Виды кранцевой защиты судов и причалов

Обновлено: 27.03.2024

Носовое кранцевое цилиндрическое устройство часто используется в качестве передних толкающих кранцев на носовой части или корме современных буксиров. Их закругленная форма идеально подходит для работы с судами с большим развалом бортов в носу (контейнеровозы), а также хорошо подходит для толкания судов с плоскими бортами.
Через центр кранца проходит продольная цепь, кранцы по окружности дополнительно поддерживаются стропами или цепями, для которых предусмотрены канавки. Также возможны конусообразные концы.

Носовое кранцевое цилиндрическое устройство

Крепятся к носу (корме) буксира, обычно используются при буксировке толканием судов с развалом бортов в носу, и в условиях открытого моря.

М-образные и W-образные кранцы

Кранцы обеспечивают большие контактные поверхности с целью уменьшения давления на корпус. Рифленые поверхности обеспечивают отличное сцепление.

Кранец привальный D — образный

D-образные отбойные устройства часто используются для обрамления борта привальными брусьями, для предохранения судна во время маневрирования и швартования.

Квадратный привальный брус C-образный и D-образный

Применяются на пристани и причалах для маломерных судов, швартовочных пантонах, используются как направляющие сваи для плавучих конструкций и буксирах-толкачах.

Блочные кранцы

Блочные кранцы предназначены для тяжелых условий эксплуатации. Рассчитаны на очень большие нагрузки. Применяются на буксирах.


D*d E A max B max C M F Вес, кг/м
600*300 450 300 800 900 125 500 305
500*250 375 400 750 900 100 500 195
200*100 170 200 335 500 75 300 35

M-образные и W-образные кранцы

Кранцы такой формы обеспечивают большие контактные поверхности с целью уменьшения давления на корпус. Рифленые поверхности обеспечивают отличное сцепление. Кранцы W-образной и M-образной формы предназначены для применения в наиболее тяжелых рабочих условиях. Гибкие опоры позволяют устанавливать W-образные отбойные устройства по кривой, почти по всем изгибам формы корпуса. Применяются на буксирах, работающих в открытом море, ледоколах, буксирах для больших гаваней, защиты мостов и свай.


Размер А В C d F Lmax Вес, кг/м Отв.
М 400 400 200 40 23 150 1500 66 ø 23
М 600 600 300 60 33 230 2000 157 ø 33


Размер А В C D E Lmax Вес, кг/м Пруток
W480-300 480 300 265 90 65 2000 142 ø 40
W500-450 500 450 270 100 75 2000 212 ø 40

Кранец привальный D — образный

Кранец привальный D — образный широко используется в качестве привальных брусьев на буксирах и других рабочих судах. Отбойные устройства имеют как круглый, так и D-образный внутренний диаметр.

  • 80х80х2000 (DC-42) – 18 кг
  • 100х100х2000 (DD-50) – 20 кг
  • 120х90х2000 (DD-90х60) – 18 кг
  • 125х160х2000 (DC-50) — 61 кг
  • 200х200х2000 (DD-100) – 72 кг
  • 250х250х3000 (DD-120) – 180 кг
  • 300х300х4000 (DD-150) – 360 кг
  • 300х300х4000 (DC-125) – 400 кг
  • 300х300х4000 (DC-150) – 360 кг
  • 350х350х2000 (DD-175) – 202 кг
  • 400х400х2000 (DD-200) – 320 кг


Квадратный привальный брус C-образный


B, мм H, мм D, мм MD Т, мм Ø d, мм Вес, кг
150 150 75 М22 30 27 28
200 200 100 М24 35 30 50
250 250 125 М27 45 33 77
300 300 150 М30 55 36 110
350 350 175 М33 65 40 151
400 400 200 М36 75 45 198
500 500 250 М42 95 50 308


Размер Номинальная деформация 40%
R:KN E:KNm
150 224 6
200 298 11
250 370 17
300 447 25
350 530 34
400 590 44
500 750 69

Квадратный привальный брус D-образный


H, мм W, мм B, мм C, мм D, мм E, мм F, мм Анкеры Вес, кг/м
150 150 37,5 40 20 30 12 М16 25
200 200 50,0 50 25 45 15 М20 43
250 250 62,5 60 30 50 20 М24 66
300 250 62,5 60 30 50 25 М24 80
300 300 75,0 75 30 60 25 М30 99
400 400 100,0 75 35 80 30 М30 164
500 500 125,0 90 45 90 40 М36 256


Размер Номинальная деформация 40%
R:KN E:KNm
150 224 6
200 298 11
250 370 17
300 447 25
350 530 34
400 590 44
500 750 69

Блочные кранцы

Блочные кранцы предназначены для тяжелых условий эксплуатации. Рассчитаны на очень большие нагрузки. Применяются на буксирах.

Для защиты бортов, надстроек и устройств судов при швартовных операциях и совместной стоянке в море применяются кранцевые устройства, состоящие из подвесных и плавучих кранцев, которые могут собираться в блоки по несколько штук.

На рис. 1 изображен блок-кранец, скомплектованный из четырех баллонов, применяемый в качестве основного элемента подвесной кранцевой защиты. Каждый из баллонов 1 имеет размеры: - 960 мм, l - 3000 мм и состоит из фланца 2 и скобы 3, которые являются соединительными элементами для образования блока на центральной такелажной цепи 4, при помощи замковых охватывающих элементов якорной цепи 5, цепи якорной фланцевой 6, цепи такелажной длиннозвенной 7. Элементами, обеспечивающими предотвращение закручивания цепей являются вертлюги 8 и 9, которые совместно со скобами 10, 11, 12 образуют соединение в единый блок четырех баллонов.

Основным элементом плавучей кранцевой защиты на плавбазах и приемно-транспортных судах рыбопромыслового флота является пневматический баллон, имеющий размеры: - 2000 мм, l - 3600 мм. В зависимости от типов взаимноошвартованных судов и их размерений этот баллон применяют в следующих вариантах: однобаллонный, трехбаллонный и четырехбаллонный блоки.

На рис. 2 изображена схема монтажа соединений однобаллонного кранца 1 с другим кранцем с помощью междукранцевой 4 вставки или крепления его к борту судна с помощью оттяжек. К деталям соединения относятся скобы 2, вертлюги 3 и наружная скоба кранца 5. Для подъема кранца на борт служит подъемник 6.

На рис. 3 изображен блок-кранец, скомплектованный из трех баллонов 1.

Крепление баллонов в блок осуществляется с помощью такелажной цепи 2 за наружные скобы кранцев 3. Цепи-шпрюйты 4 при помощи такелажных скоб 5 и вертлюгов 6 осуществляют соединение с вставкой-амортизатором 7 и оттяжкой 8. Для подъема блок-кранца на борт судна служит подъемник 9.

На рис. 4 (вид сбоку и сверху) изображена типовая схема кранцевой защиты, предназначенная для приема и проведения грузовых операций крупнотоннажного транспортного рефрижератора типа "Комсомолец Приморья" с судами типа РТМС, БМРТ, ППР.

В качестве основных элементов кранцевой защиты используются баллоны размером: - 2000 мм, l - 3600 мм. Плавучие кранцы располагаются в районах 60, 85, 110 и 140 шпангоутов.

Все блок-кранцы скомплектованы из трех баллонов. Блок-кранцы на 60 и 85 шп., а также на 110 и 140 шп. попарно соединены между собой междукранцевой вставкой длиной 15 - 20 м каждая. К борту судна плавучие блок-кранцы крепятся при помощи носовой и кормовой оттяжек.

Носовые оттяжки служат для крепления первых из двух попарных блок-кранцев к борту судна через клюзы и закрепляются на кнехты. Длина носовых оттяжек 40 - 50 м предусматривается для обеспечения возможных перемещений вдоль борта, длина кормовых оттяжек составляет 30 - 35 м.

В качестве основных подвесных элементов кранцевой защиты используются блок-кранцы, скомплектованные из четырех баллонов размерами: - 960 мм, l - 3000 мм. Подвесные блок-кранцы располагаются на 28, 42, 122, 146 шпангоутах.

Спуск и подъем плавучих блок-кранцев осуществляется ближайшими грузовыми стрелами за подъемник - стальной канат длиной ок. 8 м, - 18 мм.

При работах ТР в отдаленных промысловых районах Юго-Восточной части Тихого океана рекомендуется для усиления вышеуказанной кранцевой защиты применять дополнительно пятый блок-кранец, аналогичный по комплектованию указанным выше. Такой блок-кранец должен располагаться в районе 49 шп. и иметь свободное перемещение вдоль борта. Установка кранцевой защиты по ЛБ не показана и может устанавливаться симметрично кранцевой защите по Пр Б либо с незначительными отклонениями в зависимости от типов швартующихся судов и способов швартовки.

На рис. 5 (вид сбоку и сверху) с правого борта ТР типа "Бухта Русская" пр. 13476 изображена схема кранцевой защиты для приема к борту судов РТМС, БМРТ, СРТ, СРТМ, СРТР.

В качестве основного элемента плавучей кранцевой защиты борта транспортного рефрижератора используются блок-кранцы, скомплектованные из трех баллонов размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм. Плавучие блок-кранцы с Пр Б располагаются в районах 45, 75, 112 шп., расположение по ЛБ плавучих кранцев, как правило, симметрично или несколько разнесено к оконечностям судна в случаях швартовки к борту ТР.

В качестве основных подвесных элементов кранцевой защиты используются блок-кранцы, скомплектованные из четырех баллонов размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм. Подвесные блок-кранцы располагаются по Пр Б в районах 30 и 137 шп., по ЛБ расположение подвесных блок-кранцев не показано, но как правило, их следует располагать симметрично.

На рис. 6 (вид сбоку и сверху) с правого и левого борта ТР дедвейтом 2000 - 2500 т изображена схема кранцевой защиты для приема к борту судов типа СРТ, СРТМ, СРТР.

В качестве основных элементов плавучей кранцевой защиты используются блок-кранцы размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм, скомплектованные из трех баллонов.

Плавучие блок-кранцы с правого борта располагаются в районе 40 и 85 шп., с левого борта в районе 60 и 105 шп. К борту судна плавучие блок-кранцы крепятся при помощи носовых и кормовых оттяжек.

В качестве основных подвесных элементов кранцевой защиты используются одиночные баллоны размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм. Подвесные кранцы устанавливаются в районе 25 и 122 шп., симметрично по ЛБ и Пр Б.

Спуск и подъем плавучих кранцев осуществляется ближайшими грузовыми стрелами за подъемник.

На рис. 7 (вид сбоку и сверху) изображена схема кранцевой защиты борта малотоннажной плавбазы типа "Камчатский шельф" (пр. 13490), осуществляющей швартовку для производства грузовых операций по приему и передаче рыбопродукции от судов типа СРТ, СРТМ, СРТР и ТР.

В качестве основных элементов кранцевой защиты используются плавучие однобаллонные кранцы размером: - 2000 мм, l - 3600 мм. Плавучие кранцы располагаются по Пр Б на шп. 55, 88, 115. Этот борт оборудован кранцевой защитой от навала среднетоннажных траулеров.

По ЛБ плавучие кранцы расположены на шп. 32, 57, 86, 108, 142, этот борт обеспечивается кранцевой защитой для ошвартовки малых и среднетоннажных транспортных рефрижераторов (пр. 1350, 1351, типа "Сибирь" и др.).

В качестве основных подвесных элементов кранцевой защиты используются блок-кранцы, скомплектованные из четырех баллонов размерами: - 960 мм, l - 3000 мм. Подвесные блок-кранцы располагаются по Пр Б и по ЛБ в районах 28, 64, 106, 150 шп. По Пр Б в качестве подвесного кранца на 150 шп. установлен однобаллонный кранец с размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм, тот же, что использован для плавучих кранцев. Этот кранец в перспективе рекомендуется использовать взамен громоздкого подвесного четырехбалонного кранца. По ЛБ на 150 шп. предусмотрен подвесной четырехбаллонный кранец.

Спуск и подъем плавучих кранцев осуществляется ближайшими грузовыми стрелами, настроенными "на телефон" за подъемник длиной ок. 8 м, - 18 мм.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кранцы судовые от компании СБС

Абсолютно каждое судно по роду деятельности швартуется к причалу или судну. И чтобы не повредить корпус корабля, работая в сложных условиях или при плохой погоде, используются специальные судовые кранцы . Эти приспособления выполняют функцию амортизатора, то есть отпружинивают при контакте двух бортов. Изготавливаются из высокопрочной резины, а потому обладают безупречными технико-эксплуатационными свойствами:

· кранцы устойчивы перед деформациями, ультрафиолетовому излучению, резким перепадам температур, влаге, соли;

· стойкие по отношению к нефтепродуктам и прочим химическим веществам;

Компания «СБС» предлагает кранцы в широком ассортименте выбора – у нас вы сможете найти судовое оборудование любых типов и модификаций.

Разновидности по способу преобразования и передачи энергии

1. Демпфирующие . Делаются из прочной резины. Конструкцией предусмотрено отверстие, с помощью которого поглощается энергия сжатия. Бывают двух видов – газовые и гидравлические (подвешиваются вертикальным способом).

Кранцы частично или полностью заполняются водой. И при ударении бортов вода вытесняется через отверстие. Затем в оболочку вода попадает снова.

2. Амортизирующие . Разделяются на эластичные и пневматические. Последние, в свою очередь, бывают камерными (есть две оболочки – внешняя и внутренняя) и бескамерными (одна оболочка, усиленная синтетиком или металлом).

3. Комбинированные . Состоят из двух оболочек, где внутренняя наполнена воздухом. Промежуток между оболочками заполнен водой, которая выдавливается при соударении суден. Бывают двух типов – гидропневматические и гидроэластичные.

Разновидности по продолжительности использования

1. Постоянные . Этот подвид задействуется на специальных судах, которые постоянно имеют контакт с другими поверхностями. На задней части корпуса и на носу буксиров и ледоколов можно встретить именно постоянные кранцы .

2. Временные . Используются на обычных судах.

Разновидности по месту расположения

Кранцы для судно в ассортименте от компании СБС

1. Плавучие . Спускаются на поверхность воды и служат в качестве надежного амортизатора. Количество использованных кранцев напрямую зависит от величины корабля. Конструктивно представляют собой несколько баллонов, которые между собой связаны цепями. Сверху баллоны закрываются покрышками.

2. Бортовые . Являются вспомогательными средствами, защищающие корпус судов от ударов при швартовке с иным судном или причалом. Бывают двух видов:

· носовые – устанавливаются на носу судна;

· бортовые цилиндрические – монтируются по оба борта;

ООО «СБС» занимается продажей кранцев любых видов – мы располагаем исключительно высококачественной и надежной продукцией, которая прослужит долгое время без ухудшения технических характеристик.

Компания HK Marline Trading Ltd.
предлагает к поставке промысловое оборудование различного вида в большом ассортименте:


Рыбомучные установки
(РМУ)


Опреснительные
установки


Троса,
Канаты


Кранцевая защита,
отбойные устройства


Телескопические трапы-вышки
и башни сходни


Быстроотдающие
гаки


Морские
стендеры


Система лазерной швартовки,
докования и мониторинга


Бытовая
химия


Морские трубопроводы, нефтяные и дноуглубительные шланги


Судовое
оборудование


Якорно-цепное
оборудование


Грузовое, портовое
оборудование


Транспортерная
лента


Траловые
лебедки


Насосы
всех видов


Судовой
такелаж


Клапана
всех видов


Промвооружение,
Орудия лова


Масла
судовые


Фреон
(хладон)


Спецодежда,
перчатки


Электро оборудование, Электродвигатели

Промвооружение, орудия лова и промысловое вооружение.

Виды продукции: Имеем опыт поставок промвооружения (трал, сайровые ловушки, дель, плавучий якорь и другое) из стран Юго Восточной Азии и Китая. Вы заинтересованы в приобретении исключительно качественных и надежных элементов промыслового вооружения для своего судна? Компания «HK Marline Trading LTD.» готова предоставить вам широкий выбор промвооружения, отвечающего всем предъявляемым требованиям.
Характеристики: Мы работаем только с

производителями промыслового вооружения









Электрооборудование, Электродвигатели






Якорно-цепное оборудование

Цепи якорные

якорь

Холла, якорь Матросова, якорь катерный, якорь адмиралтейский, однолапый, четырёхлапый, ледовый, якорь вспомогательный, становый, мёртвый якорь, папильонажный якорь.
Типы клюзов : Швартовный

Палубный клюз, Якорный клюз, Тральный клюз, Клюз-скоба, Панамский клюз.
Типы кнехтов : швартовое устройство, литые, сварные, кнехты прямые, кнехты крестовые, одинарный крестовой

кнехт

После окончания швартовки вахтенный помощник капитана должен убедиться, что:

  • все швартовные концы надежно за­креплены;
  • на швартовных концах имеются противокрысиные щитки;
  • кранцевая защита судна достаточно обеспечена;
  • СЭУ находится в установленной капитаном готовности;
  • спущен трап и снабжен предохранительной сеткой;
  • у трапа находится вахтенный, инструктаж которого произведен;
  • с капитаном, грузовым помощником и вахтенным у трапа установлена надежная связь;
  • возле трапа имеется:
  • противопожарный план судна (рис. 1);
  • список телефонов портовых служб с обязательным наличием среди них телефонов пожарной службы (контактный лист);
  • стояночное расписание по тревогам;
  • огнетушитель;
  • песок;
  • журнал (доска) увольняемых на берег;
  • журнал регистрации посетителей;
  • список номеров судовых телефонов;
  • судно в ночное время хорошо освещено с соблюдением обычаев порта;
  • судно приготовлено к грузовым операциям;
  • обеспечивающие грузовые работы члены экипажа находятся в установлен­ном месте;
  • на судне нет посторонних лиц;
  • установлены тросы для аварийной буксировки судна (рис. 2);
  • выполняются распоряжения по вахте.

При установке аварийных буксирных концов необходимо соблю­сти следующее:

  • аварийный буксирный трос в зависимости от дедвейта судна должен иметь:
    • дедвейт 20-100 тыс. т – диаметр троса должен быть 28 мм и длина 46 м;
    • дедвейт 100-300 тыс. т – диаметр троса должен быть 38 мм и длина 60 м;
    • дедвейт свыше 300 тыс. т – диаметр троса должен быть 42 мм и длина 70 м;

    Если судно пришло в порт для погрузки, вахтенный помощник должен опре­делить осадку носом и кормой и с одним из матросов произвести промер глубин ручным лотом вдоль всего борта у причала. Это необходимо делать особенно у тех причалов, где происходит погрузка грейферами сыпучих грузов (угля, апатитовой руды и т. п.). Очень часто у таких причалов из-за высыпанных за борт грузов обра­зуется бровка и в процессе погрузки судно может сесть на нее скуловой частью. Предварительный промер дает возможность судить о глубине у причала и в даль­нейшем позволит принять меры для избежания посадки на бровку.

    Во время стоянки судна у причала надо следить за натяжением швартовных тросов и поддерживать их в состоянии нормального натяжения, особенно во время выполнения грузовых операций (при погрузке швартовы подбирают, а при выгруз­ке – потравливают).

    Особое внимание за швартовами должно быть в тех портах, где происходят колебания уровня воды из-за приливо-отливных явлений.

    В некоторых портах во время отлива судно садится на грунт. Перед подхо­дом к причалу такого порта надо точно знать, чисто ли дно в месте постановки судна. Иногда бывает, что судно засасывает ил. Поэтому с приливом, когда ожида­ется всплытие судна, необходимо работать машиной для облегчения отрыва судна и избежания его «выбрасывания».

    При стоянках в канале, когда мимо стоящего у причала судна на близком расстоянии проходят другие суда, нужно внимательно следить за натяжением тро­сов (рис. 3).

    Стоянка

    Рис. 3 Стоянка судна на швартовых

    При стоянках у причала нельзя до­пускать образования крена, особенно в сто­рону, противоположную причалу, так как в этом случае судно будет испытывать удары его подводной части о каменные или железобетонные массивы причала. Судно долж­но касаться причала бортом только в районе привальных брусьев.

    Для предохранения швартовных тро­сов от перетирания необходимо подкладывать под стальные тросы деревянные бруски, а под растительные — маты. Часто для предохранения от перетирания рас­тительных и особенно синтетических канатов используют старые пожарные рука­ва, их надевают на трос в месте прохождения его через киповую планку.

    При получении штормового предупреждения вахтенному по­мощнику необходимо (рис. 4):

    • запретить увольнение экипажа на бе­рег;
    • подобрать слабину всех швартовов, прижать судно к причалу;
    • отрегулировать натяжение швартовов так, чтобы оно было равномерным;
    • завести дополнительные швартовные концы;
    • сократить время готовности машины;
    • с определенной дискретностью (не менее трех раз в час) выполнять измере­ния скорости ветра и снимать показания барометра;
    • в случае необходимости приостановить грузовые операции и закрыть трюмы (для танкеров отсоединить береговые соединения);
    • проверить готовность к действию технических средств судовождения, руле­вого, якорного и швартовного устройств;
    • установить надежную связь с властями порта.

    В случае обрыва швартовов при стоянке судна в порту, необходимо:

    • объявить общесудовую тревогу;
    • как можно скорее перевести главный двигатель в постоянную готовность;
    • сообщить о случившемся портовым властям и срочно вызвать буксиры и швартовную бригаду;
    • предпринять экстренные меры по заводке новых швартовых и, если их удалось завести, подтянуть судно к причалу;
    • если швартовы не удалось завести – отдать с подветренного борта якорь;
    • если сохранились носовые швартовы и готов главный двигатель, на самом малом переднем ходу, работая толчками, удерживаясь якорем и шпрингами, подвести судно к причалу и подать кормовые швартовы;
    • если судно отошло от причала, постараться якорями и работой главного двигателя удержаться на месте на чистой воде до подхода буксиров;
    • постоянно контролировать местоположение судна и не допускать навала на другие суда и причальные сооружения.

    При внезапном возникновении крена судна у причала, необходимо (рис. 5):

    • немедленно прекратить грузовые операции;
    • остановить перекачивание топлива, балласта и воды;
    • осмотреть все иллюминаторы, лацпорты и другие отверстия в борту со стороны крена и убедиться, что нет водотечности;
    • осмотреть швартовные концы и удостовериться, что все они имеют одинаковое натяжение;
    • произвести замеры топлива, балласта, воды и льяльных вод;
    • замерить глубины вокруг судна и составить планшет глубин;
    • в случае дальнейшего нарастания крена (близкого к значению угла максимума плеча статической остойчивости) объявить общесудовую тревогу и удалить экипаж на берег;
    • в случае обнаружения водотечности корпуса принять меры для ее устранения путем заведения пластыря, постановкой цементных ящиков, использованием водоотливных средств;
    • вызвать водолазов для осмотра корпуса и оказания помощи в борьбе с поступ­лением воды.

    Не пытаться грузом и балластировкой выровнять крен, не разобравшись в причинах его возникновения. Это может только привести к худшим последствиям. Выравнивать судно можно только после ликвидации причин, вызвавших крен.

    Остойчивость

    Рис. 5 Потеря судном остойчивости во время грузовых операций

    При касании грунта во время грузовых операций у причала, необходимо:

    • прекратить грузовые операции;
    • остановить перекачивание топлива, балласта и воды;
    • произвести замеры топлива, балласта, воды и льяльных вод в трюмах;
    • убедиться в отсутствии водотечности;
    • замерить глубины вокруг судна и составить планшет глубин;
    • тщательно снять осадки на штевнях и на миделе и определить реальное во­доизмещение судна;
    • просчитать возможность уменьшения водоизмещения путем откачки балла­ста или дифферентовкой;
    • после отрыва судна от грунта снова произвести замеры топлива, балласта, воды и льяльных вод в трюмах;
    • в случае обнаружения водотечности корпуса принять меры для ее устране­ния путем заведения пластыря, постановкой цементных ящиков, использова­нием водоотливных средств;
    • вызвать водолазов для осмотра корпуса и оказания помощи в борьбе с по­ступлением воды.

    Перед выходом судна из порта, следует:

    • заблаговременно включить рулевую машину и проверить ее в действии;
    • проверить работоспособность якорного и швартовного устройств;
    • проверить техническое состояние навигационного оборудования;
    • провернуть на воздухе и топливе СЭУ (перед пуском двигателя убедиться в отсутствии плавсредств под кормой, предупредить впереди и сзади стоящие суда, обтянуть швартовы, подвирать трап);
    • убедиться в надлежащем креплении груза (если крепление предусмотрено);
    • закрыть трюмы по походному;
    • проверить наличие экипажа на борту;
    • произвести досмотр судна на предмет обнаружения посторонних лиц (зай­цев) на борту (особенно в странах Африки и Азии);
    • заполнить Проверочный лист.

    Обо всех выполняемых мероприятиях, перечисленных выше, обязательно сделать запись в судовом журнале.

    В ряде портов стоянка судна у причала значительно осложняется из-за наличия тягуна и бора.

    Тягун — это периодические колеба­ния судна на швартовах, вызываемые дей­ствием длинных волн. Тягун также наблюда­ется при стоянке на якоре Стоянка судна на якоре , как правило, на волнах средней длины и зыби. Под воздействием тягуна возникают периодические вертикальные колебания уровня акватории, а в проходах между волнозащитными сооружениями (например, в воротах порта) возникает реверсивное течение с периодом, равным периоду воздействующей вол­ны.

    При стоянке в портах, подверженных воздействию тягуна, рекомендуется применять растительные (манильские, сизальские) или синтетические (капроновые, нейлоновые) тросы большой длины, которые обладают хорошей эластичностью и при колебании судна у причала не рвутся. Если таких тросов на судне нет, то сле­дует применять стальные швартовы с так называемыми «пружинами».

    При тягуне, кроме крепления судна специальными тросами, желательно суд­но отвести от причала на некоторое расстояние, для чего используют якоря или за­водят дополнительные швартовы на бочки или бридели, специально для этого предназначенные. Полезный результат дает предварительная отдача якоря по ходу судна при швартовке к причалу: вытравливают три – пять смычек якорные цепи; на стоянке у причала якорь-цепь подбирают втугую, тогда она выполняет роль надеж­ного шпринга. При сильном тягуне ни растительные, ни синтетические швартов­ные тросы не помогают. Возникает опасность удара судна о причалы, навала на со­седние суда, поломок швартовных устройств. Если отсутствуют специальные швартовные устройства, обеспечивающие безопасную стоянку судна, следует за­благовременно уйти на рейд или в открытое море.

    Бора — явление, связанное с сильными приливо-отливными течениями, усиливающимися течением реки. В результате при перемене течения образуется приливная волна, которая очень опасна для стоящих у причала судов. Об этих яв­лениях заранее извещают все суда, находящиеся в порту. С получением извещения машину приводят в постоянную готовность, палубную команду вызывают «по ме­стам», выравнивают все швартовные тросы и в момент прохождения приливной волны работают машиной.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: