Восстановление в гражданстве может производиться путем признания по решению суда

Обновлено: 28.03.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна В В о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта «е» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325,

пунктом 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (по тексту - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 19 августа 2009 г. № 950), предусмотрено, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя (абзац первый не принимается к рассмотрению заявление об изменении гражданства лица удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка (абзац второй).

Согласно абзацу второму подпункта «е» пункта 14 Положения иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 этого Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение № 1) представляют при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство.

Григорян В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных правовых норм в части, ограничивающей право лиц, не имеющих удостоверяющих личность документов, на обращение с заявлением о вступлении в гражданство Российской Федерации, считая эти нормы в оспариваемой части противоречащими статьям 4 (части 6), 14 (части 4), 28 (части 2) Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации Ссылается на то, что в 1993 г. он прибыл на постоянное место жительства в

Григорян В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства неоднократно извещался по указанным в заявлении адресам, об изменении которых он суду не сообщил, его личное участие в судебном заседании судом признано не обязательным, поскольку рассмотрение и разрешение дела о проверке в порядке абстрактного нормоконтроля законности оспариваемого нормативного правового акта не требует установления фактических обстоятельств.

Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. в своих

возражениях указал на то, что требование о необходимости представления документов, удостоверяющих личность, при обращении с заявлением о

приобретении гражданства Российской Федерации, основано на нормах

федеральных законов, отсутствие у заявителя паспорта гражданина СССР не

исключает возможность его приема в российское гражданство с соблюдением

определенной для таких случаев процедуры, признание оспариваемых

заявителем нормативных положений недействующими привело бы к

произвольному запрету проверки документов и законности пребывания на территории Российской Федерации для лиц, претендующих на российское гражданство и не имеющих каких-либо паспортно-визовых документов.

Обсудив приведенные в заявлении доводы, выслушав возражения представителя Президента Российской Федерации Глебова И.Н., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 29); форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33).

Президент Российской Федерации, основываясь на данных нормах Указом от 14 ноября 2002 г. № 1325 утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям для приобретения гражданства Российской Федерации, приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2002 г. № 46, «Российской газете»

19 ноября 2002 г.

Доводы заявителя о незаконности абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта «е» пункта 14 Положения в части норм обязывающих лиц при подаче заявлений по вопросам гражданства представлять документы, удостоверяющие их личность, а для приобретения гражданства Российской Федерации на основании части 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» - паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., лишены правовых оснований.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» под проживанием понимает проживание лица на законном основании на

территории Российской Федерации или за ее пределами (статья 3).

положении иностранных граждан в Российской Федерации» признает законно

находящимся в Российской Федерации лицо, имеющее действительные вид на

жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или)

миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.

Пункт 4 Положения в части, обязывающей предъявлять должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве, документы удостоверяющие личность заявителя, гражданство либо отсутствие гражданства, а также подтверждающие место его жительства, детализирует приведенные законоположения и не противоречит им.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закреплено требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.

Следовательно, необходимым условием для лиц, имевших гражданство СССР, и претендующих на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, является наличие документов, подтверждающих регистрацию этих лиц по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г.

В абзаце втором подпункта «е» пункта 14 Положения в развитие указанной нормы федерального закона перечислены документы, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, на основании которых может быть установлен факт регистрации лица по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., что соответствует требованиям федерального закона.

Согласуется данная норма Положения и с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации устанавливающей, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

По состоянию на 1 июля 2002 г. в силу статьи 47 Закона СССР от 23 мая

Утрата иностранным гражданином или лицом без гражданства документов, удостоверяющих личность, не исключает возможность его приема

в российское гражданство с соблюдением процедуры, предусмотренной

пунктом «в» статьи 30 Федерального закона «О гражданстве Российской

Федерации». Территориальные подразделения Федеральной миграционной

службы вправе оформить такому лицу вид на жительство в Российской Федерации после проверки факта, подтверждающего его постоянное проживание на территории Российской Федерации и дату регистрации по месту жительства, с последующим приемом от него заявления о предоставлении российского документа.

Перечень документов, приведенный в оспариваемых нормах, не противоречит федеральному закону, не препятствует лицам, прибывшим в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющим вида на жительство представлять при отсутствии паспорта гражданина СССР образца 1974 года иные документы, подтверждающие их проживание на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного доводы Григоряна В.В. о незаконности Положения в оспариваемой части лишены правовых оснований, заявленное им требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Григоряна В В о признании

частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго

подпункта «е» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов

гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента

Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

(п. "г" в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 299-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

2. Заявления о признании гражданами Российской Федерации отклоняются по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б" и "в" части первой настоящей статьи.

Гражданство РФ: можно ли вернуть утраченное?

Принимая решение о выходе из гражданства, стоит хорошо обдумать все возможные последствия. Семья из Подмосковья, которая 17 лет назад по собственной инициативе лишилась гражданства РФ и так и не приобрела нового, столкнулась с массой бюрократических препон, за разрешением которых каждый раз приходилось обращаться в суд. Теперь супружеская пара борется за возможность снова стать подданными нашей страны.

Юрий и Светлана Веселяшкины, семейная пара из Подмосковья, хотели выйти из гражданства РФ. Президент Владимир Путин 29 января 2001 года удовлетворил их ходатайство и подписал соответствующий указ. С тех пор Веселяшкины жили в России без гражданства и вида на жительства, гражданство иных государств не приобретали. Но с 2011 года у них начались проблемы. Сначала пенсионный фонд отказался назначать им пенсии по старости, но они добились выплат через суд. Кроме пенсии, им была назначена социальная доплата и предоставлен бесплатный проезд на общественном транспорте, для чего выданы социальные карты жителей Московской области. Спустя пять лет их уведомили о лишении права бесплатного проезда из-за отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, но суд снова поддержал Веселяшкиных и вернул им соцкарты. В 2013 году Светлана Веселяшкина пыталась восстановить гражданство РФ через УФМС, но не смогла этого сделать.

А в 2017 году Веселяшкина обратилась за медицинской помощью, на что получила отказ в связи с блокировкой полиса обязательного медицинского страхования. Тогда уже Веселяшкины подали в Верховный суд административный иск о признании указа президента, которым их лишили гражданства, незаконным. Семейная пара пояснила, что выход из гражданства создает препятствия к получению им права на медицинскую помощь. По словам супругов, только после отказа в медпомощи они фактически узнали о нарушении своих прав, поэтому пропустили трехмесячный срок обращения с указанным административным иском. Они ссылались на п. 1 ст. 8 Конвенции о сокращении безгражданства, заключенной в городе Нью-Йорке 30 августа 1961 года, который гласит: "Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом" [то есть лицом без гражданства. - Ред.].

Представитель Президента РФ настаивал, что спорный указ издан в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов Веселяшкиных.

ВС пришел к выводу: административным истцам было известно об удовлетворении их ходатайства о выходе из гражданства РФ, и они определяли свое правовое положение как лица без гражданства с 2001 года. При этом и по ч. 1, 5 ст. 219 КАС, и по действовавшей ранее ч. 1 ст. 256 ГПК срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Кроме того, согласно ст. 10 закона об ОМС, лица без гражданства тоже признаются застрахованными наряду с гражданами РФ. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС). Поэтому ВС не усмотрел уважительных причин для восстановления пропущенного срока и отказал в иске (№ АКПИ17-1130). Веселяшкины 30 января 2018 года уже подали на это решение апелляционную жалобу в ВС. 15 марта 2018 года в 11:30 назначено ее слушание.

"Я полностью разделяю решение ВС. Правовая перспектива административного иска с самого начала была нулевой. Административные истцы по своей же инициативе утратили гражданство РФ, а когда через 16 лет им отказали в медицинской помощи, сославшись на утрату гражданства, решили обжаловать спорный указ. Я думаю, что и в апелляционной коллегии ВС шансов на благоприятный исход дела нет", – заявил адвокат АБ "Яблоков и партнеры" Александр Лукинов. "Защита прав указанных лиц может быть обеспечена в ином порядке – в частности, путем обжалования действий и решений органов и должностных лиц, препятствующих в получении права на медицинскую помощь", – уверен руководитель практики "Судебные споры и банкротство" Althaus Group, к. ю. н. Андрей Бежан. Адвокат, партнер ЮФ "Консалт" Сорокины и партнеры Елена Сорокина считает, что решение ВС побудит суды к более строгому подходу к исчислению трехмесячного срока на обжалование акта: "А от граждан-административных истцов нужно требовать более активного и ответственного поведения, чтобы они фактически, а не формально доказывали соблюдение срока на обращение".

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность …
Правительством РФ
Советом Федерации по представлению Президента РФ
Президентом РФ
Государственной Думой по представлению Президента РФ

Референдум Российской Федерации назначает …
Правительство Российской Федерации
Совет Федерации
Президент Российской Федерации
Государственная Дума

Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению ___________ РФ
Председателя Правительства
Генерального прокурора
министра внутренних дел
Председателя Государственной Думы

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более …
четырех сроков подряд
двух сроков подряд
трех сроков подряд
одного срока

Членом представительного органа муниципального района является …
высшее должностное лицо субъекта Федерации
государственный служащий
мировой судья
депутат

Совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, — это …
избирательная система
избирательное право
источники избирательного права
структура избирательного права

В составе Российской Федерации нет субъектов под названием …
автономная область
автономная республика
город федерального значения
автономный округ

Самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения, — это …
подотрасль права
отрасль права
институт права
норма права

Российское законодательство запрещает создание религиозной …
объединения
партии
организации
группы

Имеет ли Президент России право роспуска Совета Федерации?
имеет, если Совет Федерации мешает работе Президента
не имеет
имеет при условии передачи его функций Государственной Думе

РСФСР не имела таких субъектов Федерации как …
автономная область
республика
национальный округ
город федерального значения

Можно ли начать процедуру отрешения Президента от должности по причине нарушения моральных принципов, и какой орган это может сделать?
может Совет Федерации
нельзя, никакой орган
может Конституционный Суд России

Восстановление в гражданстве может производиться: 1) путем признания; 2) по решению суда; 3) в порядке регистрации; 4) Постановлением Правительства РФ; 5) на основании заявления о восстановлении в гражданстве РФ
5
2, 3, 4
3, 4, 5
1, 2, 5

Назначение на должность судей Верховного Суда Российской Федерации находится в компетенции …
Правительства Российской Федерации
Государственной Думы
Совета Федерации
Президента Российской Федерации

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации …
Представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе
Руководителем Администрации Президента Российской Федерации
Правительством Российской Федерации
законодательным (представительным) органом субъекта Федерации

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Функция конституции, направленная либо на закрепление существующих, либо на создание предпосылок для новых общественных отношений, называется
учредительной
идеологической
юридической
внешнеполитической

2. Бесплатно оказывают медицинскую помощь учреждения здравоохранения: 1) государственные; 2) муниципальные; 3) частные; 4) кооперативные
1, 2
1, 4
3, 4
2, 3

3. В состав РФ входят __________автономий
11
10
7
22

4. В составе РФ находятся _______ субъект (-а, — ов)
89
49
10
57

5. В составе РФ находятся_________ республик (-а, — и)
21
49
32
15

6. Вопросы разграничения государственной собственности находятся в
совместном ведении РФ и ее субъектов
ведении республик в составе РФ
ведении субъектов РФ
ведении РФ

7. Восстановление в гражданстве может производиться: 1) путем признания; 2) по решению суда; 3) в порядке регистрации; 4) Постановлением Правительства РФ; 5) на основании заявления о восстановлении в гражданстве РФ
5
1, 2, 5
3, 4, 5
2, 3, 4

8. Вторая Конституция РСФСР была принята в______ году
1925
1919
1922
1924

9. Выход из состава государства какой-либо его части в одностороннем порядке — это
сецессия
национальный район
национальный режим
автономия

10. Государственные займы выпускаются
в порядке, определяемом Федеральным законом
в порядке, определенном нормативно-правовыми актами субъектов РФ
в соответствии с решением Министерства финансов РФ
в порядке, установленном решением Правительства РФ

11. Граждане РФ вправе избирать и быть избранными: 1) в органы государственной власти; 2) в органы местного самоуправления; 3) в судебные органы; 4) в органы исполнительной власти
1, 2
2, 4
3, 4
1, 3

12. Гражданин РФ
не может быть лишен своего гражданства
лишается гражданства, если он находился за пределами РФ более 5 лет
лишается гражданства, если он находился за пределами РФ более 3 лет
лишается гражданства, если он совершил действия, порочащие высокое звание гражданина РФ

13. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с ______ лет (года)
18
25
21
16

14. Гражданин РФ получить гражданство иностранного государства
вправе
может, только если он — почетный гражданин РФ
может, включая гражданство нескольких иностранных государств
не вправе

15. Гражданство РФ приобретается: 1) по рождению; 2) в порядке регистрации; 3) в результате приема в гражданство РФ; 4) в результате восстановления в гражданстве РФ; 5) в связи с обладанием звания почетного гражданина РФ
1, 2, 3, 4
3, 4, 5
1, 2, 3
2, 3, 4

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: