Виды ремонта маломерных судов

Обновлено: 23.04.2024

Техническое обслуживание (ТО) двигателей (включая водоводяной и водомасляный холодильники, реверс-редуктор, валопроводы и подводящие системы) и движителей, будучи профилактическим мероприятием, необходимо для их поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Техническое обслуживание проводится, как правило, в сроки и в объеме, рекомендованном заводом — изготовителем, либо фирмой — гарантом и включает, в общем случае, контрольно — диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы. Обслуживание двигателей и движителей по периодичности, перечню и трудоемкости проводимых работ можно условно разделить, по общепринятой классификации, на ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО). Работы в объеме ЕО выполняются перед и после выхода судна на водоем. Рекомендуемый объем ЕО: внешний контроль комплектности (в т.ч. инструментария), проверка исправности действия приборов, механизмов и систем, наличия горючего, масла, охлаждающей жидкости, дозаправка, проведение уборочно-моечных работ. Примерный объем работ при ТО-1: проверка крепления двигателя и реверс-редуктора, соединений фланцев промежуточных и гребных валов; проверка герметичности систем питания, смазки и охлаждения, крепления навесного оборудования, состояния и регулировки натяжения приводных ремней, присоединений к дроссельной и воздушной заслонкам, действие их приводов (у дизелей — работу насоса, форсунок, останова двигателя); проверка крепления, надежности, чистоты контактов наконечников проводов с зажимами, уровня и плотности электролита в АБ, исправности электрических цепей зажигания, освещения, звуковой и световой сигнализации. Комплекс работ по ТО-2 включает объем работ по ТО-1 и дополнительно рекомендуется: проверить герметичность соединения головки с блоком (целостность прокладки), компрессию по цилиндрам, натяжение приводных ремней и цепи, произвести регулировку (при необходимости) тепловых зазоров в клапанном механизме, заменить масло и масляный фильтр (в соответствии со сроками завода-изготовителя), отрегулировать число оборотов холостого хода, проверить герметичность топливного бака (цистерны), соединений и трубопроводов системы питания, смазки, охлаждения, крепление механизмов и приборов на двигателе, продуть сжатым воздухом полости стартера и генератора, проверить состояние их щеток и состояние системы зажигания — катушки, распределителя, свечей.Выявленные в процессе проверки неисправности устранить.Кроме того, в период ТО-2 рекомендуется проводить небольшие, технологически связанные, ремонтные работы по замене узлов и деталей. По окончании ТО-2 следует проверить двигатель и движитель в работе.Сезонное обслуживание (СТО) проводится, как и следует из названия перед началом или по окончании навигационного периода для данного региона и включает в себя наиболее трудоемкие, заранее планируемые работы: проверяется состояние шатунно-поршневой группы, промывается система охлаждения, заменяется смазка на отдельных узлах и деталях, снимаются и приводятся в порядок генератор, стартер, трамблер (с заменой изношенных деталей, контактной группы, щеток) и т.п. При эксплуатации двигателя необходимо следить за его работой, своевременно определять признаки основных и серьезных неисправностей двигателя, валопровода и движителей судна. К ним относятся: падение мощности и перегрев двигателя, повышенный расход масла, дымный выхлоп, снижение компрессии, стуки в двигателе, вибрация валопровода и кормы судна. В целях поддержания судна в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах проводится техническое обслуживание судна, которое по характеру и объему выполнявшее работ подразделяются на плановые осмотры и ремонты. Ответственность за своевременное полное и качественное проведение плановых осмотров и ремонтов возлагается на судоводителей, за которыми закреплено судно. Осмотры и ремонты выполняются в соответствии с описаниями, инструкциями и руководствами заводов-изготовителей. Основанием для выполнения плановых осмотров и ремонтов служит фактическое техническое состояние корпуса, двигателя, а также число ходовых часов. Виды осмотров, которые проводятся, а период навигации при нахождении судна в эксплуатации: ежедневный; еженедельный; ежемесячный. Типовой перечень работ, выполняемых при ежедневном осмотре перед выходом в плавание: наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла, топлива и др.; наружный осмотр двигателя, систем и устройств; проверка подсоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов; устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре; дозаправка ГСМ. Проверяются: наличие на судне судовой документации; наличие и исправность: якорного и швартовного устройств, предметов судового снабжения, спасательных, сигнальных и осушительных средств, противопожарного, штурманского, медицинского и другого оборудования; исправность двигателя, реверс — редуктора, обслуживающих систем, дистанционного управления двигателем; исправность сигнально — отличительных огней; уровень масла в двигателе и реверс-редукторе, наличие воды в системе охлаждения; наличие пресной воды и продовольствия в количестве, необходимом для выполнения рейса; правильность размещения груза, соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости. После возвращения из рейса необходимо: надежно пришвартовать судно в отведенном для него месте; произвести осмотр корпуса, механической установки, судовых систем и устройств; при необходимости снять подвесной мотор, судовое снабжение и сдать на хранение; обеспечить защиту судна от атмосферных осадков; сдать судно под охрану. Типовой перечень работ, выполняемых при еженедельном осмотре: выполнение работ, предусмотренных ежедневным осмотром; опробование двигателя и его дистанционного управления в работе в течение 2-5 минут. проверка работы дистанционного управления рулем перекладкой его с борта на борт; осмотр систем, устройств и электрооборудования; осмотр леерных ограждений и фальшборта; проверка крепления горловин цистерн и канистр и наличие на них маркировок; устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре. Типовой перечень работ, выполняемых при ежемесячном осмотре: выполнение работ, предусмотренных ежедневным и еженедельным осмотром; проверка состояния нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистка от ржавчины, гнили, окраска зачищенных мест; смазка всех трущихся поверхностей деталей (роликов, качалок и др.); проверка тросовых проводок на отсутствие оборванных прядей троса; проверка сопротивления изоляции электрооборудования на судах, оборудованных стационарным электрооборудованием; проверка состояния аккумуляторов (уровень электролита и его плотность); проверка сальников трубопроводов, кабелей. Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев ее необходимо законсервировать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Виды ремонтов: навигационный; доковый; аварийный. Навигационный ремонт. Навигационный ремонт проводится один раз в год перед началом навигации. При навигационном ремонте выполняется ремонт корпуса судна, его механизмов, электрооборудования, приборов и другого оборудования. В период навигационного ремонта, как правило, выполняется доковый ремонт судна. Навигационный ремонт выполняется с привлечением ремонтных предприятия. Типовой перечень работ, выполняемых при навигационном ремонте: переборка двигателя а соответствии с инструкцией завода-изготовителя; очистка, ремонт и окраска корпуса; замена частей такелажа и мелких частей рангоута; замена дефектных резиновых прокладок дверей, люков, горловин; замена дефектных барашков на люковых крышках; мелкий ремонт отдельных предметов мебели, решеток; переборка и чистка обтекателей гребных валов и винтов; замена деталей лееров, тентов; очистка и регулировка электродвигателей, генераторов, замена дефектных электрощёток; проверка сопротивления изоляции электрооборудования, аккумуляторов; ремонт и замена дефектного электрооборудования; проверка аккумуляторов в соответствии с «Краткими правилами эксплуатации и ухода за стартерными батареями»; проверка и ремонт контрольно-измерительных приборов. Доковый ремонт. Доковый ремонт проводится по мере необходимости, но не реке одного раза в год и совмещается, как правило, с навигационным ремонтом. Под доковым ремонтом понимается такой вид ремонта, когда выполняется работы по очистке, осмотру, освидетельствованию, ремонту и окраске подводной части корпуса судка, рулей, линий валов и гребных винтов, ремонт которых не может быть выполнен на плаву. Аварийный ремонт. Аварийный ремонт имеет целью устранение аварийных повреждений, при наличии которых судно не может оставаться в строю и нормально эксплуатироваться или теряет свои технические данные. При всех видах осмотров и ремонтов обязательны к выполнению меры безопасности, предупреждающие травматизм к гибель обслуживающего персонала. Хранение судов. Суда в период навигации и межнавигационный периоду зависимости от местных условий, как правило, должны базироваться (храниться) на охраняемых базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов или спасательных станциях. При хранении судов должны соблюдаться следующие условия: безопасность стоянки в повседневных условиях, при ухудшении пагоды и в шторм; надежность охраны; надежность швартовки; защита от атмосферных осадков; удобство маневрирования при подходе я отходе от причала; защита от ветра, волн, ледохода; защита лакокрасочных покрытий от механических повреждений; удобство заправки ГСН и водой; возможность безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию; соблюдение мер по охране труда, правил пожарной безопасности и санитарных правил. При сильном волнении и невозможности защитить судно от повреждений его рекомендуется переместить на берег. Суда должны содержаться в чистоте с качественным лакокрасочным покрытием. Попавшие в трюм ГСМ должны удаляться немедленно в специально отведенное место. Запрещается откачка за борт подсланевых вод. В межнавигационный период суда должны храниться, как приняло, на берегу, в специально отведенной для этого месте или помещении. При отсутствии помещения можно осуществлять хранение судов на открытом воздухе под невесом или накрытыми брезентом. Подвесные моторы, оборудование, снабжение и т.д. с судна снимаются и после проведения необходимого очередного ремонта (ухода) консервируются в соответствии в инструкцией завода-изготовителя и хранятся в отдельном запираемом и охраняемом помещении. Запрещается хранение на берегу судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой. В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы. Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип. Док — искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т.д. Докование — совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников. Слип — подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска. Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы. В период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части.

ГОСТ Р 57618.4-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инфраструктура маломерного флота

РЕМОНТНЫЕ БАЗЫ И СЕРВИСЫ

Small craft infrastructure. Repair bases and services. General requirements

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Гипроречтранс" (ОАО "Гипроречтранс") и Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Введение

Стандарт предназначен для использования организациями, осуществляющими процессы ремонта и обслуживания малых судов на базах малых судов и судоремонтно-судостроительных предприятиях.

Стандарт систематизирует вопросы проведения ремонта и обслуживания малых судов на этапе их эксплуатации.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к объектам инфраструктуры маломерного флота, производящим ремонт и сервисное обслуживание малых судов, используемых в некоммерческих целях.

Настоящий стандарт распространяется на ремонтные предприятия и сервисные комплексы обслуживания малых судов, находящиеся отдельно на территориях и акваториях; в составе баз малых судов; на территориях и акваториях судоремонтно-судостроительных предприятий.

Требования к эксплуатации зданий и сооружений ремонтных предприятий и сервисных комплексов устанавливаются соответствующими стандартами, а также сводами правил.

Настоящий стандарт не распространяется на судостроительные и судоремонтные заводы, а также на промышленные предприятия, относящиеся исключительно к ведению силовых ведомств.

Настоящий стандарт предназначен к применению на территории Российской Федерации юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляющими проектирование, инженерные изыскания, строительство, приемку в эксплуатацию, эксплуатацию, ремонт, сервис, вывод из эксплуатации малых судов и их оборудования, технических средств отдыха на воде, сооружений и оборудования инфраструктуры ремонтных предприятий и сервиса в территориальных водах Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.062 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.4.040 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 30852.0 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования

ГОСТ 30852.9 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон

ГОСТ Р МЭК 60073 Интерфейс человекомашинный. Маркировка и обозначения органов управления и контрольных устройств. Правила кодирования информации

ГОСТ Р МЭК 60204-1 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51334 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ Р 51335 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

ГОСТ Р 51336 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

ГОСТ Р 51342 Безопасность машин. Съемные защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых съемных защитных устройств

ГОСТ Р 51343 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска

ГОСТ Р 51345 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

ГОСТ Р 55561 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности

ГОСТ Р 57617-2017 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения

ГОСТ Р 57618.1-2017 Инфраструктура маломерного флота. Общие положения

СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 57617-2017, ГОСТ Р 57618.1-2017, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрегатный метод ремонта судов: Максимальный перенос ремонтируемых механизмов с судна в производственные помещения.

3.2 изделие: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.

Примечание - Примерами изделий могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.

3.3 изделия для малых судов: Изделия, которыми укомплектовывается судно и без которых малое судно не может выполнять предназначенные ему функции: дельные вещи, судовые технические средства, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания людей, охраны жизни и здоровья людей на борту малого судна, материалы для ремонта малого судна и судовых технических средств.

3.4 капитальный ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание - Значение близкого к полному ресурсу устанавливается в технической документации.

3.5 кильблок: Приспособление для устойчивой установки малого судна над поверхностью.

контроль технического состояния: Проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.

Примечание - Видами технического состояния являются, например, исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п. в зависимости от значений параметров в данный момент времени.

3.7 материал для судна: Материал, применяемый для изготовления элементов конструкций судна.

3.8 модернизация судна: Совокупность операций по изменению конструкции судна (элементов судна) с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, условий труда и быта, а также выполнения требований международных договоров Российской Федерации в сфере внутреннего водного транспорта или торгового мореплавания.

3.9 модификация: Процесс осуществления изменений конструкции изделия, технологического процесса или требуемой функции.

3.10 наклонная безрельсовая дорожка: Слип, не оборудованный рельсовыми путями.

3.11 наклонная рельсовая дорожка: Слип, подъем и спуск по которому производится с помощью перемещающихся по рельсам тележек.

3.12 обновление судна: Комплекс согласованных с классификационным органом и производимых судовладельцем мероприятий, в том числе и переоборудование судна, после осуществления которых техническое состояние судна позволит обеспечить надежную эксплуатацию судна в течение планируемого судовладельцем срока.

3.13 освидетельствование и дефектация судна: Определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующей нормативно-технической документации и определение объемов работ по устранению дефектов.

3.14 переоборудование судна: Совокупность операций по изменению конструкции судна с целью изменения его функционального назначения.

3.15 периодический технический осмотр: Технический осмотр, выполняемый эксплуатирующей организацией через установленные в эксплуатационной документации интервалы времени.

3.16 ремонт по техническому состоянию: Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием.

3.17 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

3.18 ремонтное предприятие: Комплекс по ремонту малых судов базы флота или судоремонтно-судостроительное предприятие.

3.19 сервис: Предоставление услуг по комплексному обслуживанию малых судов и их экипажей и дополнительных услуг.

3.20 сервисная колонка на причале: Механическое оборудование, обеспечивающее судно на акватории электро- и водоснабжением.

3.21 слип: Сооружение для подъема и спуска судов из воды и перемещения их по наклонной дорожке.

3.22 судовое помещение: Помещение, которое размещается в корпусе, надстройке или рубке судна.

3.23 судовые технические средства: Двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации судна, управления судном и его оборудованием [1].

3.24 текущий ремонт (мелкий ремонт): Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей.

3.25 тележка: Механическое оборудование слипа, на которое устанавливается поднимаемое из воды (спускаемое на воду) судно.


ГОСТ Р 57692-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships. Terms and definitions

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 01.040.47, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта судов, кораблей и других плавучих средств.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на русском, немецком (de), английском (en) и французском (fr) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском, немецком, английском и французском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств.

Настоящий стандарт распространяется на судовые конструкции и технические средства всех типов судов, независимо от их назначения.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Для обеспечения реализации технического наблюдения за судами организациями, уполномоченными на осуществление классификации и освидетельствования судов, в своих Правилах используется терминология видов ремонта, единообразно применяемая международными Классификационными Обществами, что соответствует международным договорам Российской Федерации и отвечает положениям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Технического регламента "О безопасности объектов морского транспорта".

2 Термины и определения

Общие понятия

1 система технического обслуживания и ремонта судов: Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему.

System der technischen schiffsunterhalt und reparatur

system of technical maintenance and repair of ships

systeme de l'entretien technique et de la reparation du navire

2 техническое обслуживание судов: Комплекс работ или работа по поддержанию исправного или работоспособного состояния судовых конструкций и технических средств, выполненных без вывода судна из эксплуатации.

Примечание - Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния.

technical maintenance of ships

entretien du navire

3 ремонт судна: Комплекс работ по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени с выводом судна из эксплуатации.

reparation du navire

4 техническое состояние судна: Совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.

ship technical condition

technique du navire

5 контроль технического состояния: Процесс получения данных, характеризующих техническое состояние судна в разные моменты времени, с использованием встроенных и переносных средств диагностирования и средств неразрушающего контроля.

6 качество ремонта судна: Степень соответствия технических средств, материалов, квалификации персонала и технологий для производства ремонта судна и его элементов требованиям стандартов качества, нормативной и технической документации.

quality of ship repair

7 качество отремонтированного судна: Степень соответствия совокупности технических характеристик отремонтированного судна или его элементов требованиям нормативно-технической документации.

quality of repaired ship

8 обменный фонд элементов судов: Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для замены неисправных элементов судна.

Tauschfonds der schiffselemente

exchange fund of ship components

Техническое обслуживание

9 периодическое техническое обслуживание: Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.

10 техническое обслуживание по состоянию: Техническое обслуживание, выполняемое на основе данных о фактическом техническом состоянии элементов судна.

maintenance according to condition

11 регламентное техническое обслуживание (по расписанию): Техническое обслуживание, выполняемое в объеме и с периодичностью, установленными в нормативно-технической документации изготовителя или судовладельца, независимо от технического состояния судна.

Reglementierte schif fsunterhaltung

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

12 техническое обслуживание с периодическим контролем технического состояния: Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической документации периодичностью и объемом, а объем других операций технического обслуживания определяется техническим состоянием элементов судна в момент контроля.

Wartung mit periodischer kontrolle des technischen zustandes

maintenance with periodic control of technical condition

l'entretien le technique de

13 техническое обслуживание с непрерывным контролем технического состояния: Техническое обслуживание, выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния, на основе применения методов и средств технической диагностики.

maintenance with continuous monitoring of the technical condition

Виды ремонта

14 капитальный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

Generalreparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

major ship repair

reparation generate du navire

15 средний ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов, ограниченной номенклатуры.

Mittlere reparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

average ship repair

reparation moyenne du navire

16 текущий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Laufende reparatur des schiffs

current ship repair

reparation courante du navire

17 заводской ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый на предприятии.

Betriebsreparatur des schiffs

yard ship repair

reparation du navire a l'usine

18 доковый (слиповый) ремонт судна: Ремонт подводной части судна, выполняемый на судоподъемном сооружении.

dock-side ship repair

reparation du navire en dock

19 межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов.

Schiffsreparatur zwischen der reisen

inter-voyage ship repair

reparation du navire entre les traversees

20 поддерживающий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы.

Unterstiitzungs-reparatur des schiffs

support ship repair

reparation supporte'e du navire

21 гарантийный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.

Garantierte reparatur des schiffs

warranty ship repair

reparation de garantie du navire

22 аварийный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.

Havarie-reparatur des schiffs

damage ship repair

reparation (du navire) d'avarie

23 восстановительный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.

Wiederherstellungs-reparatur des schiffs

restoring ship repair

reparation de retablissement

регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Примечание - Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией.

ремонт по техническому состоянию: Плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием изделия.

Reparatur nach technische zustand

repair according to technical condition

reparation d'apres la condition technique

плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система технического обслуживания и ремонта судов

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships.
Ship's repair. Terms and definitions

Дата введения 1981-07-01

РАЗРАБОТАН Министерством морского флота

Государственным комитетом СССР по стандартам

С.Н.Драницын, канд. техн. наук; Д.Т.Чапкис, канд. техн. наук; С.П.Румянцев; Н.К.Сухов, канд. техн. наук; В.П.Никифоров, канд. техн. наук; И.А.Клюхин; Л.С.Юдейкин

ВНЕСЕН Министерством морского флота

Начальник Научно-технического управления В.X.Дубчак

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 8 мая 1980 г. N 2050

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области ремонта судов, кораблей и других плавающих средств.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.

К стандарту даны рекомендуемые приложения:

1 - термины и определения понятий, связанных с ремонтом судна;

2 - пояснения к некоторым терминам;

3 - систематизация видов и методов ремонта судов.

* Здесь и в дальнейшем для понятий, относящихся к кораблям, в терминах и соответствующих им определениях слово "судно" следует заменять на "корабль".

1. Система технического обслуживания и ремонта судов

D. System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur

E. System of technical maintenance and repair of ships

F. de technique et de la du navire

Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых и достаточных для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему

2. Ремонт судна


F. du navire

Комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.

Примечание. Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния

3. Техническое состояние судна

D. Technischer Schiffszustand

E. Ship technical condition

F. Flat technique du navire

Совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени

4. Качество ремонта судна


D. der Schiffsreparatur

E. Quality of ship repair

F. de la du navire

Совокупность свойств ремонта судна, определяющая соответствие этого процесса требованиям нормативно-технической документации

5. Качество отремонтированного судна


D. des reparierten Schiffs

E. Quality of repaired ship

F. du navire

Совокупность свойств отремонтированного судна, определяющая его соответствие требованиям нормативно-технической документации

6. Обменный фонд элементов судов

D. Tauschfonds der Schiffselemente

E. Exchange fund of ship components

F. Fonds des de navires

Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для обеспечения агрегатного ремонта судов

7. Капитальный ремонт судна*

D. Generalreparatur des Schiffs

E. Major ship repair


F. du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Капитальный ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

* Для предприятий Министерства рыбного хозяйства СССР на срок до 01.07.1983 г. допускается наряду с терминами "капитальный ремонт судна" и "текущий ремонт судна" применять соответственно "большой ремонт судна" и "малый ремонт судна".

8. Средний ремонт судна

D. Mittlere Reparatur des Schiffs

E. Average ship repair


F. moyenne du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Средний ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

9. Текущий ремонт судна

D. Laufende Reparatur des Schiffs

E. Current ship repair


F. courante du navire

Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Примечание. Текущий ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

10. Заводской ремонт судна

D. Betriebsreparatur des Schiffs

E. Yard ship repair


F. du navire l'usine

Ремонт судна, выполняемый на предприятии

11. Доковый (слиповый) ремонт судна

D. Schiffssaufzuge Reparatur

E. Dock-side ship repair


F. du navire en dock

Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе)

12. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна

D. Schiffsreparatur zwischen der Reisen

E. Inter-voyage ship repair

F. du navire entre les

Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов

13. Поддерживающий ремонт судна


D. des Schiffs

E. Support ship repair


F. du navire

Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы

14. Гарантийный ремонт судна

D. Garantierte Reparatur des Schiffs

E. Warranty ship repair


F. de garantie du navire

Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации

15. Аварийный ремонт судна

D. Havarie-Reparatur des Schiffs

E. Damage ship repair


F. (du navire) d'avarie

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем

16. Восстановительный ремонт судна

D. Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs

E. Restoring ship repair


F. de retablissement

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием

17. Регламентированный ремонт

D. Reglementieste Reparatur

E. Reglemented repair


F.

Примечание. Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией

18. Ремонт по техническому состоянию

D. Reparatur nach technische Zustand

E. Repair according to technical condition


F. la condition technique

19. Плановый ремонт

E. Scheduled repair


F.

20. Неплановый ремонт

D. Planlos Reparatur

E. Unscheduled repair


F.

21. Обезличенный метод ремонта


D. Reparatur

E. Depersonalized repair


F. impersonnelle

22. Агрегатный метод ремонта

D. Aggregatorverfahren der Reparatur

E. Unit ship repair method


F. Methode de la en groupe

23. Поточный метод ремонта

D. Fliessverfahren der Reparatur

E. Running repair method

F. de la la chaine

Примечание. Термины видов ремонта по признаку применяемого метода следует образовывать в соответствии с терминами видов ремонта, например, "обезличенный ремонт", "агрегатный ремонт", "поточный ремонт" и т.д.

24. Подготовка к ремонту судна

D. Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs

E. Preparation for ship repair

F. pour la du navire

Совокупность организационно-технических мероприятий судовладельца и предприятия, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством

25. Нулевой этап ремонта судна

D. Nulle Phase der Schiffsreparatur

E. Zero stage of ship repair


F. Phase de de la du navire

Комплекс операций при подготовке к ремонту судна, выполняемых предприятием по заказу судовладельца с целью сокращения продолжительности и улучшения качества ремонта судна

26. Начало ремонта судна

D. Anfang der Schiffsreparatur

E. Start of ship repair


F. Commencement de la du navire

Момент окончания приемки судна на ремонт предприятием от судовладельца

27. Дефектация судна

Е. Ship defects discovering

F. Mise en des du navire

Определение вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных

28. Технологический этап ремонта судна

D. Technologische Phase der Schiffsreparatur

Е. Technological stage of ship repair


F. Technologique phase de la du navire

Законченная определенная часть ремонта судна, представляющая комплекс взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации

29. Окончание ремонта судна

D. Ende der Schiffsreparatur

Е. Ending of ship repair


F. Fin de la du navire

Момент окончания приемки судна после ремонта судовладельцем от предприятия

30. Трудоемкость ремонта судна

D. Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur

Е. Ship repair labour capacite

F. de travail pour la du navire

Трудовые затраты на проведение одного ремонта данного судна

31. Стоимость ремонта судна

D. Wert der Schiffsreparatur

Е. Ship repair cost


F. Valeur de la du navire

Стоимость проведения одного ремонта данного судна

32. Продолжительность ремонта судна

D. Dauer der Schiffsreparatur

Е. Ship repair duration


F. de la du navire

Календарная продолжительность от начала до окончания ремонта данного судна


В процессе использования морского и речного плавсредства могут возникать поломки. Для того, чтобы устранить проблему, необходимо обратиться в специализированную компанию, сотрудники которой оперативно окажут помощь. Судоремонтные предприятия выполняют различные типы ремонта и предлагают услуги по техническому обслуживанию. Вид работ в каждом отдельном случае будет отличаться.

Виды судоремонта

Общепринятой считается система, согласно которой выполняется восстановление любых плавсредств. Речь идет о ППР или планово-предупредительном ремонте. Системой предусмотрено, что после заранее установленного промежутка эксплуатации судна, его нужно подвергнуть тщательной диагностике.

Ниже рассмотрим классификацию:

  • Капитальный ремонт – выполняется с конкретной периодичностью, которая устанавливается с учетом типа назначения судна. Как правило, этот период может колебаться от четырех до шести лет. Цель капитального ремонта – поддержание судов в исправном техническом состоянии вплоть до следующего осмотра.
  • Малый – проводится ежегодно.
  • Средний – необходим для восстановления технических и эксплуатационных характеристик судна до заданных значений с заменой или восстановлением элементов. В ходе выполнения такого типа ремонта осуществляются работы по корпусу, механизмам и оборудованию. Итоговой целью является обеспечение условий на подтверждение класса регистра.
  • Поддерживающий – необходим для судов, чей срок эксплуатации истек. Такие суда можно использовать и далее, но потребуется грамотный уход.
  • Аварийный – цель – восстановление судна в аварийной ситуации, если оно получило серьезные повреждения в ходе эксплуатации. Если аварийный ремонт не будет проведен своевременно, судно утратит функциональность.
  • Гарантийный – такой тип ремонта выполняет организация-производитель судна. Задача — устранить неисправности, ликвидировать поломки и отдельные конструктивные недостатки.
  • Планово-предупредительный. Цель – предупредить износ судна и заблаговременно обнаружить и ликвидировать неисправности конструкций, механизмов и оборудования. В рамках ППР проводится профилактическая работа, которая предусматривается эксплуатационными инструкциями.
  • Текущий – задача: обеспечить работоспособное состояние судна и его элементов, включая системы, механизмы, оборудование. Выполняются следующие операции: очистка, покраска, устранение поломок.

Основные методы ремонта судов

Предприятия, специализирующиеся на судоремонте, используют множество методов в процессе выполнения ремонтных работ:

  • индивидуально-осмотровый – подразумевает разборку механизмов, осмотр, замену вышедших из строя деталей.
  • агрегатный – меняются вышедшие из строя или износившиеся комплектующие. Замена выполняется отремонтированными или новыми деталями.
  • стандартный – конкретные комплектующие судна ремонтируются по общепринятым технологиям.
  • комплектно-узловой – механические узлы восстанавливают до стандартных размеров в заводских условиях.
  • секционный – суть методики заключается в том, что преждевременно до стоянки судна на ремонт производят нужные блоки и секции для корпуса. В процессе ремонта вышедшие из строя или изношенные элементы корпуса вырезаются, а на их место встраивают новые заранее подготовленные.

Тип ремонта может быть определен только мастерами. Каждые ремонтные работы согласуются по срокам и объемам с заказчиком.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: