Виды государственных организаций и их правовое положение

Обновлено: 17.04.2024

— некоммерческая организация (учреждение), которая создана и финансируется государством, как собственником.

Главное

✅ Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

✅ Государственные учреждения могут быть федеральными и региональными (субъектов РФ).

✅ Государственные учреждения являются некоммерческими унитарными организациями — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

✅ Муниципальные учреждения не являются государственными учреждениями, а представляют собой отдельную категорию учреждений.

Оглавление

1. Казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения

По организационно-правовой форме государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (статья 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)):

— некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Примеры бюджетных учреждений

✔ Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ).

✔ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 17".

✔ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы "Детский сад присмотра и оздоровления № 766"

— государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Примеры казенных учреждений

✔ Федеральное казенное учреждение "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"

✔ Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (создано на основании Постановления Правительства РФ от 22.12.2005 N 800 )

✔ Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Москвы"

— некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Примеры автономных учреждений

✔ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПЕНЗЕНСКИЙ ЗООПАРК"

✔ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРЗЕЛЕНДОРСТРОЙ"

✔ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТАТГОССНАБ"

2. Федеральные и региональные государственные учреждения

По собственнику, государственные учреждения могут быть федеральными или региональными (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является Субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ , ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ ).

Пример государственных учреждений субъекта Российской Федерации

Государственное учреждение города Москвы

Государственное учреждение Ульяновской области

Государственное учреждение Республики Татарстан

Муниципальные учреждения не считаются государственными.

3. Государственные учреждения в классификаторе организационно-правовых форм

В разделе 7 00 00 классификатора приведены "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ УНИТАРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ". Ниже приведена выдержка из классификатора (код ОКОПФ и наименование):

7 50 00 Учреждения

7 51 00 Учреждения, созданные Российской Федерацией

7 51 01 Федеральные государственные автономные учреждения

7 51 03 Федеральные государственные бюджетные учреждения

7 51 04 Федеральные государственные казенные учреждения

7 52 00 Учреждения, созданные субъектом Российской Федерации

7 52 01 Государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации

7 52 03 Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации

7 52 04 Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации

7 53 00 Государственные академии наук

7 54 00 Учреждения, созданные муниципальным образованием (муниципальные учреждения)

7 54 01 Муниципальные автономные учреждения

7 54 03 Муниципальные бюджетные учреждения

7 54 04 Муниципальные казенные учреждения

4. Основные различия между Бюджетными, Автономными и Казенными государственными (муниципальными) учреждениями

Источник бюджетного финансирования:

Казенные — на основе бюджетной сметы

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Рубрики:

Советуем прочитать

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Субъекты Российской Федерации — Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.

Посредством создания организаций государство освобождается от необходимости оказания государственных услуг. Их учредителями могут быть и муниципальные образования. Правильно говорить о публичных организациях. В целом можно сказать, что цель – осуществление публично-значимых функций. В зависимости от цели можно говорить об:

организациях для гражданско-правовых отношений (через них государство реализует механизм реализации благ): государственные унитарные предприятия и казённые предприятия. Это коммерческие предприятия, однако особенность их предпринимательской деятельности – она вторична. Первичная цель – общественно-значима деятельность. Эти предприятия создают блага и оказывают услуги. На сегодняшний день политика избавления от государственных унитарных предприятий по пути приватизации, трансформируя их в акционерные общества. Это позволяет привлекать частные средства.

Организации, выполняющие публично-правовые функции, связанные как правило с оказанием публичных услуг и не предполагающее наличие властных, принудительных полномочий. Это государственные и муниципальные учреждения: образование, здравоохранения, культура. Исключение: центральный банк осуществляет публично-властные функции. Осуществляет не только нормотворческие функции, контрольные и информационные услуги. Есть австрийская теория: эмиссия денег – уход государства от ответственности перед своими гражданами. Их вообще не должно быть.

Государственные фонды. Внебюджетные фонды пенсионный, медицинского страхования. Смысл: оказание услуг. Наделяются административно-властными функциями.

Организации, наделённые исключительно властными полномочиями. Государственные органы. Также разновидность государственных организаций. Органы обладают признаками: осуществляют определённую власть. Государственные органы – высшие органы (над ними никого нет), иные государственные органы – наделены административно-властные: федеральные министерства, федеральные агентства, службы, государственные комитеты, их территориальные органы, органы субъектов (комитеты и прочее).

Понятия и признаки государственного органа.

Признаки государственного органа:

государственный орган финансируется только их государственного бюджета. Внебюджетное финансирование не предусматривается.

наделяется самостоятельной компетенцией

орган – часть гос. аппарата или система государственных органов

организационная обособленность, обеспечивающая самостоятельность выполнения возложенных на орган функций.

внутреннее организационное единство, которое позволяет государственному органу выступать в качестве единого обособленного субъекта права. Это публичный субъект.

Государственный орган – это созданное государством и финансируемое из государственного бюджета организация, часть государственного аппарата, созданное для реализации государственных функций и наделённое публично-правовой компетенцией. Обладающее организационной обособленностью и внутренним организационным единством в целях самостоятельной реализации своей компетенции. С созданием государственных органов и признанием их правосубъектности возникает вопрос соотношения полномочий государства и гос органа.

Теория романистов, согласно которой органы государства – это дееспособные люди, которые выступают от имени правоспособного, но лишённого дееспособности государства. Между государством и его органами не может быть правовых связей и отношений. Государственный орган использует свою дееспособность, чтобы реализовать правоспособность государства. Государство как субъект не существует.

Теория германистов. Государство – это фикция (вымышленная категория, его нет), но и государственный орган – правовая фикция (существует только юридически). Государство растворено в своих органах. Когда создаётся некий новый органа, то его создаёт другой орган, а не государство. Нет разделения правоспособности и дееспособности. Правоспособным субъектом является орган. Через реализацию своей правоспособности государственные органы обеспечивают государственные функции.

французская теория. Государства просто нет. Оно нигде не растворено. Есть только государственный орган. Правоспособность – исключительно признак государственного органа.

Правовая доктрина признает возможность создания как частных, так и государственных организаций, наделяя их соответствующей правоспособностью. Условия и цели создания частных и государственных организаций принципиально различны. Если частные организации создаются частными лицами (гражданами и другими организациями) в целях реализации их прав, то государственные организации создаются для выполнения публичных функций властного и невластного характера. Правовой режим создания и деятельности государственных и частных организаций также глубоко различен, что заставляет правовую теорию ставить вопрос о юридических лицах частного и публичного права (Чиркин Государство и право №5, 2006). Постановка такого вопроса опирается на понятие юридического лица как универсальной правовой категории, охватывающей любые организации, имеющие статус самостоятельных субъектов права.

Однако российское законодательство чаще всего дает основания считать, что понятие юридического лица используется исключительно в целях регулирования гражданских правоотношений и в некоторых случаях для обозначения частных организаций в публичном праве. Как уже указывалось выше, субъектом публичного правоотношения может быть и частная организация, не имеющая статуса юридического лица.

От имени государства в публично-правовых отношениях участвуют государственные организации, наделенные необходимой публичной правоспособностью, независимо от наличия у них статуса юридических лиц, т.е. гражданской правосубъектности.

Для выполнения публично-правовых функций государство создает следующие виды государственных организаций.

Это организации, которые главным образом нацелены на участие в гражданских правоотношениях (государственные унитарные предприятия, казенные предприятия). Государственное унитарное предприятие в гражданско-правовых отношениях выступает как коммерческая организация, однако целью существования предприятия выступает не только и не столько извлечение прибыли, сколько осуществление социально значимой деятельности, предполагающей покрытие расходов на осуществление этой деятельности за счет средств граждан (например, трамвайно-троллейбусные предприятия или предприятия водоснабжения).

Организации, выполняющие публично-правовые функции, выполнение которых предполагает публичные правоотношения, но не предполагает наличия властных, принудительных полномочий (государственные учреждения). Государственные учреждения финансируются государством в целях осуществления социально значимой деятельности. В установленных государством пределах эта деятельность остается бесплатной для граждан (например, обучение в государственном вузе студентов на бюджетной основе), что не препятствует учреждению осуществлять эту же деятельность в дополнительном объеме на платной основе (обучение государственным вузом студентов за плату на основании договора).

Организации, наделенные властными полномочиями (государственные органы). Государственные органы отличает характер предоставленных им полномочий. Как и учреждения, государственные органы финансируются из бюджета, однако в отличие от учреждений государственные органы наделены правом издавать властные распоряжения в отношении лиц, непосредственно им не подчиненных.

Различие между понятиями государственного органа и органа государственной власти проводилось в советской юридической литературе. Традиционно поддерживается такое различие некоторыми учеными и теперь (Мицкевич Л.А. О правовой природе и признаках органа государства в сб. Споры с участием государственных органов / сост. Н.М.Демидова. М., 2006.). Сторонники подобных различий утверждают, что могут быть органы, не наделенные властными полномочиями, выполняющие организационные, распорядительные функции. В качестве примера фигурируют избирательные комиссии, которые даже действующее законодательство, опираясь на подобную позицию, называет государственными органами, но не органами государственной власти. Представленная выше классификация государственных организаций четко определяет, что само понятие органа связано с наличием властных полномочий, иначе орган было бы не отличить от учреждения.

Посредством создания организаций государство освобождается от необходимости оказания государственных услуг. Их учредителями могут быть и муниципальные образования. Правильно говорить о публичны организациях. В целом можно сказать, что цель – осуществление публично-значимых функций. В зависимости от цели можно говорить об:

организациях для гражданско-правовых отношений (через них государство реализует механизм реализации благ): государственные унитарные предприятия и казённые предприятия. Это коммерческие предприятия, однако особенность их предпринимательской деятельности – она вторична. Первичная цель – общественно-значима деятельность. Эти предприятия создают блага и оказывают услуги. На сегодняшний день политика избавления от государственных унитарных предприятий по пути приватизации, трансформируя их в акционерные общества. Это позволяет привлекать частные средства.

Организации, выполняющие публично-правовые функции, связанные как правило с оказанием публичных услуг и не предполагающее наличие властных, принудительных полномочий. Это государственные и муниципальные учреждения: образование, здравоохранения, культура. Исключение: центральный банк осуществляет публично-властные функции. Осуществляет не только нормотворческие функции, контрольные и информационные услуги. Есть австрийская теория: эмиссия денег – уход государства от ответственности перед своими гражданами. Их вообще не должно быть.

Государственные фонды. Внебютжетные фонды пенсионный, медицинского страхования. Смысл: оказание услуг. Наделяются административно-властными функциями.

Организации, наделённые исключительно властными полномочиями. Государственные органы. Также разновидность государственных организаций. Органы обладают признаками: осуществляют определённую власть. Государственные органы – высшие органы (над ними никого нет), иные государственные органы – наделены административно-властные: федеральные министерства, федеральные агентства, службы, государственные комитеты, их территориальные органы, органы субъектов (комитеты и прочее).

Понятия и признаки государственного органа.

Признаки государственного органа:

государственный орган финансируется только их государственного бютжета. Внебютжетное финансирование не предусматривается.

наделяется самостоятельной компетенцией

орган – часть гос. аппарата или система государственных органов

организационная обособленность, обеспечивающая самостоятельность выполнения возложенных на орган функций.

внутреннее организационное единство, которое позволяет государственному органу выступать в качестве единого обособленного субъекта права. Это публичный субъект.

Государственный орган – это созданное государством и финансируемое из государственного бютжета организация, часть государственного аппарата, созданное для реализации государственных функций и наделённое публично-правовой компетенцией. Обладающее организационной обособленностью и внутренним организационным единством в целях самостоятельной реализации своей компетенции. С созданием государственных органов и признанием их правосубъектности возникает вопрос соотношения полномочий государства и гос органа.

Теория романистов, согласно которой органы государства – это дееспособные люди, которые выступают от имени правоспособного, но лишённого дееспособности государства. Между государством и его органами не может быть правовых связей и отношений. Государственный орган использует свою дееспособность, чтобы реализовать правоспособность государства. Государство как субъект не существует.

Теория германистов. Государство – это фикция (вымышленная категория, его нет), но и государственный орган – правовая фикция (существует только юридически). Государство растворено в своих органах. Когда создаётся некий новый органа, то его создаёт другой орган, а не государство. Нет разделения правоспособности и дееспособности. Правоспособным субъектом является орган. Через реализацию своей правоспособности государственные органы обеспечивают государственные функции.

французская теория. Государства просто нет. Оно нигде не растворено. Есть только государственный орган. Правоспособность – исключительно признак государственного органа.

Государственные организации создаются для выполнения публичных функций властного и невластного характера:

1) Государственные унитарные предприятия, казенные предприятия - организации, которые главным образом нацелены на участие в гражданских(т. е частных) правоотношениях. Выполняя публичные функции, государственная организация действует фактически только как субъект ГП, она выполняет свои публичные функции в режиме частного права.

Такие организации действуют, выполняя задания, сформулированные собственником (государством), но при этом представляют собой коммерческую организацию, вступающую в отношения с частными лицами исключительно как хозяйствующий субъект.

Такие организации полностью финансируются за счет своей деятельности и лишены при этом каких либо властных полномочий.

2) Государственные учреждения (в самом широком смысле) - организации, выполняющие публично-правовые функции,

Те организации которые тоже созданы для выполнения публичных функций, которые также лишены властных полномочий, но которые выполняют свои публичные функции во многом за счет финансирования государства (но не полностью – также за счет граждан и юридических лиц, которым оказываются услуги (но по минимуму)), а следовательно и их отношения с гражданами уже сложно считать возмездными имущественными гражданско-правовым отношениями как в ситуации в первом случае.

3) Государственные органы - организации, наделенные властными полномочиями (государственные органы) Государственные органы – создаются для выполнения публичных функций, но при этом в отличие от первых двух они наделяются властными полномочиями и в этом их принципиальное отличие. Госорганы действую исключительно в рамках публичных правоотношений. Всю свою деятельность (в отличие от государственных учреждений – в некоторой части финансируются гражданами и юрлицами) осуществляют за счет государственного финансирования, в противном случае их властные полномочия могли бы быть использованы для вытягивания денег из граждан и организаций, госорганы могли бы принуждать граждан вступать в отношения гражданско – правового характера. Хозяйственные функции не должны совмещаться с властным полномочиями. Деятельность учреждений и госоорганов должна быть строго разделена. Если государственные органы и оказывают какие либо услуги, то эти услуги оказываются исключительно строго публичных правоотношений (например выплата госпошлины за выдачу паспорта).Это общая концепция. Она имеет некоторые исключения –

ЦБ РФ, который одновременно выполняет функции финансово-кредитного учреждения и органа государственной власти – 20 лет существует и до сих пор ведутся споры о его статусе.

Еще больше споров вызвало появление госкорпораций. Одна из госкорпораций (Росатом) фактически до такой степени совмещает функции хозяйствующего субъекта с властными полномочиями что потребовалось ввести специальную поправку в ФЗ о защите конкуренции (функции хозяйствующего субъекта не совместимы с властными полномочиями, кроме ситуации урегулированной ФЗ о госкорпорации Росатом)

Расхождение в терминологии, которое уходит корнями в советскую доктрину административного права – это различие между государственными органами и органами государственной власти. (Советы называли органами государственной власти, другие органы государственного управления и правоохранительные органы – государственными органами, дабы подчеркнуть их подчиненное по отношению к Советам положение)

В современной РФ это деление оказалось весьма живучим. Во многом цепляясь за предыдущие представления о том, что есть государственный орган и чем он отличается от органа государственной власти многие обнаружили в Конституции, что в ней устанавливается разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную, соответственно, любые органы, которые в эту систему разделения властей не подпадают могут быть названы государственными органами (сюда отнесли ЦБ РФ, ИК разного уровня, органы управления государственных внебюджетных фондов). Применительно к избиркома эта идея была закреплена на уровне закона – в законе о гарантиях избирательных прав установлено, что избирательные комиссии – это государственные органы . Эта странность была распространена и на муниципальный уровень (по закону об общих принципах организации местного самоуправления есть только органы местного самоуправления, но нужно было придумать какую-то аналогию государственным органам и органам государственной власти,

поэтому муниципальные ИК стали муниципальными органами, не являясь органами местного самоуправления).

Деление на государственные органы и органы государственной власти абсолютно бессмысленно, практически бесполезно и не имеет под собой теоретических оснований, а применительно ко многим госорганизациям не имеет еще и законодательных оснований. Поэтому когда будем говорить о государственных органах, то будем иметь ввиду любые органы, осуществляющие полномочия, независимо от того, входят ли они в систему разделения властей или находясь в нее наделены определенными властными полномочиями.

Признаки государственного органа

– финансирование из государственного бюджета;

– наделение самостоятельной публично-правовой компетенцией (вопрос состава компетенции не является общепризнанным и в связи с этим создавая положение о государственных органах могут одновременно писать о функциях и задачах, хотя по сути это одно и то же)

– включенность в систему государственного аппарата (но не в смысле в систему органов исполнительной власти - для госоргана не является обязательным в нее входить), систему государственных органов; (само по себе наделение публично-правовой компетенцией это подразумевает, потому что любая публично-правовая компетенция производна от власти государства, которая разделяется на части в виде публично- правовой компетенции и распределяется между разными государственными органами. Соответственно функционировать органы могут только в системе.)

– организационная обособленность, обеспечивающая самостоятельность выполнения возложенных на орган функций; (так, вышестоящий орган не должен вмешиваться в деятельность нижестоящего, он может, например, отменить решение, принятое с нарушением закона, но не может сам совершить то действие, которое относится к компетенции нижестоящего органа)

– внутреннее организационное единство, позволяющее органу выступать в правоотношениях в качестве единого обособленного субъекта права (предполагает наличие внутренней структуры, руководителя, который представляет этот орган во взаимоотношениях с другими государственными органами)

Государственный орган – это созданная государством и финансируемая из бюджета организация, часть государственного аппарата, созданная для реализации государственных функций и наделенная публично-правовой компетенцией,

обладающая организационной обособленностью и внутренним организационным единством в целях самостоятельной реализации своей компетенции.

Теории соотношения правосубъектности государства и государственных органов

Все теории исходят из того, что в реальных отношениях государство представляется органами.

Теория романистов: органы государства – это дееспособные люди, выступающие от имени правоспособного, но лишенного дееспособности государства(т. е государство восполняет отсутствующую у него дееспособность с помощью других субъектов.). – подвергнута критике в связи с тем, что она допускает наличие двух субъектов права, каждый из которых обособлен, один из них действует через другой (почти как в гражданском праве, где грубой ошибкой считается считать, что юридическое лицо и органы находятся в отношениях представительства – это не так, и с государством точно так же) у германистов этой ошибки нет.

Германисты(Г. Еллинек и О. Гирке) : Государство, сохраняя свою правосубъектность, растворяется в органах, только в органах оно и существует; и государство, и органы считаются правоспособными, хотя государство во взаимоотношениях с органами реализует свою правоспособность через другие органы. Данный подход наиболее практически приемлем. Государство существует как некий правоспособный субъект, но при этом его органы не находятся и не могут находится с ним в неких отношениях, потому что их действия и решения – действия и решения самого государства.

Французская теория (Л. Дюги, М. Ориу): государство вообще не существует, оно не рассматривается как правоспособное лицо, а правоспособность рассматривается как признак статуса государственного органа. Здесь за государственными органами теряется общий субъект – государство, и это неправильно. Государственные органы хотя и обладают собственной компетенцией, но она производна от общей государственной власти, функции органов производны от общих функций государства, их нельзя рассматривать обособлено, как это делается во Французской теории

Выводы о соотношении государства

и государственных органов

Между государством и органом не возникают отношения представительства. Орган действует не как представитель (в смысле гражданского права) государства, а как само государство. Орган и есть государство в пределах своей компетенции

Орган действует самостоятельно в пределах своей компетенции, от своего имени, хотя реализует государственные функции и государственные интересы

document.getElementById("rek1").innerHTML=' ';document.getElementById("rek2").innerHTML=' ';document.getElementById("rek3").innerHTML=' ';document.getElementById("rek4").innerHTML=' ';

Логотип

Юридическая консультация

Государственные организации создаются для выполнения публичных функций властного и невластного характера:

1) Государственные унитарные предприятия, казенные предприятия - организации, которые главным образом нацелены на участие в гражданских(т. е частных) правоотношениях. Выполняя публичные функции, государственная организация действует фактически только как субъект ГП, она выполняет свои публичные функции в режиме частного права.

Такие организации действуют, выполняя задания, сформулированные собственником (государством), но при этом представляют собой коммерческую организацию, вступающую в отношения с частными лицами исключительно как хозяйствующий субъект.

Такие организации полностью финансируются за счет своей деятельности и лишены при этом каких либо властных полномочий.

2) Государственные учреждения (в самом широком смысле) - организации, выполняющие публично-правовые функции, в рамках административных(т.е публичных) правоотношений, но без властных полномочий.

Те организации которые тоже созданы для выполнения публичных функций, которые также лишены властных полномочий, но которые выполняют свои публичные функции во многом за счет финансирования государства (но не полностью – также за счет граждан и юридических лиц, которым оказываются услуги (но по минимуму)), а следовательно и их отношения с гражданами уже сложно считать возмездными имущественными гражданско-правовым отношениями как в ситуации в первом случае.

3) Государственные органы - организации, наделенные властными полномочиями (государственные органы) Государственные органы – создаются для выполнения публичных функций, но при этом в отличие от первых двух они наделяются властными полномочиями и в этом их принципиальное отличие. Госорганы действую исключительно в рамках публичных правоотношений. Всю свою деятельность (в отличие от государственных учреждений – в некоторой части финансируются гражданами и юрлицами) осуществляют за счет государственного финансирования, в противном случае их властные полномочия могли бы быть использованы для вытягивания денег из граждан и организаций, госорганы могли бы принуждать граждан вступать в отношения гражданско – правового характера. Хозяйственные функции не должны совмещаться с властным полномочиями. Деятельность учреждений и госоорганов должна быть строго разделена. Если государственные органы и оказывают какие либо услуги, то эти услуги оказываются исключительно строго публичных правоотношений (например выплата госпошлины за выдачу паспорта).Это общая концепция. Она имеет некоторые исключения –

ЦБ РФ, который одновременно выполняет функции финансово-кредитного учреждения и органа государственной власти – 20 лет существует и до сих пор ведутся споры о его статусе.

Еще больше споров вызвало появление госкорпораций. Одна из госкорпораций (Росатом) фактически до такой степени совмещает функции хозяйствующего субъекта с властными полномочиями что потребовалось ввести специальную поправку в ФЗ о защите конкуренции (функции хозяйствующего субъекта не совместимы с властными полномочиями, кроме ситуации урегулированной ФЗ о госкорпорации Росатом)

Расхождение в терминологии, которое уходит корнями в советскую доктрину административного права – это различие между государственными органами и органами государственной власти. (Советы называли органами государственной власти, другие органы государственного управления и правоохранительные органы – государственными органами, дабы подчеркнуть их подчиненное по отношению к Советам положение)

В современной РФ это деление оказалось весьма живучим. Во многом цепляясь за предыдущие представления о том, что есть государственный орган и чем он отличается от органа государственной власти многие обнаружили в Конституции, что в ней устанавливается разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную, соответственно, любые органы, которые в эту систему разделения властей не подпадают могут быть названы государственными органами (сюда отнесли ЦБ РФ, ИК разного уровня, органы управления государственных внебюджетных фондов). Применительно к избиркома эта идея была закреплена на уровне закона – в законе о гарантиях избирательных прав установлено, что избирательные комиссии – это государственные органы . Эта странность была распространена и на муниципальный уровень (по закону об общих принципах организации местного самоуправления есть только органы местного самоуправления, но нужно было придумать какую-то аналогию государственным органам и органам государственной власти, поэтому муниципальные ИК стали муниципальными органами, не являясь органами местного самоуправления).

Деление на государственные органы и органы государственной власти абсолютно бессмысленно, практически бесполезно и не имеет под собой теоретических оснований, а применительно ко многим госорганизациям не имеет еще и законодательных оснований. Поэтому когда будем говорить о государственных органах, то будем иметь ввиду любые органы, осуществляющие полномочия, независимо от того, входят ли они в систему разделения властей или находясь в нее наделены определенными властными полномочиями.

Признаки государственного органа

– финансирование из государственного бюджета;

– наделение самостоятельной публично-правовой компетенцией (вопрос состава компетенции не является общепризнанным и в связи с этим создавая положение о государственных органах могут одновременно писать о функциях и задачах, хотя по сути это одно и то же)

– включенность в систему государственного аппарата (но не в смысле в систему органов исполнительной власти - для госоргана не является обязательным в нее входить), систему государственных органов; (само по себе наделение публично-правовой компетенцией это подразумевает, потому что любая публично-правовая компетенция производна от власти государства, которая разделяется на части в виде публично- правовой компетенции и распределяется между разными государственными органами. Соответственно функционировать органы могут только в системе.)

– организационная обособленность, обеспечивающая самостоятельность выполнения возложенных на орган функций; (так, вышестоящий орган не должен вмешиваться в деятельность нижестоящего, он может, например, отменить решение, принятое с нарушением закона, но не может сам совершить то действие, которое относится к компетенции нижестоящего органа)

– внутреннее организационное единство, позволяющее органу выступать в правоотношениях в качестве единого обособленного субъекта права (предполагает наличие внутренней структуры, руководителя, который представляет этот орган во взаимоотношениях с другими государственными органами)

Государственный орган – это созданная государством и финансируемая из бюджета организация, часть государственного аппарата, созданная для реализации государственных функций и наделенная публично-правовой компетенцией, обладающая организационной обособленностью и внутренним организационным единством в целях самостоятельной реализации своей компетенции.

Теории соотношения правосубъектности государства и государственных органов

Все теории исходят из того, что в реальных отношениях государство представляется органами.

Теория романистов: органы государства – это дееспособные люди, выступающие от имени правоспособного, но лишенного дееспособности государства(т. е государство восполняет отсутствующую у него дееспособность с помощью других субъектов.). – подвергнута критике в связи с тем, что она допускает наличие двух субъектов права, каждый из которых обособлен, один из них действует через другой (почти как в гражданском праве, где грубой ошибкой считается считать, что юридическое лицо и органы находятся в отношениях представительства – это не так, и с государством точно так же) у германистов этой ошибки нет.

Германисты(Г. Еллинек и О. Гирке) : Государство, сохраняя свою правосубъектность, растворяется в органах, только в органах оно и существует; и государство, и органы считаются правоспособными, хотя государство во взаимоотношениях с органами реализует свою правоспособность через другие органы. Данный подход наиболее практически приемлем. Государство существует как некий правоспособный субъект, но при этом его органы не находятся и не могут находится с ним в неких отношениях, потому что их действия и решения – действия и решения самого государства.

Французская теория (Л. Дюги, М. Ориу): государство вообще не существует, оно не рассматривается как правоспособное лицо, а правоспособность рассматривается как признак статуса государственного органа. Здесь за государственными органами теряется общий субъект – государство, и это неправильно. Государственные органы хотя и обладают собственной компетенцией, но она производна от общей государственной власти, функции органов производны от общих функций государства, их нельзя рассматривать обособлено, как это делается во Французской теории

Выводы о соотношении государства

и государственных органов

Между государством и органом не возникают отношения представительства. Орган действует не как представитель (в смысле гражданского права) государства, а как само государство. Орган и есть государство в пределах своей компетенции

Орган действует самостоятельно в пределах своей компетенции, от своего имени, хотя реализует государственные функции и государственные интересы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: