Виды международных уголовных судов и трибуналов общие особенности их деятельности

Обновлено: 28.03.2024

Первыми в истории международными трибуналами ad hoc стали Международный военный трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси 1945 г.

(Нюрнбергский трибунал) и Международный военный трибунал для Дальнего Востока 1946 г. Они были созданы для осуществления правосудия в отношении главных военных преступников фашистской Германии и ее союзников.

В настоящее время функционирует ряд международных трибуналов ad hoc. Так, в соответствии с резолюцией СБ ООН 827 от 25 мая 1993 г был учрежден международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (МТБЮ), и утвержден его Устав. Местопребыванием трибунала является г. Гаага.

МТБЮ имеет полномочия осуществлять судебное преследование лиц, которые совершали или отдавали приказы на действия на территории бывшей Югославии, которые расцениваются как серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов или обычаев войны, геноцид, преступления против человечности.

МТБЮ и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию. Однако его юрисдикция имеет приоритет. На любом этапе судебного разбирательства МТБЮ может официально просить национальные суды передать ему производство подолу.

В состав МТБЮ входят две судебные камеры и Апелляционная камера, Обвинитель, а также обслуживающий их Секретариат.

Камеры состоят из 11 независимых судей: трое судей входят в состав каждой из судебных камер, а пятеро — в состав Апелляционной камеры. По рекомендации Генерального секретаря ООН СБ назначает Обвинителя.

Государства без каких-либо неоправданных задержек должны выполнять любые просьбы МТБЮ об оказании помощи или приказы Судебной камеры, включая, в частности, опознание и установление местонахождения лиц, снятие свидетельских показаний и производство действий по собиранию доказательств, вручение документов, арест или задержание лиц, выдача или передача МТБЮ обвиняемых.

В соответствии с резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г.

СБ ООН, действующим на основании гл. VII Устава ООН, был учрежден международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств (МТР). Той же резолюцией был утвержден Устав Трибунала. Местонахождением данного судебного органа является г. Аруша (Объединенная Республика Танзания).

МТР уполномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершивших с 1 января по 31 декабря 1994 г. геноцид, преступления против человечности, нарушения ст. 3, общей для Женевских конвенций и Дополнительного протокола II, и иным образом способствовавших совершению этих преступ-лений.

Устав МТР содержит много положений, схожих с положениями Устава МТБЮ. В частности, это касается параллельности юрисдикции МТР и национальных судов, структуры и организации деятельности трибунала, состава судей и других должностных лиц, их выборов, требований к ним, их деятельности в процессе функционирования трибунала, ответственности лиц, совершивших преступления, порядка отбывания тюремного заключения.

Члены Апелляционной камеры МТБЮ являются также членами Апелляционной камеры МТР. Судьи МТР принимают для целей разбирательства в данном трибунале используемые в МТБЮ правила процедуры и доказывания. Обвинитель МТБЮ является также Обвинителем МТР.

Интернационалитированными судами, формируемыми совместно ООН и властями государств являются Специальный суд по Сьерра-Леоне, чрезвычайные палаты для суда нал «красными кхмерами», созданные в Камбодже, специальные группы по тяжким преступлениям, созданные в рамках деятельности Миссии ООН по поддержке в Восточном Тиморе, суды, созданные в рамках Миссии ООН по делам временной администрации в Косово, планируемый Специальный трибунал по Ливану. В их состав входят национальные и международные судьи, обвинители и персонал, которые в качестве применимого права используют как международное, так и национальное право.

Единственный в настоящее время постоянный орган международной уголовной юстиции — МУС.

Он действует согласно Римскому статуту МУС, руководствуясь принципом комплементарности (дополнительности) по отношению к национальным органам уголовной юстиции. Россия подписала Статут, но пока его не ратифицировала. Местопребыванием Суда выбран г. Гаага.

Суд обладает международной правосубъектностью и наделен такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей Этот орган обладает юрисдикцией в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии.

Допускается возможность начала расследования по инициативе государства-участника или СБ ООН, действующего на ос-новании гл. VII Устава ООН, или Прокурора Суда.

Дело не принимается к производству в Суде, если:

оно расследуется или в отношении его возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении его юрисдикцией. Однако это не касается случаев.

когда это государство не желает или не способно вести рас-следование или возбудить уголовное преследование должным образом;

дело расследовано государством, которое обладает юрисдикцией в отношении него, и это государство решило не возбуждать в отношении лица, которого это касается, уголовного преследования. Тем не менее исключение составляют случаи, когда данное решение стало результатом нежелания или неспособное т государства возбудить уголовное преследование должным образом;

лицо, которого это касается, уже было судимо за поведение, которое является предметом данного заявления, и проведение судебного разбирательства Судом не разрешено на основании положении Статута;

дело не является достаточно серьезным, чтобы оправдывать дальнейшие действия со стороны Суда.

Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле нежелание, Суд, принимая во внимание принципы уголовного процесса, признанные международным правом, учитывает наличие, если это применимо, одного или нескольких следующих факторов:

судебное разбирательство было проведено или проводится либо национальное решение было вынесено с целью оградить соответствующее лицо от уголовной ответственности за пре-ступления, подпадающие под юрисдикцию настоящего Суда;

имела место необоснованная задержка с проведением судебного разбирательства, которая в сложившихся обстоятельствах несовместима с намерением предать соответствующее лицо правосудию;

судебное разбирательство не проводилось или не проводится независимо и беспристрастно, и порядок, в котором оно проводилось или проводится, в сложившихся обстоятельствах является несовместимым с намерением предать соответствую-щее лицо правосудию.

Чтобы выявить в каком-либо конкретном деле неспособность., Суд учитывает, в состоянии ли данное государство в связи с полным либо существенным развалом или отсутствием своей национальной судебной системы получить в свое распоряжение обвиняемого либо необходимые доказательства и свидетельские показания или же оно не в состоянии осуществлять судебное разбирательство еще по каким-либо причинам.

Суд состоит из 18 судей, избираемых на девять лет.

Однако их число может быть увеличено установленным Статутом порядком. Свои функции судьи выполняют на постоянной ос-нове.

Для обеспечения повседневного функционирования Суда принят Регламент Суда. Организационно Суд включает в себя Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства, Канцелярию Прокурора и Секретариат.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами Так, Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей этого отделения. Не исключена возможность одновременного учреждения более чем одной Судебной палаты или Палаты предварительного производства.

Канцелярия Прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде. Этот орган возглавляется Прокурором.

В случае если вина обвиняемого установлена, Судебная палата рассматривает вопрос о назначении соответствующего наказания. Суд может назначить наказание в виде лишения свободы сроком до 30 лет, а также пожизненного лишения свободы. Приговор оглашается публично и, когда это возможно, в присутствии обвиняемого.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор.

Участники Статута всесторонне сотрудничают с Судом в проведении им расследований, а также в осуществлении уголовного преследования. Суд может препроводить просьбу об аресте и передаче преследуемого лица вместе с подкрепляющими эту просьбу материалами любому государству-участнику, на территории которого может находиться это лицо. Суд не может обращаться с просьбой о предоставлении в распоряжение лица или с просьбой о помощи, которая требо-вала бы от запрашиваемого государства действий, противоре-чащих его обязательствам по международному праву в отношении государственного или дипломатического иммунитета лица или имущества другого государства. Однако это возможно, если Суд заручится сотрудничеством этого другого государства в вопросе отказа от иммунитета.

Суд также не может обращаться с подобной просьбой, которая требовала бы от запрашиваемого государства действий, не-совместимых с его обязательствами по международным согла-шениям, в соответствии с которыми для предоставления какого- либо лица в распоряжение Суда требуется получение согласия направляющего государства. Это осуществимо, если такое согласие получено.

В настоящее время МУС принял к изучению м рассмотрению первые свои дела — о ситуациях в Демократической Республике Конго, Уганде, Дарфуре (Судане), Центральноафриканской Республике и др.

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Статья 41 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает право Совета Безопасности использовать различные меры для осуществления своих решений. Совет регулярно учреждает вспомогательные органы для поддержки и обеспечения применения указанных мер. В число этих органов входят международные трибуналы, которые осуществляют судебное преследование в отношении лиц, ответственных за совершение серьезных преступлений в рамках международного гуманитарного права, или в случаях, когда правительство к обращается к Совету с просьбой об оказании помощи в плане расследования и осуществления судебного преследования. Ниже приводится подготовленная на основе Справочника краткая информация о каждом трибунале, а также ссылки на разделы Справочника, в которых рассматривается деятельность этих трибуналов.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года

Резолюцией 955 (1994) от 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) для судебного пре-следования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. В соответствии с этой резолюци-ей Международный трибунал может также заниматься судебным преследованием граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории соседних государств в тот же период. В резолюции 2256 (2015) Совет приветствовал окончание судебной работы МУТР, который официально закрылся 31 декабря 2015 года и завершил передачу своих функций Международному остаточному механизму для уголовных трибуналов.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года (МТБЮ)

Совет Безопасности учредил МТБЮ резолюцией 827 (1993) от 25 мая 1993 года с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии в период ее распада и последующих конфликтов. Посредством резолюции 2329 (2016) Совет в последний раз продлил срок полномочий Председателя и судей МТБЮ и назначил Обвинителя. 31 декабря 2017 года Совет опубликовал заявление для прессы в связи с закрытием МТБЮ в тот же день.

Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов

Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов был учрежден Советом Безопасности в результате принятия резолюции 1966 (2010) от 22 декабря 2010 года в целях завершения работы, начатой МТБЮ и МУТР. Он состоит из двух отделений, которые соответствуют этим двум трибуналам. Отделение МУТР, расположенное в Аруше, Танзания, начало свою деятельность 1 июля 2012 года. Отделение МТБЮ, расположенное в Гааге, начало свою деятельность 1 июля 2013 года. Как указано в записке Председателя от 2 февраля 2018 года (S/2018/90), между членами Совета Безопасности была достигнута договоренность о том, что впредь вопросы, касающиеся Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов, будут рассматриваться в рамках одноименного пункта и что к этому же пункту будет отнесено рассмотрение вопросов, касающихся МТБЮ и МУТР.

Первым — в соответствии с Соглашением между прави­тельствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 авгу­ста 1945 г. — был образован Международный военный трибу­нал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международно­го военного трибунала.

Трибунал состоял из четырех членов и четырех замести­телей — по одному от каждого из названных государств. Каж­дое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовав­шие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как ин­дивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсу­димых были предусмотрены процессуальные гарантии, вклю­чая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивиду­альную ответственность: преступления против мира (планиро­вание, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи вой­ны), преступления против человечности, убийства (истребле­ние, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).

Потенциальная возможность создания новых международ­ных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апарте­ид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, лица, обвиняемые в совер­шении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Кон­венции, признавших юрисдикцию такого суда".

Существуют различные научные предложения и офици­альные проекты формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. В отличие от прежних и действующих трибуналов он не должен быть ограничен временными и пространственными пре­делами.

В последние годы проблемой осуществления уголовной юрисдикции на межгосударственном уровне активно занима­лась Комиссия международного права ООН, перед которой этот вопрос был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН. От имени Комиссии подготовлены рекомендации относи­тельно учреждения такого суда на основе многостороннего до­говора в форме Устава (статута). Суд предполагается как орган юстиции в отношении физических лиц, а не государств (впро­чем, допускается в перспективе распространение его компетен­ции и на государства). Юрисдикция суда должна охватывать преступления, определяемые в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества, и иные подобные деяния, отнесенные к "международным и транснациональным" (очевидно, имеются в виду и преступления международного характера), и, следовательно, должна быть связана с соответствующими меж­дународными конвенциями.

Некоторые специалисты считают преобладающей точку зрения, согласно которой юрисдикция Суда должна быть огра­ничена такими деяниями, как агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, которые в ком­плексе именуются преступлениями по общему международно­му праву.

Признано единственно приемлемым включение в Устав точ­ных формулировок относительно подлежащих рассмотрению преступлений и назначаемых Судом наказаний за каждое пре­ступление. Основными мерами наказания должно быть по­жизненное заключение или лишение свободы на определенный срок. Предметом дискуссии остается вопрос о возможности при­менения смертной казни.

Предполагаемая структура Суда: председатель, замести­тели, президиум, выполняющий как судебные, так и админист­ративные функции. Непосредственное рассмотрение дел и вынесение приговоров осуществляют судебные палаты, а также апелляционная палата. В контакте с Судом должна находиться независимая прокуратура. Обсуждаются два варианта ее дея­тельности: 1) самостоятельное расследование, проводимое в со­ответствующих государствах от имени международного Сооб­щества; 2) расследование через национальные компетентные органы в рамках сотрудничества. Предусмотрено соблюдение процессуальных гарантий в пределах как минимум ст. 14 и 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Уникальной по своему характеру можно считать Резолю­цию Совета Безопасности ООН относитель­но учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооружен­ный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) трибунала.

Устав определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских кон­венций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, при­менение видов оружия, предназначенных для причинения из­лишних страданий, геноцид и т. д.

Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а так­же включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Ме­ждународного трибунала. Ими стали представители Великобри­тании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии. Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выде­ляют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелля­ционную камеру (пять судей). Местопребывание — г. Гаага.

В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по рас­следованию и составлению обвинительного заключения, огово­рены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в со­ответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения при­говоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судеб­ное разбирательство и осуществление судопроизводства в со­ответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защи­ты жертв (потерпевших) и свидетелей.. Лицо, в отношении ко­торого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафик­сированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бес­платной помощью переводчика и на другие процессуальные га­рантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, опре­деленном Трибуналом из перечня государств, заявивших о го­товности принять осужденных лиц; при этом применяется за­ законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безо­пасности ООН был создан Международный трибунал по Руан­де с целью судебного преследования лиц, ответственных за ге­ноцид и другие серьезные нарушения международного гумани­тарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах анало­гичны приведенным выше формулировкам.

Первые международные военные трибуналы были учреждены после Второй мировой войны, однако они создавались одними государствами для суда над руководителями других государств. Нередко Нюрнбергский и Токийский процессы называют судом победителей над побежденными.

Из значительного числа конвенций по борьбе с преступностью лишь две (о геноциде и апартеиде) предусматривают возможность создания международного уголовного суда.

Колоссальные человеческие жертвы, грубейшие нарушения международного гуманитарного права во время конфликтов на территории бывшей Югославии и в Руанде побудили Совет Безопасности учредить в 1993 и 1994 гг. два международных уголовных суда: Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Сами наименования Трибуналов дают представление об их юрисдикции – персональной, территориальной, временной.

К юрисдикции Трибунала для бывшей Югославии его Устав отнес «серьезные нарушения международного гуманитарного права». Речь идет об общепризнанных обычных нормах о защите жертв вооруженного конфликта, как они отражены в Женевских конвенциях 1949 г., и о правилах ведения войны, как они отражены в VI Гаагской конвенции 1907 г. и приложениях к ней. К юрисдикции Трибунала отнесены также геноцид и преступления против человечности.

Поскольку Трибунал для Руанды учрежден для рассмотрения преступлений, совершенных в ходе вооруженного конфликта немеждународного характера, то применимое гуманитарное право имеет иной объем, чем в случае Трибунала для Югославии. Здесь на первом месте стоит геноцид, затем идут преступления против человечности, а также общепризнанные нормы о защите жертв войны в соответствии с общей для всех ст.3 Женевских конвенций 1949 г. и II Дополнительным протоколом к этим конвенциям 1977 г., который содержит нормы, относящиеся к международным конфликтам немеждународного характера.

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица, которые участвовали в планировании, подготовке или совершении преступлений. Принципы ответственности аналогичны принципам Устава МВТ. Трибуналы и национальные суды обладают параллельной юрисдикцией в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права. Это значит, что суды любого государства, а не только того, на территории которого преступления совершены, вправе рассматривать дела таких лиц.

Несмотря на некоторые неудачи Международных трибуналов, их учреждение и деятельность оказали существенное влияние на становление международного судоустройства и международного уголовно-процессуального права.

17 июля 1998 г. в Риме проходила Дипломатическая конференция полномочных представителей 160 государств под эгидой ООН. Большинством голосов (120 против 7, 21 государство воздержалось) Конференция приняла Статут Международного уголовного суда.

Суд учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. К таким преступлениям отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Свои функции Суд может осуществлять на территории любого государства-участника Статута, а на основе специального соглашения – и на территории любого иного государства. Международный суд не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция являются дополняющей (когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом).

Суд обладает международной правосубъектностью.

Специальный суд по Сьерра-Леоне является «смешанным трибуналом», учрежденным соглашением между правительством Сьерра-Леоне и ООН в 2002 году. В нем работают как международные судьи, так и судьи Сьерра-Леоне. В 2006 году Совет Безопасности одобрил соглашение между ООН и Ливаном о создании Трибунала, в котором будут судить виновных в убийстве 14.02.2005 г. в Бейруте бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири и еще 22 человек. Этот Трибунал наделен также юрисдикцией по делам тех лиц, которые обвиняются в совершении других нападений в Ливане в период с 1 октября 2004 года по 12 декабря 2005 года или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности.

В июне 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН было одобрено соглашение о создании так называемых «чрезвычайных судебных палат» в рамках существующей судебной системы Камбоджи для привлечения к ответственности за геноцид, осуществленный в Камбодже Пол Потом против своего народа. Смешанному трибуналу в Камбодже было поручено вести расследование и рассмотреть дела над лидерами «красных кхмеров», виновных в организации геноцида против собственного народа с 17 апреля 1975 года по 6 января 1979 года. В состав «чрезвычайных палат» вошли международные и местные судьи и прокуроры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: