Виды судов в пмр

Обновлено: 19.04.2024

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК ПМР).

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что измененное название - "Судебная власть" - в новой Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.

Отрицательным моментом главы 7 Конституции, на наш взгляд является то, что в систему органов судебной власти оказалась включен следственный комитет (статья 129), что, конечно, не соответствует роли следственного комитета и ведет к необоснованному расширению и размыванию содержания дефиниции "судебная власть".

Несомненно, что положительным моментом является то, что суды учреждаются Конституцией и Приднестровья конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.

Кроме того, в соответствии с действующим в ПМР законодательством по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд ПМР, краевые, областные суды, городские суды, районные (городские) народные суды. Суды, включаемые в приднестровскую судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории ПМР. Между тем, отрицательным моментом является то, что до настоящего момента не принят приднестровско-конституционный закон «О Верховном суде ПМР», приднестровские законы, «О судах общей юрисдикции», а так же новый Гражданско-процессуальный кодекс ПМР, что приводит к затруднению работы данных государственных органов.

Несомненно, положительным является и возрождение в ПМР института мировых судей. Приднестровскому судоустройству известен период существования и деятельности института мировых судей, созданного при проведении судебной реформы в середине прошлого столетия. Участковые и почетные мировые судьи рассматривали тогда большую группу уголовных и гражданских дел.

Возрождение в ПМР на новой основе института судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

Очень надеюсь, что в скором будущем будут приняты необходимые законы, что в свою очередь подведет правовую основу для осуществления деятельности Верховного суда ПМР, военных судов и судов общей юрисдикции.

Список использованной литературы

  1. Конституция ПМР. - 24 декабря 1995 года
  2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1.Ст. 1.
  3. О Конституционном Суде РФ // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995
  4. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.
  5. Законом о судоустройстве РСФСР // Ведомости ВС РСФСР1981, № 28. Ст. 976; СЗ 2000. № 2. Ст. 158.
  6. Законом о статусе судей в РФ // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Российская юстиция. № 11. 1995.
  7. Законом об арбитражных судах РФ // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51. Ст. 4824.
  1. Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты).- М.: АО "РАУ-Корпорация",1994.
  2. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. № 1. 2002.
  3. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.
  4. Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 1997.
  5. Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 103 - 107.
  6. .: Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.
  7. Ефимичев С.П. Истина рождается в споре. Размышления в связи с выходом книги А.Д. Бойкова и рецензией на нее А.М. Ларина // Журнал российского права. 1998. № 9. С. 137 - 142.
  8. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2001.
  9. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -М.: Юрид. лит.,1994.
  10. Конституция ПМР. Вопросы и ответы М.: Юрид. лит.,1994.
  11. Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.
  12. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.
  13. Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Журнал российского права. № 9. 2001.
  14. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г.
  15. О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001.
  16. Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002.
  17. Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество",1993.
  19. Эбзеев Б.С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995, № 2 - 3. С. 82;

1 Собрание законодательства ПМР. 06.01.1997. № 1.Ст. 1.

2 Ведомости ВС РСФСР1981, № 28. Ст. 976; СЗ 2000. № 2. Ст. 158.

3 Ведомости СНД и ВС ПРМ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792; Приднестровская коституция. № 11. 1995.

4 Собрание законодательства ПМР. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства ПМР. 17.12.2001. 3 51. Ст. 4824.

5 Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

6 Эбзеев Б.С. Конституционный Суд ПМР - судебный орган конституционного контроля // Вестник Конституционного Суда ПМР. 1995, № 2 - 3. С. 82; Лазарев Л.В. Конституционно - правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда ПМР // Государство и право. 1996. № 6. С. 4.

Деят. КС рег. Конст. и ФКЗ КЗ «О КС». КС – суд. орг. конст. контроля, самостоят. и независимо осущ. СВ ч\з конст. судопроизв.

- имеет широкие полномочия.

В целях защиты основ конст. строя, осн. пр. и св. чел.и гр., обеспеч. верховенства и прямого действия К РФ на всей её тер. КС:

1.Разрешает дела о соотв. Конст. – ФЗ, КЗ, НПА През., ВС, СФ, ГД, Пр. РФ, конст. респ., уставов, законов, иных НПА суб.

- дог. м/у ОГВ (ОГВ суб.); – не вступивших в силу междунар.дог., правопримен. практ.

2. Разрешает споры о компетенции: – между фед. ОГВ, ОГВ РФ и суб., между высшими ОГВ суб.;

3. По жалобам на нарушение конст. пр. и св. гр. и по запросам судов проверяет конст. закона, примененного в конкр.м деле; 4. Даёт толкование Конс.;

5. Даёт заключ. о соблюдении устан. порядка выдвижения обвинения в гос. измене против През. (иного тяжкого прест.);

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осущ. иные полномочия, предоставл.ему КРФ, ФКЗ, КЗ.

КС решает исключительно вопросы права. Решения принимаются большинством голосов от устан.числа судей.

С 2011 КСРФ однопалатный. Председатель руководит подготовкой заседаний, созывает их и председательствует на них, представл. КС в отнош. с ОГВ - издаёт приказы и распоряжения. + зам-ли + Судья - секретарь осущ. руководство работой Ап. КС, обеспеч. подготовку и проведение заседаний КС.

Принципы: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

КС независим от др. орг., огранич. не предусмотренные зак. не допуск. По вопросам своей внутр. деят. КС принимает Реглам.

Реш. КС обязательны на всей тер. ОГВ ОМСУ, предприятий, учр., орг., д/л, гр. объединений.

Состав и порядок формирования КС ПМР.

В ПМР КС состоит из 6 судей (включая Председателя и заместителя). Судьи назначаются на 7 лет. Вступ. в должн. – с момента принесения им присяги.

Судьей КС может быть назначен гр. РФ достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр.й профессии не менее 15 ПМР(10) лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Гарантии независимости судьи: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, устан. порядок приостан. и прекращ. полномочий судьей, право на отставку, обязательность устан. процедуры конст. судопроизв., запрет какого бы то ни было вмешательства в суд.ю деят., предоставл. судье мат. и соц. обеспеч., гарантий безопасности, соотв. его высокому статусу.

Компетенция КС ПМР.

Статус Конституционного суда и его компетенция определены статьями 86-88 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 86 Конституционный суд - это орган конституционного контроля в Приднестровской Молдавской Республике. Он гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:
- законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
- правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;
- международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
- правоприменительной практики;
- деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.

Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля дает заключения:
- о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;
- о противоречии закона Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора Приднестровской Молдавской Республики;
- в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.

Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта.

Конституционный закон "О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики", принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 30 октября 2002 года, и Регламент Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, утверждаемый им самим, устанавливают порядок организации и деятельности суда, правила конституционного судопроизводства.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

Решения Конституционного суда окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу на основании решения Конституционного суда. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.


Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Приднестровской Молдавской Республики

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Правосудие в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Конституционным законом «О судебной системе Приднепровской Молдавской Республики». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституционным законом, не допускается.

В судебную систему Приднестровской Молдавской Республики входят: Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики; судебные органы, составляющие систему судов общей юрисдикции: Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики, городские (районные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции; а также Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики

Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда устанавливаются Конституцией и конституционным законом о Конституционном суде.

Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики

Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к городским (районным) судам. Также в пределах своей компетенции он рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, – также и в качестве суда первой инстанции. Верховный суд дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда устанавливаются конституционным законом о Верховном Суде.

Городской (районный) суд

Городской (районный) суд в пределах своей компетенции рассматривает все дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов, а именно:

а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений;

б) дела, возникающие из административно-правовых отношений;

в) дела особого производства;

г) уголовные дела, подсудные городским (районным) судам.

Городской (районный) суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом, и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд образуется в административных центрах районов Приднестровской Молдавской Республики. Городской суд образуется в городах, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами Республики. Президентом Приднестровской Молдавской Республики по совместному представлению руководителя органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции, и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город.

Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики

Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных законом к компетенции Арбитражного суда. Он рассматривает в соответствии с законом дела в качестве суда первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда устанавливаются конституционным законом об Арбитражном суде.

Мировой судья

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия, порядок проведения выборов и деятельности мирового судьи устанавливаются законодательным актом.

Органы судейского сообщества

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. Органами судейского сообщества являются:

а) съезд судей Приднестровской Молдавской Республики, а в период между съездами – Совет судей Приднестровской Молдавской Республики, избираемый съездом судей;

б) собрание судей Конституционного суда, Верховного Суда и Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики;

в) конференция судей районных (городских) судов.

При этом высшим органом судейского сообщества Республики является съезд судей Приднестровской Молдавской Республики.

Органы судейского сообщества:

а) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства Приднестровской Молдавской Республики;

б) проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

в) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

г) представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

д) избирают квалификационную коллегию судей (отдельно для судов общей юрисдикции и Арбитражного суда).

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Свою работу они проводят при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

Обеспечение деятельности Конституционного, Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики осуществляется аппаратами этих судов.
Обеспечение деятельности городских (районных) судов, мировых судей осуществляется Судебным департаментом Приднестровской Молдавской Республики при Верховном Суде.

Судебный департамент Приднестровской Молдавской Республики

Судебный департамент при Верховном Суде Приднестровской Молдавской Республики и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судебных органов, составляющих систему судов общей юрисдикции, и органов судейского сообщества, представляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

Руководитель Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей Приднестровской Молдавской Республики. Сотрудники Судебного департамента являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Судебный департамент является юридическим лицом.

Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются законом.

Аппарат суда

Аппарат суда обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по исполнению иных функций суда. Численность работников аппаратов судов, размеры расходов на их содержание устанавливаются в порядке, определенном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Исполнение судебных постановлений в предусмотренных законом случаях осуществляется судебными исполнителями. Порядок назначения судебных исполнителей, их права и обязанности определяются законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

В судах общей юрисдикции гражданские и уголовные дела и дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются с участием секретаря судебного заседания. Права и обязанности секретаря судебного заседания, порядок его участия в рассмотрении дел определяются законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Финансирование судов

Финансирование Конституционного суда, Арбитражного суда, Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики и судов общей юрисдикции, мировых судей осуществляется на основе утвержденных законом нормативов и указывается отдельными строками в республиканском бюджете. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией и конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи не могут осуществлять предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо с депутатским мандатом. Судья, пребывающий в отставке, с его согласия может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном законодательным актом Республики.

Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

Все судьи Приднестровской Молдавской Республики обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются законами Республики. Особенности правового положения судей Конституционного суда определяются конституционным законом о конституционном суде.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей.

Порядок наделения полномочиями председателя Конституционного суда, его заместителя, других судей Конституционного суда устанавливается конституционным законом о Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики.

Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Республики, его заместителей, других судей Верховного Суда, Председателя Арбитражного суда, его заместителей, других судей Арбитражного суда, председателей городских (районных) судов и их заместителей устанавливается конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики о статусе судей и иными конституционными законами.

Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более 2 раз подряд.

Порядок наделения полномочиями мировых судей определяется законодательным актом о мировых судьях.

Судьи занимают должность бессрочно до достижения ими возраста 65 лет, кроме судей, которые назначены впервые, мировых судей и судей Конституционного суда. Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на 5 лет. Судья Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики назначается на должность сроком на 7 лет. Предельный возраст для назначения судьи Конституционного суда – 58 лет.

Срок полномочий мировых судей составляет 5 лет.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и конституционным законом. В случае если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными по истечении этого срока или по достижении им этого возраста.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и конституционным законом.

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Тираспольский Юридический Институт Приднестровской Молдавской Республики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме:

Судебная система Приднестровской молдавской республики

Оглавление

1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6

2. Судебная система ПМР 11

2.1 Конституционный суд 11

2.2. Суды общей юрисдикции 13

2.1.1 Верховный суд 13

2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15

2.2.3. Районный суд 18

Список использованной литературы 31

Введение

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции ПМР для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов. Кроме того, новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы ПМР, на наш взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также возможность создания конституционных (уставных) судов для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Приднестровской Молдавской Республики.

Определяя общие контуры организации системы судов, Приднестровский закон конституционный закон "О судебной системе ПМР" 1 имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией ПМР процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат (ч. 2 ст. 108 Конституции ПМР). Приднестровский конституционный закон учел и многолетние традиции Приднемтровского судопроизводства (преемственность судоустройственного законодательства) и специфические исходные данные той системы отношений, в рамках которой он должен работать в российской действительности, с реалистической оценкой перспективы дальнейшего развития нашего общества. Закон не оставил без внимания опыт развития национальных судебных систем развитых государств и вобрал в себя те немаловажные рекомендации, которые в последнее время разработаны на международном уровне. Таким образом, ПКЗ «О судебной системе» служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции ПМР. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в ПМР демократического правового государства.

Закон о судебной системе ПМР содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:

  • установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
  • включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
  • законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
  • создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде ПМР и его местных органов и др.

Реализация установлений Закона о судебной системе ПМР потребует его подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых относятся федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции ПМР, о военных судах в ПМР; об органах судейского сообщества, Гражданский процессуальный кодекс. Таким образом, тема судебной системы в современной Приднестровской Молдавской Республики очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Глава 1 Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов

Исходя из содержания Приднестроского конституционного закона "О судебной системе ПМР", анализа его институтов, под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами.

Так, в судебную систему Приднестровья входят все суды:

- Конституционный Суд ПМР;

- Верховный Суд ПМР и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

Совокупность указанных судов ПМР связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции ПМР для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.

Новым для Приднестровского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого. Приднестровсий районный суд учреждается как непосредственно не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и приговоры судей в апелляционном порядке. Кроме того, перспективным для дальнейшего развития судебной системы Приднестровской Республики является законодательное утверждение допустимости создания специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а так же субъектам предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Приднестровской Молдавской Республики.

В соответствии со ст. 17 ПриднестровскогоКонституционно го закона «О судебной системе ПМР» от 31.12.96г. № 1 ПКЗ Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Приднестровской Республики, созданные в соответствии с Конституцией Приднестровской Республики, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Приднестровской Республики. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Кроме того, должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Приднестровской Республики создаются и упраздняются законами субъектов Приднестровской Республики. Помимо этого, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Итак, дефиниция порядка создания судов раскрывается с помощью таких характеристик, как конституционное определение компетенции по установлению законодательных основ формирования судов, их системы, процедуры образования, гарантий самостоятельности и независимости от иных отраслей власти, круга полномочий, организации деятельности. По всем этим вопросам Конституция ПМР содержит те или иные указания и предписания. Относительно создания судов Конституция ПМР содержит лишь одно положение, прямо относящееся к рассматриваемой проблеме: это категорический запрет на создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118). Исторический опыт развития приднестровского судоустройства свидетельствует, что образование чрезвычайных судов всегда вызывалось экстраординарной политической обстановкой в стране, сопровождалось формированием неконституционных судебных органов, попранием демократических принципов правосудия, нарушением законности и прав человека и гражданина.

Конституция ПМР и Приднестровский конституционный закон "О судебной системе ПМР" определяют содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию создания судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция ПМР относит к исключительной компетенции Приднестровской Молдавской Республики. Согласно п. "г" ст. 71 Конституции ПМР в ведении находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство (п. "о" ст. 71), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как система институтов, обеспечивающих деятельность судов.

Создание высших судов приднестровской судебной системы закреплено Конституцией ПМР в главе 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Суда ПМР и Конституция ПМР определяет также правовые основы создания органов судебной власти. Это сама Конституция ПМР и Приднестровский конституционный закон о судебной системе (ч. 3 ст. 118), иные федеральные конституционные законы, призванные установить полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда ПМР, Верховного Суда ПМР, (ч. 3 ст. 128).

Согласно Закона «О судебной системе ПМР» иные суды создаются только приднестровскими законами. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных приднестровских судов (в частности, специализированных) может быть установлен только приднестровскими законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов. Осуществлять судебную власть в ПМР вправе только суды, перечисленные в Конституции ПМР и в Законе о судебной системе ПМР и образованные в соответствии с Конституцией ПМР, Законом о судебной системе ПМР, Законом о судоустройстве РСФСР 2 , Законом о статусе судей в ПМР 3 , Законом о Конституционном Суде ПМР 4 .

Как известно, конституционные суды в Приднестровской молдавской республики не представляют единой системы. Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов - право этих субъектов, а не обязанность. Образование этих судебных органов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов. Соответствующими законами субъектов должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.

Ст. 17 ПКЗ «О судебной системе» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти Приднестровья. Закрепление системы высших судов в Конституции ПМР означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию ПМР. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона. Кроме того, в результате упразднения конкретного суда не должен образоваться вакуум юрисдикции. Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно - административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Закон о судебной системе ПМР специально обязывает государственные органы позаботиться о своевременной передаче относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).

Глава 2 Судебная система ПМР

2.1 Конституционный суд

В соответствии со ст. 128 Конституции ПМР судьи Конституционного Суда Приднестровской молдавской республики назначаются Верховным Советом по представлению Президента ПМР. В соответствии со ст. 18. ПК закона «О судебной системе» Конституционный Суд ПМР является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются конституционным законом.

О юридической природе Конституционного Суда ПМРсуществуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени он должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти 5 . Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда 6 . С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 Конституции ПМР - "Судебная власть"; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией ПМР полномочия (в отличие от Верховного Суда Приднестровской Молдавской Республики), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

В соответствии со ст. 118 Конституции ПМР судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система ПМР устанавливается Конституцией ПМР и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов 6
2. Судебная система ПМР 11
2.1 Конституционный суд 11
2.2. Суды общей юрисдикции 13
2.1.1 Верховный суд 13
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города, 15
2.2.3. Районный суд 18
Заключение 29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Выступая в качестве судебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции ПМР). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы ПМР (см. ст. 3 комментируемого Закона). Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией ПМР, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других судов, которые подчиняются Конституции ПМР и, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией ПМР (ст. 29 ПКЗ "О Конституционном Суде ПМР"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда ПМР не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

В соответствии со ст. 3 ПКЗ «О Конституционном суде ПМР» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции ПМР на всей территории ПМР Конституционный Суд:

1) разрешает дела о соответствии Конституции ПМР;

2) разрешает споры о компетенции;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции ПМР;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента ПМР в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией ПМР, договором и конституционными законами.

Компетенция Конституционного Суда ПМР, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Приднестровский конституционный закон.

Конституционный Суд ПМР решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд ПМР при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд ПМР принимает Регламент Конституционного Суда ПМР.

2.2. Суды общей юрисдикции

2.1.1 Верховный суд

В соответствии со ст. 128 Конституции ПМР, ст. 19 ПКЗ «О судебной системе ПМР» Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд ПМР осуществляет в предусмотренных приднестровским законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая и специализированные приднестровские суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных приднестровским законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Приднестровской Молдавской Республики является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельности Верховного ПМР устанавливаются федеральным конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции ПМР. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений Верховного Суда ПМР по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела. Коллегии Верховного Суда ПМР в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных приднестровским законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда ПМР отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в Приднестровской Молдавской Республики путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда ПМР должны быть установлены приднестровским конституционным законом (ст. 128 Конституции ПМР).

В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда ПМР строится в соответствии с требованиями Конституции ПМР, ПКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства ПМР и других приднестровских законов, регулирующих функционирование Верховного Суда ПМР.

2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города

В соответствии со ст. 20 Приднестровского Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Приднестровской Молдавской Республики

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов являются приднестровскими судами общей юрисдикции. В системе приднестровских судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Приднестровской Молдавской Республики.

Впредь до принятия приднестровского конституционного закона, которым будут установлены полномочия, порядок образования и деятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция ПМР, Приднестровский конституционный закон "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики", Гражданский процессуальный кодексПМР 7 , Уголовно - процессуальный кодексПМР 8 . При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Приднестровье последние руководствуются Приднестровским конституционным законом "О судебной системе Приднестровской Молдавской Республики " и своими конституциями.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Приднестровья подлежат надзору со стороны Верховного Суда ПМР как высшего судебного органаПМР. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом ПМР.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом ПМР по представлению Председателя Верховного Суда ПМР. На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Рассматривая компетенцию судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией ПМР и конституцией соответствующей республики.

2.2.3. Районный суд

В соответствии со ст. 21 Приднестровского конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные приднестровским конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе ПМР" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ПКЗ «О судебной системе»).

Районный суд прежде всего является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе ПМР районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: