Возникновение и особенности развития буржуазного государства и права

Обновлено: 23.04.2024

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе революции XVII в., которая была последней из ранних буржуазных революций, проходивших под «религиозным знаменем». Ее идеологическую платформу составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления «старинных обычаев и вольностей», характерные для социальных движений средневековья.

Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени. Она стала первой революцией «европейского масштаба» и «прообразом» Великой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социальнополитических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции консервативной характер, определил ее незавершенность, ограниченность социально-экономических и политических

Сохранение крупного землевладения английских лендлордов, решение аграрного вопроса в ущерб крестьянству - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие в XVIII и XIX в.в.

аграрная и промышленная революции в конечном счете обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти.

На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

В преддверии и входе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. 1) Представители «старого» феодального дворянства и английского

духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. 2) Лагерь аппозиции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием «пуритане»

Противники абсолютизма выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Оно стремилось к ограничению королевского произвола и утверждению своей политической власти. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они также добивались установленная ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала признание и провозглашение свободы советы (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин.

В ходе революция из индепенденского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647 г.) левеллеры выдвинули идею народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступали с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Их политические взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического социализма.

Изменение в форме государства

Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х годах XVII в. В Петицин о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив злоупотребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля чтобы:

1. никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну «без общего согласия, данного актом парламента»;

2. ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги;

3. армия не размещалась в дома жителей;

4. никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных к смерти «противно законам и вольностям страны».

Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции - о границах королевской прерогативы, прав короля в отношении жизни и имущества подданных. Был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосновенности частной собственности. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 г.г.). Однако в условиях начавшейся войны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1641 г. г.), господствующее положение заняли просвитериане. В течение 1640-1641 г.г. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лорд. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. парламент должен был созываться по крайней мере один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусматривали уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. В ней содержалось требование назначения королем только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии.

Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. Так, Ордонанс о новой модели 1645 г., принятый по инициативе Кромвеля, был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Была создана боеспособная армия, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были обращены в собственность государства и пущены в распродажу. Значительная часть этих земель перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван акт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держаний и превращении их в свободные рыцарские держания «на общем праве», т.е. фактически в частную собственность владельцев. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения временных обязанностей, однако копигольд (поземельная зависимость крестьян от лендлордов) как форма держания был сохранен. Наконец, парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель.

Ее провел полковник Прайд, сын извозчика, который в ответ на вопрос, по какому праву он не допускает парламентариев на заседания, ответил фразой ставшей крылатой: «По праву меча». Таким образом, было отстранено около 150 депутатов, осталось около 100 депутатов (так называемое охвостье), которым надлежало провести суд над королем, выданным английскому парламенту шотландцами за 400 тыс. фунтов стерлингов, а затем захваченным армией.

Палата общин 23 декабря 1648 г. приняла постановление судить короля. Палата лордов отклонила это решение. Тогда палата общин провозгласила себя верховной властью и образовала комиссию из 135 человек. Суд в составе 59 явившихся на заседание членов суда признал короля виновным в развязывании войны против своего королевства (шотландцев) и парламента и приговорил к смертной казни, которая была осуществлена 31 января 1649 г.

Через полтора месяца после этого события парламент принял законы об упразднении королевского звания (17 марта) и палаты лордов (19 марта 1649 г.). Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 г. В нем провозглашалось образование республики, верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте». Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем. С этого момента наступает период Индепенденской республики, который продолжается до апреля 1653 г. (1649-1653 г. г.) В этот период происходит дальнейшая борьба за власть и влияние, в которой все большими властными возможностями пользуются Кромвель и его сторонники. Этому во многом способствовали успехи республиканской армии в усмирительных и аннексионистских мероприятиях в Ирландии и Шотландии, а также поощрительные меры в области расширения торговли, промышленности и мореплавания.

Период республики сменил режим правления, названный протекторатом Кромвеля (1653-1658 г.г.). Он начался разгоном «охвостья» Долгого парламента, созывом нового состава и принятием новой конституции, которая узаконила военную диктатуру Кромвеля. Конституция была выработана группой офицеров и получила название «Орудие управления» (13 декабря 1653 г.). Верховная власть делилась между лордом- протектором, Государственным Советом (15-21 человек - его состав) и народом, представленным в парламенте.

Согласно ст. 1 акта высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалась в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и

Государственному Совету. Лорд-протектор осуществлял командование вооруженными силами, мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия.

Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны. Все это не находило поддержки ни в республикански настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламента. Назначенного Кромвелем преемника - сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из военоначальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился о восстановлении королевской власти.

1. Буржуазные революции в Западной Европе. Процесс становления буржуазных государств.

2. Социальное устройство буржуазного государства.

3. Особенности законодательной и исполнительной власти буржуазного государства. Судебная система. Государство и церковь. Особенности буржуазного права.

Возникновение буржуазного государства связано с превращением буржуазии в господствующий класс в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами. В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIXвека буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого "народного представительства" (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых,буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделитьпринцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел ипринцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права ипринцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило, прежде всего, в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

● Экономические причины: Основной причиной экономической деградации Франции можно полноправно считать монархический режим в данной стране, со всеми его вытекающими. Неумелое правление правящей династии, постоянные конфликты с другими государствами и огромные расходы на поддержание статусного образа жизни выдоили Францию досуха.

Во второй половине XVIII столетия Франция обогнала Голландию и вышла на второе место в Европе после Англии по уровню экономического развития. В стране имелись многочисленные предприятия текстильной, стекольной, бумажной, мыловаренной и других отраслей легкой промышленности. И все же французская экономика в целом заметно отставала от английской, особенно в развитии металлургии. В промышленности преобладали мелкие централизованные мануфактуры, где использовался труд от 10 до 50 человек, и лишь изредка – до 100. В общем объеме национального дохода Франции, который равнялся 2,4 млн ливров (1789 г.), более половины занимало сельское хозяйство, и лишь очень малая доля доходов приходила со стороны мануфактурного производства. Такую относительную неразвитость французской промышленности можно объяснить определенной направленностью экономической политики правительства, которая по-прежнему основывалась на сохраняющихся в стране феодальных отношениях. Государство запрещало не только вывозить хлеб за пределы страны, но и перевозить его из одной провинции в другую. В стране сохранялось множество внутренних таможен, не было единой системы мер и весов. Территории, города, а также различные объединения (например, купеческие гильдии) стремились получить всевозможные привилегии; в промышленности и торговле сохранялась жесткая цеховая регламентация. Все это в значительной степени сковывало экономическое развитие Франции. Так же в целом экономика Франции была не знакома с понятием здравой конкуренции, развивать производство было буквально не на чем. Денежная реформа и сокращение содержания драгоценных металлов в тогдашних монетах не позволили королевскому двору увеличить собственный бюджет.


● Социальные причины: Социальное положение Франции в восемнадцатом веке было очень жалким. Тогдашнее французское общество было разделено на три класса: духовенство, дворян и простых людей.

Духовенство принадлежало первому сословию. Духовенство подразделялось на две группы: высшее духовенство и низшее духовенство. Высшее духовенство занимало высшую позицию в обществе. Они руководили церквями, монастырями и учебными заведениями Франции. Они не платили налоги монарху.

Они использовали простых людей по-разному. Высшее духовенство жило посреди скандальной роскоши и экстравагантности, подобно правящей элите, из-за чего у простых людей была сильная ненависть к высшему духовенству. С другой стороны, низшее духовенство служило людям в истинном смысле этого слова, и они жили очень жалкой жизнью. Дворянство считалось вторым сословием во французском обществе, и они также не платили налоги королю.

Третье сословие сформировалось гетерогенным классом. Фермеры, сапожники, и другие низшие классы принадлежали к этому сословию. Состояние фермеров было очень тяжелым. Они платили налоги. Буржуазия сформировала самую большую группу третьего сословия. К этому классу относились врачи, юристы, учителя, бизнесмены, писатели и философы. У них было богатство и социальный статус. Но французский монарх, под влиянием клириков и дворян, оценил их как третье сословие.

Необходимость в соблюдении и охране элементарных человеческих прав пробудила в третьем сословии мятежный дух, именно эти люди в последствии и будут главной движущей силой революционного пожара, из-за чего данную революцию в исторических учебниках будут так же называть «революцией буржуазии».

● Политические причины: Идеология тогдашних французских монархов окончательно довела страну до точки кипения. Людовик XIV (1643-1715) династии Бурбонов был могущественным монархом. Он был эффективным и трудолюбивым руководителем, был уверен в собственных силах и силах своего государства, из-за чего Франция в тот период учувствовала в множестве военных конфликтов. Лучше всего его философию и политическую идеологию описывает его же тезис: «Я – государство».

Людовик XV (1715-1774) с его дефектной внешней политикой ослабил экономическое положение Франции. Людовик XV сражался в Семилетней войне против Англии, которая ничего не принесла для Франции. Франция стала банкротом из-за превышения расходов в войнах и роскоши. Приход к власти Людовика XVI (1774-1793) нисколько не улучшил ситуацию в стане, при нём экономика Франции все ещё оставалась слабой, коренных реформ и перемен в стране и при дворе не намечалось, да и правил, по сути, не он, а его жена – Мария-Антуанетта – чья экстравагантная личность и бесконечные прихоти посеяли первые семена будущей революции, за что та, как известно, ещё потом ответит.
Все они известны тем, что либо увольняли своих министров финансов за «непопулярные» для них стратегии (сокращение бюджета королевского двора) (Тюрго) или нанимали уже угодных им людей, которые, в итоге, уводили страну в ещё больший кризис и увеличивали долг Франции (Каллоне)

Таким образом, можно сделать вывод, что при тогдашнем обращении политиков со своей страной и своими подданными приход революции был лишь вопросом времени, общество требовало перемен.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной — французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии — в одних странах полностью, в других — на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX века. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод — свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права.

Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

В истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию.

Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий кризис общественно-политических систем. В этих условиях английская буржуазная революция XVII в. стала началом новой эпохи. Она провозгласила принципы нового, буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно-политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

Предпосылки революции. В XVI—XVII вв. Англия переживает промышленный подъем. Особенность его заключалась в том, что интенсивное развитие хозяйства происходило в аграрной области. Значительная часть земли была сконцентрирована в руках нового дворянства (джентри) и владельцев мануфактур и активно включалась в промышленное производство. Вместе с тем сохранявшийся в земельных отношениях порядок препятствовал этому. Такое положение вызывало недовольство со стороны джентри и городской буржуазии, образовавших тесный союз. Недовольство выражала и часть землевладельцев-аристократов, тяготившихся поборами, связанными с рыцарским держанием. В тяжелом положении находились крестьяне, которые, с одной стороны, испытывали гнет лендлордов, а с другой — разорялись в связи с развитием капитализма. Недовольство всех слоев населения существующим порядком, а также упорное нежелание короля сообразовывать свою внутреннюю и внешнюю политику с интересами нации стали причинами революции.

Это была одна из первых буржуазных революций в Европе, оказавшая значительное влияние на дальнейшую историю Старого Света. Важной особенностью этой революции была ее религиозная окраска, что обусловлено огромным значением в то время ре- лигии.

Религиозная мысль являлась важным источником формирования общественного сознания. Поэтому все требования преобразования общества и государства проистекали из требования преобразования церкви. В Англии это усиливалось тем, что церковная организация составляла часть государственного аппарата и король был главой не только государства, но и церкви.

Пуританизм — идеология революции

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20—30-е годы XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.

В ходе революции в пуританизме произошел раскол. Пресвитерианство, объединяя крупную буржуазию в земельную аристократию, проповедовало идею конституционной монархии. Индепендентство нашло сторонников в рядах средней и мелкой буржуазии. Согласные в целом с идеей конституционной монархии, индепенденты вместе с тем требовали перераспределения избирательных округов, что позволило' бы им увеличить число своих представителей в парламенте, а также признания за свободным человеком таких прав, как свобода совести, слова и т. п. Наиболее радикальное движение левеллеров объединяло ремесленников, свободных крестьян, которые требовали установления республики, равноправия всех граждан.

Петиция о праве. Оппозиционные настроения, формирующиеся в обществе, сконцентрировались в палате общин. Петиция о праве 1628 г. стала воплощением тех идей, которые провозглашались парламентской оппозицией. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников.

Ссылаясь на Великую хартию вольностей, петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора.

Далее петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения.

Отмечая многочисленные случаи смертных приговоров, .выносимых судами вопреки обычаям страны, петиция отмечала, что истинные преступники в лице высших сановников остаются безнаказанными.

Подводя итог в ст. 10, нижняя палата просила не устанавливать никаких налогов без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда.

В содержании петиции обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция противопоставляет абсолютистским притязаниям короны древние, исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за введение новых привилегий.

Карл I вынужден был утвердить Петицию о праве, и она стала законом.

Новое столкновение между королем и парламентом произошло в 1629 г. Тогда Карл I распустил парламент, и началось единоличное правление короля.

Можно сказать, что в политическом кризисе 20-х годов XVII в. инициативной стороной была палата общин.

Короткий парламент. Годы беспарламентского правления (1629—1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.

Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I создать парламент. Работавший с 13 апреля по 5 мая 1640 г., он вошел в историю под названием Короткого парламента.

Палата общин не удовлетворяла просьбу короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. Вместо этого она приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Результатом стало заявление, что до проведения реформ, исключающих в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю.

Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640 г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 г.

Долгий парламент. С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции — конституционный.

В целом историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа: 1) конституционный этап (3 ноября 1630 г.— 22 августа 1642 г.); 2) первая гражданская война (1642—1646); 3) борьба за углубление демократического содер-

АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIIb.

жания революции, вторая гражданская война (1646—1649); 4) индепендентская республика (1649—1660).

Сформированный в результате выборов, состав Долгого парламента не был благоприятен для короля. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе как по его собственному решению. Были ликвидированы Звездная палата и Высокая комиссия,-казнен самый ненавистный из королевских министров Страффорд. Был запрещен сбор каких-либо денежных средств без согласия парламента, проводились и финансовые мероприятия. Все это свидетельствовало, с одной стороны, о серьезности намерений парламента, а с другой — о стремлении мирным путем решить все назревшие проблемы.

Поначалу парламент был единодушен в своих действиях. Однако многочисленные уступки короны напугали часть парламентариев, они полагали, что дальнейшее наступление на королевскую власть приведет к ее отмене. В результате, когда в парламент на обсуждение была представлена Великая ремонстрация, содержащая суть политической реформы, он раскололся. 1 декабря 1941 г. парламент принял Великую ремонстрацию с перевесом всего в 11 голосов.

Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» с ее стремлением изменить религию и государственный строй Англии.

Действиями этой «партии» объяснялись и войны с Шотландией, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности — как движимой, так и. недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, говорилось о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на необходимость прекращения и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.

Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.

Карл I одобрил все конституционные акты только из страха перед толпой вооруженных лондонцев. Ее угрожающее поведение было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции.

Более того, король не смог наладить отношения даже с той частью парламента, которая не поддержала Великую ремонстрацию, и к осени 1642 г. конституционный конфликт перерос в вооруженный.

Гражданская война. В ходе гражданской войны можно выделить два этапа: 1) когда военное руководство находилось в руках пресвитериан и 2) когда это руководство перешло к индепендентам. На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О. Кромвелем (1599—1658). В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью». Солдат стали набирать из людей ратного происхождения, армия была подчинена единому командованию, на командные должности выдвигались способные выходцы из народа. Кромвель, будучи инде- пендентом, обеспечил руководящую роль в армии членам индепен- дентских общин.

Для устранения аристократов от военного руководства был принят Билль о самоотречении, согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии. Исключение было сделано для Кромвеля.

В 1645 г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.

Конфликт между парламентом и армией. К этому времени все отчетливее обозначились расхождения между парламентом и армией. Для заседавших в парламенте пресвитериан революция по сути была завершена. В ходе гражданской войны парламент произвел некоторые преобразования, которые, с точки зрения пресвитериан, были вполне достаточными. Законом об отмене «рыцарского держания» 1646 г. крупные землевладельцы освобождались от платежей в пользу короны, земли короля и его сторонников были конфискованы и пущены в продажу, было введено пресвитерианское вероисповедание. Необходимо было закрепить новый порядок, достичь мира с королем и не допустить более радикальных преобразований.

Индепенденты, опиравшиеся на созданную ими новую армию, считали, что нельзя останавливаться на достигнутом и следует добиваться расширения права парламента, а также преобразования избирательного права, которое обеспечило бы представительство торгово-финансовых кругов в парламенте. Таким образом, революционный лагерь переживал новый раскол, выразившийся в конфликте между парламентом и армией.

Борьба между индепендентами и пресвитерианами обострилась весной 1648 г.— вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри ко- торой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.

После победы Кромвель удалил из парламента активных членов, принадлежавших к персвитерианам (чистка Прайда). Оставшиеся парламентарии образовали послушное индепендентам «парламентское охвостье».

Индепендентская республика. После казни короля в 1649 г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов была упразднена, а палата общин объявила себя верховной властью. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входили: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны.

Обязанная своим установлением народным массам, республика тем не менее ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.

Протекторат Кромвеля. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его.

В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля.

Согласно новой конституции высшая законодательная власть сосредоточилась в руках лорд-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который в 100 раз превосходил существовавший до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорд-протектору и Государственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорд-протектора.

В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц.

Конституция прямо объявляла пожизненно лорд-протектором Кромвеля, таким образом закрепив его личную диктатуру.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата, местное управление сосредоточилось в руках генералов кромвелевской армии.

«Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять — от республики к монархии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: