Вправе ли российский гражданин открыть счет в валюте иностранного государства в банке за пределами россии

Обновлено: 24.04.2024

Данные в материале актуальны на 1 июля.

Содержание:

  • Законно ли сейчас иметь иностранные счета и какие документы это регулируют
  • Как пользоваться счетом легально
  • Какие документы нужно подать в налоговую
  • Какие операции законодательство РФ считает незаконными
  • Советы, как пользоваться счетом законно
  • Что запомнить

Законно ли сейчас иметь иностранные счета и какие документы это регулируют

Зарубежные счета россиян — предмет валютного регулирования и валютного контроля РФ. Пользование ими определяется тремя институциями:

  • ФЗ №173,
  • указами президента,
  • официальными разъяснениями центрального банка.

Сейчас граждане России могут законно иметь банковские и брокерские счета в зарубежных банках, а также иностранные электронные кошельки. Ограничения есть для чиновников, их супругов и их несовершеннолетних детей.

Особенности пользования зарубежным счетом распространяются на всех граждан России и иностранцев, которые живут в РФ на основании ВНЖ. И те, и другие называются валютными резидентами. Ими считаются до тех пор, пока есть российский паспорт.

Как пользоваться счетом легально

Сам по себе зарубежный счет можно иметь без ограничений, но указом президента на него запрещено зачислять валюту от иностранцев, валюту от других россиян и собственные деньги.

Технически операции реализуемы, но с точки зрения указа это незаконно и наказывается штрафом до 100% от суммы операции. Например, нельзя получать плату по договорам оказания услуг.

На 29 июня 2022 года в виде исключений разрешено зачислять следующее.

Деньги от нерезидентов

Допустим, если вы PR-менеджер и работаете как подрядчик с грузинской IT-компанией, вы не можете законно получать деньги по консалтинговому договору, потому что вы не сотрудник, а подрядчик, а вот зарплату — можете.

  • Валюту в порядке возврата займа от иностранной компании, которая контролируется российскими лицами. Заем должен быть выдан с зарубежного счета.

Допустим, вы заключили договор займа с кипрской компанией вашего друга. Друг живет в России и уведомляет налоговую о контролируемых иностранных компаниях в отношении своей кипрской компании.

Вы дали этой компании деньги в долг со своего кипрского счета. Теперь кипрская компания хочет вам вернуть эти деньги, потому что срок договора подошел к концу. Такие деньги вы можете зачислить на свой счет в кипрском банке.

Допустим, вы продали зарубежные ценные бумаги и деньги от продажи вам зачислены на ваш зарубежный счет. Изначально вы могли зачислять только дивиденды и купоны по ценным бумагам, а сейчас и деньги от продажи самих ценных бумаг.

  • Валюту по сделкам купли-продажи недвижимости, которая находится за пределами России.

Допустим, вы свою продали квартиру в Грузии, и иностранный покупатель заплатил вам деньги по договору купли-продажи квартиры на ваш зарубежный счет.

  • Рубли на зарубежные рублевые счета. Затем можно зачислить на зарубежные счета иностранную валюту в результате конвертации таких рублей.

Свои деньги из России

  • Валюту со своих российских счетов в рамках ежемесячного лимита в $1000 000.
  • Рубли со своих российских счетов. Затем можно зачислить на зарубежные счета иностранную валюту в результате конвертации таких рублей.

Свои деньги не из России

  • Валюту с других своих зарубежных счетов, открытых до 1 марта 2022 года. О счете, куда приходят деньги, должна быть уведомлена налоговая.

Допустим, у вас два счета в казахстанском банке. Счет №1 открыт 29 апреля 2021 года, а о счете №2 вы уведомили российскую налоговую. Тогда перевод тенге со счета №1 на счет №2 законен. Но если, например, счет №2 открыт 31 марта 2022 года, а счет №1 вы на момент совершения перевода забыли задекларировать в РФ, — то перевод тенге будет считаться незаконным, потому что счета не проходят по характеристикам.

  • Валюту на зарубежные счета в дружественных странах с других своих зарубежных счетов. И счет откуда уходят деньги, и счет куда приходят деньги должны быть раскрыты налоговой. На сайте правительства можно узнать полный список дружественных стран.

Допустим, у вас есть счет в грузинском банке, который неважно когда открыт, например, 16 марта 2022 года. И, допустим, у вас есть счет в турецком банке, который неважно когда открыт, например, 1 апреля 2022 года. Вы можете перевести иностранную валюту со счета в грузинском банке на счет в турецком банке, потому что Турция — дружественная страна. Единственное: оба счета должны быть задекларированы.

  • Рубли с других своих зарубежных счетов. Затем можно зачислить на зарубежные счета иностранную валюту в результате конвертации рублей.

Деньги от других резидентов из России

  • Валюту с российских счетов других резидентов в рамках ежемесячного лимита в $1000 000.

Например, ваш друг, гражданин России, может отправлять на ваш кипрский счет со своего валютного счета в российском банке до $1000 000 ежемесячно. Зачисления на ваш кипрский счет таких денег из России являются законными.

  • Рубли с российских счетов других резидентов. Затем можно зачислить на зарубежные счета иностранную валюту в результате конвертации рублей.

Какие документы нужно подать в налоговую

Валютные резиденты РФ обязаны уведомлять налоговую об открытии и закрытии счета, смене реквизитов, а также ежегодно отчитываться о движении денег и финансовых активов. Уведомлять — значит декларировать. Документы можно не подавать, если вы живете большую часть календарного года не в России.

Налоговая может узнать о незадекларированном счете (о котором не уведомили) через автоматический обмен информацией по финансовым счетам или через обмен информацией по запросу.

Автоматически с РФ обмениваются информацией Австралия, Израиль, Исландия, Греция, Китай, Кипр и другие 85 государств и территорий. Те страны, которые не участвуют в автоматическом обмене, могут запросить информацию на основании двустороннего налогового соглашения, документов в рамках СНГ — например, протоколов, документов в рамках ЕАЭС.

Список документов

  • Уведомление об открытии счета. Его нужно составить по форме и подать в течение месяца с даты открытия счета через кабинет налогоплательщика или очно в налоговой.

Например, 1 марта 2022 года вы открыли счет в грузинском банке. Со 2 марта начинается месячный срок для подачи уведомления об открытии счета. Значит до 2 апреля нужно сообщить о счете налоговой. Если подать уведомление позже срока, то штраф составит 1 500 рублей. А если не подать вовсе — 5 000 рублей.

Отчет о движении денег подается ежегодно. Документ нужно составить по форме и указать в нем четыре числа:

  1. Сколько денег было на счете на дату открытия;
  2. Сколько денег пришло на счет с даты открытия по 31 декабря;
  3. Сколько денег ушло со счета с даты открытия по 31 декабря;
  4. Сколько денег на счете на 31 декабря.

Если 1 марта 2022 года вы открыли счет в зарубежном банке, то первый отчет о движении денег нужно подать до 1 июня 2023 года. В отчете должны быть операции за период с 1 марта по 31 декабря 2022 года. Если не подать отчет, штраф составит 3 000 рублей.

Отчеты о движении денег и иных финансовых активов можно не подавать, если вы прожили большую часть календарного года не в России или оборот по счету меньше 600 000 рублей, а счет открыт в банке, который либо обменивается с Россией финансовой информацией в автоматическом режиме, либо имеет членство ЕАЭС.

  • Уведомление о закрытии счета. Его нужно подать в течение месяца с даты закрытия счета по форме через кабинет налогоплательщика или очно в налоговой.

При закрытии счета одновременно с уведомлением нужно подать отчет о движении денег с начала года по дату закрытия счета. Например, если вы закроете счет 21 мая 2023 года, то до 22 июня 2023 года нужно подать уведомление и отчет о движении денег с 1 января по 21 мая 2023 года.

  • Уведомление при смене реквизитов счета. Его нужно подать в течение месяца с даты изменения реквизитов по форме через кабинет налогоплательщика или очно в налоговой.

Например, если вы измените реквизиты 21 мая, то до 22 июня нужно подать уведомление.

Какие операции законодательство РФ считает незаконными

Те зачисления денег, которые не подпадают под разрешенные исключения, незаконны. За их совершение может быть штраф до 100% от суммы операции.

Например, если вы зачислите на счет в армянском банке 10 000 евро по консалтинговому договору, это создаст риск штрафа от 7 500 до 10 000 евро. Незаконным в том числе могут считаться и списание денег, и переводы. Они тоже создают риск штрафа.

За незаконные валютные операции нет уголовной ответственности, только административные наказания в виде штрафов.

Из публичных примеров можно выделить:

  • штраф в 30 млн рублей из-за претензий Федеральной налоговой службы к возврату в Россию средств, замороженных в США из-за санкций против российского банка — сначала человека оштрафовали, но ему понадобилось 5 лет, чтобы дойти до Конституционного суда РФ и оспорить наказание. В итоге Конституционный суд встал на сторону ответчика.
  • штраф в 130 млн рублей за кредит в иностранном банке из-за того, что бизнесмен нарушил правила валютного законодательства — перечислил кредитные деньги на счет в иностранном банке вместо российского.

Советы, как пользоваться счетом законно

Не превышать ежемесячный лимит переводов в $1000 000 с российского счета на зарубежный. Способ подходит тем, кто получает оплату в рублях и хочет собрать финансовую подушку на иностранном счете. Важно отметить, что лимит распространяется на переводы со всех ваших российских счетов на зарубежный.

Допустим, превышением лимита будет считаться, если вы переведете по $1000 000 со своего российского счета в «Райффайзен» и «Тинькофф» на счет в зарубежном банке. Будет считаться, что вы перевели суммарно $2 млн, — что нарушает закон.

Зачислять на иностранный счет рубли и валюту в результате конвертации рублей. Способ подходит тем, у кого есть зарубежный счет, валюта которого — российские рубли. Но мало где в мире открывают счета в российских рублях. При этом также могут быть невыгодные курсы при конвертации валюты.

Например, у вас есть рублевый счет в грузинском банке Credo. Вы переводите на этот рублевый грузинский счет рубли с рублевого счета в российском «Тинькофф». Такое зачисление рублей на рублевый счет в грузинском банке Credo будет законным.

Еще, кроме рублевого счета, у вас есть долларовый счет в грузинском банке Credo. Вы можете такие рубли конвертировать в доллары. И зачисление долларов на долларовый счет в результате такой конвертации будет законным.

Заключить с зарубежным клиентом трудовой договор вместо договора об оказании услуг. Способ подходит тем, кто получает оплату в валюте и является валютным резидентом РФ. Если вы перейдете с позиции подрядчика на роль штатного сотрудника, то сможете на законных основаниях получать зарплату в валюте на свой зарубежный счет.

Зачислять на задекларированные зарубежные счета собственную валюту со старого зарубежного счета. Способ подходит тем, у кого до нововведений в валютное законодательство были счета в иностранных банках. При этом есть два условия, которые должны при этой операции выполняться одновременно:

  • счёт, с которого уходят деньги должен быть открыт до 1 марта 2022 года;
  • счёт, на который приходят деньги, должен быть задекларирован.

Например, на свой счет в грузинском банке Bank of Georgia вы можете зачислить валюту со своего счета в британском банке Citi. При этом счет в британском банке Citi открыт в 2020 году, а счет в грузинском банке задекларирован в налоговой. Это будет законно.

Если не задекларировать счет в грузинском банке Bank of Georgia, зачисление незаконно. Если счет в Citi открыт после 1 марта 2022 года, такое зачисление тоже было бы незаконным. Надо соблюсти два условия сразу.

Зачислять на зарубежные счета в дружественных странах собственную валюту с любого своего зарубежного счета. Способ подходит тем, у кого есть счета в иностранных банках в дружественных странах. При этом есть два условия, которые должны при этой операции выполняться одновременно:

  • оба счета должны быть задекларированы;
  • счёт, на который приходят деньги, должен быть в дружественной стране.

Что запомнить

  • Граждане России могут законно иметь банковские и брокерские счета в зарубежных банках, а также иностранные электронные кошельки.
  • В виде исключения можно получать валюту от нерезидентов в виде арендной платы, процентов, купонов, дивидендов по ценным бумагам и денег по трудовому договору, переводить валюту с одного своего зарубежного счета на другой при определенных условиях, а также ежемесячно зачислять с российского счета на зарубежный в пределах $1000 000 и переводить с российских счетов других россиян в пределах $1000 000
  • Валютные резиденты РФ обязаны предоставлять в налоговую уведомления при открытии и закрытии счета, смене реквизитов, а также ежегодно отчитываться о движении денег.
  • Те зачисления денег, которые не подпадают под разрешенные исключения — незаконные валютные операции. За их совершение может быть штраф до 100% от суммы операции. Например, если вы зачислите на счет в армянском банке 10 000 евро по консалтинговому договору, это создаст риск штрафа от 7,5 до 10 000 евро. Незаконным в том числе могут считаться и списание денег, и переводы. Они тоже создают риск штрафа.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

1.1. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в части 1 настоящей статьи в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

2. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

В одной из своих предыдущих статей мы рассмотрели обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках 1 . А именно нами было рассмотрено регулирование, предусмотренное Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»).

Закон № 173-ФЗ весьма сложен для восприятия, толкования и применения. В хитросплетениях положений Закона № 173-ФЗ непросто разобраться даже специалисту. А разбираться необходимо, поскольку несоблюдение предусмотренных Законом № 173-ФЗ обязанностей, запретов и ограничений может повлечь весьма серьезную ответственность (в некоторых случаях – штраф в размере до полной суммы совершенной операции (ст. 15.25 КоАП РФ)).

Но с марта 2022 года ситуация существенно осложнилась тем, что в рамках так называемых «специальных экономических мер» были введены, помимо прочего, дополнительные меры валютного регулирования (в том числе, дополнительные запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках). Это именно дополнительные меры валютного регулирования – «в довесок» к положениям Закона № 173-ФЗ (т.е. Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты продолжают действовать, но с учетом новых дополнительных мер).

В рамках «специальных экономических мер» дополнительные меры валютного регулирования изначально введены Указами Президента России, некоторые из которых, кстати, уже успели претерпеть существенные изменения (это, в первую очередь, Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254).

Все бы еще ничего, но часть полномочий по «дорегулированию» и разъяснению новых мер Президент России передал Центральному Банку России (ЦБ РФ) и специальной Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее по тексту также – «Правительственная комиссия»), которые весьма активно подключились к теме валютного регулирования.

И в итоге валютное регулирование стало похоже на «непролазную чащу», бессистемно сплетенную из положений многочисленных актов: Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, разъяснения и иные акты ЦБ РФ, акты Правительственной комиссии.

Нужно сказать, что новые запреты и ограничения – весьма существенные.

Например, раньше (до «специальных экономических мер») гражданин России мог без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке, а также между своими счетами (вкладами) в иностранных банках; гражданин России мог также без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно вносить наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке (ч. 4, 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Теперь, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, вносить и зачислять наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке гражданин России по общему правилу может только по разрешению Правительственной комиссии (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)).

Кроме того, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, гражданин России может переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке только в пределах ограничений, установленных ЦБ РФ (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 6 апреля 2022 года № 26 (доведена Минфином России 05.05.2022 № 05-06-10/ВН-23180)). На момент написания настоящей статьи такие переводы возможны в пределах 150 тыс. долларов США (или эквивалент в другой иностранной валюте) в течение календарного месяца (Информация ЦБ РФ от 07.06.2022).

Переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках теперь по общему правилу возможны только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)). Но уже отдельно установлены некоторые исключения из этого общего правила, когда гражданин России может свободно, без дополнительных разрешений, переводить иностранную валюту между своими счетами (вкладами) в иностранных банках, например:

1. Если изначально иностранная валюта образовалась на счете (вкладе) гражданина РФ в иностранном банке в результате конвертации в иностранном банке российских рублей (т.е. как результат конвертации на счете (вкладе) в иностранном банке российских рублей), то такую иностранную валюту гражданин России в дальнейшем может переводить между своими счетами (вкладами) в иностранных банках без ограничений и без дополнительных разрешений (Официальное разъяснение Банка России от 16.04.2022 № 4-ОР).

2. Без ограничений и без дополнительных разрешений возможны переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках при соблюдении следующих двух условий (п. 3 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 7 (доведена Минфином России 12.03.2022 № 05-06-10/ВН-11081)):

счет (вклад) в иностранном банке, с которого перечисляется иностранная валюта, открыт до 01.03.2022;

в соответствии с законодательством РФ гражданин России уведомил российский налоговый орган о своих счетах (вкладах) в иностранных банках, между которыми перечисляется иностранная валюта.

3. Гражданин России может без ограничений и без дополнительных разрешений переводить/зачислять иностранную валюту на свои счета (вклады), открытые в «дружественных» государствах, с любых других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных государствах, при условии раскрытия информации о таких счетах (вкладах) российским налоговым органам в соответствии с законодательством РФ (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 56/1 (доведена Минфином России 10.06.2022 № 05-06-10/ВН-29991)).

В рамках новых мер валютного регулирования предусмотрены дополнительные запреты и ограничения также и в отношении переводов/зачислений иностранной валюты на счета (вклады) граждан России в иностранных банках от третьих лиц (как от валютных резидентов РФ, так и от валютных нерезидентов РФ).

В настоящей статье мы не ставим своей целью рассмотреть полностью все новые меры валютного регулирования. Как мы уже отметили выше, с учетом действия Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, новые (дополнительные) меры валютного регулирования очень сложно описать системно и при этом понятно для прочтения. Слишком много стало факторов/обстоятельств, каждый из которых может иметь решающее значение при оценке допустимости/законности той или иной валютной операции гражданина России. В частности, решающее значение могут иметь:

направление операции («из России» или «в Россию»);

дата совершения операции (поскольку разные меры валютного регулирования вводились и изменялись не одномоментно);

гражданство или место регистрации другой стороны операции;

преимущественное проживание каждой из сторон операции;

наличие близких родственных или супружеских связей между сторонами операции;

дата открытия счета (вклада) в иностранном банке и «дружественность» страны, в которой такой счет (вклад) открыт;

В настоящей статье мы хотим остановиться на другом вопросе: чем грозит несоблюдение новых мер валютного регулирования?

На наш взгляд, этот вопрос не вполне однозначен.

Как мы уже отметили выше, новые меры валютного регулирования в первую очередь основываются на Указах Президента России (Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254 и др.). А уже в соответствии с Указами Президента России некоторые новые меры валютного регулирования «дописаны» актами ЦБ РФ и актами Правительственной комиссии.

Но дело в том, что Закон № 173-ФЗ не предусматривает право Президента РФ вводить валютные ограничения и запреты (в ст. 4 Закона № 173-ФЗ названы возможные акты валютного законодательства РФ, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля, но Президент России и его акты в их числе не названы).

Те Законы, на которые имеется ссылка в Указах Президента России (Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»), также прямо не предусматривают право Президента России вводить дополнительные валютные ограничения и запреты в отношении именно российских граждан и российских юридических лиц.

Соответственно, можно говорить о том, что Указы Президента России, в соответствии с которыми введены новые меры валютного регулирования, приняты за пределами полномочий Президента России (по крайней мере, в части ограничений и запретов, которые распространяются именно на российских граждан и российских юридических лиц).

Но учтут ли это важное обстоятельство контролирующие органы и суды – пока непонятно. Учитывая текущую ситуацию, – вряд ли учтут.

Таким образом, валютные операции, не соответствующие новым мерам валютного регулирования, скорее всего, будут квалифицироваться как незаконные валютные операции, с возможной ответственностью по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф в размере до полной суммы валютной операции).

В связи с поступающими от профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - ПУРЦБ) обращениями, связанными с Указами N 79 , N 81 , N 95 (далее при совместном упоминании - Указы), Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России направляет ответы на часто задаваемые ПУРЦБ вопросы и просит Национальную ассоциацию участников фондового рынка и Саморегулируемую организацию "Национальная финансовая ассоциация" довести их до сведения своих членов.

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций".

Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 1. Выдается ли разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, на совершение сделок (операций) на организованных торгах иностранного организатора торговли?

Ответ. Нет, разрешение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 1 Указа N 81, выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение сделок (операций) исключительно на организованных торгах, проводимых российскими организаторами торговли.

Вопрос 2. Требуется ли ПУРЦБ, осуществляющему брокерскую деятельность, получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации сделок с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, с участием иностранного вышестоящего брокера?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами Российской Федерации с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений.

Вместе с тем согласно пункту 12 Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно требованиям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 12 Указа N 95 (далее - Специальные иностранные лица).

Пункт 4 Указа N 95, пункт 2 Решения Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", пункт 1.8 Официальных разъяснений Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

В то же время в случае невозможности идентифицировать контрагента по сделкам (операциям), совершаемым ПУРЦБ в интересах клиентов - резидентов Российской Федерации с участием иностранного вышестоящего брокера с иностранными ценными бумагами на организованных торгах иностранных организаторов торговли на совершение таких сделок (операций) требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81.

Вопрос 3. Требуется ли ПУРЦБ получать в соответствии с Указом N 81 разрешение на совершение в своих интересах сделок купли и продажи иностранных ценных бумаг на организованных торгах иностранных организаторов торговли, осуществляемых (исполняемых) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, через иностранных вышестоящих брокеров?

Ответ. В соответствии с Указом N 81 по общему правилу требуется получение разрешения на совершение резидентами Российской Федерации сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Вместе с тем, помимо указанного выше в ответе на вопрос 2 исключения, как следует из пояснений пункта 1.11 Официальных разъяснений Банка России N 2-ОР , не требуется получение резидентом - ПУРЦБ разрешения в соответствии с Указом N 81 на совершение сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, в своих интересах с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации, а расчеты по сделкам с такими ценными бумагами осуществляются по счетам (вкладам), открытым резидентам в иностранных банках, иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, информация о которых раскрыта резидентами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

Вопрос 4. Где содержится перечень иностранных государств, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, который необходимо использовать в целях исполнения Указов?

Ответ. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц".

Вопрос 5. Необходимо ли получение разрешения на внесение изменений в условия сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, в части изменения срока исполнения обязательств по второй части договора внебиржевого репо, заключенного в интересах лица иностранного государства, совершающего недружественные действия?

Ответ. Разрешения в соответствии с Указом N 81 выдаются на совершение (исполнение) непосредственно сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги.

В связи с этим для изменения условий договора репо в части срока исполнения обязательств по его второй части получение разрешения не требуется в силу того, что само по себе такое изменение сделкой (операцией), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, не является.

Вопрос 6. Необходимо ли получение разрешения на осуществление сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81, заключенной в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия (при наличии статуса валютного резидента Российской Федерации и статуса налогового резидента иностранного государства, осуществляющего недружественные действия)?

Ответ. Согласно пункту 1.10 Официальных разъяснений от 18.03.2022 N 2-ОР в целях применения Указов при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием "резидент", определенным в статье 1 Федерального закона N 173-ФЗ . При этом резидент - гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" рассматривается только как резидент - гражданин Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Таким образом, для совершения сделок в интересах клиента, обладающего гражданством как Российской Федерации, так и иностранного государства, совершающего недружественные действия, получения разрешения на их осуществление (исполнение) не требуется, в случае если контрагентом по таким сделкам (операциям) выступает резидент, Специальное иностранное лицо, лицо иностранного государства, не совершающего недружественные действия .

Вопрос 7. Необходимо ли получение разрешения в соответствии с Указами на осуществление сделки (операции) на заключение в режиме "РПС с ЦК " на Срочном рынке Московской Биржи (ФОРТС ) сделки купли-продажи расчетного фьючерсного контракта между резидентом-продавцом и недружественным нерезидентом-покупателем?

Режим переговорных сделок с ЦК, адресные.

Фьючерсы и опционы российской торговой системы.

Ответ. В соответствии с подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 Указа N 81 получение разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), требуется для осуществления (исполнения) резидентами с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. При этом осуществление (исполнение) указанной в вопросе сделки (заключение договора, являющегося расчетным производным финансовым инструментом) само по себе не влечет за собой возникновения права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество и, соответственно, получения разрешения на ее осуществление (исполнение) не требует.

Вместе с тем Указом N 95 установлен временный порядок исполнения обязательств по финансовым инструментам, к которым в силу подпункта 22 пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ относится фьючерсный договор как вид производных финансовых инструментов.

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

В связи с этим при исполнении обязательств по расчетному фьючерсному договору необходимо руководствоваться порядком исполнения обязательств по финансовым инструментам, установленным Указом N 95.

Ответ. В соответствии с пунктом 12 Указа N 95 и пунктом 8 Указа N 126 в целях применения Указа N 81, а также Указа N 95 лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования".

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ПУЦРБ вправе не относить себя к лицам, которые находятся под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, при выполнении обозначенных выше условий.

Вопрос 9. Вправе ли ПУРЦБ перечислять денежные средства клиента - лица иностранного государства, совершающего недружественные действия, находящиеся на специальном брокерском счете типа "С", если клиент дал такое согласие, на свой собственный банковский счет?

Решением Совета директоров Банка России установлен режим специального брокерского счета типа "С" для учета денежных средств клиентов-нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусматривающий ограниченный перечень операций по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С".

Решение Совета директоров Банка России от 18.03.2022 "Об установлении режима счетов типа "С" для проведения расчетов и осуществления (исполнения) сделок (операций) в целях исполнения обязательств, названных в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

При этом указанным Решением Совета директоров Банка России не предусмотрены операции по списанию денежных средств со специального брокерского счета типа "С", на котором учитываются денежные средства клиентов-нерезидентов, предоставивших брокеру право их использования, в целях их перевода на собственный банковский счет брокера, без получения разрешения.

В связи с этим вышеназванные операции возможны только в случае получения соответствующего разрешения.

Вопрос 10. Признается ли для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации)?

Ответ. Для целей применения подпункта "а" пункта 3 Указа N 79 приобретение на вторичном рынке резидентом Российской Федерации номинированной в иностранной валюте облигации иностранного эмитента (еврооблигации) не признается валютной операцией, связанной с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 Указа N 81 со 2 марта установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. На совершение таких сделок в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 81 по общему правилу требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

10 марта 2022 года подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций рассмотрела вопрос о зачислении резидентами денежных средств в иностранной валюте на свои счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (Информация Минфина России от 14 марта 2022 года). Сообщается, что для реализации дополнительных временных мер экономического характера обеспечения финансовой стабильности РФ приняты следующие решения:

  1. Резиденты смогут переводить средства в иностранной валюте на свои счета, открытые в иностранных банках и иных организациях финансового рынка для финансирования текущей операционной деятельности филиалов и представительств. Объем перечисления не должен превышать объема финансирования за предыдущий год;
  2. Разрешено зачислять на счета граждан в иностранных банках валюту, полученную от нерезидентов в виде заработной платы, арендной платы, купонов и дивидендов по ценным бумагам и иных процентных платежей;
  3. Граждане смогут переводить средства в валюте со своих зарубежных счетов, открытых в иностранных банках до 1 марта 2022 года, на свои другие зарубежные счета, информация о которых раскрыта российским налоговым органам.

Документы по теме:

Так, например, установлено, что Совет директоров Банка России может устанавливать перечень информации, которую финансовые организации вправе не раскрывать для неограниченного круга лиц.

Они затрагивают градостроительные и земельные отношения, а также вопросы государственной регистрации прав.

Возможность приостановления исполнения заемщиком своих обязательств распространяется на займы, выданные до 1 марта.

Инициативы направлены в том числе на поддержку строительной и транспортной отраслей, гостиничного бизнеса и туризма, IT-компаний, а также защиту сбережений граждан.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: