Возникновение государства и права как объективный исторический процесс

Обновлено: 24.04.2024

Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям. И это не простая дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а «необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, своё место и назначение между прошлым и будущим».

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления
1.2 Предпосылки возникновения государства
1.3 Трансформация власти вождей в государственную власть
1.4 Способы (пути, формы) образования государства
1.5 Основные отличительные черты государственной власти
РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства
2.1 Теологическая теория
2.2 Патриархальная теория
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория
2.4 Теория насилия
2.5 Психологическая теория
2.6 Органическая теория
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория
2.8 Ирригационная теория
2.9 Иные теории происхождения государства (расовая, патримониальная, спортивная, инцестная)
Заключение
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Происхождение государства.doc

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев, когда обострившиеся внутренние противоречия повлекли создание мощной государственной машины.

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом других обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, численность населения которых значительно превышала численность спартанцев, что объективно вызывало потребность в организации четкого управления ими, даже их подавления, с целью содержания оккупированных территорий в повиновении.

Несколько иным путём шло становление Франкского государства. Некоторые ученые считают различие здесь настолько серьезным, что выделяют наряду с двумя рассмотренными выше формами возникновения государства ещё и третью, называя её германским способом образования государства. Основной акцента в таком случае делается на том, что, во-первых, франки, завоевав значительные территории Римской империи, вынуждены были искать способ обеспечить господство на них, способ более эффективный, чем мог им предложить родоплеменной строй, а во-вторых, нашли они этот способ как раз в самой подвластной им Римской империи с уже сложившимся государственным устройством, просто переняв порядки на угнетенных территориях.

Таким образом, обобщая данные по западному и восточному путям возникновения государства, можно сделать вывод о том, что, несмотря на различия в самих процессах, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и других общих исходных факторов и в том, и в другом случае родовая организация социальной жизни изживает себя, и ей на смену с неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

1.5 Основные отличительные черты государственной власти

Завершая рассмотрение возникновения государства как объективного исторического процесса, следует очень коротко охарактеризовать те главные черты, которые отличают государство от других форм организации власти в обществе. Сделать это нужно прежде всего для того, чтобы осознать огромный эволюционный путь, проделанный обществом от его первобытнообщинного состояния до стройной системы государственной власти.

1. «Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекает неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным…».

Государство же – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Её специфика в следующем :

- если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

- в государстве учреждается такая власть, которая непосредственно не совпадает с населением, а персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением – организацией решения общих дел, получая за это денежное вознаграждение («деление индивидов на управляющих и управляемых предполагает существование управленческого отношения», которое «будучи разновидностью общественного отношения,…объединяет членов общества публично-властными связями», что «дает основание расценивать государство как политико-властную форму общества, как коллективность, ассоциацию, одномасштабную социально неоднородному…»);

- обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, использующего в случае необходимости принуждение (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

2. Другим важнейшим отличительным признаком государства стало разделение населения не по кровнородственному, а по территориальному принципу. «Возникли округа, волости и т.д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, хотя ещё иногда и сохранявшие их названия. Это было конечным результатом и оформлением давнего процесса перехода от кровнородственных связей к соседским. Вместе с тем введение территориального деления ослабляло остатки родоплеменной солидарности и влияния родоплеменной знати. Правда, на первых порах подразделение населения по территориальному признаку было ещё неполным и непоследовательным…Но в целом политическое и территориальное устройство настолько взаимосвязаны, что многие исследователи рассматривают территориальное деление как критерий возникновения государственности». Осуществление государственной власти по административно - территориальному принципу позволяет четко определить её пространственные пределы и выявить основания для формирования её центральных и местных органов.

3. Третьей чертой государства, выделяемой современной теорией государства и права на основе признаков государственной власти, сформулированных Ф Энгельсом, являются налоги, сборы, различные обложения, устанавливаемые государством для обеспечения содержания многочисленного аппарата служащих, представляющего политическую власть.

Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков у какой-либо формы организации власти в обществе свидетельствует, по мнению большинства ученых – государствоведов, о том, что в таком случае имеют место лишь переходные формы к государству.

Первобытное общество, как известно, не является собственным предметом изучения юридической науки, в частности, теории государства и права. Однако без изучения многих его сторон, без реализации принципа историзма юридическая наука не могла бы понять процессы возникновения и развития государства, конкретных его институтов. Поэтому в свете заявленной в настоящей работе темы очень важно было проанализировать, что значат для теории государства и права «нынешнее пространственно-временное расширение рамок истории и её археологическая и этнографическая интерпретация».

Не будет преувеличением сказать, что раньше многие ученые, писавшие о государстве, «к сожалению, недооценивали, а нередко и прямо игнорировали богатое наследие прошлого, как отечественное, так и зарубежное, выпячивая…роль государства как «машины угнетения». Рассуждая о происхождении государства, они «вольно или невольно исходили при этом из своих знаний, почерпнутых…из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако сейчас «фактическая база, на которую опирались теоретические выводы этой работы, обогатились открытиями этнографии ХХ века. Факты, накопленные исторической наукой…в ХХ веке в результате изучения древних, архаических обществ, обогатили прежние представления о становлении и сущности государства» и сегодня уже можно сказать, что отечественная историческая наука «освободилась от грубых ошибок партийно-политической методологии. Появился ряд оригинальных концепций и направлений исследований по истории, в разной степени приближающих нас к истине». Наиболее плодотворной здесь является рассмотренная теория вождества.

РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства

С момента появления первого государства прошло уже около 5 тыс. лет, и можно сказать, что всё это время люди, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) определенного государства, задумывались над вопросами о причинах и путях его происхождения. Подобный интерес к данной проблеме обусловлен не только познавательным, академическим, но и её политико-правовым характером. Изучение процесса возникновения государства позволяет глубже понять и социальную природу этого института, его особенности и черты, даёт возможность четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы

Следует отметить, что среди теоретиков государства не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения вышеназванного института политической власти. «При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные факты, как то, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах было рабовладельческое государство. Никто не оспаривает факта, что на территории нынешней Росси, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе, и характере этого процесса. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой».

На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение. Таким образом и делался общий вывод об образовании государства.

Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Целью этой главы настоящей работы является рассмотрение нескольких наиболее известных теорий происхождения государства, краткий обзор идей их создателей и, по возможности, объективная оценка их с позиций современности. Следует оговориться, что автор посчитал излишним упоминание о тех точках зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства, а также о концепциях, отождествляющих государство и общество, полагающих, что государство – явление вечное, присущее любому социуму, поскольку возникает вместе с ним.

2.1 Теологическая теория

Теологическая теория возникновения государства является древнейшей из существующих в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о власти царя подобным образом: «Боги поставили Хаммурапи управлять «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). Похожее отношение к власти правителя наблюдалось и в древнем Китае: там император именовался «сыном неба».

Очень распространена теологическая теория была в Византии IV-VI вв., где самым ярым её сторонником был православный богослов Иоанн Златоуст. Этот человек отмечал, что существование властей – это дело Божией премудрости и поэтому «должно возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Златоуст особенно настаивал на необходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Он предупреждал, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок, ведь царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет 3 важнейшие для существования общества обязанности: «наказывать творящих зло врагов Божиих», «распространять учение Божие в своём царстве», «создавать условия для благочестивой жизни людей».

Более широкое распространение теологическая теория получила в эпоху перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII – XIII вв. в Западной Европе существовала, например, теория «двух мечей». Она исходила из того, что основатели церкви имели 2 меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви. Основный смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова, доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в его сочинениях, Аквинский касается вопросов о государстве в труде «О правлении властителей» (1265-1266), в произведении «Сумма теологии» (1266-1274) и в иных работах.

Своё учение о государстве, его происхождении Фома пытается построить, используя для его обоснования теории греческих философов и римских юристов. В частности, он старается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить её позиции. Так, например, от Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию "государство" в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его

Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Происхождение государства………………………………………………. 6
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы
управления ………………………………………………………………….7
1.2 Предпосылки возникновения государства………………………….12
1.3 Способы (пути, формы) образования государства…………………16
1.4 Основные отличительные черты государственной власти………. 20
2. Теории происхождения государства………………………………………. 22
2.1 Теологическая теория………………………………………………. 24
2.2 Патриархальная теория……………………………………………….27
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория…………………………30
2.4 Теория насилия………………………………………………………..36
2.5 Психологическая теория……………………………………………. 39
2.6 Органическая теория………………………………………………….41
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория…………. 45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы. 51

Файлы: 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.doc

Возникновение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы «высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо и что несправедливо…».[31] Поэтому государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является «существом политическим», существом гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа.[32]

Влечение к общению с другими людьми приводит к образованию семьи: «Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, - женщину и мужчину;…и сочетание это…зависит от естественного стремления…- оставить после себя другое подобное существо». Аристотель также отмечает, что «точно так же, в целях взаимного сохранения, необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному», т.к. «и господину и рабу полезно одно и то же».[33] Таким образом, получается, что в семье в зародыше присутствуют все формы государственного правления: монархия – в отношении отца к детям и рабам, аристократия – в отношениях мужа и жены, демократия – во взаимоотношениях детей между собой.

«Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение. Вполне естественно, что селение можно рассматривать как колонию семей».[34] Государство же, являясь, по Аристотелю, совершеннейшей формой общежития, в которой достигается «самодостаточность», «самодовлеющее состояние». «Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа…. Образуясь в силу естественных элементарных потребностей, государство становится…союзом, всесторонне охватывающим жизнь человека и воспитывающим его к добродетельной и блаженной жизни».[35]

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Если же оценивать патриархальную теорию применительно к объективному процессу происхождения государства, то выявляются, как и во всякой другой доктрине, свои плюсы и минусы. Изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы. Например, наблюдая за жизнью, бытом североамериканских индейцев, ученые пришли к выводу, что зачатки государственных структур у изучаемых племен, действительно, создавались по аналогии с семейными. В то же время, другая часть ученых доказывает утверждение о том, что основные положения этой теории убедительно опровергаются современной наукой, ибо якобы установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в ходе разложения первобытнообщинного строя.[36]

Однако не стоит забывать о том, когда была создана патриархальная теория. Более 20 веков назад люди не могли знать, что общество развивается многовариантно, вследствие чего объяснить образование государства во всех частях мира никакая теория просто не в состоянии. В данной концепции, бесспорно, имеются определенные пробелы (например, непонятно, как могли её создатели увязывать задачи государственного управления, прежде всего обороны и агрессии, с функциями семьи – воспроизводства потомства и совместного потребления). Она нередко использовалась для оправдания монархической власти с целью подавления всякой инициативы народа в управлении делами общества. И всё же у неё есть и немалые заслуги в науке: она одна из первых начала изучать первобытное общество с целью выявления в нём предпосылок создания политической организации власти, и её авторы уловили определенный объективный процесс – концентрацию власти в руках вождей, аккумулирующих жизненный опыт общества.

2.3 Договорная (естественно-правовая) теория

Естественно-правовая теория происхождения государства была очень прогрессивной для своего времени, и она не утратила своего значения и поныне. Данная теория рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (на основе договора). Отдельные положения этой теории развивались ещё в V-VI вв. до н.э. софистами в Древней Греции, которые, как уже упоминалось, служили объектом критики со стороны Аристотеля, отстаивавшего патриархальную теорию возникновения государственной власти. По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В XVII – XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. В этот период идеи договорной теории поддерживались и развивались многими великими европейскими мыслителями и просветителями. Итак, существует множество вариантов естественно-правовой теории происхождения государства. Рассматривая точки зрения различных авторов, следует обращать внимание в основном на следующие 4 момента[37]:

1. Характеристика догосударственного, «естественного» состояния в котором находились люди. Различные мыслители понимали его по-разному. Известны 2 противоположных взгляда – Томаса Гоббса и Жана-Жака Руссо.

В противовес этому суждению Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре» (1762) характеризует «естественное состояние» людей как «золотой век» всеобщего благоденствия. В те времена, по Руссо, отсутствовала частная собственность, все люди были свободны и равны. Неравенство здесь сначала существовало лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. И только с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми, когда вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты…несправедливые захваты богатых, разбои бедных», «постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым».[39]

Таким образом, авторы сходятся в одном: государству предшествовало некое «естественное состояние» людей, закончившееся войной «всех против всех», приведшей фактически к образованию государства.

2. Причины, которые обусловили заключение общественного договора и образование государства. В основном внимание здесь обращалось на невозможность надлежащего обеспечения своих естественных прав (на жизнь, на собственность и т.д.), а также на невозможность устранить насилие и установить порядок.

Так, например, голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645) в своем фундаментальном произведении «О праве войны и мира» (1625 г.) так характеризует причины появления государственной власти: «…люди объединились в государство не по божественному велению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия».[40] А поскольку человек по природе своей является существом «высшего порядка», которому присуще «стремление к общению», то он и устанавливает государство не только для «обеспечения общественного спокойствия», но и ради собственного «стремления к спокойному и руководимому разумом общению с себе подобными».[41]

Похожим образом мыслили и другие сторонники договорной теории происхождения государства. Даже Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель, всегда отличавшийся своеобразием суждений, был склонен принимать эту точку зрения. В основном его произведении – итоге двадцатилетнего труда философа – работе «О духе законов» (1748) он, специально отмечая неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом, говорил, что человек вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека. Но как только люди соединяются в общество, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видов войны, - писал Монтескье, - побуждает установить законы между людьми». Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах и обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: «Общество не может существовать без правительства».

3. Понимание самого общественного договора. Здесь имелся в виду обычно не какой-то реально существовавший документ, а некое общее согласие, сложившееся естественным образом, в силу которого каждый индивид отчуждал часть своих прав в пользу государства и должен был ему повиноваться. Государство, в свою очередь, должно гарантировать каждому надлежащую реализацию оставшихся естественных прав.

Русский представитель договорной теории происхождения государства – А.Н. Радищев (1749-1802), считал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Радищев полагал, что, заключая общественный договор, люди передают государству только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества, безусловно, сохраняется естественное право защиты жизни, чести и собственности. Таким образом, по Радищеву, если человек не получает в обществе защиты, он имеет право сам защищать свои попранные права. Такая постановка вопроса звала к восстанию, к революции, решающей силой которой должны были быть народные массы.[42]

4. Выводы, которые следуют из возникновения государственности договорным путем. Взгляды представителей рассматриваемой теории происхождения государства здесь также расходятся.

Одни утверждали, что поскольку государство возникло и до сих пор основано на общественном договоре, государственно-правовые институты должны соответствовать своему первоначальному смыслу, в противном случае их необходимо заменить. Такое мнение высказывал, например, французский мыслитель Поль Гольбах (1723-1789), который в своей работе «Естественная политика» обосновывал его условиями общественного договора между гражданином и государством: «если человек берет на себя обязательства перед обществом (государством), то и последнее в свою очередь принимает определенные обязательства по отношению к нему», невыполнение коих может повлечь инициативу народа расторгнуть заключенное соглашение.[43]

Противоположную точку зрения высказывал Гоббс. По его мнению, индивиды, заключившие однажды общественный договор, утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под верховной власти, которая возводится в абсолют.

Естественно-правовая теория происхождения государства является, таким образом, творением разума целого коллектива выдающихся мыслителей. В общей сложности период её создания составляет 200 лет. И конечно, она, впитав в себя все достижения философского разума того периода, должна быть оценена по достоинству.

Первым несомненным достижением данной теории является то, что её авторы отметили характерные черты, присущие человеку: страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно. Подобное понимание одной из причин зарождения в обществе государственной власти стало крупным шагом в осознании общественной природы государства.

Во-вторых, договорная теория носит демократический характер, она исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы, столь важные для него, что за них он готов бороться, вплоть до свержения публичной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав. Гуманное содержание этой теории во многом способствовало распространению в обществе революционных идей, призывавших людей к борьбе за свои естественные права, за лучшую жизнь. Оно также легло в основу понятия правового государства и даже нашло выражение в конституционных документах ряда западных государств, например в Декларации независимости США 1776 г.

Нельзя не отметить и ещё одно достоинство договорной теории: она порывала с религиозным представлением о происхождении государства, что в конечном итоге в немалой степени помогло сместить теологическую мировоззренческую доктрину с занимаемых ею ведущих позиций в сознании общества, заменив её светской.

Однако не стоит слишком идеализировать договорную теорию. При всех её достоинствах у неё, бесспорно, имелись и недостатки. В частности, многие ученые отмечают, что кроме чисто умозрительных построений, убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории, не существует. К тому же, по их мнению, представить себе возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними, практически невозможно.[44]

Ещё одним важным недостатком естественно-правовой теории является тот факт, что государство здесь выступает исключительно как продукт сознательной воли людей. В результате эта теория упускает из виду объективные исторические, экономические, геополитические и иные причины возникновения государства. Кроме того, как показывает опыт всемирной истории, подавляющее большинство государств в мире не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между государством и населением страны.

2.4 Теория насилия

Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства является теория насилия. Можно сказать, что она состоит, в свою очередь, из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия. Краеугольным камнем этой теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства лежит ни в социально-экономическом развитии общества и ни в чём-либо другом, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Происхождение государства………………………………………………. 6
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы
управления ………………………………………………………………….7
1.2 Предпосылки возникновения государства………………………….12
1.3 Способы (пути, формы) образования государства…………………16
1.4 Основные отличительные черты государственной власти………. 20
2. Теории происхождения государства………………………………………. 22
2.1 Теологическая теория………………………………………………. 24
2.2 Патриархальная теория……………………………………………….27
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория…………………………30
2.4 Теория насилия………………………………………………………..36
2.5 Психологическая теория……………………………………………. 39
2.6 Органическая теория………………………………………………….41
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория…………. 45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы. 51

Файлы: 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.doc

На территории Европы главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Продолжая мысль Ф. Энгельса, говорившего о том, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах, современные ученые в научной литературе нередко называют Афины классической формой возникновения государственности. Там экономическое неравенство между аристократией и рядовыми общинниками становится фундаментом для утверждения господства имущих классов, приводит к возможности овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев, когда обострившиеся внутренние противоречия повлекли создание мощной государственной машины.[21]

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом других обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, численность населения которых значительно превышала численность спартанцев, что объективно вызывало потребность в организации четкого управления ими, даже их подавления, с целью содержания оккупированных территорий в повиновении.

Таким образом, обобщая данные по западному и восточному путям возникновения государства, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и других общих исходных факторов родовая организация социальной жизни изживает себя, и ей на смену с неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

1.4 Основные отличительные черты государственной власти

Завершая рассмотрение возникновения государства как объективного исторического процесса, следует очень коротко охарактеризовать те главные черты, которые отличают государство от других форм организации власти в обществе. Сделать это нужно для того, чтобы осознать огромный эволюционный путь, проделанный обществом от его первобытнообщинного состояния до стройной системы государственной власти.

1. «Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекает неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда. Первобытное общество не знало частной собственности, эксплуатации человека человеком и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным…».[22]

Государство же – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Её специфика в следующем:[23]

- если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества, и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

- в государстве учреждается такая власть, которая непосредственно не совпадает с населением, а персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением – организацией решения общих дел, получая за это денежное вознаграждение;

- обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, использующего в случае необходимости принуждение.

2. Другим важнейшим отличительным признаком государства стало разделение населения не по кровнородственному, а по территориальному принципу. «Возникли округа, волости и т.д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, хотя ещё иногда и сохранявшие их названия. Это было конечным результатом и оформлением давнего процесса перехода от кровнородственных связей к соседским. Вместе с тем введение территориального деления ослабляло остатки родоплеменной солидарности и влияния родоплеменной знати. На первых порах подразделение населения по территориальному признаку было ещё неполным и непоследовательным…Но в целом политическое и территориальное устройство настолько взаимосвязаны, что многие исследователи рассматривают территориальное деление как критерий возникновения государственности».[24] Осуществление государственной власти по административно - территориальному принципу позволяет четко определить её пространственные пределы и выявить основания для формирования её центральных и местных органов.

3. Третьей чертой государства, выделяемой современной теорией государства и права на основе признаков государственной власти, сформулированных Ф. Энгельсом, являются налоги, сборы, различные обложения, устанавливаемые государством для обеспечения содержания многочисленного аппарата служащих, представляющего политическую власть.

Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков у какой-либо формы организации власти в обществе свидетельствует о том, что в таком случае имеют место лишь переходные формы к государству.

2. Теории происхождения государства

С момента появления первого государства прошло уже около 5 тыс. лет, и можно сказать, что всё это время люди, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) определенного государства, задумывались над вопросами о причинах и путях его происхождения. Подобный интерес к данной проблеме обусловлен не только познавательным, академическим, но и её политико-правовым характером. Изучение процесса возникновения государства позволяет глубже понять и социальную природу этого института, его особенности и черты, даёт возможность четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.[25]

Следует отметить, что среди теоретиков государства не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения вышеназванного института политической власти. «При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные факты, как то, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах было рабовладельческое государство. Никто не оспаривает факта, что на территории нынешней Росси, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе, и характере этого процесса. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой».[26]

На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение. Таким образом и делался общий вывод об образовании государства.

Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Целью этой главы настоящей работы является рассмотрение нескольких наиболее известных теорий происхождения государства, краткий обзор идей их создателей и, по возможности, объективная оценка их с позиций современности.

2.1 Теологическая теория

Теологическая теория возникновения государства является древнейшей из существующих в мире. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о власти царя подобным образом: «Боги поставили Хаммурапи управлять «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу».[27] Похожее отношение к власти правителя наблюдалось и в древнем Китае: там император именовался «сыном неба».

Более широкое распространение теологическая теория получила в эпоху перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе существовала, например, теория «двух мечей». Она исходила из того, что основатели церкви имели 2 меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви. Основный смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской и доказать, что нет государства и власти «не от бога».[28]

Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова, доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225-1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в его сочинениях, Аквинский касается вопросов о государстве в труде «О правлении властителей» (1265-1266), в произведении «Сумма теологии» (1266-1274) и в иных работах.

Своё учение о государстве, его происхождении Фома пытается построить, используя для его обоснования теории греческих философов и римских юристов. В частности, он старается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить её позиции. Так, например, от Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.

Вместе с тем Аквинский вносит ряд исправлений в учение Аристотеля соответственно своим богословским воззрениям. В отличие от Аристотеля, который считал, что государство создается с целью обеспечения блаженства в земной жизни, он не считает возможным достижение человеком полного блаженства силами государства без помощи церкви, а окончательное достижение этой цели считает возможным только в «загробной жизни».

Стоит отметить и важнейшую прогрессивную черту теории возникновения государства, созданной Фомой Аквинским: утверждение о том, что божественное происхождение власти относится лишь к её сущности, а так как приобретение и пользование ею могут быть противны божественной воле, то в таких случаях подданные имеют право отказать в повиновении узурпатору или недостойному властителю.[29]

В XVI-XVШ вв. теологическая теория пережила «второе рождение»: её стали использовать для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например, Джозеф де Местр, рьяно отстаивали её и в начале ХIХ в.

Теологическая теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые, признавая рубежное значение «неолитической революции», утверждали, что переход к производительной экономике, начавшийся 10-12 тыс. лет назад, имел божественное начало. При этом теологи отмечают, что точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится ещё в Библии.[30]

Оценивать теологическую теорию происхождения государства очень сложно: её нельзя доказать, нельзя также и прямо опровергнуть. Вопрос об истинности данной концепции решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. с вопросом веры. Одни ученые говорят, что здесь налицо явная не научность, что теория не основывается на объективных исторических фактах, в чём состоит её главный недостаток. Другие в ответ указывают на то позитивное обстоятельство, что во все времена подобная теория сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, что у неё до сих пор имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления государственности.

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

Отцом-основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), достаточно подробно рассмотревший проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика».

Опровергая попытки софистов, его современников, объяснить государство как результат добровольного соглашения людей, Аристотель утверждал, что подобная организация власти возникает не ради заключения наступательного или оборонительного союза, не в целях предотвращения возможности взаимных обид и даже не в интересах взаимного торгового обмена, как говорили его.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: