Вправе ли бюджетное учреждение выдавать ссуды и займы под ответственность руководителя и учредителя

Обновлено: 23.04.2024

Автономным учреждениям предоставлено право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ). В частности, за счет указанных средств автономное учреждение может выдавать своим работникам займы с взиманием (без взимания) процентов. При этом возможность предоставления займов работникам должна быть прописана в локальных нормативных актах, а запланированные расходы по выдаче займов отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по предоставлению займов сотрудникам, рассмотрим в данной статье.

Общие положения о договоре займа

Условия предоставления и возврата займа устанавливаются в договоре, заключенном автономным учреждением с работником в письменной форме.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ при заключении договора займа автономное учреждение (заимодавец) передает в собственность работнику (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег.

В подтверждение договора займа и его условий работником может быть представлена расписка или иной документ, удостоверяющий передачу ему учреждением определенной денежной суммы.

В договоре займа учреждение вправе прописать условия получения с работника процентов от суммы займа, в частности прописывается размер таких процентов. При отсутствии в договоре указания на размер процентов их величина определяется существующей в месте нахождения учреждения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты работником суммы долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (п. п. 1, 2 ст. 809 ГК РФ).

Бухгалтерский учет операций по предоставлению и возврату займов

Согласно п. п. 207, 209 Инструкции N 157н и п. п. 102, 103 Инструкции N 183н учет расчетов по предоставлению автономным учреждением работникам займов и начислению по ним процентов осуществляется на счете 0 207 14 000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам".

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Далее представим корреспонденцию счетов с использованием данного счета, которая применяется при отражении в бухгалтерском учете операций по предоставлению и возврату займов.

Пункт Инструкции N 183н

Предоставлен заем работнику:

  • путем перечисления денежных средств на банковскую карту;

2 201 21 000 (забалансовый счет 18)

Начислены проценты по предоставленным займам

Возвращена учреждению сумма основного долга и погашены начисленные проценты:

2 201 21 000 (забалансовый счет 17)

Погашена задолженность по предоставленным займам и начисленным процентам путем удержания из заработной платы работника:

а) удержана сумма задолженности из заработной платы;

б) погашена задолженность по основному долгу и начисленным процентам

Пример 1. Автономное учреждение предоставило (перечислило на банковскую карту) работнику заем в размере 60 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Согласно условиям договора займа работник обязан вернуть сумму займа в течение полугода (с 1 марта по 31 августа) равными долями (по 10 000 руб. ежемесячно) с дополнительной выплатой процентов, начисленных на сумму займа (7% годовых). Погашение задолженности по займу и начисленным процентам работник осуществляет путем внесения денег в кассу учреждения.

Произведем расчет начисленных процентов на сумму займа:

  • за март - 356,71 руб. (60 000 руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за апрель - 287,67 руб. ((60 000 - 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 30 дн.);
  • за май - 237,81 руб. ((50 000 - 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за июнь - 172,60 руб. ((40 000 - 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 30 дн.);
  • за июль - 118,90 руб. ((30 000 - 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.);
  • за август - 59,45 руб. ((20 000 - 10 000) руб. x 7% / 365 дн. x 31 дн.).

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Перечислена на банковскую карту сумма займа

2 201 11 000 (забалансовый счет 18)

Начислены ежемесячные проценты на сумму займа за:

Возвращена учреждению сумма основного долга и погашены начисленные проценты (ежемесячно в течение полугода) за:

Зачислены поступившие от работника на лицевой счет денежные средства

2 201 11 000 (забалансовый счет 17)

Пример 2. Автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, выдало 30 сентября работнику беспроцентный заем в размере 30 000 руб. Заем был предоставлен наличными денежными средствами сроком на три месяца. Согласно условиям договора займа в конце каждого из этих месяцев из заработной платы работника удерживается сумма займа равными частями (то есть по 10 000 руб.). Средства, полученные автономным учреждением от приносящей доход деятельности, учитываются на расчетном счете, открытом в кредитной организации.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Поступили в кассу денежные средства, снятые с банковского счета для предоставления займа

Выдан работнику заем

Произведено удержание части суммы займа (ежемесячно в течение трех месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь))

Налог на доходы физических лиц

Возникает ли у работника, получившего заем от работодателя, доход, облагаемый НДФЛ? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к п. 1 ст. 210 НК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ. Согласно указанным нормам при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

В частности, к материальной выгоде налогоплательщика относится материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование им заемными (кредитными) средствами, выданными организациями или индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, когда такие средства предоставлены на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них.

При получении налогоплательщиком дохода в виде упомянутой выше материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора займа (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом - работодателем, выдавшим заем (пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что у работника, получившего от автономного учреждения заем не для приобретения или строительства жилья (земельного участка), возникнет облагаемый НДФЛ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по займу, только в том случае, если сумма процентов по договору займа меньше, чем сумма процентов, полученная за пользование заемными средствами, исчисленная исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России. Таким же случаем, безусловно, является ситуация, когда учреждение предоставляет работнику беспроцентный заем.

Налоговая ставка, по которой облагаются суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных средств, установлена п. 2 ст. 224 НК РФ и составляет 35%.

Пример 3. Автономное учреждение предоставило работнику заем в размере 30 000 руб. сроком на три месяца с выплатой процентов, начисленных на сумму займа в размере 3% годовых. Сумма основного долга погашается работником равными частями (по 10 000 руб. ежемесячно). Заем был выдан 31 октября 2013 г. Согласно договору займа возврат суммы займа и начисленных процентов должен быть осуществлен работником не позднее последнего рабочего дня календарного месяца (то есть ежемесячный платеж должен быть осуществлен не позднее 29 ноября 2013 г., 31 декабря 2013 г. и 31 января 2014 г.).

Как было сказано выше, при определении налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды учитывается ставка рефинансирования, установленная Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода. В данном случае датой фактического получения дохода является день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). В соответствии с Указаниями Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" начиная с 14 сентября 2012 г. действует ставка рефинансирования Банка России, установленная в размере 8,25% годовых.

Поскольку размер процентов (3%), определенный договором займа, меньше, чем 2/3 действующей ставки рефинансирования Банка России (8,25%), у работника в данном случае возникает доход в виде материальной выгоды, облагаемый НДФЛ.

Рассчитаем налоговую базу:

Дата уплаты работником суммы займа и начисленных процентов

Сумма основного долга

Сумма процентов, начисленных исходя из условий договора займа (3%)

Сумма процентов, начисленных исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России (2/3 x 8,25%)

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Бюджетное учреждение – заимодавец.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Бюджетное учреждение – заемщик.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Учреждение вправе выдать другой фирме или физическому лицу заем. Эту сделку оформляют письменно - договором займа. Проценты, которые получатель должен платить по займу, обычно прописывают в договоре. Если такого условия в нем нет, то их рассчитывают исходя из ставки рефинансирования , действующей на момент возврата займа.

Учреждение вправе выдать и беспроцентный заем. Однако подобное условие обязательно должно быть прописано в договоре. Исключение предусмотрено лишь для займов, выдаваемых не в денежной, а в натуральной форме. По умолчанию считается, что они беспроцентные. В то же время учреждение вправе установить в договоре обязанность заемщика уплачивать проценты и по ним.

Какие-либо дополнительные затраты, связанные с выдачей заемных средств (на юридическую экспертизу договора, оплату консультационных услуг и т.д.), учитывают в составе текущих расходов учреждения. Операции по выдаче займов в денежной форме НДС не облагают. Не начисляют налог и на сумму процентов, которые по ним начислены. Поэтому "входной" НДС по тем или иным затратам, связанным с выдачей средств сторонним лицам, к вычету не принимают. Сумму налога также включают в состав текущих расходов учреждения.

. другой организации (в рублях и валюте)

Сумму займа, выданного другой организации, отражают по дебету счета 0 207 14 000 "Расчеты по предоставленным займам, ссудам" в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств учреждения. Проценты, подлежащие получению с заемщика, учитывают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 120 "Доходы от собственности" в корреспонденции со счетом 0 207 14 000.

Договор займа считают заключенным только после передачи заемщику денег *(356) . Соответственно до этого момента сумму займа и задолженность по нему в учете учреждения не отражают. Даже при условии, что договор займа подписан сторонами.

Проценты начисляют по окончании каждого отчетного периода (месяца) в соответствии с условиями договора вне зависимости от того, перечислены они заемщиком учреждению или нет. Порядок уплаты процентов заемщиком также определяют в договоре. Если он там не указан, то заемщик обязан перечислять их ежемесячно до погашения суммы займа.

Таким образом, в строке 290 баланса учреждения может быть отражена задолженность организации-заемщика как по предоставленному ей займу, так и по процентом, которые были по нему начислены.

Пример

За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 980 000 руб. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 12 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 11 610

- 980 000 руб. - перечислены денежные средства заемщику с лицевого счета учреждения в казначействе;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) - начислены проценты за первый месяц пользования займом (31 день);

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9665,75 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 30 дн.) - начислены проценты за второй месяц пользования займом (31 день);

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 9987,95 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 31 дн.) - начислены проценты за третий месяц пользования займом (31 день).

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему в сумме:

980 000 + 9987,95 + 9665,75 + 9987,95 = 1 009 641,65 руб.

Она будет отражена по строке 290 годового баланса учреждения.

После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6443,83 руб. (980 000 руб. х 12% : 365 дн. х 20 дн.) - начислены проценты за четвертый месяц пользования займом (20 дней);

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 207 14 640

- 1 016 085,48 руб. (1 009 641,65 + 6443,83) - возвращена сумма займа и процентов по нему на лицевой счет учреждения в казначействе.

Обратите внимание: штрафные санкции за нарушение контрагентом условий договора займа отражают в составе доходов учреждения по кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 0 207 14 000 *(357) . В отличие, например, от аналогичных платежей, начисленных за нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов, которые учитываются по кредиту счета 0 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия" (в корреспонденции со счетом 0 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия").

Ни инструкцией, ни Планом счетов не определен порядок переоценки задолженности по займам, выданным в иностранной валюте. Порядок такой переоценки установлен лишь в отношении "задолженности по бюджетным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте" *(358) . Так, задолженность по таким заимствованиям отражают в рублевом эквиваленте на дату перечисления денежных средств исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты, действующему на эту дату. При этом учреждение обязано пересчитывать сумму долга по официальному курсу валюты, действующему на наиболее раннюю дату:

- день совершения операций с займом (например его возврата);

- последний календарный день каждого месяца.

По нашему мнению, задолженность по займу и начисленным процентам может переоцениваться в аналогичном порядке. При этом он должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.

Возникающие в учете курсовые разницы увеличивают (положительные) или уменьшают (отрицательные) дебиторскую задолженность покупателя и включаются в состав финансового результата учреждения текущего года (счет 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов").

Пример

Цифры примера условные. За счет деятельности, приносящей доход, учреждением был предоставлен заем другой организации в сумме 35 000 долларов США. Согласно условиям договора заемщик обязан ежемесячно уплачивать проценты по займу из расчета 7 процентов годовых. Проценты начисляются за каждый день пользования займом. Предположим, что заем предоставлен в последний день сентября. При этом по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, ни проценты, ни сама сумма займа заемщиком погашены не были. Погашение задолженности было произведено 20 января года, следующего за отчетным.

Сумма процентов по займу составила:

- за первый месяц пользования займом (31 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD

- за первый месяц пользования займом (30 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 30 дн. = 201,37 USD

- за первый месяц пользования займом (31 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 31 дн. = 208,08 USD

- за месяц, в котором займ был возвращен (20 дн.):

35 000 USD х 7% : 365 дн. х 20 дн. = 134,25 USD

Официальный курс доллара США составил:

- на дату предоставления займа - 30 руб./USD;

- на последний календарный день первого месяца и дату начисления процентов - 31 руб./USD;

- на последний календарный день второго месяца и дату начисления процентов - 32 руб./USD;

- на последний календарный день третьего месяца и дату начисления процентов - 32,50 руб./USD;

- на дату возврата суммы займа и процентов по нему - 31,50 руб./USD;

Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по предоставлению займа и начислению процентов по нему будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 201 27 610

- 1 050 000 руб. (35 000 USD х 30 руб./USD) - перечислены денежные средства заемщику с расчетного счета в иностранной валюте в кредитной организации;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6450,48 руб. (208,08 USD х 31 руб./USD) - начислены проценты за первый месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 35 000 руб. (35 000 USD х (31 руб./USD - 30 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за первый месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6443,84 руб. (201,37 USD х 32 руб./USD) - начислены проценты за второй месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 35 000 руб. (35 000 USD х (32 руб./USD - 31 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за второй месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 208,08 руб. (208,08 USD х (32 руб./USD - 31 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по процентам за первый месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 6762,60 руб. (208,08 USD х 32,50 руб./USD) - начислены проценты за третий месяц пользования займом;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 17 500 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD - 32 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по займу за третий месяц;

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 171

- 204,73 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD) х (32,50 руб./USD - 32 руб./USD)) - отражена положительная курсовая разница по процентам за первый и второй месяцы пользования займом.

Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения сформировалась задолженность заемщика по предоставленному ему займу и процентам по нему, отражаемая в строке 290 баланса в сумме:

1 050 000 + 6450,48 + 35 000 + 6443,84 + 35 000 + 208,08 + 6762,60 + 17 500 + 204,73 = 1 157 569,73 руб.

После погашения задолженности в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 207 14 540 Кредит 2 401 10 120

- 4228,89 руб. (134,25 USD х 31,50 руб./USD) - начислены проценты за последний месяц пользования займом;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640

- 35 000 руб. (35 000 USD х (32,50 руб./USD - 31,50 руб./USD)) - отражена отрицательная курсовая разница по займу за последний месяц;

Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 207 14 640

- 617,53 руб. ((208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD) х (32,50 руб./USD - 31,50 руб./USD)) - отражена отрицательная курсовая разница по процентам за первый-третий месяц пользования займом;

Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 207 14 640

- 1 126 181,07 руб. ((35 000 USD + 208,08 USD + 201,37 USD + 208,08 USD + 134,25 USD) х 31,50 руб./USD) - возвращена сумма займа и процентов по нему на расчетный счет учреждения в иностранной валюте в кредитной организации.

Ольга Воропаева

Организация может помочь не только учредителю, но и любому сотруднику. Многие успешные фирмы оказывают финансовую поддержку своим работникам и предоставляют займы на более выгодных условиях, чем кредит в банке. Вы как учредитель можете взять деньги в долг независимо от того, являетесь работником или нет.

Оформите договор займа

Для получения займа оформите договор. Его типовую форму можно найти в интернете и переделать под себя. Если вы — и учредитель, и генеральный директор одновременно, поставьте две подписи в договоре от лица каждой из сторон. После оформления договора вы можете взять деньги наличными из кассы организации, выписав РКО, либо перевести сумму займа на банковскую карту.

Согласуйте в договоре:

  • сумму займа и период пользования;
  • срок возврата денег: можно погашать долг частями или вернуть всю сумму сразу;
  • порядок возврата: можно удерживать долг из зарплаты, перечислять деньги на счёт организации или вносить наличными в кассу;
  • размер и условия погашения процентов: ООО может предоставить беспроцентный заём или выдать его под проценты. Конечно, хотелось бы пользоваться деньгами без дополнительных затрат, но с процентами не всё так просто — слишком выгодный заём обяжет вас заплатить НДФЛ с материальной выгоды.

НДФЛ государству или проценты ООО

Материальная выгода, полученная в 2021-2023 годах не облагается НДФЛ — п. 90 ст. 217 НК.

Если вы получаете беспроцентный заём или под проценты ниже 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (например, в начале 2022 года — от 8,5%), то у вас возникает материальная выгода. Её считают в последний день каждого месяца, пока вы пользуетесь займом. С материальной выгоды нужно заплатить НДФЛ по ставке 35%.

Посчитаем материальную выгоду при беспроцентном займе.

Вы берёте у своей ОООшки беспроцентный заём 100 000 рублей на период с 15 марта по 30 апреля 2022 года. Возвращать собираетесь всю сумму сразу. В последний день каждого месяца пользования займом нужно посчитать материальную выгоду по формуле:

Сумма займа × ⅔ ставки ЦБ РФ / 365 (366) дней в году × количество дней пользования займом в этом месяце.

Подставляем в формулу числа:

Материальная выгода на 31 марта = 100 000 × 8,5% * 0.66 / 365 дней × 17 дней пользования займом в марте = 395,89 рублей. НДФЛ с материальной выгоды — 130,64 × 35% = 138,56 рублей.

Материальная выгода на 30 апреля = 100 000 × 8,5% * 0.66 / 365 дней × 30 дней пользования займом в апреле = 461,09 рублей. НДФЛ с материальной выгоды — 250,55 рублей × 35% = 161,38 рублей.

Так, за полтора месяца пользования займом придётся заплатить государству 299,94 рублей НДФЛ.

Исключение: заём на покупку жилья

НДФЛ платить не нужно, если заём вы потратили на покупку жилья, и у вас есть право на имущественный вычет. Для этого после покупки квартиры нужно получить в налоговой по прописке уведомление об имущественном вычете и передать организации. До получения уведомления о вычете организация считает и удерживает НДФЛ с материальной выгоды, после — удержанный НДФЛ можно вернуть.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как заплатить НДФЛ

По закону НДФЛ с вашего дохода должна удержать и перечислить государству организация. Но с материальной выгодой всё не так просто. Удержать НДФЛ можно только при выплате денег. Вы же сэкономили на процентах, но реальных денег не получили. Поэтому у организации два варианта:

  1. Если вы получаете от ООО зарплату или дивиденды, организация удерживает из них НДФЛ с материальной выгоды. Сделать это можно в том году, когда материальная выгода получена.
  2. Если до конца года ООО не платила вам деньги, у неё не получится удержать НДФЛ. Об этом организация сообщает налоговой до 1 марта следующего года, подав справку 2-НДФЛ с цифрой 2 в поле «Признак». Налоговая пришлёт вам уведомление об уплате НДФЛ, и вам придётся заплатить его самостоятельно до 1 декабря.

Как видите, запросто взять в долг у организации не получится. Придётся либо заплатить НДФЛ государству — 2,45% годовых, либо 4% своей ОООшке. Зачастую, выгоднее сделать выбор в пользу своей компании и взять заём под 4% годовых.

Исходя из положений ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям, - при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует данным целям и указана в его учредительных документах.

Причем доходы от такой деятельности и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 30.01.2017 № 02-05-12/4613, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на названную деятельность нет.

Кроме того, в Письме от 26.11.2013 № 02-01-007/51169 Минфин России сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В том же Письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Таким образом, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель данного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: