Возмещение государству убытков от войны

Обновлено: 24.04.2024

С 4 августа 2019 года в силу вступил закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС), согласно которому в регионах появятся собственные программы страхования жилья от пожаров, наводнений и ураганов и подобных катаклизмов. Граждане по-прежнему будут сами решать, покупать полис страхования или нет. Те, у кого будет страховка, смогут получить дополнительную защиту. В случае стихийного бедствия граждане будут получать возмещение по следующей схеме: выплаты в размере 300-500 тысяч рублей — от страховых компаний, ущерб сверх этих сумм — от региональных властей. Те, кто жилье от ЧС не застраховал, получат помощь только от государства, компенсаций от страховых компаний у них не будет.

Перечень рисков, подлежащих страхованию, утвержден Минфином. В него входят природные стихийные бедствия (землетрясение, оползень, ураган, паводок, сход лавины и другие), ситуации техногенного характера (обрушение, аварии на производственных объектах), пожары. Кроме того, регионы могут учитывать в программах другие чрезвычайные ситуации.


Что считается чрезвычайной ситуацией?

Согласно ст. 18 этого закона, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Порядок осуществления выплат определен постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014 года «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

На какие выплаты по возмещению ущерба имуществу можно рассчитывать?

Сегодня выплаты гражданам при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера включают в себя:

  • единовременную материальную помощь в размере 10 тысяч рублей на человека;
  • помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество — 100 тысяч рублей на человека).

Можно ли оспорить размер компенсации?

Пострадавшим в ЧС могут устанавливаться разные размеры компенсационных выплат. При определении их размера учитывается общий масштаб трагедии и число пострадавших. Пострадавшие граждане, которые считают сумму заниженной, могут в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению необходимо приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.

Последствия пожара в селе Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края.

Куда нужно обращаться за выплатами?

При любом ЧП или стихийном бедствии создается комиссия по расследованию происшествия. Она же принимает решения о выплатах, распределяет гуманитарные грузы, составляет списки людей, нуждающихся в помощи, и объявляет суммы компенсаций и сроки выплат. В комиссию входят представители не только региональных и местных администраций, но и территориальных отделений ФСС, ПФР, Роструда. Возглавляет такую комиссию — в зависимости от тяжести ситуации — представитель исполнительной власти, обычно это вице-губернатор.

«Местные администрации составляют списки пострадавших от стихийных действий, и в соответствии с этим выплачиваются компенсации. Размер и виды компенсаций бывают различными, как правило, это единовременные компенсации в зависимости от характера и масштаба бедствия, а также компенсации за утраченное имущество первой необходимости и жилье. За жилье может быть предусмотрена как денежная компенсация, так и предоставление сертификатов на покупку жилья за государственный счет», — говорит юрист Сергей Кормилицин.

Для любой из стран военные конфликты тянут за собой большие расходы и потери. Это большое количество негативных последствий в культурной, политической социальной и экономической сферах. Если государство потерпит поражение, оно лишается части суверенитета, а на техническое оснащение вооруженных сил будут наложены ограничения. Но, через некоторое время проигравшая сторона может потребовать возмещения убытков, нанесенных в результате конфликта.

1. Что такое репарации простыми словами

Репарации (от англ. "reparations") — это одна из форм материальной ответственности субъектов международного права за причинённый ущерб другому субъекту в ходе военного конфликта или других агрессивных действий, спровоцировавших ряж негативных последствий. Репарации направлены на ликвидацию ущерба, спровоцированного противоправными действиями агрессора.

Получение репараций возможно только в том случае, если потерпевшая сторона сможет доказать, что действия агрессора являются противоправными и направленными только на то, чтобы оккупировать и нанести вред. В первую очередь, речь идёт об убийствах людей, разрушение инфраструктуры и промышленных объектов.

В таком случае, когда пострадавшее государство окрепнет и заручиться поддержкой сильных партнёров, оно может доказать свою правоту и потребовать возмещения убытком. Это может быть денежная компенсация, компенсация утраченной выгоды, восстановление инфраструктуры и объектов промышленности.

Согласно международным правовым нормам, возмещение ущерба путём требования репараций является законным правом пострадавшей стороны. Данная норма установлена практически всеми международными договорами и является распространённым явлением, особенно, в современном мире. В истории также достаточно примеров выплат репараций, о которых будет сказано далее.

2. Примеры

Некоторым странам уже приходилось возмещать ущерб за причинённый вред войной, речь идёт о следующих конфликтах:

  1. Первая мировая война. В данном случае, Германия должна была выплатить денежную компенсацию пострадавшим странам. Итоговая сумма составила 132 миллиарда золотых марок. Последний платеж был проведен сравнительно недавно, осенью 2010 года;
  2. Вторая мировая война. Как известно, агрессором снова выступает Германия. Но, в данном случае речь идёт о выплатах в размере 23 миллиардов долларов. Данная сумма была определена в ходе Потсдамской конференции. Но, Германия не единственная страна, которая должна была возмещать ущерб. Италия также брала на себя обязательства по выплатам. Таким образом Греция получила 105 млн., Албания – 5 млн., Эфиопия – 25 млн. и СССР – 100 млн. долларов;
  3. Наполеоновская война. Опираясь на нормы Парижского договора (1815 г.), Франция должна была выплатить пострадавшим субъектам 700 млн. франков;
  4. Греко-турецкая война. По окончанию военного конфликта, Греции пришлось выплачивать компенсацию в размере 4 млн. фунтов стерлингов. Но, на тот момент она находилась в состоянии дефолта, поэтому международной финансовой комиссии пришлось проводить проверки и в дальнейшем следить за финансовыми потоками страны;
  5. Франко-прусская война. В пунктах Франкфуртского договора было указано, что Франция должна выплатить компенсацию в размере 5 миллиардов злотых франков. На это у руководства было 5 лет. Чтобы гарантировано получить репарации, командование немецкими восками решает разместить часть военных во французских частях до тех пор, пока не будет проведен последний платёж. Но, ждать пришлось не долго, через 2 года Франция выплатила всю сумму.

3. Репарации и контрибуция — в чём разница

Контрибуция также относится к формам международно-правовой ответственности. Из-за небольшого количества отличий, репарации часто путают с контрибуциями. Отличить их можно по таким признакам как:

  • Размер компенсации . В рамках Парижской мирной конференции, участниками был поставлен вопрос о материальном возмещении и именно он был ключевым. По мнению экспертов, сумма должна быть не более той, которую Германия сможет осилить. В противном случае есть риск обрушения экономики страны. По итогам, в Версальском мирном договоре была установлена сумма в размере 269 млрд злотых марок. В золоте, на тот момент это примерно 100 тыс. тонн. Говоря о контрибуции, здесь нет каких-либо ограничений, поэтому размер компенсации может быть любым, независимо от финансового состояния государства.
  • Субъект ответственности . Если речь идёт о выплатах контрибуций, их может выплачивать любое государство, независимо от того, являлось ли оно виновником военного конфликта или нет. Даже если такой участник конфликта оказывает минимальную помощь агрессору, в дальнейшем ему также придется выплачивать контрибуции. Когда речь идёт о репарациях, их может выплачивать только агрессор.
  • Мотивы . Контрибуции появились практически одновременно с войнами. Но, на тот момент они не имели каких-либо отличий от грабежей. Государство или народ, которые побеждали в конфликтах, использовали возможность быстрого обогащения за счёт богатств (денег и ресурсов) побеждённой стороны. Касательно репараций, речь идёт о том, чтобы компенсировать нанесённый ущерб пострадавшему государству в тех сферах, которые пострадали больше всего. Например, это может быть передача сырья, строительных материалов и других ценностей. Объёмы стоит оговорить заранее. Кроме этого репарации могут быть выплачены в виде принудительных работ в интересах пострадавшей ранее стороны.

В современном мире контрибуция является недопустимым явлением. Поэтому на неё введёт запрет на правовом международном уровне. Это связано с тем, что победа над агрессором стала вызывать у стран желание покрыть полностью все издержки, которые были связаны с военными действиями. На данный момент, если победитель хочет получить что-либо от мирного населения, он должен предложить за это вознаграждение.

Но, несмотря на это, контрибуция даёт знать о себе и в современном мире. Она существует в виде взысканий, которые существуют как законные в международном праве. Речь идёт о следующем:

  • Выплаты вместо налогов, которые ранее оплачивались правительству;
  • Штрафы за содеянное преступление. Такая форма выплат может перекрыть положенное по закону уголовное наказание;
  • Другие выплаты на нужды военных.

Также существует такая разновидность материально-правовой ответственности, как реституция. Это означает, что агрессор должен заняться восстановлением материальных и нематериальных активов пострадавшей стороны. Здесь полностью отсутствует дополнительная выгода. Но, такая форма ответственности применяется крайне редко, так как большая часть активов после войны уже не является пригодной для восстановления.

4. Общие черты репарации и контрибуции

Контрибуции и репарации путают не зря, так как эти явления действительно имеют много общего. И в первом, во втором случае речь идёт о том, чтобы забрать у агрессора материальные ценности в виде знаний, денег, бизнеса и др. Их различает то, что репарации может получить государство, на которое совершено нападение.

Это означает, что такая форма возмещения возможна только при победе над агрессором. Говоря о контрибуциях, они могут наблюдаться как во время военного конфликта, так и после него. Наибольшее количество выплат было зафиксировано после Второй и Первой мировой войны. Что касается США, правительство так и не выплатило компенсацию Японии за сброшенные ядерные бомбы.

5. Виды репараций на историческом примере

На данный момент, самыми популярными репарациями в истории являются те, которые были выплачены Германией странам, победившим её в ходе Второй мировой войны. Зафиксированная ответственность в 1945 году ориентирована на 2 принципа, а именно:

  • Натуральная форма возмещения. Страны, которые были признаны агрессорами не выплачивали денежную компенсацию. Вместо этого к ним были применены другие меры ответственности. У населения изымались такие предметы быта как посуда, одежда, драгоценности и домашняя техника. Данное явление назвали «трофейной лихорадкой». Кроме этого был задействован принудительны труд бывших военных, вывозилось оборудование из фабрик, заводов и лабораторий, а знания немецких учёных использовали уже страны победительницы в личных целях;
  • Частичная компенсация. В ходе мирных переговоров в Версале, экономист из Англии Джон Мейнард негативно высказался о репарациях. Более подробно об этом сказано в его работе «Экономические последствия мира». Здесь говорится об усилении реваншистских настроений за счёт финансовых проблем и предпосылок к развязыванию войны. В 1945 году большинство европейских стран стремились к установлению демократического мира, как и СССР. Поэтому было принято решение о частичном возмещении ущерба. В итоге, правительство СССР потребовало от Германии 20 млрд. долларов, вместо положенных 128 млрд., а Италия выплатила всего 100 млн, что является примерно 1/20 частью от нанесённого ущерба по факту.

Наибольшую выгоду в послевоенный период получило правительство США. Страна получила патенты, лучших немецких учёных и предприятия. Израилю за Холокост Германия выплатила 60 млрд долларов, что никак не соизмеримо с загубленными судьбами миллионов людей.

Каждый собственник земли и недвижимости рискует получить уведомление об изъятии своего имущества для государственных и муниципальных нужд. То есть недобровольно и в сжатые сроки поменять участок и здания на нём на денежную компенсацию, которая теоретически должна покрывать их стоимость и сопутствующие вопросы. Особенно актуально это для Москвы и Подмосковья, где активно идёт транспортное строительство и поставлены на поток проекты по комплексному развитию территории. Как понять, законно ли изъятие и как получить компенсацию?

Изъятие земельных участков и зданий для государственных и муниципальных нужд не может быть произвольным. Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса (ГК) и ст. 49 Земельного кодекса (ЗК) изъятие осуществляется в исключительных случаях, предусмотренным законом. В первую очередь это:

- строительство различных объектов инфраструктуры (транспорт, энергетика, инженерные коммуникации и т.д.) при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

- комплексное развитие территории (КРТ). В этом случае под снос могут попасть все объекты в границах проекта развития.

Специальные основания для сноса многоквартирных домов, в частности, реновация в Москве, заслуживают отдельного рассмотрения, в данной статье речь в первую очередь о нежилой недвижимости.

Основные вопросы для собственника– законно ли изъятие и если законно, то как получить адекватную компенсацию за имущество.

Законно ли изъятие?

Если собственнику стало известно о предстоящем изъятии – в первую очередь стоит оценить его законность. А именно - на каком основании такое решение принято, действительно ли имеются те исключительные обстоятельства, когда отходит на второй план неприкосновенность частной собственности.

В ряде случаев изъятие можно оспорить именно на том основании, что ситуация не является исключительной. Например – есть сравнимая по стоимости и срокам возможность строительства объекта без изъятия участков. Или же имущество планируется изъять фактически в интересах одного частного лица (например, для строительства дороги до соседнего участка).

Кроме того, даже при наличии законных оснований для изъятия активная позиция собственника может заставит уполномоченные органы подумать об альтернативных вариантах или, как минимум, не занижать цену выкупа.

Верховный суд (ВС) в определении № 309-КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013 (вошло в Обзор судебной практики 13 апреля 2016 года) указал:

«…под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества».

На данной позиции основан ряд судебных актов, признающих изъятие имущества незаконным[1]. Также суды учитывают соразмерность масштабов изъятия имущества, целям, в которых такое изъятие производится.

Нужно помнить, что для изъятия участков под инфраструктурное строительство планируемые объекты должны быть предусмотрены соответствующей градостроительной документацией – территориальными схемами, генеральными планами, проектами планировки территории.

Если есть сомнения в законности предстоящего изъятия то могут оспариваться в судебном порядке как решения и действия, связанные с изъятием, так и градостроительная документация, на основании которой оно планируется.

При этом необходимо учитывать, что решение об изъятии может быть оспорено в трёхмесячный срок (п. 14 ст. 56.6 ЗК). Соответственно, собственнику имущества, желающему его оспорить, необходимо самому обращаться в суд. Если он будет ждать, пока уполномоченный орган обратится к нему с иском об изъятии, то в этом споре заявить довод о незаконности такого изъятия собственник, скорее всего, уже не сможет. Суд будет разрешать лишь вопрос о размере компенсации.

Более того, если предметом спора будет являться только размер компенсации, то суд может сразу принять решение об изъятии имущества, а спор о величине компенсации выделить в отдельное производство. То есть сначала имущество будет изъято по предложенной уполномоченным лицом цене, а потом собственнику, возможно, доплатят компенсацию в соответствии с решением суда.

При комплексном развитии территории могут изыматься все нежилые объекты, попавшие в границы соответствующего проекта. Но и в этом случае не стоит забывать, что решение о комплексном развитии может быть принято только при наличии конкретных предусмотренных законом оснований, границы, на которые оно распространяется, не могут устанавливаться произвольно. В противном случае решение о КРТ может быть оспорено.

Если изъятие законно, то какая будет компенсация?

Рыночная оценка проводится после публикации решения о предстоящем изъятии и извещения о нём собственника. Принципиально важно, что во многих случаях организует оценку и выбирает оценщика ходатайствующее об изъятии лицо (например – инвестор), которое же и будет уплачивать компенсацию из своих средств.

По итогам оценки собственнику направляется предложение заключить договор купли-продажи объекта по соответствующей цене.

Для объектов, находящихся в собственности, компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости, определяемой оценщиком. Такая оценка может быть ниже кадастровой стоимости.

Право аренды участка в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 56.8 ЗК оценивается исходя из рыночной стоимости права аренды до истечения срока действия соответствующего договора. То есть оценивается стоимость, по которой в отношении участка могло бы быть заключено соглашение о перенайме. Такая оценка осложнена тем, что на практике право аренды на застроенные участки редко фигурирует в сделках отдельно от права собственности на здания на них. Отсутствует сложившийся рынок, который мог бы являться ориентиром для оценки.

Методика оценки права аренды установлена распоряжением Минимущества от 10 апреля2003 года № 1102-р. Однако данный документ носит весьма общий характер. При этом распоряжением прямо предусмотрено, что право аренды может иметь отрицательную стоимость если арендная палата по договору превышает её рыночный размер. В связи с этим при оценке права аренды, в отличие от собственности, существенно выше влияние усмотрения оценщика.

Размер компенсации не ограничивается одной лишь рыночной стоимостью имущества. В соответствии с п. 2 ст. 56.8 ЗК при определении размера возмещения в него включаются помимо рыночной стоимости участков или прав на них, убытки, причиненные изъятием участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода.

В части доказательств убытков и упущенной выгоды речь может идти как о договорах в отношении самого участка (субаренда, предварительные договоры купли-продажи), так и о договорах аренды помещений в здании и т.д. При наличии на участке действующего предприятия ‑ подтверждённые доходы от деятельности такого предприятия, которые будут потеряны в период его передислокации, штрафные санкции по договорам, которые не будут исполнены и т.д.

При этом в отдельных случаях размер убытков и упущенной выгоды довольно значителен, тогда как во многих других они носят символический характер. Так, в постановлении АС Московского округа от 21 февраля 2018 года № Ф05-21314/2017 по делу № А41-9514/2017 упущенная выгода определена в 3 740 000 руб. при рыночной стоимости участков в 9 900 000 руб. В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта2020 года № 10АП-927/2020 по делу № А41-56695/2019 размер убытков составил боле 1 млн руб. при стоимости участка менее 5 млн руб.

Соответственно, собственнику стоит заранее позаботиться об оформлении документов, подтверждающих обязательства перед контрагентами, которые он не сможет исполнить в связи с изъятием, наличие иных оснований для возмещения связанных с изъятием расходов, упущенной выгоды или иных убытков.

Например, если планируемое к изъятию здание сдаётся в аренду, реальный размер арендной платы должен подтверждаться как договором, так и движением средств по счетам. Аналогично – в отношении выручки действующего на участке предприятия.

Как оспорить размер компенсации?

Не сложно предположить, в какую сторону чаще случаются отклонения размера компенсации от реальной рыночной стоимости.

Соответственно, стоимость, скорее всего, потребуется устанавливать в судебном порядке. И решающее значение будет иметь судебная экспертиза, в рамках которой подлежат установлению как рыночная стоимость имущества, включая право аренды, так и размер сопутствующих расходов собственника, упущенной выгоды.

При этом собственнику изымаемого имущества целесообразно занимать активную позицию с момента получения решения о предстоящем изъятии.

Если права на имущество надлежаще не оформлены

Существенно сложнее с объектами, на которые нет не только регистрации права, но и правоустанавливающих документов. Например, на вспомогательные объекты на площадках приватизированных предприятий. Но и на них, при определённых условиях, может быть признано право собственности на основании приобретательной давности. Так для объектов первых волн приватизации установленные сроки владения уже истекли, судебная практика по этому вопросу начинает скалываться в пользу владельцев.

Регистрацией подобных проблемных объектов в любом случае желательно озаботиться до возникновения связанных с ними проблем. Но если есть основания ожидать изъятие участка – это становится особенно актуальным.

Также велик риск, что уполномоченный орган при расчёте компенсации сочтёт находящиеся на участке объекты самовольными, находящимися в опасном для эксплуатации техническом состоянии или нарушающими разрешённое использование участка. Нередко проверки и предъявление соответствующих исков происходят незадолго до официального начала процедуры изъятия.

Как узнать о предстоящем изъятии?

Своевременное получение информации о предстоящем изъятии позволит, в том числе, подготовиться к спору о размере возмещения. Например, суд вряд ли с пониманием отнесётся к договорам с арендаторами или иными контрагентами, заключённым после официального уведомления собственника об изъятии или непосредственно перед ним. Так в постановлении АС Московского округа от 21 февраля 2018 года № Ф05-21314/2017 по делу № А41-9514/2017 отказано в возмещении убытков, подтверждённых заключённым собственником с другой коммерческой организацией соглашением о возмещении потерь. Дело в том, что соглашение составлено после публикации проекта планировки, предполагавшего изъятие участка.

Также риск изъятия для государственных нужд — это один из обязательных пунктов при проверке объекта недвижимости перед покупкой.

До принятия решения об изъятии соответствующий риск можно оценить исходя из градостроительной документации – генеральных планов и правил землепользования и застройки, территориальных схем, проектов планировки территории. В том числе из их проектов, вынесенных на общественные обсуждения. О возможном изъятии свидетельствует прохождение через участок планируемых объектов транспорта, его отнесение к зонам комплексного развития территорию и т.д.

[1] Постановление Арбитражного суда (АС) Западно-Сибирского округа от 2 марта 2020 года № Ф04-8055/2020 по делу № А45-13810/2019, постановление АС Поволжского округа от 25 сентября 2019 года № Ф06-51589/2019 по делу № А57-23758/2018.


Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что России предстоит выучить слова «репарации» и «контрибуции».

«Мы восстановим каждый дом, каждую улицу, каждый город. И говорим России учить слова „репарации“ и „контрибуции“. Вы возместите все, что сделали против Украины. В полном объеме», — сказал президент Украины.

Как мы увидим далее, президент немного ошибся. Попробуем разобраться, в чём именно.

Сначала, следуя совету президента, разберёмся с терминами.

Контрибуция — это платежи, налагаемые на проигравшее в войне государство в пользу государства-победителя. Иначе говоря, это что-то вроде дани, взимаемой с проигравшего по требованию победителя — обычно в силу мирного договора между ними, заключённого по итогам войны. Контрибуция могла использоваться для покрытия военных расходов победителя, но обычно включала и значительные суммы сверх того (а иначе за что воевать?).

Исторически контрибуция считалась совершенно нормальным явлением, своего рода цивилизованной альтернативой хаотического разграбления побеждённой страны. Так, Наполеон все свои завоевания заканчивал мирным договором с условием выплаты контрибуции, насобирав таким образом более 500 млн. франков. Однако после победы над ним союзники по антифранцузской коалиции, в свою очередь, наложили на Францию контрибуцию в 700 млн. франков.

Однако в 20 веке подходы несколько изменились. Когда по итогам Первой мировой войны заключался Версальский договор с побеждённой Германией, страны-победители под давлением общественного мнения (и, между прочим, при активной поддержке советской дипломатии) формально отказались от контрибуций, заменив их репарациями.

Репарация — эта форма материальной ответственности страны-правонарушителя перед страной-жертвой правонарушения. Если, допустим, одна страна напала на другую страну, нанесла ей ущерб, а затем проиграла войну, то она должна заплатить пострадавшей стране деньги. Но не в силу того, что она проиграла, а в качестве материальной ответственности за причинённый ущерб. Репарация — это не дань победителю, а компенсация жертве правонарушения!

Правда, проблема в том, что для получения компенсации жертве (и её союзникам) вначале необходимо, как правило, всё же победить правонарушителя в войне. Ну или у правонарушителя должна проснуться совесть, чтобы он добровольно скомпенсировал ущерб, нанесённый жертве. Более реалистический вариант — спор разрешён компетентным международным органом, и правонарушитель, скрипя зубами от злости, прекращает правонарушение и платит репарации, чтобы не нарваться на суровые санкции от мирового сообщества.

Например, репарации были наложены на Германию после Второй мировой войны. СССР брал репарации натурой: из восточной Германии было вывезено 400 тыс. вагонов разного оборудования, станков, скота, продовольствия и т. д. Также вывозилась техническая документация, такая как чертежи новейшей ракетной техники (заодно с пленными специалистами). Вывозили всё, вплоть до зверей из зоопарка: любимец Гитлера, аллигатор Сатурн умер в Москве в 2020 году. Формально говоря, всё это мыслилось не как кара для Германии, а как компенсация нанесённого СССР ущерба. Взимание репараций с ГДР было прекращено по договору от 1954 года.

Помимо репараций, понимаемых как денежные выплаты или передача имущественных ценностей, существуют и другие формы материальной ответственности за нарушение международного права. Прежде всего следует упомянуть реституцию, то есть восстановление прежнего положения вещей, в том числе восстановление материальных ценностей в натуре. Но не будем углубляться в эти детали.

Что касается контрибуций, они ушли в прошлое. Современное международное право подобных выплат, осуществляемых лишь по «праву сильного», более не признаёт.

Однако для того, чтобы возникла ответственность, необходимо, чтобы было совершено правонарушение. О каком же правонарушении идёт речь?

Пожалуй, самое серьёзное нарушение международного права — это военная агрессия. «Нюрнбергские принципы», кодифицировавшие правила Нюрнбергского трибунала, относят к международно-правовым преступлениям развязывание и ведение агрессивной войны. Запрет на акты агрессии включён в Устав ООН, причём «подавление актов агрессии или других нарушений мира» там названо одной из главных целей организации.

Эти документы не дают формального определения военной агрессии. Такое определение было дано в 1974 году в резолюции Генассамблеи ООН (№ 3314).

Над разработкой этого определения целых семь лет работал специально созданный комитет (а вообще определение начали обдумывать ещё в Лиге Наций).

В первой же статье агрессия определяется в самых общих терминах (затем идут уточнения).

«Агрессия — это использование военной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или любым иным образом, несовместимым с Уставом ООН, как установлено а настоящем определении.»

Определение довольно широкое: «актами агрессии» признаются, в частности, «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территорию другого государства», «любая аннексия с применением силы территории другого государства или части её», «бомбардировка вооружёнными силами государства территории другого государства», а также «засылка государством . вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства».

В определении далее уточняется, что никакие соображения, будь то политические, экономические или военные (не говоря уже об исторических) не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война квалифицируется как преступление против международного мира, предусматривающее соответствующую международную ответственность. Территориальные приобретения, полученные в результате агрессии, не признаются правомерными.

Формально говоря, резолюции Генассамблеи не имеют обязательного характера. Задумка была в том, чтобы помочь Совету Безопасности ООН при разрешении вопроса о том, была ли та или иная акция «агрессией» (для последующего пресечения правонарушения), но в принципе у Совбеза могут быть и свои соображения на этот счёт. Впрочем, определение, данное Генассамблеей, кажется почти бесспорным и наверняка будет применяться любым международным судом при разрешении вопроса об агрессии.

Приведённые выше формулировки ещё недавно звучали как полнейшая банальность, и на лекциях по международному праву студенты зевали и играли в морской бой. Кто бы мог подумать, что встанет вопрос о применении определения военной агрессии к действиям России!

Совершила ли Россия акт агрессии в Украине?

Весьма недвусмысленный ответ на этот вопрос дала Генеральная ассамблея ООН. Её резолюция, принятая на чрезвычайной специальной сессии, так и называется: «Агрессия против Украины».

Генассамблея «категорически осуждает агрессию Российской Федерации против Украины, совершённую в нарушение Статьи 2(4) Устава» ООН.

Резолюция осуждает «специальную военную операцию» России в Украине (а заодно и решение России повысить готовность своих ядерных вооружений), подтверждает приверженность к суверенитету и территориальной целостности Украины и требует, чтобы Россия «немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои военные силы с территории Украины в её международно признанных границах». Признание ДНР и ЛНР также осуждается.

За резолюцию проголосовало 141 государство, 35 воздержались, 12 не участвовали, 5 были против. Из постоянных членов Совбеза воздержался лишь Китай, остальные (кроме самой РФ) за.

Против резолюции оказалась лишь сама Россия и её четверо могучих союзников: Белоруссия, Сирия, Северная Корея, Эритрея. (Кто не знает, Эритрея — это что-то вроде Северной Кореи, но в Африке.)

Таким образом, мировое сообщество подавляющим большинством голосов признало действия России агрессией против Украины. Я лично не вижу оснований сомневаться в корректности этой правовой квалификации (сличите сами определение агрессии с фактами). Проблема, однако в том, что, как уже упоминалось, резолюции Генассамблеи формально имеют лишь рекомендательный характер.

А все формально обязательные решения принимает Совбез ООН, где у России есть право вето!

Ситуация сложилась парадоксальная.

Основная задача ООН — пресечение актов международной агрессии. Устав ООН написан таким образом, что меры против агрессора принимает Совет Безопасности ООН. Между тем в данном случае практически несомненный (во всяком случае, для мирового сообщества) акт агрессии совершил постоянный член Совбеза ООН, имеющий в нём право вето. Соответственно, Совбез бессилен.

Есть ли выход из этого юридического тупика? Большой вопрос.

Неудивительно, что начинают поступать проекты лишения России права голоса в Совбезе ООН. С такой инициативой выступила Украина, сходные проекты прорабатываются в Конгрессе США и т.д.

Технически это сделать как минимум затруднительно, ведь для любых изменений в Уставе ООН требуется согласие Совбеза, а у России там право вето. Однако некоторые юридические зацепки вроде бы есть. Пока они выглядят довольно натянутыми. Но, думается, что если Россия продолжит вести себя как слон в посудной лавке, то возможны всяческие чудеса.

Если все мировое сообщество, включая всех остальных членов Совбеза, решит, что пора избавиться от злостного правонарушителя в главном руководящем органе своей организации, они наверняка найдут способ это сделать. Достаточно вспомнить, как в 1971 году место в ООН и Совбезе отобрали у Китайской Республики (Тайваня) и отдали КНР. Для этого оказалось достаточным принять резолюцию Генассамблеи простым большинством голосов!

Если же ничего придумать не удастся, существующая система международной безопасности на уровне ООН в очередной раз продемонстрирует свою неэффективность. Но тогда скоординированные меры против России смогут принять те государства (напомню, их 141, включая всех могущественных мировых игроков, кроме Китая), которые осудили агрессию.

Как бы суровы эти меры не оказались, Совбез, разумеется, не признает их неправомерными, ведь в нем большинство стран придерживается того же мнения.

Но вернёмся к репарациям как форме ответственности за агрессию.

Напомню, репарации — это компенсация за ущерб, причинённый одной стороной другой стране в нарушение международного права, в том числе в результате военной агрессии. Технически репарации могут быть установлены решением уполномоченного органа, такого как Международный Суд ООН, или мирным договором между участниками конфликта.

Однако мирным договором пока не пахнет, а у Международного Суда большие проблемы с юрисдикцией. Он разрешает споры государств лишь с их согласия или на основании их международных договоров. Украина пытается вывести юрисдикцию суда из некоторых международных конвенций, но пока не ясно, согласится ли Суд с этими аргументами.

Есть ещё вариант — разрешение спора Международным Судом с подачи Совбеза, но, как мы помним, там у России право вето. В любом случае для принудительного приведения в исполнение решения Международного Суда потребуется решение Совбеза.

Международный уголовный суд (МУС) имеет юрисдикцию на изучение конфликта в силу заявления Украины, но, как явствует из его названия, он лишь привлекает людей к уголовной ответственности за преступления против международного права (включая военную агрессию), а не налагает репарации на страну-агрессора.

В целом представляется несомненным, что Россия совершила нарушение международного права, за что несёт ответственность перед Украиной в виде репараций. С «контрибуциями» президент Зеленский, видимо, несколько погорячился, но насчёт репараций возразить ему трудно.

Проблема состоит лишь в том, в каких процессуальных формах может быть принято решение о репарациях, и как реализовать его на практике…

Очевидно, что репарации являются для жителей страны-агрессора формой коллективной ответственности за преступления их вождей.

Справедливо ли это? Ведь большинство из них не участвовало в войне. Более того, многие из них не голосовали за преступного правителя, или даже выступали против него!

Здесь можно провести аналогию с корпоративным правом.

Если директор компании разворовал активы, довёл компанию до экономического краха и нарвался на зверские санкции за совершенные от имени компании преступления, то в тюрьму посадят директора, но страдать будут и акционеры. В том числе те, кто не голосовал за директора или голосовал против!

Это может показаться несправедливым по отношению к миноритариям-диссидентам, но в целом вполне логично. Кому же отвечать за действия преступного директора, как не его акционерам?

То же и в международном праве. Если безумцы во власти совершают военную агрессию против соседней страны, сея там смерть и разрушения, то под трибунал за это пойдут (рано или поздно) лишь немногие, но страдать придётся всем их подданным.

Не сместили, не удержали, не предотвратили.

Пока что просматриваются лишь два более или менее реалистичных сценария дальнейшего развития событий для России.

Либо в России сменится правительство, в результате чего войска из Украины будут выведены, Россия признает свою вину и согласится на выплаты репараций — будь то по решению международного суда или по соглашению сторон. Тогда можно ожидать, что с России будут сняты зверские международные санкции, так что в итоге даже чисто экономических выгод от этого шага для всех нас окажется куда больше, чем издержек.

Либо режим устоит, и тогда, независимо от итогов военных действий в Украине, для России всё будет очень-очень плохо. Россия окончательно превратится в Северную Корею, изолированную от мира и погрязшую в нищете и репрессиях.

Будет ли Россия формально исключена из Совбеза, будут ли формально введены репарации — в этом случае дело десятое. Международные экономические санкции ударят по экономике больнее любых возможных репараций. Тогда лихие девяностые мы будем вспоминать как старые добрые времена!

«По какому праву вы меня судите?» Юридическая ответственность за военную агрессию

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чем репарация отличается от контрибуции?

Репарация (от лат. reparatio — восстановление) — возмещение за причиненные войной убытки, которое государство-агрессор выплачивает в пользу страны-победительницы.



Наложение контрибуции на монастырь
Контрибуция (лат. contributio — всеобщий вклад, общественный сбор средств) — сбор средств на восстановление убытков, которые выплачивает побежденное государство государству-победителю, но здесь победитель может быть нападающим, захватническим государством.

Разница заключается в способе взыскания:
Репарацию всегда выплачивают государству-победителю, которое изначально подверглось агрессии. Контрибуцию накладывает страна-победительница, которая при этом сама могла быть захватчиком.

Контрибуции отменены в современном мире, международное право их запрещает. Правда, выплата контрибуции возможна, но под видом других взысканий.

Как выплачиваются репарации и контрибуции?
И репарации, и контрибуции могут выплачиваться в виде денежной или иной материальной компенсации.

Когда начали выплачивать репарации и контрибуции?
Понятие репарации появилось в международном праве после Первой мировой войны, тогда как контрибуция — понятие, известное с древних времен.

В 1919 году Версальским договором были предусмотрены первые в истории репарации. Это была форма возмещения ущерба, причиненного Германией и ее союзниками в ходе Первой мировой войны. Для страны-агрессора в договоре прописали размер компенсации — 269 миллиардов золотых марок, что было эквивалентно почти 100 тысячам тонн золота. Репарационная комиссия союзников пошла навстречу Германии, так как проигравшее войну государство находилось в глубоком экономическом кризисе, и сократило сумму до 132 миллиардов. Германия полностью выплатила репарации только в 2010 году.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: