Внутригосударственные договоры как источники конституционного права характерны для

Обновлено: 19.04.2024

1)Вертикальные договоры и соглашения (между федеральными и региональными органами власти) – прежде всего – о разграничении полномочий между органами: яркий пример – федеративный договор.

2)Горизонтальные договоры и соглашения: договоры между самими субъектами РФ.

Международные источники (ч.4 ст.15):

1)Общепризнанные принципы международного права;

2)Общепризнанные нормы международного права;

3)Международные договоры РФ

Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10.10.03.:

«Под общепризнанными принципами МП следует понимать основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам МП, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств».
«Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».

Содержание общепризнанных норм и принципов МП может раскрываться, в частности, в документах ООН и её специализированных учреждениях.

Международные договоры могут заключаться от имени:

· Правительства РФ (межправительственные)

Примеры МД РФ: Всеобщая Декларация правы человека от 10.12.48г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50г. и протоколы к ней – самый мощный акт, действие которого подкрепляется страсбургским судом; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66г.

Локальные источники КП – нормативные акты (НА) органов местного самоуправления (ОМС), регулирующие КПО.

· Уставы муниципальных образований (МО);

· Положения об ОМС, их структурных подразделениях;

· Акты, расширяющие права и свободы граждан на соответствующей территории, усиливающие их гарантии.

6. Общее учение о Конституции: понятие, содержание, виды, способы принятия и отмены действия. Развитие российского конституционного законодательства: этапы, акты, их содержание.

Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г. Первые европейские конституции: Франции и Польши 1791г.

Сущность Конституции. Основные подходы:

Классово-политический
Рационалистический

1) Классово-политический (лассалевско-ленинский):

Ф. Лассаль: «Конституция является действительным соотношением общественных сил в стране». По Ленину ее сущность проявляется в закреплении действительного соотношения сил в классовой борьбе.

2) Рационалистический: Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны.

Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции:

Ø Смена общественно-экономических формаций (феодальный на буржуазный строй);

Ø Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина;

Ø Необходимость закрепления обретенных прав и свобод;

Ø Необходимость нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы;

Конституция –основной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов.

Способы принятие конституции:

· Парламент (в рамках безальтернативного, недемократического выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим);

· Специальным органом (например, Федеральный конвент в США в 1787 г., Учредительное собрание во Франции, в Италии);

· Октроирование - «дарование» (единоличным актом органа исполнительной власти – монархом, президентом…)

· Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом).

Способы отмены действия Конституций:

· Принятие новой Конституции (ординарный) – дата вступления в силу новой Конституции совпадает с датой отмены действия предыдущей Конституции;

· Ликвидация Конституции в результате государственного переворота.

Виды конституций:

1)По характеру внесения изменения:

§ Жесткие (изменить сложнее, чем обычный закон)

2)По форме закрепления конституционных норм:

§ Писаные (единый документ);

§ Неписаные (совокупность конституционно-правовых актов)

3)По реальности закрепленных и регулируемых отношений:

§ Действительные (нормативные);

§ Фиктивные (декларативные)

4)По форме государственного устройства:

§ Федеративные;

5)По характеристике территории, на которой принята Конституция:

§ Общенациональные;

§ Региональные

6)По принявшему субъекту:

§ Октроированные.

Развитие российского конституционного законодательства.

Эволюция российского конституционного законодательства:

1)До 1918 года – период неписаной Конституции до июля 1918 г.:

· Акты Временного правительства

· Первые акты советского правительства

2)Конституции России

10.07.1918 – принятие первой российской писаной Конституции РСФСР, носившей ярко выраженный идеологический характер. Высшие органы власти: Съезд советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.

3)11.05.1925 – принятие второй Конституции РСФСР на основе первой Конституции СССР. Причина принятия новой Конституции: создание нового государства, закрепление новой структуры органов власти и управления.
4) 21.01.1937 - принятие третьей Конституции СССР на основе второй Конституции СССР. Причина принятия новой Конституции: закрепить достижения страны Советов и руководящую роль коммунистической партии. Особенности Конституции 1937 г.: полностью сталинская Конституция. Нововведения: расширение социальной базы – власть всем трудящимся; унификация системы органов власти: формальное разделение властей – Совет министров, Верховный Совет, Верховный Суд – фактически обслуживали властную партийную верхушку; всеобщие, равные, тайные, прямые выборы - однако нет альтернативы.

12.05.1978 – принятие третьей Конституции РСФСР на основе третьей Конституции СССР.

Особенности Конституции: ядро политической системы – КПСС; повышение роли права и законности; провозглашается, что вся власть принадлежит народу (народная власть) - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов; в основы перенесена руководящая и направляющая роль партии.

Общее для всех советских конституций – декларативный характер.

6) 1989-1993 – внесение качественных поправок в Конституцию 1978 года: многопартийность, политический плюрализм, запрет единой государственной идеологии; альтернативные выборы; появление института частной собственности; разделение властей.

12.12.1993 – принятие на всенародном референдуме Конституции РФ.

7)После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.

7. Понятие и юридические свойства КРФ. Прямое действие КРФ. Анализ Пост-я Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия".

Конституция Российской Федерации – это единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Принципы Конституции РФ:

1) Принцип народовластия (народного суверенитета);

2) Принцип разделения властей;

3) Принцип республиканской формы правления;

4) Принцип приоритета прав человека;

5) Принцип федеративного государственного устройства.

Юридические свойства Конституции – это такие её признаки, которыми она отличается от текущего законодательства.

Юридические свойства Конституции:

1)Особая юридическая сила – ни один НПА не может противоречить Конституции. Конституция обладает абсолютной высшей юридической силой;

2)Особое содержание – никакой другой НПА не может включать в себя нормы, в совокупности регламентирующие важнейшие общественные отношения;

3) Особый порядок разработки, принятия и изменения Конституции.

4)

5)Особое действие Конституции:

- Опосредованное (через другие НА).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»:

а) Когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ;

б) Когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) Когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу КРФ, противоречит ей. Но суд будет обязан обратиться с запросом в КС РФ;

г) Когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать данные правоотношения, отсутствует.

5) Особый способ защиты Конституции – несколько субъектов:

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутри федеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.

Федеративный договор — нормативный договор , один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.


10. Конституция: понятие, сущность, содержание, форма. Виды конституции.

Конституция– это основной закон гос-ва, который в соответствии с существующими в обществе социально-политическими силами, закрепляет основы народного суверенитета, госго суверенитета и правового статуса индивида.

Сущностью Конституции является выражение воли народа, путем всенародного голосования, воли , направленных на признание равенства всех членов общества, ценность человека, защита его прав и свобод.

Преамбула и два раздела:

Первый раздел – Основы Конституционного строя, Права и свободы человека и гражанина, Федеративное устройство, Президент, Федеральное собрание, правительство, судебная власть, местное самоуправление, Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел – заключительные и переходные положения (закрепляет положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие).

Виды конституций:

1. Гибкие и жесткие – в зависимости от установленного порядка внесения в них изменений

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Будучи формально однотипными (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники целесообразней рассматривать в разных группах по следующим причинам.

Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т.п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов).

Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т.д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 Раздела второго Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71—73 Конституции РФ по-новому, по сравнению, с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало.

Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете» Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 Раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Часть 3 ст. 11 Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (вертикальные договоры) могут быть двусторонними (таких большинство), трехсторонними и т.д. Трехсторонними договорами являются, например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа. О необходимости подготовки и заключения подобных договоров в рамках еще более сложной конфигурации (два субъекта Федерации — автономные округа в составе третьего — области) говорится в решении Конституционного Суда РФ от 17 июля 1996 г.

Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. В настоящее время действуют более 200 соглашений о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения.

Среди них имеются соглашения в области развития агропромышленного комплекса; санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма; строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (соглашения между Правительством РФ и администрацией Краснодарского края); в области социально-экономического развития; международных и внешнеэкономических связей; общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального (педагогического) образования (соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Коми); о разграничении государственной собственности; по вопросам межбюджетных отношений (соглашения между Правительством РФ и Правительством Удмуртской Республики).

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно-техническое и иное сотрудничество.

В качестве примеров можно привести договоры между Москвой и Республиками Башкортостан и Бурятией, соглашение между Республикой Коми и Свердловской областью о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии, соглашение между правительствами Башкортостана и Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и др.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Кочев В.А., доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и финансового права ФГБОУ ВО "Пермский государственный национальный исследовательский университет", г. Пермь.

В статье дается понятие договорных источников права, обосновывается широкий подход к понимаю договорных источников конституционного права, определяются их основные формы, осуществляется классификация по видам (международные, внутригосударственные и региональные), предложен авторский подход решения вопроса о соотношении Конституции федерального законодательства, с одной стороны, и международных правовых актов, в том числе решения ЕСПЧ, с другой стороны.

Ключевые слова: договорные источники конституционного права, международные договорные источники конституционного права, внутригосударственные договорные источники, региональные договорные источники конституционного права, Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

Treaty sources of constitutional law of the Russian Federation

Kochev V.A., Perm State University, Perm.

The article gives the concept of contractual sources of law, a broad approach to understanding the contractual sources of constitutional law is given, their basic forms are defined, classification by types (international, domestic and regional) is carried out. An author's approach is proposed to address the issue of the correlation between the Constitution of federal legislation, on the one side, and international legal acts, including the decision of the European Court of Human Rights, on the other side.

Key words: contractual sources of constitutional law, international contractual sources of constitutional law, domestic contractual sources, regional contractual sources of constitutional law, the Constitution, federal laws, international treaties of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law.

Под договорными источниками конституционного права (КП) следует понимать правовые акты с нормативным содержанием, которые утверждаются общим соглашением сторон. В отличие от законодательных договорные акты обладают повышенной легитимностью, так как исходят от двух и более уполномоченных субъектов конституционного права. В юридической литературе дается их различная классификация (9; 10; 11), которая имеет свои достоинства и недостатки. Как представляется, договорные источники права могут быть разделены на три группы.

I. Международные договоры: 1) двухсторонние и многосторонние международные договоры между РФ и иностранными государствами (межгосударственные договоры РФ); 2) договоры между РФ и международными организациями; 3) межправительственные соглашения.

II. Внутригосударственные договоры: 1) Федеративный договор 1992 г. (учредительный договор); 2) договоры между РФ и субъектами РФ; 3) соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

III. Региональные договоры: 1) договоры между субъектами РФ; 2) соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) договоры (соглашения) между субъектами РФ и субъектами международных и внешнеэкономических связей зарубежных государств.

В юридической литературе не все из вышеназванных договоров (соглашений) рассматриваются в качестве источников КП. В то же время как самостоятельный источник КП рассматриваются общепризнанные принципы и нормы международного права . Действительно, таковые являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ .

См. о них, напр.: Кузнецова О.А. Юридическая сила общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. N 3 (9). С. 4 - 10.
Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные принципы и нормы международного права - часть правовой системы, права или законодательства? // Правовое государство: теория и практика. 2010. N 2 (20). С. 42 - 46.

Конституция РФ не определяет, в каких формах выражаются общепризнанные принципы и нормы международного права. Не решен однозначно этот вопрос и в юридической науке . При этом не снят вопрос о том, всегда ли следует связывать названные нормы и принципы с определенными правовыми формами их выражения. Нет единства взглядов и на предмет того, что понимать под общепризнанными принципами и нормами международного права .

Капустин А.Я. Понятие и виды источников права Европейского союза // Проблемы права. 2004. N 2. С. 115 - 125.
Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. Т. 1. 864 с.; Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные нормы международного права: теоретико-правовые проблемы // Академический юридический журнал. 2-10. N 2 (40). С. 32 - 36.

В международном праве в качестве общепризнанных принципов рассматриваются императивные принципы, облекаемые в правовую форму общим соглашением государств. Считается, что основным источником таких принципов является Устав ООН как многосторонний международный договор.

Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН допустимо в качестве источников права рассматривать: 1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами; 4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

На основе международных правовых актов сформулировано одно из ключевых положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ".

Так, согласно абз. 4 п. 1 данного Постановления под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом в целом, отклонение от которых недопустимо.

В рассматриваемом Постановлении дается также определение понятия "общепризнанные нормы международного права". Под ними имеются в виду правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как юридически обязательные (абз. 6 п. 1).

В качестве источников указанных принципов и норм Постановлением Пленума 2003 г. определяются документы ООН и ее специализированных учреждений (абз. 7 п. 1). В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Следовательно, согласно судебной практике общепризнанные принципы и нормы международного права всегда связаны с юридически определенной формой их выражения.

Кроме того, следует иметь в виду, что составной частью правовой системы РФ является ряд ратифицированных РФ решений Европейского союза (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) и решения (прецеденты) Европейского суда по правам человека. Решения этого Суда по конкретным делам нередко основываются на общих принципах права. Такие решения непосредственно воздействуют на структуру права, в том числе КП. Поэтому они справедливо рассматриваются в числе форм источников КП (8, стр. 117).

Правовое обоснование возможности применения Европейским судом общих принципов права содержится в ст. 288 договора о Европейском сообществе. В силу этого, как представляется, международный акт, определивший статус Европейского суда, действительно следует рассматривать в качестве формы источника КП;

Наряду с этим, к числу источников конституционного права относятся многие международные договоры РФ, которые являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данные положения конкретизируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101 "О международных договорах".

На страницах отечественных изданий нередко возникает дискуссия о том, что имеет большую юридическую силу - Конституция РФ или международный договор РФ. Думается, что спор возник из ничего.

Во-первых, в Конституции РФ четко определено, что верховенством обладает Конституция. Это не точка зрения, а юридическое требование (ч. 4 ст. 15). Другое дело, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, ее буквальный смысл позволяет вывести общепризнанные принципы и нормы международного права на один уровень с Конституцией РФ, если речь идет о правах человека. В ней прямо устанавливается: в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Отсюда следует, что не все международные договоры РФ, а только договоры, включающие название нормы (принципы), и Конституция РФ - равновеликие институты.

Во-вторых, право Европейского союза часто отождествляется с международным правом. В то же время это совпадающие, но не тождественные понятия. "Международной" составляющей права ЕС являются международные акты, к которым ЕС присоединился. А акты, принятые непосредственно Европейским союзом, не являются международными, у них другой статус. Поэтому последние точно под Конституцией РФ. Акты Европейского союза не обязывают Конституцию РФ. Вместе с тем акты ЕС обязывают законодателя постольку, поскольку РФ является членом Совета Европы и признала согласно Федеральному закону его юрисдикцию, в том числе юрисдикцию ЕСПЧ. Поэтому законодатель (не Конституция РФ) должен руководствоваться и правом ЕС, и решениями ЕСПЧ.

В-третьих, четко не определено, что выше по юридической силе - акты органов конституционного контроля (надзора) или решения ЕСПЧ. Сторонники одной точки зрения в РФ исходят из того, что если Конституционный Суд РФ принял решение, то оно возводится по юридической силе на уровень Конституции РФ. Любые акты ЕСПЧ, как, впрочем, и других межгосударственных органов по защите прав человека, противоречащие этому решению, не признаются действующими на территории РФ. Именно такую позицию избрал Конституционный Суд РФ. Такого же подхода придерживаются органы конституционного судебного контроля ряда европейских государств (Австрия, Германия, Италия).

Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники рассматривают решения органов конституционного судебного контроля как акты, которые стоят рядом с Конституцией, но имеют с ней различную (по нисходящей) юридическую силу . С этой позиции органы судебного конституционного контроля должны согласовывать свои решения с решениями ЕСПЧ, иных межгосударственных органов. Если эти решения диаметрально противоположны, то необходимо искать компромиссный вариант. Как представляется, в таком подходе больше права, чем в первом. Право по сути есть согласие. И если государство именуется правовым, то оно обязано находить согласованные позиции. Именно на таком согласии строится международный и внутригосударственный порядок, как, впрочем, и порядок в любом сообществе - в коллективе, группе людей, семье.

Кочев В.А. Конституционное право: Учеб. пособие: В 3 ч. // Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. Ч. 1. 136 - 138 с.

В числе внутригосударственных договорных источников КП в литературе чаще всего рассматриваются:

  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. (учредительный договор). Согласно ч. 4 п. 1 заключительных и переходных положений Конституции РФ составными частями Федеративного договора является договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ;
  • договоры между РФ и конкретным субъектом РФ. Заключаются и оформляются в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184 "О законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ" (далее - Законом N 184) (ст. 26.7). Данные договоры утверждаются федеральным законом. В настоящее время заключено два таких договора: договор между РФ и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Республикой Татарстан" и Договор между РФ и Республикой Башкортостан от 3 августа 1994 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Республикой Башкортостан";
  • соглашения между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти конкретного субъекта РФ. Заключаются и оформляются в порядке, установленном Законом N 184 (ст. 26.8). Эти соглашения утверждаются постановлением Правительства.

На наш взгляд, источниками конституционного права являются также многие региональные договоры:

  • договоры между субъектами РФ. Подписываются высшими должностными лицами субъектов РФ и утверждаются законами субъектов РФ. В Законе N 184 определяется такой вид договоров, как договоры между областью и автономным округом в составе области (ст. 26.6). Для этих договоров законодатель устанавливает особые условия заключения;
  • соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ. Оформляются как указы высших должностных лиц;
  • договоры (соглашения) между субъектами РФ и субъектами международных и внешнеэкономических связей зарубежных государств.

Субъекты РФ являются участниками международных и внешнеэкономических связей (п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в том числе в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах общественной жизни (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 декабря 1999 г. N 4 "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ").

При осуществлении этой деятельности субъекты РФ вправе заключать договоры (соглашения) с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями и органами государственной власти этих государств, а также с органами международных организаций (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Все вышеназванные формы, безусловно, относятся к формам источников КП. В то же время в их числе следует рассматривать акты международных организаций, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также межправительственное соглашение, конкретизирующее декларативное положение международных договоров. Последние можно рассматривать в качестве гарантийных актов в том случае, если вопрос касается реализации прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 17 Конституции РФ.

Библиографический список

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. Т. 1. 864 с.
  2. Капустин А.Я. Понятие и виды источников права Европейского союза // Проблемы права. 2004. N 2. С. 115 - 125.
  3. Кочев В.А. Конституционное право: Учеб. пособие: В 3 ч. / В.А. Кочев: Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. Ч. 1. 136 - 138 с.
  4. Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные нормы международного права: теоретико-правовые проблемы // Академический юридический журнал. 2-10. N 2 (40). С. 32 - 36.
  5. Кузнецова О.А. Юридическая сила общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. N 3 (9). С. 4 - 10.
  6. Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные принципы и нормы международного права - часть правовой системы, права или законодательства? // Правовое государство: теория и практика. 2010. N 2 (20). С. 42 - 46.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: