Виды освещения на судах

Обновлено: 28.03.2024

Под электрическими сетями понимают соединенные в определенном порядке провода, кабели, распределительные устройства и токоприемники. На судах морского флота применяются сети двухпроводные (при постоянном и переменном токе) и трехпроводные (при переменном токе).

Применяющиеся на судах сети разделяются по назначению на силовые, электрического освещения, аварийного освещения, низковольтного, слабого тока и др.

Судовая силовая сеть состоит из отдельных цепей (фидеров), идущих от главного распределительного щита, либо непосредственно к электродвигателям или другим силовым установкам, либо к вторичным распределительным (групповым) щиткам, называемым также подстанциями или станциями, и уже от них — к электродвигателям. От главного распределительного щита обычно питаются наиболее ответственные электродвигатели, такие как рулевой привод, брашпиль, шпиль, вентиляционные устройства, мощные нагревательные приборы, насосы машинно-котельных отделений. От вторичных распределительных щитков могут питаться несколько электродвигателей однородных механизмов и различных токоприемников.

Судовые сети электрического освещения различают первичные и вторичные.

К первичной сети относятся фидеры, идущие от главного распределительного щита или подстанции освещения до групповых осветительных щитков. Вторичной сетью называют сеть, идущую от групповых щитков к приемникам.

Сеть аварийного освещения обычно питается от аварийного генератора или аккумуляторной батареи и служит для освещения наиболее ответственных участков судна в случае выхода из строя основной сети освещения. К этим участкам относятся приборы управления судном, постов управления главных двигателей и котлов, рулевой и штурманской рубок, постов управления вспомогательными механизмами ответственного назначения и противопожарным оборудованием, распределительных щитов и т.д.

Сеть малого аварийного освещения , как правило, питается от аккумуляторных батарей и обеспечивает питание в течение 3 ч основных точек управления судном и силовой установкой, выходов из машинно-котельных отделений, помещения аварийной электростанции, штурманской рубки и радиостанции, коридоров жилых и служебных помещений, шлюпочной палубы, мест спуска спасательных шлюпок и т.д.

Сеть низковольтного переносного освещения служит для питания переносных ламп, используемых при осмотрах котлов, различных емкостей, силовых установок, механизмов и т.п. Напряжение этой сети обычно не более 24 в. Сеть слабого тока служит для питания радиостанции, телефонной связи, телеграфа, пожарной и другой сигнализаций.

Все электрические сети на судах выполняются проводами, кабелями и шнурами.

Проводом называется голая или изолированная проволока или жила, не покрытая тяжелой металлической или резиновой защитной оболочкой.

Кабелем называется проводник из одной или нескольких изолированных жил, заключенных в тяжелую металлическую или резиновую оболочку.

Шнуром называется проводник из двух или нескольких соединенных вместе изолированных гибких жил. На судах применяются только изолированные проводники. Каждый изолированный проводник (провод, шнур и кабель) состоит из проводящей ток медной жилы (одной или нескольких), изоляции и защитного покрова, предохраняющего проводник с изоляцией от механических повреждений и от воздействия окружающей среды. Материалом для таких покровов служат: свинец, резиновая смесь, капроновая и хлопчатобумажная пряжа, ленточное железо и железная оцинкованная проволока (в бронированных кабелях).

Основным источником света на судах являются электрические лампы накаливания. Эти лампы в большинстве имеют вольфрамовые нити накала, помещенные в стеклянную колбу с инертным газом (газонаполненные лампы) или сильно разряженную (пустотные лампы).

Лампы мощностью более 60 вт изготавливают обычно газонаполненные. Кроме ламп накаливания в настоящее время широко применяются люминесцентные лампы (или так называемые лампы дневного света). У этих ламп внутренняя сторона стеклянной колбы покрывается специальными веществами (лю-минофорами), которые излучают свет при возникновении в лампе (обычно наполненной смесью газа аргона и паров ртути) газового разряда.

В судовых условиях источники света (лампы) монтируются в специальной арматуре в виде колпаков, абажуров и т. п. Эта арматура служит для придания определенного направления световому потоку, устранения слепящего действия нити накала на глаза, а также для обеспечения защиты лампы от механических повреждений и атмосферных влияний. Совокупность лампы и арматуры называется светильником.

К арматуре светильника относится корпус, приспособления для крепления или подвеса арматуры, светорассеивающие (они же защитные) стекла отражающеие устройства, а также устройства для защиты ламп от механических повреждений. Кроме того, арматура является защитным средством в противопожарном отношении, отделяя токоведущие части от окружающего пространства. К арматуре относится и патрон-прибор, служащий для присоединения лампы к проводам, подводящим к ней электрическую энергию.

Применяемые на судах светильники в зависимости от назначения и мест установки могут быть: негерметического (открытого, защищенного, брызгозащищенного), водонепроницаемого и взрывобезопасного типа.

Наибольшее распространение получили светильники открытого, защищенного и водонепроницаемого типов.

Взрывобезопасные светильники применяются лишь в специальных случаях (для установки в насосных отделениях танкеров и аккумуляторных отделениях).

В открытых светильниках источники света не защищены от попадания посторонних предметов и от механических повреждений (различного типа бра, надкоечные светильники, настольные лампы и т. п.). Эти светильники применяют для местного освещения (у зеркал, умывальников, в изголовьях коек и т.д.) в каютах и некоторых местах общего пользования.

Защищенные светильники имеют средства защиты (плафоны) источника света от сырости и случайных прикосновений к токоведущим частям, но не имеют специальных уплотнений от попадания воды. Эти светильники устанавливают для освещения жилых кают и судовых общественных помещений (ресторанов, салонов, кают-компаний, столовых, красных уголков и т.д.).

Некоторые типы каютных светильников приведены на рис. 179.

Типы каютных светильников

Брызгозащищенные светильники применяются для освещения палуб, кладовых, камбузов, производственных и технических помещений, в качестве переносных ламп, употребляемых при ремонтных, уборочных и грузовых работах. Один из видов брызгозащищенного светильника изображен на рис. 180, а.

Светильники

К водонепроницаемым светильникам относятся отличительные сигнальные огни (бортовые, топовые, гакобортные и сигнальный клотиковый), общий вид которых приведен на рис. 180, б, в, г.

Взрывобезопасные светильники не допускают взрыва даже при попадании внутрь взрывоопасного газа из окружающей среды. Поэтому они применяются для установки в насосных отделениях танкеров и газовозов, в аккумуляторных и других специальных помещениях.

Кроме светильников, на судах применяются мощные дуговые ламповые навигационные прожекторы с направленным лучом дальнего действия (предназначенные для навигационных целей — движения в тумане, маневрирования, прохода узких мест и т. п.) и прожекторы заливающего света , предназначенные для освещения больших пространств грузовых палуб и рабочих площадок на причалах в ночное время.

На рис. 181, а приведен общий внешний вид прожектора, а на рис. 181,б—конструктивная схема прожектора без тумбы.

В качестве источников света применяют: в прожекторах дальнего действия — кинопроекционные и прожекторные лампы мощностью 300—1000 вт, а в прожекторах заливающего света — нормальные газонаполненные лампы до 2000 вт.

Электрическое (искусственное) освещение на судах применяется для создания нормальных условий в помещениях с недостаточным естественным освещением, а также в темное время суток.

Освещение подразделяется на основное, аварийное, переносное, прожекторное. Основное освещение получает питание от главного электрораспределительного щита и должно обеспечивать необходимую освещенность всех судовых помещений, палуб, переходов и трюмов.

Требуемую освещенность получают благодаря общему освещению, светильники которого жестко крепят к потолку и равномерно распределяют по помещению, или в результате комбинированного освещения, состоящего из общего местного. Светильники местного освещения располагают непосредственно у рабочих мест, где должна быть обеспечена необходимая освещенность поверхностей. К ним относятся настольные и ручные переносные лампы, настенные светильники.

Аварийное освещение предназначено для обеспечения минимально-допустимой освещенности в судовых помещениях общего пользования в случае выхода из строя основного освещения судна. Аварийные источники света могут быть встроены в светильники основного освещения или расположены в специальных светильниках. Список помещений, оборудованных системой аварийного освещения, должен соответствовать Правилам Речного Регистра. Аварийные источники света питаются от аварийной электростанции или аккумуляторной батареи и включаются автоматически при отключении основного освещения. Светильники, имеющие аварийные источники света, маркируются красной полосой.

Переносное освещение предназначено для временного освещения (на период производства ремонтных работ) отдельных рабочих поверхностей, например, судовых механизмов, двигателей и т. п.

Прожекторное освещение должно обеспечивать нормальную работу судоводителя в темное время суток, позволяя ему освещать места швартовки, входы в узкости, ориентировку по береговой полосе.

Кроме освещения, источники света необходимы для сигнальных устройств судна (пожарная сигнализация, сигнализация распределитель пых щитов, сигнализация механизмов, приборов, аппаратов), сигнально-отличительных огней.

В качестве электрических источников света на судах используют лампы накаливания, люминесцентные и газосветные. Наиболее широкое распространение получили люминесцентные (для общего освещения) и лампы накаливания (для освещения кают и местного освещения).

Лампа накаливания очень неэкономична: лишь несколько процентов энергии, подводимой к ней, преобразуется в световую, большая же часть превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающем пространстве. Лампы накаливания характеризуются номинальным напряжением в вольтах (В), номинальной мощностью в ваттах (Вт), световым потоком в люменах (лм), световым эквивалентом потока излучения в люменах, деленных на ватт (лм/'Вт). Коэффициент полезного действия (к. п. д.) ламп накаливания — отношение излучения лампы, воспринимаемого человеческим глазом, к потребляемой энергии — составляет 4—5 %. Нить лампы накаливания помещена в сильно разреженную среду (пустотные лампы) или в смесь нейтральных газов, например смесь азота с аргоном или криптона с ксеноном (газонаполненные лампы). Температура вольфрамовой нити пустотных ламп достигает 2230 СС и ее световой эквивалент составляет 20 лм/Вт. Если температуру нити накала повысить более 2230 СС, вольфрам быстро испаряется, что приводит к сокращению срока службы лампы. В газонаполненных лампах температуру нити можно увеличить до 2700 °С, так как нейтральный газ, оказывая давление на нить, уменьшает испарение металла, поэтому световой эквивалент газонаполненных ламп выше, чем пустотных. Срок службы ламп накаливания принимают равным 1000 ч.

В зависимости от типа, назначения и габаритных размеров ламп применяют различные цоколи, из которых наибольшее распространение получили резьбовой и штифтовый. Первые маркируют буквой Е, вторые — буквой В. Штифтовый цоколь может быть одноконтактным (Вз) или двухконтактным (Вс1). По диаметру цоколи разделяют на малые (Е14, 615(1, В158), нормальные (Е27, В2(М, В20з) и большие (Е40). Цифра после буквы означает диаметр цоколя в миллиметрах. В цепях сигнализации используют коммутаторные и бесцокольные лампы.

Отечественные заводы выпускают лампы накаливания самых разнообразных типов, размеров и мощностей, начиная от миниатюрных мощностью 0,4 Вт и кончая огромными, мощностью до 50 кВт. Лампы мощностью до 60 Вт выполняют пустотными, 60 Вт и более — газонаполненными.

Люминесцентные лампы вдвое экономичнее ламп накаливания (световой эквивалент составляет 35—40 лм/Вт).

Люминесцентная лампа (рис. 1) состоит из трубчатой колбы 1, внутренняя поверхность которой покрыта слоем люминофора 2. Катод 3 из вольфрамовой спирали, покрытой слоем окислов бария, стронция и кальция, поддерживается держателями 4, впаянными в стеклянную ножку 5. Держатели электрически соединены со штырями 6 цоколя лампы 7. Из колбы откачан воздух, и она заполнена ртутными парами при давлении около 10 Па или инертным газом. При таком давлении под влиянием разности потенциалов на электродах лампы свободные электроны приобретают энергию, достаточную для ионизации ртутных паров. В результате ионизации разреженные ртутные пары становятся проводником.

Люминесцентная лампа

Прохождение тока через газы и ртутные пары сопровождается свечением, не связанным с их нагревом. Помимо видимого излучения, газовый разряд сопровождается значительным излучением в области ультрафиолетовой части спектра. При облучении ультрафиолетовыми лучами люминофор начинает ярко светиться. Путем подбора состава люминофора можно получить желаемый спектр излучения люминесцентной лампы. Промышленность выпускает лампы дневного, белого и теплого белого света.

Люминесцентные лампы изготавливают только для работы в сетях переменного тока при напряжении 127 и 220 В. Этого напряжения достаточно для поддержания в них электрического разряда. Однако для зажигания лампы необходимо более высокое напряжение, которое создается при включении за счет пускового устройства. При напряжении ниже 127 В электрический разряд в лампе затухает, поэтому люминесцентные лампы на низкие напряжения не выпускают.

Одним из недостатков люминесцентных ламп является стробоскопический эффект, заключающийся в совпадении частоты вращения машин с частотой колебаний света. В результате стробоскопического эффекта вращающиеся машины кажутся для глаза неподвижными. Для уменьшения этого явления применяют двух- и трехламповые светильники, в которых к каждой лампе подводится напряжение со сдвигом по фазе, включение светильников в разные фазы, используют комбинированное освещение лампами накаливания и люминесцентными. Снижение стробоскопического эффекта особенно важно в тех помещениях, где имеются машины и механизмы с вращающимися и движущимися частями, например в машинных отделениях.

Принцип действия газосветных ламп основан на свечении разреженных газов при прохождении электрического тока. Интенсивность их свечения весьма невелика, поэтому они находят применение исключительно в цепях сигнализации. Цвет излучения газосветных ламп зависит от газа, в котором протекает электрический разряд.

Судовая светотехника занимается изучением комплекса вопросов, связанных с созданием источников света, осветительных приборов, а также проектированием и эксплуатацией судовых осветительных установок с учетом их специфики.

Судовая светотехника и судовые осветительные приборы

Источники света в судовых осветительных установках — лампы накаливания и газоразрядные лампы высокого и низкого давления (табл. 1).

В лампах накаливания (ЛН) электрическая энергия превращается в тепловую путем нагревания вольфрамовой нити электрическим током. Тепловая энергия нагретой до 2400—3000°К нити излучается в виде тепловых и световых лучей. На долю видимых лучей приходится в лучшем случае 3% затраченной энергии. Для нормальной осветительной лампы 15 Вт эта величина равна 1,1%, а для лампы 1500 Вт — 2,8%. Остальная энергия тратится, преимущественно, на тепловые потери.

Основные характеристики ламп накаливания: номинальное напряжение ламп обычно соответствует принятым стандартным напряжениям или их половине (например, 55 В); номинальная мощность ЛН может составлять от долей ватта До 5 кВт (прожекторные лампы); световой поток находится в прямой связи с мощностью и светоотдачей лампы. Обозначенный в ГОСТе или справочнике световой поток относится к началу срока службы ЛН и с течением времени снижается. Световые электрические характеристики ламп накаливания очень сильно зависят от подведенного напряжения (рис. 1). При повышении напряжения на 5% сверх номинального, световой поток увеличивается на 20%, а срок службы сокращается почти вдвое.

Поэтому постоянство напряжения является непременным условием правильной эксплуатации ламп; световая отдача, представляющая собой отношение светового потока ламп к ее мощности и характеризующая экономичность лампы, находится в прямой зависимости от температуры нити. Чем ниже номинальное напряжение и больше мощность ЛН, тем выше ее светоотдача, так как нить накаливания такой лампы прочнее и допускает более высокую температуру; срок службы (средний) нормальных осветительных и судовых ламп — 1000 ч. Срок службы ЛН по ГОСТу не указывает на продолжительность ее эксплуатации, а лишь определяет время, в течение которого ее световой поток снижается до установленной нормы (для большинства ЛН — на 10% обозначенного в каталоге).

Для подключения большого числа светильников на судне используются специальные распределительные и ответвительные коробки для обслуживания кабельных трасс освещения.

Довольно распространены коробки У409 со степенью защиты IP65, что позволяет устанавливать их на открытой палубе. Такие коробки помогают обслуживать кабельные соединения светильников, а также упрощают поиск светильников с низкой изоляцией.

Таблица 1. Основные параметры ламп накаливания и люминесцентных ламп, применяемых на судах

Основные параметры ламп накаливания и люминесцентных ламп, применяемых на судах

По заполнению колбы различают электрические лампы: пустотные или вакуумные (до 60 Вт); газополные, наполненные смесью аргона (86%) и азота (14%).

Для надежного крепления лампы в арматуре и подвода напряжения к электродам ламп их снабжают цоколями: резьбовыми (P-40, P-27, P-14 и P-10); штырьковыми двухконтактными (2Ш-22 и 2Ш-15); штырьковыми одноконтактными (1Ш-15, 1Ш-9). Числа 40, 27, 22 и т. д. обозначают диаметр цоколя в миллиметрах. Лампы с резьбовыми цоколями применяют в местах, где исключено самоотвинчивание их, а со штырьковыми — в местах, подверженных вибрации и тряске, где возможно самоотвинчивание ламп с резьбовыми цоколями.

В газоразрядных источниках света используется явление люминесценции — собственного излучения атомов и молекул при возбуждении их энергией каких-либо лучей (ультрафиолетовых, световых, бета-лучей и др.). Преобразование электрической энергии в световую в большинстве газоразрядных ламп имеет две фазы: свечение газового промежутка между электродами, заполненного инертным газом и парами ртути, под действием дугового электрического разряда (электролюминесценция) и свечение люминофора под действием излучения газового промежутка (фотолюминесценция).

Зависимость параметров ламп накаливания от напряжения

Рис. 1. Зависимость параметров ламп накаливания от напряжения: (% — от номинальных значений): 1 — сопротивление; 2 — сила тока; 3 — мощность; 4 — световая отдача; 5 — световой поток; 6 — срок службы

Схема включения люминесцентной лампы со стартером тлеющего разряда

Рис. 2. Схема включения люминесцентной лампы со стартером тлеющего разряда

Люминесцентные лампы (ЛЛ) из всех источников света являются наиболее экономичными. Светоотдача их в 3—4 раза выше, а срок службы в 2—5 раз больше, чем ламп накаливания.

По спектральному составу ЛЛ делятся на пять серий: ЛД — (лампы) дневного света; ЛДЦ — дневного света с улучшенной цветностью, позволяющей правильнее оценивать цвет освещаемых ими предметов; ЛХБ — холодно-белого света; ЛБ — белого света; ЛТБ — тепло-белого света.

Для судовых осветительных установок рекомендуется применять только лампы ЛБ, имеющие хорошую светоотдачу и спектральный состав, близкий к дневному свету. Они выпускаются на 127 и 220 В. Цоколи ЛЛ имеют три вида: Ц2Щ 5/15, Ц2Ш 13/24 и Ц2Ш 13/35. В обозначениях: Ц - означает "цоколь", "2Ш" - двухштырьковый, числитель дроби — расстояние между штырьками, знаменатель — внутренний диаметр цоколя (диаметр трубки).

Схемы включения люминесцентных ламп в судовую цепь предусматривают два способа их зажигания: стартерный и бесстартерный (при повышенной частоте цепи освещения 400Гц). При частоте 50 Гц применяют стартерные схемы импульсного зажигания. На рис. 2 представлена схема включения одиночной лампы. Основными элементами пускорегулирующей аппаратуры являются: дроссель Др, обмотки которого включены последовательно с лампой ЛЛ; стартер Ст, включенный параллельно лампе, но последовательно с нитями накала электродов; конденсаторы С1—С4.

После подачи питания на схему стартер окажется почти под полным напряжением, так как лампа еще не зажглась и падение напряжения на дросселе отсутствует. Полное напряжение приводит к интенсивному тлеющему разряду между электродами стартера, выполняемыми (один или оба) в виде биметаллической пластины. В результате разогрева электроды изгибаются и замыкаются накоротко. Сопротивление цепи резко падает, через электроды ЛЛ протекает большой ток, ограниченный только дросселем. В результате разогрева нитей начинается электронная эмиссия. Поскольку переходное контактное сопротивление между электродами стартера мало, несмотря на повышенный ток они быстро охлаждаются и размыкаются. При этом разрывается путь току через дроссель, электроды лампы и стартер.

Импульс напряжения, обусловленный э. д. с. самоиндукции дросселя, окажется приложенным к электродам ЛЛ. Происходит пробой газового промежутка, возникает дуговой разряд между электродами. Лампа зажигается. Ток через лампу вызовет падение напряжения на дросселе. На лампе окажется напряжение ниже (на 35—40%) сетевого, что, во-первых, предотвратит лампу от перегрузки, а во-вторых, напряжение на стартере окажется недостаточным для возникновения интенсивного разряда, разогрева его контактов и замыкания их.

Конденсатор С4 служит для подавления радиопомех, создаваемых стартером, С1 и С2 служат той же цели, для предотвращения прохождения в цепь высокочастотных составляющих тока, генерируемых лампой. Конденсатор С3 служит для компенсации индуктивной составляющей тока лампы, обусловленной дросселем, т. е. для повышения cos ф. Существенным недостатком рассмотренной схемы является пульсация светового потока с частотой 100 Гц (при 50 Гц цепи).

При этом наблюдается так называемый стробоскопический эффект, когда колебания освещенности неподвижных предметов не замечаются глазом, а при освещении быстродвижущихся предметов, например вращающегося вала, может казаться, что вал стоит или вращается в обратном направлении относительно действительного.

Для устранения этого явления применяют двух- и трехламповые схемы с включением катушек разной индуктивности в группах ламп, что создает сдвиг по фазе тока, протекающего в лампах, благодаря чему световой поток в них меняется неодновременно.

Судовые осветительные приборы могут быть разделены на две большие группы: приборы ближнего действия — светильники и приборы дальнего действия — прожекторы.

Светильники — осветительные приборы ближнего действия, состоящие из источников света и арматуры, предназначенной для распределения светового потока, крепления, подсоединения к цепи и защиты источников света от внешних воздействий.

Светильники могут быть классифицированы по следующим признакам: по назначению — светильники общего освещения помещений; по установке — подволочные, переборочные (бра), переносные (в том числе настольные, подвесные и др.); по виду источника света — светильники с лампами накаливания, светильники с люминесцентными лампами; по габаритам — обычные, для установки нормальных ламп и малогабаритные, для установки только малогабаритных ламп; по характеру светораспределения — прямого света (90% светового потока падает в нижнюю полусферу), преимущественно прямого света (от 90 до 55% потока падает в нижнюю полусферу), рассеянного света (не менее 45%, но не более 55% света падает в верхнюю полусферу), преимущественно отраженного света (от 90 до 55% света падает в верхнюю полусферу) и отраженного света (не менее 90% света падает в верхнюю полусферу); по степени защищенности от внешних воздействий — светильники, имеющие открытое исполнение (лампа частично открыта или легко доступна для прикосновения, попадания брызг, капель), защищенное (лампа закрыта со всех сторон, но без уплотнения), водозащищенное (с сальниками и уплотнениями всех соединений),, герметичное, погружное (для подводных работ), взрывобезопасное.

К основным характеристикам светильников, помимо упомянутых в классификации, относятся: коэффициент полезного действия: (отношение светового потока светильника к световому потоку лампы); кривая светораспределения; защитный угол (угол между горизонтальной линией и прямой, соединяющей крайнюю точку тела накала с противоположным краем отражателя).

Промышленность выпускает большое разнообразие судовых светильников (рис. 3). Светильники с лампами накаливания могут иметь разную конструкцию арматуры. Некоторые наиболее употребительные узлы унифицированы. Патроны, в соответствии с рассмотренными выше цоколями ламп накаливания, имеют следующие типы: резьбовые Ц-27, Ц-10, штифтовые 2Ш-22Н, 2Ш-15Н.

Судовые светильники

Рис. 3. Судовые светильники: а — топовый; б — забортный с иодной лампой, в — аварийный; г — салинговый; д — для освещения машинных и котельных отделений; е — подпалубный катерный; ж — подпалубный; з — кривая распределения силы света светильника.

Светильники с люминесцентными лампами имеют по сравнению с рассмотренными более сложную конструкцию из-за наличия пуско-регулирующей аппаратуры, большие габариты, массу и стоимость.

В арматуру для установки ЛЛ встроены патроны — по два на каждую лампу и стартеродержатели — по одному на лампу. Наибольшее распространение в судовых условиях получили двух-, четырех- и шестиламповые плафоны для освещения жилых, служебных и общественных помещений.

Фонари сигнально-отличительных огней занимают особое место по важности и устройству. Количество и размещение сигнально-отличительных фонарей регламентированы Правилами предупреждения столкновения судов в море (ППСС); в зависимости от типа, назначения, условий плавания и размеров судна устанавливают:

1 — топовый передний (белый) — на фок-мачте на высоте 6—12 м над корпусом судна, светит по носу с углом обзора 225°;

2 — топовый задний (белый)—на грот-мачте выше переднего топового на 4,5 м, светит по носу судна с углом обзора 225°;

3 — гакобортный ходовой (белый) — в кормовой части судна, светит в корму с углом обзора 225°;

4 — бортовые левый (красный) и правый (зеленый) —по бортам судна, обычно на уровне ходового мостика, светят по носу и бортам с углом обзора 112,5°;

5 — буксирные (два белых) — на фок-мачте на расстоянии 2 м друг от друга и на 2 м выше топового переднего, светят в нос с углом обзора 225°;

6 — аварийные (два красных) — на фок-мачте, один под другим на расстоянии более 1,83 м, зажигаются при аварии судна, угол обзора 360°;

7 — штаговый (белый) или якорный носовой — зажигается на стоянке, угол обзора 360°;

8 — гакобортный якорный (белый) или якорный кормовой — угол обзора 360°;

9 — клотиковые — на мачтах и служат для сигнализации.

Характерной особенностью конструкции фонарей ходовых огней (топовых, буксирных, бортовых, аварийных) является наличие у них линзы Френеля, обеспечивающей необходимую дальность видимости. Цветные фонари имеют светофильтры либо линзы из окрашенного стекла. В фонарях допускается устанавливать только предусмотренные для них лампы, чтобы обеспечить фокусировку и дальность видимости.

Для контроля за работой и состоянием сигнально-отличительных огней управление ими осуществляется дистанционно при помощи коммутатора, устанавливаемого в ходовой рубке.

Коммутатор оборудован реле, обмотки которых включены последовательно с лампами. При обрыве цепи лампы (перегорела лампа или обрыв питания) на коммутаторе, в глазке, соответствующем этому фонарю, убирается сигнальный указатель и включается звонок.

Прожекторы — мощные осветительные приборы, которые посредством оптического устройства концентрируют световой поток в пределах малого телесного угла. Прожекторы характеризуют максимальная сила света, направленная по их оптической оси, кривая распределения света, полезный угол рассеивания и к. п. д.

Кривая распределения силы света позволяет судить о световых свойствах прожектора, определить дальность его действия для создания той или иной освещенности.

Полезный угол рассеивания — это угол, в пределах которого сила света не менее 10% максимальной.

К.п.д прожектора — отношение светового потока в пределах угла рассеивания к потоку лампы.

На судах нашли применение прожекторы различных типов: прожекторы заливающего света для освещения палуб и забортного пространства с металлическими (ПЗМ) и стеклянными (ПЗС) отражателями, светосигнальные для сигнализации и навигационных целей (МСП-Л45, К-35-2), навигационные (ПНК-60-1).

Необходимое количество светильников для создания рациональной системы освещения определяют с помощью светотехнического расчета. Требуемой нормами освещенности можно достигнуть путем установки большого числа маломощных ламп. В этом случае обеспечивается хорошая равномерность освещенности, но такое освещение может оказаться менее экономичным из-за низкой светоотдачи ламп и большей стоимости арматуры. При установке мощных светильников равномерность освещенности будет меньшей.

Расчеты освещения внутри судовых помещений могут осуществляться двумя методами: методом коэффициентов использования светового потока и точечным методом. Первый метод дает хорошие результаты для расчетов общего равномерного освещения в незагроможденных оборудованием помещениях со светлой окраской подволока и переборок, когда существенную роль играет отраженный от них свет. Точечный метод применим для расчета освещенности в любых помещениях, в том числе и для наружных пространств, где отраженный свет почти не играет роли. Кроме того, точечный метод может служить в качестве контрольного, после расчета общего освещения методом коэффициентов использования.

Обслуживание электроосветительных установок и уход за ними сводятся к поддержанию в исправном состоянии источников света, светильников и цепи. Немедленной замене подлежат перегоревшие лампы с потемневшими колбами. Снятие ламп аварийных светильников, даже на короткое время, категорически запрещено.

Замену ламп, в особенности мощных, следует производить в обесточенном состоянии, так как попадание случайных брызг на разогретую колбу может вызвать ее разрыв, нанесение травм и повреждение глаз.

В каждый светильник должны устанавливаться лампы той мощности, которая указана в проектной документации и не более допустимой для этого светильника. Особенно это важно в фонарях сигнально-отличительных огней, где строго должны выполняться условия фокусировки: нить должна быть точно по оптической оси линзы. Кроме того, установка ламп иной мощности приведет к неисправной работе или повреждению коммутатора.

При перегорании основной нити двухнитевых ламп они должны быть немедленно заменены новыми.

Люминесцентные лампы следует заменять новыми при нечетком их зажигании или слабом свечении. Следует, однако, учитывать, что неисправности в зажигании и горении ЛЛ могут явиться следствием неисправностей в пуско-регулирующей аппаратуре. Тогда замена лампы не даст результата и следует искать повреждение в пусковой схеме.

Электроосветительную арматуру необходимо постоянно очищать от грязи, так как сравнительно небольшое на вид загрязнение значительно снижает световой поток светильника. Все уплотнения надо периодически проверять, негодные уплотнительные прокладки, шайбы, набивки сальников заменять новыми.

Чистка защитных стекол светильников должна производиться с учетом характера и степени загрязнения (протирка чистой ветошью, мойка в моющих растворах или с применением растворителей— бензина, уайт-спирита, ацетона). Чистку защитных стекол и отражателей прожекторов нужно производить осторожно, чтобы не нанести царапин на их поверхность, для чего предварительно следует удалить пыль мягкой волосяной кистью, а затем протереть чистой мягкой ветошью. Применять растворители для чистки металлических хромированных отражателей не рекомендуется, так как их поверхность покрыта слоем защитного прозрачного лака, который должен быть сохранен.

При значительных повреждениях внутри светильника, вызванных КЗ, светильник заменяют.

Переносные светильники проверяют ежемесячно и каждый раз перед использованием. Особое внимание должно быть уделено взрывобезопасности переносных аккумуляторных фонарей на нефтеналивных судах: неработающие проверяют раз в десять дней, а эксплуатирующиеся — ежедневно.

Осветительный прибор дальнего действия, в котором световой поток источника света концентрируется при помощи оптиче­ского устройства в направленный пучок света, называют прожектором.

Обычно угол рассеяния у сигнальных прожекторов составляет 3-9º (при этом дости

гается максимальная сила света). На сигнальный прожектор можно установить линзовый рассеиватель, увеличивающий угол рассеяния до 35-40º (при этом освещаемая площадь увеличива­ется, а сила света уменьшается).

Прожекторы используют для освеще­ния далеко расположенных объектов или близ

лежащих пространств, также их можно применять в качестве сигнальных.

Прожекторные лампы накаливания имеют большую мощность ( 500-5000 Вт) и ра-

ботают в напряженном тепловом режиме, поэтому их срок службы обычно всего 30-150 ч (редко 400 ч).



Рис. 17.6. Прожекторы морские: а - сигнальный типа МСПЛ-Л45/2;

б - сигнальный типа К-35-2; в - осветительный типа ПЗС-45М

Морской сигнальный прожектор МСПЛ-л45/2 (рис. 17, а) состоит из тумбы 3 и кор

пуса 2, который с помощью опор покоится на лире 4. Корпус защищен стеклом 1 (с задней стороны крышкой). Вместе с лирой прожектор может поворачиваться относительно верти

кальной оси, а на опорах лиры поворачивается относительно горизонтальной оси.

Прожектор фиксируют в нужном положении с помощью зажимов 5 и 9. Рукоятка 6 позволяет управлять решеткой 8 с поворотными жалю­зи, которые позволяют быстро пере-

крывать свет для подачи сигналов азбуки Морзе. Визирное устройство 7 позволяет ориен-

тировать про­жектор на нужный объект. Выключатель 10 коммутирует прожектор­ную лам

пу мощностью 1000 Вт. Сверху корпуса 2 имеется кожух с вырезом для выхода нагретого воздуха. При освещении рабочих мест стекло 1 заменяют линзовым рассеивателем.

Морской сигнальный прожектор К-35-2 ( рис. 17, б) крепят к фундаменту с помо-

щью фланца 6. Он также имеет поворотные жалюзи, управляемые рукояткой 1.

Положение прожектора фиксируется зажимами 2 и 3. Прожектор рассчитан на лам

пы мощностью 220 Вт (при напряжении 24 В) и 300 Вт ( 110 и 127 В), его габаритные раз-

меры (535x570x510) меньше габаритных размеров прожектора МСШ1-л45/2 (1630x680x

Прожекторы заливающего света ПЗС-45М и ПЗС-35М (рис. 17, в) с диаметрами отражателей соответственно 450 и 350 мм не имеют фокуси­рующих устройств и жалюзи.

Их устройство гораздо проще: цилиндри­ческий корпус, металлический отражатель, защитное стекло и элемен­тарное поворотное устройство. Прожекторы ПЗС с лампами на-

калива­ния мощностью 1000 и 500 Вт применяют для освещения рабочих мест (например, при погрузке).

Прожектор "Суэцкий" устанавливают в носовой части судна и включают при прохо

де Суэцкого канала. В прожекторе установлены 2 лампы мощностью по 2000 Вт (рабочая и резервная) напряжением 127 или 220 В.

Стеклянный параболический отражатель диаметром 600 мм состоит из двух поло-

вин, каждая из которых может поворачиваться относительно вертикальной оси. Можно получить 1 пучок света или 2 с темным промежутком до 15º для одновременного ориенти-

рования относительно двух берегов сравнительно узкого канала.

В светильники следует устанавливать только штатные исправные лампы. Светиль-

ники должны быть полностью укомплектованы стек­лами, защитными сетками и т. д.

Переносные светильники и взрывобезопасные аккумуляторные светильники прове-

ряют не реже 1 раза в месяц, а также перед каждым использованием. При выполнении ра-

бот в сырых и закрытых помещениях и пространствах (внутри цистерн, котлов, в льялах и т. д.) применяют переносные светильники напряже­нием не выше 12 В.

Не реже 1 раза в 3 мес светильники очищают и заменяют неисправные детали, а 1 раз в год выполняют обслуживание светильников с частичной разборкой и измерением сопротивления изоляции.

Прожекторы во время бездействия должны быть зачехлены. Во время их осмотров проверяют плавность хода жалюзи, устраняют заедания в устройствах поворота. Отража-

тели и защитные стекла очищают мягкими кистями или ветошью. Хромированные отра-

жатели протирают салфеткой с меловой пудрой. Отражатели с серебряным покрытием нужно очищать осторожно, так как они покрыты тонким слоем бесцветного лака.

Электрическое освещение Естественное освещение – освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.

Естественное боковое – естественное освещение помещения через световые проемы иллюминаторы.

Естественное верхнее – естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в палубах.

Естественное комбинированное (верхнее и боковое) – сочетание верхнего и бокового естественного освещения.

Зрительная адаптация – процесс приспособления зрительного анализатора к работе в изменившихся условиях световой среды. Различают два вида адаптации – темновую (при переходе от света к темноте) и световую (при переходе от темноты к свету).

Искусственное освещение – освещение помещения только источниками искусственного света.

Искусственное общее освещение – освещение, при котором светильники размещают в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение.

Искусственное комбинированное освещение – освещение, при котором к общему освещению добавляется местное; местное освещение – освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

Искусственное рабочее– освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ в машинном отделении.

1. Электрическое освещение судовых помещений и палуб должно обеспечивать на рабочих местах освещенность согласно действующим санитарным нормам.

2. Все источники света, оказывающие слепящее воздействие, особенно в машинном отделении, должны снабжаться матовыми колпаками, а в местах, где возможны механические повреждения, - защитными сетками.

Запрещается снимать предохранительные колпаки и сетки, за исключением случаев смены электроламп и очистки светильников.

3. Специальные козырьки у светильников, служащие для направления светового потока на различные контрольные приборы, должны быть в исправности.

4. Концы кабелей и проводов, подключаемые к светильникам, не должны быть с пересохшей и осыпающейся изоляцией.

5. Во избежание соприкосновения с деталями ламповых патронов, находящихся под напряжением, надлежит следить за тем, чтобы изолирующие кольца патронов находились всегда на месте и в полной исправности.

6. Запрещается применять для освещения лампы с напаянными цоколями.

7. Многоламповые светильники должны иметь соединение с питающими проводами при помощи специальных соединительных колодок с винтовыми контактами. Провода многоламповых светильников не должны иметь спаек и скруток.

8. Замену электроламп, светильников, арматуры и ремонт их проводки надлежит производить при снятом напряжении.

Допускается замена электроламп без снятия напряжения при соблюдении необходимых мер безопасности.

Замена электроламп на высоте разрешается только при снятом напряжении.

9. Запрещается в светильниках применять электролампы большей или меньшей мощности, чем предусмотрено технической документацией для светильника.

10. Запрещается устанавливать на судах нестационарные электрические нагревательные и отопительные приборы.

осветительная арматура должна быть полностью отключена от судовой электросети. Освещение должно производиться исключительно аккумуляторными взрывобезопасными фонарями.

Для оценки освещения и определения его соответствия требованиям действующих норм проводится измерение освещенности в судовых помещениях. С помощью объективного люксметра измеряют уровни освещенности в темное время суток и сравнивают их с требуемыми значениями. Измерения выполняют в основной рабочей зоне, на отдельных рабочих местах и в нескольких точках на рабочей поверхности. Предварительно необходимо изучить условия труда судовых специалистов, учесть характеристику систем освещения (общее, комбинированное), типы источников света и светильников, а также процент горящих ламп. При проведении измерений следует избегать случайных затемнений, однако имеющиеся на рабочей поверхности тени не должны устраняться. Освещенность должна измеряться в реальных условиях.

Для правильной оценки освещения измерения необходимо производить в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях. Контрольные точки выбирают под светильниками и между ними. При наличии одной системы общего освещения освещенность измеряют при включении всех светильников, а в случае комбинированного освещения — сначала от светильников системы общего освещения, затем — суммарную освещенность от светильников общего и местного освещения. Для измерений обычно пользуются люксметром Ю-16 или КМ 16. При измерении освещенности, создаваемой другими источниками света, в показания прибора вводятся поправочные коэффициенты: для естественного освещения этот коэффициент равен 0,8; для люминесцентных ламп типа ЛД—0,9; типа Л Б—1,15.

Билет № 15

Безопасность труда при якорных и швартовных операциях.

Швартовные операции

1. Перед началом швартовной операции члены экипажа занимают места в соответствии с судовым расписанием по швартовным операциям.

2. При подготовке к швартовной операции швартовные концы заблаговременно разносятся по палубе и приводятся в готовность бросательные концы, кранцы, стопоры.

3. Иллюминаторы и лацпорты во время швартовных операций должны быть задраены.

4. Подаче бросательного конца должен обязательно предшествовать предупредительный окрик: "Берегись" ("Полундра").

Грузик бросательного конца должен иметь мягкую оплетку.

Для подачи предупредительного окрика при использовании линеметательного устройства должны применяться судовые звукоусиливающие средства (электромегафон, судовая трансляция).

5. Подбирать швартовные канаты разрешается только после подтверждения с места, куда он подан, что канат закреплен и чист.

6. При завозке швартовного каната шлюпкой или моторным катером на них должно быть набрано для свободного потравливания достаточное количество шлагов каната. Ходовой конец завозимого каната должен быть закреплен в шлюпке так, чтобы его можно было быстро отдать.

Находиться в кормовой части шлюпки при завозке швартовного каната запрещается.

7. Применять кранцы с коротким концом, требующим вытягивания рук за борт, запрещается.

8. Огоны стальных канатов в местах пробивок должны быть надежно оклетневаны.

9. При работе со стальными швартовными канатами должен применяться цепной стопор, состоящий из отрезка короткозвенной цепи длиной 2 - 4 м, калибра около 10 мм. Один конец цепи крепится на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный канат длиной не менее 1,5 м. Цепь должна накладываться стопорным узлом и последующими 3 - 4 шлагами по направлению тяги.

10. При работе с растительными и капроновыми канатами должны применяться стопоры из растительного каната. Разрушающая нагрузка стопора не менее 0,15 разрывного усилия швартова.

Применять цепные стопоры для стопорения растительных и синтетических канатов запрещается.

11. Прочность и надежность стопоров проверяется внешним осмотром до начала швартовных операций.

12. При получении на судно капроновых канатов проверяется качество каждого из них и наличие сертификатов. Использование канатов без сертификатов запрещается.

13. Перед использованием капронового каната в качестве швартовного конца необходимо произвести его "размолаживание" (раскручивание) с целью освобождения от повышенной крутки.

14. При заделке огона конец капронового каната пропускается в кусок парусинового шланга длиной, равной длине огона. При его отсутствии огон обшивается парусиной.

15. При выборке капронового каната через барабан швартовного механизма для избежания проскальзывания следует накладывать не менее пяти шлагов. Выбирание каната производить равномерно.

Запрещается работа на барабанах, диаметр которых меньше шестикратного диаметра применяемого каната.

16. При швартовных операциях на кнехты накладываются не менее восьми шлагов капронового каната, при этом верхние шлаги крепятся схватками из растительного штерта.

17. При проведении швартовных операций запрещается:

а) травить или выбирать швартовные канаты без команды лица, руководящего швартовными операциями;

б) одному человеку одновременно управлять швартовным механизмом и выбирать с турачки этого механизма канат;

в) пускать в действие брашпиль для использования турачек при швартовке, не убедившись предварительно в разобщении цепного барабана;

г) накладывать дополнительные шлаги каната на барабан швартовного механизма во время его вращения;

д) задерживать руками или ногами быстро вытравливающийся канат;

е) находиться вблизи и на линии направления выбираемого или стравливаемого каната, а также стоять у киповых планок и роульсов;

ж) работать со швартовными канатами, имеющими колышки (канат должен быть очищен от колышек заранее);

з) подбирать завезенный шлюпкой швартовный канат до освобождения и отхода от него шлюпки в безопасное место;

и) выбирать или стравливать швартовный канат во время нахождения на швартовной бочке человека;

к) переходить людям с судна на причал и обратно или с судна на судно до окончания швартовки;

л) применять стальные канаты для швартовки танкеров, перевозящих жидкое топливо;

м) держать руки на планшире фальшборта, а также опускать руки и перегибаться через фальшборт;

н) протаскивать швартовные концы через клюзы без применения специальных крючьев;

о) вытравливать швартовные канаты непосредственно из бухт и с вьюшек;

п) накладывать одновременно на кнехт огон и шлаги швартовного каната.

18. По окончании швартовных операций все лишние канаты должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.

На шлаги канатов, закрепленных на кнехты, должны быть наложены схватки из растительного штерта.

19. При выполнении швартовных работ с помощью турачек надлежит выполнять требования п. 8.1.16 настоящих Правил.

20. Судовладелец должен для безопасного выполнения швартовных операций устанавливать на судах кнехты с вращающимися тумбами (КВТ) и устройство отдачи швартовов "Серп" в зависимости от типа судна. При использовании капронового каната в качестве швартовного надлежит:

а) оберегать канат от излишних механических трений об угловые и острые металлические поверхности;

б) в местах соприкосновения с киповыми планками, швартовными клюзами и другими поверхностями для предохранения от истирания подкладывать маты и обертывать канат парусиной;

в) следить, чтобы рабочие поверхности швартовных барабанов, кнехтов, роульсов и других устройств, соприкасающихся с канатами, не имели повреждений и заусенцев;

г) при выбирании каната через барабаны шпиля (брашпиля) накладывать возможно большее количество шлагов;

д) отдавать швартовный конец с кнехта только после ослабления его натяжения;

е) на капроновый канат накладывать стопор только из капронового или растительного каната.

21. Для восстановления антистатических свойств каната его нужно не реже одного раза в два месяца скатывать забортной соленой водой, о чем должна быть произведена запись в судовом журнале.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: