Виды судов для перевозки грузов таблица

Обновлено: 19.04.2024

Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.

Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в случае, если они ничем иным, кроме добычи морских биоресурсов заниматься не могут. Если такое судно оборудовано, например, рефрижераторными трюмами, то есть в состоянии перевозить, скажем, мороженных цыплят, оно будет рассматриваться как грузовое.

Содержание

Сухогрузы

Сухогруз — общее название судов предназначенных для перевозки твёрдых, навалочных, и тарно-штучных грузов, в том числе контейнеров и жидких грузов в таре. Включает в себя универсальные суда для генеральных грузов, оборудованные погрузочно-разгрузочными средствами, суда для перевозки массовых грузов, балкеры дедвейтом менее 12 тыс. тонн, некоторые другие суда, к примеру, агломератовозы.

Балкеры

Балкер (также навалочник [1] ) — судно для перевозки сыпучих грузов навалом в трюме (то есть без тары). Балкеры используются для перевозки руды, угля, цемента и т. п. Помимо универсальных балкеров существуют специализированные, оборудованные для перевозки определённых видов грузов, например рудовозы, цементовозы и т. д. Существуют суда, способные одновременно перевозить и насыпные, и наливные грузы (то есть являющиеся одновременно и балкером, и танкером), например нефтерудовозы.

Контейнеровозы

Контейнеровоз — судно для перевозки грузов в стандартизированных контейнерах.

Ролкеры



Ролкер (также: судно типа ро-ро) — судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Ролкеры чаще всего используются для перевозки (грузовых) автомобилей и другой колёсной техники. Основное преимущество ролкера — быстрота разгрузки и погрузки судна. Для этих операций не нужны подъёмные краны: грузовые автомобили с грузом просто заезжают/выезжают на грузовые палубы судна по аппарели.

Лихтеровозы

Лихтеровоз — судно, перевозящее специальные баржи — лихтеры. Лихтеровозы часто используют там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры загружают у причала, транспортируют буксиром к лихтеровозу и поднимают на борт лихтеровоза. Разгрузка производится в обратном порядке. В России существует единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть» обслуживающий посёлки Северного Ледовитого океана. Этот лихтеровоз входит в состав ФУГП Атомфлот Госкорпорации Росатом.

Танкеры

Танкер — судно для перевозки наливных грузов.

Рефрижераторное судно

Рефрижераторное судно — судно, трюмы которого оборудованы охлаждающими установками. Рефрижераторные суда используются для перевозки скоропортящихся продуктов питания. Из-за этого среди моряков они получили прозвище «банановозы».

Классификация по размерам

Существует мировая классификация грузовых судов по размерам. Она опирается на возможности портов и терминалов по приёму судов разного размера и на пропускных способностях наиболее важных каналов (Суэцкого и Панамского). Существует несколько трактовок этих классов: шкала Ллойда [2] , шкала AFRA [3] , шкала гибкого рынка [3] .

Одним из наиболее популярных способов доставки грузов по миру являются морские перевозки. Давайте сразу определимся: для перевозки грузов по морю не плавают, а ходят, и не корабли (они бывают только военные), а суда. Вообще судно – это плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Нас же интересуют гражданские транспортные (грузовые) суда.

Грузовым судном, если сильно обобщить, является любое непассажирское судно, но, с учетом всех оговорок и сферы действия Конвенции ООН по морскому праву, – это самоходное, имеющее валовую вместимость более 500 регистровых тонн, которое не является военным кораблем или военным транспортом, не является исключительно рыболовным, не является прогулочной яхтой и не занимается коммерческой деятельностью.

Грузовые суда разделяются на две большие группы: сухогрузы и танкеры.

К сухогрузам относятся контейнеровозы, лихтеровозы, балкеры, ролкеры (в т.ч. автомобилевозы), рефрижераторные, а также специализированные суда (лесовозы, цементовозы и т.д.).

Среди танкеров тоже есть специализированные – газовозы, виновозы и др., но их всех объединяет перевозка груза в цистернах (танках). Существуют суда смешанного типа или универсальные – такие могут одновременно или попеременно перевозить как наливные, так и насыпные или штучные сухие грузы.

Рассмотрим наиболее популярные типы судов.

Сухогруз (другое название – «балкер» от англ. bulk – «сыпучий»)

Служат для перевозки сыпучих грузов, например, зерна, удобрений, угля и др.

bulker_1000px.jpg

Балкеры делятся на семь «подгрупп»:

  • Мини-балкера – суда с дедвейтом (от англ. deadweight) – суммой масс всего полезного перевозимого груза – до 10 тысяч тонн, которые в основном предназначены для каботажного (морского прибрежного) плавания и по внутренним водным путям;
  • Handysize – такие суда считаются наиболее распространенными, так как позволяют входить в небольшие порты, кроме того, в зачастую они оснащены кранами, которые позволяют производить погрузку и разгрузку грузов в портах самостоятельно;
  • Handymax – это максимально увеличенные в размере Handysize;
  • Suezmax – максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала;
  • Panamax – максимально возможный размер для прохождения Панамского канала;
  • Post-Panamax – в 2017 году открылась новая группа шлюзов Панамского канала, вследствие чего такие размеры судов стали максимально возможными для прохождения через данные шлюзы;
  • Capesize – большие грузовые суда, которые не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Суда такого типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн, которая является самой южной точкой материка Южная Америка.

Вышеописанная классификация учитывает особенности района хождения, а именно глубину в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Именно навигационная обстановка на океанских и морских путях – причина четких требований по размерам судов.

Танкер (от англ. tank – бак, цистерна)

Используются для перевозки наливных грузов. Чаще всего таким видом судов транспортируют нефть и нефтепродукты, но также перевозят воду, продуктовые масла и прочие жидкие грузы. Упрощая вышесказанное: все что возможно налить – перевозится танкером.

Screenshot_14.jpg

Различное множество танкеров различается по размеру (аналогично балкерам) и по роду перевозимого груза.

Классификация размеров танкеров идентична классификации балкеров, хотя существуют исключения:

VLCC (Very Large Crude Carrier) – имеют дедвейт 60 000 – 320 000 тонн. Такие суда используются для перевозки нефти с Ближнего Востока до Мексиканского залива.

ULCC (Ultra Large Crude Carrier) – имеют дедвейт более 320 000 тонн, однако такие исполины не так часто используются ввиду узкой направленности.

Газовозы (Gas carriers)

По своей сути это тоже танкеры, но, что понятно из названия, ввиду особенностей груза имеющие особую специфику и выделяющиеся в отдельный класс судов, который, в свою очередь, подразделяется на разные типы.

Screenshot_13.jpg

Напорные – когда газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с чем отсутствует необходимость в системе охлаждения груза и теплоизоляции самих танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические или сферические баллоны, которые рассчитаны, как правило, на давление 18,5 бар (что соответствует давлению насыщенных паров пропана при температуре +55°С).

Полурефрижераторные – конструктивные особенности грузовых танков и системы охлаждения таких газовозов позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до - 89°С ( -104°С для этиленовозов).

Рефрижераторные – предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении выше атмосферного максимум на 0,3 бара. Газовозы данного типа хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов, например, сжиженного природного газа, аммиака или хлористого винила на значительные расстояния. Такой груз перевозится в изолированных танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Важно отметить, что международные правила требуют установку на рефрижераторных газовозах вторичного барьера для снижения риска утечек груза в случае аварии.

Контейнеровозы

Именно их мы представляем, когда речь заходит о морских грузоперевозках. Из названия очевидно, что данный тип судов предназначен для перевозки контейнеров. Существует отдельная классификация контейнеров, соответствующая строгим международным правилам, которая соотносится с типом перевозимого груза.

evergiven_1000px.jpg

Грузовместимость контейнеровозов обозначается в TEU – максимальном количестве перевозимых стандартных 20-футовых контейнеров. Контейнеровозы также классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них особые размеры:

Explorer Class, который перевозит от 16600 до 18200 TEU.

Triple E-Class ("Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved" Экономический масштаб, энергоэффективность, улучшенная экологичность), который перевозит от 18200 до 21000 TEU.

Контейнеровозы в основном работают по принципу, схожему с пассажирскими судами, – на так называемых «линиях». То есть на маршруте следования находятся определенные порты и судно точно по расписанию курсирует по назначенному порядку среди этих портов.

По морям и океанам мира ежегодно курсируют тысячи грузовых перевозчиков, обрабатывая основную часть международной торговли. Компания «Новелко» также среди таких перевозчиков, но есть важная особенность: с нами ваш груз будет доставлен в нужный срок по любому самому сложному маршруту!


В мировом торговом флоте принято подразделять суда на типы определяющиеся свойствами перевозимого груза: танкеры, контейнеровозы, газовозы, сухогрузы. Помимо этого транспортные суда классифицируют по размерам. Размеры грузовых судов варьируются от скромных небольших перевозчиков дедвейтом от 10 000 до гигантских супертанкеров дедвейтом более 300 000 тонн. Существует несколько размерных категорий для четырех транспортных судов:

  • размеры сухогрузных судов (балкеров)
  • размеры контейнерных судов
  • размеры судов-газовозов
  • размеры танкеров

Классификация судов по размерам учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. Для определения судов по размерам применяется словосочетание, состоящее из двух слов. В первой части используется термин, означающий принадлежность к географическому объекту, во второй части — термин определяет максимальный размер или просто размер.

Размеры сухогрузных судов (балкеров)

Размер Handysize

К типам судов «Handysize» чаще всего относят балкеры для генеральных грузов дедвейтом от 15 000 до 40 000 тонн. Грузовые суда с размерами больше, чем «Handysize» уже относятся к типу судов «Handymax», а суда меньше 15 000 тонн определения не имеют, а просто называют «Костерами» (от англ. «coaster») или каботажными судами.

Каботажное судно дедвейтом менее 10 000 тонн

Каботажное судно дедвейтом менее 10 000 тонн

Суда размером «Handysize» считаются наиболее распространенными, поскольку позволяют входить в небольшие порты, и в большинстве случаев они оснащены кранами, чтобы самостоятельно производить отгрузку грузов. В сравнении с большими балкерами, суда размером «Handysize» выполняют более широкую обработку так называемых «штучных» грузов. К таким относятся: изделия из стали, зерно, фосфаты, лес, щебень.

Наиболее распространенным стандартом в этой категории судов являются балкеры дедвейтом около 32000 тонн и осадкой не более 10 м. Они имеют пять грузовых трюмов с гидравлическими твиндеками, и четыре крана для обработки грузов. Некоторые суда типа «Handysize» оснащаются стойками на верхней палубе, между которыми загружаются штабельным способом лес, за что они получили название «лесовозы». Несмотря на многочисленные заказы судоходных компаний на новые типы судов, «Handysize» остается самым востребованным и имеет самый высокий средний возраст среди сухогрузов.

Судно размером Handysize

Судно размером Handysize

Размер Handymax

Суда размером «Handymax» применяются к балкерам с дедвейтом от 40 000 до 50 000 тонн. Суда этого типа имеют длину 150-200 м и оснащены 5 грузовыми трюмами. Как правило, это суда более старой постройки. Современные балкеры уже имеют дедвейт от 52 000 до 58 000 тонн и оборудованы 5 грузовыми трюмами и оснащены 4-мя кранами грузоподъемностью до 30 тонн каждый.

Судно размером Handymax

Судно размером Handymax

Размер Supramax (Large Handymax)

Балкеры размером Supramax, постепенно заменяющие суда Handymax имеют дедвейт от 50 000 тонн до 60 000 тонн. Как и у предшественников также имеют 5 грузовых трюмов.

Сухогруз размером Supramax

Сухогруз размером Supramax

Размер Ultramax

Совсем недавно на судоходных линиях появился еще один тип сухогрузов Ultramax дедвейтом от 60 000 до 65 000 тонн. Их отличительной особенностью является не размерения, а экологичный главный двигатель. Балкеры Ultramax считаются модернизацией судов Supramax и оборудованы пятью грузовыми трюмами. Пока это малочисленный флот.

Судно размером Ultramax

Судно размером Ultramax

Размер Seawaymax

Термин «Seawaymax» относится к судам, которые могут проходить через канал Святого Лаврентия — название водного пути от Монреаля до озера Эри, включая канал Уэлленда и водный путь по Великим озерам из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке.

Сухогрузные суда размером «Seawaymax» имеют дедвейт от 60 000 до 100 000 тонн, длину 226 м, ширину 24 м и осадку 7,92 м. Хотя ширина канала имеет 235 метров грузовые суда больших размеров не могут выйти из Великих Озер в Атлантический океан из-за ограничений по осадке в некоторых местах водного пути. В последние годы дополнительные проблемы судоходству создало понижение уровня воды на Великих озерах. Знаменитый балкер «Edmund Fitzgerald» был построен по типу судов «Seawaymax». Он установил рекорд по преодолению водной преграды на канале Святого Лаврентия, пройдя через него с грузом 28 502 тонн железной руды, в то время как ежегодный дедвейт водного пути составлял 72 351 тонну. В 2006 году не менее 28 судов различных типов были выведены из эксплуатации, из-за своих размеров и были слишком велики, чтобы покинуть Великие озера.

Озерное судно размером Seawaymax

Озерное судно размером Seawaymax

Размер Kamsarmax

Балкеры Kamsarmax имеют дедвейт от 80 000 до 85 000 тонн. Наиболее распространенная конструкция дедвейтом 82 000 тонн. Длина таких сухогрузов составляет 229 м, ширина 32 м и осадка 14,5 м, что является максимально допустимым параметром для входа в порт Камсар, Гвинея в Западной Африке, одного из крупнейших портов мира по перевалке бокситов.

Балкер размером Kamsarmax

Балкер размером Kamsarmax

Размер Panamax

Балкеры размером «Panamax» имеют дедвейт от 60 000 тонн до 80 000 тонн и ограничены параметрами шлюзов Панамского канала.

Размер Post-Panamax

Данный термин применяется к современным сухогрузам размером «Post-Panamax», которые имеют длину 240 м, и ширину 38 м, что на 6 м шире шлюзовых камер Панамского канала. Из-за этой характеристики они не могут проходить данную преграду. Дедвейт таких балкеров варьируется от 90 000 тонн до 110 000 тонн.

Размер Capesize

Термином «Capesize» обозначаются грузовые суда, которые из-за своих больших размеров не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. На английском языке слово «cape» означает «мыс». Таким образом, суда данного типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн — самой южной точки Южной Америки.

Суда типа «Capesize» имеют дедвейт от 160 000 до 210 000 тонн. Основное количество балкеров данного размера составляют крупнотоннажные зерновозы и рудовозы со средним дедвейтом 175 000 тонн, длиной корпуса 289 м, шириной 45 м, осадкой 17,9 м и имеют 9 грузовых трюмов. Некоторые «Capesize» с максимальной шириной 47 м называются «Newcastlemax» и являются самыми большими судами, которые могут заходить в порт Ньюкасла в Австралии.

Балкер размером Capesize

Балкер размером Capesize

Размер Valemax (ULOC — Ultra Large Ore Carrier)

Экономический рост Китая с его большим спросом на сырье, привел к потребности увеличить суда размером «Capesize». Так появились ультра-большие рудовозы дедвейтом 400 000 тонн, длиной 362 м, шириной 65 м и осадкой 23 м. Крупнейшими судами в этой категории являются суда серии Valemax, курсирующие с грузом железной руды между портами Бразилии и Китая. Естественно, суда таких размеров обрабатываются на специализированных глубоководных терминалах.

Рудовоз размером Valemax под погрузкой

Рудовоз размером Valemax под погрузкой

Размеры контейнерных судов

Размер Feeder

Для контейнерных судов существует собственная градация по размерам, так как их грузоподъемность варьируется от 500 до 22 000 контейнеров. Их основной характеристикой считается вместимость 20-футовых контейнеров, которые принято за эталонную единицу вместимости — двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ).

Суда размером Feeder называют фидерные контейнеровозы, считаются самыми малоразмерными представителями контейнерных судов. Вместимость таких судов составляет до 1 000 ДФЭ. Используются в качестве перевозчиков от основных контейнерных терминалов по внутренним водным путям.

Фидерный контейнеровоз

Фидерный контейнеровоз

Размер Feeder-Handy

Контейнерные суда чуть большего размера называют «Feeder-Handy» и имеют вместимость от 1 000 до 2 000 контейнеров ДФЭ. Такие небольшие контейнеровозы используются в основном для каботажного плавания и перевозки грузов по внутренним путям.

Размер Sub-Panamax

Контейнеровозы вместимостью от 2 000 до 3 000 ДФЭ относят к типам «Sub-Panamax». Контейнерные суда классифицированные как «Sub-Panamax» имеют длину до 230 м, ширину до 30,0 м, осадку до 11 м и соответствуют параметрам Панамского канала. Данный термин является важным фактором при строительстве контейнерных судов и требует максимально точной выдержки указанных размеров.

Размер Panamax

Суда размером «Panamax» вместимостью от 3 000 до 10 000 ДФЭ и определены главным образом параметрами шлюзовых камер: ширина — 33,53 м, длина — 320 м, высота — 25,9 м. Полезная длина каждой камеры для постановки судна составляет 304,8 м. На сегодняшний день установлены следующие предельные размеры судов для прохода по каналу: длина — 294,1 м, ширина — 32,3 м, осадка — 12 м, высота от ватерлинии до самой высокой точки судна составляет 57,91 м. При этом проводка судов проводиться только в светлое время суток.

Контейнерное судно размера Panamax

Контейнерное судно размера Panamax

Размер New Panamax

«New Panamax» морской термин обозначающий крупный размер судна, способное с полной загрузкой проходить через новые шлюзы Панамского канала. Открытые в 2016 году они имеют параметры: длина — 427 м, ширина — 55 м, допустимая осадка судов — 18,3 м. Суда-контейнеровозы вместимостью от 10 000 до 14 000 ДФЭ, длиной 366 м, шириной 49 м, осадкой 15,2 м и дедвейтом 120 000 тонн получили наименование «Neopanamax» и ограничены лишь размерами водной преграды.

Размер Malaccamax (ULCS — Ultra Large Container Ship)

Контейнерные суда размером «Malaccamax» построены с учетом прохода через Малаккский пролив. Наименование ULCS (ультра-большой контейнеровоз) присвоено контейнеровозам серии Maersk Triple E, длина которых составляет 399 м, ширина 59 м, осадка 14,5 м и дедвейтом 165 000 тонн для перевозки 18 500 контейнеров ДФЭ. Всего построено 31 судно данного проекта. При этом контейнеровозы «Malaccamax» могут проходить через Суэцкий канал, который не имеет шлюзов, а единственным ограничивающим фактором является осадка. В настоящее время глубина водного пути составляет 20 м. Максимально допустимая ширина судна составляет 68 м.

Ультра-большой контейнеровоз Magleby Maersk

Ультра-большой контейнеровоз Magleby Maersk

Размеры судов-газовозов

Отдельная классификация применяется и к газовозам. Она основана на объемах транспортируемых веществ:

  • Conventional (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 145 000 до 154 000 куб. м) — газовоз общего назначения
  • Q-Flex (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 210 000 до 216 000 куб. м) — газовоз средних размеров
  • Q-Max (Qatar-Max) (объем транспортируемого сжиженного природного газа от 263 000 до 266 000 куб м) — большой газовоз.

Газовоз размером Q-Max (Qatar-Max)

Газовоз размером Q-Max (Qatar-Max)

Размеры танкеров

Наливные танкеры имеют собственную классификацию по дедвейту (Seawaymax, Panamax, Aframax, Suezmax, VLCC (Malaccamax), ULCC) которая рассмотрена в отдельной публикации.

Нефтеналивной танкер размером Aframax

Нефтеналивной танкер размером Aframax

В последние годы под влиянием развития мировой торговли и в связи со стремлениями повышать экономическую эффективность морских перевозок, происходят структурные изменения в составе мирового флота в сторону увеличения количества судов большей грузоподъемности и большего размера. В связи с этим для улучшения навигационной обстановки и сокращения путей транспортировки на основных магистральных направлениях морских перевозок осуществляется реконструкция. Таким образом, параметры судов в категориях с названиями «max» и «size» периодически изменяются, поэтому эти группы можно считать не постоянными.


Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на:

  • грузовые
  • пассажирские
  • специальные транспортные суда

Грузовые суда

Грузовые суда разделяют на:

Сухогрузные суда

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн, 30 и 200 тонн. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

  • сухогрузные суда для перевозки генеральных грузов — являются наиболее распространенным типом судов. Как следует из названия эти суда перевозят штучные грузы помещенные в мешки, ящики, бочки.
  • суда для перевозки навалочных грузов(балкеры, лэйкеры, суда BIBO) предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрений, строительных материалов, зерна и то прочее. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспорта. Некоторые из балкеров могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят руду, а обратно — нефть (нефтерудовозы). Лэйкеры (озерные суда) — саморазгружающиеся балкеры грузоподъемностью от 20 000 до 30 000 тонн, курсирующие по Великим озерам, за что и получили название «Lakers» (озерные суда). Суда BIBO(Bulk-in-Bags-out), дословно обозначает «балк грузим, мешки выгружаем». Иными словами это плавучий завод по мешкованию навалочных грузов.
  • контейнерные суда (контейнеровозы, лихтеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Благодаря тому, что в грузовые трюмы этих судов укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнеровозах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Лихтеровозы предназначены для перевозки специальных барж — лихтеров. Часто используются там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры снимаются с судна и транспортируются к берегу с помощью буксиров.
  • рефрижераторные суда (риферы) предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • трейлерные суда (ролкеры) служат для перевозки грузов, находящихся в автоприцепах. Груз, размещенный на колесных прицепах (трейлерах), можно погрузить (выгрузить), вкатывая (выкатывая) на судно и обратно в течение короткого времени.
  • лесовозы предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием — независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.
  • суда для перевозки автомобилей (автомобилевозы)подходят для перевозки колесной техники: автомобилей, грузовиков, спецтехники или грузов на прицепах. Оборудованы рампами и множеством палуб с разметкой для парковки.
  • суда для перевозки скота (скотовозы) предназначены для транспортировки животных двух видов: овец и крупного рогатого скота. Данные суда имеют хорошую вентиляцию, обширное водоснабжение, систему для удаления продуктов жизнедеятельности животных и систему подачи фуража.

Наливные суда

  • танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами.
  • газовозы это специализированная разновидность танкеров. Предназначены для перевозки сжиженных природных газов (СПГ) и сжиженных нефтяных газов (СНГ), выделяющихся при добыче нефти — метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением.
  • суда для перевозки химикалиев (химовозы). Химические танкеры предназначены для перевозки химикатов: чрезвычайно опасных масел (IMO 1) и для перевозки пищевых (растительных) масел и чистых нефтепродуктов (IMO 2, IMO 3).
  • суда для перевозки прочих жидких грузов (битумовозы) небольшие танкеры, пригодные для перевозки асфальта/битума. Основные характеристики танкеров-химовозов поддержание высоких температур до 200 градусов.

Пассажирские суда

Пассажирские суда — суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским.

Суда для обслуживания регулярных пассажирских линий

Это пассажирские суда, совершающие рейсы между заданными портами по определенному расписанию. Особый интерес здесь представляют трансокеанские пассажирские лайнеры, рассчитанные на 2000-5000 пассажиров водоизмещением до 100 000 тонн и скоростью хода 30 узлов.

Суда для туристских путешествий

Речные пассажирские суда обслуживающие регулярные линии или используемые для речных прогулок размещают на борту до 600 пассажиров и имеют скорость хода около 27 км/час.

На современных океанских пассажирских судах всем пассажирам предоставляют одно-, двух-, трех-, четырехместные каюты или пентхаусы со всеми удобствами. Для отдыха и развлечений пассажиров имеются салоны, комнаты игр, спортивные залы, плавательные бассейны, рестораны, кафе, тематические клубы и прочее.

Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания — спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.

Специальные транспортные суда

К специальным транспортным судам относятся:

  • паромы (железнодорожные паромы, автомобильно-пассажирские паромы, пассажирские паромы)
  • суда-тяжеловозы
  • транспортные буксиры
  • буксиры-толкачи

Паромы

Паромы бывают железнодорожные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы — для морских путешествий. Внешне морские паромы схожи с пассажирскими судами и отличаются наличием специальных грузовых палуб. Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места в зависимости от длительности рейса, а также салоны, бары, рестораны на судах-паромах располагают в надстройке. Паромы имеют успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках.

Суда-тяжеловозы

Суда-тяжеловозы предназначены для транспортировки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Для погрузки (отгрузки) огромных грузов суда большой грузоподъемности используют собственную конструктивную особенность — платформа для приема груза погружается под воду до 21 м, надстройка при этом остается над поверхностью воды, буксиры подтягивают негабаритное сооружение и удерживают его над платформой, пока тяжеловесное судно не поднимется над ватерлинией. После этого осуществляется доставка в пункт назначения. Такой принцип погрузки дал судам-тяжеловозам более распространенное название — полупогружные суда.

Транспортные буксиры

Служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее.

Буксиры-толкачи

Буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: