Виды судов в испании

Обновлено: 18.04.2024

Сегодня я продолжу серию статей на тему правосудия в Испании. В этой статье я остановлюсь на втором вопросе, который чаще всего задают доверители, обращающиеся к адвокату в Испании с целью защитить свои интересы в судебном порядке. Сколько времени ждать решения суда по нашему делу?

Забегая вперед сразу укажу, что особое внимание в этой статье мы уделим статистическим данным по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, полученным из отчета за 2015 год, опубликованного Генеральным Советом судебной власти Испании (Consejo General del Poder Judicial). Для тех, кто хочет ознакомиться с системой судов Испании, рекомендую прочитать мою предыдущую статью.

Срок, в течение которого дела находятся в делопроизводстве — один из показателей качества юстиции. Поэтому далее на основе отчета я расскажу о средних сроках рассмотрения дел испанскими судами.

Данные сроки получены испанской администрацией математически, исходя из общего числа дел, поступивших к рассмотрению, рассмотренных и в процессе рассмотрения в начале отчетного периода. Указанные сроки исчисляются в месяцах.

Сроки рассмотрения дел в судах гражданской юрисдикции:

2015 2014 2013 2012 2011
Суды первой инстанции 5,6 6,2 7,1 7,2 8
Суды по семейным делам 4,5 4,6 4,5 4,4 4,5
Суды первой инстанции и судебного следствия 7 7,6 8,8 9,2 9,9
Коммерческие суды 41,6 40 38,1 34,8 28,2
Провинциальные Аудиенции 6,1 6,6 7 6,3 5,9
ВысшиеТрибуналы Правосудия 4,6 4,7 4,7 5,8 4,6
Верховный Суд (гражданские дела) 15,4 13,3 11,7 11,1 11,4

Прошу заметить, что в графе «Коммерческие суды» Генеральный Совет судебной власти указывает сроки рассмотрения дел о банкротстве. То есть, включается лишт только часть дел, подсудных судам данной юрисдикции.

Сроки рассмотрения дел в судах первой инстанции, судах первой инстанции и судебного следствия и судах по семейным делам:

2015 2014 2013 2012 2011
Андалусия 7,12 8,03 9,3 9,69 9,74
Арагон 3,86 4,26 5,1 5,37 6,39
Астуриас 3,5 3,45 4,27 4,52 5,33
Балеарские острова 5,64 6,01 7,54 8,85 10,35
Канары 6,04 6,94 7,98 8,69 9,85
Кантабрия 4,61 5,05 5,88 6,35 7,67
Кастилья и Леон 4,46 4,5 5,36 5,52 6,12
Кастилья Ла Манча 7,24 7,56 8,76 9,73 10,46
Каталония 6,4 6,06 6,61 6,72 7,5
Валенсийское Сообщество 6,79 8,01 8,97 9,41 10,27
Экстремадура 5,74 6,05 6,86 7,31 7,99
Галиция 5,06 5,28 6,11 6,26 6,75
Мадрид 5,82 6,53 7,58 8,22 9,06
Мурсия 9,9 10,29 11,06 11,35 11,55
Наварра 4,1 4,09 4,69 4,57 4,66
Страна Басков 4,61 4,81 5,2 5,02 5,17
Ла Риоха 4,81 4,64 4,56 4,65 5,39
Испания (указанная в отчете сумма) 6,12 6,59 7,56 7,96

Таким образом, исходя из этой таблицы, самые «тихоходные» суды в Мурсии, Андалусии и Кастилье Ла Манче.

Сроки рассмотрения дел в Провинциальных Аудиенциях (суды второй апелляционной инстанции) по гражданским делам:

2015 2014 2013 2012 2011 2010
Андалусия 7,6 8 8 6,5 5,7 4,9
Арагон 3,3 3 3,1 2,9 2,6 2,8
Астуриас 2,4 2,7 4,2 4,1 3,5 3,3
Балеарские острова 3,3 3,4 4,9 4,6 3,9 3,1
Канары 10,4 12,1 11 8,7 7,5 7,7
Кантабрия 9,9 12,6 13 12,4 11,5 10,5
Кастилья и Леон 2,3 2,2 2,8 3,7 3,5 3,1
Кастилья Ла Манча 7,8 8,4 7,9 6,3 6,2 5,2
Каталония 10,3 10,6 10,4 9,3 8,4 7,8
Валенсийское Сообщество 3,5 3,6 4,4 4,3 3,7 3,1
Экстремадура 1,5 1,7 1,5 1,5 1,8 1,5
Галиция 5,3 6,5 7,6 7 6,9 7,5
Мадрид 6,9 7,9 8,6 7,8 8 8,2
Мурсия 5,3 6 6,1 4,8 4,3 4,6
Наварра 6,9 6,9 7,5 6,9 7,8 9
Страна Басков 2,6 2,3 2,6 3 3,9 4,8
Ла Риоха 7,8 12,7 11,7 10,1 9 9,6
Испания (указанная в отчете сумма) 6,5 7,1 7,5 6,5 6 5,8

Среди судов апелляционной инстанции сомнительную «пальму первенства» уверенно удерживают Провинциальные Аудиенции Канар, Каталонии и Кантабрии.

Пытливый читатель заметит, что указанные в отчете средние сроки рассмотрения дел в Испании выше, чем срок, получаемый по факту исходя из данных, указанных по автономным сообществам. К сожалению, отчет не содержит объяснения данному несоответствию.

От себя хочу добавить, что в отчете также не указано, включаются ли в него данные о делах, принятых к производству, и дела, в рамках которых было вынесено решение по существу, либо же в него включены данные о всех делах, поступивших от заинтересованных лиц и прекращенным по любым обстоятельствам.

Исходя из моего адвокатского опыта, вероятнее всего, что расчет времени производства по делу осуществлен по второму методу, так как среднестатистические сроки рассмотрения, указанные в отчете, гораздо ниже чем те, с которыми я сталкивался на практике.

Например средний срок рассмотрения последних трех апелляционных жалоб, поданных моими поручителями в Провинциальную Аудиенцию Барселоны составил 18 месяцев (от подачи жалобы до извещения решения суда второй инстанции прошло 22, 12 и 20 месяцев соответственно).

Безусловно, эти данные не репрезентативны, но привожу данный пример только для того, чтобы мой читатель понимал относительность пользы статистических данных при оценке сроков рассмотрения дел испанскими судами.

8.1. Основные начала судебной власти в Испании заложены в шестом разделе Конституции. Статья 117 устанавливает: «Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, которые независимы, несменяемы, ответственны перед законом и подчиняются только Закону». Конституция закрепляет такие основные принципы правосудия как: несовместимость судебных функций с любыми другими, единство судебной власти, запрет создания чрезвычайных судов, гласность, институт присяжных заседателей. Детальная регламентация функционирования судебной власти осуществляется органическим законом о судебной власти от 01.07.1985г.

Высшей судебной инстанцией страны является Верховный суд, чья юрисдикция распространяется на всю Испанию, за исключением вопросов относящихся к ведению Конституционного суда. Руководит Верховным судом председатель, назначаемый Королем по предложению Генерального совета судебной власти. Верховный суд состоит из нескольких палат: по уголовным делам, по гражданским делам, по административным спорам, по социальным делам, военной палаты.

Судами более низкого уровня являются Национальный суд; Высшие суды правосудия автономных областей; Провинциальные суды, созданные во всех 50 провинциях; суды первой инстанции: муниципальные суды и мировые судьи. Кроме судов общей юрисдикции в каждой провинции действуют административные суды, суды по делам несовершеннолетних и суды по контролю за местами лишения свободы. Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти, в состав которого входят председатель Верховного суда и 20 членов назначаемых Королем на пять лет.

Каждая палата парламента предлагает по 4 члена, еще 12 назначаются из числа судей и магистратов всех категорий.

Осуществление конституционного контроля возложено на Конституционный суд Испании. Основные начала его организации определены IX разделом Конституции, а порядок деятельности органическим законом. Конституционный суд включает 12 членов, назначаемых Королем на девять лет. 4 судьи предлагаются Конгрессом депутатов, 4 – Сенатом, 2 – Правительством, 2 – Генеральным советом судебной власти.

Каждые три года состав судей обновляется на 1/3. Председатель Конституционного суда назначается Королем сроком на три года из числа членов суда по представлению пленума Конституционного суда.

К числу полномочий Конституционного суда относятся: рассмотрение дел о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона; защита конституционных прав и свобод, отнесенных Конституцией к ведению данного суда; разрешение споров о компетенции между центральной властью и автономными областями, а также между автономными областями.

С запросами и жалобами в Конституционный суд могут обращаться: председатель Правительства, Защитник народа, депутаты и сенаторы в количестве не менее 50 человек, представительные и коллегиальные исполнительные органы автономных областей, суды, а с жалобами на нарушение конституционных прав – граждане и юридические лица, Защитник народа и прокуроры.

Система судебных органов Испании включает в себя Конституционный суд, Верховный суд, Национальный верховный суд и иные нижестоящие суды.

Учреждение Конституционного суда - указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры.

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья - Сенатом, шестая - правительством и шестая - Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательности, стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей.

102.Региональная автономия в Испании.

Территориальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональных автономных объединений.

Начальная территориальная единица Испании – муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования

Несколько муниципалитетов объединяются в провинции, создаваемые по территориальному принципу.

Конституция Испании предусматривает осуществление широкого права автономии специальными региональными автономными объединениями.

В Испании существует 2 вида автономии:

Области с административной автономией образуются по инициативе провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов. Затем учредительная ассамблея, состоящая из депутатов провинциальных советов, разрабатывает проект статута автономной области и вносит его в качестве законодательной инициативы Проект статута одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об автономии. Одобренный таким образом статут является составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских посеет.

Судами более низкого уровня являются — Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социаль-ной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

Во главе прокуратуры находится генеральный прокурор, назначаемый Королем по предложению правительства и по получении консультации Генерального совета судебной власти. В задачи прокуратуры входит наблюдение за законностью, за со-блюдением прав и свобод граждан и охраняемых законом общественных интересов. Прокуратура осуществляет свои функции через свои органы на основе принципов единства своих действий, иерархии, подчинения закону и независимо от влияния политических партий. По уголовным делам прокуратура поддерживает обвинение и гражданские иски. Прокуратура действует при Верховном суде, при Конституционном суде и высоких судах.

Русская Испания

Взыскание судебных расходов в Испании

Обращаясь в суд или выступая ответчиком по делу, любой гражданин неизбежно несет определенные расходы в связи с судебным процессом: расходы на транспорт, расходы на юриста, на сторонних специалистов, поверенного трибуналов и т.д.

Законодатель прекрасно это понимает, в связи с чем в процессуальном кодексе содержатся статьи, позволяющие возместить эти расходы.

Далее нами будут подробно рассмотрены:

* случаи, при которых эти расходы могут быть возмещены;
* лица, которым они возмещаются;
* перечень расходов, которые можно возместить;
* порядок их возмещения.

Случаи, в которых возмещаются судебные расходы.

Стороне, в пользу которой было вынесено решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, право на возмещение судебных расходов возникает только в том случае, если судебное решение вынесено в вашу пользу. То есть если вы истец – иск удовлетворен, если ответчик – в иске отказано.

Если же решение вынесено против вас, то наоборот, вы должны возместить судебные расходы противной стороне. Судебные расходы возмещаются правой стороне за счет неправой.

Такое решение законодателя вполне оправдано и справедливо: если лицо право и дело выиграло, то ему нужно возместить необоснованно понесенные судебные расходы. А сделать это нужно за счет того лица, по вине которого эти расходы были понесены, то есть проигравшей стороны.

Аналогичные правила применяются и при разбирательстве в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

То есть если апелляционная жалоба удовлетворена и решение первой инстанции отменено, то заявителю возмещаются расходы, которые он понес в суде апелляционной инстанции, а также пересматривается распределение расходов, установленное судом первой инстанции.

И наоборот, если жалоба не удовлетворена, то заявитель возмещает расходы противной стороне.

Но не всегда дело заканчивается вынесением однозначного решения в пользу той или иной стороны.

Могут возникать и более сложные ситуации: стороны могут заключить мировое соглашение или иск может быть удовлетворен, но лишь частично. В этих и некоторых других случаях судебные расходы будут распределяться по особым правилам.

Первое, что мы должны знать прежде чем принять решение о защите своих интересов в суде — это то, что уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в испанском суде.

Второе — перечень судебных расходов установлен в законе, в связи с чем платежи, не вытекающие прямо и непосредственно из судебного процесса, таковыми не признаются.

Третье — не зависимо от того, будем ли мы занимать в процессе позицию истца или ответчика, есть возможность вынесения судом решения о возмещении с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов (condena en costas).

Четвёртое — не всегда есть возможность взыскания судебных издержек, так как нередко суд в своём решении определяет судебные издержки за счёт государства (Costas de oficio)

Распределение и возмещение судебных расходов регулируется седьмой главой Гражданского Процессуального Кодекса Испании, положения которого распространяются как на дела, рассматриваемые в гражданском, так и в арбитражном судопроизводстве. Поэтому порядок компенсации расходов идентичен как в гражданских, так и в арбитражных судах.

Лица, которые могут претендовать на возмещение судебных расходов

Как истец, так и ответчик вправе ходатайствовать в возмещении судебных расходов в случаях, указанных в законе.

Перечень возмещаемых расходов.

Статья 241 ГПКИ определяет судебные расходы как платежи, прямо и непосредственно вытекающие из судебного процесса. Данная статья относит к судебным расходам следующие платежи:

— Гонорары адвоката и гонорары поверенного трибуналов (procurador), в случае, если их участие в процессе является обязательным.

— Расходы, связанные с размещением судебных объявлений и решений, публикуемых в обязательном порядке в рамках судопроизводства.

— Обязательные платежи, необходимые для подачи исков.

— Суммы, подлежащие выплате сторонним экспертам и иным лицам, принявшим участие в процессе (в число указанных расходов включаются суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам).

— Расходы на получение копий, сертификатов, выписок и иных документов, которые требуются в соответствии с законом.

— Суммы пошлины, оплачиваемой вследствие действий, необходимых для осуществления производства.

— Государственная пошлина (судебная такса), взимаемая при обращении в суд.

Стоит помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 394 ГПКИ возмещение расходов на оплату услуг адвокатов ограничено третью суммы искового заявления.

Вознаграждение адвоката, представляющего интересы своего подзащитного в судопроизводстве, определяется договором сторон. Таким образом, ограничений адвокатского гонорара законом не предусматривается. Тем не менее, в соответствии с п. 3 ст. 394 ГПКИ возмещение расходов на оплату услуг адвокатов ограничено третью суммы искового заявления.

В целях определения разумности расчета вознаграждения адвоката, судами используются нормы, утверждаемые Коллегиями адвокатов. Следует помнить, что указанные нормы носят рекомендательный характер. Однако, на практике суды при определении расходов на оплату услуг адвокатов все же придерживаются указанных норм.

Размер пошлины судебного поверенного (Procurador de los Tribunales) определяется Королевским Декретом 1373/2003. В данном Декрете устанавливается перечень процессуальных действий, осуществляемых поверенным, а также размер пошлины за каждое осуществленное им действие. По общему правилу размер пошлины, взимаемой поверенным прямо пропорционален сумме искового заявления или спорного интереса.

Случаи, в которых возмещаются судебные расходы.

В соответствии со статьёй 394 ГПКИ, судебные расходы взыскиваются по решению суда в пользу истца в следующих случаях:

— Решение по делу полностью удовлетворяет требования истца.
— Решение по делу частично удовлетворяет требования истца. При этом суд, в мотивировочной части решения, обязан установить наличие серьезных сомнений в деле в отношении фактов или применяемого права.
— Решение по делу частично удовлетворяет требования истца. При этом суд обязан установить факт нарушения ответчиком процессуального принципа добросовестности.

Судебные расходы взыскиваются по решению суда в пользу ответчика в случае, если суд полностью отказал истцу в удовлетворении исковых требований. В судах апелляционной и кассационной инстанции в соответствии со ст. 398 ГПКИ судебные расходы взыскиваются аналогично.

То есть, если вышестоящий суд вынес решение, полностью удовлетворяющее жалобу, то судом устанавливается также обязанность противоположной стороны возместить судебные расходы, связанные с подачей и рассмотрением жалобы.

Если же апелляционная или кассационная жалоба удовлетворена частично, то по общему правилу каждая из сторон самостоятельно оплачивает свои судебные расходы, а общие судебные расходы оплачиваются сторонами поровну.

По общему правилу в соответствии со ст. 395 ГПКИ нет возможности взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, в случае, если ответчик после получения искового заявления полностью выполнил требования. Исключением из этого правила считаются случаи, когда указанные требования были предъявлены ответчику во внесудебном претензионном порядке.

Поэтому, прежде чем обратиться в суд, стоит предъявить требования должнику в письменной форме, для того, чтобы лишить недобросовестного должника возможности исполнить наши требования, предъявленные уже в судебном порядке, и при этом не возместить наших судебных издержек.

Порядок возмещения судебных расходов.

После вступления в силу решения суда, обязывающего другую сторону возместить судебные расходы, заинтересованная сторона подает в суд соответствующее письменное ходатайство с приложением документов, подтверждающих соответствующие расходы. Судебный секретарь осуществляет расчет понесенных стороной судебных расходов, включая или же исключая те или иные расходы.

Данное решение (tasación de costas) судебного секретаря может быть оспорено сторонами по делу по следующим основаниям:

— Включение расходов, возмещение которых предусмотрено законом.
— Исключение расходов, возмещение которых предусмотрено законом.
— Включение чрезмерных расходов.

Окончательный перечень и сумма судебных расходов, подлежащих взысканию, утверждается решением суда (auto aprobatorio de tasación de costas).

После вступления судебного решения в законную силу, заинтересованная сторона вправе, в случае если указанное решение не было выполнено добровольно, требовать принудительного исполнения решения, утверждающего перечень судебных расходов, подлежащих возмещению.

Принудительное исполнение осуществляется в рамках исполнительного производства, возбуждаемого по исковому заявлению заинтересованной стороны.

Таким образом, прежде чем принять решение о целесообразности участия в гражданском или арбитражном судебном разбирательстве в Испании необходимо:

— Четко определиться с размерами предполагаемых судебных расходов, которые мы понесем в связи с участием в судебном процессе.

— Сопоставить размер предполагаемых расходов с перспективностью и целесообразностью судебной защиты наших интересов.

В любом случае, прежде чем инициировать любой судебный процесс, настоятельно рекомендуем обратиться за квалифицированной юридической помощью к компетентному адвокату, который сможет детально проконсультировать Вас в отношении процессуальной стороны интересующего Вас дела, определить процессуальные затраты и возможные варианты их возмещения.

А то, ненароком, может выйти откровенный конфуз - расходы на гонорары адвоката будут больше, чем возвращённая сумма или же вообще придётся ещё и оплачивать все судебные расходы из своего кармана.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: