административных учреждений, а также рассмотрение дел часто могло затягиваться на долгие годы.

Однако, в 1864 году была проведена комплексная реформа, благодаря которой произошла трансформация судебной власти. В результате данной реформы суды получили независимость от административных учреждений.

Помимо этого, граждане стали равными перед судебной властью, то есть теперь все сословия стали равны перед судом, физические лица получили одинаковые процессуальные права, а также процессуальную независимость [2].

В частности, в соответствии с этой реформой было создано две ветви судов, а также по две инстанции в каждом суде: мировые суды и мировые съезды, окружные суды и окружные съезды.

Мировая юстиция представляла собой достаточно приближенную к гражданам, обособленную замкнутую систему.

Мировые суды рассматривали только незначительный дела уголовной или гражданской направленности (уголовные — до года лишения свободы, а по гражданским делам сумма иска не должна была превышать пятьсот рублей).

Должность мирового судьи считалась очень сложной и общественно значимой. Мировые судьи имели собственный отличительный знак, а именно судья носил золотую цепь с изображением закона, ее судья получал при возложении на себя служебных обязанностей.

Избирались мировые судьи на свой пост уездным земским собранием сроком на три года [5], а в Москве и Петербурге мировые судьи избирались в городских думах также сроком на 3 года. К судьям предъявлялись следующе требования, лицо должно было [3]:

– достигнуть 25 летнего возраста;

– иметь высшее или среднее образование и/или стаж работы не менее 3 лет по судебному ведомству;

– во владении участок земли не менее 400 десятин с недвижимостью, которая бы оценивалась в 6 тыс., рублей (для взимания налога);

– лицо не должно было иметь задолженностей, а также не находиться под следствием.

Списки претендентов на должность судей составлялись местным предводителем дворянства, а утверждались Сенатом.

Судьи делились на два вида:

  1. участковый мировой судья;
  2. почетные мировые судьи.

Так участковые судьи получали содержание, а также они имели особое ограничение — участковые мировые судьи не имели право на совмещения своей должности ни с какой другой государственной или общественной службой.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей. Данный вид мировых судей имел право по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривать подсудные им дела.

Почетные мировые судьи избирались в схожем порядке, однако в отличие от участковых судей жалование они не получали. Это было связано с тем. Что эти лица исполняли свои обязанности исключительно в случае крайней необходимости. Также почетные судьи могли иметь совмещение своей должностью с государственной или общественной службой [4].

В соответствии с Судебными уставами судей не имели право уволить с должности в административном порядке, а также не могли временно отстранить от должности.

В то время судью могли лишить этой должности (до окончания 3 летнего срока) только в случае совершения судьей уголовного преступления.

Также для увольнения или отстранения судьи сам суд должен был вынести решение об освобождении их от занимаемой должности.

Были введены две судебные инстанции мировой юстиции:

  1. апелляционная инстанция;
  2. кассационная инстанция.

Апелляционной инстанцией для мировых судов считался съезд мировых судей. Данный съезд имел право создавать отделения в составе 3 мировых судей для рассмотрения апелляционных дел.

К компетенции председателя съезда мировых судей, избиравшегося мировыми судьями округа на 3-летний срок, относились:

– созыв общего собрания судей;

– распределение апелляционных дел между отделениями;

– представление докладов судьям.

Кассационной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей.

С целью создать звено судебной системы, которое было бы максимально доступным для народа, в мировых судах был предусмотрен упрощенный характер процедуры, то есть в этом судебном звене все формальности были сведены к минимуму.

Так в производстве по гражданским делам к мировому суду можно было обратиться без уплаты государственной платы, а также не требовалось употребления гербовой бумаги. Все решения мирового суда должны были записываться в Книгу.

В производстве по уголовным делам инициатива в возбуждении дела, а также в вызове свидетелей, представлении доказательств чаще всего принадлежала заинтересованному лицу, но иногда и полиции. Протокол судебного заседания велся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он обязательно заносился в протокол.

Мировые суды в таком виде просуществовали целых 25 лет, позднее мировые суды были упразднены. Только в некоторых местах они были сохранены (в столице, а также крупных городах).

В остальных городах были введены новые суды — городские суды. А в уездах судебная власть перешла к земским начальникам.

Таким образом, мы видим, что мировой суд того времени достаточно успешно обеспечивал доступность, простоту судопроизводства (это следует из того, что данная система применялась достаточно долгое время). Мировые суды представляли демократический институт того времени, который смог обеспечить более или менее справедливое производство по отдельным категориям дел, входящих в их компетенцию.

Основные термины (генерируются автоматически): судья, мировой, суд, дело, мировой суд, судебная власть, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, мировая юстиция, Российская империя.


В статье автор исследует генезис института мировых судей.

Ключевые слова: мировой суд, мировые судьи, судебная система, реформирование, судебная реформа.

Впервые мировой суд появился в Англии в 14 веке, Северной Америке был введен в 17 веке, во Франции 18 века и в 1959 году был ликвидирован [3, с.1755].

В Российской империи институт мировых судей появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году.

Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесные связи между европейскими государствами.

Именно эти факторы побудили российских правителей к разработке и созданию различных концепций, законопроектов, посвященных судебной реформе.

Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862–1864 года [3, с.1755]. Александр II определял их компетенцию в таких нормативно –правовых актах как: учреждения судебных установлений, устав гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями .

При выборе модели судебной системы в России законодатели выбрали ту, которая включает в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции, которые являлись родиной мировых судей. Российская юстиция делались на мировую и общую, каждая из которых имела особую независимую сферу действия. Из французской системы российский законодатель взял идею единой для общих и мировых судов кассационной инстанции. Однако судебная система России имела и свои отличия, учитывавшие самобытность общинного строя и правового уклада того периода.

Законодатель в лице мировых судей пытался создать суд, который отвечал бы требованиям таким как: разветвлённость, доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Основной целью этих судов было примирение сторон.

Одной из заслуг судебной реформы 1864 года было введение мировой юстиции, задача которой была освободить общие суды от большого количества малозначительных гражданских и уголовных дел и максимально приблизить правосудие к народу.

Генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции — как политически значимые — принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации.

Анализ предложений по реформированию отечественной судебной системы в XIX в. позволяет убедиться в том, что в основе аргументации в пользу идеи учреждения в России мировых судей были два важных обстоятельства: уничтожение крепостного состояния и необходимость решительного отделения судебной власти от власти административной [5, с.53]. Уничтожение крепостного права и освобождение крестьян представляло собой не только важнейший политический акт. Это был достаточно сложный процесс, причем как в техническом, организационном плане, так и с точки зрения юридической. Крестьянство к середине XIX в. составляло основную часть российского населения [5,с.55]. Межевание наделов, распределение усадеб на разряды по размерам годового оброка и расчет выкупной суммы, составление, разъяснение и исполнение уставных грамот, споры об отношениях помещиков и временнообязанных крестьян, устройство крестьянского самоуправления — вот лишь отдельные проблемы, урегулирование которых было следствием Манифеста 1861 г. и сопутствующих ему положений и правил.

Анализ памятников российского права позволяет сделать вывод, что многие элементы, присущие мировому судье и судопроизводству у него, не были полностью заимствованы из зарубежного законодательства, поскольку в России ранее существовали аналоги мировым судьям. Идеи самобытности развития России, на которые указывал еще Н. М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» 5 (1811 г.), оказывали свое влияние на развитие отечественного судоустройства и судопроизводства [2,с.117]. Объективно существовали определенные особенности, характеризующие судоустройство и судопроизводство, обусловленные наличием огромных территорий, особых климатических условий, общинного уклада жизни в России, большую часть населения которой составляли крестьяне.

Мировой судья в России как государственный институт вырастал из недр самоуправления территориальных единиц, но приобретал свой подлинный юридический статус лишь тогда, когда ему делегировались именно государственно-властные полномочия.

Зарождение института мировых судей вызвано объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка обусловили сосредоточение в руках одного лица не только административных, но и судебных функций. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса.

Таким образом, в Российской империи институт мировых судья появился в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно его судебной реформы. В некоторых частях огромной Российской империи суд не действовал и в 1889 году был вовсе упразднён. Мировая юстиция была восстановлена лишь в 1917 году. Появление законопроектов, которые предусматривали введение мировых судей, было обусловлено наличием объективных политических, социально-экономических и идеологических предпосылок, таких как: необходимость уничтожения крепостного права, кризис правосудия (отделение административной от судебной власти), тесными связями между европейскими государствами. Появление мировых судей в России было осуществлено в ходе судебных реформ 1862- 1864 года. Александр II определял их компетенция в таких нормативно — правовых актах как: учреждением судебных установлений, уставом гражданского судопроизводства, уставом уголовного судопроизводства, уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, судебная реформа, судебная власть, мировая юстиция, мировой суд, гражданское судопроизводство, Мировой судья, огромная Российская империя, Российская империя, судебная система.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: