Воинский учет судебных приставов

Обновлено: 28.03.2024

V. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ВОИНСКОГО

УЧЕТА ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2017 N 754,

от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

35. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении сотрудников подразделений полиции, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать 1 месяц с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.

36. Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 09.10.2019 N 1302, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

37. Руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и военные комиссариаты.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 09.10.2019 N 1302, от 21.05.2020 N 723)

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

от 17 июня 2020 года N 469

(с изменениями на 16 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 1);

Перечни дополнительных обязательных диагностических исследований (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.

в Министерстве юстиции

29 июня 2020 года,

регистрационный N 58796

Приложение N 1
к приказу ФССП России
от 17 июня 2020 года N 469

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации

(с изменениями на 16 декабря 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Требования определяют показатели состояния здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения), сотрудников органов принудительного исполнения.

Требования включают в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями и графами которого определяется годность к службе в органах принудительного исполнения следующих категорий граждан:

граждане, поступающие в органы принудительного исполнения, ранее не проходившие службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий;

граждане, поступающие в органы принудительного исполнения, ранее проходившие службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, за исключением проходивших службу в органах принудительного исполнения;

сотрудники органов принудительного исполнения, проходящие службу на должностях младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, независимо от срока службы;

граждане, ранее проходившие службу в органах принудительного исполнения, вновь поступающие на службу в органы принудительного исполнения;

2. Группы предназначения и виды деятельности:

судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации;

должности отделов (отделений) специального назначения;

младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (кроме должностей, отнесенных к 1 группе предназначения);

судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (кроме должностей, отнесенных к 1 группе предназначения);

судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации;

должности начальствующего состава в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов (кроме должностей, отнесенных к 1 и 2 группам предназначения);

должности начальствующего состава в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов, а также иные должности, не отнесенные к 1, 2 группам предназначения

3. Номера статей Расписания болезней настоящих Требований и указанные в них наименования болезней соответствуют номерам статей и наименованиям болезней Расписания болезней Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

4. В Расписании болезней настоящих Требований предусматриваются следующие категории годности к службе в органах принудительного исполнения:

А - годен к службе в органах принудительного исполнения;

Б - годен к службе в органах принудительного исполнения с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения;

Г - временно не годен к службе в органах принудительного исполнения;

Д - не годен к службе в органах принудительного исполнения.

5. В Расписании болезней настоящих Требований применены следующие сокращения:

ИНД - категория годности к службе определяется индивидуально.

ВВК - военно-врачебная комиссия.

НГ - граждане, поступающие на службу в органы принудительного исполнения, не годны к службе; сотрудники не годны к определенному виду деятельности.

А-2, Б-2 (3, 4) - показатель степени ограничения для прохождения службы в органах принудительного исполнения.

ТДТ - Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, по отдельным видам деятельности.

Показатель степени ограничения соответствует годности по состоянию здоровья к службе на должностях, отнесенных к следующим группам предназначения:

1 степень ограничения - 1, 2, 3, 4 группа предназначения;

2 степень ограничения - 2, 3, 4 группа предназначения;

3 степень ограничения - 3, 4 группа предназначения;

4 степень ограничения - 4 группа предназначения.

6. Военно-врачебные комиссии (далее - ВВК) выносят заключения с учетом пояснений к соответствующим статьям Расписания болезней и требований ТДТ.

7. При выявлении заболеваний или физических недостатков, не предусмотренных Расписанием болезней настоящих Требований, ВВК выносят заключения применительно к наиболее соответствующей статье Расписания болезней настоящих Требований.

8. Если у сотрудника органов принудительного исполнения, гражданина, ранее проходившего службу в органах принудительного исполнения, выявлено несколько увечий, заболеваний или их последствий, возникших (полученных) при различных обстоятельствах, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением службы (далее - причинная связь) раздельно. При этом после каждого заключения об установлении причинной связи указывается категория годности, в наибольшей степени ограничивающая годность освидетельствованного к службе, без указания соответствующих статей Расписания болезней настоящих Требований. Итоговое заключение о категории годности к службе в этом случае выносится по увечьям, заболеваниям, в наибольшей степени ограничивающим годность сотрудника к службе, с указанием всех соответствующих статей Расписания болезней настоящих Требований. В остальных случаях выносится только итоговое заключение о категории годности к службе с указанием всех соответствующих статей Расписания болезней настоящих Требований.

9. В отношении граждан, признанных годными к поступлению на службу в органы принудительного исполнения, сотрудников органов принудительного исполнения, годности к службе в должности, ВВК выносит заключение о годности к прохождению службы в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, высокогорных местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также о возможности прохождения службы и выполнения работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), а также иные предусмотренные Положением о военно-врачебной экспертизе, если об этом указано в направлении на освидетельствование, кроме заключения о категории годности к службе.

10. При наличии у сотрудников органов принудительного исполнения, имеющих специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, заболеваний, по которым Расписанием болезней настоящих Требований предусматривается индивидуальная оценка категории годности к службе, заключение о категории годности к службе выносится с учетом специальности, стажа (опыта) службы в занимаемой должности или должности, на которую предназначаются освидетельствуемые, с учетом их состояния здоровья, сведений, изложенных в служебной характеристике или заключении (выписке из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

11. Заключение оформляется и подписывается военно-врачебной комиссией медицинской организации (военно-медицинской организации) Вооруженных Сил Российской Федерации или военно-врачебной комиссией, созданной в медицинских организациях Федерального медико-биологического агентства, а при отсутствии таких организаций по месту прохождения службы сотрудником органов принудительного исполнения (по месту нахождения органа принудительного исполнения), в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту нахождения подразделений органа принудительного исполнения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по терапии, неврологии, офтальмологии, хирургии, кардиологии, психиатрии, оториноларингологии, клинической лабораторной диагностике, функциональной диагностике, рентгенологии.

12. В заключении (выписке из амбулаторной карты) указываются сведения о результатах медицинских обследований, медицинских осмотров, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья сотрудника, количестве его обращений за медицинской помощью, количестве дней временной нетрудоспособности за последние 2 года, влиянии служебных обязанностей на состояние здоровья, предварительном диагнозе и трудовом прогнозе.

Сведения, указанные в заключении (выписке из амбулаторной карты), должны подтверждаться данными амбулаторной карты и другими медицинскими документами.

13. В служебной характеристике на сотрудника отражаются сведения о его специальности, стаже (опыте) работы по специальности, опыте службы по должности, которую он замещает (на замещение которой претендует), способности выполнять должностные обязанности, сведения о влиянии состояния здоровья сотрудника на исполнение им служебных обязанностей по занимаемой должности, сведения о случаях частых и длительных освобождениях сотрудника от исполнения им служебных обязанностей по болезни, мнение непосредственного руководителя о целесообразности сохранения сотрудника на службе в связи с состоянием его здоровья. При необходимости указываются факты, свидетельствующие о совершении сотрудником действий, дающих основание предполагать наличие у него психического расстройства, склонности к злоупотреблению алкоголем или немедицинскому употреблению наркотических веществ, мнение о влиянии указанных обстоятельств на выполнение служебных обязанностей. Служебная характеристика утверждается руководителем структурного подразделения органа принудительного исполнения, направившим сотрудника на медицинское освидетельствование и заверяется гербовой печатью органа принудительного исполнения.

В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Федеральной службы судебных приставов от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства".

2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьеву Т.П.

приказом ФССП России

от 25.03.2014 N 101

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ ФССП РОССИИ ОТ 11.07.2012 N 318

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ФОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ,

ПРИМЕНЯЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ

ПРИСТАВОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА"

1. Приложения N 92, 123 к приказу изложить в следующей редакции:

"Приложение N 92

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается тридцать календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

"Приложение N 123

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

2. Дополнить приказ приложениями N 53.2, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149 следующего содержания:

"Приложение N 53.2

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 142

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 143

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Данный абзац включается в постановление в случае, если должником по исполнительному производству является иностранный гражданин или лицо без гражданства.

"Приложение N 144

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Указанный абзац включается в постановление в случае приостановления исполнительного производства по основанию п. 1 ч. 11 ст. 103 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

"Приложение N 145

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 146

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

"Приложение N 147

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Пункт 3 включается в постановление в случае прекращения исполнительного производства на основании п. 4 ч. 14 ст. 103 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

"Приложение N 148

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Указываются реквизиты исполнительного производства, подтверждающего встречные обязательства (второе исполнительное производство).

"Приложение N 149

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

3. Приложения N 6, 41, 52, 53, 57, 89, 103, 110, 127 к приказу изложить в следующей редакции:

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Описание имущества (наименование, существенные характеристики)

Количество, мера, вес

Данный абзац включается в акт в случае, предусмотренном ч. 8 ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Данный абзац включается в акт в случае исполнения требований по сносу строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, указанных в исполнительном документе.

Данный абзац включается в акт в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

"Приложение N 41

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 52

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 53

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

В случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, - в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Пункт 7 включается в постановление при возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющемуся судебным актом.

Пункт 11 включается в постановление при возбуждении исполнительного производства в отношении юридического лица.

Пункт 12 включается в постановление при возбуждении исполнительного производства в отношении лица, обязанного выплачивать алименты.

"Приложение N 57

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

"Приложение N 89

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

"Приложение N 103

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

"Приложение N 110

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

Пункт 4 включается в постановления в случае окончания исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Макс Борисов

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете». Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» в личной карточке по форме Т-2

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.


«Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2022» — именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее большинство, вопрос о ведении воинского учета имеет для них высокую значимость. Как именно организация должна вести воинский учет, какие процедуры соблюдать и что еще важно не забыть в 2022 году? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2022 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2022 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Приказ об организации воинского учета: образец

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Приказ об организации воинского учета: образец

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2022 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: