Виды заземления на судах

Обновлено: 17.04.2024

Грозовые разряды на выступающих элементах судна, так же,, как и в стационарных условиях, могут поразить находящихся на судне людей, причинить серьезные разрушения частей судна, вызвать пожар и причинить другие бедствия. Поэтому суда обо­рудуются грозозащитными устройствами.

Согласно действующим правилам Регистра молниеотводное устройство должно быть смонтировано на каждой мачте дере­вянных, композитных и стальных судов, имеющих деревянные мачты или стеньги.

На металлических судах с металлическими мачтами специаль­ные грозозащитные устройства не требуются, так как сама мачта, металлически соединенная с корпусом судна, является молниеот­водом.

В судовом грозозащитном устройстве молниеуловителями являются выдающиеся, высоко расположенные металлические предметы, принимающие на себя атмосферные электрические разряды. Такими предметами на судне являются, кроме спе­циально предназначенных для этой дели штырей и «шпилек», верхние части металлических мачт, труб и т. п. Использование в качестве молниеотвода радиоантенн воспрещается.

Отводящими проводами служит сеть проводов, проложенных между молниеуловителями и заземлителями.

Заземлителями служат непосредственно корпус металличес­кого судна или металли­ческий лист, прикреплен­ный к наружной обшивке деревянного судна.

При отводящем прово­де в виде медной ленты ее нижний конец должен заканчиваться в той точке, где ванты спускаются с мачты. Конец ленты проч­но прикрепляется к медному канатику, который прокладывается вниз по вантам и прочно соединяется с медным листом площадью не менее 0,5 м 2 . Лист закрепляется к на­ружной поверхности борта ниже грузовой ватерлинии, соответствующей наименьшей осадке судна, таким образом, чтобы он оставался в воде при любом крене судна.

На нефтеналивных судах, а также на судах, предназначенных для перевозки хлопка и других огне- и взрывоопасных грузов, является обязательной установка не менее двух грозозащитных заземлений.

Отводящие провода прокладываются по возможности прямолинейно, следует избегать их резких изгибов. Все применяемые сжимы и хомутики устраиваются ла­тунными или медными контактного типа и надежно укрепляются. Пайка мест сое­динений не допускается.

Чтобы избежать появления индукционных токов при прохож­дении разряда по отводящим проводам молниеотводной сети, рекомендуется все крупные металлические предметы на палубах соединять с корпусом судна (заземлять).

При нахождении судна в сухом доке, па слипе или эллинге необходимо принять меры, чтобы заземляющие провода были соединены с надежными заземлителями, устроенными на берегу.

Рис. 60. Заземляющая плитка на стальном судне.

Рис. 61. Соединение за­земляющих проводов с заземлителем на дере­вянном судне.

На рис. 60 изображен один из конструктивных методов соеди­нения ленты с корпусом стального судна. Отводящий провод в виде медной ленты 1 прикрепляется к стальному настилу па­лубы 4 , заклепками или винтами 3 так, чтобы он полностью при­легал к палубе, образуя площадь соединения не менее 0,005 м 2 . Стальной настил палубы в месте крепления тщательно, до метал­лического блеска, очищается от ржавчины, причем конец медной ленты 2 облуживается по всей длине контакта.

На рис. 61 представлен один из узлов соединения отводящих проводов с заземлителями, выполненный для деревянного катера, где 1 - косая шайба, 2 — латунный болт и 3 — медная подкильная полоса.

Установка заземления на морском судне является обязательным условием для обеспечения безопасности людей от вредного воздействия электрического тока и электромагнитного поля. Как мы знаем, защитное заземление представляет собой конструкцию из нетоковедущих металлических частей электроустановки с землей или, в нашем случае, её эквивалентом - металлическим основанием судна. Давайте выясним, каким образом устроено заземление на морском судне.

Схема заземления для морского судна значительно сложнее, чем, например, для частного дома. Заземление на судах делится на два типа: защитное и высокочастотное. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Защитное заземление

Основной задачей защитного заземления на судне является обеспечение безопасного нахождения людей на борту, за счёт снижения значения напряжения, которое может воздействовать на человека. Заземлению подлежат корпуса электрического оборудования, трансформаторов, кожухи рубильников и другое электрооборудование с напряжением выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. То есть это всё оборудование, которое находится под напряжением и способное нанести вред при утечке или пробое изоляции.

Если корпус судна выполнен из дерева, то для контура заземления используют лист или полосу сечением не менее 0,5 м 2 , крепление которых выполняется с внешней стороны судна, находящейся под водой. Если судно с металлическим корпусом, то заземление выполняется на сам корпус судна с помощью медной ленты или полосы сечением не менее 16 мм 2 .

Заземление морского судна


Схема заземления на морском судне


Высокочастотное заземление

Высокочастотное заземление устанавливают для приборов и радио-передающих устройств. Основной задачей данного заземления является обеспечение бесперебойной работы приборов навигации и предотвращение выхода их из строя.

Если заземление выполняется для приборов, антенных коммутаторов или переключателей, то используют болт приваренный к корпусу судна расположенный возле заземлителя. Если необходимо заземлить передатчики, то используют специальные медные шины с сечением не менее 25 мм 2 или 50 мм 2 для передатчиков мощностью 50Вт или от 50 до 500 Вт соответственно.

Заземление не применяется для установок с напряжением ниже 25 В. Если электроустановка надежно связана с фундаментом судна, то заземляющее устройство также не устанавливаются. Нельзя использовать в качестве заземления двигатель, мачту или другие металлические предметы для цепей постоянного тока. Также на судах с неметаллическими корпусами согласно нормативному документу “Правила электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота” ПОТ РО-152-31.83.03-97, запрещается совмещение защитного и рабочего заземления с заземлением молниеотводного устройства.

Молниезащита и заземление морского судна

Молния представляет собой электрический разряд в атмосфере, возникающий в силу разности потенциалов внутри грозового облака или между облаком и землей. Молнию относят к числу наиболее опасных природных явлений, проявления которого, в виде прямого попадания в объект или электрической индукции, могут привести к возникновению взрывов, пожаров, поражению людей электрическим током.

Место удара предсказать невозможно. Учитывая тот факт, что токи молнии всегда выбирают кратчайший путь к земле с наименьшим сопротивлением, то потенциальными объектами попадания разряда будут значительно возвышающиеся строения и их элементы, обладающие хорошей проводимостью и имеющие связь с землёй.

Вторичное воздействие молнии заключается в способности электромагнитного поля наводить в незамкнутых контурах и металлических конструкциях (электропроводке, трубопроводах и пр.) значительный потенциал, приводя сбою в работе внутренних систем и повреждению различного рода электрооборудования.

Для предотвращения нежелательных последствий от воздействия молнии, организуют комплекс мероприятий по молниезащите.

Защиту объекта от прямого попадания разряда молнии выполняют с применением молниеотводов - устройств, которые принимают на себя удар молнии и отводят ток по безопасному для защищаемого объекта пути в грунт. Молниеотвод обычно состоит из молниеприёмника, токоотвода и заземлителя. В зависимости от типа конструкции молниеприёмника, различают стержневые, тросовые и сетчатые молниеотводы. Для защиты от вторичных проявлений молнии, в виде электромагнитных импульсов и созданных ими перенапряжений необходимо применять предохранители и ограничители перенапряжений - УЗИП для защиты цепей постоянного и переменного тока, что позволит защитить электронику, датчики и приборы радиосвязи. Также рекомендуется соединять параллельно проложенные кабели и трубы металлическими перемычками и заземлять оболочки кабелей и трубопроводов.

Эффективность мероприятий по молниезащите объекта во многом зависит от качественно выполненной системы заземления.

1. Особенности заземления и молниезащиты морских судов

Как уже отмечалось, удар молнии скорее всего придётся на возвышенные объекты, в местах расположения которых резко возрастает напряжённость электрического поля. Применительно к судну на воде, это означает, что разряд молнии вероятнее всего ударит в его мачту. Учитывая качку, в зоне риска могут оказаться и другие выступающие конструкции судна, такие как краспицы, ванты и штаги. Выполняя мероприятия по молниезащите морского судна, важно учитывать ту особенность, что оно со всех сторон окружено водой и не имеет возвышающихся поблизости строений. Задача состоит в перехвате и отведении тока молнии по безопасному для защищаемого объекта пути в воду. В противном случае, высока вероятность возникновения различных повреждений судна – от искрения кабелей до нарушения целостности днища.

Полностью предупредить поражение молнией судна, находящегося в открытом море в грозу, практически невозможно. Правильно организованная система молниезащиты позволит, если не исключить, то значительно уменьшить возможное повреждение судна и его оборудования при прямом попадании разряда молнии.

Однако в жизни, большинство повреждений на судне в грозу, связано с появлением электрических перенапряжений в его металлических элементах, в результате удара молнии в воду неподалёку. Под воздействием возникающих, в данном случае, электромагнитных импульсов возможен выход из строя электроники, поражение людей током, гораздо реже структурные повреждения на судне. Выполнение защитных мероприятий от вторичных воздействий разрядов молнии, обеспечивает полноценную грозозащиту судна.

2. Решения

2.1. Правила по молниезащите и заземлению морских судов

При надёжном металлическом контакте мачты с корпусом судна, изготовленного из металла, установка дополнительного молниеулавливающего оборудования не требуется. В качестве молниеприёмника (молниеуловителя), в данном случае, могут выступать собственные конструкции судна, направленные вверх: металлические мачты, элементы надстройки и прочее (согласно "Правилам Российского речного регистра (с изменениями на 29 июня 2015 года)". Дополнительные молниеуловители должны применяться только в тех случаях, когда собственные элементы конструкции не обеспечивают молниезащиты.

На суднах с неметаллическим корпусом молниезащита обеспечивается установкой одиночных молниеотводов на топе мачт, заземленных через корпус судна. Судовые устройства молниезащиты, по большому счёту, не отличаются от береговых и так же состоят из молниеприёмника, токоовода и заземления.

Судно считается защищенным от прямого удара молнии, если зоны защиты, образуемые молниеприёмниками, охватывают все открытые пространства на нём. Вероятность попадания молнии в конструктивные элементы судна в пределах защитной зоны практически равна нулю. Зоны защиты молниеприёмников должны обязательно покрывать места нахождения взрывоопасных смесей, размещения взрыво- и пожароопасных грузов, материалов, оборудования.

Расположение зон молниезащиты на судне: 1 — защищаемая зона; 2 — зона защиты собственными элементами конструкции судна; 3 — зона пересечения зон защиты 2 и 4; 4 — зона защиты тросовым молниеотводом


Рисунок 1. Расположение зон молниезащиты на судне: 1 — защищаемая зона; 2 — зона защиты собственными элементами конструкции судна; 3 — зона пересечения зон защиты 2 и 4; 4 — зона защиты тросовым молниеотводом

hх — высота защищаемой зоны; h01 — расчётная высота грот-мачты; hс — высота зоны защиты в середине между мачтами; h02 — расчётная высота грузовой полумачты; h — расстояние (высота) до точки наибольшего провисания троса; hоп — высота опор; h3 - высота фок-мачты; L1, L2 — расстояние между мачтами.

Допускается отсутствие молниезащитных устройств для несамоходных судов, предназначенных для перевозки минеральных грузов, эксплуатируемых без команды. Антенны на судне устанавливают ниже молниеотводов. Эксплуатация их в качестве молниеприёмников запрещается.

Соединения элементов системы молниезащиты судна выполняют сваркой или болтовыми зажимами, с обеспечением требуемой площади контактов не менее 1000 мм 2 , и располагают в местах наименьшего механического воздействия, доступных для осмотра.Требуемое значение переходного сопротивления между корпусом судна и молниеотводом - не более 0,03 Ом (согласно "Правилам Российского речного регистра (с изменениями на 29 июня 2015 года)".

Выполнение грозозащитного заземления обязательно для всех изолированных металлоконструкций, экранов электросетей и линий связи, трубопроводов и узлов ввода во взрывоопасные помещения. Необходимо предусмотреть защиту от коррозии элементов молниезащиты судна и их соединений.

2.2. Как защищают морские суда от молнии

Каждая мачта, выполненная из токонепроводящего материала (угольная, деревянная) оборудуется молниеприёмником в виде медного или стального прута (диаметр 12 мм). Молниеуловитель подлежит надёжному заземлению. Установка на нём прочих устройств не допускается.

Молниеотвод на судах с неметаллическим корпусом: 1 - мониеприемник; 2 - токоотвод; 3 - заземлитель; 4 - корпус судна


Рисунок 2. Молниеотвод на судах с неметаллическим корпусом: 1 - мониеприёмник; 2 - токоотвод; 3 - заземлитель; 4 - корпус суднана; 2 — зона защиты собственными элементами конструкции судна; 3 — зона пересечения зон защиты 2 и 4; 4 — зона защиты тросовым молниеотводом

Токоотвод (отводящий провод) прокладывают от молниеприёмника с наружной стороны мачты или надстройки судна, как можно дальше от взрывоопасных мест, для чего используют прут сечением 70 мм 2 и более - для медного и 100 мм 2 и более – для стального провода. Крайне важно выполнить токоотвод прямолинейно, обеспечив наименьшее количество изгибов.

Судна с неметаллическим корпусом оборудуют отдельным токоотводом, не имеющим соединение с шинами защитного и рабочего заземления.

Незаземлённые проводящие части, расположенные на расстоянии 200 мм от токоотводов, подлежат соединению с ними, для исключения накапливания статического потенциала.

Молниеотвод и металлический корпус судна, находящегося в доке, подключают к береговому заземляющему устройству.

2.3. Как организовано заземление на морских судах

При попадании разряда молнии в мачту, ток будет стремиться стечь в воду через корпус судна. На суднах с металлическим корпусом организация заземления не требуется. Корпус стальных и алюминиевых яхт выполняет роль «щита Фарадея», защищая экипаж судна от воздействия электрического поля.

Все возможные объекты удара молнии на деревянных и пластиковых яхтах подлежат обязательному заземлению. Заземлитель изготавливают из листа меди или латуни толщиной не менее 2 мм. Чем больше площадь заземления, тем лучше обеспечиваемая им защита. Минимально допустимая площадь заземляющего устройства для судна 0,5 кв. м.

Заземлитель судна погружают в вводу. При этом, необходимо предусмотреть, чтобы в случае осадки и наибольшем допустимом крене судна, он всегда имел непосредственный контакт с водой.

Металлический киль, напрямую контактирующий с водой, и не изолированный от неё плотными слоями краски или стеклопластиком, считается лучшим заземлителем. На него выводят все кабели заземления.

На суднах с композитным корпусом в качестве заземлителя используют металлический форштевень или другие металлоконструкции, окрашенные токопроводящей композицией, погружая их в воду.

Для уравнивания электрических потенциалов металлических частей: релингов, баллеров, вантов, штаг, мачт, и др., - их соединяют кабелем в единый контур, который затем подлежит заземлению. Защита бортовой электроники от влияния статического электричества выполняется таким же способом.

Применение антистатических присадок к пластмассам позволяет устранить статическую электризацию диэлектриков, увеличив их поверхностную проводимость. Заземление судового оборудования, а именно металлических оболочек и экранов кабелей низкой частоты, выполняют с использованием токопроводящего лакокрасочного материала, образующего на поверхности окрашенного изделия участок низкого объёмного сопротивления, что делает возможным присоединение его к системе заземления.

3. Заключение

Исключить возможность попадания молнии в судно, находящееся в море и не имеющее поблизости других возвышающихся строений, практически невозможно. В случаях, когда собственные элементы конструкции судна не обеспечивают его молниезащиту, требуется установка молниеотводов для каждой из мачт, с обязательным заземлением всех потенциальных объектов удара молнией. Большую опасность представляет не только прямой удар молнии, но и воздействие электромагнитных импульсов на контуры судов, имеющих на борту легковоспламеняющиеся и взрывоопасные грузы. Нагрев и возможное искрение незаземленного контура, в данном случае, станет причиной пожара.

Несмотря на то, что удар молнии может привести к серьёзным последствиям, продуманная и качественно выполненная защита от её первичных и вторичных проявлений сделает безопасным любое дальнее плавание.

Обязательному заземлению подлежат все ёмкости, предназначенные для хранения и перевозки огнеопасных грузов. Оборудование для приёма и слива огнеопасных жидкостей, а именно шланги и трубопроводы, подключают к расположенным вдоль специальным шинам, надёжно соединенным между собой и с корпусом судна. Трубопроводы и нефтепроводы, находящиеся на открытых участках и проходящие через взрывоопасные помещения, заземляют через каждые 10 м по их длине на корпус судна. Заземление трубопроводов верхней палубы, по причине возможного скопления там взрывоопасных газов, выполняют через каждые 30 м.

Нормы молниезащиты Российского речного регистра

Важную роль с судоходстве играют так называемые классификационные общества, которые осуществляют контроль за состоянием судов при их изготовлении и в процессе эксплуатации. Контроль осуществляется как после важных событий (ремонт, модернизация, аварии), так и в плановом режиме согласно установленным срокам. Классификационные общества присваивают судам класс, согласно которому определяются регионы и допустимые условия эксплуатации судна. Впоследствии класс может быть изменен при износе или модернизации корабля. И, самое главное, классификационное общество определяет, может ли вообще судно на данный период времени плавать. Если судно не соответствует установленным правилам, то организация не выдает разрешение на эксплуатацию, либо прекращает действие ранее выданного разрешения.

Изначально классификация кораблей осуществлялась страховыми компаниями. Но со временем, когда конструкция судов значительно усложнилась, потребовались эксперты более высокого уровня, чем те, которыми располагают страховщики. Именно поэтому детальный анализ конструкции и технического состояния кораблей был передан из страховых компаний в классификационные общества.

В России классификационным обществом применительно к речным судам является Российский речной регистр (РРР). Данная организация была создана в 1913 г.

Правила РРР

Одним из направлений деятельности РРР является выработка нормативных документов. Первые правила, регламентирующие постройку и эксплуатацию судов, были выпущены еще в 1915 г. С тех пор они неоднократно менялись.

Современные «Правила» РРР состоят из четырех нормативных документов. Вот их список: «Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов» (ПТНП), «Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации» (ПОСЭ), «Правила классификации и постройки судов» (ПКПС), «Правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов» (ППЗС). Актуальная версия «Правил» действует с 2019 г.

Вопросы, касающиеся защиты от воздействия молнии, прописаны в гл. 13 «Молниезащитные устройства» ПКПС. Необходимость описание правил молниезащиты специально для речных обусловлена спецификой осуществления соответствующих мероприятий на водном транспорте.

Особенности молниезащиты речных судов

Особенности молниезащиты речных судов

В первую очередь, система молниезащиты судна отличается от системы молниезащиты сухопутных объектов построением заземления. Когда корабль находится на воде, то электрические заряды могут стекать только в воду.

Если корпус судна выполнен из металла, то именно он используется в качестве заземления. При этом ПКПС рекомендует в первую очередь использовать естественные молниеприемники (в терминологии ПКПС - «молниеуловители»), направленные вверх (мачты, полумачты, элементы надстройки, но ни в коем случае не антенны) при условии обеспечения надежного электрического контакта с корпусом судна. Здесь, в принципе, прослеживается аналогия с «сухопутными» правилами.

В том случае, если нет надежного электрического контакта между естественным молниеприемником и металлическим корпусом судна, а также при выполнении корпуса корабля из диэлектрического материала применяются токоотводы (в терминологии ПКПС - «отводящие провода»). Сопротивление между молниеотводом и корпусом судна (в ПКПС не говорится, каким именно, но речь явно идет о металлическом корпусе, так как для диэлектрического данное условие заведомо невыполнимо) не должно превышать 0,03 Ом.

Сейчас все большее распространение получают суда с корпусами из композитных материалов, не проводящих электричество. Для них ПКПС рекомендует использовать в качестве заземления форштевень (который, как правило, у таких кораблей является металлическим), либо иные металлические элементы конструкции, погруженные в воду при любых условиях плавания. При этом токоотвод должен быть выполнен отдельным проводом, идущим от молниеприемника напрямую к заземлению. В качестве токоотвода допускается использовать металлические мачты, которые должны быть присоединены к заземлению согласно приведенному выше правилу.

Другие важные требования ПКПС, относящиеся ко всем типам корпусов:

  • молниеприемник изготавливается из металлического прута толщиной не менее 12 мм;
  • в качестве материала для молниеприемника применяется медь, медные сплавы, либо сталь, защищенная от коррозии;
  • молниеприемники для установки на алюминиевые мачты изготавливаются из алюминия;
  • молниеприемник должен возвышаться над топом мачты, либо над устройством, находящимся выше топа мачты, не менее чем на 300 мм;
  • токоотвод должен соединяться с молниеприемником или заземлением посредством сварки или болтовых зажимов;
  • площадь соприкосновения между токоотводом и молниеприемником или заземлением должна составлять не менее 1000 кв. мм;
  • токоотвод должен иметь сечение не менее 70 кв. мм, если он изготовлен из меди или медного сплава и не менее 100 кв. мм, если он изготовлен из стали;
  • металлические части, находящиеся вблизи токоотводов, должны быть заземлены, либо быть соединены иным способом с корпусом судна;
  • металлические части и устройства, расположенные на расстоянии до 200 мм от токоотвода должны быть соединены с ним таким образом, чтобы избежать искрения;
  • трубопроводы с нефтепродуктами или другими взрывоопасными веществами, расположенные на открытых участках палубы или в помещениях, где нет электромагнитной экранировки, должны заземляться на корпус судна с интервалом не более 10 м;
  • трубопроводы на верхней палубе, где возможно существование взрывоопасных газов, должны заземляться на корпус судна с интервалом не более 30 м.

Анализ требований ПКПС по молниезащите показывает, что они по сравнению с «сухопутными» нормам СО 153-34.21.122-2003 и РД 34.21.122-87, как правило, предъявляют более жесткие требования. Например, диаметр молниеотвода 12 мм соответствует сечению 113 кв мм, когда СО 153-34.21.122-2003 допускает молниеприемники из стали, алюминия и меди минимальным сечением 50; 70 и 35 кв. мм соответственно. При этом «сухопутные» нормы не задают форму токоотвода, когда ПКПС требует, чтобы она была цилиндрической. Сечение токоотводов, согласно СО 153-34.21.122-2003, для стали, алюминия и меди должно быть не менее, соответственно, 50; 25 и 50 кв. мм соответственно.

Применение «сухопутных» норм

Тем не менее, в «жизни» практически любого корабля случаются моменты, когда к нему, наряду с «водными», применяются и «сухопутные» нормы по молниезащите. Это те периоды, когда судно находится в доке или на стапелях.

Применение «сухопутных» норм

П. 13.4.2 ПКПС требует обеспечить при нахождении судна в доке или на стапеле соединение молниеотвода или стального корпуса судна с заземлением на берегу. Согласно РД 34.21.122-87, такое соединение может выполняться болтовым соединением или сваркой. Естественно, сварка не имеет некоторое неудобство, так как после окончания строительства, ремонта или просто осмотра судна должно быть отсоединено от заземления на берегу. Поэтому, чаще всего применяется болтовое соединение. Его сопротивление, согласно РД 34.21.122-87, не должно превышать 0,05 Ом. Заземление на берегу делается еще при строительстве стапелей или дока в соответствии с нормами для таких объектов.

Выводы

В судовых условиях при рабочем напряжении судовых уста­новок свыше 25 в. защитному заземлению подлежат все доступ­ные для прикосновения металлические части, которые обычно не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним в ре­зультате повреждения изоляции.

К таким частям относятся: корпуса электрических машин и аппаратов, трансформаторов и приборов, каркасы распределительных щитов и устройств, кор­пуса установочной арматуры светильников, металлические обо­лочки кабелей.

В случае установки электрооборудования на металлические фундаменты или кронштейны, являющиеся надежно металли­чески связанными с корпусом судна, специального дополнитель­ного заземляющего устройства не требуется. При напряжениях до 25 в. защитные заземления в судовых условиях не приме­няются.

Заземления на судах с металлическим корпусом выполняются на корпус судна медным проводом или лентой. Сечение основных заземляющих проводов или лент должно быть не менее 6 мм 2 , а для отдельных мелких приборов должно быть не менее 1,5 мм 2 .

Заземление на судах с деревянным корпусом выполняется на специальный медный или латунный лист или полосу, которая крепится снаружи подводной части судна, причем общая поверх­ность этих заземлителей принимается не менее 0,5 м 2 . Обычно па судне делается два таких заземлителя. Устраивать заземлители нужно на наружной обшивке, в местах, не обнажающихся на ходу судна или при волнении.

На судах, кроме перевозящих огнеопасные и взрывоопасные вещества, в качестве заземлителей для защитных заземлений при условии соблюдения непрерывности электрической цепи допу­скается использовать:

а) стальные трубы, служащие для прокладки проводов;

б) металлические конструкции судна (фундаменты, бимсы, стрингеры и т. п.);

в) металлические конструкции общесудовых систем, кроме трубопроводов, баллонов, цистерн и других емкостей, несущих сжатые газы, бензин, керосин, нефть, масло и т. п.

Защитные заземления разрешается совмещать с заземле­ниями, предназначенными для защиты от помех радиоприему и для снятия электростатических зарядов.

Совмещение защитных заземлений с рабочими заземлениями и заземлениями грозозащиты на судах не допускается.

На рис. 51а показаны некоторые совмещенные способы рабо­чего заземления оболочек кабелей.

Рис. 51а. Защитное заземление оболочек кабелей. I крепле­ние кабеля к металлической переборке; II— крепление кабеля на панели; III— разрез по скобе для случая II.

1 — пружинная шайба; 2—фольга; 3—корпусной винт, закрепляющий кабель­ную скобу;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: