Военные суды осуществляют правосудие от имени рф рассматривает подсудные им дела в порядке

Обновлено: 24.04.2024

Военные суду осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Устройство военных судов Российской Федерации определяет Федеральный конституционный закон от 20 мая 1999 г. (9 июня 1999 г. ) «О военных судах Российской Федерации»[21]. Этот же закон (ст. 9, 14, 22), а также УПК РФ (ст. 35) определяют подсудность военных судов.

Закон «О военных судах Российской Федерации», как и УПК РФ, принят в условиях осуществляемой в стране судебной реформы и базируется на демократических принципах, установленных Конституцией Российской Федерации. Он определяет основные задачи военных судов при рассмотрении дел как обеспечение и защиту нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления Российской Федерации, федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (ст. 4).

В соответствии с Законом о военных судах систему военных судов образуют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ст. 8). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах).

Подсудность дел военным судам законом определяется в зависимости от содержания дела, которое подлежит рассмотрению, и от принадлежности лица, обвиняемого в преступлении, или обстоятельств, в которых было совершено правонарушение, а иногда и от сложности дела. Так, военным судам подсудны дела гражданские и уголовные о защите нарушаемых или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие учебные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Им также подсудны дела по рассмотрению жалоб граждан, уволенных с военной службы, на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан в период прохождения ими военной службы либо военных сборов.

Уголовные дела рассматриваются военным судом по единой процедуре, установленной вступившим с 1 июля 2002 г. в действие Уголовно-процессуальным кодексом РФ с учетом особенностей судебного разбирательства, предусмотренных для отдельных категорий уголовных дел. УПК РФ установил следующие правила подсудности системы военных судов[22].

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам[23].

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции[24].

Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

· деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

· иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Военный суд соответствующего уровня принимает в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ о мерах процессуального принуждения и проведении некоторых следственных действий[25].

Военная коллегия Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает ряд категорий дел. В частности, это дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военный судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Военная коллегия рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу; по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд помимо рассмотрения в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел (ч. ч. 3 и 6 ст. 31 УПК) рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу. Этот суд рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры и определения и постановления гарнизонных военных судов, вступивших в силу, а также на определения окружного (флотского) суда как суда второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда[26].

В Военной коллегии Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судах по первой инстанции гражданские и административные дела рассматривают судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела - коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей. Дела в кассационном порядке рассматривает коллегия, состоящая из трех судей. Дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, в Военной коллегии рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, а в среднем звене военных судов - президиум окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд рассматривает гражданские и административные дела в составе одного судьи либо коллегии, состоящей из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство. Уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей, если обвиняемый своевременно заявил об этом ходатайство.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В ней имеется соответствующий аппарат, обеспечивающий деятельность судей.

В целом по судам общей юрисдикции можно отметить наличие проблемы, которая выше уже упоминалась. Данная проблема вытекает из статуса судей. Имеется проблема ответственности судей за принятые решения.

Система инстационности судов общей юрисдикции не решает этой проблемы. Как правило на практике, зачастую суды второй инстанции защищают позицию своих коллег по цеху из судов нижних инстанций. Данная ситуация никоим образом не способствует улучшению качества осуществления правосудия, и, соответственно его справедливости. Данную ситуацию символизирует такой пример.

Районным судом был осужден Н. по ст. 158 УК РФ за кражу. Как правило, доказательная база по таким делам базируется на протоколах обыска, т.к. в случае идеальной кражи свидетелей не бывает, т.к. кража – это тайное хищение имущества. По данному делу на протоколе обыска по халатности следователя не были обозначены понятые. На основании этого адвокат справедливо ходатайствовал перед судом об исключении данного протокола обыска из числа доказтельств, т.к. данное следственное действие было произведено с нарушением требований УПК. Районный суд в ходатайстве отказал и осудил Н. к 3 годам лишения свободы. Суд второй инстанции кассационную жалобу по данному приговору не удовлетворил. И только после рассмотрения данного дела в порядке надзора в Верховном Суде, приговор был отменен, а Н. был освобожден из колонии по телеграмме.

После проделанной работы, я сделала следующие выводы по ключевым вопросам:

Достойное правосудие невозможно без грамотного, беспристрастного, независимого судьи, точнее - судей, объединенных в свое профессиональное сообщество. Формирование такого сообщества, пополнение его рядов - ключевая задача квалификационных коллегий.

В соответствии с законодательством о прокурорском надзоре прокуроры принимают меры к выявлению нарушений законности. Выявив нарушение закона прокурор с помощью правовых средств принимает меры к устранению правонарушений и их предупреждению.

Военные суду осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Практика обращения военнослужащих с жалобами и заявлениями в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение.

Список используемой литературы

4. Федеральный закон о статусе судей в Российской Федерации (от 26 июня 1992 года N 3132-1 )

5. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1

6. УПК РФ. М. Проспект 2003

7. Э.П. Григонис. Правоохранительные органы: Учебник.- Спб: Питер, 2002.

9. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.:Юридическая фирма «КОНТАКТ», «ИНФРА М», 2001

11. СЗРФ. 1999. №26. Ст. 3170. (Библиотека им. Горького)

12. Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

13. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность/Серия «Учебник и учебные пособия.» - Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 1999

[2] Закон о статусе судей в Российской Федерации (от 26 июня 1992 года N 3132-1 )

[4] Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.:Юридическая фирма «КОНТАКТ», «ИНФРА М», 2001

[5] Закон о статусе судей в Российской Федерации (от 26 июня 1992 года N 3132-1 )

[7] п. 1 ст. 45 ГПК РФ

[8] ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

[9] ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

[10] ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

[11] ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

[12] ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ

[13] ст. 5.28 КоАП РФ

[14] ст. 28.8 КоАП РФ

[15] ст. 143 УК РФ

[16] ст. 145 УК РФ

[17] ст. 145_1 УК РФ

[19] ст. 136 УК РФ

[20] ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

[21] СЗРФ. 1999. №26. Ст. 3170. (Библиотека им. Горького)

[22] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[23] Ч. 5 ст. 31 УПК РФ. М. Проспект 2003

[24] Ч 7 ст. 31 УПК. М. Проспект 2003

[25] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002

[26] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь 2002г.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Военные суды Российской Федерации
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах
    • Статья 3. Осуществление правосудия военными судами
    • Статья 4. Основные задачи военных судов
    • Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов
    • Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах
    • Статья 7. Подсудность дел военным судам
    • Статья 8. Система военных судов
    • Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
    • Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 11. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 12.1. Кассационный военный суд
    • Статья 12.2. Компетенция кассационного военного суда
    • Статья 12.3. Состав кассационного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.4. Президиум кассационного военного суда
    • Статья 12.5. Порядок работы президиума кассационного военного суда
    • Статья 12.6. Судебные коллегии и судебные составы кассационного военного суда
    • Статья 12.7. Председатель кассационного военного суда
    • Статья 12.8. Заместитель председателя кассационного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава кассационного военного суда, председатель судебного состава кассационного военного суда
    • Статья 12.9. Апелляционный военный суд
    • Статья 12.10. Компетенция апелляционного военного суда
    • Статья 12.11. Состав апелляционного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 12.12. Президиум апелляционного военного суда
    • Статья 12.13. Порядок работы президиума апелляционного военного суда
    • Статья 12.14. Судебные коллегии и судебные составы апелляционного военного суда
    • Статья 12.15. Председатель апелляционного военного суда
    • Статья 12.16. Заместитель председателя апелляционного военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава апелляционного военного суда, председатель судебного состава апелляционного военного суда
    • Статья 12.17. Особенности прекращения полномочий председателя, заместителей председателя и судей кассационного военного суда, председателя, заместителей председателя и судей апелляционного военного суда
    • Статья 13. Окружной (флотский) военный суд
    • Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду
    • Статья 15. Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 16. Президиум окружного (флотского) военного суда
    • Статья 17. Порядок работы президиума окружного (флотского) военного суда
    • Статья 18. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда
    • Статья 19. Председатель окружного (флотского) военного суда
    • Статья 20. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда, председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда
    • Статья 21. Гарнизонный военный суд
    • Статья 22. Подсудность дел гарнизонному военному суду
    • Статья 23. Состав гарнизонного военного суда при осуществлении правосудия
    • Статья 24. Председатель гарнизонного военного суда
    • Статья 25. Заместитель председателя гарнизонного военного суда
    • Статья 26. Особенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда
    • Статья 28. Статус присяжных заседателей военных судов
    • Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей
    • Статья 32. Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 33. Аппарат военного суда
    • Статья 34. Администратор военного суда
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 36.1. Воинский учет судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, работников аппаратов военных судов и Судебного департамента, уволенных с военной службы
    • Статья 37. Здания и иное имущество военных судов
    • Статья 38. Охрана и конвоирование лиц, содержащихся под стражей
    • Статья 39. Статус военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения
    • Статья 40. Статус судей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 41 (утратила силу)
    • Статья 42. Статус работников аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работников Судебного департамента
    • Статья 43. Имущество военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
    • Статья 44. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в переходный период
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
    "О военных судах Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    4 декабря 2006 г., 29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 30 апреля 2010 г., 7 февраля 2011 г., 1, 25 декабря 2012 г., 3 февраля, 12 марта, 4 ноября 2014 г., 8 марта 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 2 августа, 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2020 г., 30 декабря 2021 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 20 мая 1999 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

    ГАРАНТ:

    Об организационных мероприятиях по исполнению настоящего Федерального конституционного закона см. приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 июля 1999 г. N 68

    См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

    Президент Российской Федерации

    23 июня 1999 года

    Устанавливается, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Судьей военного суда может быть гражданин РФ, старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Нормы закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.

    Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Нормы части 2 статьи 15, части 3 статьи 22 и части 2 статьи 23, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона

    Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 29 июня 1999 г. N 120, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ"

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона, за исключением изменений в статью 16 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2010 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

    (с изменениями на 16 апреля 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Одобрен
    Государственной Думой
    28 января 2011 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    2 февраля 2011 года

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Система судов общей юрисдикции

    1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

    1) кассационные суды общей юрисдикции;

    2) апелляционные суды общей юрисдикции;

    3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

    4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

    5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

    6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

    3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

    2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

    1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

    2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

    3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

    4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

    Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

    1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

    1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

    2) все уголовные дела;

    3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

    3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

    Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

    1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

    2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

    3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

    4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

    5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

    1. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    3. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

    1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

    3. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    4. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    О военных судах Российской Федерации

    (с изменениями на 16 апреля 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

    Принят
    Государственной Думой
    20 мая 1999 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    9 июня 1999 года

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Военные суды Российской Федерации

    2. Окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.

    3. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

    Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Статья 3. Осуществление правосудия военными судами

    Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Статья 4. Основные задачи военных судов

    Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

    нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

    нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов

    1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

    2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

    3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

    Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах

    Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    Статья 7. Подсудность дел военным судам

    1. Военным судам подсудны:

    1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

    4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам (пункт дополнительно включен с 4 мая 2010 года Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 года N 3-ФКЗ).

    2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

    2_1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    3_1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 года N 5-ФКЗ).

    4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    6_1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности (часть дополнительно включена с 14 марта 2011 года Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ).

    7. Часть утратила силу с 14 марта 2011 года - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию.

    8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

    Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ

    Статья 8. Система военных судов

    1. В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

    2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

    1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также - Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

    2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

    1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

    1_1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

    2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

    5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

    Статья 10. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    1. Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам.

    2. Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и судей этой коллегии (далее также - судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих).

    3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

    1) в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

    2) дела по жалобам, представлениям на решения, приговоры, определения и постановления кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

    4. Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

    Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных силах РФ и других войсках и воинских формированиях, где законном предусмотрена военная служба (внутренние войска МВД, войска МЧС, а также ФСБ, СВР, ФСО, Главное Управление Специальных Программ при президенте РФ).

    Военные суды создаются по территориальному признаку, по месту дислокации воинских структур, в том числе за пределами РФ.

    Создание и ликвидация военных судов осуществляется на основе федерального закона.

    Никакой военный суд не может быть упразднен, если его полномочия не переданы одновременно в юрисдикцию другого военного суда.

    Военные суды должны располагаться в открытых без свободного доступа местах.

    Особенности деятельности военных судов регламентируются также ФКЗ «О военных судах».

    Военные суды осуществляют правосудие от имени РФ, рассматривая подсудные им дела, в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство в военных судах ведется на русском языке.

    Военные суды рассматривают дела в отношении двух категорий субъектов.

    2. Лица, проходящие военные сборы.

    В отношении этих лиц рассматривают и разрешают следующие категории дел:

    1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов этих лиц, от действия или бездействия органов военного управления, должностных лиц и принятых ими решений.

    2. Уголовные дела обо всех преступлениях, совершенными военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

    3. Если в совершении преступления участвуют военнослужащие и гражданские суды, дело передается в военный суд.

    4. Они рассматривают жалобы на действия и решения органов расследования и прокурора, а так же материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных ограничениях конституционных прав граждан, проходящих сборы и военнослужащих (домашний арест, залог, прослушивание телефонных переговоров и так далее).

    5. Они рассматривают материалы о применении к военнослужащим мер дисциплинарного воздействия в виде ареста. Иная подсудность может определяться только федеральным законом.

    6. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела по первой инстанции, по второй инстанции и в порядке судебного надзора.

    Система военных судов

    · Низшее звено – гарнизонный военный суд.

    Гарнизонный военный суд рассматривает дела только в качестве суда первой инстанции, обладая полномочиями, как районного суда, так и мировых судей.

    · Среднее звено – окружной (флотский) военный суд.

    Он приравнивается к областному или краевому суду, являясь вышестоящей судебной инстанцией по отношению к гарнизонным военным судам. На территории военного округа может находиться один или несколько окружных военных судов.

    ОВС выполняет три судебные функции, являясь судом первой, апелляционной и кассационной инстанции.

    По первой инстанции ОВС рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции областных судов в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

    По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступления могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

    Окружной (флотский) военный суд рассматривает по первой инстанции дела следующих составов:

    1. Гражданские и административные дела судьей единолично, уголовные дела судьей единолично, коллегией из трех судей, судьей и присяжными заседателями.

    2. В кассационном порядке (до 01.01.13) окружной (флотский) военный суд рассматривает не вступившие в законную силу приговоры гарнизонных военных судов.

    В окружных (флотских) военных судах могут создавать коллегии по уголовным и гражданским делам, в них также создан президиум.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: