Виды графиков ремонта судов

Обновлено: 27.03.2024

Одним из факторов успешного проведения ремонта судна является своевременная, полная и качественная подготовка конструкторской, технологической и сметной документации.

Конструкторская и технологическая подготовка состоит из комплектации технической документации на ремонт, разработки технической документации на замену корпусных конструкций, подготовки необходимых технических условий, разработки технологических процессов на сложные корпусные ремонтные работы, конструирования и изготовления технологической оснастки. В технологическую подготовку включается также разработка технологических графиков на ремонт корпуса судна.

Процесс технической и технологической подготовки ремонта можно упростить путем использования типовых технологических процессов и чертежей типовых корпусных конструкций, особенно на ремонт серийных судов. В техническую подготовку производства ремонта судов включается также комплекс работ по обработке ремонтных ведомостей заказчика.

В технологическом процессе на ремонт конструкции корпуса, выпускаемом совместно с чертежом, должны быть следующие основные данные:
описание причин изготовления заменяемой конструкции; указание о проведении подготовительных работ; марки основного металла и сварочных материалов; указания по вырезке поврежденных конструкций, удалению заклепок, а также по производству других демонтажных работ по корпусу;
описание технологических операций по отдельным деталям или конструкциям в целом с указанием величины припусков на обработку и подгонку;
указание по изготовлению необходимых шаблонов, плазовых эскизов и проведению разметки, использованию сборочной оснастки, приспособлений и инструмента;
порядок и последовательность сборки и сварки листов обшивки, палубного настила и набора корпуса;
указание о допусках на величину отклонений размеров деталей и конструкций от заданных, а также на величину смещения стыкуемых кромок относительно друг друга;
методы выполнения сварочных работ, схема установки прихваток или гребенок, режимы сварки, указания о подготовке конструкции для сварки;
способы и объем контроля сборки и сварки; описание способов подъема, транспортировки и установки конструкций корпуса;
метод испытания корпуса или его конструкций на водонепроницаемость.

В технологической документации должны содержаться данные по материалам, оборудованию и оснастке, трудоемкости изготовления деталей и конструкций, количеству и квалификации рабочей силы, организации производственного процесса, непосредственному выполнению процесса производства и контролю качества ОТК и инспекторами Регистра.

Основная техническая документация, применяемая при ремонте корпуса, как правило, подготовляется до того, как судно будет поставлено на ремонт.

Наиболее важными техническими документами являются: ремонтная ведомость по всем видам ремонта и в том числе по ремонту корпуса.; ведомости расхода потребных материалов, ведомости поставляемых готовых изделий и полуфабрикатов; рабочие чертежи по утвержденным техническим проектам.

Ремонтная ведомость представляет собой перечень работ, которые должны быть выполнены во время ремонта. Ремонтные ведомости бывают индивидуальные, составляемые для ремонта судов несерийной постройки и единые для серийного флота, составленные по корпусной, механической, электрической и радионавигационной частям.

Основанием для составления индивидуальной ремонтной ведомости по корпусной части служат записи в формулярах технического состояния корпуса судна, в судовых журналах, акты технических осмотров и освидетельствования корпуса судна представителями инспекции Регистра, акты, предписания и замечания других органов надзора (пожарно-технической службы ВОХР, санитарной инспекции, инспектора профсоюза по охране труда и др.), акты инспекторских осмотров, производимых судовладельцами, акты заводских и доковых комиссий, данные по ремонту судна за прошедший период времени или данные по ремонту серийных судов, чертежи, схемы, эскизы, предназначенные для выполнения определенных работ в период ремонта корпуса; нормы допустимых износов отдельных элементов корпуса судна. Ремонтные ведомости по корпусу составляются администрацией (капитанами) судов, согласовываются с групповыми механиками и направляются на судоремонтные предприятия.

В ремонтных ведомостях выделяются работы, подлежащие выполнению: до постановки судна на ремонт (на нулевом этапе), в доке и на судне (включая работы, выполняемые в цехах завода) и в период стоянки его на ремонте.

Для ремонта судов серийной постройки ведомости на каждое судно не составляют. Для них разработаны и отпечатаны единые ремонтные ведомости. Объем, содержание и стоимость ремонта судов каждой серии определены заранее путем использования данных о скорости изнашивания деталей и других величин, определяющих техническое состояние судов. Перед ремонтом на судно выдастся готовая ведомость ремонта. Капитан и механик в установленные сроки уточняют объем работ по ведомости, вносят необходимые коррективы и направляют на завод.

Ведомость расхода потребных материалов, составленная на основе ремонтных ведомостей, содержит характеристику потребных материалов и общую стоимость их.

Ведомость поставляемых готовых изделий и полуфабрикатов, составленная на основе ремонтных ведомостей, содержит характеристику изделий и полуфабрикатов, их количество, общую стоимость.

Ремонтные работы в ведомостях указывают согласно разбивке судна на технологические комплекты. При этом используют прейскуранты типовых ремонтных работ для морских судов («Справочники цен на судоремонтные работы» по разделам единой номенклатуры) либо единые ремонтные ведомости для речных судов.

После принятия судна на ремонт судоремонтный завод приступает к дефектации для окончательного уточнения объема работ, предусмотренных ремонтной ведомостью, а также для уточнения технологии ремонта.

Поступившие и уточненные индивидуальные ремонтные ведомости судоремонтный завод калькулирует. Калькуляция представляет собой производство расчета стоимости всех работ на основании действующих нормативов и ценников на судоремонтные работы.

По прокалькулированным ведомостям, определяющим стоимость ремонтных работ, а также по уточненным единым ремонтным ведомостям завод заключает с заказчиком договор на ремонт.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система технического обслуживания и ремонта судов

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships.
Ship's repair. Terms and definitions

Дата введения 1981-07-01

РАЗРАБОТАН Министерством морского флота

Государственным комитетом СССР по стандартам

С.Н.Драницын, канд. техн. наук; Д.Т.Чапкис, канд. техн. наук; С.П.Румянцев; Н.К.Сухов, канд. техн. наук; В.П.Никифоров, канд. техн. наук; И.А.Клюхин; Л.С.Юдейкин

ВНЕСЕН Министерством морского флота

Начальник Научно-технического управления В.X.Дубчак

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 8 мая 1980 г. N 2050

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области ремонта судов, кораблей и других плавающих средств.

Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.

В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.

К стандарту даны рекомендуемые приложения:

1 - термины и определения понятий, связанных с ремонтом судна;

2 - пояснения к некоторым терминам;

3 - систематизация видов и методов ремонта судов.

* Здесь и в дальнейшем для понятий, относящихся к кораблям, в терминах и соответствующих им определениях слово "судно" следует заменять на "корабль".

1. Система технического обслуживания и ремонта судов

D. System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur

E. System of technical maintenance and repair of ships

F. de technique et de la du navire

Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых и достаточных для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему

2. Ремонт судна


F. du navire

Комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.

Примечание. Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния

3. Техническое состояние судна

D. Technischer Schiffszustand

E. Ship technical condition

F. Flat technique du navire

Совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени

4. Качество ремонта судна


D. der Schiffsreparatur

E. Quality of ship repair

F. de la du navire

Совокупность свойств ремонта судна, определяющая соответствие этого процесса требованиям нормативно-технической документации

5. Качество отремонтированного судна


D. des reparierten Schiffs

E. Quality of repaired ship

F. du navire

Совокупность свойств отремонтированного судна, определяющая его соответствие требованиям нормативно-технической документации

6. Обменный фонд элементов судов

D. Tauschfonds der Schiffselemente

E. Exchange fund of ship components

F. Fonds des de navires

Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для обеспечения агрегатного ремонта судов

7. Капитальный ремонт судна*

D. Generalreparatur des Schiffs

E. Major ship repair


F. du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Капитальный ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

* Для предприятий Министерства рыбного хозяйства СССР на срок до 01.07.1983 г. допускается наряду с терминами "капитальный ремонт судна" и "текущий ремонт судна" применять соответственно "большой ремонт судна" и "малый ремонт судна".

8. Средний ремонт судна

D. Mittlere Reparatur des Schiffs

E. Average ship repair


F. moyenne du navire

Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.

1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

2. Средний ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

9. Текущий ремонт судна

D. Laufende Reparatur des Schiffs

E. Current ship repair


F. courante du navire

Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Примечание. Текущий ремонт элемента судна - по ГОСТ 18322-78

10. Заводской ремонт судна

D. Betriebsreparatur des Schiffs

E. Yard ship repair


F. du navire l'usine

Ремонт судна, выполняемый на предприятии

11. Доковый (слиповый) ремонт судна

D. Schiffssaufzuge Reparatur

E. Dock-side ship repair


F. du navire en dock

Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе)

12. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна

D. Schiffsreparatur zwischen der Reisen

E. Inter-voyage ship repair

F. du navire entre les

Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов

13. Поддерживающий ремонт судна


D. des Schiffs

E. Support ship repair


F. du navire

Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы

14. Гарантийный ремонт судна

D. Garantierte Reparatur des Schiffs

E. Warranty ship repair


F. de garantie du navire

Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации

15. Аварийный ремонт судна

D. Havarie-Reparatur des Schiffs

E. Damage ship repair


F. (du navire) d'avarie

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем

16. Восстановительный ремонт судна

D. Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs

E. Restoring ship repair


F. de retablissement

Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием

17. Регламентированный ремонт

D. Reglementieste Reparatur

E. Reglemented repair


F.

Примечание. Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией

18. Ремонт по техническому состоянию

D. Reparatur nach technische Zustand

E. Repair according to technical condition


F. la condition technique

19. Плановый ремонт

E. Scheduled repair


F.

20. Неплановый ремонт

D. Planlos Reparatur

E. Unscheduled repair


F.

21. Обезличенный метод ремонта


D. Reparatur

E. Depersonalized repair


F. impersonnelle

22. Агрегатный метод ремонта

D. Aggregatorverfahren der Reparatur

E. Unit ship repair method


F. Methode de la en groupe

23. Поточный метод ремонта

D. Fliessverfahren der Reparatur

E. Running repair method

F. de la la chaine

Примечание. Термины видов ремонта по признаку применяемого метода следует образовывать в соответствии с терминами видов ремонта, например, "обезличенный ремонт", "агрегатный ремонт", "поточный ремонт" и т.д.

24. Подготовка к ремонту судна

D. Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs

E. Preparation for ship repair

F. pour la du navire

Совокупность организационно-технических мероприятий судовладельца и предприятия, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством

25. Нулевой этап ремонта судна

D. Nulle Phase der Schiffsreparatur

E. Zero stage of ship repair


F. Phase de de la du navire

Комплекс операций при подготовке к ремонту судна, выполняемых предприятием по заказу судовладельца с целью сокращения продолжительности и улучшения качества ремонта судна

26. Начало ремонта судна

D. Anfang der Schiffsreparatur

E. Start of ship repair


F. Commencement de la du navire

Момент окончания приемки судна на ремонт предприятием от судовладельца

27. Дефектация судна

Е. Ship defects discovering

F. Mise en des du navire

Определение вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных

28. Технологический этап ремонта судна

D. Technologische Phase der Schiffsreparatur

Е. Technological stage of ship repair


F. Technologique phase de la du navire

Законченная определенная часть ремонта судна, представляющая комплекс взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации

29. Окончание ремонта судна

D. Ende der Schiffsreparatur

Е. Ending of ship repair


F. Fin de la du navire

Момент окончания приемки судна после ремонта судовладельцем от предприятия

30. Трудоемкость ремонта судна

D. Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur

Е. Ship repair labour capacite

F. de travail pour la du navire

Трудовые затраты на проведение одного ремонта данного судна

31. Стоимость ремонта судна

D. Wert der Schiffsreparatur

Е. Ship repair cost


F. Valeur de la du navire

Стоимость проведения одного ремонта данного судна

32. Продолжительность ремонта судна

D. Dauer der Schiffsreparatur

Е. Ship repair duration


F. de la du navire

Календарная продолжительность от начала до окончания ремонта данного судна

На странице представлен образец бланка документа «Сводный график технического обслуживания и ремонтов судна на нормативный срок службы. Планирование технического обслуживания и ремонтов судна» с возможностью скачать его в формате DOC и PDF.

Тип документа: График

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 33,4 кб

Бланк документа

СВОДНЫЙ ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТОВ

СУДНА НА НОРМАТИВНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТОВ СУДНА

СНТОР - система непрерывного технического обслуживания и ремонта

МРТО - межрейсовое техническое обслуживание

ТО - техническое обслуживание

РМРТО - расширенное межрейсовое техническое обслуживание

МСС - механико-судовая служба

СЭ - судовой экипаж

ЭРП - эксплуатационно-ремонтный период

СРМ - судоремонтные мастерские

БТО - база технического обслуживания

СРП - судоремонтное предприятие

ППО - планово-предупредительный осмотр

ППР - планово-предупредительный ремонт

СРБ - судоремонтная база.

Основным руководящим документом при переводе и эксплуатации судна по СНТОР является сводный график технического обслуживания (ТО) и ремонтов судна на весь нормативный срок службы (см. рис. 1 - не приводится). Сводный график состоит из нескольких эксплуатационно-ремонтных периодов (ЭРП) и ремонтных циклов (РЦ), продолжительность которых, количество МРТО и РМРТО, средних и капитальных ремонтов, а также их трудоемкость устанавливаются в соответствии с Нормативами ремонта и межрейсового технического обслуживания судов флота рыбной промышленности в отечественных портах.

Руководствуясь сводным графиком технического обслуживания и ремонтов судна, составляется сводная таблица трудоемкости ТО и ремонтов судовых технических средств, планируемых к выполнению членами СЭ и его ремонтной группой (бригадой) в период рейса по заведованиям (таблица 1).

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДНА,

ВЫПОЛНЯЕМОГО ЧЛЕНАМИ СЭ И СРБ В ПЕРИОД РЕЙСА,

Работы по техническому обслуживанию судовых технических средств, выполняемые членами СЭ в порядке вахтенного обслуживания, в типовую техническую документацию по СНТОР не включаются и в журналах технического состояния не отражаются. Номенклатура, содержание и порядок выполнения этих работ устанавливаются соответствующими инструкциями по эксплуатации.

Рекомендуется назначать трудоемкость и продолжительность МРТО дифференцированно, в пределах действующих в отрасли нормативов, в зависимости от его состояния по этапам:

1) после новостроя и гарантийных ремонтов судна;

2) после средних и капитальных ремонтов судна;

3) после первого года эксплуатации судна каждого ЭРП в течение первых 10 лет срока службы судна; после 15 и 20 лет и т.д.

Аналогично составляются сводные таблицы продолжительности и трудоемкости МРТО и ремонтов, планируемых на нормативный срок службы судна (таблицы 2 и 3). Исходя из условия, что для восстановления и поддержания работоспособности каждое судовое техническое средство должно подвергаться ремонтам, среднегодовой объем которых в рамках каждого ЭРП должен быть примерно одинаков, составляется сводная таблица среднегодовой трудоемкости ТО и ремонтов за ЭРП в течение нормативного срока службы (таблица 4), где суммируются данные таблиц 1 - 3. Эта таблица позволяет планировать объемы ремонтных работ в зависимости от объема ремонта, выполняемого каждым отдельным исполнителем (СЭ, СРМ и БТО, СРП) в среднем за год ЭРП.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ МЕЖРЕЙСОВОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (МРТО И РМРТО) СУДНА

ЗА НОРМАТИВНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ СРЕДНИХ (СР)

И КАПИТАЛЬНЫХ (КР) РЕМОНТОВ СУДНА ЗА НОРМАТИВНЫЙ

СРОК СЛУЖБЫ

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

СРЕДНЕГОДОВОЙ ТРУДОЕМКОСТИ ТО И РЕМОНТОВ СУДНА

ЗА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-РЕМОНТНЫЕ ПЕРИОДЫ В ТЕЧЕНИЕ

НОРМАТИВНОГО СРОКА СЛУЖБЫ

Сведения о распределении внеэксплуатационных и эксплуатационных затрат времени за каждый ЭРП (таблица 5) принимаются также из сводного графика. Они позволяют судить об эффективности принимаемой схемы эксплуатации судна.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННО-РЕМОНТНЫМ ПЕРИОДАМ

При определении продолжительности ЭРП следует учитывать возможность проведения непрерывного освидетельствования классифицируемых объектов корпуса судна (включая судовые устройства и оборудование и конструктивную пожарную защиту), механической установки (включая противопожарное оборудование и системы, электрическое оборудование, оборудование автоматизации и установки инертного газа), рефрижераторной установки (включая изоляцию охлаждаемых помещений). При этом определяющими являются сроки предъявления соответствующих судовых объектов, установленные Учетным листом-планом Регистра Судоходства.

Перед переводом судна на СНТОР следует определить его место в типовом сводном графике, соответствующее возрасту судна, позиции на момент перевода (в рейсе, в МРТО или ремонте и т.д.), времени выхода из последнего ремонта, предстоящего МРТО или ремонта, времени последнего освидетельствования судна на класс Регистра.

Полученная на сводном графике точка не обязательно должна точно соответствовать возрасту судна: она может быть сдвинута в сторону меньшего или большего возраста. Определяющими при этом остаются время очередного классификационного освидетельствования и время очередного ремонта, которые должны совпадать с указанными на графике.

Найденное в сводном графике место является исходным для текущего и перспективного планирования эксплуатации, ТО и ремонтов судна до полного истечения нормативного срока его службы. Типовой сводный график подлежит корректировке в соответствии с принятой судовладельцем схемой эксплуатации судна или при изменении действующих нормативов.

В дальнейшем на графике делаются отметки о фактической продолжительности рейсов, продолжительности и трудоемкости ТО и ремонтов судна.

Планирование ТО и ремонтов судовых технических средств на год осуществляется следующим порядком:

1) в соответствии со сводным графиком ТО и ремонтов судна заполняются графики работ по ТО и ремонту технических средств (ППО и ППР), являющиеся составной частью журналов технического состояния, по всем судовым заведованиям (форма 4 судового Журнала технического состояния);

2) при составлении графиков ППО и ППР должны учитываться условия эксплуатации судов в данном районе, а также возможности судовладельца по их техническому обслуживанию;

3) графики ППО и ППР по заведованиям судовых специалистов разрабатываются администрацией судна и согласовываются с МСС (или др. службами, выполняющими функции МСС) судовладельца на каждый календарный год межремонтного периода;

4) графики ППО и ППР, составленные в целом по судну и включающие сроки и объемы ТО и ремонта основных судовых технических средств по всем заведованиям, согласовываются с соответствующими службами и отделами судовладельца и утверждаются капитаном судна;

5) состав работ и периодичность их выполнения планируются на год в соответствии с типовыми ведомостями работ по ТО и ремонту судовых технических средств;

6) в конце каждого графика подводится итог запланированного на год объема работ по ТО, в котором предусматривается 5% непредвиденных работ от запланированного объема;

7) выполнение планируемого объема работ фиксируется в форме 5 судового Журнала технического состояния "Исполнение графика по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств".

Планирование ТО и ремонтов судовых технических средств на рейс осуществляется следующим порядком:

1) планируемый на рейс объем работ по ТО и ремонту судна и его технических средств оформляется в виде рейсового задания, выдаваемого механико-судовой службой капитану судна в двух экземплярах (Приложение 6). При этом объем ремонтных работ для включения в рейсовое задание определяется исходя из плановой продолжительности рейса и среднесуточной выработки для СЭ и СРБ, полученной при расчете фонда рабочего времени. Номенклатура ремонтных работ на предстоящий рейс в плановом объеме набирается судовыми специалистами из типовых ведомостей работ по ТО и ремонту судовых технических средств, исходя из плановой периодичности их выполнения и фактической наработки оборудования;

2) по возвращении судна в порт экземпляр рейсового задания с отчетом о его выполнении передается в МСС;

3) МСС проверяет и подтверждает выполнение работ, включенных в рейсовое задание. На основании этого оформляются документы на зарплату членам судового экипажа, выполнявшим работы по техническому обслуживанию и ремонту в рейсе в сверхурочное время.

Планирование средних и капитальных ремонтов судна осуществляется следующим порядком:

1) завершающим этапом каждого ЭРП судна в течение нормативного срока службы является плановый ремонт;

2) периодичность проведения ремонтов, их количество, категория и плановая трудоемкость в течение нормативного срока службы судна устанавливаются сводным графиком в соответствии с действующими нормативами.

При расчетном методе разработки и использования документации по СНТОР графики ремонта составляются на любой требуемый срок и период машинным способом в результате обработки входной информации (базы данных).


ГОСТ Р 57692-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СУДОВ

Термины и определения

System of technical maintenance and repair of ships. Terms and definitions

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 01.040.47, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта судов, кораблей и других плавучих средств.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на русском, немецком (de), английском (en) и французском (fr) языках.

В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском, немецком, английском и французском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым шрифтом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств.

Настоящий стандарт распространяется на судовые конструкции и технические средства всех типов судов, независимо от их назначения.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта судов и других плавучих средств, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Для обеспечения реализации технического наблюдения за судами организациями, уполномоченными на осуществление классификации и освидетельствования судов, в своих Правилах используется терминология видов ремонта, единообразно применяемая международными Классификационными Обществами, что соответствует международным договорам Российской Федерации и отвечает положениям Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Технического регламента "О безопасности объектов морского транспорта".

2 Термины и определения

Общие понятия

1 система технического обслуживания и ремонта судов: Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему.

System der technischen schiffsunterhalt und reparatur

system of technical maintenance and repair of ships

systeme de l'entretien technique et de la reparation du navire

2 техническое обслуживание судов: Комплекс работ или работа по поддержанию исправного или работоспособного состояния судовых конструкций и технических средств, выполненных без вывода судна из эксплуатации.

Примечание - Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния.

technical maintenance of ships

entretien du navire

3 ремонт судна: Комплекс работ по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени с выводом судна из эксплуатации.

reparation du navire

4 техническое состояние судна: Совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.

ship technical condition

technique du navire

5 контроль технического состояния: Процесс получения данных, характеризующих техническое состояние судна в разные моменты времени, с использованием встроенных и переносных средств диагностирования и средств неразрушающего контроля.

6 качество ремонта судна: Степень соответствия технических средств, материалов, квалификации персонала и технологий для производства ремонта судна и его элементов требованиям стандартов качества, нормативной и технической документации.

quality of ship repair

7 качество отремонтированного судна: Степень соответствия совокупности технических характеристик отремонтированного судна или его элементов требованиям нормативно-технической документации.

quality of repaired ship

8 обменный фонд элементов судов: Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для замены неисправных элементов судна.

Tauschfonds der schiffselemente

exchange fund of ship components

Техническое обслуживание

9 периодическое техническое обслуживание: Техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.

10 техническое обслуживание по состоянию: Техническое обслуживание, выполняемое на основе данных о фактическом техническом состоянии элементов судна.

maintenance according to condition

11 регламентное техническое обслуживание (по расписанию): Техническое обслуживание, выполняемое в объеме и с периодичностью, установленными в нормативно-технической документации изготовителя или судовладельца, независимо от технического состояния судна.

Reglementierte schif fsunterhaltung

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

12 техническое обслуживание с периодическим контролем технического состояния: Техническое обслуживание, при котором контроль технического состояния выполняется с установленными в нормативно-технической документации периодичностью и объемом, а объем других операций технического обслуживания определяется техническим состоянием элементов судна в момент контроля.

Wartung mit periodischer kontrolle des technischen zustandes

maintenance with periodic control of technical condition

l'entretien le technique de

13 техническое обслуживание с непрерывным контролем технического состояния: Техническое обслуживание, выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния, на основе применения методов и средств технической диагностики.

maintenance with continuous monitoring of the technical condition

Виды ремонта

14 капитальный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.

Generalreparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

major ship repair

reparation generate du navire

15 средний ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов, ограниченной номенклатуры.

Mittlere reparatur des schiffs

Примечание - Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.

average ship repair

reparation moyenne du navire

16 текущий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.

Laufende reparatur des schiffs

current ship repair

reparation courante du navire

17 заводской ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый на предприятии.

Betriebsreparatur des schiffs

yard ship repair

reparation du navire a l'usine

18 доковый (слиповый) ремонт судна: Ремонт подводной части судна, выполняемый на судоподъемном сооружении.

dock-side ship repair

reparation du navire en dock

19 межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов.

Schiffsreparatur zwischen der reisen

inter-voyage ship repair

reparation du navire entre les traversees

20 поддерживающий ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы.

Unterstiitzungs-reparatur des schiffs

support ship repair

reparation supporte'e du navire

21 гарантийный ремонт судна: Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт.

Garantierte reparatur des schiffs

warranty ship repair

reparation de garantie du navire

22 аварийный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.

Havarie-reparatur des schiffs

damage ship repair

reparation (du navire) d'avarie

23 восстановительный ремонт судна: Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием.

Wiederherstellungs-reparatur des schiffs

restoring ship repair

reparation de retablissement

регламентированный ремонт: Плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Примечание - Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией.

ремонт по техническому состоянию: Плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием изделия.

Reparatur nach technische zustand

repair according to technical condition

reparation d'apres la condition technique

плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.


Эффективность эксплуатации судов напрямую зависит от принятой системы технического обслуживания и ремонта. Под этим понятием принято понимать комплекс связанных между собой положений и норм.

Система обслуживания судов

Основу составляют принципы планово-предупредительного ТО и ремонта, что подразумевает выполнение работ с целью обеспечения исправного состояния судов. Техобслуживание проводится по конкретному регламенту. Его задача – восстановить или заменить преждевременно износившиеся детали и элементы конструкции кораблей. Также в процессе технического обслуживания могут быть выявлены и устранены повреждения и поломки. Цель – обеспечить работоспособное состояние морских и речных судов.

Система базируется на основных показателях, которые отображают целевую функцию. Этими показателями являются среднестатистические величины продолжительности и трудоемкости технического обслуживания за год.

Кроме того, система включает в себя элементы:

  • Разновидности техобслуживания
  • Схемы
  • Технология ремонта и его виды
  • Объем и периодичность
  • Структура производственной базы

Разновидности

Комплексные работы, которые выполняются для восстановления и поддержания работоспособности судов, можно разделить по следующим группам:

  • условия выполнения
  • причины возникновения неисправностей
  • исполнители
  • методы и средства ремонта

Плановое техобслуживание осуществляется до возникновения неисправностей. Постоянное поддержание судна в исправном состоянии – залог беспроблемной эксплуатации. Вынужденное техническое обслуживание проводится непосредственно после нарушения функциональности. Подразумевается исполнение работ, направленных на восстановление или замену вышедших из строя элементов, механизмов, деталей. Среди типов ремонта судов выделим: навигационный, поддерживающий, аварийный, восстановительный. Также стоит помнить о техническом уходе, который представляет собой комплекс работ, направленный на обеспечение рабочего технического состояния, предотвращение поломок. Подобного рода работы выполняются без разборки судового оборудования.

Для обеспечения непрерывной эксплуатации судов стоит воспользоваться услугами проверенных судоремонтных организаций, которые грамотно выполняют ТО и ремонт. Обратившись в нашу компанию, Вы получите грамотно выполненные работы в сжатые сроки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: