Виды отчислений в государственные фонды в целях обеспечения социальных гарантий священнослужителей

Обновлено: 25.04.2024

Обзорная статья, посвященная пенсионному обеспечению служителей Церкви: общим условиям назначения пенсий, подтверждению периодов, включаемых в стаж, документальному подтверждению данных периодов времени.

Общие условия назначения пенсий

Обязательное социальное страхование священнослужителей в России было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». До вступления в силу этого закона религиозные организации не производили отчисления в фонды государственного социального страхования, потому время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время и работники религиозных организаций, и священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 24 Закона РФ от 26.09.97 № 125-ФЗ). Анализ положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» позволяет утверждать, что священнослужители также имеют право на страховую пенсию, являясь специфической категорией застрахованных лиц

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие:

  • архиереи;
  • священники;
  • диаконы;
  • церковнослужители, в т. ч. регентов, певчих, церковных старост и их помощников, монашествующих, сотрудников Московской Патриархии, Епархиальных управлений и советов, Синодальных учреждений;
  • иные лица, которые совершают религиозные обряды либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и периоды участия в совершении религиозных обрядов и до, и после вступления в силу Закона от 25.10.90 № 267-1 засчитываются в трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке, в том числе справкой (см. образец).

Настоящая дана священнослужителю Русской Православной Церкви протоиерею (или священнику, диакону) Сергею Ивановичу СОКОЛОВУ, 1940 года рождения в том, что он с 1 апреля 1965 года по настоящее время совершает свое служение в Церкви.

При этом:

1 апреля 1965 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен штатным диаконом храма Успения Пресвятой Богородицы с. Жигалово Московской области, где служил по 15 ноября 1970 года.

Основание: Указ Управляющего Московской епархией от 1 апреля 1965 года за N 465.

16 ноября 1970 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен штатным священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве г. Москвы, где служил по 10 июля 1991 года.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 16 ноября 1970 года за N 3545.

11 июля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Ивановском г. Москвы, где служит по настоящее время.

Основание: Указ Святейшего Патриарха от 11 июля 1991 года за N 2575.

Общий стаж служения с 1 апреля 1965 года по настоящее время.

Подтверждающие документы сохранены.

Руководитель Общего отдела,

Заведующий Канцелярией

Московской Патриархии прот. В. ДИВАКОВ

Как оцениваются пенсионные права

Зачет в общий трудовой стаж периодов работы до 25 октября 1990 года является основанием для уточнения их пенсионных прав путем перерасчета величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Заработок за период до 25 октября 1990 года может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года.

Уточнение пенсионных прав священнослужителей осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, но не ранее чем с 30 января 2005 года (даты вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280) (ст. 20 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для уточнения пенсионных прав следует обратиться с соответствующими заявлениями в территориальные органы ПФР, представив документы, подтверждающие работу в религиозных организациях и (или) участие в совершении религиозных обрядов за периоды до 25 октября 1990 года.

Соответствующие разъяснения даны письмом ПФР от 18.04.05 № ЛЧ-25-26/3935, которым одновременно направлен образец подтверждающей справки (см. выше).

По достижении 75 лет

Достигнув этого возраста каждый клирик, занимающий должность:

  • игумена (игумении) или наместника монастыря;
  • настоятеля прихода;
  • председателя приходского совета;
  • благочинного;
  • секретаря епархиального совета;
  • председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии;
  • председателя, секретаря или члена епархиального суда

обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей.

Однако окончательное решение вопроса о времени удовлетворения этого прошения оставляется на благоусмотрение епархиального архиерея (в отношении игумена (игумении) или наместника монастыря – на благоусмотрение Священного Синода, по представлению епархиального архиерея).

Епархиальный архиерей имеет попечение о достойных условиях для продолжения литургического и пастырского служения клириков, освобожденных по возрасту от несения должностных обязанностей.

О периодах работы, включаемых в стаж

Порядком включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов (утв. приказом Минздравсоцразвития от 24.11.04 № 280, зарег. Минюстом России 30.12.04 № 6253) разъяснено, что периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж. Указанные периоды подтверждаются документами в общеустановленном порядке.

До 25 октября 1990 года сводного перечня лиц, принимающих участие в совершении религиозных обрядов, не существовало. Поэтому в спорных случаях отделениям ПРФ необходимо обращаться за подтверждением стажа лиц, участвующих в религиозных обрядах, в Епархиальные управления (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 03.04.06 № 1842, доведено до сведения органов ПФР письмом от 09.06.06 № ЛЧ-25-26/6167).

В страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, до 1 января 1991 года – платились взносы на государственное социальное страхование. Уплата взносов на государственное социальное страхование подтверждается документами финансовых органов и справками архивных учреждений.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015).

Тезисы для суда

К сожалению, в бумажной сфере на приходах, как правило, царит беспорядок. Вв справках о заработной плате отсутствуют обязательные реквизиты, основания выдачи и т. д., что часто порождает споры с органами ПФР.

На что можно ссылаться? Вот несколько тезисов для искового заявления.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя в том числе и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4) (согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Аналогичные нормы содержал и Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (ст. 10).

Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками (ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом работники религиозных организаций, а также священнослужители, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Впервые для священнослужителей обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации было введено Законом РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». В период до принятия указанного Закона лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию и, следовательно, не имели права на государственное пенсионное обеспечение.

Периоды работы в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке (разъяснения о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.04 № 280).

В совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, также иные лица, которые совершают религиозные обряды, либо обеспечивают их совершение (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15.07.08 № 5068).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.14 № 1015.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 Правил). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, в частности:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы.

В подтверждение факта работы могут быть представлены справка прихода, справка приходского совета, справки о зарплате, платежные извещения и квитанции об уплате подоходного налога и т. д.

Еще раз подчеркнем: от вас не могут потребовать подтверждения уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, поскольку до принятия Закона РСФСР от 25.10.90 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» лица, совершавшие богослужения и религиозные обряды, не подлежали государственному социальному страхованию.

В целях оказания методической помощи своим территориальным органам Пенсионный фонд РФ направил в отделения и управления ПФР в федеральных округах письмо от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935 «Об оценке пенсионных прав граждан из числа священнослужителей». Данный документ доведен до сведения Епархиальных архиереев циркулярным письмом Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента от 19.07.2005. № 4484.

Какие изменения в пенсионные права священнослужителей внес приказ № 152?

В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 религиозные организации не имели прав юридического лица. В этой связи время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.

В настоящее время издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 280, согласно которому «периоды работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» засчитываются в общий трудовой стаж в случае подтверждения указанных периодов документами в общеустановленном порядке».

На какие категории граждан распространяется приказ?

Приказ распространяется на священнослужителей, которые в период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий» работали в религиозных организациях (например, приходах, духовных семинариях) и (или) участвовали в совершении религиозных обрядов.

Понятие «священнослужитель» не раскрыто в нормах действующего законодательства; оно содержится во внутренних документах (установлениях) религиозных организаций.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. В этой связи разъяснение понятия «священнослужитель» составляет прерогативу конфессий. Поэтому в спорных случаях отделения ПФР должны обращаться за разъяснениями в Епархиальные управления.

Какие документы необходимо представить в отделение ПФР для зачета в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 «О свободе вероисповеданий»?

К таким документам относится справка, образец которой прилагается к письму Пенсионного фонда РФ от 18.04.2005. № ЛЧ-25-26/3935. Справка выдается Епархиальным управлением и подписывается секретарем Епархиального управления.

Помимо вышеупомянутой справки в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации можно представить (при наличии) справку о зарплате священнослужителя в период до 25 октября 1990 г. Представленный заработок может быть принят для уточнения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г.

Допустим ли перерасчет уже начисленной некоторым священнослужителям пенсии?

Священнослужители, оформившие пенсии в период с июля 2001 г. по март 2005 г., имеют право на перерасчет назначенных пенсий с учетом периодов служения в религиозных организациях до 25 октября 1990 г.

1. Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит наблюдать за неукоснительным соблюдением действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности, за:

• предоставлением обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица;

• своевременными выплатами в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

• ежегодным предоставлением всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.

Приход в Русской Православной Церкви

Приход в Русской Православной Церкви Приходы в досинодальную эпоху В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее

Родительские дни в Русской Православной Церкви

Родительские дни в Русской Православной Церкви Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни.Радоница – общее поминовение умерших,

Определение архиерейского Собора 2011 года «Отношение русской православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» [24]

Приветственное слово святейшего патриарха московского и всея руси кирилла Возлюбленные о Господе чада Святой Русской Православной Церкви! Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной

Приложение 4. Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций

Приложение 4. Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций Возможные цели, преследуемые зарубежными организациями в активной финансовой и политической поддержке некоторых деструктивных религиозных

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1] [2]

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1][2] Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в

Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей[15]

Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей[15] Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и

II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей 2. К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей 21. Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви 25. Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр

Раскол Русской Православной Церкви

Раскол Русской Православной Церкви Начало раскола русской православной церкви совпадает по времени с английской революцией. Нужно признать совершенно объективно, что истинные причины раскола до сего времени совершенно не выяснены. Поводом к расколу послужило

Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.)

Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.) 35. Выразить тревогу в связи с непрекращающимися прозелитическими действиями протестантских

11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем

11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Между Русской и Элладской Православными Церквами издавна существовали братские связи. Во времена турецкого господства поборники освободительного движения возлагали свои

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем В ответ на энциклику Константинопольского Патриарха Василия III по вопросу об объявлении в Албании Церкви автокефальной заместитель Патриаршего

9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью

9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью Провозглашение автокефалии Православной Церкви в Америке положило начало развитию добрых отношений между нею и Московским Патриархатом. Так, 21 апреля 1970г. в отпевании почившего Святейшего

2 Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям зарубежной Церкви с изложением событий в Русской Православной Церкви

2 Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям зарубежной Церкви с изложением событий в Русской Православной Церкви КОПИЯМай 1924 г.Я попытаюсь в краткой форме обнять все существенное из пережитого Русской Церковью, начиная с освобождения Патриарха[517].Известно, что всякий,

2. К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозных организаций Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

3. В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (далее — "епархиальная попечительская комиссия"). В порядке исключения в епархиях с небольшим количеством приходов функции епархиальной попечительской комиссии могут быть возложены на иное структурное подразделение епархии, на что епархиальным архиереем испрашивается согласие Патриарха Московского и всея Руси.

В состав епархиальной попечительской комиссии входят:

• представитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

• представитель епархиальной ревизионной комиссии;

• клирики или миряне, назначенные епархиальным архиереем и избранные епархиальным собранием — на паритетных началах.

Члены епархиальной попечительской комиссии не могут состоять в близком родстве между собой, а также с председателем и членами епархиального совета.

Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов. В состав комиссии рекомендуется включать по возможности лиц с экономическим и юридическим образованием.

4. В случае дефицита финансовых средств и, следовательно, неспособности прихода обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, а также содержать приходское хозяйство, епархиальная попечительская комиссия докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им соответствующего решения.

5. Епархиальная попечительская комиссия реагирует на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

6. Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей. В крупных епархиях при благочиннических округах, по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. В годовой отчет благочинного следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние.

7. При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея.

8. В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии.

9. Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т. д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т. д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

10. Размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с епархиями, приходами, включая работников, отвечающих за образовательную, социальную и молодежную деятельность епархии (прихода, благочиния), регентов, певцов, чтецов, псаломщиков, сотрудников бухгалтерии и т. д., должен быть определен в штатном расписании, исходя из реальной занятости работника, его квалификации и объема работы. В любом случае размер такой заработной платы не должен быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

11. Размер содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработную плату работников религиозных организаций Русской Православной Церкви рекомендуется индексировать в соответствии с инфляцией.

12. В годовых отчетах благочиний, приходов, монастырей, духовных школ и т. д. должны содержаться сведения о штатных расписаниях приходов, которые по благословению епархиального архиерея могут использоваться епархиальной попечительской комиссией при подготовке рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций.

Материальное обеспечение священника

Материальное обеспечение священника Этому вопросу обычно в курсах Пастырского богословия посвящается недостаточно внимания. Он относится, скорее, к церковной политике, проблематике, администрации. Но так как подкладка этого вопроса очень близко соприкасается с

Определение архиерейского Собора 2011 года «Отношение русской православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» [24]

Приветственное слово святейшего патриарха московского и всея руси кирилла Возлюбленные о Господе чада Святой Русской Православной Церкви! Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной

Приложение 4. Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций

Приложение 4. Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций Возможные цели, преследуемые зарубежными организациями в активной финансовой и политической поддержке некоторых деструктивных религиозных

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1] [2]

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1][2] Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в

Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей[15]

Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей[15] Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и

I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством

I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством 1. Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам,

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей 21. Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви 25. Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр

Глава 13 Материальное обеспечение

Глава 13 Материальное обеспечение 1137.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что жена Абу Суфйана Хинд бинт ‘Утба вошла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! Абу Суфйан – очень скупой человек. Он

§ 16. Материальное обеспечение приходского духовенства

§ 16. Материальное обеспечение приходского духовенства а) До XVIII в. источниками доходов приходского духовенства были: 1) плата за требы; 2) добровольные пожертвования прихожан; 3) руга, т. е. субсидия от государства натурой или деньгами; 4) доходы с церковных земель или с

11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем

11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Между Русской и Элладской Православными Церквами издавна существовали братские связи. Во времена турецкого господства поборники освободительного движения возлагали свои

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем

6. Позиция Русской Православной Церкви в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем В ответ на энциклику Константинопольского Патриарха Василия III по вопросу об объявлении в Албании Церкви автокефальной заместитель Патриаршего

9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью

9. Сношения Православной Церкви в Америке с Русской Православной Церковью Провозглашение автокефалии Православной Церкви в Америке положило начало развитию добрых отношений между нею и Московским Патриархатом. Так, 21 апреля 1970г. в отпевании почившего Святейшего

2 Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям зарубежной Церкви с изложением событий в Русской Православной Церкви

2 Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям зарубежной Церкви с изложением событий в Русской Православной Церкви КОПИЯМай 1924 г.Я попытаюсь в краткой форме обнять все существенное из пережитого Русской Церковью, начиная с освобождения Патриарха[517].Известно, что всякий,

Как регламентируется деятельность священнослужителей?

Деятельность религиозных организаций (объединений) в России в основном регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также подпадает под действие иных законов (Трудового кодекса и т.д.), однако статус священнослужителя четко не определен ни в одном из них, как и понятие религиозная деятельность.

В Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 41-22 от 28.11.2014 священнослужитель назван лицом, которое уполномочено религиозной организацией (объединением) на духовное, проповедническое служение. Статус священнослужителя может более четко определяться в Уставе религиозной организации. Закон «О свободе совести. » выделяет священнослужителей среди прочих работников религиозной организации, устанавливая, что они наравне подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению (ст. 24 Закона «О свободе совести. »).

Обтекаемые формулировки в законе обусловлены конфессиональными особенностями религиозных организаций. Так, некоторые из них считают возможным заключать трудовые договоры со священнослужителями, ставя их в положение наемных работников, а другие организации этого не делают. Для случаев, когда священнослужитель осуществляет деятельность без трудового договора и на него не распространяются соответствующие гарантии, были предусмотрены нормы трудовых правоотношений в религиозных организациях не только в ст. 24 Закона «О свободе совести…», но и в других нормативно-правовых актах. Неоформленный священнослужитель получает за свою деятельность деньги не в качестве зарплаты, а в дар, либо как «благотворительную помощь» или «пожертвование». Рекомендации по распределению денежного содержания даны, например, в Положении о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года). Денежное содержание облагается НДФЛ по ставке 13 % (поскольку не входит в перечень ст. 217 НК) и страховыми взносами.

В случае возникновения споров по выплате денежного содержания или лишения сана и увольнения, священнослужитель без трудового договора может решить их обратившись только к духовным властям, но не в светские учреждения (Комиссия по трудовым спорам, прокуратура, суд). Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» установлено, что священнослужителям в общем порядке оформляется больничный. При определении статуса священнослужителя также важно отличать религиозную организацию, которая является юрлицом, от религиозной группы (см. ст. 7 Закона «О свободе совести. »), которая не обладает правами и обязанностями юридического лица.

Картинки по запросу как священникам платят зарплату

Как решаются финансовые вопросы священнослужителей?

Религиозные организации действуют на основании своих внутренних уставов, не противоречащих закону. В уставе могут содержаться условия деятельности священнослужителей, а также требования к ним (ч. 5 ст. 24 Закона «О свободе совести. »). С начисляемых священнослужителю в качестве зарплаты или денежного содержания сумм организация уплачивает подоходный налог, а также страховые пенсионные и социальные взносы (ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), взносы на медицинское страхование, которые в отношении работающих в религиозных организациях, проживающих на территории культовых зданий, а также священнослужителей должны осуществляться наравне с другими гражданами (Письмо ФФОМС от 30 августа 2000 года N 4081/30-3/и ).

В сумме тариф страховых взносов, выплачиваемых религиозной организаций, составляет 30% от зарплатного фонда священнослужителей. Пенсионный фонд письмом от 18.04.2005 г. «Об оценке пенсионных прав граждан — из числа священнослужителей» разъяснил своим территориальным отделениям, что они вправе подтвердить стаж лиц, участвующих в религиозных обрядах, обратившись в Епархиальные управления (см. также Соглашение о сотрудничестве между Пенсионным фондом РФ и Московской Патриархией РПЦ от 2 февраля 2004 г.).

Картинки по запросу священники и деньги

Как платят налоги и отчитываются о расходах религиозные организации?

Форма отчётности, предусмотренная для религиозных объединений, упрощена и предусматривает отчётность только по четырём статьям (см. Приказ Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72 ):

  • основные виды деятельности в соответствии с уставом;
  • источники формирования имущества;
  • сведения о расходовании денежных средств;
  • сведения об использовании иного имущества.
  • Налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций, а именно, освобождает их от уплаты следующих налогов:
  • на земельные участки, на которых находятся зданиями религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
  • на имущество, используемое для религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ);
  • на прибыль с доходов от совершения религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (пп. 27 п. 1 ст. 251 РФ) (за 2014 год по данным ФНС РФ такие доходы РПЦ составили 5,6 млрд рублей).

При определении предмета налогообложения могут возникать споры относительно того, является ли деятельность, для которой используется имущество, религиозной. Например, известны споры религиозных организаций с налоговыми органами о том, может ли автомобиль, принадлежащий такой организации, облагаться налогом на имущество, если используется священнослужителем для поездок с целью совершения религиозных обрядов в домах верующих. Также и жилые помещения, используемые для проживания священнослужителей, могут освобождаться от налога, если в них также совершаются религиозные обряды и церемонии. Так, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 28.05.2007 по делу № А60–5394/2007-С8 указал, что п. 2 ст. 17 допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности, и не принял доводы налогового органа, что от налога на имущество освобождаются только объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений и пр.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: