Виды пожаров на судах

Обновлено: 24.04.2024

Основными причинами пожаров и взрывов на судах являются:

  • нарушение правил эксплуатации технических средств судна,
  • нарушение правил обеспечения пожаро- и взрывобезопасности,
  • конструктивные недостатки технических средств,
  • эксплуатационные повреждения.

Самовозгорание веществ и материалов при протекании окислительного процесса (самовозгорание рыбной муки, угля, хлопка в кипах при попадании на них различных масел).

Самовозгорание веществ и материалов при попадании горючего вещества на поверхности, нагретые выше температуры воспламенения этих веществ.

Экзотермические реакции химических веществ охватывают:

  • вещества, самовозгорающиеся от воздействия на них воздуха (растительные масла и животные жиры, нанесенные тонким слоем на волокнистые и порошкообразные материалы; желтый фосфор; цинковая и алюминиевая пыль; сажа; порошок эбонита; каменные и бурые угли и т.п.);
  • вещества, вызывающие горение при взаимодействии с водой (калий, натрий, рубидий, цезий, карбид кальция, карбиды щелочных металлов, гидриды щелочных и щелочноземельных металлов, фосфористые кальций и натрий, негашеная известь и др.);
  • вещества, способные самовозгораться при повышении температуры окружающего воздуха (50° С и выше) и в результате внешнего нагрева (пленки нитролаков, порох, растительные полувысыхающие масла и приготовленные из них олифы, скипидар и др.);
  • вещества, самовозгорающиеся при их смешивании (газообразные, жидкие и твердые окислители);
  • вещества, способные разлагаться с воспламенением или взрывом при нагревании, ударе, сжатии и тому подобных действиях (ВВ, селитра, перекиси, Гидроперекиси, ацетилен и др.);
  • сжатый кислород вызывает самовозгорание минеральных масел, которые не самовозгораются в кислороде при нормальном давлении;
  • ацетилен, водород, метан и этилен в смеси с хлором самовозгораются на дневном свету;
  • бумага, ветошь или вата, смоченные в скипидаре, самовозгораются в хлоре;
  • азотная кислота, разлагаясь, выделяет кислород, поэтому является сильным окислителем, способным вызывать самовозгорание ряда веществ (льна, хлопка, древесных опилок и стружки);

Нарушение режимов работы, правил эксплуатации, а также аварии и поломки котельных, машинных (паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и др.) установок и обслуживающих их систем.

Эти причины способствуют образованию в отсеке (помещении) токсичных газов и пара, что создает пожароопасную и взрывоопасную обстановку.

Пример 1. При взрыве котла происходит мгновенное испарение нагретой свыше 100° С и находящейся под давлением воды. Это приводит к образованию огромного количества пара (1 л. воды - 1700 л. пара), что может вызвать большие разрушения.

60 литров воды, находящейся в котле под давлением 0.5 МПа, эквивалентны при испарении действию взрыва 1 кг пороха.

Чем больше воды в котле и выше ее параметры, тем опаснее взрыв котла.

Пример 2. Температура сальников маневрового устройства может достигать 290° С, а фланца 400°С. Попавшее на такие поверхности турбинное масло быстро испаряется и воспламеняется, так как температура его вспышки равна 184°С, а нижний температурный предел воспламенения 148°С.

Пример 3. Для двигателей внутреннего сгорания опасен взрыв масляных паров в картере, так как он сопровождается выбросом пламени и горючих газов, что может привести к пожару в машинном отделении.

Пример 4. Раскаленные продукты горения, которые образуются при работе котлов, двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин имеют температуру 600-1100° С. При наличии щелей, прогаров и других неплотностей в топках, газоотводах и камерах сгорания выходящие их них продукты горения являются мощным источником воспламенения.

Попадание топлива или масел на раскаленные части механизмов - выхлопные коллекторы дизелей, детали турбин и паропроводов пара высоких параметров, являются причинами возникновения пожара.

Взрыв в системах и механизмах высокого давления. Если в трубопроводе или механизме высокого давления образовалась горючая смесь, то, несмотря на холодные стенки емкости, ее воспламенение возможно в результате адиабатического сжатия, при котором температура смеси резко повышается, скорость тепловыделения превосходит скорость теплоотвода и возникает прогрессивный саморазогрев - воспламенение.

Такое воспламенение (взрыв) - характерно для судовых компрессоров и трубопроводов высокого давления при их неправильной эксплуатации. Горючая смесь в цилиндрах компрессоров и воздушных трубопроводах образуется при попадании в них смазочного масла. Образование паров масла и продуктов его разложения связано с наличием высоких температур, появляющихся при адиабатическом сжатии воздуха.

Наиболее благоприятные для взрыва условия создаются в нагнетательном трубопроводе компрессора, где концентрация горючих веществ в воздухе является наибольшей. Самыми взрывоопасными являются участки трубопроводов от компрессора до воздухозаборника и сам воздухозаборник (воздушная колонка-распределитель). Взрывы чаще всего происходят при работе компрессора на повышенных давлениях, а также в момент их остановки, когда образуются самые благоприятные условия для самовозгорания масляных отложений из-за уменьшения теплоотвода при снижении скорости движения воздуха.

Разогрев тел от трения. При взаимном перемещении разогрев зависит от состояния поверхностей трущихся тел, качества их смазки, давления тел друг на друга и условий отвода теплоты в окружающую среду. Основными причинами недопустимого нагрева тел (подшипников и др.) от трения являются плохая смазка и нарушение режима охлаждения.

Неисправность электроустановок, нарушение требований по установке судового электрооборудования и правил его эксплуатации, являются причинами пожаров.

Пожарная опасность электрооборудования характеризуется:

  • искрением и электрической дугой;
  • способностью образовывать в момент короткого замыкания расплавленные частицы металла;
  • способностью кабелей и проводов в аварийных ситуациях (при коротком замыкании, перегрузках) перегреваться до температуры воспламенения собственной изоляции с последующим загоранием окружающих горючих веществ;
  • способностью изоляции распространять пламя при зажигании от посторонних источников;

В среднем по всем помещениям судна электрооборудование вызывает около 16% пожаров, в МКО - до 70% пожаров. Важно отметить, что кабельные трассы, проходящие по всем отсекам и помещениям судна, способствуют распространению пожара между помещениями, Так, 75% из происходящих пожаров на судах приходится на пожары, при которых горели кабельные трассы.

Искрение и электрическая дуга - наиболее распространенные причины возгорания. От электрической дуги зажигаются практически все горючие вещества в результате непосредственного действия от ее светового излучения или от брызг расплавленного металла. Температура электрической дуги может составлять 1500-4000° С. Электрическая дуга возникает, как правило, при коротком замыкании, а также при работе электросварочных аппаратов.

Основной причиной короткого замыкания в электроэнергетических системах судов является нарушение изоляции токоведущих частей в процессе эксплуатации из-за теплового старения изоляционных материалов, перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной окружающей среды.

Перегрузка электросети возникает при подключении к сети потребителей, номинальный ток которых превышает допустимый по условиям перегрева. Перегрузка приводит к нагреву мест соединений кабелей и на контактах. Наиболее частой причиной перегрузки участков кабельной электрической сети является включение нештатных электронагревательных приборов.

Тепловая перегрузка электрических машин возникает из-за неисправности защитной аппаратуры при неноминальных режимах, которые могут быть вызваны неисправностью насосов, компрессоров, вентиляторов и т.д.

Довольно распространенной причиной пожаров в жилых помещениях судов являются возгорания от бытовых электрических приборов и светильников. Температура спирали открытых нагревательных приборов достигает 800° С, а поверхности закрытых элементов 550°С. Температура подошвы утюга может повышаться до 500° С. Стоваттная лампочка, обернутая хлопчатобумажной тканью (или при непосредственном контакте с деревом, бумагой), через 5 минут после включения нагревается до 340° С, после чего ткань начинает тлеть.

При неисправностях пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп лампа может нагреваться до 200° С, а дроссель до 120° С.

Проведение газо - и электросварочных работ.

Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня, можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

Работы с применением электро- и газосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и классификационными обществами. К выполнению работ может допускаться только специалист, имеющий квалификационное свидетельство (сертификат) сварщика.

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровках; во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов.

Попадание капель металла на горючую поверхность или во взрывоопасную атмосферу могут привести к пожару.

Искры от удара твердых тел. Искры образуются при достаточной силе удара и представляют собой раскаленную до свечения частичку металла размером 0,1-0,5 мм. Такие искры могут образовываться при интенсивном истирании металлов и других твердых тел. Несмотря на довольно высокую температуру (1200-1600° С), такие искры не являются мощным источником воспламенения из-за малого запаса тепловой энергии и незначительной продолжительности существования, исчисляемой долями секунды. Поэтому большей опасностью обладают не летящие искры, а неподвижные, которые после высечения падают на какое-либо препятствие. Неподвижные искры, попавшие на поверхность волокнистых материалов, вызывают очаги тления с последующим образованием пламени.

Искры в условиях судна образуются:

  • от ударов стальными инструментами;
  • при ударах быстровращающихся механизмов о неподвижные части машин (например, в судовых вентиляторах);
  • при попадании кусочков металла в такие машины;
  • во время аварии с поломкой быстродвижущихся деталей или с разрывом корпуса аппарата, трубопровода и т.д.

Искры, как результат теплового проявления химической энергии , представляют собой твердые раскаленные частицы, образующиеся при неполном сгорании твердых веществ. Температура таких искр достаточно высока и находится в пределах 600-800° С, то есть больше температуры самовозгорания почти всех горючих веществ. Но запас их тепловой энергии является небольшим из-за малых размеров искр. Поэтому искры способны воспламенять только достаточно подготовленные к горению вещества (газо- и паровоздушные смеси, осевшую пыль, волокнистые материалы и т.п.).

Образование смеси паров нефтепродуктов с воздухом в концентрациях, опасных в пожарном отношении. Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60° С может стать легковоспламеняющейся при нагревании ее до определенной температуры. Теоретически этой температурой является нижний предел воспламенения, а практически эту величину следует уменьшить на 10-15° С. Например, нижний предел воспламенения дизельного топлива марки ДС равен 76° С, но уже при температуре 61-66° С ее следует считать легковоспламеняющейся.

Наибольшую опасность представляют собой легкие виды топлив - бензин, керосин. Бензин обладает высокой испаряемостью, зависящей от температуры и площади разлива. Установлено, что в 1 м 3 находящегося в резервуаре воздуха, насыщенного парами бензина, при 20° С и атмосферном давлении содержится около 1 кг испарившегося бензина. Из канистры емкостью 10 л за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, из бочки емкостью 200 л - 6 кг. Для емкости в 250 л достаточно 11-15 г бензина для образования взрывоопасной смеси. Температура пламени бензина 1100-1300° С, максимальное давление взрыва достигает 1 МПа (10кгс/см 2 ).

В условиях судна накопление зарядов статистического электричества имеет место в случаях:

  • налива диэлектрической жидкости в емкость падающей струей;
  • движения диэлектрических жидкостей по металлическим и пластмассовым трубам и резиновым шлангам;
  • наличие свободных поверхностей диэлектрических жидкостей в емкостях;
  • при выходе из малых отверстий и сопл сжиженных и сжатых газов;
  • при движении пылевоздушных смесей в трубах вентиляции.

Недоброкачественный ремонт двигателей, насосов и других пожароопасных механизмов может привести к пожару.

Неосторожное обращение с огнем. Открытый огонь появляется при курении, использовании факелов и паяльных ламп, выбросе пламени из топок паровых котлов, при работе газо- и электросварочных аппаратов и т.д. Почти все горючие вещества воспламеняются от открытого огня, так как температура при пламенном горении достаточно высока.

  • пламя спички имеет температуру 750-860° С,
  • тлеющая папироса 700-750° С,
  • пламя бензиновой зажигалки 1200-1300° С.

Воспламенение горючих жидкостей и газов. На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют многоступенчатого подогрева, что способствует испарению легких фракций. Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях -бочках, бидонах, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях — стать причиной взрыва.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43° С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками.

Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов. Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15° С ниже температуры вспышки. В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61° С.

Несоблюдение противопожарного режима в машинных помещениях. Из всех судовых пожаров 25% приходятся на машинные помещения. В первые же минуты пожара создается сильное задымление и развивается высокая температура, поднимаются раскаленные газы — все это перекрывает многие двери и трапы в машинном помещении и создает значительные трудности в ликвидации пожара.

Для предупреждения пожаров в машинных помещениях необходимо строго выполнять следующие мероприятия:

  • содержать в исправности и регулярно очищать дымоходы котлов, выпускной тракт дизеля, утилизационные котлы;
  • промасленную ветошь хранить в металлическом ящике и удалять каждую вахту, сжигать ее в топке котла запрещается;
  • все нагревающиеся части механизмов окрашивать негорючей краской;
  • своевременно осушать льяла и не допускать скапливания нефтепродуктов под плитами;
  • немедленно устранять все утечки и переливы нефтепродуктов;
  • запрещается хранить легковоспламеняющиеся нефтепродукты, краски и лаки;
  • все деревянные и другие горючие материалы, входящие в комплект машинного аварийного имущества, должны быть пропитаны огнестойкими составами.

Нарушение установленного режима курения. Горящая сигарета имеет температуру около 700 -750° С, что достаточно для воспламенения многих горючих материалов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. На танкере курение разрешается в специальных помещениях, установленных приказом по судну. На химовозе не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозе курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламеняющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт. Небрежность при курении - причина многих пожаров на судах.

Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

  • наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;
  • наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;
  • быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;
  • вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;
  • большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;
  • ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;
  • загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

- неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства и природе.

Борьба с пожаром на борту судна

Пожар на контейнеровозе HYUNDAI

Пожар на контейнеровозе HYUNDAI


ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОЖАРОВ .С пожарами на борту судна всегда непосредственно борется экипаж и очень часто помощи не будет ниоткуда. Это можно выразить так: «Легче предупредить, чем потушить».
Конструктивно судно разделено на зоны, которые находятся вблизи друг от друга:

Теория горения

Пожар на теплоходе

Пожар на теплоходе


Выполнение следующих действий позволит наиболее эффективно спра­виться с большинством аварийных ситуаций. Если вы не сможете вовремя СООБЩИТЬ -это позволит инциденту выйти из-под контроля!
НЕОБХОДИМО:

Пожары и их классификация

Пожар на танкере в открытом море

Пожар на танкере в открытом море


В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения. Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Теория тушения пожара

Пожар на контейнеровозе

Пожар на контейнеровозе


По смыслу выходит, что для тушения пожара нужно всего-навсего исключить один или более составляющих горения.
1.УДАЛЕНИЕ ТОПЛИВА
Удаление топлива ликвидирует пожар - перекрытие клапанов отсекает

Огнегасящие вещества

Резервуар для концентрата пены для пожаротушения на танкерах типа Афрамакс

Резервуар для концентрата пены для пожаротушения на танкерах типа Афрамакс


Вода - наиболее эффективное и лучшее средство для управления горением нефтяных пожаров. Однако по сравнению с использованием воды против пожаров веществ класса А имеются отличия в способах тушения и их последствиях.Вода дешевле во много раз и имеет специфическую высокую охлаждающую

Огнетушители на морском транспорте

Порошковый огнетушитель с пусковым газовым баллончиком или газогенерирующим устройством

Порошковый огнетушитель с пусковым газовым баллончиком или газогенерирующим устройством


В отличие от больших пожаров или взрывов, большинство случаев начинается с небольших очагов и может быть устранено с помощью ручных аппаратов, которые располагаются неподалеку от рабочих мест и отличаются содержимым, действием и использованием.

Танкер Inigo Tapias

Танкер Inigo Tapias


Слово «газ» означает такое состояние вещества, при котором оно само формы не имеет, а принимает форму сосуда или другого закрытого пространства, которое он занимает. Этим газы отличаются от жидкости, которая не имеет формы, но зато имеет объем, и от твердых тел, которые имеют и форму и объем.

Поисковые операции в дыму и темноте

Пожар и задымление на контейнеровозе

Пожар и задымление на контейнеровозе


Одной из главных трудностей для работающих в дыхательных аппаратах во многих случаях является отсутствие возможности видеть.Из-за этого многие задачи, которые при дневном свете не представляют трудности, осложняются и отбирают много времени.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» Структурное подразделение: Центр дополнительного профессионального образования (наименование СП полностью)

Курс лекций по дисциплине

Борьба с пожарами по расширенной программе»

(правило V1/3 ПДМНВ с поправками)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ

ТЕМА Возможные виды пожарной опасности на судах

(определение пожара, пожарный треугольник, причины пожаров

И их последствия, классификация пожаров и необходимость постоянной

Бдительности)

Особенности судовых пожаров.Для пожаров на судах характерно быстрое распространение огня по судну вызванное тем, что судовые помещения насыщены горючими веществами, а также про­исходящим интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных на металлических конструкциях.

Значительное влияние на более быстрое развитие судовых пожаров оказывают также возможные вторичные короткие замыкания судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топли­ва, способствующие возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожары распространяются медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих помещений (например, при открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов) возникают кон­вективные потоки раскаленных газов и внутрь помещений поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Следует отметить, что внутри замкнутого объема горящего помещения значения температуры не одинаковы. Наибольшее значение наблюдается в зоне горения: в жилых и служебных помещениях температура может достигать 800. 900°С, а в топливных цистернах — 1100. 1300 °С. Кроме того, образующийся при горении дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные с ним. Это затрудняет поиск и определение зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Вообще для судов, как правило, характерны:

· наличие большого количества электрооборудования;

· большое количество воздуховодов, скрытых пространств (под зашивкой), по которым огонь может легко распространяться;

· наличие топлива и ГСМ под давлением и при высокой температуре.

Следовательно, можно назвать определенные особенности, которые свойственны пожарам на судах:

· быстрое распространение огня по судну — из аварийного помещения в смежные;

· быстрое заполнение аварийного и смежных с ним помещений дымом и токсичными газами;

· быстрое повышение температуры в аварийном помещении;

· существование ограничений подхода к очагу пожара;

· возможное снижение остойчивости судна при тушении пожара водой;

· при пожаре на судне, находящемся в море: необходимость экипажу рассчитывать при тушении пожара только на собственные силы и средства (которые, очевидно, ограничены).

Все это требует от экипажа при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания и мужества.

Если пожар будет атакован на раннем этапе развития, с применением эффективных огнетушащих средств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором он возник. Однако если взять пожар под контроль не удается, может образоваться большое количество теплоты, которая способна распространяться далеко за пределы площади пожара, образуя новые очаги возгорания. Стальные переборки и палубы способны только приостановить или задержать распространение теплоты.

Классификация судовых пожаров.Степень опасности пожаров, возможность и выбор тактики тушения пожаров определяют специальные параметры, составляющие основу классификации судовых пожаров. Основная цель разработки той или иной классифи­кации — помочь экипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества, средства. Вообще, судовые пожары классифицируют по следующим основным параметрам: по внешним признакам горения; по масштабу и последствиям; по природе горящего материала. По внешним признакам различают пожары:

· наружные и внутренние;

· открытые и скрытые;

Наружный пожар — это пожар на верхней палубе, на открытых частях надстройки или в помещениях, которые не могут быть загерметизированы.

Внутренний пожар — это пожар во внутренних загерметизированных помещениях.

Открытый пожар — это такой пожар, при котором хорошо заметны пламя и дым.

Скрытый пожар — это пожар, внешние признаки которого заключаются только в наличии дыма. Такой пожар представляет наибольшую опасность.

Комбинированный пожар — это пожар, который можно охарактеризовать сразу по нескольким признакам, оборудования

По масштабу и последствиям пожары могут быть классифицированы как:

Загорание— это горение вещества или материала, которое может быть ликвидировано с использованием переносных средств пожаротушения. Ущерб от загораний минимален (практически отсутствует).

Небольшой пожар — это пожар, для тушения которого используются вода или пена, подаваемая от судовых установок пожаротушения. После тушения пожара полученные судном повреждения могут быть ликвидированы силами экипажа.

Большой пожар — это пожар, для тушения которого используют стационарные судовые противопожарные системы и станции, а также привлекают средства других судов или силы береговых противопожарных служб. Полученные при таком пожаре повреждения судна не могут быть ликвидированы только силами экипажа.

По природе горящего материала пожары разделяют на определенные классы. Существует несколько классификаций пожаров по этому параметру, в соответствии с установленными стандартами. В данной книге представлены две классификации: в соответствии со стандартом МОС 3941 и — в Российской Федерации — в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 27331-87


(Пожарная техника.Классификация пожаров).

Обозначение класса пожара Характеристика класса Обозначение подкласса Характеристика подкласса
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)
А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)
В2 Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов метанола, глицерина)
С Горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).
D Горение металлов D1 Горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов)
D2 Горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия)
D3 Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов)
Е Горением объектов, находящихся под напряжением

В соответствии со стандартом МОС 3941 классификация пожаров по природе горящего материала выглядит следующим образом: те пожары подразделяют на четыре класса — А, В, С и D.

Класс А— это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, обычно органического происхождения. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ткани, бумага и т.п.

Класс В— это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, жиров и других подобных веществ, а также плавящихся твердых материалов (например, пластмассы, каучук и т.д.).

Класс С— это пожары, возникающие при воспламенении газов (таких как водород, кислород, пропан и т.д.).

Класс D — это пожары, связанные с возгоранием металлов (таких как натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.), а так­же металлсодержащих веществ (таких как, например, гидриды металлов).

ТЕМА Комплекс противопожарной защиты судов

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Пожар на танкере в открытом море

В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны мелко­распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью.

Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

- газ, вытесняющий Оу Применение стационарных газовых установок;

- пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало.

Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

Класс D - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.

Схема пожаров и способы их устранения

Схема пожаров и способы их устранения

В противопожарном деле мелочей нет. Здесь могут стать роковыми любые недооценки, просчеты и незнания того, что мы должны знать и выполнять в повседневной работе.

Все это достигается путем регулярных тренировок на своем судне и прохождения практического обучения на УТС и БЦ каждым моряком.

Анализ происшествий, связанных с возникновением пожаров на судах, показывает, что распространение огня по судну и тяжелые последствия этого в значительной мере обуславливаются не­совершенством конструктивной противопожарной защиты. В первую очередь эта защита должна обеспечивать взрыво-пожаробезопасность судна. Взрыво-пожаробезопасность судна обеспечивает це­лый комплекс конструктивных и организационных мероприятий, направленных на предотвращение пожара. В случае возникновения пожара соответствующие мероприятия должны быть направлены на обеспечение сохранности конструкций, оборудования и защиту людей.

В число наиболее общих основных принципов, определяющих противопожарную защиту судов, входят:

· деление судна на главные вертикальные зоны конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· ограничение применения горючих материалов;

· строгое соблюдение противопожарного режима;

· возможность быстрого обнаружения любого пожара в зоне его возникновения (как с помощью специальных средств и систем, так и людьми);

· возможность ограничения распространения и тушения любого пожара в месте его возникновения;

· постоянная готовность средств и систем пожаротушения к быстрому применению;

· защита путей эвакуации и путей доступа (подходов) для борьбы с пожаром;

· качественная подготовка экипажа к действиям в любых чрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы предотвратить возникновение пожара (а в случае возникшего пожара — ограничить распространение огня и дыма по помещениям судна, успешно потушить пожар и безопасно эвакуировать людей из аварийных помещений), на любом судне должен быть решен комплекс вопросов по конструктивной противопожарной защите — сразу при его постройке, в соответствии с международными и национальными требованиями. Одна из мер, способствующих обеспечению конструктивной противопожарной защиты — это деление всего судна на главные вертикальные зоны.

Главные вертикальные зоны — это зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса "А". Средняя длина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м 2 .

Поскольку перекрытия играют важную роль в обеспечении в взрыво-пожаробезопасности судна, далее приведено их более полное и подробное описание. Перекрытия подразделяют на три класса: А, В и С.

Перекрытия класса "А " — это перекрытия, образуемые переборками и палубами, которые:

а) изготовлены из стали или другого равноценного материала;

б) имеют соответствующие элементы жесткости;

в) предотвращают прохождение через них дыма и пламени в течение одночасового стандартного испытания на огнестойкость;

г) изолированы соответствующими негорючими материалами таким образом, чтобы могли быть выполнены следующие два условия:

1. средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139 С по сравнению с первоначальным значением;

2. ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 180 °С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 60 минут для класса "А-60";

· 30 минут для класса "А-30";

· 15 минут для класса "А-15";

· 0 минут для класса "А-0".

Перекрытия класса "В " — это перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками, которые:

а) изготовлены из негорючих материалов;

б) предотвращают прохождение через них пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость;

в) имеют такую изоляцию, что могут быть выполнены следующие два условия:

1) средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139°С по сравнению с первоначальным значением;

2) ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 225°С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 15 минут для класса "В-15";

· О минут для класса "В-0".

Перекрытия класса "С" — это перекрытия, изготовленные из негорючих материалов. Перекрытия этого класса могут не отвечать требованиям в отношении прохождения дыма и пламени, а также ограничениям в отношении повышения температуры.

Огнестойкость дверей в перекрытиях должна быть равноценной огнестойкости самого перекрытия, в котором они установлены. Двери и дверные рамы в перекрытиях класса "А" должны быть изготовлены из стали, в перекрытиях класса "В" негорючими, в ма­шинных помещениях — газонепроницаемыми и самозакрывающимися.

В настоящее время для тушения пожаров различного рода используются следующие огнетушащие вещества:

· вода и водные растворы химических веществ;

· пена: химическая и воздушно-механическая;

· огнетушащие порошковые составы;

· галогенсодержащие углеводороды (хладоны);

В зависимости от вида используемого огнетушащего вещества противопожарные средства могут быть применены для тушения поваров одного или нескольких классов. Далее огнетушащие вещества рассмотрены более подробно.

Вода.

Вода — наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования. Вода представляет собой главным образом охлаждающее вещество. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Наибольший эффект от использования воды для поглощения теплоты получается при температуре до 100°С. При значении температуры 100°С и выше вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже точки его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода переходит от жидкого состояния в газообразное и при этом расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, помимо охлаждающей способности, вода способствует возникновению эффекта объемного тушения.

Компактная струя выбрасывается из пожарного ствола с большой скоростью, что обеспечивает дальность полета до 20. 25 метров. Максимальная дальность полета струи по горизонтали достигается, если ствол направлен вверх под углом 35. 40 ° к палубе; максимальная дальность полета струи по вертикали — под углом 75 °.

Тушение компактной струей воды горючих жидкостей приводит только к разбрызгиванию горючего и увеличению площади пожара. Кроме того, при таком способе подачи значительное количество воды расходуется бесполезно. Объясняется это тем, что вода обладает невысоким коэффициентом теплопроводности; проходя через пламя, она почти не успевает нагреться и поглотить тепло, поэтому в виде крупных капель падает вниз.

Наибольшей огнетушащей способностью обладает струя воды, распыленная до мельчайших капель (размером менее 100 мкм). Испаряясь, эти капли забирают тепло от очага пожара и понижают содержание кислорода в воздухе; как было сказано выше, превраща­ясь в пар, вода увеличивается в объеме в 1700 раз. Мелкораспыленная вода не погружается в горящую жидкость и не разбрызгивает ее. Она сочетает в себе преимущества как жидкого, так и газового средства тушения. Получение тонкого распыла воды достигается благодаря применению специальных технических решений, либо путем выброса перегретой воды или газонасыщенного раствора СО2 в воде через распылители оригинальной конструкции. Однако мелкодисперсная струя воды обладает недостаточной проникающей способностью, что затрудняет тушение твердых материалов, уложенных в виде штабеля.

Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна; замерзает при отрицательных температурах; тяжелее топлива (которое всплывает на ее поверхность и продолжает гореть); имеет большое значение поверхностного натяжения (поэтому недостаточно смачивает поверхности и быстро стекает с них); способствует процессу коррозии металлов; ухудшает изоляцию электрооборудования.

При тушении пожаров во внутренних помещениях путем бесконтрольной подачи воды из шлангов возможно снижение остойчивости и запаса плавучести судна (вплоть до опрокидывания).

Пены.

Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных тонкими пленками жидкости. В зависимости от способа получения различают пены химические и воздушно-механические.

Химическую пену получают при взаимодействии кислотного раствора и раствора бикарбоната натрия. Выделяющийся в резуль­тате химической реакции диоксид углерода образует в пене газовые пузырьки. В качестве вспенивателя обычно используется экстракт солодкового корня, который в химической реакции не участвует, но играетважную роль в придании пене необходимой стойкости.

Воздушно-механическая пена получается в пенных стволах или на сетках пеногенераторов из водных растворов пенообразователей или растворов смачивателей.

Для производства пены существуют различные виды пенообразователей, которые разделяются по химическому составу и по назначению.

По химическому составу пенообразователи подразделяют на углеводородные (ПО-ЗАИ, ПО-ЗНП, ПО-6НП, ПО-6ТС, ТЭАС, САМПО, "Морской") и фторсодержащие (ФОРЭТОЛ, "Универсальный").

По назначению пенообразователи делятся на пенообразователи общего и специального назначения ("Морозко", "Морской" и др.); последние применяют в особых условиях или для тушения конкретной группы горючих веществ.

Особое место занимают пенообразователи на фторорганической основе (например, ФОРЭТОЛ, "Универсальный"). Впервые такие пенообразователи были разработаны в США, а пена на их основе получила название "легкая вода". Наличие атома фтора в молекуле этого пенообразователя придает образуемой с его помощью пене высокую термическую стойкость и, соответственно, высокую изолирующую способность. При применении "легкой воды" на горящей поверхности образуется пленка, препятствующая поступлению горючих паров, изолирующая пену от горящей поверхности и предохраняя ее от разрушения. Образовавшаяся пленка препятствует также повторному воспламенению вещества после его тушения. Пена на основе фторсодержащих пенообразователей сохраняет стойкость и на полярных жидкостях (которые интенсивно разрушают пену, полученную на основе других пенообразователей).

Фторсодержащие пенообразователи применяют в виде раствора в воде (с концентрацией до 6%). Для получения "легкой воды" можно использовать как пресную, так и морскую воды. Пенообразователи, предназначенные для получения "легкой воды" не следует смешивать с пенообразователями других типов. Тем не менее, при тушении одного пожара можно использовать пены полученные на основе различных пенообразователей (в том числе и фторсодержащих).

В число недостатков пенообразователей на основе фторорганических соединений входят: высокая стоимость и высокая биологическая стойкость большинства из них.

Пены характеризуются рядом параметров, основной из которых — кратность, т.е. отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Химическая пена обладает кратностью, равной 5, в то время как воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (от 20 до 200) и высокой кратности (более 200). Особенности применения пены различной кратности пояснены на рис. 3.1.

Будучи тяжелее воздуха, но легче воды или нефтепродуктов, высокократная пена стекает через отверстия и заполняет отсеки, помещения и щели, вытесняя из них воздух. Таким образом, к пожару прекращается доступ кислорода. Поскольку пена содержит воду, она поглощает теплоту и охлаждает горящий материал. Если высокократная пена поглотила количество теплоты, достаточное, чтобы содержащаяся в этой пене вода при 100 °С превратилась в пар, значит, эта пена поглотила максимально возможное количество теплоты. Выделяющийся пар продолжает вытеснять кислород и, таким образом, способствует ликвидации пожара.

Для получения высокократной пены используется эжекторный ствол, в котором пенообразователь и вода смешиваются, образуя 12%-й раствор пенообразователя в воде, и подаются на сетчатый экран под давлением не менее 14 кгс/см 2 . Воздух с большой скоростью засасывается в ствол и проходит через экран. При этом образуются пузырьки, и из ствола выходит высокократная пена.

Пены обладают существенными положительными качествами, однако существуют и некоторые ограничения в их применении.

Положительные качества пены:

1. пена представляет собой очень эффективное огнетушащее вещество, обладающее охлаждающим эффектом;

2. пена создает паровой барьер, препятствующий выходу наружу воспламеняющихся паров;

3. пена может быть использована для тушения пожаров класса А, поскольку в ней присутствует вода; особенно эффективна для этого "легкая вода" (пена на основе фторсодержащего пенообразователя);

4) пена представляет собой наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями;

5. пена — эффективное огнетушащее вещество для покрытия растекающихся нефтепродуктов;

6. для получения пены молено использовать воду пресную или забортную, мягкую или жесткую;

7. пена не склонна к быстрому разрушению и при правильной подаче тушит пожар постепенно;

8. пена способна удерживаться на месте, покрывает горящую поверхность и поглощает теплоту содержащуюся в тех материалах, которые могли бы вызвать повторное возгорание;

9. пена способствует экономному расходу воды и не вызывает перегрузки судовых пожарных насосов.

Ограничения в применении пены:

1. пену нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением;

2. пену нельзя применять для тушения горючих металлов;

3. пену нельзя употреблять совместно с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет "легкая вода", которую можно использовать совместно с огнетушащим порошком;

4. пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей (однако высокократную пену применяют при тушении растекающихся криогенных жидкостей, для быстрого подогрева паров и для уменьшения опасности, сопутствующей такому растеканию);

5. если пена подается на горящие жидкости, температура которых превышает 100 °С, то вода, содержащаяся в пене, способна вызвать вспучивание, разбрызгивание и вскипание таких жидкостей.

Кроме того, необходимо помнить, что запас пенообразователя должен быть достаточным для покрытия пеной всей поверхности горящего материала. Также нужен дополнительный запас пенообразователя для замены той пены, которая выгорает, а также для запол­нения разрывов, образующихся на ее поверхности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: