Возможные виды пожарной опасности на судах

Обновлено: 19.04.2024

Требования к конструктивной пожарной защите судна. Конвенция SOLAS-74 и правила Регистра регламентируют требования конструктивной защиты судов, направленных на:

  • предотвращение и ограничение возникновения пожаров;
  • ограничение распространения огня и дыма по судну;
  • создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;
  • создание условий для успешного тушения пожара.

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

  • разделение судна на главные вертикальные противопожарные зоны термическими (водяные завесы) и конструктивными (наличие переборок, палуб, коффердамов) преградами;
  • отделение жилых помещений от других помещений судна термическими и конструктивными преградами;
  • ограничение применения горючих материалов;
  • обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;
  • ограничение распространения и тушения пожара в зоне его возникновения;
  • защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром;
  • готовность средств пожаротушения к быстрому применению;
  • сведение к минимуму рисков воспламенения паров легковоспламеняющихся грузов.

Согласно требованию вышеуказанных нормативных документов, все внутреннее пространство судна, включая надстройки и рубки, должно быть разделено на главные противопожарные зоны путем установки перекрытий специальной конструкции. Эти перекрытия могут быть вертикальными (в виде переборок) и горизонтальными (в виде палуб). В качестве металлической основы главных огнестойких переборок используются водонепроницаемые переборки, а выше главной палубы — огнестойкие переборки устанавливаются в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми. Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м. Внутри возможна установка перекрытий соответствующего класса. Все перекрытия делятся на три основных типа.

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

- класс «А», образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании одночасового испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на 139°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 180°С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

  • Класс «А -60» - 60 мин;
  • Класс «А-30» - 30 мин;
  • Класс «А-15» - 15 мин.
  • Класс «А-0» - 0 мин.

На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.

- класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца получасового испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на 139°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 225°С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного ниже времени:

- класс «С»- перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени, а также предела повышения температуры.

Эти материалы при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающегося типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-80° С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.

Неизолированные металлические трубы, проходящие через перекрытия класса «А» и «В», изготавливаются из материалов, имеющих температуру плавления, превышающую 950° С - для перекрытий класса «А-0», и 850° С - для перекрытий класса «В-0».

Все судостроительные неметаллические материалы подразделяются на негорючие и горючие.

Негорючие материалы — материалы, которые при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Все остальные материалы считаются горючими.

Нормативными документами применение горючих материалов ограничивается (подчас весьма существенно), но не исключается вовсе. Из эстетических, санитарно-гигиенических соображений допускается применение на судах (особенно на пассажирских) дерева и ткани для отделки жилых и общественных помещений. Применение этих материалов, однако, лимитировано. Разрешается иметь горючих материалов не более чем 45 кг на 1 м 2 площади палубы помещения, горючесть тканей не должна превышать горючести шерстяной ткани плотностью 800 г/м 2 , рассматриваемой в качестве эквивалента горючести. Применение ваты в качестве набивки матрацев и подушек не допускается.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающиеся и того же класса, что и переборка. Автоматическое закрывание дверей происходит после повышения температуры до 70-80° С в результате расплавления плавкой вставки в запоре дверей. В качестве плавкой вставки используется сплав Вуда, состоящий из 50% висмута, 12,5% кадмия, 25% свинца и 12,5% цинка. Для избежания травм и ушибов, на двери должно быть установлено динамически демпфирующее устройство, понижающее скорость закрытия и открытия в начальной и конечной фазах. В нижнем углу дверей, установленных на огнестойких переборках (кроме дверей главных огнестойких переборок), делается закрывающееся отверстие для протаскивания пожарных рукавов.

Двери, ведущие в жилые и служебные помещения, должны открываться вовнутрь помещения (а не в коридор) и иметь внизу слабозакрепленную филенку, которую можно выбить ногой при невозможности открыть дверь. Двери общественных мест открываются наружу. Из главной противопожарной зоны должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала, общественных мест (вместимостью более 30 чел.) должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Пути эвакуации людей ограждаются огнестойкими или огнезащитными выгородками.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» Структурное подразделение: Центр дополнительного профессионального образования (наименование СП полностью)

Курс лекций по дисциплине

Борьба с пожарами по расширенной программе»

(правило V1/3 ПДМНВ с поправками)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ

ТЕМА Возможные виды пожарной опасности на судах

(определение пожара, пожарный треугольник, причины пожаров

И их последствия, классификация пожаров и необходимость постоянной

Бдительности)

Особенности судовых пожаров.Для пожаров на судах характерно быстрое распространение огня по судну вызванное тем, что судовые помещения насыщены горючими веществами, а также про­исходящим интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных на металлических конструкциях.

Значительное влияние на более быстрое развитие судовых пожаров оказывают также возможные вторичные короткие замыкания судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топли­ва, способствующие возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожары распространяются медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих помещений (например, при открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов) возникают кон­вективные потоки раскаленных газов и внутрь помещений поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Следует отметить, что внутри замкнутого объема горящего помещения значения температуры не одинаковы. Наибольшее значение наблюдается в зоне горения: в жилых и служебных помещениях температура может достигать 800. 900°С, а в топливных цистернах — 1100. 1300 °С. Кроме того, образующийся при горении дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные с ним. Это затрудняет поиск и определение зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Вообще для судов, как правило, характерны:

· наличие большого количества электрооборудования;

· большое количество воздуховодов, скрытых пространств (под зашивкой), по которым огонь может легко распространяться;

· наличие топлива и ГСМ под давлением и при высокой температуре.

Следовательно, можно назвать определенные особенности, которые свойственны пожарам на судах:

· быстрое распространение огня по судну — из аварийного помещения в смежные;

· быстрое заполнение аварийного и смежных с ним помещений дымом и токсичными газами;

· быстрое повышение температуры в аварийном помещении;

· существование ограничений подхода к очагу пожара;

· возможное снижение остойчивости судна при тушении пожара водой;

· при пожаре на судне, находящемся в море: необходимость экипажу рассчитывать при тушении пожара только на собственные силы и средства (которые, очевидно, ограничены).

Все это требует от экипажа при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания и мужества.

Если пожар будет атакован на раннем этапе развития, с применением эффективных огнетушащих средств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором он возник. Однако если взять пожар под контроль не удается, может образоваться большое количество теплоты, которая способна распространяться далеко за пределы площади пожара, образуя новые очаги возгорания. Стальные переборки и палубы способны только приостановить или задержать распространение теплоты.

Классификация судовых пожаров.Степень опасности пожаров, возможность и выбор тактики тушения пожаров определяют специальные параметры, составляющие основу классификации судовых пожаров. Основная цель разработки той или иной классифи­кации — помочь экипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества, средства. Вообще, судовые пожары классифицируют по следующим основным параметрам: по внешним признакам горения; по масштабу и последствиям; по природе горящего материала. По внешним признакам различают пожары:

· наружные и внутренние;

· открытые и скрытые;

Наружный пожар — это пожар на верхней палубе, на открытых частях надстройки или в помещениях, которые не могут быть загерметизированы.

Внутренний пожар — это пожар во внутренних загерметизированных помещениях.

Открытый пожар — это такой пожар, при котором хорошо заметны пламя и дым.

Скрытый пожар — это пожар, внешние признаки которого заключаются только в наличии дыма. Такой пожар представляет наибольшую опасность.

Комбинированный пожар — это пожар, который можно охарактеризовать сразу по нескольким признакам, оборудования

По масштабу и последствиям пожары могут быть классифицированы как:

Загорание— это горение вещества или материала, которое может быть ликвидировано с использованием переносных средств пожаротушения. Ущерб от загораний минимален (практически отсутствует).

Небольшой пожар — это пожар, для тушения которого используются вода или пена, подаваемая от судовых установок пожаротушения. После тушения пожара полученные судном повреждения могут быть ликвидированы силами экипажа.

Большой пожар — это пожар, для тушения которого используют стационарные судовые противопожарные системы и станции, а также привлекают средства других судов или силы береговых противопожарных служб. Полученные при таком пожаре повреждения судна не могут быть ликвидированы только силами экипажа.

По природе горящего материала пожары разделяют на определенные классы. Существует несколько классификаций пожаров по этому параметру, в соответствии с установленными стандартами. В данной книге представлены две классификации: в соответствии со стандартом МОС 3941 и — в Российской Федерации — в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 27331-87


(Пожарная техника.Классификация пожаров).

Обозначение класса пожара Характеристика класса Обозначение подкласса Характеристика подкласса
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)
А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)
В2 Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов метанола, глицерина)
С Горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).
D Горение металлов D1 Горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов)
D2 Горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия)
D3 Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов)
Е Горением объектов, находящихся под напряжением

В соответствии со стандартом МОС 3941 классификация пожаров по природе горящего материала выглядит следующим образом: те пожары подразделяют на четыре класса — А, В, С и D.

Класс А— это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, обычно органического происхождения. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ткани, бумага и т.п.

Класс В— это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, жиров и других подобных веществ, а также плавящихся твердых материалов (например, пластмассы, каучук и т.д.).

Класс С— это пожары, возникающие при воспламенении газов (таких как водород, кислород, пропан и т.д.).

Класс D — это пожары, связанные с возгоранием металлов (таких как натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.), а так­же металлсодержащих веществ (таких как, например, гидриды металлов).

ТЕМА Комплекс противопожарной защиты судов

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Анализ происшествий, связанных с возникновением пожаров на судах, показывает, что распространение огня по судну и тяжелые последствия этого в значительной мере обуславливаются не­совершенством конструктивной противопожарной защиты. В первую очередь эта защита должна обеспечивать взрыво-пожаробезопасность судна. Взрыво-пожаробезопасность судна обеспечивает це­лый комплекс конструктивных и организационных мероприятий, направленных на предотвращение пожара. В случае возникновения пожара соответствующие мероприятия должны быть направлены на обеспечение сохранности конструкций, оборудования и защиту людей.

В число наиболее общих основных принципов, определяющих противопожарную защиту судов, входят:

· деление судна на главные вертикальные зоны конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· ограничение применения горючих материалов;

· строгое соблюдение противопожарного режима;

· возможность быстрого обнаружения любого пожара в зоне его возникновения (как с помощью специальных средств и систем, так и людьми);

· возможность ограничения распространения и тушения любого пожара в месте его возникновения;

· постоянная готовность средств и систем пожаротушения к быстрому применению;

· защита путей эвакуации и путей доступа (подходов) для борьбы с пожаром;

· качественная подготовка экипажа к действиям в любых чрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы предотвратить возникновение пожара (а в случае возникшего пожара — ограничить распространение огня и дыма по помещениям судна, успешно потушить пожар и безопасно эвакуировать людей из аварийных помещений), на любом судне должен быть решен комплекс вопросов по конструктивной противопожарной защите — сразу при его постройке, в соответствии с международными и национальными требованиями. Одна из мер, способствующих обеспечению конструктивной противопожарной защиты — это деление всего судна на главные вертикальные зоны.

Главные вертикальные зоны — это зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса "А". Средняя длина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м 2 .

Поскольку перекрытия играют важную роль в обеспечении в взрыво-пожаробезопасности судна, далее приведено их более полное и подробное описание. Перекрытия подразделяют на три класса: А, В и С.

Перекрытия класса "А " — это перекрытия, образуемые переборками и палубами, которые:

а) изготовлены из стали или другого равноценного материала;

б) имеют соответствующие элементы жесткости;

в) предотвращают прохождение через них дыма и пламени в течение одночасового стандартного испытания на огнестойкость;

г) изолированы соответствующими негорючими материалами таким образом, чтобы могли быть выполнены следующие два условия:

1. средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139 С по сравнению с первоначальным значением;

2. ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 180 °С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 60 минут для класса "А-60";

· 30 минут для класса "А-30";

· 15 минут для класса "А-15";

· 0 минут для класса "А-0".

Перекрытия класса "В " — это перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками, которые:

а) изготовлены из негорючих материалов;

б) предотвращают прохождение через них пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость;

в) имеют такую изоляцию, что могут быть выполнены следующие два условия:

1) средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139°С по сравнению с первоначальным значением;

2) ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 225°С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 15 минут для класса "В-15";

· О минут для класса "В-0".

Перекрытия класса "С" — это перекрытия, изготовленные из негорючих материалов. Перекрытия этого класса могут не отвечать требованиям в отношении прохождения дыма и пламени, а также ограничениям в отношении повышения температуры.

Огнестойкость дверей в перекрытиях должна быть равноценной огнестойкости самого перекрытия, в котором они установлены. Двери и дверные рамы в перекрытиях класса "А" должны быть изготовлены из стали, в перекрытиях класса "В" негорючими, в ма­шинных помещениях — газонепроницаемыми и самозакрывающимися.

В настоящее время для тушения пожаров различного рода используются следующие огнетушащие вещества:

· вода и водные растворы химических веществ;

· пена: химическая и воздушно-механическая;

· огнетушащие порошковые составы;

· галогенсодержащие углеводороды (хладоны);

В зависимости от вида используемого огнетушащего вещества противопожарные средства могут быть применены для тушения поваров одного или нескольких классов. Далее огнетушащие вещества рассмотрены более подробно.

Вода.

Вода — наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования. Вода представляет собой главным образом охлаждающее вещество. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Наибольший эффект от использования воды для поглощения теплоты получается при температуре до 100°С. При значении температуры 100°С и выше вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже точки его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода переходит от жидкого состояния в газообразное и при этом расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, помимо охлаждающей способности, вода способствует возникновению эффекта объемного тушения.

Компактная струя выбрасывается из пожарного ствола с большой скоростью, что обеспечивает дальность полета до 20. 25 метров. Максимальная дальность полета струи по горизонтали достигается, если ствол направлен вверх под углом 35. 40 ° к палубе; максимальная дальность полета струи по вертикали — под углом 75 °.

Тушение компактной струей воды горючих жидкостей приводит только к разбрызгиванию горючего и увеличению площади пожара. Кроме того, при таком способе подачи значительное количество воды расходуется бесполезно. Объясняется это тем, что вода обладает невысоким коэффициентом теплопроводности; проходя через пламя, она почти не успевает нагреться и поглотить тепло, поэтому в виде крупных капель падает вниз.

Наибольшей огнетушащей способностью обладает струя воды, распыленная до мельчайших капель (размером менее 100 мкм). Испаряясь, эти капли забирают тепло от очага пожара и понижают содержание кислорода в воздухе; как было сказано выше, превраща­ясь в пар, вода увеличивается в объеме в 1700 раз. Мелкораспыленная вода не погружается в горящую жидкость и не разбрызгивает ее. Она сочетает в себе преимущества как жидкого, так и газового средства тушения. Получение тонкого распыла воды достигается благодаря применению специальных технических решений, либо путем выброса перегретой воды или газонасыщенного раствора СО2 в воде через распылители оригинальной конструкции. Однако мелкодисперсная струя воды обладает недостаточной проникающей способностью, что затрудняет тушение твердых материалов, уложенных в виде штабеля.

Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна; замерзает при отрицательных температурах; тяжелее топлива (которое всплывает на ее поверхность и продолжает гореть); имеет большое значение поверхностного натяжения (поэтому недостаточно смачивает поверхности и быстро стекает с них); способствует процессу коррозии металлов; ухудшает изоляцию электрооборудования.

При тушении пожаров во внутренних помещениях путем бесконтрольной подачи воды из шлангов возможно снижение остойчивости и запаса плавучести судна (вплоть до опрокидывания).

Пены.

Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных тонкими пленками жидкости. В зависимости от способа получения различают пены химические и воздушно-механические.

Химическую пену получают при взаимодействии кислотного раствора и раствора бикарбоната натрия. Выделяющийся в резуль­тате химической реакции диоксид углерода образует в пене газовые пузырьки. В качестве вспенивателя обычно используется экстракт солодкового корня, который в химической реакции не участвует, но играетважную роль в придании пене необходимой стойкости.

Воздушно-механическая пена получается в пенных стволах или на сетках пеногенераторов из водных растворов пенообразователей или растворов смачивателей.

Для производства пены существуют различные виды пенообразователей, которые разделяются по химическому составу и по назначению.

По химическому составу пенообразователи подразделяют на углеводородные (ПО-ЗАИ, ПО-ЗНП, ПО-6НП, ПО-6ТС, ТЭАС, САМПО, "Морской") и фторсодержащие (ФОРЭТОЛ, "Универсальный").

По назначению пенообразователи делятся на пенообразователи общего и специального назначения ("Морозко", "Морской" и др.); последние применяют в особых условиях или для тушения конкретной группы горючих веществ.

Особое место занимают пенообразователи на фторорганической основе (например, ФОРЭТОЛ, "Универсальный"). Впервые такие пенообразователи были разработаны в США, а пена на их основе получила название "легкая вода". Наличие атома фтора в молекуле этого пенообразователя придает образуемой с его помощью пене высокую термическую стойкость и, соответственно, высокую изолирующую способность. При применении "легкой воды" на горящей поверхности образуется пленка, препятствующая поступлению горючих паров, изолирующая пену от горящей поверхности и предохраняя ее от разрушения. Образовавшаяся пленка препятствует также повторному воспламенению вещества после его тушения. Пена на основе фторсодержащих пенообразователей сохраняет стойкость и на полярных жидкостях (которые интенсивно разрушают пену, полученную на основе других пенообразователей).

Фторсодержащие пенообразователи применяют в виде раствора в воде (с концентрацией до 6%). Для получения "легкой воды" можно использовать как пресную, так и морскую воды. Пенообразователи, предназначенные для получения "легкой воды" не следует смешивать с пенообразователями других типов. Тем не менее, при тушении одного пожара можно использовать пены полученные на основе различных пенообразователей (в том числе и фторсодержащих).

В число недостатков пенообразователей на основе фторорганических соединений входят: высокая стоимость и высокая биологическая стойкость большинства из них.

Пены характеризуются рядом параметров, основной из которых — кратность, т.е. отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Химическая пена обладает кратностью, равной 5, в то время как воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (от 20 до 200) и высокой кратности (более 200). Особенности применения пены различной кратности пояснены на рис. 3.1.

Будучи тяжелее воздуха, но легче воды или нефтепродуктов, высокократная пена стекает через отверстия и заполняет отсеки, помещения и щели, вытесняя из них воздух. Таким образом, к пожару прекращается доступ кислорода. Поскольку пена содержит воду, она поглощает теплоту и охлаждает горящий материал. Если высокократная пена поглотила количество теплоты, достаточное, чтобы содержащаяся в этой пене вода при 100 °С превратилась в пар, значит, эта пена поглотила максимально возможное количество теплоты. Выделяющийся пар продолжает вытеснять кислород и, таким образом, способствует ликвидации пожара.

Для получения высокократной пены используется эжекторный ствол, в котором пенообразователь и вода смешиваются, образуя 12%-й раствор пенообразователя в воде, и подаются на сетчатый экран под давлением не менее 14 кгс/см 2 . Воздух с большой скоростью засасывается в ствол и проходит через экран. При этом образуются пузырьки, и из ствола выходит высокократная пена.

Пены обладают существенными положительными качествами, однако существуют и некоторые ограничения в их применении.

Положительные качества пены:

1. пена представляет собой очень эффективное огнетушащее вещество, обладающее охлаждающим эффектом;

2. пена создает паровой барьер, препятствующий выходу наружу воспламеняющихся паров;

3. пена может быть использована для тушения пожаров класса А, поскольку в ней присутствует вода; особенно эффективна для этого "легкая вода" (пена на основе фторсодержащего пенообразователя);

4) пена представляет собой наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями;

5. пена — эффективное огнетушащее вещество для покрытия растекающихся нефтепродуктов;

6. для получения пены молено использовать воду пресную или забортную, мягкую или жесткую;

7. пена не склонна к быстрому разрушению и при правильной подаче тушит пожар постепенно;

8. пена способна удерживаться на месте, покрывает горящую поверхность и поглощает теплоту содержащуюся в тех материалах, которые могли бы вызвать повторное возгорание;

9. пена способствует экономному расходу воды и не вызывает перегрузки судовых пожарных насосов.

Ограничения в применении пены:

1. пену нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением;

2. пену нельзя применять для тушения горючих металлов;

3. пену нельзя употреблять совместно с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет "легкая вода", которую можно использовать совместно с огнетушащим порошком;

4. пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей (однако высокократную пену применяют при тушении растекающихся криогенных жидкостей, для быстрого подогрева паров и для уменьшения опасности, сопутствующей такому растеканию);

5. если пена подается на горящие жидкости, температура которых превышает 100 °С, то вода, содержащаяся в пене, способна вызвать вспучивание, разбрызгивание и вскипание таких жидкостей.

Кроме того, необходимо помнить, что запас пенообразователя должен быть достаточным для покрытия пеной всей поверхности горящего материала. Также нужен дополнительный запас пенообразователя для замены той пены, которая выгорает, а также для запол­нения разрывов, образующихся на ее поверхности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Пожар на танкере в открытом море

В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны мелко­распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью.

Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

- газ, вытесняющий Оу Применение стационарных газовых установок;

- пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало.

Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

Класс D - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.

Схема пожаров и способы их устранения

Схема пожаров и способы их устранения

В противопожарном деле мелочей нет. Здесь могут стать роковыми любые недооценки, просчеты и незнания того, что мы должны знать и выполнять в повседневной работе.

Все это достигается путем регулярных тренировок на своем судне и прохождения практического обучения на УТС и БЦ каждым моряком.

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik

Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром - быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Водопожарная система - это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 - магистраль; 2 - ответвления; 3 - запорный клапан; 4 - пожарный пост; 5 -береговое соединение; б - кингстон; 7 - пожарные насосы

Типовая линейная схема водопожарной системы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 - кольцевая магистраль; 2 - пожарный пост; 3 - пожарные насосы; 4 - кингстон; 5 - береговое соединение

Типовая кольцевая схема водопожарной системы

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т - три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м - на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м - у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав - наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить - порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: