Влияет ли факт признания или непризнания государства на его международную правосубъектность

Обновлено: 25.04.2024


Непризнанные государства – это общее название государственных образований, которые, обладая ключевыми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений. В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Под международно-правовым признанием государств в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права. В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов, при этом неважно, сколько стран признали его.

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре.

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Любое государство, во-первых, имеет полное право признавать или не признавать новообразование, оно само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики. Во-вторых, оно не должно вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии. В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого у России, помимо формального права, имеются и веские политические основания - обеспечение гуманитарных прав населения, в том числе российских граждан и недопущение нестабильности у собственных границ.

Билет.

Новые вызовы и угрозы: транснациональный терроризм и организованная преступность, распространение ОМУ и средств его доставки; распространение наркотиков и опасных болезней, экологический кризис; обострение борьбы за энергоресурсы и др.

Мировое сообщество быстро осознало особую опасность существующих видов оружия массового уничтожения. Уже в 1925 г. был заключен Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. В отношении этих двух видов оружия массового уничтожения (химического и биологического) международное сообщество добилось больших успехов: есть две конвенции, два международных договора, полностью запрещающие эти виды оружия. Это Конвенция о запрещении химического оружияи Конвенция запрещения биологического оружия. Ядерное оружие до сих пор не запрещено.Более того, оно приобретает все большую и большую актуальность, в том числе и в военных планах государств.

Вертикальное и горизонтальное ядерное распространение.

Ядерное оружиерассматривается главным образом как инструмент политического давления, сдерживания или устрашения других стран. В этом качестве оно считается весьма эффективным орудием обеспечения национальной безопасности и национальных интересов в широком смысле слова. Но именно поэтому у неядерных государств при определенных обстоятельствах возникает стремление приобрести это оружие. Так ядерное сдерживание постоянно и неизменно питает ядерное распространение.

Во-первых, ядерное распространение наподобие цепной реакции расширяет клуб государств, обладающих ядерным оружием, и тем самым вновь и вновь воспроизводит ядерное сдерживание как модель военно-политических отношений между странами.

«вертикальное» распространение между ведущими ядерными державами в смысле наращивания их ядерных потенциалов

«горизонтальное» распространение в виде расширения числа государств, имеющих ЯО в вооруженных силах.

По разным оценкам, от 20 до 30 государств мира располагают потенциалом для создания ядерного, химического, биологического оружия и средств его доставки.Это не означает, что все они активно занимаются в той или иной сфере созданием оружия массового уничтожения. Есть так называемый "ядерный (или глобальный) клуб". Еще больше государств имеют значительные накопления химического оружия. Ряд стран обладает технологиями производства биологического оружия.

С точки зрения проблемы распространения ОМУ особый интерес представляют следующие три группы стран:

-страны, уже обладающие оружием массового уничтожения, но официально этот факт не признающие. Наличие таких стран наряду с "глобальным клубом" оказывает существенное влияние на процесс распространения ОМУ;

-"пороговые" страны, то есть те, руководства которых приняли соответствующие политические решения, а имеющаяся техническая и научная база, "наработки" в области создания ОМУ позволяют в близкой перспективе стать обладателями такого оружия;

-"околопороговые" страны, то есть государства, принявшие программу создания (или обладания) оружия массового уничтожения, приступившие к ее реализации, но еще не имеющие адекватного программе потенциала.

Все угрозы современному миру взаимосвязаны. Серьезную тревогу начинает вызывать усиливающийся интерес международных мафиозных структур и групп организ. преступности к организации нелегальной торговли расщепляющимися и другими особо опасными материалами, документацией по технологиям ОМУ, распространении наркотиков..большая вероятность приобретения ОМУ с целью шантажа.

Особую опасность ситуация приобретает в связи с возможностью осуществления терроризма с использованием ОМУ. Речь идет не только о ядерном терроризме. Существует еще большая возможность использования в террористических целях химического и биологического оружия. При этом дополнительным соблазном к применению химического оружия в террористических целях является достаточно широкое применение отравляющих веществ полицией и силами специального назначения ряда стран. Последствия могут быть катастрофическими в плане радиоактивного заражения больших территорий – и как следствие - экологический кризис. технология захоронения отходов практически не разрабатывалась, а вся процедура упрощалась до минимума, последствиями чего уже стало радиоактивное и химическое заражение значительных по площади территорий. До 4 млн. кв.км – непригодная для жизни территория в странах бывш. СССР.

Исчерпание основных ископаемых ресурсов энергии изменит характер и природу международных конфликтов

'''Недалеко время, когда в мировой политике уже невозможно будет игнорировать то обстоятельство, что богатств недр (а точнее – извлекаемых запасов основных природных энергетических ископаемых: угля, нефти и природного газа) недостаточно для обеспечения человечества необходимой энергией. К сегодняшней борьбе за контроль над добычей и транспортировкой углеводородов прибавится острая конкуренция и за другие источники энергии.''' Собственно, такая борьба уже началась. Уран и атомная энергетика несколько десятилетий выступают ареной конфликта интересов многих держав. И хотя в случае со строительством Бушерской АЭС в Иране сопротивление США и их союзников по НАТО было обусловлено главным образом иными обстоятельствами – стремлением изменить политический режим Исламской Республики Иран, побочной целью одновременно являлось желание застолбить присутствие Запада, а не России, на перспективных рынках атомной энергетики в Азии. Ведь в структуре потребления первичных энергоресурсов атомная энергия уже потеснила нефть: в полном производстве электроэнергии на долю нефти приходится только 7% от общего объема, а на долю атомной энергии – 17% (на природный газ – 19%, на уголь – 39%, на гидроэнергию – 16%, на возобновляемые источники энергии и биомассу – 2%).Вслед за обострением конкуренции за мирный атом неизбежно придет и конкуренция за гидроэнергию. Первые раскаты грядущих сражений уже слышны. Те же конфликты в Центральной Азии между Таджикистаном и Узбекистаном вокруг планов строительства крупных электростанций на горных реках – тому доказательство.

2. Потенциальные конфликты: Иран, КНДР, индо-пакистанский и др.

Потенциальный конфликт — реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

ИРАН.

Иран и Саудовская Аравия вступают в опасную фазу двустороннего конфликта. Отношения стран грозят стать самым серьезным противостоянием на Ближнем Востоке за последние десятилетия, а некоторые эксперты увидели в разрыве дипломатических отношений Тегерана и Эр-Рияда предпосылки к вооруженному конфликту. Иран и Саудовская Аравия являются неформальными лидерами в своем сословии исламского мира (Иран - в шиитском, Саудовская Аравия - в суннитском). Обе стороны многие годы борются за лидерство во всем мусульманском мире.

После революции 1979 года Иран фактически превратился в теократическое государство, которое поставило себе в противники Соединенные Штаты. На фоне антиамериканских процессов в Тегеране Саудовская Аравия сближалась с Западом, став ключевым партнером Вашингтона в ближневосточном регионе. Пропасть между Саудовской Аравией и Ираном росла.

Десятилетиями страны не могли найти консенсус по спорным вопросам. Конфликт разгорелся с новой силой после подписания Ираном и шестью странами ядерного соглашения, согласно которому Запад снял часть санкций с Тегерана.

На поле сирийской войны Иран и Саудовская Аравия также стоят по разные стороны: Эр-Рияд поддерживает сирийскую оппозицию, которая выступает против правительства, а Иран в союзе с Россией и Ираком выступают на стороне действующего президента Башара Асада.

Точкой кипения для ирано-саудовских отношений стала казнь шиитского проповедника Нимра аль-Нимра 2 января. Его обвинили в призывах к вмешательству иностранных государств в дела Саудовской Аравии, применению оружия против сил правопорядка и неповиновении властям. Ответом на казнь шиитского проповедника стали акции протестов и нападение на посольство Эр-Рияда в Тегеране. После нападений на дипмиссию Саудовская Аравия решила разорвать отношения с вечным противником на дипломатическом уровне. Вслед за Саудовской Аравией своих послов из Тегерана отозвали Судан, Бахрейн и Кувейт.

КНДР.

(август 2015) Южная Корея ответит на любые провокации КНДР в случае дальнейшего обострения ситуации. Об этом говорится в заявлении южнокорейского министерства обороны, которое приводит в пятницу, 21 августа, агентство «Ёнхап».

Как говорится в телефонограмме, направленной в КНДР, Сеул «ответит жестоким возмездием на любую северокорейскую атаку, и Северу придется взять на себя всю ответственность за это». Министр обороны Южной Кореи Хан Мин Гу приказал вооруженным силам «реагировать решительно» на любые действия КНДР, сообщили в военном ведомстве.

Ранее стало известно, что лидер КНДР Ким Чен Ын приказал привести Корейскую народную армию в полную готовность для «решительных боевых действий» в случае, если Южная Корея не отключит пропагандистские громкоговорители, установленные на границе между государствами.

20 августа КНДР и Южная Корея обменялись артиллерийскими ударами. О пострадавших с той или другой стороны не сообщалось. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе созвала экстренное заседание Совета национальной безопасности. При этом войска страны были приведены в состояние высшей степени боевой готовности. руководство КНДР заявило о готовности атаковать южнокорейские пропагандистские громкоговорители, установленные на границе между государствами. Впервые за 11 лет их включили по распоряжению южнокорейских властей. На такие меры Сеул пошел после того, как двое солдат подорвались на мине, установленной в демилитаризованной зоне. 17 августа 2015 США и Южная Корея начали совместные военные учения. Пхеньян назвал эти маневры репетицией вторжения.

Border-2

В статье анализируется проблема существования большого количества непризнанных государств в современных международных отношениях, являющаяся вызовом как для России, так и для мирового сообщества. Основными отличительными чертами непризнанных государств является фактическое наличие признаков государственности, существование конфликта между государством «метрополией» и народом, стремящимся к самоопределению в форме независимого государства.

Ключевые слова: непризнанные государства, самопровозглашенные государства, право народов на самоопределение.

Abstract: The article analyzes the problem of unrecognized States in modern international relations.

Key words: unrecognized States, self-proclaimed States, right of peoples to self-determination.

Особенностью международных отношений последнего десятилетия XX — начала XXI века является существование большого количества непризнанных государств. Проблема непризнанных государств – это прежде всего вызов как для России, так и для всего мирового сообщества. В международной практике проблема непризнанных государств возникала и ранее. Например, долгое время западные государства не признавали Советский Союз.

Само понятие «непризнанное государство» условно и может использоваться в научном плане лишь с определенными допущениями, хотя бы, потому что многие исследователи включают в эту категорию и частично-признанные и частично-непризнанные государства. К частично-признанным относятся государства, которые признаны одним или значительным числом государств. Приводимая классификация может быть полезна, но для простоты используем одну категорию «непризнанные государства».

По утверждению Большакова А. Г., непризнанным может быть названо государственное образование, лишенное международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности. Понятие «непризнанное государство» является более точным, чем широко употребляемые термины: «непризнанные территории», «самопровозглашенные государства», «самопровозглашенные республики».[1]

По мнению Вельяминова Г. М. непризнанные государства иногда несколько пренебрежительно именуют самопровозглашенными, но любая страна – это изначально самопровозглашенное государственное образование.[2]

Border-4

Некоторые исследователи используют понятие «квазигосударство». Однако, как отмечает Осипова, термин квазигосударство был введен для обозначения государствоподобных образований как особого вида субъектов международного права, обладающими некоторыми признаками государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле. К квазигосударствам прежде всего относятся так называемые «вольные города» (например Данциг). [3]

Таким образом, среди ученых отсутствует единое определение непризнанного государства и каждый исследователь использует свой подход в интерпретации данного понятия. По мнению большинства исследователей наиболее подходящим термином является «непризнанное государство» и «частично-признанное государство».

Для более глубокого понимания категории «непризнанное государство» необходимо выделить отличительные признаки таких территорий.

Маркедонов С. выделяет следующие характеристики непризнанного государства. Во-первых, декларативный характер их государственности, т.к. государства такого типа заявляют о своем фактическом суверенитете и обладают некоторыми важными атрибутами государства (территория, правительство, вооруженные силы, в некоторых случаях даже своя денежная система). Во-вторых, их суверенитет обычно не имеет внешней легитимации (он не признается ни ООН, ни большинством государств-членов этой организации). Как следствие – невозможность полноценного участия в международной политике и внешнеэкономической деятельности. В-третьих, непризнанные государства всегда расположены на территории, которая рассматривается международным сообществом, как часть территории и суверенитета существующего признанного государства. Такое государство называется «родительским» или «материнским» (parent state). В-четвертых, окончательный их статус остается долгие годы неопределенным.[4]

Марусин И. С. выделяет шесть признаков непризнанного государства: 1) непризнанное государство осуществляет реальную власть на определенной территории с населением; 2) органы власти непризнанного государства независимы в своих действиях от центрального правительства и иностранных государств; 3) представители самопровозглашенного государства прямо заявляют о своей независимости; 4) широкая поддержка идеи независимости среди населения непризнанного государства; 5) самопровозглашенное государство создается на территории, имеющей статус, равноправный остальным частями территории государства-суверена, лицами, имеющими полный объем прав граждан данного государства; 6) несмотря на реальное осуществление власти, наличие территории постоянно проживающего на ней населения, на поддержку этого населения, ни центральное правительство, ни иностранные государства не признают данное образование.[5]

Непризнанные государства фактически обладают всеми основными признаками государства, закрепленными в Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., а именно, постоянное население, определенная территория, правительство и способность к вступлению в отношения с другими государствами. Непризнанное государство осуществляет эффективный контроль над основной своей территорией и населением. Вопрос вызывает лишь последний критерий, поскольку большинство государств не желают вступать в международные отношения с непризнанным государством. Это обстоятельство влияет на международную правосубъектность непризнанного государства.

Отсутствие международного признания в качестве независимого суверенного государства является еще одной чертой непризнанного государства. Несмотря на фактические атрибуты государства, непризнание со стороны других государств делает невозможным полноценное сотрудничество в различных областях.

Непризнанное государство возникает в результате территориального конфликта между народом, стремящимся на реализацию своего права на самоопределение путем создания своего собственного независимого государства и государством «метрополией». Правовым основанием отделения, как правило, является реализация народом своего права на самоопределение. Однако, государство метрополия ссылается на защиту своей территориальной целостности во время вооруженного конфликта. Здесь возникает коллизия данных принципов, но следует заметить, что противоречия между этими принципами не существует.

Border-5

Изучение непризнанных государств целесообразно рассматривать в контексте территориальных конфликтов в результате которых они появились. Такой подход позволяет выявить особенности каждого конкретного случая появления нового государства на международной арене. Рассматривая вооруженный конфликт можно проанализировать правомерность каждого случая самоопределения с точки зрения основных принципов международного права, а также проследить изменение статуса непризнанного государства.

Границы непризнанного государства остаются неопределенными и государство «метрополия» не признает изменение статуса своих территорий. Территория непризнанных государств рассматривается как неотъемлемая часть государств от которых они откололись. Необходимо обратить внимание, что в случае с Югославией и СССР, в качестве границ между новыми государствами был использован принцип uti possidetis.

Арбитражная комиссия по Югославии созданная Европейским сообществом для разрешения спорных юридических вопросов связанных с распадом югославской федерации столкнулась с проблемой определения межреспубликанских границ в Югославии. Комиссии был поставлен следующий вопрос: можно ли внутренние границы между Хорватией и Сербией, а также между Боснией и Герцеговиной и Сербией рассматривать как границы с точки зрения международного публичного права? Комиссия пришла к выводу, что с момента распада федерации и обретения вновь образованными государствами независимости внутренние межреспубликанские границы превращаются в международные границы в соответствии с принципом uti possidetis. В Заключении № 2 Арбитражная комиссия, рассматривая вопрос о внутренних границах указала, что независимо от любых обстоятельств, право на самоопределение не должно влечь за собой изменения уже существующих границ при получении государством независимости (uti possidetis juris), кроме как в случаях, когда государства договорились об изменении границ. [6]

В решении от 22 декабря 1986 года по делу, касающемуся спора о границе между Буркина-Фасо и Республикой Мали, международный суд ООН сформировал суть принципа uti-possidetis. Суд указал: «Это-принцип имеющий общую сферу применения и логически связанный с получением независимости, где бы это не происходило. Его несомненное предназначение заключается в предупреждении возникновения угрожающей независимости и стабильности вновь образованных государств опасности, которая исходит от братоубийственной борьбы, провоцируемой оспариванием границ после ухода управляющей данными территориями державы… Принцип uti-possidetis дает преимущественную силу законному праву собственности перед реальным владением в качестве основы для осуществления суверенитета. Его основной целью является обеспечение уважения территориальных границ, существовавших в момент получения независимости. В тот период, когда границы играли только роль средства делимитации различных административных подразделений или колоний, всецело подчиненных власти одного и того же суверен, применение данного принципа имело результатом превращения их в межгосударственные границы, и именно это произошло с государствами – участниками рассматриваемого дел, оба из которых были образованы в пределах территорий бывшей Французской Западной Африки. Там, где такие границы уже ко времени деколонизации имели статус межгосударственных рубежей, обязательство о соблюдении ранее существовавших границ, вытекает из общей нормы международного права, касающегося государственной преемственности. Многие торжественные заявления африканских государственных деятелей или представителей ОАЕ о незыблемости границ должны, поэтому, восприниматься как ссылка на уже существовавший принцип, а не как заявления, направленные на освящение нового принципа или на распространение на Африку нормы, применяемой ранее только на другом континенте. [7]

Использование этого принципа не смогло предотвратить территориальных конфликтов между вновь образованными государствами.

Border-3

Таким образом, основными отличительными чертами непризнанных государств является фактическое наличие признаков государственности, существование конфликта между государством «метрополией» и народом, стремящимся к самоопределению в форме создания независимого государства, а также отсутствие признания со стороны всех (непризнанные государства) или большинства государств (частично-признанные) что ведет к затруднению участия непризнанного государства в международных отношениях.

Непризнанное государство не может существовать изолированно от мирового сообщества. Поэтому оно должно быть признано хотя бы одним государством для осуществления сотрудничества в экономической и других областях. Как правило, такое признание дает государство, которое является крупным игроком на международной арене и поддерживает по политическим причинам новое государство, осуществляет помощь, заключая различные двусторонние международные договора. К таким государствам можно отнести пять постоянных членов Совета Безопасности ООН — это США, Великобритания, Франция, Китай и Россия. Например, Россия признала Южную Осетию и заключила более 80 двусторонних соглашений, регламентирующих взаимодействие между государствами в различных областях.

Непризнанные государства являются своего рода определенной переходной стадией к полному юридическому признанию. Новые государства возникают в результате сецессии (Косово) или ирредентизма (Курдистан) различных территорий, распада государств (как это было в Югославии и СССР) или крушения колониальных империй (Османская империя).

Непризнанные государства могут стать полноценными суверенными государствами как, например, Эритрея отделившаяся от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались фактически отделиться (Аджария — от Грузии) или весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в Турецкой Республике Северного Кипра.[8]

Непризнанные государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Один из критериев — контроль над своей территорией. По этому основанию разделяются непризнанные государства с полным контролем своей территории (Приднестровье, Северный Кипр), с частичным контролем своей территории (Палестина, Западная Сахара) и государства под протекторатом международного сообщества (Косово).

Border_1

По критерию признания суверенитета можно выделить, государства, не имеющие признания и частично-признанные. Полностью непризнанными государствами являются Нагорный Карабах, Приднестровье, Тамил-Элам, Вазиристан, государство Шан. К частично-признанным государствам относятся Абхазия, Южная Осетия, Косово Палестина, Западная Сахара и др.

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует международно-правовой механизм самоопределения территории от уже признанного государства. В международном праве нет, какого либо органа, наделяющего государство международной правосубъектностью. Признание нового государства – это суверенный акт компетентных органов признающего государства. Без его согласия выраженного явно или при помощи конклюдентных действий, нельзя считать, что признание предоставлено.[9]

Профессором С. В. Черниченко было абсолютно верно отмечено соответствие государства некоторым критериям объективного характера при его признании в качестве субъекта международного права. Иными словами, государство, по его мнению, должно представлять определенное общество, которым оно управляет, которым оно руководит как самостоятельным социальным организмом, имея при этом свой народ, свою власть, территорию, которая находится под данной властью. Вместе с тем, как считает ученый, одного факта появления государства недостаточно для того, чтобы рассматривать его в качестве субъекта международного права. Появление данного государства не должно противоречить основным принципам международного права, договорам, которые практически выражают мнение международного сообщества в целом, а также резолюциям Совета Безопасности ООН.[10]

В современных международных отношениях увеличивается роль феномена непризнанных и частично-признанных государств. Существование неопределенности статуса непризнанных государств является вызовом для всего международного сообщества с точки зрения глобальной безопасности и постоянной угрозой возникновения конфликтов. Для обеспечения национальных интересов России необходимо выработать единый подход по признанию новых государств и создать механизм для решения ряда вопросов, возникающих при самоопределении территории от материнского государства.

Библиография

Справка об авторе:

Анвар Хасанов,

Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

About the author:

Anvar Khasanov

Post-graduate student of the Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence by the Government of the Russian Federation.

Признание в международном праве представля​ет собой международно-правовое действие субъекта международно​го права, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права.

Посредством акта признания государство соглашается с соответ​ствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, конста​тирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и при​знаваемым государствами правоотношений, характер и объем кото​рых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

В настоящее время существуют две теории признания (конститу​тивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) консти​туирует (создает) новых субъектов международного права.

С точки зрения представителей декларативной теории, призна​ние лишь подтверждает правомерность каких-то определенных меж​дународно-правовых действий или событий. Иными словами, призна​ние носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права.

К формам признания международного права относятся:

1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:

• де-юре (dejure) — признание полное, окончательное и официальное: устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, как правило, установление дипломатических отношений;

• де-факто (defacto) — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер. Признание де-факто — выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.

Признание правительства происходит, как правило, одновремен​но с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихо​да правительства к власти в уже признанном государстве неконсти​туционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффектив​ность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осущест​вление. В этом случае правительство признается единственным пред​ставителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эми​грантских правительств или правительств в изгнании.

Юридические последствия признания:

1. создание правовых условий для сотрудничества;

2. возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;

3. признание национального законодательства друг друга;

4. наступление судебного иммунитета;

5. решение вопросов правопреемства

19. Порядок создания, функционирования и прекращения существования международных межправительственных организаций.

Международные межгосударственные организации как вторичные субъекты международного права создаются государствами. В теории международного права выделяется три этапа создания такой организации:

согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа;

создание структуры организации;

созыв главных органов организации.

Согласованное волеизъявление государств и принятие учредительного документа может быть выражено двумя способами: в международном договоре и в решении уже существующей международной организации.

Заключение международного договора является основным способом создания международной межгосударственной организации. Наименования такого акта могут быть различными (конвенция, статут и другие). Датой создания организации считается дата вступления в силу указанного международного договора.

Другим способом создания международной межгосударственной организации является принятие решения уже существующей международной организации. В данном случае согласованное волеизъявление государств заключается в голосовании за решение организации о создании другой организации.

Создание структуры организации осуществляется, как правило, специальными подготовительными органами, которые учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации. Деятельность такого органа направлена на проработку всего круга вопросов деятельности создаваемой организации и разработку ее документов.

Созыв главных органов организации и начало их функционирования означает завершение мероприятий по созданию международной межгосударственной организации.

Прекращение международной межгосударственной организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего такое решение принимается путем подписания протокола о роспуске. Если вместо одной организации создается другая организация, то решаются проблемы правопреемства.

20. Региональные межгосударственные международные организации: принципы создания и деятельности, критерии правомерности, роль в обеспечении мира и развитии сотрудничества

Региональные международные организации представляют собой объединения государств одного региона, которые по своему характеру могут быть политическими, военными, экономическими, научно-техническими и т. д. Таким образом, формальным признаком региональной международной организации обычно считают принадлежность государств-членов организации к одному географическому региону.

(ОБСЕ, СНГ, Лига арабских государств)

21. Правовой статус постоянных представительств при международных организациях, служащих международных организаций.

Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организа­циями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилеги­ях и иммунитетах организации и другими документами.

Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персоналов. Пол­номочия главы представительства выдаются от имени главы государ­ства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа. Аккредитующее государство уведомляет ор­ганизацию о назначении, должности, звании сотрудников представи­тельства, о прибытии и убытии персонала и членов их семей; о место­нахождении помещений представительства и частных резиденций сотрудников и т.д.

Функции постоянных представительств состоят, в частности, в:

· обеспечении представительства посылающего государства при организации;

· поддержании связи между посылающим государством и органи­зацией;

· ведении переговоров с организацией и в ее рамках;

· выяснении осуществляемой в организации деятельности и сооб­щении о ней правительству посылающего государства;

· обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации;

· защите интересов посылающего государства по отношению к организации;

· содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией.

Привилегии и иммунитета постоянных представительств и мис­сий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств: не­прикосновенность помещений, неприкосновенность архивов и доку­ментов, освобождение от налогов и сборов и т.д.

23. Органы внешних сношений государств: понятие, система, функции. Органы внешних сношений Российской Федерации.

Органы внешних сношений – действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства и его организаций и граждан, находящихся за рубежом. Все органы внешних сношений можно разделить на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции. В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.

Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

Президент Российской Федерации в соответствии с Кон­ституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внут­ри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внеш­ней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ра­тификационные грамоты; г) принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций с со­ответствующими комитетами или комиссиями палат Федераль­ного Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных ор­ганизациях.

Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности исполь­зования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство Российской Федерации согласно Конститу­ции РФ и Федеральному конституционному закону "О Прави­тельстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспе­чению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К ком­петенции Правительства относятся утверждение, принятие до­говоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международ­ных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и междуна­родных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

Основными задачамиМинистерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Прези­дентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стра­тегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обес­печение дипломатических и консульских отношений с иностран­ными государствами, сношений с международными организа­циями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты междуна­родных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее на­блюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы го­сударства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.


Проблема непризнанных государств сегодня стоит очень остро. В то время как многие страны занимаются тем, что высматривают в какой-либо территории свои интересы и стараются продвинуть там свои политические ценности, другие, непризнанные государства, от которых отворачиваются, не видя в них своих партнеров и союзников, продолжают существовать в обход мировой политики и процессам глобализации. В наше время, когда так необходимо уметь договариваться и искать взаимосвязи между участниками мировой политики, мы имеем проблему, которая никак не сочетается со способностью вести диалог и идти на уступки. Международно-признанное право на самоопределение говорит о свободе решения чьей власти подчиниться и определить свой политический статус. Таким образом, когда речь заходит о непризнанных государствах, мы можем в первую очередь говорить об их зависимости от прежних территориально-целостных единиц, о зависимости, которая будет долгое время оказывать неблагоприятное влияние на отделившуюся часть, скорее всего готовую к самостоятельному существованию в современном мире.

В процессе становления новой системы мироустройства все тяжелее сохранить ту территориальную целостность, которая сохранялась до недавнего времени. Многочисленные территории заявляют о своей независимости, тем самым кардинально меняют политику какого-либо государства, что в конечном счете приводит к вооруженным столкновениям между сторонниками отделения территории и правительством какой-либо страны. Часто сторонники независимости какой-нибудь территории не добиваются нужного результата и подвергаются насилию над их волей, что в результате приводит к новым и новым конфликтам за которыми, стоят многочисленные жертвы таких неоднозначных и трудно преодолимых событий.

Проблема непризнанных государств – это вызов современности для всего мирового сообщества. Неразрешимое противоречие между правом нации на самоопределение и принципом нерушимости границ способно вывести из строя всю систему международной практики в отношении территориальных пограничных споров и целостности существующих государств. События в Косово показали, что, по сути, возможно подорвать любую систему границ, которые сложились в Европе и мире. Пример Косово является тем жестоким актом и действием со стороны мировой общественности, а именно со стороны США и НАТО, который демонстрирует то, что если непризнанные государства хотят добиться признания, то они могут и скорее всего столкнутся с проблемами, такими как: война, потери среди мирного населения, гуманитарные катастрофы и изоляция от мира.

Непризнанные государства на сегодняшний день имеют столь длительную историю и богатую культуру, как и те государства, от которых они собираются отделяться. Порой они управляются лучше, имеют свои более эффективные законы, экономику. На примере Приднестровья, можно сказать, что агропромышленный комплекс Приднестровья может существовать самостоятельно и стать образцом экономической организации для многих стран мира.

Непризнанные государства основывают новые правительства и парламент, которые лучше функционируют, эффективную армию и экономику, закладываются на будущее новые ценности. Все сферы жизнедеятельности становятся соответствующими современной жизни. На примере Нагорного Карабаха и Приднестровья можно выделить тот момент, что на этих территориях отличительная процедура выборов на высший пост страны, в отличии от тех государств в которые они входили.

Признание какого-либо государства является декларативным политическим актом. Правительство любого признанного государства должно признавать независимость другого государства, исключительно ссылаясь на волеизъявление народа той территории, которая заявила о выходе из-под покровительства другого государства. Проще говоря, все страны должны учитывать мнение тех народов, которые захотели отделиться, а не учитывать свои личные интересы в данном регионе. Ведь если учитывать в первую очередь личные интересы своего государства, то таким образом вряд ли когда-нибудь можно будет прийти к каким-либо договоренностям и соглашениям по поводу независимости отделившейся территории.

В настоящий момент для обретения международной правосубъектности независимой, отделившейся территории необходимо присоединиться к Уставу ООН. Для вступления в ООН новое государство должно поддержать 97 государств – членов ООН, сюда относятся пять государств - постоянных членов Совета Безопасности и 8 государств-непостоянных членов Совета Безопасности. 1

Как правило, отделение какой-либо территории приводит к вооруженным столкновениям с силами правительства. Кроме этого может рассматриваться и худший вариант – вторжение других государств во внутренние дела той страны, из которой путем сецессии образуется новое государство. Сецессия не способ решения каких-либо споров заинтересованных лиц. Она является радикальным способом конфликта между населением внутри страны. Подстрекательство к политическому конфликту в какой-нибудь стране является формой агрессии. Таким образом, конфликт, возникший внутри государства, является его личным делом. Ни в коем случае вмешиваться извне нельзя. Но когда сецессия — это способ разрешения конфликта одной из сторон, которая ведет борьбу за отделение от государства, то она (сецессия) является вопросом, стоящим на повестке дня уже у мирового сообщества.

Наглядный пример – Нагорный Карабах. Армения утверждает, что сецессия в данном случае необходимый способ решения конфликта. В свою очередь Азербайджан сводится к тому, что образование Нагорного Карабаха — это не что иное, как акт агрессии со стороны Армении. Ситуация, связанная с данным спором, будет еще долгое время оставаться одной из самых болезненных проблем не только Армении и Азербайджана, но и всего мира, как показатель того, к чему могут приводить противоречия по территориальным вопросам, тем более по вопросам независимости нового государства.

Нарушения и недочеты, имевшие место быть, после распада СССР повлияли на становление политики постсоветского пространства. Не совсем успешное развитие дел по урегулированию территориальных конфликтов и проблеме независимости государств нужно искать далеко не в процессах современности, а в историческом становлении того или иного народа, той или иной территории.

Многие государства, которые испытали на себе выход какой-то части своего субъекта из-под общегосударственного контроля и подчинения являются союзниками или членами военно-политических блоков. Грузия - участник ускоренного диалога НАТО, Азербайджан, Армения – участники индивидуального партнерского плана НАТО. Есть вероятность, что членство в таких организациях имеет какую-то выгоду, связанную с территориальными проблемами. Может быть, используя военно-технический потенциал, страны хотят присоединить к себе упущенные территории с помощью политики коллективного участия.

Сегодня мы сталкиваемся с проблемой сепаратизма по всему миру. Люди, считая, что их территория имеет другую историю и развитие, хотят новых политических образований, новую территориальную целостность и изменение во всех сферах жизни общества. Современный миропорядок делает как бы легитимными непризнанные государства, что связано с приобретением интересов суверенности народов, которые стремятся к политическому самоопределению.

Большинство современных государств не в состоянии удовлетворить потребности и притязания каких-либо народов на культурные и другие запросы. Подобные государства характеризуются неспособностью обеспечить свое население качественным образованием, медициной. Высшее руководство данных стран всеми силами старается удерживать территориальную целостность, понимая всю полноту проблем, из-за которых может распасться государство.

Непризнанные государства в силу своей изоляции пытаются сохранять свое лицо перед мировым сообществом. В процессе глобализации и экономических кризисов этим государствам все сложнее существовать. Многие из них имеют стратегические ресурсы для выживания в нелегкое время, но большинству из них приходится идти на какие-либо ухищрения и участвовать в не совсем законной экономической деятельности. Страны – лидеры, экономически развитые страны далеко ушли в своем развитии. Сегодня признанные и непризнанные страны в силу своего политического, экономического и культурного становления не могут идти нога в ногу. Признанные страны «задавливают» непризнанные. Процесс независимости многих территорий от своих государств весьма сложен и кропотлив.

Мировое сообщество часто во благо всего мира отказывается признавать или не замечает те государства, которые принимают решения о своем отделении и независимости. Как правило мировое сообщество не принимает во внимание национальный интерес или права какого-то одного народа.

Законы мирового масштаба противопоставляются местным законам и порядкам, что в свою очередь ведет к ограничению прав и изоляции этнических групп. Выход из государства какой-либо территории означает ее некомпетентность по международным делам, ибо государство в том виде, в каком оно существовало до выхода одной из территорий имеет только право на ведение внешней политики и представление интересов.

В современном мире мы имеем множество непризнанных государств, которые заявляют чуть ли не с каждым днем о своей независимости и суверенности. Много государств в разных точках Земли отделяются и провозглашают о своем суверенитете, но в связи со многими правовыми и другими проблемами их не признает мировое сообщество. Сегодня существуют такие непризнанные государства, как: Государство Ва на территории Мьянмы, Вазиристан на территории Пакистана, Иракский Курдистан – территория Ирака, Государство Шан, являющееся территорией Мьянмы, Азавад на территории Мали, Сомалиленд, расположенный на территории Сомали. Все эти образования, если посмотреть с точки зрения географии, расположены в достаточно неспокойных регионах. Как яркий пример можно привести Исламское государство (запрещённое в России). ИГ представляет собой недопустимый пример, который претендует на признание своего статуса, как государства. Данную террористическую группировку следует рассматривать отдельно. Она не может приравниваться к другим непризнанным государствам в связи со своей террористической деятельностью. Признание такого рода государств грозит миру многими сотрясениями и столкновениями. Более того, признание такой группировки государством будет означать выход этого государства на мировую арену, что в свою очередь будет угрожать всему миру. По ИГ необходимо тщательно проработать комплекс мер, которые будут направлены на борьбу с его независимостью.

Мировой порядок хаотичен и нестабилен. Сегодня могущественные державы устанавливают курс на дальнейшее развитие на мировой арене. Непризнанным странам остается подчиниться или вести неравную борьбу за свое признание, которая (борьба) может обернуться в лучшую для них сторону. Однако, в скором времени ситуация в мире может поменяться до неузнаваемости и непризнанные государства смогут на законных основаниях принимать участие в международных делах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: