Виды судов по назначению

Обновлено: 22.04.2024

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Компания ОАО "Белсудопроект" спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе "Наши проекты".

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА


ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.



Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда












Классификация судов по Российскому речному регистру

Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:

  • Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
  • Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
  • Ответственность за сохранность всех грузов;
  • Экологические основы безопасности на всех объектах.

Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:

ХарактеристикаКласс речного судна
М-СП (лед)М (лед)О (лед)Р (лед)Л (лед)
Высота волны3,5 м3,0 м2,0 м1,2 м0,6 м
Сплоченность льда6 баллов6 баллов5 баллов4 балла3 балла
Толщина льда0,4 м0,3 м0,2 м0,1 м0,05 м

Первый класс — это водный транспорт, который может передвигаться в речных бассейнах (разрядности «М»), не имеет никаких противопоказаний или ограничений по погодным условиям. Второй класс — это все суда, которые имеют смешанный тип плавания, могут ходить не только в реках, но и в морях. Третий класс — это водный транспорт, который используется в речных бассейнах (разрядности «О»), не имеет никаких противопоказаний и ограничений по погодным условиям. Четвёртый класс — это суда, передвигающиеся исключительно по рекам. Пятый класс — это все суда, передвигающиеся в мелких реках или на мелководье.
Классификация судов по принципу поддержания на воде

Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:

  • на воздушных подушках (скеговых);
  • на воздушных подушках (амфибиях);
  • на крыльях подводного типа;
  • глиссирующие (пассажирского назначения).

Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:

  • водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
  • на каверной воздушке.

Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:

  • самоходные речного типа;
  • несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
  • стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).

Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания

Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:

  • внутреннее плавание;
  • смешанное плавание;
  • морское плавание.

Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей

выделяет всего 2 группы:

  • речные теплоходы;
  • речные дизель-электроходы.

Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя

  • на воздушной подушке;
  • винтовые;
  • колесные;
  • водометные;
  • с крыльчатыми движителями.

Классификация судов по материалу изготовления корпуса

  • металлические;
  • стеклопластиковые;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак

1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:

  • Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
  • Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
  • Буксирные (толкачи-буксиры).

Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:

  • Теплоход двухъярусный
  • Теплоход однопалубный

Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.

2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.

  • Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
  • Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
  • Земснаряды;

Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.

  • Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
  • Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).

Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.

Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!

Архитектурно-конструктивные типы и классификация судов

Судно представляет собой плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний и других целей.

Одной из важнейших характеристик судна, обеспечивающих безопасность его плавания, является прочность, не изменяющаяся в процессе эксплуатации. Постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых обладают агрессивными свойствами, наличие труднодоступных мест, где практически невозможно своевременно обнаружить и устранить коррозию,— все это способствует возникновению и быстрому развитию коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для защиты их от коррозии и обрастания. К ним в первую очередь относится своевременное окрашивание, правильное выполнение которого возможно только при хорошем знании устройства судна.

Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, числом и расположением надстроек, рубок, палуб, дымовых труб и т. п. Внешний вид судна зависит и от его основного назначения: так, на архитектуру грузового судна оказывает влияние оборудование, обеспечивающее быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:
одноостровные суда, имеющие одну надстройку,— бак или ют. Удлиненный бак характерен для судов, работающих в тяжелых условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). У промысловых судов, оборудование которых расположено в носовой части корпуса, удлиненный ют;
двухостровные суда с двумя надстройками: обычно бак и ют, удлиненный бак или удлиненный ют. Это, как правило, суда, перевозящие жидкие или сыпучие грузы разного назначения;
трехостровные суда — с носовой, кормовой и средней надстройками;
суда со сплошной надстройкой по всей длине, обычно относящиеся к двухпалубным. Они используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов;
гладкопалубные суда без надстроек. На верхней палубе этих судов находятся только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов;
квартердечные суда, имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8—1,2 м в кормовой части. К ним относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.

Суда классифицируют по различным признакам, например по районам плавания, назначению судов, материалу корпуса и т. д.

По районам плавания гражданские суда разделяются на морские (неограниченного, ограниченного и прибрежного районов плавания), рейдовые, внутреннего плавания (озерные и речные) и смешанного плавания типа «река — море».

По назначению различают суда следующих типов: транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на обслуживающие (буксиры, обеспечивающие буксировку больших судов в узкостях и портах или несамоходных судов, ледоколы, буксиры-спасатели, пожарные, водолазные суда и др.), служебные (медико-санитарные, научно-исследовательские, учебные и пр.).

Суда технического флота подразделяют на: грунтовозные самоходные шаланды, дноуглубительные снаряды, крановые суда, плавучие доки, плавучие краны, плавучие мастерские, в том числе для окрасочных работ, суда-нефтесборщики, а также суда, предназначенные для выполнения строительных, лесосплавных, мелиоративных и буровых работ, электростанции плавучие и т. п.

Судно является сложным инженерным сооружением, способным устойчиво держаться на воде и перемещаться в заданном направлении с определенной скоростью.

Устройство судна как инженерного сооружения определяется конструкцией его корпуса и рациональным размещением внутри него различных механизмов, оборудования и грузов, а также жилых и служебных помещений.

Все суда в зависимости от их целевого назначения подразделяют на две основные группы: военные суда, или корабли, входящие в состав военно-морского флота, и гражданские суда, предназначенные для транспортных и производственных целей. В свою очередь гражданские суда классифицируют:
По типу главного двигателя — пароходы (главный двигатель — паровая поршневая машина); теплоходы (главный двигатель — двигатель внутреннего сгорания); турбоходы (главный двигатель — паротурбинная установка); газотурбоходы (главный двигатель—газотурбинная установка); турбоэлектроходы и дизель-электроходы (главный двигатель — турбина или дизель, приводящие в движение электрогенератор, электрическая энергия которого передается на гребной электродвигатель); атомоходы (источник тепловой энергии — атомный реактор).

По роду движителя — парусные; колесные (речные и озерные); винтовые (речные, озерные и морские одно-, двух-, трех- и четырехвинтовые суда); со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными и др.).

По роду движения по воде — плавающие (водоизмещающие и подводные); глиссирующие (скользящие по поверхности воды); плавающие на подводных крыльях (корпус судна во время движения находится над водой, а под водой оказываются только несущие плоскости-крылья) и на воздушной подушке (между днищем судна и поверхностью воды нагнетается под большим давлением воздух, который поддерживает судно над водой во время его движения).

По конструктивному оформлению — по числу палуб (одно-, двух- и трехпалубные); количеству и расположению надстроек;
форме форштевня; форме и конструкции кормы; количеству и размерам грузовых трюмов; месту расположения машинного отделения и т. д.

Корабли военно-морского флота в зависимости от их назначения подразделяются на боевые и вспомогательные (нефтеналивные, ремонтные, плавучие госпитали, плавбазы и т. д.).

Судов на свете великое множество. Хотя бы потому, что все водоплавающие средства - корабли, пароходы, яхты, лодки, доски для серфинга, плоты, водные велосипеды, байдарки, гидроскутеры, авианосцы, экранопланы, подлодки и буровые установки - в конечном счете ими являются. Все, что движется по воде, под водой, либо касаясь ее поверхности - это суда. А теперь мы постараемся разобраться во всем этом многообразии.

Судно и корабль

Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, - чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.

какие бывают суда

А вот корабль - это более узкое понятие:

  • Только крупное судно.
  • Только военное судно.
  • Парусное судно.

Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот "военный корабль" - это уже тавтология.

По виду двигателя

По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:

  • передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
  • передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
  • комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)

Внешнюю энергию - ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) - используют следующие суда:

  • Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
  • С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
  • С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
  • С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне "Алсион".
  • С кайтом ("воздушный змей", "небесный парус", "летающий парус"). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.

какие бывают судна

Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:

  • Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
  • Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа:
    • лопастные - с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
    • нелопастные - реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.

    По положению относительно поверхности воды

    Разберем, какими бывают судна согласно этой классификации. Их два вида:

    1. СДПП (с динамическими принципами поддержания) - аэродинамические и/или гидродинамические силы при определенной скорости удерживают устройство на воде. Сюда можно отнести:

    • экранопланы;
    • аппараты на воздушной подушке;
    • глиссеры;
    • аппараты на подводных крыльях;
    • суда на воздушных кавернах.

    морские суда какие бывают

    2. Водоизмещающие - держатся на воде согласно закону Архимеда. Какими бывают суда в этой категории? Их, в свою очередь, разделяют еще на несколько видов:

    • надводные;
    • подводные (сюда не всегда относят подлодки - только те устройства, что перевозят людей в мирных целях);
    • ныряющие (боевые и развлекательные катера);
    • полупогруженные (полуподводные танкеры);
    • полугружные (буровые установки);
    • судна с малой площадью ватерлинии.

    По виду энергетической установки

    Какими бывают суда, корабли в рамках данной классификации:

    • Пароход. Основным двигателем выступает паровая поршневая машина. Суда с паровой турбиной называются несколько иначе - турбоходы, паротурбоходы. Энергоноситель для них - уголь, мазут.
    • Теплоход. Энергетической установкой выступает двигатель внутреннего сгорания - газовый или газовая турбина (газотурбоход). Сюда также можно отнести паротурбоходы, дизель-электроходы.
    • Турбоход. Судно приводит в движение газовая или паровая турбина.
    • Атомоход. Энергетическая установка тут - атомная (АЭУ) или ядерная (ЯЭУ). Следовательно, главный источник энергии для этих судов - ядерное топливо.
    • Электроход. Движение выступает результатом работы электродвигателей.

    какие бывают суда корабли

    Виды гражданских судов

    Все абсолютно суда разделяются на два больших типа - гражданские и военные. Есть однако и средства, которые можно использовать в двух этих целях.

    Посмотрим, какими бывают суда по назначению гражданского типа:

    • Транспортные:
      • Пассажирские - перевозящие более чем 12 лиц, не являющихся членами экипажа.
      • Грузовые - то, что нельзя отнести к пассажирскому. Это сухогрузы (балкеры, ролкеры, контейнеровозы, автомобилевозы, рефрижераторные суда и т.д.) и танкеры (отличает перевозка грузов в специальных цистернах - танках).
      • Грузопассажирские - грузовое, имеющее места для пассажиров, или пассажирское, имеющие специальные трюмы для грузов.
      • промышленно-хозяйственные: добывающие, лесопромышленные, энергоснабжающие, очищающие дно, кабельные, мотозавозни, трубоукладчики и т.д.;
      • суда, технически обслуживающие корабли, порт, водные пути: крановые, плавучие доки, грунтоотвозные, дноуглубительные.
      • спасательные;
      • буксировочные;
      • ледоколы;
      • бункеровочные;
      • учебные;
      • патрульные;
      • научно-исследовательские;
      • медицинско-санитарные.

      какие бывают суда по назначению

      Виды военных судов

      Говоря о том, какие бывают морские суда, упомянем четыре ранга кораблей ВМФ: