Всякий раз когда государство предоставляет услуги или тратит деньги оно

Обновлено: 25.04.2024

Когда вы в последний раз пробовали зефир? Сколько вы съели — один, два или целую упаковку? Зефир — не только вкусное лакомство, но и способ проверки силы воли. Известный психолог из Стэнфорда Уолтер Мишель в 1970-х гг. проводил эксперимент, в рамках которого с помощью зефира проверял силу воли у детей. Учёный ставил лакомство перед ребёнком и, если малыш сопротивлялся искушению в течение 15 минут, награждал его вторым зефиром. Дети, которые не удержались, не получили от психолога дополнительных лакомств.

Как показал эксперимент, рациональный подход — более выгодный. Дети, которые смогли удержаться, в итоге получили больше зефира. Аналогичная ситуация и с вашими деньгами. Правильная оценка потребностей и рациональное распределение денежных средств помогут эффективнее накапливать собственный капитал.

Важно знать:

    все ваши расходы делятся на две категории — потребности и желания;

Для грамотного распределения финансов на расходы, сбережения и инвестиции используйте несколько правил.

  1. 50/30/20.
  2. 50/15/5.
  3. 30% на жильё.
  4. Планирование бюджета.

Правило 50/30/20

Идеальной методики планирования бюджета не существует, но правило 50/30/20 может стать надёжной отправной точкой. Суть в следующем: чистый доход, который остался у вас после уплаты налогов, надо разделить на предполагаемые расходы.

Например, ваш годовой оклад составляет 600 000 руб. Половину из этой суммы (300 000 руб.) вы тратите на основные нужды — оплату жилья, коммунальных услуг, кредита, обучения, на покупку еды, одежды и так далее. Окончательный список зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Следующие 30% (180 000 руб.) тратите на развлечения — поездку на отдых, покупку рыболовного снаряжения, музыкальной аппаратуры и т.д. А оставшиеся 20% (120 000 руб.) откладываете в качестве сбережений или инвестируете в активы, которые есть на фондовом рынке.

Такая процентовка расходов довольно условна: то, что подходит одному человеку, неприемлемо для другого. Сумма заработка может меняться из года в год, как и ваши потребности с желаниями. Взгляды на сбережения и инвестирование также со временем меняются. Тем не менее правило 50/30/20 взяли за основу сенатор от штата Массачусетс, США, Элизабет Уоррен и её дочь Амелия Уоррен Тьяги при написании книги «Всё ваше благосостояние», посвящённой эффективному распоряжению деньгами. Также они основали Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB).

50/30/20 — оптимальный вариант для граждан со средним доходом. Если же он невысок, подобная схема распределения средств не подходит: больше 50% зарплаты уходит на основные нужды. Тем, кто зарабатывает много, правило также не подходит, потому что им не приходится тратить половину на базовые потребности.

Правило 50/15/5

При таком варианте половина заработка расходуется на основные потребности, выплату кредитов и других долговых обязательств. 15% можно использовать для пенсионного взноса, а 5% поместить в резервный фонд. В итоге у вас останется 30% незадействованных средств. Как их потратить (на отдых или инвестиции), вы решите самостоятельно. Правило не сильно отличается от схемы 50/30/20. Здесь 20% делится на две части и перенаправляется на реализацию долгосрочных целей — пенсионное обеспечение и резервный фонд.

Правило 30% на жильё

Это метод распределения средств, при котором вы тратите не более 30% от дохода на жильё — ипотеку или арендную плату. Правило несколько устарело, так как было сформулировано в 1960-х гг. прошлого века как часть финансовых обязательств по государственному жилью, и с тех пор его условия не менялись. Цены на недвижимость за полвека выросли в разы, тогда как доходы многих граждан остаются примерно на том же уровне, поэтому правило 30% им не подходит.

Вы можете проанализировать текущее состояние рынка недвижимости, после чего рассчитать, что выгоднее — аренда квартиры или оформление ипотеки. Оптимизация расходов на приобретение собственной недвижимости, пусть даже и в кредит, поможет в будущем откладывать более существенные суммы на другие цели.

Распределение бюджета

Главный принцип управления деньгами таков: общая сумма расходов не должна превышать общую сумму доходов. Только так можно сохранить и приумножить собственный капитал.

Говоря о доходах, мы имеем в виду два вида прибыли:

    Валовой доход — ваш заработок до вычета пенсионных отчислений и налоговых выплат. Сюда можно отнести зарплату на основной работе, доход от сберегательных, инвестиционных счетов и так далее.

Именно чистую прибыль необходимо брать за основу при распределении бюджета.

Расходы

Все расходы делятся на две группы:

    Фиксированные (постоянные) — коммунальные услуги, кредит и другие ежемесячные выплаты.

У большинства граждан основные фиксированные расходы связаны с жильём. Также сюда можно отнести покупку продуктов, оплату учёбы, выплату долгов, кредита на авто и так далее. К периодическим расходам относится приобретение новой одежды, бытовой техники и другие траты.

Рис. 1. Наиболее популярные варианты расходов

Список ваших трат может отличаться. Вставьте свои варианты и посчитайте, во сколько обойдётся ваша жизнь, по следующей формуле:

стоимость жизни = общая сумма постоянных расходов + общая сумма периодических расходов.

Для подсчёта суммы годовых расходов умножьте величину ежемесячных трат на 12. Затем разделите все расходы на сумму чистой годовой прибыли, и вы поймёте, сколько денег останется на реализацию других целей.

Подобные расчёты проводите регулярно, например, раз в месяц. Вспомните, что вы покупали в течение «отчётного периода», и подсчитайте, сколько денег потратили. Если итоговая величина окажется меньше суммы чистого дохода, у вас получилось сэкономить, и можно отложить остаток или потратить на другие цели.

Сумма расходов каждый месяц не будет одинаковой, так как у вас могут быть разовые дорогие покупки (например, смартфон, кофемашина) или незапланированные траты (ремонт ноутбука, автомобиля). При планировании бюджета на год все расходы также следует делить на двенадцать месяцев, а внеплановые траты должны осуществляться из резервного фонда.


Накопление резервного фонда

Резервный фонд — отложенные деньги, которые нельзя тратить на текущие или периодические расходы. Они нужны на случай форс-мажорных обстоятельств — болезни, ДТП, потери работы и так далее. Создать чрезвычайный фонд довольно сложно, если вы живёте от зарплаты до зарплаты, но делать попытки экономить всё же нужно.

Некоторые финансовые консультанты советуют иметь в резервном фонде сумму, которая полностью покроет расходы на жизнь в течение трёх месяцев. Другие рекомендуют держать на чёрный день средства, которых хватит на шесть месяцев или даже больше. Сколько для вас будет достаточно — решайте сами.

Инвестиции в будущее

Если раздумываете над вложением средств, скорее всего, у вас уже определены цели. Возможно, это покупка дома, автомобиля, регулярные перечисления в пенсионный фонд и так далее. Определить точный процент из доходов, необходимый для инвестирования, довольно сложно, поскольку у каждого человека свои цели. Например, если вы рассчитываете на хорошую пенсию по достижении определённого возраста, нужно делать регулярные взносы в пенсионный фонд.

Что делать?

Планирование бюджета — это учёт ваших доходов и расходов с корректировками для достижения поставленных целей. Выполняется планирование в несколько шагов.

    Расчёт величины чистого дохода.

Если итоговый баланс получается положительным, значит, вы тратите не весь заработок и постепенно увеличиваете свой капитал. Отрицательная цифра свидетельствует о накоплении долгов.

Важно научиться вести учёт собственных средств. Планирование помогает грамотно распределить заработанные деньги на текущие расходы, сбережения и инвестиции.

Читайте в специальном материале, когда нужно начинать копить — сейчас или позже, и вы узнаете, почему время — деньги.

Представим себе человека, который не то чтобы крепок здоровьем и вообще хворает, и тут приходит к нему кто-то посильнее и решает изъять у него, скажем, почку. Она ему не то чтобы остро нужна, но вдруг пригодится, а донор – на то он и донор, чтобы делиться своими органами. Вот примерно так поступает правительство, Кремль – в общем, власть с подвластными ей бизнесом, обществом, просто людьми. Экономика хворает и никак не выздоравливает, но налоговая нагрузка повышается, хотя, как выясняется, дополнительные деньги бюджету не так уж нужны.

На прошлой неделе первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов назвал цифру, которая может поразить непосвященного: за оставшиеся до конца года пару с небольшим недель правительству осталось потратить 20% федерального бюджета, или 4 трлн руб. Посвященного же такой декабрьский рывок совершенно не удивит, так как в расходах государство медленно запрягает и быстро едет к концу года: как бы это ни сказывалось на инфляции, проектах, экономике, бизнес-планах, ожиданиях и проч. – традиции бюрократии соблюдаются свято.

Все, конечно, не потратят. По оценке Счетной палаты, не успеют потратить 1 трлн руб. Это куда больше, чем в прошлом году, когда непотраченными остались 780 млрд руб., которые были перенесены на этот год. И почти в 5 раз больше 220 млрд руб., что не были израсходованы в 2016 г. – тогда был ужесточен контроль за использованием бюджетных средств, с тем чтобы они не лежали на счетах компаний, принося им процентный доход. Но с жесткостью контроля резко выросла и не потраченная государством сумма. В этом году она еще больше увеличилась вместе с бюджетными расходами.

Путин ответил на слова Кудрина о неисполнении бюджета на 1 трлн рублей

Но бо́льшая сумма – не единственное отличие от прошлого года, есть еще одна немаловажная деталь. Государство еще не научилось тратить эффективно, зарабатывать тоже не научилось, т. е. развивать экономику и создавать благоприятные условия для бизнеса. А вот отбирать не разучилось. Оно в 2019 г. забрало дополнительную сумму у нас с вами – повысило НДС с 18 до 20%, что пополнит федеральный бюджет на 600 с лишним миллиардов рублей. Эту нагрузку разделили между собой население и бизнес: те компании, что смогли, заложили налоговую доплату в цены, а те, кому эластичность спроса сделать это не позволила, приняли расходы на себя. Эти налоговые риски для инфляции вынудили Центробанк проводить более жесткую политику. Сигнал бизнесу и населению был подан самый недвусмысленный – нужно, пожертвовав частью собственного благополучия, скинуться на выполнение экономической программы вновь избранного президента Владимира Путина.

Формально государство собрало деньги с нас с вами на нацпроекты, которые должны сделать нашу жизнь длиннее, здоровее, продуктивнее и счастливее. Часть этих денег чиновники, правда, пристроили нефтяникам на льготы и поддержку. Ну да ладно – дела у нефтяников, видимо, столь плачевны, что без денег населения им не выкачать нефть из недр.

Но оказывается, государство в этом году собрало деньги, внесло свою лепту в обеднение населения, в сокращение инвестиций, в замедление роста экономики, а значит, и в сокращение доходов бюджета – и, собрав, не потратило. Безусловно, эти деньги заложены в бюджет и будут потрачены в следующем году, но в этом до экономики не дошли. Может, оно, конечно, и к лучшему. В одобренном виде национальные проекты частями бесполезны, частями невыполнимы, а потому в целом вредны – они лишь увеличивают нервозность чиновников, повышают участие государства в экономике и превратились в нацпроект «как потратить».

Но почему бы перед тем, как собирать деньги, государству не научиться их расходовать более планомерно. Иначе, выходит, общество снова – на этот раз непосредственно – заплатило за неэффективность власти. Впрочем, иного результата и не стоило ожидать. Если человеку из года в год дозволяется плохо работать, он лучше работать не станет, понимая, что на дверь ему не укажут. Люди в правительстве и Кремле – начиная с Путина – не исключение.

Статья впервые опубликована 08.02.2016, обновлена 06.06.2022.

Невероятно, но факт: за год налоговая забирает у вас примерно полторы зарплаты. Эти деньги можно вернуть и потратить на новый айфон или отпуск у моря. Наша пошаговая инструкция расскажет, как улучшить своё финансовое положение за счёт налогового бюджета. Кстати, это совершенно законно.


Итак, вернуть деньги можно, если в прошлом году вы:

— купили квартиру или домик в деревне;

— платили за учёбу в школе или универе;

— лечили зубы и другие части тела.

Нашли подходящий пункт? Поздравляем — государство у вас в долгу.

Сколько денег можно получить

Вы можете вернуть 13% потраченной суммы, но не больше 13% от размера официальных доходов за год. Расскажем на примере:

Вы купили однокомнатную квартиру в Зеленограде за 2 миллиона ⃏. Государство должно вернуть 13% — 260 тысяч. При этом вы зарабатываете 80 тысяч в месяц — примерно 1 миллион в год. Значит в этом году вам вернут только 13% от миллиона — 130 тысяч ⃏. Оставшиеся 130 тысяч получите в следующем году.

Если квартира куплена в браке, и нет брачного договора, на налоговый вычет могут претендовать оба супруга. Если квартира стоила 2 миллиона ⃏, то сумма может быть поделена пополам или на разные доли (например, 70% на 30%) в пределах этой суммы.

Важно!

Вычет нельзя получить, если продавец ваш близкий родственником или член семьи.

Ещё пара примеров:

— поставили имплант из металлокерамики за 100 тысяч — вернёте 13 000 ⃏;

— заплатили за учёбу сына в ВУЗе 50 тысяч — получите 6 500 ⃏.

Как это работает?

Все ваши доходы облагаются налогом — 13% зарплаты забирает государство. Если получаете на руки 87 тысяч, значит ваша официальная зарплата — 100 тысяч ⃏, а 13 тысяч ваш работодатель перечисляет в налоговый бюджет. Когда вы тратите деньги на жизненно важные штуки (жильё, лечение, учёба), государство по доброй воле возвращает те самые 13%. Это закон.

Главное, чтобы ваши доходы были официальными (белая зарплата, задекларированные доходы от фриланса или предпринимательства), а расходы были подкреплены документами.

Что нужно сделать

Если коротко, нужно собрать документы, отнести их в налоговую и написать заявление на возврат денег из бюджета. Также можно сделать всё удалённо через Госуслуги. Максимум через 4 месяца на ваш банковский счёт поступят деньги.

Список документов зависит от того, куда вы тратили деньги. Начнём с бумажек, которые нужны в любом случае:

Справка 2-НДФЛ за предыдущий год — в ней отражена ваша зарплата, премии, отпускные и прочие выплаты. Эта справка сама подтягивается в личный кабинет налогоплательщика, если работодатель уже отчитался за прошлый год.

Декларация 3-НДФЛ — это специальный отчёт, в котором нужно отразить все доходы за 2020 год: зарплату, дивиденды, доходы от продажи акций и имущества, доходы от предпринимательства, фриланса и так далее. Не нужно декларировать доходы от рэкета, работорговли и те доходы, которые налоговая не сможет отследить.


Декларация простая. Её можно заполнить самостоятельно в личном кабинете налогоплательщка или при помощи программы Декларация, а можно поручить знакомому бухгалтеру. Возьмите с собой 2 копии: одну отдайте инспектору, на второй попросите поставить отметку налоговой. Если декларация затеряется в недрах бюрократической машины, у вас будет подтверждение.

Если купили жильё

Вы можете вернуть 13% стоимости купленного жилья. Максимальная сумма, с которой вернут деньги, если вы заплатили за квартиру собственными средствами — 2 миллиона ⃏. Если купили квартиру в ипотеку — 3 миллиона ⃏.

Даже если вы купили квартиру за 10 миллионов или пять квартир по миллиону за штуку — получите 13% от 2 миллионов. Не больше.

Есть лайфхак: можно оформить жилплощадь в долевую собственность. Покупаете квартиру за 5 миллионов пополам с супругом — каждый из вас получает 13% с двух миллионов ⃏. Итого: 260 тысяч каждому или 520 тысяч на семью.


Чтобы оформить возврат налогов при покупке жилья, нужны:

— копия договора купли-продажи с застройщиком или собственником;

— или акт приема-передачи и договор участия в долевом строительстве;

— копия документа об оплате: чека, квитанции, расписки продавца;

— свидетельство о государственной регистрации права (если ещё не зарегистрировали квартиру — сделайте это);

— заявление от супругов, если вычет был распределён.

Если брали ипотеку, можно вернуть ещё 13% с уплаченных процентов (с трёх миллионов ⃏ максимум). Проценты с процентов, Карл! Это значит, можно получить ещё 390 тысяч. Для этого нужны:

— копия кредитного договора с графиком платежей по ипотеке;

— справка из банка об уплаченных за год процентах;

— документы, подтверждающие оплату: обычно достаточно принести справку из банка, но некоторые налоговые требуют платёжки, лучше перестраховаться.

По закону можно вернуть деньги, потраченные на ремонт жилья. Но на практике это почти бессмысленно. Во-первых, квартира должна быть с черновой отделкой — это фиксируется в акте сдачи-приёмки. Стоить при этом она должна меньше двух миллионов. Два миллиона — это максимальная сумма, с которой можно вернуть расходы на приобретение жилья. А ремонт — это та же статья расходов.

Если умудрились купить новую квартиру за полтора миллиона и ещё 500 тысяч вложили в ремонт — собирайте все чеки за отделочные материалы и за работу мастеров. Если ремонт делают частники без договора — ничего не выйдет.

Если платили за учёбу или за лечение

В этом случае максимальная сумма, с которой можно вернуть деньги — 120 тысяч ⃏. При этом лимит общий для расходов на учёбу и лечение. Допустим, в 2020 вы решили получить второе высшее и вылечили верхний ряд зубов. За семестр заплатили ВУЗу 50 тысяч, у стоматолога оставили 150. Можно ли претендовать на возврат с 200 тысяч? Нет, вам вернут 13% со 120 тысяч — 15 600 ⃏.

Лечить можно себя и семью: супруга, родителей, детей. Лимит остаётся прежним — 120 тысяч. Лечиться можно только в лицензированных российских клиниках. За БАДы и посещение знахаря-шамана деньги не вернут.

Если оплачиваете учёбу детей, общий лимит увеличивается на 50 тысяч за каждого. Учиться можно в негосударственных заведениях и даже за границей. Главное, чтобы у учителей была лицензия.


Чтобы вернуть деньги за лечение или обучение, нужны:

— копия лицензий на право оказания медицинских или образовательных услуг;

— копии договоров на предоставление услуг;

— копии документов об оплате;

— справка из медицинского учреждения об оплате услуг (только в случае лечения);

— копии документов, подтверждающих родство (если платили за родственников).

Если каких-то документов нет, позвоните в учреждение и попросите администратора их подготовить. Кстати, деньги можно вернуть за три последних года. Если лечились и учились в 2018, 2019 и 2020, можно попросить деньги за три года сразу.

Запоняем заявление на получение налогового вычета

Заявление на получение налогового вычета подаётся через ЛК налогоплательщика. Если у вас его нет, захотите через сайт Госуслуги, для вас создадут новый. Обычно он формируется на следующий день.

Дальше выбираем раздел «жизненые ситуации».


Выбираем «запросить справку и другие документы», а следом «получить справку о подтверждении права на получаение имущественного вычета». Если у вас ещё нет электронной подписи, страница сама перенаправит на её получение. Все данные предзаполнены, остаётся придумать пароль.

После этого возвращаеся к заполнению заявления. Выбираем собственность, заполняем рассходы и добавляем работоателя. Заполняем наименование ИНН и КПП, дублируем сумму расходов.



Если коротко

Таким же способом можно вернуть деньги за благотворительность, страхование жизни и операции с ценными бумагами. Рассказывать обо всём подробно не будем — отличается только набор документов. Если будут вопросы — пишите, мы ответим.

Ещё раз перечислим, что нужно сделать:

— получить справку 2-НДФЛ у работодателя или в личном кабинете налогоплательщика;

— заполнить декларацию 3-НДФЛ;

— заполнить заявление на возврат налогов;

— сделать копии документов, подтверждающих расходы (договоры, лицензии, чеки, квитанции, свидетельства на право собственности) или сразу подгрузить сканы в кабинет.

Копии документов нужно самостоятельно заверить в таком формате: «Копия верна. Подпись. Расшифровка. Дата.» Оригиналы лучше взять с собой — на случай, если возникнут вопросы. Не забывайте паспорт.

Отправляйтесь в налоговую по месту прописки. Можно заранее записаться на определённое время через сайт налоговой. Объясните инспектору, что хотите вернуть деньги по такой-то статье расходов. Эти же действия можно проделать через Госуслуги, без визита в инспекцию.


По закону у налоговой есть три месяца на проверку декларации и ещё месяц, чтобы перевести вам деньги. На деле, деньги могут прийти уже через месяц. Осталось решить, как их потратить :)

Отправьте эту статью своим друзьям, коллегам или сотрудникам. Они тоже вернут себе немного денежек из бюджета, а вы получите плюс в карму.

С 1 сентября российская молодежь может оформить «Пушкинскую карту». Ее можно использовать для оплаты билетов на культурные мероприятия: концерты, выставки, спектакли. Деньги на карту кладет государство, и каждый год лимит будет обновляться.

Вот кто может участвовать в программе, сколько денег дают на оплату билетов и как их использовать.

Кто может получить «Пушкинскую карту»

Эту карту предложил ввести президент. Она пригодится школьникам и студентам для культпросвещения. Так государство участвует в расходах на билеты для посещения интересных мероприятий.

Фактически «Пушкинская карта» — это обычная карта платежной системы «Мир». Ее выдает банк, а государство переводит деньги на счет. Владелец карты платит ею при покупке билета и может идти в музей или филармонию за счет бюджета.

Условия для оформления:

  1. Гражданство РФ.
  2. Возраст от 14 до 22 лет.
  3. Наличие паспорта.
  4. Подтвержденная учетная запись на госуслугах.

Других требований нет. Можно уже не быть студентом: карту выдают с учетом возраста. Главное, чтобы уже исполнилось 14, но еще не было 23 лет. Доходы получателя тоже не повлияют. Баланс одинаковый и для зажиточной молодежи, и для школьников из малообеспеченных семей.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Как получить карту

«Пушкинская карта» может быть виртуальной или пластиковой — они имеют одинаковую силу.

Виртуальная карта. Ее можно оформить в приложении «Госуслуги.Культура»:

После авторизации под учетной записью госуслуг нужно сделать селфи для подтверждения личности — оно останется на аватарке. Примерно так же работает приложение для самозанятых. Фото обещают никуда не передавать. После выпуска карты в приложении ею уже можно пользоваться.

Пластиковая карта. В 2021 году ее оформляет только «Почта-банк», а сделать это можно будет только с октября. Но если оформили виртуальную карту онлайн, получать физическую необязательно.

Чтобы использовать баланс текущего года, карту нужно оформить до 31 декабря.

Сколько денег будет на карте

Но реальность такова, что жители небольших населенных пунктов вряд ли смогут эффективно распорядиться деньгами: у них в поселках просто нет подходящих мероприятий, нужно ехать в города, а деньги на проезд бюджет не возмещает. Разве что учебные заведения организуют какие-то групповые поездки.

Плюс в том, что картой можно оплатить мероприятие где угодно в России, не только в своем регионе. Например, класс может поехать на каникулы в Санкт-Петербург — и все дети оплатят билеты в музеи и театры «Пушкинскими картами», то есть за счет бюджета.

В 2022 году лимит по «Пушкинской карте» составит 5000 Р . Но неиспользованный остаток с 2021 года не прибавится к этой сумме, а сгорит. То есть если на 1 января 2022 года на карте будет лежать 3000 Р , государство добавит еще 2000 Р — и всего получится 5000 Р .

Тем, у кого на карте ничего не останется, в 2022 году на нее зачислят 5000 Р . Больше 5000 Р 1 января 2022 года ни у кого на «Пушкинской карте» не будет.

Как платить «Пушкинской картой»

Как обычной банковской картой:

  1. Выберите мероприятие из афиши.
  2. Оплатите онлайн или расплатитесь картой в кассе.
  3. Получите билет с пометкой, что он оформлен по программе.
  4. Возьмите документы для подтверждения личности, чтобы войти по билету.

Билет можно купить только на свое имя.

Можно ли использовать карту для оплаты билетов на Инстасамку и Элджея?

«Пушкинская карта» подходит только для оплаты мероприятий из списка партнеров программы. Популярных у молодежи исполнителей и героев соцсетей там не будет. Зато можно купить билет на выставку изделий из стекла, концерт классической музыки, лекцию об истории искусства или спектакль по пьесе Чехова с Александром Петровым в роли Лопахина.

Правда, из-за технического сбоя в первые дни действия программы обладатели карт все же смогли оплатить ею билеты на концерты вне программы. Возник вопрос, что теперь делать: вроде бы деньги потрачены не на установленную цель, но никто не виноват.

«Почта-банк» неплохо справился с этой ситуацией: билеты их обладателям просто подарили, а баланс карты обещают пополнить на потраченную сумму. Ее теперь снова можно будет использовать, но только на музеи и выставки.

Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.

Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.

Что такое доходы и расходы

К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.

Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.

1. По постоянству:

  • регулярные или постоянные платежи;
  • разовые платежи (возникающие незапланированно).

2. По времени возникновения:

  • ежемесячные;
  • ежеквартальные;
  • ежегодные.

3. По необходимости:

Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.

Бюджет и его разновидности

Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.

При формировании бюджета возможны три ситуации:

    Доходы меньше расходов. Тогда возникает потребность в заёмных средствах, и людям приходится брать деньги в долг или в кредит.

Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.

В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.

Способы учёта собственных средств

Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.

Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.

Пример таблицы с данными по Доходам и расходам

Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.

Поэтому рекомендуется добавить суммовые столбцы «План» и «Факт», а также более подробно расписать статьи доходов и расходов.

Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.

Рекомендации по ведению и планированию бюджета

Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.

Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.

Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: