Возмещение государством после войны причиненного им ущерба

Обновлено: 18.04.2024

С 4 августа 2019 года в силу вступил закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС), согласно которому в регионах появятся собственные программы страхования жилья от пожаров, наводнений и ураганов и подобных катаклизмов. Граждане по-прежнему будут сами решать, покупать полис страхования или нет. Те, у кого будет страховка, смогут получить дополнительную защиту. В случае стихийного бедствия граждане будут получать возмещение по следующей схеме: выплаты в размере 300-500 тысяч рублей — от страховых компаний, ущерб сверх этих сумм — от региональных властей. Те, кто жилье от ЧС не застраховал, получат помощь только от государства, компенсаций от страховых компаний у них не будет.

Перечень рисков, подлежащих страхованию, утвержден Минфином. В него входят природные стихийные бедствия (землетрясение, оползень, ураган, паводок, сход лавины и другие), ситуации техногенного характера (обрушение, аварии на производственных объектах), пожары. Кроме того, регионы могут учитывать в программах другие чрезвычайные ситуации.


Что считается чрезвычайной ситуацией?

Согласно ст. 18 этого закона, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Порядок осуществления выплат определен постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014 года «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

На какие выплаты по возмещению ущерба имуществу можно рассчитывать?

Сегодня выплаты гражданам при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера включают в себя:

  • единовременную материальную помощь в размере 10 тысяч рублей на человека;
  • помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество — 100 тысяч рублей на человека).

Можно ли оспорить размер компенсации?

Пострадавшим в ЧС могут устанавливаться разные размеры компенсационных выплат. При определении их размера учитывается общий масштаб трагедии и число пострадавших. Пострадавшие граждане, которые считают сумму заниженной, могут в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению необходимо приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.

Последствия пожара в селе Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края.

Куда нужно обращаться за выплатами?

При любом ЧП или стихийном бедствии создается комиссия по расследованию происшествия. Она же принимает решения о выплатах, распределяет гуманитарные грузы, составляет списки людей, нуждающихся в помощи, и объявляет суммы компенсаций и сроки выплат. В комиссию входят представители не только региональных и местных администраций, но и территориальных отделений ФСС, ПФР, Роструда. Возглавляет такую комиссию — в зависимости от тяжести ситуации — представитель исполнительной власти, обычно это вице-губернатор.

«Местные администрации составляют списки пострадавших от стихийных действий, и в соответствии с этим выплачиваются компенсации. Размер и виды компенсаций бывают различными, как правило, это единовременные компенсации в зависимости от характера и масштаба бедствия, а также компенсации за утраченное имущество первой необходимости и жилье. За жилье может быть предусмотрена как денежная компенсация, так и предоставление сертификатов на покупку жилья за государственный счет», — говорит юрист Сергей Кормилицин.

Для любой из стран военные конфликты тянут за собой большие расходы и потери. Это большое количество негативных последствий в культурной, политической социальной и экономической сферах. Если государство потерпит поражение, оно лишается части суверенитета, а на техническое оснащение вооруженных сил будут наложены ограничения. Но, через некоторое время проигравшая сторона может потребовать возмещения убытков, нанесенных в результате конфликта.

1. Что такое репарации простыми словами

Репарации (от англ. "reparations") — это одна из форм материальной ответственности субъектов международного права за причинённый ущерб другому субъекту в ходе военного конфликта или других агрессивных действий, спровоцировавших ряж негативных последствий. Репарации направлены на ликвидацию ущерба, спровоцированного противоправными действиями агрессора.

Получение репараций возможно только в том случае, если потерпевшая сторона сможет доказать, что действия агрессора являются противоправными и направленными только на то, чтобы оккупировать и нанести вред. В первую очередь, речь идёт об убийствах людей, разрушение инфраструктуры и промышленных объектов.

В таком случае, когда пострадавшее государство окрепнет и заручиться поддержкой сильных партнёров, оно может доказать свою правоту и потребовать возмещения убытком. Это может быть денежная компенсация, компенсация утраченной выгоды, восстановление инфраструктуры и объектов промышленности.


Согласно международным правовым нормам, возмещение ущерба путём требования репараций является законным правом пострадавшей стороны. Данная норма установлена практически всеми международными договорами и является распространённым явлением, особенно, в современном мире. В истории также достаточно примеров выплат репараций, о которых будет сказано далее.

2. Примеры

Некоторым странам уже приходилось возмещать ущерб за причинённый вред войной, речь идёт о следующих конфликтах:

  1. Первая мировая война. В данном случае, Германия должна была выплатить денежную компенсацию пострадавшим странам. Итоговая сумма составила 132 миллиарда золотых марок. Последний платеж был проведен сравнительно недавно, осенью 2010 года;
  2. Вторая мировая война. Как известно, агрессором снова выступает Германия. Но, в данном случае речь идёт о выплатах в размере 23 миллиардов долларов. Данная сумма была определена в ходе Потсдамской конференции. Но, Германия не единственная страна, которая должна была возмещать ущерб. Италия также брала на себя обязательства по выплатам. Таким образом Греция получила 105 млн., Албания – 5 млн., Эфиопия – 25 млн. и СССР – 100 млн. долларов;
  3. Наполеоновская война. Опираясь на нормы Парижского договора (1815 г.), Франция должна была выплатить пострадавшим субъектам 700 млн. франков;
  4. Греко-турецкая война. По окончанию военного конфликта, Греции пришлось выплачивать компенсацию в размере 4 млн. фунтов стерлингов. Но, на тот момент она находилась в состоянии дефолта, поэтому международной финансовой комиссии пришлось проводить проверки и в дальнейшем следить за финансовыми потоками страны;
  5. Франко-прусская война. В пунктах Франкфуртского договора было указано, что Франция должна выплатить компенсацию в размере 5 миллиардов злотых франков. На это у руководства было 5 лет. Чтобы гарантировано получить репарации, командование немецкими восками решает разместить часть военных во французских частях до тех пор, пока не будет проведен последний платёж. Но, ждать пришлось не долго, через 2 года Франция выплатила всю сумму.

3. Репарации и контрибуция — в чём разница

Контрибуция также относится к формам международно-правовой ответственности. Из-за небольшого количества отличий, репарации часто путают с контрибуциями. Отличить их можно по таким признакам как:

  • Размер компенсации . В рамках Парижской мирной конференции, участниками был поставлен вопрос о материальном возмещении и именно он был ключевым. По мнению экспертов, сумма должна быть не более той, которую Германия сможет осилить. В противном случае есть риск обрушения экономики страны. По итогам, в Версальском мирном договоре была установлена сумма в размере 269 млрд злотых марок. В золоте, на тот момент это примерно 100 тыс. тонн. Говоря о контрибуции, здесь нет каких-либо ограничений, поэтому размер компенсации может быть любым, независимо от финансового состояния государства.
  • Субъект ответственности . Если речь идёт о выплатах контрибуций, их может выплачивать любое государство, независимо от того, являлось ли оно виновником военного конфликта или нет. Даже если такой участник конфликта оказывает минимальную помощь агрессору, в дальнейшем ему также придется выплачивать контрибуции. Когда речь идёт о репарациях, их может выплачивать только агрессор.
  • Мотивы . Контрибуции появились практически одновременно с войнами. Но, на тот момент они не имели каких-либо отличий от грабежей. Государство или народ, которые побеждали в конфликтах, использовали возможность быстрого обогащения за счёт богатств (денег и ресурсов) побеждённой стороны. Касательно репараций, речь идёт о том, чтобы компенсировать нанесённый ущерб пострадавшему государству в тех сферах, которые пострадали больше всего. Например, это может быть передача сырья, строительных материалов и других ценностей. Объёмы стоит оговорить заранее. Кроме этого репарации могут быть выплачены в виде принудительных работ в интересах пострадавшей ранее стороны.

В современном мире контрибуция является недопустимым явлением. Поэтому на неё введёт запрет на правовом международном уровне. Это связано с тем, что победа над агрессором стала вызывать у стран желание покрыть полностью все издержки, которые были связаны с военными действиями. На данный момент, если победитель хочет получить что-либо от мирного населения, он должен предложить за это вознаграждение.

Но, несмотря на это, контрибуция даёт знать о себе и в современном мире. Она существует в виде взысканий, которые существуют как законные в международном праве. Речь идёт о следующем:

  • Выплаты вместо налогов, которые ранее оплачивались правительству;
  • Штрафы за содеянное преступление. Такая форма выплат может перекрыть положенное по закону уголовное наказание;
  • Другие выплаты на нужды военных.

Также существует такая разновидность материально-правовой ответственности, как реституция. Это означает, что агрессор должен заняться восстановлением материальных и нематериальных активов пострадавшей стороны. Здесь полностью отсутствует дополнительная выгода. Но, такая форма ответственности применяется крайне редко, так как большая часть активов после войны уже не является пригодной для восстановления.

4. Общие черты репарации и контрибуции

Контрибуции и репарации путают не зря, так как эти явления действительно имеют много общего. И в первом, во втором случае речь идёт о том, чтобы забрать у агрессора материальные ценности в виде знаний, денег, бизнеса и др. Их различает то, что репарации может получить государство, на которое совершено нападение.

Это означает, что такая форма возмещения возможна только при победе над агрессором. Говоря о контрибуциях, они могут наблюдаться как во время военного конфликта, так и после него. Наибольшее количество выплат было зафиксировано после Второй и Первой мировой войны. Что касается США, правительство так и не выплатило компенсацию Японии за сброшенные ядерные бомбы.

5. Виды репараций на историческом примере

На данный момент, самыми популярными репарациями в истории являются те, которые были выплачены Германией странам, победившим её в ходе Второй мировой войны. Зафиксированная ответственность в 1945 году ориентирована на 2 принципа, а именно:

  • Натуральная форма возмещения. Страны, которые были признаны агрессорами не выплачивали денежную компенсацию. Вместо этого к ним были применены другие меры ответственности. У населения изымались такие предметы быта как посуда, одежда, драгоценности и домашняя техника. Данное явление назвали «трофейной лихорадкой». Кроме этого был задействован принудительны труд бывших военных, вывозилось оборудование из фабрик, заводов и лабораторий, а знания немецких учёных использовали уже страны победительницы в личных целях;
  • Частичная компенсация. В ходе мирных переговоров в Версале, экономист из Англии Джон Мейнард негативно высказался о репарациях. Более подробно об этом сказано в его работе «Экономические последствия мира». Здесь говорится об усилении реваншистских настроений за счёт финансовых проблем и предпосылок к развязыванию войны. В 1945 году большинство европейских стран стремились к установлению демократического мира, как и СССР. Поэтому было принято решение о частичном возмещении ущерба. В итоге, правительство СССР потребовало от Германии 20 млрд. долларов, вместо положенных 128 млрд., а Италия выплатила всего 100 млн, что является примерно 1/20 частью от нанесённого ущерба по факту.

Наибольшую выгоду в послевоенный период получило правительство США. Страна получила патенты, лучших немецких учёных и предприятия. Израилю за Холокост Германия выплатила 60 млрд долларов, что никак не соизмеримо с загубленными судьбами миллионов людей.


Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что России предстоит выучить слова «репарации» и «контрибуции».

«Мы восстановим каждый дом, каждую улицу, каждый город. И говорим России учить слова „репарации“ и „контрибуции“. Вы возместите все, что сделали против Украины. В полном объеме», — сказал президент Украины.

Как мы увидим далее, президент немного ошибся. Попробуем разобраться, в чём именно.

Сначала, следуя совету президента, разберёмся с терминами.

Контрибуция — это платежи, налагаемые на проигравшее в войне государство в пользу государства-победителя. Иначе говоря, это что-то вроде дани, взимаемой с проигравшего по требованию победителя — обычно в силу мирного договора между ними, заключённого по итогам войны. Контрибуция могла использоваться для покрытия военных расходов победителя, но обычно включала и значительные суммы сверх того (а иначе за что воевать?).

Исторически контрибуция считалась совершенно нормальным явлением, своего рода цивилизованной альтернативой хаотического разграбления побеждённой страны. Так, Наполеон все свои завоевания заканчивал мирным договором с условием выплаты контрибуции, насобирав таким образом более 500 млн. франков. Однако после победы над ним союзники по антифранцузской коалиции, в свою очередь, наложили на Францию контрибуцию в 700 млн. франков.

Однако в 20 веке подходы несколько изменились. Когда по итогам Первой мировой войны заключался Версальский договор с побеждённой Германией, страны-победители под давлением общественного мнения (и, между прочим, при активной поддержке советской дипломатии) формально отказались от контрибуций, заменив их репарациями.

Репарация — эта форма материальной ответственности страны-правонарушителя перед страной-жертвой правонарушения. Если, допустим, одна страна напала на другую страну, нанесла ей ущерб, а затем проиграла войну, то она должна заплатить пострадавшей стране деньги. Но не в силу того, что она проиграла, а в качестве материальной ответственности за причинённый ущерб. Репарация — это не дань победителю, а компенсация жертве правонарушения!

Правда, проблема в том, что для получения компенсации жертве (и её союзникам) вначале необходимо, как правило, всё же победить правонарушителя в войне. Ну или у правонарушителя должна проснуться совесть, чтобы он добровольно скомпенсировал ущерб, нанесённый жертве. Более реалистический вариант — спор разрешён компетентным международным органом, и правонарушитель, скрипя зубами от злости, прекращает правонарушение и платит репарации, чтобы не нарваться на суровые санкции от мирового сообщества.

Например, репарации были наложены на Германию после Второй мировой войны. СССР брал репарации натурой: из восточной Германии было вывезено 400 тыс. вагонов разного оборудования, станков, скота, продовольствия и т. д. Также вывозилась техническая документация, такая как чертежи новейшей ракетной техники (заодно с пленными специалистами). Вывозили всё, вплоть до зверей из зоопарка: любимец Гитлера, аллигатор Сатурн умер в Москве в 2020 году. Формально говоря, всё это мыслилось не как кара для Германии, а как компенсация нанесённого СССР ущерба. Взимание репараций с ГДР было прекращено по договору от 1954 года.

Помимо репараций, понимаемых как денежные выплаты или передача имущественных ценностей, существуют и другие формы материальной ответственности за нарушение международного права. Прежде всего следует упомянуть реституцию, то есть восстановление прежнего положения вещей, в том числе восстановление материальных ценностей в натуре. Но не будем углубляться в эти детали.

Что касается контрибуций, они ушли в прошлое. Современное международное право подобных выплат, осуществляемых лишь по «праву сильного», более не признаёт.

Однако для того, чтобы возникла ответственность, необходимо, чтобы было совершено правонарушение. О каком же правонарушении идёт речь?

Пожалуй, самое серьёзное нарушение международного права — это военная агрессия. «Нюрнбергские принципы», кодифицировавшие правила Нюрнбергского трибунала, относят к международно-правовым преступлениям развязывание и ведение агрессивной войны. Запрет на акты агрессии включён в Устав ООН, причём «подавление актов агрессии или других нарушений мира» там названо одной из главных целей организации.

Эти документы не дают формального определения военной агрессии. Такое определение было дано в 1974 году в резолюции Генассамблеи ООН (№ 3314).

Над разработкой этого определения целых семь лет работал специально созданный комитет (а вообще определение начали обдумывать ещё в Лиге Наций).

В первой же статье агрессия определяется в самых общих терминах (затем идут уточнения).

«Агрессия — это использование военной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или любым иным образом, несовместимым с Уставом ООН, как установлено а настоящем определении.»

Определение довольно широкое: «актами агрессии» признаются, в частности, «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территорию другого государства», «любая аннексия с применением силы территории другого государства или части её», «бомбардировка вооружёнными силами государства территории другого государства», а также «засылка государством . вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства».

В определении далее уточняется, что никакие соображения, будь то политические, экономические или военные (не говоря уже об исторических) не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война квалифицируется как преступление против международного мира, предусматривающее соответствующую международную ответственность. Территориальные приобретения, полученные в результате агрессии, не признаются правомерными.

Формально говоря, резолюции Генассамблеи не имеют обязательного характера. Задумка была в том, чтобы помочь Совету Безопасности ООН при разрешении вопроса о том, была ли та или иная акция «агрессией» (для последующего пресечения правонарушения), но в принципе у Совбеза могут быть и свои соображения на этот счёт. Впрочем, определение, данное Генассамблеей, кажется почти бесспорным и наверняка будет применяться любым международным судом при разрешении вопроса об агрессии.

Приведённые выше формулировки ещё недавно звучали как полнейшая банальность, и на лекциях по международному праву студенты зевали и играли в морской бой. Кто бы мог подумать, что встанет вопрос о применении определения военной агрессии к действиям России!

Совершила ли Россия акт агрессии в Украине?

Весьма недвусмысленный ответ на этот вопрос дала Генеральная ассамблея ООН. Её резолюция, принятая на чрезвычайной специальной сессии, так и называется: «Агрессия против Украины».

Генассамблея «категорически осуждает агрессию Российской Федерации против Украины, совершённую в нарушение Статьи 2(4) Устава» ООН.

Резолюция осуждает «специальную военную операцию» России в Украине (а заодно и решение России повысить готовность своих ядерных вооружений), подтверждает приверженность к суверенитету и территориальной целостности Украины и требует, чтобы Россия «немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои военные силы с территории Украины в её международно признанных границах». Признание ДНР и ЛНР также осуждается.

За резолюцию проголосовало 141 государство, 35 воздержались, 12 не участвовали, 5 были против. Из постоянных членов Совбеза воздержался лишь Китай, остальные (кроме самой РФ) за.

Против резолюции оказалась лишь сама Россия и её четверо могучих союзников: Белоруссия, Сирия, Северная Корея, Эритрея. (Кто не знает, Эритрея — это что-то вроде Северной Кореи, но в Африке.)

Таким образом, мировое сообщество подавляющим большинством голосов признало действия России агрессией против Украины. Я лично не вижу оснований сомневаться в корректности этой правовой квалификации (сличите сами определение агрессии с фактами). Проблема, однако в том, что, как уже упоминалось, резолюции Генассамблеи формально имеют лишь рекомендательный характер.

А все формально обязательные решения принимает Совбез ООН, где у России есть право вето!

Ситуация сложилась парадоксальная.

Основная задача ООН — пресечение актов международной агрессии. Устав ООН написан таким образом, что меры против агрессора принимает Совет Безопасности ООН. Между тем в данном случае практически несомненный (во всяком случае, для мирового сообщества) акт агрессии совершил постоянный член Совбеза ООН, имеющий в нём право вето. Соответственно, Совбез бессилен.

Есть ли выход из этого юридического тупика? Большой вопрос.

Неудивительно, что начинают поступать проекты лишения России права голоса в Совбезе ООН. С такой инициативой выступила Украина, сходные проекты прорабатываются в Конгрессе США и т.д.

Технически это сделать как минимум затруднительно, ведь для любых изменений в Уставе ООН требуется согласие Совбеза, а у России там право вето. Однако некоторые юридические зацепки вроде бы есть. Пока они выглядят довольно натянутыми. Но, думается, что если Россия продолжит вести себя как слон в посудной лавке, то возможны всяческие чудеса.

Если все мировое сообщество, включая всех остальных членов Совбеза, решит, что пора избавиться от злостного правонарушителя в главном руководящем органе своей организации, они наверняка найдут способ это сделать. Достаточно вспомнить, как в 1971 году место в ООН и Совбезе отобрали у Китайской Республики (Тайваня) и отдали КНР. Для этого оказалось достаточным принять резолюцию Генассамблеи простым большинством голосов!

Если же ничего придумать не удастся, существующая система международной безопасности на уровне ООН в очередной раз продемонстрирует свою неэффективность. Но тогда скоординированные меры против России смогут принять те государства (напомню, их 141, включая всех могущественных мировых игроков, кроме Китая), которые осудили агрессию.

Как бы суровы эти меры не оказались, Совбез, разумеется, не признает их неправомерными, ведь в нем большинство стран придерживается того же мнения.

Но вернёмся к репарациям как форме ответственности за агрессию.

Напомню, репарации — это компенсация за ущерб, причинённый одной стороной другой стране в нарушение международного права, в том числе в результате военной агрессии. Технически репарации могут быть установлены решением уполномоченного органа, такого как Международный Суд ООН, или мирным договором между участниками конфликта.

Однако мирным договором пока не пахнет, а у Международного Суда большие проблемы с юрисдикцией. Он разрешает споры государств лишь с их согласия или на основании их международных договоров. Украина пытается вывести юрисдикцию суда из некоторых международных конвенций, но пока не ясно, согласится ли Суд с этими аргументами.

Есть ещё вариант — разрешение спора Международным Судом с подачи Совбеза, но, как мы помним, там у России право вето. В любом случае для принудительного приведения в исполнение решения Международного Суда потребуется решение Совбеза.

Международный уголовный суд (МУС) имеет юрисдикцию на изучение конфликта в силу заявления Украины, но, как явствует из его названия, он лишь привлекает людей к уголовной ответственности за преступления против международного права (включая военную агрессию), а не налагает репарации на страну-агрессора.

В целом представляется несомненным, что Россия совершила нарушение международного права, за что несёт ответственность перед Украиной в виде репараций. С «контрибуциями» президент Зеленский, видимо, несколько погорячился, но насчёт репараций возразить ему трудно.

Проблема состоит лишь в том, в каких процессуальных формах может быть принято решение о репарациях, и как реализовать его на практике…

Очевидно, что репарации являются для жителей страны-агрессора формой коллективной ответственности за преступления их вождей.

Справедливо ли это? Ведь большинство из них не участвовало в войне. Более того, многие из них не голосовали за преступного правителя, или даже выступали против него!

Здесь можно провести аналогию с корпоративным правом.

Если директор компании разворовал активы, довёл компанию до экономического краха и нарвался на зверские санкции за совершенные от имени компании преступления, то в тюрьму посадят директора, но страдать будут и акционеры. В том числе те, кто не голосовал за директора или голосовал против!

Это может показаться несправедливым по отношению к миноритариям-диссидентам, но в целом вполне логично. Кому же отвечать за действия преступного директора, как не его акционерам?

То же и в международном праве. Если безумцы во власти совершают военную агрессию против соседней страны, сея там смерть и разрушения, то под трибунал за это пойдут (рано или поздно) лишь немногие, но страдать придётся всем их подданным.

Не сместили, не удержали, не предотвратили.

Пока что просматриваются лишь два более или менее реалистичных сценария дальнейшего развития событий для России.

Либо в России сменится правительство, в результате чего войска из Украины будут выведены, Россия признает свою вину и согласится на выплаты репараций — будь то по решению международного суда или по соглашению сторон. Тогда можно ожидать, что с России будут сняты зверские международные санкции, так что в итоге даже чисто экономических выгод от этого шага для всех нас окажется куда больше, чем издержек.

Либо режим устоит, и тогда, независимо от итогов военных действий в Украине, для России всё будет очень-очень плохо. Россия окончательно превратится в Северную Корею, изолированную от мира и погрязшую в нищете и репрессиях.

Будет ли Россия формально исключена из Совбеза, будут ли формально введены репарации — в этом случае дело десятое. Международные экономические санкции ударят по экономике больнее любых возможных репараций. Тогда лихие девяностые мы будем вспоминать как старые добрые времена!

«По какому праву вы меня судите?» Юридическая ответственность за военную агрессию

Репара́ции (от лат. reparatio — восстановление) — форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом (принцип соразмерности). Выплата репарации может осуществляться в виде денежной или другой материальной компенсации или в виде одновременной реституции и компенсации убытков.

Содержание

Репарации с Германии и её союзников после Первой мировой войны

Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый «План Дауэса».

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924—1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США — 2,5 млрд долл., от Англии — 1,5 млрд долл. Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства предприятий.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931—1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой, и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок.

По истечении этого срока, 4 октября 2010 года Немецкий федеральный банк произвел последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репарациями, и таким образом эти обязательства были Германией полностью исполнены.

Репарации с Германии после Второй мировой войны

Формы репараций с нацистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе Второй мировой войны 1939—45, были определены на Ялтинской конференции 1945 года. На Потсдамской конференции 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций о репарациях СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены.

Согласно опубликованным в 1990-е годы российскими исследователями Михаилом Семирягой и Борисом Кнышевским данным Главного трофейного управления, в СССР из Германии было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов, в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта, вагоны берлинской подземки и круизные лайнеры. В частности, в 1950 году конфискованным технологическим, энергетическим и грузоподъёмным оборудованием из Германии был оснащён, строящийся в Краснодаре, Компрессорный завод [1] . В г. Кемерово на предприятии КОАО «Азот» до сего дня используются трофейные компрессоры 1947 г. выпуска фирмы «Шварцкопф».

На Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222» и которая обслуживала, в том числе, ЦК КПСС, до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. По данным историка и экономиста Гавриила Попова, даже техника для подслушивания, применявшаяся после войны советской госбезопасностью, была германского происхождения.

По утверждению немецкой стороны, в России и странах СНГ в настоящее время находятся около 200 тысяч вывезенных после войны музейных экспонатов, два миллиона книг и три километра папок с архивами.

У жителей советской зоны оккупации Германии официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими номенклатурными чинами и старшими офицерами. В документах трофейного ведомства числятся также 1,2 млн мужских и женских пальто, 1 млн головных уборов и 186 вагонов вина.

Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и ПНР с 1 января 1954.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе, были предусмотрены в мирных договорах 1947 на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.

Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей военные репарации в сумме 226,5 млн долларов.

репарации

Репарации Репара́ции (от — восстановление) — форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению.

Википедия
репарации

(от лат. reparatio - восстановление), в международном праве - вид материальной международно-правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

Современный толковый словарь, БСЭ
репарации

(лат. reparatio - восстановление) - материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государству-победителю; одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права (см. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) . Выплата Р. может производиться в натуре, в виде денежной или др. материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Р. следует отличать от контрибуций - дани победителю в войне, существовавших на практике до 1919 г. Уже в Версальском мирном договоре 1919г. нет упоминания о контрибуциях, а говорится лишь о Р. как о форме возмещения ущерба, причиненного Германией и ее союзниками входе Первой Мировой войны 1914-1918 гг. В соответствии с соъреметъм международным правам принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные Р. Так, в решениях Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. и Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г предусматривалась уплата? Германией, а в мирных договорах 1947 г. - уплата Р. государствами - бывшими союзниками Германии во Второй Мировой войне.

Словарь экономических терминов
репарации

(от лат. reparatio - восстановление) - одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или иной материальной компенсации либо одновременно реституции и компенсации убытков. впервые р. были предусмотрены в версальском мирном договоре 1919 г. как форма возмещения ущерба, причиненного германией и ее союзниками в ходе первой мировой войны 1914-1918 гг. в современном международном праве р. выступает прежде всего как материальная ответственность государства за развязывание агрессивной войны (военные р.).

Однотомный большой юридический словарь
репарации

(от лат. reparatio - восстановление), в международном праве возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер Р. должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом (принцип соразмерности). Впервые право на получение Р. обосновано в Версальском мирном договоре 1919 и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности Р. в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции .Формы Р. с фашистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе 2-й мировой войны 1939-45, были определены на Крымской конференции 1945 . На Потсдамской конференции 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на Р., будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Взимание Р. с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и ПНР с 1 января

1954. Решения Крымской и Потсдамской конференций о Р. СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены. Р. с государств, воевавших на стороне Германии в Европе, были предусмотрены в мирных договорах 1947 на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата Р. не подрывала экономику страны, выплата Р. натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции. Р. могут иметь место и в форме реституции .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Якобы только эти долги и репарации нарушали экономическое равновесие мира, и стоит-де простить немцам их репарации и отсрочить англичанам и французам их долги, как все придет в порядок.

Перерыв между военными действиями ничего хорошего Германии не принес - революцию, репарации , голод и, как итог, приход к власти нацистов во главе с Адольфом Гитлером.

Итак, благодаря этому доводу в случае Берзани еще более, чем в случае Риверса, заметно то, что верно для обоих: что каждый из этих двух читателей Пруста будет спровоцирован развернуть драмы расчленения и последующей репарации текстуального тела самой A la recherche:[6] "мужеженщин Содома" как отравляющей груди, которую необходимо отсечь; метафорической Альбертины со щеками цвета герани как кормящей груди, которую, в свою очередь, необходимо упитать интерпретативной ценностью.

Я выплачиваю нашему правительству немецкие репарации из собственного кармана, - как это вам понравится!

Вместе с отправкой немецких заводов, он организует работу австрийских предприятий, без которых репарации невозможны.

Им, не отлучавшимся из-за колючей проволоки за долгие годы отсидки ни на один день, непостижимым образом становится известно, какая именно фирма разработала и внедрила новый тип сигнализации; они, почесывая под рваной телогрейкой давно не мытое тело, объяснят, чем новомодный швейцарский сейф отличается от израильского или старого немецкого, попавшего в Россию еще по репарации .

Или: «Суфле, которым меня угостил Роберт осенью 1932 года…» Все банкротства, все путчи, все репарации отражались на судьбе немецкой девушки.

Последний ультимативно потребовал принятия 14 пунктов, но Ллойд-Джордж снова выступил против свободы морей и за репарации .

Ей пришлось платить репарации ; ее принудительно разоружили; часть территории она потеряла, в других частях находились войска союзников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: