Возможно ли занятие частной детективной или охранной деятельностью при наличии судимости

Обновлено: 28.03.2024

Здравствуйте, ситуация следующая. Муж был осуждён по 161 ч 2. Приговорили к условному наказанию, т.к он не отмечался перевели в реальный срок 2,5 года. Освободился 2016 году. Подскажите можно ли сделать ему лицензию охранника? Если да то как это можно сделать?

В силу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В тексте Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» отсутствует прямое указание на то, что на приобретение правового статуса охранника не вправе претендовать лица, имеющие в прошлом судимость.Таким образом, отказ в выдаче Вам удостоверения частного охранника будет незаконным. На практике однако ваш муж может столкнуться с тем, что могут быть препятствия, а именно:

статье 86 УК РФ говорится, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до момента погашения или снятия судимости. Она погашается автоматически, по истечению установленных законом сроков. В данном случае это говорит о том что вы судимости не имеете, но в органах Внутренних дел имеется вся картотека на Вас.

В На практике, к сожалению, решение о выдаче удостоверения охранника гражданину с погашенной судимостью принимается по усмотрению лицензируемого органа ( по решению руководителя отделения лицензионно- разрешительной работы районного ОВД) Виной все может стать расплывчатая формулировка сатьи 11.1 пункта 8 ФЗ " О частной детективной и охранной деятельности", одним из оснований там прозвучало результаты проверки в отношении лица, который хочет получить данный статус. В результатах может быть указано, что лицо может представлять повышенную опасность нарушени прав и свобод граждан. Этот пункт можно трактовать как угодно, в том числе и не в вашу пользу. Не мало важным в решении данного вопроса станет и то по какой Вы статье были осуждены.

Но все таки не отчаивайтесь, получив отказ от должностных лиц лицензируемого органа, Вы можите обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Гаранитию, конечно, Вам ни одни юрист не даст что дело можно 100 % выиграть так как некорректные формулировки нашего законодательства играют не мало важную роль в исходе дела, но попытаться можно, в судебной практике положительные решения есть ( хоть у нас и не прицендентное право).

Статья 11.1. Правовой статус частного охранника

(введена Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ)

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника либо представившие документ о квалификации, присвоенной по результатам профессионального обучения для работы в качестве частного охранника, со дня выдачи которого прошло более пяти лет;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

(п. 9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

(п. 10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(п. 11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

14) состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

(п. 14 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) привлечения частного охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа. Порядок изъятия удостоверения частного охранника устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(часть шестая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензии, сроки действия которых истекают (истекли) с 15.03.2020 по 31.12.2020, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан на бумажном носителе непосредственно либо в форме электронного документа (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, его территориальный орган заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, номер телефона и адрес электронной почты, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

3) медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности;

4) документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного детектива либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

5) сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензия не предоставляется:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;

8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;

9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отказа в предоставлении лицензии федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган управления (должностному лицу) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданину, которому предоставлена лицензия на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган осуществляет следующие полномочия в области лицензирования частной детективной деятельности:

1) предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива;

2) утратил силу с 1 марта 2022 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий, в том числе внесение изменений в реестры лицензий, и предоставление сведений из них;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

На частных детективов распространяется установленный настоящим Законом для лицензирования частной охранной деятельности порядок приостановления действия лицензий и аннулирования лицензий, предоставления и внесения изменений в реестры лицензий, а также порядок ведения реестров лицензий, установленный в соответствии со статьей 11.6 настоящего Закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

К отношениям, связанным с лицензированием и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной деятельности, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Частные детективы обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, предоставившие лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
    • Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
    • Статья 1.1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
    • Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
    • Статья 4 (утратила силу)
    • Статья 5. Действия частных детективов
    • Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
    • Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива
    • Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий (утратила силу)
    • Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг
    • Статья 10 (исключена)
    • Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны
    • Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
    • Статья 11.2. Лицензирование частной охранной деятельности
    • Статья 11.3. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности
    • Статья 11.4. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий
    • Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
    • Статья 11.6. Ведение реестров лицензий
    • Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
    • Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
    • Статья 15.1. Требования к частным охранным организациям
    • Статья 15.2. Требования к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 15.3. Профессиональная подготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
    • Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 16.1. Применение физической силы
    • Статья 17. Применение специальных средств
    • Статья 18. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников
    • Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью
    • Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
    "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г., 28 июня 2022 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    11 марта 1992 года

    Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

    Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

    Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

    Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

    Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

    В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

    Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

    Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

    Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в "Российской газете" от 30 апреля 1992 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 июня 2022 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

    Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2014 г. N 80-КГ14-12 Суд отменил ранее принятые судебные акты и принял по делу новое решение, которым обязал уполномоченный орган выдать удостоверение частного охранника, поскольку не предусмотрены ограничения для лиц, судимость которых снята или погашена


    Обзор документа

    Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2014 г. N 80-КГ14-12 Суд отменил ранее принятые судебные акты и принял по делу новое решение, которым обязал уполномоченный орган выдать удостоверение частного охранника, поскольку не предусмотрены ограничения для лиц, судимость которых снята или погашена

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Горшкова В.В.,

    судей Романовского С.В. и Асташова С.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пиянзова М.Г. к инспектору Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Николаевскому району Ульяновской области о признании незаконными действий по составлению протокола изъятия удостоверения частного охранника и возложении обязанности выдать удостоверение частного охранника

    по кассационной жалобе Пиянзова М.Г. на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 января 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 апреля 2014 г.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

    Пиянзов М.Г. обратился в суд с иском к инспектору ЦЛРР УМВД России по Ульяновской области и ОМВД России по Николаевскому району Ульяновской области о признании незаконными действий инспектора по составлению протокола изъятия удостоверения частного охранника от 16 сентября 2013 г. и обязании ЦЛРР УМВД России по Ульяновской области выдать ему удостоверение частного охранника.

    В обоснование иска указано, что в марте 2013 г. Пиянзов М.Г. сдал в ОМВД по Николаевскому району Ульяновской области документы о присвоении квалификации охранника пятого разряда, 16 сентября 2013 г. инспектором ЦЛРР УМВД России по Ульяновской области был составлен протокол изъятия указанного удостоверения. Пиянзов М.Г. считает действия инспектора по изъятию незаконными, поскольку судимость у истца погашена.

    Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 января 2014 г. исковые требования Пиянзова М.Г. оставлены без удовлетворения.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 апреля 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе Пиянзов М.Г. просит отменить названные судебные акты.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

    В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что на момент выдачи Пиянзову М.Г. удостоверения частного охранника (7 декабря 2010 г.) у него имелась судимость за умышленное преступление на основании приговора Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2002 г.

    Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, сослался также на то, что Пиянзовым М.Г. было совершено общественно-опасное деяние, направленное против собственности, следовательно, ЦЛРР УМВД России по Ульяновской области 16 сентября 2013 г. законно изъяло у истца удостоверение на занятие частной охранной деятельностью.

    С выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

    Частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

    Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В соответствии с требованиями части 1, пункта 5 части 2 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица, имеющие судимость за совершение умышленного преступления.

    Понятие судимости дано в статье 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Согласно частям 1 и 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

    Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

    Правовой анализ вышеуказанных положений закона позволяет сделать вывод о том, что ограничения на приобретение правового статуса частного охранника (получение удостоверения частного охранника) установлены законом в отношении граждан, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. При этом законом не предусмотрены ограничения для лиц, судимость которых снята или погашена.

    Постановлением Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 января 2003 г. Пиянзов М.Г. освобожден досрочно от отбывания оставшейся части наказания в виде испытательного срока, отменено назначенное в отношении него условное осуждение, с Пиянзова М.Г. снята судимость по приговору Новоспасского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2002 г.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на основании изложенного приходит к выводу о незаконности действий инспектора ЦЛРР УМВД России по Ульяновской области по изъятию у истца удостоверения частного охранника и о необходимости возвратить изъятое удостоверение Пиянзову М.Г.

    При таких обстоятельствах судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с принятием нового судебного постановления об удовлетворении иска.

    Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

    решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 30 января 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 апреля 2014 г. отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым обязать Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области выдать Пиянзову М.Г. удостоверение частного охранника.

    Председательствующий Горшков В.В.
    Судьи Романовский С.В.
    Асташов С.В.

    Обзор документа

    Относительно ограничений для получения статуса частного охранника СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

    Закон о частной детективной и охранной деятельности предусматривает определенные требования.

    Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профподготовку и сдавшим квалификационный экзамен.

    Это право подтверждается удостоверением частного охранника.

    По закону не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица, имеющие судимость за совершение умышленного преступления.

    Понятие судимости дано в УК РФ.

    Исходя из него, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в силу до момента погашения или снятия судимости.

    Погашение или снятие аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

    Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод относительно ограничений на приобретение правового статуса частного охранника (получение удостоверения частного охранника).

    Данные ограничения установлены законом в отношении тех граждан, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

    Для лиц, судимость которых снята или погашена, законом такие ограничения не предусмотрены.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: