Виды полетов воздушных судов

Обновлено: 28.03.2024

Полеты ВС в воздушном пространстве Российской Федерации подразделяются:

а) по правилам выполнения на:

полеты по правилам визуальных полетов (ПВП);

полеты по правилам полетов по приборам (ППП).

б) по использованию элементов структуры воздушного пространства на:

трассовые полеты - по воздушным трассам или МВЛ;

маршрутные полеты - по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;

маршрутно-трассовые полеты - по воздушным трассам или МВЛ и вне их;

аэродромные полеты - в районе аэродрома (аэроузла).

районные полеты - в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД;

зональные полеты - в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

в) по метеорологическим условиям выполнения:

в визуальных метеорологических условиях;

в приборных метеорологических условиях;

г) по количеству воздушных судов на:

д) по времени суток на:

дневные - в период между восходом и заходом солнца;

ночные - в период между заходом и восходом солнца;

смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;

е) по физико-географическим условиям, месту и способам выполнения:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над безориентирной местностью и пустыней;

над водной поверхностью; в полярных районах;

ж) по высоте выполнения:

на предельно малых высотах - до 200 м;

на малых высотах - свыше 200 м до 1000 м включительно;

на средних высотах - свыше 1000 м до 4000 м включи­тельно;

на больших высотах - свыше 4 000 м до 12 000 м;

в стратосфере - свыше 12 000 м.

Минимумы.

Минимум выполнения полетов устанавливается для аэро­дрома, ВС, командира ВС, вида авиационных работ.

Основными параметрами при установлении минимумов вы­полнения полетов являются: ВПР, высота нижней грани­цы облаков, видимость на ВПП, видимость.

Минимум воздушного судна (ВС) для взлета устанавливается по минимально допустимому значению видимости на ВПП, позво­ляющему безопасно производить взлет на воздушном судне данного типа.

Минимум ВС для посадки устанавливается по минимально допустимым значениям видимости на ВПП и ВПР, позволяющим безопасно производить посадку на воздушном судне данного типа.

Минимум КВС для посадки устанав­ливается по минимально допустимым значениям видимости на ВПП и ВПР, при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

Безопасные высоты (эшелоны) полёта.

Для обеспечения безопасности полетов ВС устанавливаются:

а) безопасная высота круга полетов над аэродромом (при его наличии);

б) безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

в) безопасная высота в районе аэроузла;

г) безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона;

д) нижний (безопасный) эшелон в районе аэродрома в радиу­се не более 50 км от КТА;

е) нижний (безопасный) эшелон в районе аэроузла;

ж) нижний (безопасный) эшелон в районе ЕС ОрВД;

з) нижний (безопасный) эшелон полета по ППП (ПВП).

Безопасная высота круга полетов над аэродромом опреде­ляется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета ВС над наивысшим препятствием в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) составляла:

при полетах по ПВП - не менее 100 м;

при полетах по ППП - не менее 200 м.

Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, за исключением круга полетов, опреде­ляется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета ВС над наивысшим препятствием была не менее 300 м.

Безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, ППП устанавливается с таким расчетом, что­бы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) со­ставляла:

а) над равнинной или холмистой местностью:

на скоростях 300 км/ч и менее - 100 м;

на скоростях более 300 км/ч - 200 м;

б) в горной местности:

горы 2000 м и менее - 300 м;

горы выше 2000 м - 600 м.

Правила полётов.

Полеты ВС в воздушном пространстве РФ выполняются в соответствии с установленными Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации минимальными интервалами вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

Вертикальное эшелонирование осуществляется по полукруговой системе.

Очередность взлета ВС определяется плановой таблицей полетов.

Экипаж ВС обязан выполнять полет в соответствии с полетным заданием в пределах установленных границ.

При полете на предпосадочной прямой командир ВС обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:

а) наблюдаются опасные метеорологические явления или скопления птиц, представляющие угрозу для выполнения посадки;




б) до ВПР не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или, если положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

в) в воздушном пространстве или на ВПП появились препятствия. При полетах ВС на пересекающихся курсах, на одной и той же высоте их командиры должны: заметивший воздушное судно слева - уменьшить, а справа - увеличить высоту полета.

В случае непреднамеренного сближения на встречных курсах на одной высоте командиры ВС должны отвернуть воздушные суда вправо для их расхождения левыми бортами.

При встрече с опасными метеорологическими явлениями, отказе авиационной техники и тому подобном, командиру ВС предоставляется право самостоятельно изменять высоту полета с докладом об этом органу ОВД (управления полетами).

Полеты ВС, кабины которых не герметизированы или не имеют кислородного оборудования с необходимым запасом кислорода, должны выполняться на высотах не более 4 000 м.

Командир ВС обязан выдерживать заданный режим полета, соблюдать правила полета, информировать органы ОВД (управления полетами) о фактическом местонахождении ВС, метеорологических условиях полета.

Определение и выдерживание высоты полёта.

Полет выполняется на высоте (эшелоне) с учетом уровня подготовки экипажа, ЛТХ и оборудования ВС, препятствий на местности, а также воздушной, метеорологической и орнитологической обстановки.

Высота (эшелон) полета определяется и выдерживается экипажем по барометрическому высотомеру с учетом поправок.

Изменение высоты (эшелона) полета допускается с разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Определение и выдерживание высоты (эшелона) полета производится:

а) по давлению на аэродроме - при полетах в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, от взлета до набора высоты перехода и от эшелона перехода аэродрома до посадки;

б) по приведенному давлению по стандартной атмосфере - на аэродромах, открытых для международных полетов и горных (по запросу экипажа);

в) по минимальному давлению, приведенному к уровню моря, - при полетах на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода);

г) по стандартному давлению - при полетах на высотах выше высоты перехода.

Для единой системы перехода на отсчет высоты (эшелона) полета устанавливаются:

а) высота перехода в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

г) эшелон перехода в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

После взлета в ходе набора высоты для полета на эшелоне перевод шкалы давления барометрического высотомера с давления на аэродроме на стандартное давление производится при пересечении высоты перехода.

Высота перехода устанавливается не менее безопасной высоты полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, округленной в сторону увеличения до значения кратного 100 м.

Полеты ВС в переходном слое в режиме горизонтального полета запрещаются.

В ходе снижения перевод шкалы давления барометрического высотомера со стандартного давления на давление на аэродроме производится при пересечении эшелона перехода района аэродрома.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЁТОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ.

Общие положения

ФАППП государственной авиации разработаны в соответствии с действующим воздушным законодательством РФ и правовыми актами и определяют порядок производства полетов государственной авиации РФ.

аэронавигационная информация – сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;

взлет – этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта до момента набора установленных высоты и скорости полета.

время полета воздушного судна – период времени от начала взлета до окончания посадки;

командир экипажа (командир воздушного судна) – лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа;

летная книжка – документ, подтверждающий право летного состава на выполнение полетов на воздушных судах в соответствии с достигнутым уровнем подготовки, полученными допусками и натренированностью.

летная смена – период времени, определенный плановой таблицей полетов, в течение которого выполняются полеты;

летное поле – часть площади аэродрома, на которой располагаются взлетно-посадочные полосы с боковыми и концевыми полосами безопасности, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, технические позиции и площадки для подготовки воздушных судов к вылету;

опасные явления погоды – явления погоды или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранению авиационной техники на аэродроме;

плановая таблица полетов – документ, определяющий порядок выполнения полетов, виды полетных заданий экипажам и очередность их выполнения;

посадка – этап полета от момента замедленного движения ВС с высоты начала выравнивания до момента касания земной поверхности и окончания пробега.

предварительная подготовка – приведение в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления и обеспечения полетов к выполнению задач полетов;

предполетная подготовка – приведение в готовность личного состава, воздушных судов, аэродрома, сил и средств управления и обеспечения полетов к выполнению задач полетов с учетом конкретных условий;

пробег – замедленное движение ВС от касания ВПП до достижения ВС скорости руления, позволяющей безопасно изменять направление движения.

простые метеорологические условия – условия, при которых весь полет может выполняться визуально;

разбег – ускоренное движение воздушного судна с момента страгивания до отделения от ВПП;

сложные метеорологические условия – условия, при которых полет полностью или частично выполняется по приборам (при отсутствии видимости земли или естественного горизонта) или визуально под облаками в условиях, определенных настоящими Правилами;

учебные воздушные суда – ВС, предназначенные для обучения летного состава технике пилотирования и навигации;

Право организовывать и проводить полеты в авиационной воинской части или организации предоставляется командиру этой части.

Основанием для выполнения экипажем полета является утвержденная плановая таблица полетов, полетный лист или задание на полет.

Виды полетов подразделяются:

По назначению полеты подразделяются на: боевые, учебные, специальные и спортивные.

По количеству ВС полеты подразделяются на одиночные и групповые полеты.

По метеоусловиям полеты подразделяются на полеты в ПМУ и СМУ.

К полетам в СМУ относятся полеты:

в облаках, между слоями облаков, за облаками при облачности 7 и более баллов;

под облаками при нижней границе облаков или полетной видимости, указанных в настоящих Правилах.

II. Виды полетов воздушных судов

8. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации подразделяются:

а) по правилам выполнения на:

полеты по правилам визуальных полетов (далее именуются - ПВП);

полеты по правилам полетов по приборам (далее именуются - ППП);

б) по использованию элементов структуры воздушного пространства на:

трассовые полеты - по воздушным трассам или МВЛ;

маршрутные полеты - по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;

маршрутно - трассовые полеты - по воздушным трассам или МВЛ и вне их;

аэродромные полеты - в районе аэродрома (аэроузла) или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД (управления полетами) аэродрома;

районные полеты - в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД;

зональные полеты - в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

в) по метеорологическим условиям выполнения:

в визуальных метеорологических условиях;

в приборных метеорологических условиях;

г) по количеству воздушных судов на:

д) по времени суток на:

дневные - в период между восходом и заходом солнца;

ночные - в период между заходом и восходом солнца;

смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;

е) по физико - географическим условиям, месту и способам выполнения:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над безориентирной местностью и пустыней;

над водной поверхностью;

в полярных районах;

ж) по высоте выполнения:

на предельно малых высотах - до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на малых высотах - свыше 200 м до 1 000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на средних высотах - свыше 1 000 м до 4 000 м включительно;

на больших высотах - свыше 4 000 м до 12 000 м (до тропопаузы) включительно;

V. Классификация полетов в гражданской авиации

5.1. Полеты гражданских воздушных судов классифицируются в зависимости от принадлежности, назначения, условий пилотирования и навигации, района, высоты, физико-географических условий и времени суток.

5.2. По принадлежности полеты различаются:

на используемые в целях коммерческой гражданской авиации (для предоставления услуг при выполнении коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ);

на используемые в целях авиации общего назначения.

5.3. По назначению полеты различаются:

на транспортные - осуществление воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты;

по выполнению авиационных работ - авиационные работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей;

на учебные - для обучения курсантов и слушателей образовательных заведений (учреждений) гражданской авиации;

на тренировочные - для тренировки и квалификационной проверки летного состава гражданской авиации;

на исследовательские (научные) - для проведения научных и других исследований, отработки методик летного обучения в гражданской авиации;

на испытательные (контрольно-испытательные полеты) - для испытаний воздушных судов или установленных на них силовых установок и оборудования;

на облеты гражданских воздушных судов - для проверки по специальным программам работы систем и агрегатов воздушного судна, которые не могут быть проверены на земле;

на облеты наземных систем и радиотехнических средств (РТС) - для контрольных полетов в целях проверки, настройки РТС и наземных посадочных и светотехнических систем;

на перегоночные - для полетов в целях ремонта (из ремонта) и видов технического обслуживания гражданских воздушных судов, а также к месту базирования или работы;

на демонстрационные - для показа авиационной техники и в целях обеспечения других массово-общественных мероприятий;

для поиска и спасания и обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.4. По условиям пилотирования и навигации полеты различаются на визуальные и полеты по приборам.

5.5. По району выполнения полеты различаются:

на аэродромные - в районе аэродрома или аэроузла;

на площадные - в зонах (районах) выполнения авиационных работ;

на трассовые - по воздушным трассам и МВЛ;

на внетрассовые - по маршруту вне воздушных трасс и МВЛ.

5.6. По высоте полета полеты различаются:

на предельно малые высоты - до 200 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

на малые высоты - выше 200 м и до 1000 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

на средние высоты - выше 1000 м и до 4000 м (включительно) от уровня моря;

на большие высоты - выше 4000 м и до 12 000 м (включительно) от уровня моря;

на стратосферные - выше 12 000 м от уровня моря.

5.7. По физико-географическим условиям полеты различаются:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над пустынной местностью;

над водным пространством;

в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли.

5.8. По времени суток полеты различаются:

на дневные - в период между восходом и заходом солнца;

на ночные - в период между заходом и восходом солнца;

на смешанные - в случаях, когда при выполнении полетов в период от взлета до посадки воздушного судна происходит переход от дневного полета к ночному и наоборот.

3. Виды полетов воздушных судов определяются Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации и подразделяются на следующие:

3.1. по правилам выполнения:

полеты по правилам визуальных полетов;

полеты по правилам полетов по приборам;

3.2. по использованию элементов структуры воздушного пространства:

трассовые полеты - по ВТ или МВЛ (перечень сокращенных наименований и обозначений, употребляемых в Правилах, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).

маршрутные полеты - по маршрутам вне ВТ и МВЛ;

маршрутно-трассовые полеты - по ВТ или МВЛ и вне их;

аэродромные полеты - в районе аэродрома или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД аэродрома;

районные полеты - в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД;

зональные полеты - в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД;

3.3. по метеорологическим условиям выполнения:

в визуальных метеорологических условиях;

в приборных метеорологических условиях (в том числе в облаках, между слоями облаков, за облаками при облачности 6 и более октантов, над водной поверхностью вне визуальной видимости береговой черты, под облаками при нижней границе облаков или полетной видимости, в условиях, указанных в приложениях N 5 и N 6 к настоящим Правилам, над безориентирной местностью, исключающей возможность определения пространственного положения воздушного судна визуально в стратосфере);

3.4. по количеству воздушных судов:

3.5. по времени суток:

дневные - в период между восходом и заходом солнца;

ночные - в период между заходом и восходом солнца;

смешанные - при выполнении которых в период от взлета до посадки происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот;

3.6. по физико-географическим условиям, месту и способам выполнения:

над равнинной и холмистой местностью;

над горной местностью;

над безориентирной местностью и пустыней;

над водной поверхностью;

в полярных районах;

3.7. по высоте выполнения:

на предельно малых высотах - до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на малых высотах - свыше 200 м до 1 000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

на средних высотах - свыше 1 000 м до 4 000 м включительно;

на больших высотах - свыше 4 000 м до 12 000 м включительно;

в стратосфере - свыше 12 000 м.

4. По своему назначению полеты экспериментальных воздушных судов подразделяются на испытательные (исследовательские), вспомогательные, демонстрационные, полеты на специальные задания, контрольные и тренировочные полеты, облеты.

Испытательный (исследовательский) полет выполняется для определения характеристик воздушного судна, силовых установок, авиационного и специального оборудования, вооружения, корабельных авиационных комплексов, парашютно-десантной и другой авиационной техники, исследований в области аэродинамики и прочности воздушных судов, а также их систем.

К испытательным (исследовательским) полетам также относятся демонстрационные, вспомогательные полеты, облеты авиационной техники и полеты на летную проверку средств связи и радиосветотехнического обеспечения полетов аэродрома, выполняемые по соответствующим утвержденным программам, а также инструкторские полеты для подготовки слушателей АУЦ ЭА и инструкторские полеты летного состава летно-испытательных подразделений организаций экспериментальной авиации, полеты для облета воздушных судов, выполняемые летным составом экспериментальной авиации на воздушных судах гражданской и государственной авиации, прошедших ремонт в организациях авиационной промышленности.

Вспомогательный полет выполняется для подготовки и обеспечения летных испытаний (для сопровождения, для осуществления видеосъемки, в качестве цели, на постановку помех и мишеней, на ретрансляцию, на десантирование, на дозаправку топливом в качестве танкера).

Демонстрационный полет выполняется для демонстрации летно-технических характеристик воздушных судов.

Полеты на специальные задания (спецзадания) выполняются для перегона авиационной техники, воздушной разведки погоды, подготовки слушателей авиационных учебных центров экспериментальной авиации - структурных подразделений организаций экспериментальной авиации, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала экспериментальной авиации методикам летных испытаний, обучения авиационного персонала заказчика, воздушных перевозок, поиска и спасания.

Контрольные полеты выполняются для проведения проверок членов летного экипажа ВС по видам летной подготовки, а также выполнения программ обучения управлению новым типом авиационной техники.

Тренировочные полеты осуществляются в целях тренировки членов летного экипажа ВС.

Облет воздушных судов выполняется для проверки работоспособности силовой установки и систем ВС после ремонта и замены агрегатов, регламентных работ (технического обслуживания), доработок. Облеты выполняются по программам облета, которые разрабатываются организацией-разработчиком для каждого типа ВС. На серийных ВС, проходящих испытания в организациях-изготовителях (на АРЗ), облеты выполняются по профилям полетов, разрабатываемым организациями-изготовителями ВС.

5. Испытательные полеты подразделяются на полеты с определением степени сложности и полеты без определения степени сложности. Степень сложности испытательных полетов устанавливается методическим советом ЛИП на основании методических рекомендаций Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и указывается в соответствующем разделе программы испытаний.

Полёты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации подразделяются:

А) по правилам выполнения на:

- полёты по правилам визуальных полётов (далее — ПВП);

- полёты по правилам полётов по приборам (далее — ППП);

Б) по использованию элементов структуры воздушного пространства на:

- трассовые полёты — по воздушным трассам и МВЛ;

- маршрутные полёты — по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;

- маршрутно-трассовые полёты — по воздушным трассам и МВЛ и вне их;

- аэродромные полёты — в районе аэродрома (аэроузла) или в дополнительно выделенном воздушном пространстве под управлением органа ОВД (управления полётами) аэродрома;

- районные полёты — в пределах ВП одного района ЕС ОрВД;

- зональные полёты — в пределах ВП одной зоны ЕС ОрВД;

В) по метеорологическим условиям выполнения:

- в визуальных метеорологических условиях;

- в приборных метеорологических условиях;

Г) по количеству воздушных судов на:

Д) по времени суток на:

- дневные — в период между восходом и заходом солнца;

- ночные — в период между заходом и восходом солнца;

- смешанные — при выполнении которых в период от взлёта до посадки происходит переход от дневного полёта к ночному и наоборот;

Е) по физико-географическим условиям, месту и способам выполнения:

- над равнинной и холмистой местностью;

- над горной местностью;

- над безориентирной местностью и пустыней;

- над водной поверхностью;

- в полярных районах;

Ж) по высоте выполнения:

- на предельно малых высотах — до 200м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

- на малых высотах — свыше 200м до 1000м над рельефом местности или водной поверхностью;

- на средних высотах — свыше 1000м до 4000м включительно;

- на больших высотах — свыше 4000м до 12000м (до тропопаузы) включительно;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: