Возмещение госпошлины по решению суда проводки в бюджетной организации

Обновлено: 19.04.2024

Государственная пошлина - это федеральный сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, уполномоченным законодательством, за совершение юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Об особенностях уплаты этого сбора казенными учреждениями и отражения в бюджетном учете соответствующих операций пойдет речь в данной статье.

Правомерность взимания госпошлины

Виды государственной пошлины, порядок и сроки ее уплаты, круг плательщиков этого сбора устанавливаются налоговым законодательством - гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Госпошлина уплачивается, например, при совершении таких юридически значимых действий, как:

  • разрешение дел в судах различных инстанций;
  • совершение нотариальных действий;
  • государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
  • постановка на учет в ГИБДД транспортных средств;
  • предоставление (переоформление, продление) лицензий.

Помимо этого, госпошлина взимается с учреждений, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

Льготы по уплате госпошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35 - 333.39 НК РФ.

В частности, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), а также при обращении их за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

Отметим, что казенные учреждения не относятся к органам государственной власти (органам местного самоуправления). Соответственно, они не имеют права на освобождение от уплаты госпошлины по вышеназванным основаниям. По данному вопросу смотрите схожие разъяснения Минфина России, приведенные в Письмах от 14.09.2018 N 03-05-06-03/65940, от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014, от 19.04.2016 N 03-05-04-03/22348.

Однако здесь следует учитывать один нюанс. Если казенные учреждения совершают юридически значимые действия в интересах государственного органа (органа местного самоуправления), выполняют отдельные функции этого органа, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при выступлении в качестве истцов или ответчиков, если их участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций (Определения ВС РФ от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395 по делу N А21-6452/2015, N 304-ЭС16-16311 по делу N А03-3275/2016).

В ст. 333.35 НК РФ отдельно выделены случаи, актуальные для казенных учреждений, когда госпошлина не уплачивается:

  • использование в наименовании казенного учреждения слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (пп. 1 п. 1);
  • государственная регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.1 п. 3);
  • государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.3 п. 3);
  • внесение изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3);
  • внесение изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (пп. 4.5 п. 3);
  • государственная регистрация арестов, прекращения арестов недвижимого имущества (пп. 5 п. 3);
  • государственная регистрация прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3).

Кроме того, при совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины освобождаются:

  • школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);
  • воинские части, организации Вооруженных сил РФ, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).

КВР и КОСГУ

С 01.01.2019 правила применения бюджетной классификации РФ устанавливаются Приказами Минфина России N 132н и N 209н (далее - Порядок N 209н).

Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения".
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления".

К сведению. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, с названной даты прекратили свое действие.

При отнесении расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, на соответствующие КВР и коды КОСГУ необходимо учитывать следующие особенности, предусмотренные данными Приказами:

  • при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи, когда учреждение выступает ответчиком в суде) расходы отражаются по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
  • если учреждение возмещает расходы на уплату госпошлины истцу в рамках исполнения судебного акта, применяется КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" в увязке с подстатьей 296 "Иные выплаты текущего характера физическим лицам" либо с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. Отметим, что в 2018 году детализация указанных расходов по получателям (физическим или юридическим лицам) не производилась и затраты отражались по подстатье 296 "Иные расходы" КОСГУ.

В случае возмещения учреждению суммы госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании названной суммы с ответчика по решению суда), в учете отражаются доходные операции с применением подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.

Бухгалтерские проводки по учету госпошлины

Приведем основные корреспонденции счетов, предусмотренные Инструкцией N 162н , которые используются для отражения в учете расходов на уплату государственной пошлины, доходов от ее возмещения учреждению по решению суда, а также операций по возврату этого сбора при его переплате.

Расчеты по уплате госпошлины.

. в безналичном порядке

Начислена сумма госпошлины

Уплачена госпошлина в доход бюджета

. через подотчетное лицо

Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины:

Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета)

Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:

  • на расчетную (дебетовую) карту, с последующим зачислением на лицевой счет учреждения

Расчеты по возмещению учреждением-ответчиком уплаченной истцом госпошлины

Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины), являющемуся:

Перечислена сумма возмещения истцу, являющемуся:

Расчеты по возмещению ответчиком уплаченной учреждением-истцом госпошлины

Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины)

Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:

  • в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет

Расчеты по возврату из бюджета излишне начисленной и уплаченной госпошлины

Отражено сторнирование излишне начисленной в текущем году суммы госпошлины

Отражено поступление на лицевой счет учреждения суммы излишне перечисленной госпошлины (восстановление кассового расхода текущего года)

Обращаем ваше внимание на то, что в Порядке N 209н статьи 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" и 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности" КОСГУ, которые указываются в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета, детализированы новыми подстатьями. Однако в Инструкции N 162н эти изменения пока не учтены.

Согласно проекту приказа Минфина России "О внесении изменений в Приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - проект) в соответствующих разрядах счета 303 05 по-прежнему проставляются статьи 730 и 830. А вот на счете 208 91 отражаются подстатьи 567 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 667 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ.

Также проектом предусматривается введение расчетов по принятым обязательствам учреждения в части возмещения судебных издержек истцу (включая возмещение уплаченной им госпошлины) с применением новых счетов 302 96 "Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам" и 302 97 "Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям" (в 2018 году применялся счет 302 96 "Расчеты по иным расходам"). Причем в обновленном плане счетов бюджетного учета счет 302 96 показан с детализацией по подстатьям 737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" и 837 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ, а счет 302 97 - по укрупненным статьям 730 и 830.

Как видим, пока непонятно, в каких случаях в 24 - 26-м разрядах номеров счетов бюджетного учета проставляются статьи КОСГУ, а в каких - введенные Порядком N 209н подстатьи КОСГУ. Разъяснений контролирующих органов по данному вопросу еще не было, поэтому до утверждения поправок в Инструкции N 162н формирование трех последних разрядов номеров счетов следует осуществлять по-старому.

Рассмотрим порядок учета госпошлины на конкретных примерах.

Пример 1. В счет уплаты государственной пошлины за удостоверение копий учредительных документов казенное учреждение перечислило нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, денежные средства в размере 1 500 руб. Расчеты произведены с лицевого счета, открытого учреждению в ТОФК.

Размеры госпошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий нотариусом государственной нотариальной конторы, установлены ст. 333.24 НК РФ. Исходя из пп. 8 п. 1 указанной статьи за удостоверение копий учредительных документов учреждений госпошлина взимается в размере 500 руб.

Расходы, связанные с уплатой данного сбора, отразятся в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов:

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.

Изменения 2021 года

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования – 1000 руб.;

за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;

за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;

в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 – 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;

платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Следует отметить, в конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа. Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.

При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.

В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).

Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).

Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.

Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.

После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.

Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);

Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.

Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,

расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,

расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),

расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и

другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление и уплату государственной пошлины при обращении в суд за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по уплате госпошлины следует отражать по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ. Расчеты по начислению и уплате госпошлины отражаются на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Учитывая, что конкретная дата возникновения обязательства по уплате госпошлины законодательно не задана, правила ее определения следует закрепить в учетной политике учреждения.

Обоснование вывода:
Государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ). Основания взимания госпошлины, ее размер и сроки уплаты регулируются главой 25.3 НК РФ.
Счет 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" предназначен для расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по видам платежей в бюджеты, в том числе обязательным платежам, начисленным в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 259 Инструкции N 157н).
Расчеты по начислению и уплате госпошлины отражаются на аналитическом счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет", так как не могут быть отнесены на другие аналитические счета, счета 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (п. 263 Инструкции N 157н).
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н) - в части кодов видов расходов классификации расходов бюджетов;
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н) - в части статей, подстатей КОСГУ.
Хозяйственные операции по начислению и уплате госпошлины следует отражать по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" (п. 48.8.5.2 Порядка N 85н) в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ (пп. 10.9.1 п. 10 Порядка N 209н).
В соответствии с п. 131 Инструкции N 174н начисленные суммы платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отражаются по кредиту счета 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" и дебету счетов 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Тогда как оплата платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отражается по дебету счета 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты и кредиту счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (п. 133 Инструкции N 174н).
Расходы в виде признания обязательства по уплате госпошлины для целей бухгалтерского учета следует отражать в том отчетном периоде, в котором имел место факт хозяйственной жизни, приведший к его возникновению, вне зависимости от выбытия денежных средств при расчетах, связанных с осуществлением указанной операции (абзац 5 п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы. "). Учитывая, что конкретная дата возникновения обязательства по уплате госпошлины законодательно не задана, правила ее определения следует закрепить в учетной политике учреждения.
В указанной ситуации государственная пошлина уплачивается с целью подачи искового заявления в суд, поэтому дата принятия такого заявления может считаться датой признания расходов.
Исходя из изложенного, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация в соответствии с положениями Инструкции N 174н может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 303 05 731 Кредит 4 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (КВР 852, КОСГУ 291)
- отражена уплата госпошлины;
2. Дебет 4 401 20 291 (4 109 ХХ 291) Кредит 4 303 05 731
- отражено начисление государственной пошлины, датой признания расходов.

5 октября 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение заплатило в 2020 году госпошлину за подачу в суд заявления о взыскании задолженности за образовательные услуги. До даты подачи заявления в суд должник погасил задолженность добровольно. ИФНС на основании обращения учреждения с подтверждением справки из суда вернула госпошлину на лицевой счет учреждения. Расходы по госпошлине согласно учетной политике учреждения были начислены в 2020 году, дебиторской задолженности на начало 2021 года нет. Какими проводками отразить факт возврата госпошлины в 2021 году? И как отразить эти деньги в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД): доходами по виду доходов 130 или прочими поступлениями по коду 510?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если учреждение отказалось от обращения в суд с исковым заявлением, то возврат в текущем году государственной пошлины, уплаченной в прошлые годы, может быть отражен в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, который отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности по строке 1981 раздела 1 по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ.

Обоснование вывода:
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. При этом порядок признания расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, применяемой организациями бюджетной сферы методологии бухгалтерского учета, в настоящее время прямо не урегулирован.
В то же время, учитывая, что уплата государственной пошлины при обращении в суд осуществляется в целях обеспечения беспрепятственного доступа к суду, а указанная цель считается достигнутой с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства (п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), то расходы в размере уплаченной государственной пошлины могут быть признаны расходами текущего финансового года только по факту принятия искового заявления судом. В рассматриваемой ситуации право учреждения на обращение в суд с исковым заявлением не было реализовано, в связи с чем в бухгалтерском учете по состоянию на начало текущего финансового года должна была быть отражена дебиторская задолженность по счету 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
В рассматриваемой ситуации в отчетности за 2020 год не отражена сумма дебиторской задолженности по счету 303 05 в результате признания расходов текущего периода уплаченной госпошлины без последующего обращения в суд. В соответствии с пп. 21.1, 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н в 15-17 разрядах номера счета аналитического учета бюджетным учреждением указывается аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов). При уплате госпошлины в 2020 году дебиторская задолженность подлежала учету на счете 303 05, в 15-17 разрядах которого указывается код видов расходов бюджета, по которому ранее были произведены расходы. В том случае, если дебиторская задолженность по расходам не возвращена до окончания финансового года, она подлежит переносу в состав дебиторской задолженности прошлых лет.
В соответствии с п. 62.4.1 Порядка N 85н, подп. 13.1 п. 13 Порядка N 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным расходам следует относить на статью 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов и статью 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ. Операции по переносу дебиторской задолженности по расходам текущего года в состав дебиторской задолженности прошлых лет отражаются последним днем отчетного периода (п. 11.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291).
Соответственно, в качестве операции по исправлению ошибки прошлых лет в 2021 году учреждению необходимо отразить не только восстановление в учете дебиторской задолженности, но еще и перенос ее на счет аналитического учета счета 303 05, в 15-17 разрядах которого указан код АнКВИ 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов". Операции по исправлению ошибок прошлых лет в рассматриваемой ситуации могут быть отражены с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 0 401 28 291 Кредит 0 303 05 731 "Красное сторно"
- отражено восстановление дебиторской задолженности в размере уплаченной госпошлины;
2. Дебет 0 304 86 832 Кредит 0 303 05 731
Дебет 0 303 05 831 Кредит 0 304 86 732
- в качестве исправления ошибки прошлых лет отражен перенос дебиторской задолженности по расходам на уплату госпошлины в состав дебиторской задолженности прошлых лет;
3. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 05 731
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- отражено поступление средств на лицевой счет учреждения при возврате ранее уплаченной госпошлины.
Исправительные записи необходимо оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления. При этом записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению - они отражаются в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (п. 18 Инструкции N 157н).
В соответствии с Требованиями N 186н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет не включаются в состав планируемых доходов или расходов, а отражаются в составе прочих поступлений по строке 1981.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: