Возможно ли использовать электронную форму постановления судебного пристава исполнителя

Обновлено: 18.04.2024

Как ни крути, но понемногу все сферы нашей жизни постепенно переходят в цифровой формат. Что это значит? Как минимум то, что весь документооборот и вся бумажная волокита будет перенесена в электронный формат, в онлайн.

В особенности это важно при взаимодействии с государственными органами. Например, с судебными приставами-исполнителями или судами.

В этой статье разберемся, как получить исполнительный лист в электронном виде, в том, как избавить себя от лишних бумаг и что делать с электронным исполнительным листом дальше.

Исполнительный лист как документ

Для начала предлагаем поподробнее рассмотреть, что вообще такое «исполнительный лист», для чего он нужен и кто его выдает. Исполнительный лист — это один из видов исполнительных документов. Этот документ выдается судом в установленной законом форме.

Помимо исполнительных листов, суды выдают также судебные приказы, которые также являются исполнительными документами.

Эти документы выдаются по окончанию судебного производства и содержат в себе обязательные к исполнению требования, установленные судом. Исполнительный лист можно получить после того, как судебное решение вступило в законную силу. По общему правилу этот срок составляет 30 дней с даты вынесения решения.

Исполнительные документы являются основанием для возбуждения исполнительного производства. Это необходимо для того, чтобы требования лица, удовлетворенные судом, были принудительно исполнены должником.

Принудительное исполнение производит Федеральная служба судебных приставов, она же ФССП. Приставы принимают исполнительный документ, возбуждают на основании него исполнительное производство и используют предоставленные им законодательством полномочия для принудительного взыскания.

Исполнительный лист содержит в себе следующие сведения:

  • Наименование и адрес суда;
  • Номер судебного дела;
  • Наименования (ФИО) и адреса сторон;
  • Дата принятия судебного акта;
  • Требования истца;
  • Дата выдачи исполнительного листа;
  • Серия и номер исполнительного листа.

У исполнительного листа есть свой срок действия, который составляет 3 года с даты вступления судебного решения в силу. Если по истечении этого времени исполнительный лист не был подан к исполнению — он утрачивает силу.

Чем судебный приказ отличается
от исполнительного листа?
Задайте вопрос юристу

Исполнительный лист в электронном виде

Нововведение, позволяющее суду выносить электронные исполнительные документы, появилось в 2015 году. Именно тогда появилось законодательство об электронных исполнительных документах.

В рамках данного нововведения возникла возможность отказаться от бумажного оригинала и перейти к такому же оригиналу, но в форме электронного документа — то есть к исполнительным документам, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью.

Помимо этого стороны исполнительного производства вправе действовать в электронном поле и при подаче подписанных электронной подписью ходатайств, отводов, жалоб и других процессуальных документов в рамках исполнительного производства.

Все это позволяет отойти от «устаревшего» способа документооборота между органами, организациями и физическими лицами. Возможность подачи, например, того же самого ходатайства в электронном виде значительно упрощает эту самую подачу — как минимум, заявителю не нужно печатать документ, идти на почту и ждать получения его адресатом.

Однако если обмениваться с приставами процессуальными документами заявитель или должник могут самостоятельно с использованием своей электронной подписи, то оформить исполнительный документ в электронном виде и передать его приставам может только суд.

Нововведения 2015 года, действительно, легализовали электронную форму исполнительного документа. Однако, вынося документ в такой форме, суд самостоятельно передает его на исполнение приставам.

Что нужно сделать для того, чтобы получить
отсрочку или рассрочку исполнения
производства у приставов?

Выдача электронного исполнительного листа взыскателю законом не предусматривается. Взыскатели по-прежнему получают исполнительные документы в бумажном виде и передают их приставам также в бумажном виде.

Так, в судебном процессе взыскатель может ходатайствовать о направлении судом исполнительного документа приставам — тогда суд вынесет электронный исполнительный лист.

А потом и перенаправит его к исполнению. Либо будет требовать выдачи исполнительного листа для последующего самостоятельного инициирования принудительного взыскания.

И тогда суд выдаст взыскателю на руки бумажный оригинал документа, после чего он может самостоятельно распоряжаться его дальнейшей судьбой.

Все больше сфер жизнедеятельности переходят в онлайн. Исполнительные документы являются основаниями для возбуждения исполнительного производства и принудительного взыскания. Суд выдает электронный исполнительный документ только приставам, взыскатели могут получить его только в бумажном оригинале. Однако участники исполнительного производства вправе включиться в электронный документооборот. То есть подавать в электронном виде заявления, жалобы, ходатайства, отводы и так далее. Документы подписываются электронной цифровой подписью и направляются через портал Госуслуги.

Электронный документооборот в исполнительном производстве

Электронный документооборот в рамках исполнительного производства происходит через портал Госуслуги. Этот портал дает возможность гражданам подписывать электронные документы при их направлении в суд и приставам электронной цифровой подписью.

Уведомление об исполнительном производстве происходит автоматически также через портал Госуслуг. Такое уведомление направляется лицу в виде электронного документа, подписанного приставом усиленной квалифицированной электронной подписью.

Лицо, получившее такое уведомление, считается извещенным об исполнительном производстве должным образом. Когда лицо заходит на портал, уведомление считается доставленным, о чем сразу же передаются сведения в ФССП.

В случае, если человек более 15 суток с даты направления уведомления не заходит на портал, такое уведомление считается недоставленным. Поэтому судебный пристав-исполнитель дублирует документ путем направления его через обычную почтовую связь.

Как узнать задолженность по исполнительному
производству через Госуслуги?
Спросите юриста

Несмотря на то, что через Госуслуги взыскатель не может получить электронный исполнительный документ и самостоятельно с его помощью онлайн инициировать исполнительное производство, у него есть право на использование других процессуальных документов в электронном виде.

Так, через личный кабинет на портале Госуслуги можно подавать заявления и ходатайства, подписанные ЭЦП.

Например, взыскатель может электронно подать заявление:

  • О наложении ограничений на должника;
  • Об отмене постановления об окончании исполнительного производства;
  • О взыскании расходов за совершение исполнительных действий;
  • Об отзыве исполнительного документа;
  • О прекращении исполнительного производстве;
  • О запросе информации по производству;
  • И так далее.

Почему? Ответ прост — судебным приставам-исполнителям направляется подлинник исполнительного документа. А передать подлинник возможно только либо посредством почтового отправления, либо лично в отдел судебных приставов.

Должник также может подавать заявления и ходатайства приставам в электронном виде через Госуслуги.

  • Об отложении исполнительных действий;
  • Об оплате задолженности;
  • О возврате излишне удержанных денежных средств;
  • Запрос о наличии исполнительных производств и наложенных ограничениях;
  • И так далее.

Помимо этого, законом установлены случаи, когда в электронном виде заявления сторон приняты не будут. Сюда относятся следующие случаи:

  • Обращение не соответствует установленной форме;
  • Электронная подпись не соответствует требованиям ФССП;
  • Электронное обращение направлено иным способом, помимо допустимого.

Как узнать о прекращении
исполнительного производства?
Задайте вопрос эксперту

Как подать исполнительный лист приставам, если не онлайн

Как было указано выше, подать исполнительный документ в электронном виде судебным приставам может только суд. Обычному рядовому гражданину необходимо направлять его к исполнению «по-старинке» путем почтового отправления или лично в отдел ФССП.

Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо подать соответствующее заявление, к которому нужно приложить подлинник исполнительного документа.

Документы передаются в отделение ФССП по месту жительства или пребывания должника, а в случае, если должник — организация, то приставам по юридическому адресу организации. В ряде случаев, установленных законом, документы должны подаваться в отделение ФССП по месту нахождения имущества должника.

Если исполнительный лист передан приставу
в электронном виде, означает ли это, что пристав
будет по нему оперативнее работать?

Заключение

Переход к электронному документообороту в век высоких технологий неизбежен. Особенно важно и необходимо это в системе взаимодействия с государственными органами, так как взаимодействие с ними — это всегда очереди, время, куча бумаг и так далее.

Для оперативности работы с исполнительным производством всегда рекомендуем пользоваться услугами юриста, как если вы должник, так если вы и взыскатель.

В исполнительном производстве много тонкостей, которые важно учесть, чтобы воспользоваться предоставленными законом правами на все 100%.

Частые вопросы

Точно также через Госуслуги, только через свой личный кабинет. Чтобы подать заявление представитель должен приложить документ, подтверждающий его полномочия.

Если такой документ уже есть в материалах дела, то прикладывать его необходимости нет.

Получить дубликат утраченного исполнительного документа можно, подав заявление в суд, который ранее выдавал этот документ.

Подать жалобу на действия или бездействие судебных приставов можно как в административном порядке, путем подачи жалобы старшему приставу исполнителю, так в судебном — иском в суд.

В этом случае необходимо обжаловать персональный судебный акт, которым было вынесено решение о взыскании с вас задолженности.

Обжаловать такой акт можно, предоставив доказательства отсутствия на ваше имя задолженностей. Когда судебный акт будет отменен, то исполнительное производство будет прекращено. Денежные средства, которые уже были взысканы по чужому долгу, можно будет возвратить.

Нет. Исполнительные документы могут быть предъявлены также в банк должника или его работодателю.

Чаще всего взыскатели предпочитают передавать документ на исполнение судебным приставам, так как те имеют куда больше полномочий на возврат долгов, чем обычный гражданин.

Статья 14. Постановление судебного пристава и Федеральной службы судебных приставов

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2.3. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

6. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации постановление Федеральной службы судебных приставов может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 2.2 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.2. Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, приостановления исполнительного производства, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 2.3 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

2.3. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ статья 14 дополнена частью 5, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 6 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

6. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации постановление Федеральной службы судебных приставов может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 7 с 20 июня 2022 г. - Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ

Еще в 2019 году – 11 июля – президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", разработанного ФССП России совместно с Минцифры России в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика". Согласно концепции реализованный на портале госуслуг суперсервис должен позволять гражданам и организациям, которые являются сторонами исполнительного производства и, соответственно, пользователями портала, получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде: в автоматическом режиме – в течение 30 секунд с момента запроса, взаимодействовать с приставами: подавать заявления, ходатайства, получать уведомления, погашать задолженность до возбуждения исполнительного производства, а также отслеживать стадии процесса снятия ограничения на выезд из России.

Запланированная цифровая трансформация исполнительного производства обусловлена не только закреплением ее в программных документах в качестве одной из составляющих процесса перехода к цифровому государственному управлению, но и объективной необходимостью – количество поступающих в ФССП России документов ежегодно растет: в 2020 году, по данным ведомства, на принудительном исполнении находилось более 110 млн документов (на 8 млн больше, чем в 2019 году). Таким образом, применение цифровых технологий и автоматизация процессов, связанных с исполнительным производством, позволит решить две задачи: сделать эти процессы более удобными для сторон производства и оптимизировать деятельность судебных приставов. Текущее состояние цифровой трансформации данной сферы стало предметом обсуждения на одной из тематических сессий Петербургского международного юридического форума 9 3/4 , информационным партнером которого является компания "Гарант". Опираясь на обнародованные представителями органов, ведущих эту работу, сведения, попробуем оценить, как скоро исполнительное производство перейдет на новый уровень эффективности.

Что уже сделано?

Позиции высших судов по вопросам, касающимся реализации прав взыскателя и должника в исполнительном производстве, – в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В 2020 году была реализована задача по интеграции информационных систем ФССП России – напомним, на сайте ведомства функционирует сервис "Банк данных исполнительных производств" – и портала госуслуг, что позволило реализовать на портале несколько цифровых сервисов. Во-первых, начиная с октября прошлого года должники и взыскатели могут получать через портал подробную информацию по исполнительным производствам – в ответе на соответствующий запрос содержатся данные об основании возбуждения производства, размере задолженности на данный момент, всех действиях судебного пристава, наложенных ограничениях (при наличии), а также указание на то, какие действия необходимо предпринять, и контактные данные судебного пристава. Если запрос направляется непосредственно должником или взыскателем, в нем нужно указать только номер исполнительного производства, если представителем стороны – законным или по доверенности, – то еще информацию о данном лице и документах, подтверждающих его полномочия. Ответ на запрос формируется автоматически – в течение примерно 30 секунд с момента отправки заявления. По данным Минцифры России, сейчас сервис обрабатывает более 30 тыс. запросов о получении информации об исполнительном производстве в сутки.

Второй сервис, реализованный на портале госуслуг ФССП России совместно с Минцифры России в ноябре прошлого года, – подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству. Для удобства возможные обращения сгруппированы по конкретным жизненным ситуациям – с указанием вида заявления, условий, при которых оно может быть подано, и срока рассмотрения.

Взыскателями через портал госуслуг могут направляться следующие обращения.

Должники через портал госуслуг могут направлять следующие обращения.

На данный момент, по сведениям ФССП России, сервисом подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству на портале госуслуг воспользовались более 1 млн человек.

Кроме того, в прошлом году была реализована возможность уведомления сторон через личные кабинеты на портале госуслуг о юридически значимых действиях судебных приставов. "На сегодня сервис реализован во всех субъектах РФ. Количество пользователей портала госуслуг, которые подписались на получение юридически значимых уведомлений или извещений, составляет порядка 80 млн, большая часть из них – физические лица. Посредством этого сервиса направлено уже более 13 млн извещений", – рассказала первый заместитель директора ФССП России Ольга Помигалова.

Помимо этого, в настоящее время ведется работа по обеспечению максимально удобной навигации по электронным госуслугам: разработан и уже тестируется на бета-версии портала госуслуг (gosuslugi.ru/new) цифровой ассистент, выдающий ссылку на конкретный раздел портала после ввода названия услуги или жизненной ситуации в поисковой строке. А по некоторым жизненным ситуациям, например по алиментным отношениям, робот предлагает не только ссылки на нужные услуги, но и своего рода мини-консультации с описанием условий и порядка получения услуги. "ФССП России стала первым ведомством, которое интегрируется с данным цифровым ассистентом. В будущем его развитие приведет к тому, что люди смогут обращаться на портале госуслуг напрямую к этому роботу, который в режиме, близком к человеческому общению, сможет консультировать их по разным жизненным ситуациям. Это будет прорыв в деле цифровизации нашей страны. Надеемся, что в этом году этот прецедент будет создан на больших числах, на больших объемах данных, и в следующем году мы будем тиражировать эту практику на другие ведомства", – отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев.

Что будет дальше?

Нет никаких сомнений в том, что востребованность обозначенных цифровых сервисов будет расти – они удобны для сторон исполнительного производства, так как упрощают процесс подачи обращений в ФССП России (не нужно отправлять или подавать лично письменные заявления) и позволяют оперативно отслеживать все действия по конкретному исполнительному производству, – поэтому их функционал планируется расширять. Так, в качестве задач на ближайшую перспективу ФССП России определено обеспечение возможности отслеживания на портале госуслуг стадий снятия ограничения права выезда должника из России и внедрение механизма идентификации представителей сторон исполнительного производства при подаче ходатайств и обращений (очевидно, это избавит их от необходимости каждый раз указывать сведения, подтверждающие их полномочия).

Следующий этап цифровой трансформации сферы исполнительного производства – автоматизация деловых процессов непосредственно ФССП России. "Это позволит нам принимать некоторые решения приставов в автоматическом режиме. Например, при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, когда документ, поступивший к нам на исполнение, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к исполнительному листу с точки зрения закона, и в нем будут указаны данные, позволяющие нам однозначно идентифицировать лицо как должника, чтобы мы могли в отношении него принимать меры принудительного исполнения. Следующее действие, которое может выполняться в автоматическом режиме, – вынесение решения о прекращении исполнительного производства в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность, и эта информация была направлена нам через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Таким же образом может быть реализовано автоматическое снятие наложенных ограничений в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность или исполнил иное судебное решение неимущественного характера", – пояснила Ольга Помигалова.

Для запуска такого механизма автоматического принятия ряда решений необходимо обеспечить 100%-ную идентификацию сторон исполнительного производства. На решение этой задачи – путем введения требования об указании в исполнительных документах определенного перечня идентификаторов должника и взыскателя, и на законодательное закрепление возможности принятия решений по ряду вопросов исполнительного производства в автоматическом режиме направлен разработанный Минюстом России законопроект № 1144920-7, принятый Госдумой в первом чтении 12 мая.

Также министерство, по словам заместителя Министра юстиции РФ Евгения Забарчука, совместно с заинтересованными органами власти готовит законопроект, предполагающий отказ от электронного документооборота исполнительных документов и переход к так называемой реестровой модели на базе ГИС ГМП. "Создание такого реестра исполнительных документов, содержащего информацию об исполнительных документах и ходе их исполнения, позволит решить ряд существенных проблем в сфере принудительного исполнения, связанных с подделкой исполнительных документов, их реквизитов, отметки об остатке задолженности и ряда других", – подчеркнул замминистра.

Соответствующий реестр должен стать источником достоверных и актуальных сведений об исполнительных документах – тех, которые содержат денежные требования: взыскатели, должники, банки, работодатели смогут в любой момент времени проверить действительность исполнительного документа и актуальный размер остатка задолженности, что исключит неправомерное списание денег с должников, добавил в свою очередь руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин (казначейство, напомним, является оператором ГИС ГМП).

Еще одно крайне важное направление цифровизации – электронное взаимодействие ФССП России с государственными и иными органами, кредитными организациями, от которых ведомство получает информацию об имущественном положении должников, и, конечно, судами – более 50% исполнительных документов поступает к приставам именно из судов. В настоящее время, по словам Ольги Помигаловой, с 63 субъектами РФ заключены двусторонние соглашения об электронном взаимодействии с мировыми судьями, судебные участки которых расположены на территории данных регионов. При участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ ведется работа по организации электронного взаимодействия с федеральными судами общей юрисдикции: пока документы в электронном виде поступают в ФССП России от 12 СОЮ. "Надеюсь, совместными усилиями службы, Минюста России, Минцифры России, ВС РФ и Судебного департамента удастся до конца 2021 года наладить электронное взаимодействие с максимально возможным количеством судов, чтобы мы могли у себя всю свою внутреннюю работу, все свои деловые процессы перевести на рельсы цифровизации", – заключила первый заместитель директора ФССП России.

Есть основания полагать, что запущенный процесс цифровизации в конечном итоге приведет к повышению эффективности исполнительного производства и, соответственно, качества исполнения судебных решений. "Вопросы эффективности исполнительного производства всегда подвергались жесткой критике со стороны бизнес-сообщества. Все отмечали, что взаимодействие с судебными приставами практически невозможно: дозвониться нереально, получить информацию о движении дела очень сложно. Мы понимали, что в этой сфере нужны системные изменения. Работа, которая начата, вселяет в нас оптимизм. Надеемся, что через год-два оценки бизнеса по качеству исполнения судебных решений кардинально поменяются", – отметил вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП Александр Варварин.

При этом у профессионального сообщества есть свои предложения по ключевым моментам, которые обязательно нужно учесть при формировании системы цифрового исполнительного производства. В частности, о четкой регламентации сроков размещения исполнительных документов в информационных системах (чтобы исключить задержки) и стимулировании должников – организаций к добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Реализованная сейчас возможность уведомления должников через портал госуслуг затрагивает в первую очередь граждан – многие организации не имеют аккаунтов на портале. Направление уведомлений по электронной почте тоже не всегда возможно, так как в ЕГРЮЛ содержатся электронные адреса не всех организаций. В связи с этим РСПП предлагает подумать, например, о том, чтобы сделать указание электронного адреса в направляемых для регистрации юридического лица документах обязательным требованием.

Работа госструктур продолжает переходить в интернет-пространство, а необходимость посещения гражданами ведомств минимизируется. Исполнительное производство также постепенно переводится в формат электронного документооборота. Рассказываем о существующих уже сегодня возможностях удалённого взаимодействия — как взыскать долг, пожаловаться на пристава или изучить материалы исполнительного дела через интернет.


Как известно, выиграть в суде — это полдела. Вторые полдела — заставить ответчика исполнить решение суда. Помочь в этом могут судебные приставы, но они не всегда берутся за дело с энтузиазмом. Решение может долго не исполняться, исполнительные действия могут не приносить никакого результата, а само дело — кочевать от одного пристава к другому из-за текучки кадров. Найти нужного пристава, дозвониться или встретиться, чтобы узнать у него состояние дела, бывает сложно. Упростить ход исполнительного производства позволяет дистанционный формат работы, при котором множество действий можно самостоятельно выполнить через интернет при помощи портала Госуслуги.

С декабря 2020 года обращаться к приставам через Госуслуги могут и юридические лица — должники и взыскатели. Для них доступны практически все те же виды обращений, что и для физических лиц.

Какие документы исполнительного производства можно оформить в электронном виде

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что стороны могут подавать заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Порядок подачи таких электронных документов установлен в приказе Минюста РФ от 30.12.2016 № 333.

Направленное через Госуслуги обращение поступит судебному приставу, который ознакомится с ним и примет соответствующее решение:

Какие электронные возможности в исполнительном производстве есть у взыскателя

Если вы взыскатель, то сможете не выходя из дома обратиться к приставу через личный кабинет на сайте Госуслуги для того, чтобы:

Часто возникает вопрос, можно ли подать заявление о возбуждении исполнительного производства в электронном виде. Необходимо иметь в виду, что к такому заявлению должен прилагаться подлинник исполнительного документа. Поэтому, получив в суде оригинал исполнительного документа на бумажном носителе, обратиться в ФССП с электронным заявлением о возбуждении исполнительного производства не получится.

Какие возможности удалённого взаимодействия есть у должника

Должник может воспользоваться личным кабинетом портала Госуслуги, чтобы:

Актуальная для должников услуга по информированию о ходе снятия действующего временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в электронном виде пока не предоставляется.

Что важно учесть при удалённом обмене документами с ФССП

Во-первых, если вы являетесь пользователем портала Госуслуги, уведомление об исполнительном производстве вы получите автоматически.

С 30 декабря 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1943. Документ внёс изменения в Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606. При соблюдении этих правил лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещённым.

О новой функции пользователя Госуслуги информируют при входе в учётную запись. Если гражданин не хочет получать такую информацию, он может отключить соответствующую опцию в своём личном кабинете.

По новым правилам уведомление будет считаться недоставленным, если пользователь не зайдёт на Госуслуги в течение 15 дней со дня появления извещения в его личном кабинете. В таком случае пристав направит документ другим способом. То же касается ситуации, когда пользователь отказывается получать извещения через портал.

Как и ранее, извещение будет считаться доставленным с момента, когда участник исполнительного производства вошёл в личный кабинет портала. Уведомление о доставке передаётся в ФССП. Поэтому, чтобы не пропустить процессуальные сроки, придётся проверять личный кабинет чаще.

Во-вторых, при электронном взаимодействии с приставами заранее позаботьтесь о получении необходимых подтверждающих документов.

Обжаловать действия или бездействия приставов можно в административном порядке (вышестоящему должностному лицу) или сразу через суд.

При этом на подачу жалобы в обоих случаях у вас будет одинаковый срок. То есть обжалование в порядке подчинённости не продлит срок на обращение в суд. Поэтому, если вы приняли решение сначала пожаловаться начальнику отдела, а он затянет с рассмотрением и в итоге вынесет решение об отказе, то с судебной жалобой можно опоздать.

Пропущенный срок придётся восстанавливать, но для этого понадобится приложить к заявлению о его восстановлении документы, подтверждающие уважительные причины пропуска, так как у суда нет доступа в личные кабинеты сторон исполнительного производства. Нужно будет заранее продумать, в каком виде предоставить суду подтверждение того, что жалоба была направлена в ФССП своевременно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: