Виды цистерн на судах

Обновлено: 01.05.2024

§ 43. Классификация, назначение и принципиальные схемы судовых систем

Судовые системы классифицируют по двум основным признакам: по назначению и виду рабочего вещества. Так, например, судовые системы классифицируют в основном по назначению, а системы судовых энергетических установок — по назначению и по виду рабочего вещества, перемещаемого по их трубопроводам. В связи с этим судовые системы подразделяют на следующие основные группы: трюмные, противопожарные, санитарные (водоснабжения и канализации), отопления судовых помещений, кондиционирования воздуха и вентиляции, грузовые нефтеналивных судов, разные. Системы судовых энергетических установок разделяют на паровые, топливные, масляные, водяного охлаждения, конденсатно-питательные, специальные и др.

Каждая основная группа систем в свою очередь может быть разделена на подгруппы в зависимости от назначения. Так, например, в состав группы трюмных систем входят: осушительная, водоотливная, перепускная и др.

С учетом общих принципов размещения (см. гл. I, § 7) назначение той или иной системы является одним из факторов, определяющих характер и место расположения на судне. План расположения всех деталей и частей системы I в помещениях судна без указания каких-либо размеров называется принципиальной схемой системы. Принципиальная схема дает только общее представление о том, где и как проходят трассы трубопроводов системы, какая арматура и в каком порядке ставится на этой трассе. Для выяснения конкретного расположения отдельных, наиболее ответственных или сложных участков трубопроводов системы используют рабочие чертежи, в которых даны размеры отстояния труб и арматуры от набора корпуса судна, от некоторых механизмов и их фундаментов.

В монтажных чертежах судовых систем, чертежах арматуры и деталей соединения труб (фланцы, штуцерные соединения и др.) принято указывать не наружный, а условный диаметр труб, а также условное давление, допустимое для системы.

Условный диаметр (Dy) труб, арматуры и соединительных деталей — это средний внутренний диаметр труб, соответствующий одному или нескольким наружным диаметрам. Для арматуры условный и фактический, внутренний диаметры совпадают. По условному диаметру подбирают трубы и рассчитывают трубопроводы.

Условным давлением (ру) называется наибольшее допустимое рабочее давление в трубопроводе, зависящее от материала труб и температуры рабочей среды.

Ряд принципиальных схем механических систем был представлен ранее в гл. II и III при рассмотрении главных судовых котлов и двигателей. Дадим краткое описание принципиальных схем некоторых судовых систем.

Трюмные системы предназначены для обеспечения живучести и непотопляемости судна путем перемещения внутри его малых и больших количеств воды, приема ее из-за борта и удаления за борт.

Осушительная система, принципиальная схема которой показана на рис. 131, обеспечивает периодическое откачивание за борт из льял и сборных колодцев скопившейся там влаги и забортной воды. Эта система оборудована только невозвратно-запорными клапанами, что исключает возможность затоплений отсека «ли трюма. На многих судах осушительная система используется как водоотливная в случае большого поступления воды в машинное или котельное отделение судна.



Рис. 131. Принципиальная схема осушительной системы.

1 — приемные сетка; 2 — клапанная коробка; 3 — грязевая коробка: 4 — приемная сетка аварийного осушения; 5 —сепаратор трюмных вод; 6 — отливной клапан; 7, 9 — трубы балластной системы; 8 — осушительный насос; 10 — отливная труба; 11 — ручной поршневой насос. I — отделение гребного электродвигателя; II — машинное отделение; III, IV — вспомогательные отделения; V — цепной ящик.

Водоотливная система предназначена для откачивания воды, поступившей в результате аварии в отсеки и помещения судна. В качестве водоотливных средств используют циркуляционные насосы главных конденсаторов, охлаждающие насосы главных двигателей (дизелей), перекачивающие (нефтяные насосы (на буксирах), а также специальные осушительные и балластные насосы. Кроме того, часто применяют переносные средства удаления воды из отсеков в виде водоструйных эжекторов.

Спускная и перепускная системы необходимы для спуска воды из помещений судна, не имеющих осушительных средств (радиорубки, электростанции, погреба, рефрижераторные трюмы), к сборным колодцам.

Балластная система (рис. 132) служит для заполнения балластом (пресной или забортной водой) отсеков двойного дна, а также крайних концевых (форпиковой и ахтерпиковой) цистерн корпуса с целью регулирования осадки, остойчивости, крена и дифферента судов (кроме ледокольных судов и ледоколов). Эту систему должен обслуживать хотя бы один самостоятельный балластный насос, а в качестве резервных могут быть использованы другие насосы достаточной производительности (осушительные, пожарные, охлаждающие и др.).



Рис. 132. Принципиальная схема балластной и водоотливной систем на сухогрузном судне.

1, 5 — клапанные коробки центральных, носовых и кормовых танков; 2 — приемные сетки системы аварийного осушения; 3 — осушительный и балластный насосы; 4 — отливной кингстон; 6 — быстрозапорный клапан; 7 — распределительная клапанная коробка; 8 — фильтр; 9 — кингстон.

Креновая и дифферентная системы служат для выравнивания крена и дифферента судна, полученных в результате его неправильной загрузки, неравномерного расходования пресной воды и топлива из бортовых отсеков или заполнения водой каких-либо отсеков в случае аварии. На ледоколах и ледокольных судах эти системы служат для преднамеренного создания крена и дифферента, а также для раскачивания судна в поперечной плоскости, для освобождения его корпуса от сжатия льдом и для разламывания ледяных полей. В креповой системе иногда используют специальные так называемые креновые цистерны.

Противопожарные системы предназначены для тушения пожара, возникающего в каком-либо районе судна. Системой водотушения (рис. 133) оборудуются все суда без исключения независимо от их назначения и условий эксплуатации. Эту систему применяют для тушения пожаров почти во всех жилых и служебных помещениях судна, но она совершенно не применима при тушении горючих материалов, топлива и нефти, горящего электрооборудования, а также в некоторых помещениях (аккумуляторных, фонарных, малярных) я малоэффективна при тушении пожара в толще груза. Отростки системы в помещениях, в коридорах и на палубах заканчиваются пожарными рожками, около которых располагаются пожарные шланги с ручными стволами. Пожарные рожки размещают на судне так, чтобы в любую возможную точку пожара можно было подать две струи воды высотою не менее 12 м. Длину пожарных шлангов выбирают не менее 20 м на открытых палубах и не менее 10 м во внутренних помещениях. Пожарные насосы обычно обеспечивают одновременное включение двух пожарных рожков и других потребителей (спринклерная система, система водораспыления и т. п.).



Рис. 133. Принципиальная схема водяной противопожарной системы.

1 — пожарные рожки в помещениях; 2 — палубные пожарные рожки; 3 — напорный трубопровод; 4 — кольцевое орошение форпика; 5 —приемный кингстон; б —фильтр;
7 — пожарный насос.

Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды. Согласно Правилам Регистра СССР спринклерной системой оборудуют пассажирские, командные и служебные помещения. Установленные на трубах системы специальные распылительные приборы — спринклеры — при повышении температуры в помещении выше допустимой автоматически раскрываются и распиливают воду в виде душа с радиусом действия 2—3 м.

Система пенотушения особенно распространена на таких судах, как танкеры, нефтеналивные и сухогрузные суда для перевозки сухих горючих материалов. Кроме того, такая система успешно применяется на обычных судах для тушения пожаров в машинных и котельных отделениях, в топливных и масляных цистернах. Принцип пенотушения основан на том, что углекислая пена, нанесенная на горящий предмет, изолирует его от кислорода воздуха и тем самым прекращает горение. В зависимости от способа получения и состава пена бывает химическая и воздушно-механическая. В последнее время химическое пенотушение ввиду ряда его недостатков уступает место воздушно-механическому пенотушению (рис. 134), основанному на образовании пены при взаимодействии пенообразующей жидкости с водой и воздухом в воздушно-пенных стволах в конце трубопровода.



Рис. 134. Принципиальная схема воздушно-механического пенотушения.

1 — кингстон; 2 —эжектор пенообразователя; 3 — дозирующий кран; 4 — пусковой кран; б — цистерна с пенообразователем: 6 — пенный пожарный кран; 7 — воздушно-пенный ствол; 8 — задвижка; 9 — кран; 10 — пожарный насос.

Система углекислотного тушения согласно Правилам Регистра СССР применяется для тушения пожаров в сухогрузных трюмах, почтовых кладовых, малярных и других сильно загроможденных грузами помещениях, в танках и грузовых отсеках нефтеналивных судов, топливных цистернах и т. д. В последнее время эта система имеет ограниченное применение на судах ввиду ряда ее недостатков.

Противопожарная система ЖС основана на объемном методе тушения пожаров в закрытых помещениях, при котором в помещении создается атмосфера, не способствующая горению. В качестве огнетушительной жидкости в этой системе применяются специальные жидкости. На судах ледокольного типа жидкостной системой оборудуют турбогенераторное отделение, отделение вспомогательных механизмов, помещения гребных электродвигателей и аварийного дизель-генератора, грузовые трюмы, цистерны и др. Управление системой осуществляется со специальной станции жидкостного пожаротушения, где располагаются баллоны для огнегасительной жидкости, баллоны сжатого воздуха и пусковая аппаратура.

Сигнальная противопожарная система (СПС) предназначена для своевременного оповещения команды судна о появлении дыма и о возникновении пожара в малопосещаемых помещениях (грузовые трюмы, кладовые и др.). Наиболее распространенной на судах является система сигнализации с использованием в электросхеме извещателей, реагирующих на температуру окружающей среды.

Системы бытового водоснабжения обеспечивают обслуживание нужд и потребностей команды судна и пассажиров. Каждая из систем имеет независимые один от другого водопроводы.

Система питьевой воды предназначена для подачи пресной воды к самоварам, пищеварным котлам, кипятильникам, в хлебопекарни и питьевые краны. Питьевая вода хранится в особых запасных цистернах, покрытых внутри цементным молоком, полиэтиленовой пленкой или специальной краской. Цистерны располагают в местах, наиболее удаленных от источников тепла.

Судно имеет обычно не менее двух запасных цистерн, учитывая необходимость их периодической очистки. От этих цистерн пресная вода с помощью насосов (ручных или электрических) подается в расходные цистерны, откуда по водопроводам— к местам потребления. Запасы питьевой воды пополняют с помощью опреснительной установки судна.

Система мытьевой воды служит для подачи пресной воды в бани, душевые и камбузы. Мытьевая вода, как и питьевая, хранится в запасных цистернах, из которых подается вначале в расходные цистерны, затем через подогреватель или, минуя его, к местам потребления. В настоящее время систему мытьевой воды на судах оборудуют пневмоцистернами, позволяющими производить автоматический пуск и остановку насоса. Принципиальная схема такой системы с пневмоцистерной приведена на рис. 135.



Рис. 135. Принципиальная схема системы мытьевой воды с пневмоцистерной.

1 — запасная цистерна; 2 — электронасос; 3 —спускной кран; 4 — пневмоцистерна; 5 — монореле.

Система бытовой забортной воды необходима для подачи воды к санитарному оборудованию судна и для мытья санитарно-бытовых помещений и пищеблока. В этой системе отсутствуют запасные цистерны и вода поступает к электронасосу через приемный кингстон из-за борта.

Фановая система предназначена для удаления за борт в береговые емкости или грязевые цистерны судна фекальных вод из гальюнов и писсуаров как во время хода судна, так и при его стоянке. На современных судах фановые трубопроводы проводятся к грязевым цистернам, содержимое которых выбрасывается с помощью эжекторов или насосов в специальную баржу или за борт. Сточная система служит для удаления за борт с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из душевых, бань, прачечных и камбузов, а система шпигатов открытых палуб — для удаления воды и атмосферных осадков с открытых палуб.

Системы отопления широко используют на современных судах для обогревания жилых и служебных помещений.

Систему парового отопления применяют на морских и речных судах. Основное ее преимущество — простота и сравнительно малый вес. Для нагрева отопительных приборов (грелок) в этой системе служит сухой насыщенный пар с давлением не более 30 кн/м 2 (0,39 кгс/см 2 ), который до входа в грелки пропускают через специальные влагоуловители (сепараторы), увеличивая его теплоотдачу. В зависимости от способа подвода пара к грелкам и отвода от них конденсата паровое отопление выполняется в виде однопроводной или двухпроводной системы, принципиальная схема которой показана на рис. 136. При однопроводной системе пар и его конденсат проходят по одному трубопроводу. Чтобы исключить возможность образования воздушных пробок, в этой системе применяют эжекторы, расположенные ниже грелок. Двухпроводная система имеет две независимые магистрали — трубопроводы свежего пара и конденсата, соединяющиеся с отопительными приборами параллельно.



Рис. 136. Принципиальная схема двухпроводной системы парового отопления.

1 — теплый ящик; 2 — клапаны подачи пара на цистерны, 3. 9 — редукционные клапаны; 4 — сепаратор; 5, 10 — предохранительные клапаны; 6 — распределительная клапанная коробка; 7 — кингстоны; 8 — запорный клапан; 11 — грелки; 12 — впускные и выпускные клапаны; 13 — котел; 14 — конденсационный горшок; 15 — трехходовой кран.

Система водяного отопления на морских судах не нашла широкого применения ввиду ее большого веса и сложности монтажа в судовых условиях.

Систему воздушного отопления обычно комбинируют с системой вентиляции, что позволяет использовать эту систему в холодное время года для отопления и вентиляции, а в теплое время — только для вентиляции и охлаждения. Система воздушного отопления проще других аналогичных систем, позволяет применять для отопления как наружный, так и рециркуляционный воздух, а также их смесь. Систему выполняют по автономному и групповому принципам в зависимости от количества, назначения и расположения обслуживаемых помещений.

Система электрического отопления применяется только для тех помещений судна, где установлены приборы, чувствительные к влаге и сырости (штурманская и ходовая рубки, радиостанция и др.). Эта система проста по устройству, допускает свободное перемещение электрогрелок с одного места на другое, но ввиду большой стоимости при эксплуатации не нашла широкого применения на судах.

Система вентиляции и кондиционирования воздуха служит для улучшения качества воздуха в судовых помещениях путем замены загрязненного воздуха свежим, регулирования его скорости движения, температуры и влажности.

Система вентиляции может быть естественной и искусственной. В первом случае обмен воздуха в помещениях производится с помощью раструбных дефлекторов и эжекционных головок, размещенных на открытых участках палуб и рубок. Во втором случае воздух подают в помещения и удаляют с помощью вдувных и вытяжных вентиляторов через грибовидные головки, расположенные на открытых палубах.

йСистема кондиционирования воздуха (рис. 137) обеспечивает создание искусственного микроклимата в помещениях независимо от метеорологических условий. Для этой цели в системе имеются приборы (калориферы, фильтры и др.) для подогревания и охлаждения воздуха, для его очистки и увлажнения. На современных судах регулирование качества воздуха в этой системе производится автоматически.



Рис. 137. Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха.

1 — приточный фильтр; 2 — фильтр; 3 — осушитель; 4 — трехходовой шибер; 5 — калорифер для подогревания; 6 — калорифер для охлаждения; 7 — увлажнитель; 8 — вентилятор; 9 — вентилируемое помещение; 10 — вытяжной дефлектор.

Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Топливная система дизельного двигателя Топливные цистерны для судовых дизелей

Топливо на судне хранится в корпус­ных цистернах, примыкающих к наружной обшивке. Эти цистерны могут быть днищевыми, бортовыми и поперечными. Поперечные цистерны называются диптанками. Объем отстойных топливных цистерн можно относить к объему цистерн запаса. Нельзя разме­щать весь запас топлива только в днищевых цистернах двойного дна, так как днищевая часть обшивки корпуса судна в наибольшей степени подвержена повреждениям, в связи с чем часть запаса топлива в количестве не менее суточного расхода должна разме­щаться в цистернах вне двойного дна.

Цистерны запаса топлива включают: наполнительные и при­емные трубы с арматурой, воздушно-переливные трубы, устройства для измерения уровня топлива, устройства для обогрева, горловины и внутренние трапы для доступа людей в цистерны.

Наполнительные трубы располагают в верхней части цистерн, чтобы топливо стекало по стенкам, не вызывая вспенивания. Приемные трубы доходят до нижней части цистерн, чтобы остатки топлива в цистерне при выкачке были минимальными. На ниж­них концах приемных труб устанавливают съемные сетки. Во мно­гих случаях предусматривают использование приемных труб для наполнения цистерн. На каждой наполнительной или приемной трубе устанавливают разобщительный клапан снаружи цистерны.

Воздушные трубы цистерн запаса топлива (рис. 5.17) обычно выполняют роль переливных труб, сечение которых должно ис­ключать прессование цистерн при их наполнении. (При наполне­нии гравитационным способом суммарная площадь сечения долж­на быть не менее площади сечения напол­нительной трубы, а при заполнении на­сосами не менее 1,25 площади сечения наполнительной трубы.) Выходные концы воздушных труб обычно выполняют в виде колена с обращенным вниз или сбоку отверстием. На них устанавливают пламепрерыватели и автоматически дейст­вующие запорные устройства поплавко­вого типа, предупреждающие попадание забортной воды в цистерны.

Объем расходных цистерн тяжелого топлива составляет 65—70 % суточного расхода топлива, расходных цистерн ди­зельного топлива — 20—25 % суточного расхода главного двигателя и дизель-генератора, цистерн отходов се­парации — 5—10 % суточного расхода топлива, цистерн сбора утечек — 3—5 % общего суточного расхода топлива. От­ходы сепарации сжигаются либо во ВК, либо в инсинераторе.

Цистерны предварительного отстоя должны быть хорошо изолированы с ис­пользованием двух или трех комплектов паровых нагревательных элементов с фланцевыми подсоедине­ниями для обеспечения быстрого достижения температуры 70— 80°. В машинном отделении рекомендуется иметь две отстойные цистерны или одну цистерну с двумя отсеками с размерами каждого отсека, обеспечивающими нагрев и осаждение топлива минимум в тече­ние 24 ч (без внешних помех).

Система дистанционного измерения уровня в цистернах фирмы «Контрам Танклевел» (Финляндия) основана на том, что если в трубку, находящуюся в цистерне, подается небольшое количе­ство воздуха, то давление в трубке поднимается до значения, равного гидростатическому давлению жидкости в нижней оконеч­ности трубки. Избыточный воздух медленно удаляется из жидкости в виде пузырьков. Гидростатическое давление определяется произведением плотности жидкости на высоту столба от уровня поверхности жидкости до нижней оконечности трубки (рис. 5.18). Во время измерения количество воздуха, подаваемого в измерительную трубку, поддерживается постоянным при помощи регу­лятора расхода во избежание влияния колебаний уровня жидко­сти на точность измерения.

Поплавковый клапан располагают непосредственно на цистерне или во всяком случае выше максимального уровня жидкости между трубкой-датчиком и сигнальной трубкой. Он предназна­чен для предотвращения попадания жидкости из цистерны в сиг­нальную трубку в случае прекращения подачи воздуха по какой либо причине и превыше­ния уровня жидкости в цистерне или в перелив­ной трубке. Технические характеристики системы измерения уровня: диа­пазон измерения давления 0,01—0,25 МПа, точность измерения ±1 % полной шкалы, длина шкалы 260 мм, максимальное дав­ление подаваемого воздуха 0,35 МПа, расход воз­духа 12 л/ч, вибрация не влияет в диапазоне 0— 50 Гц, температура окру­жающей среды от —20 до +55 °С.

Измеритель уровня ти­па С-150 МС/MR фирмы «Аукситрол» (рис. 5.19) позволяет измерять уро­вень в жидкостях (смазоч­ном масле, топливе, мор­ской или пресной воде и др.) разных физических характеристик и даже в таких очень вязких продуктах, как битум. Аппарат выполнен в виде двух частей: А — механизм указателя Ст050МС или МR и В — модулятор расхода Ст100М (колпачок измерительный). Воз­дух должен быть очищен от воды и масла, при необходимости устанавливаются фильтр и сепаратор.

Обогрев топливных цистерн осуществляется с помощью па­ровых или водяных змеевиков; все чаще применяют местный обо­грев методом размыва (горячеструйный обогрев) — циркуляция топлива по замкнутому контуру через мощный подогреватель (ПТК-20В или ПТ К-10В). Змеевики обогрева выполняют обычно из стальных труб и размещают в нижней части цистерн. Давле­ние греющего пара 0,4—0,5 МПа (но не более 0,7 МПа). При положительных температурах застывания топлива необходимо преду­сматривать плоские змеевики по всему днищу цистерн, при отри­цательных можно ограничиваться устройством змеевиков местного подогрева в районе расположения приемных труб. Обогрев ци­стерн методом горячего размыва дает возможность значительно уменьшить количество обогревающих змеевиков в цистернах.

Бункеровка обычно осуществляется не судовыми средствами. Топливоперекачивающие насосы обеспечивают только перекачку топлива с судна на другие объекты или служат в случае необходимости для выравнивания крена и дифферента. Станции приема топлива располагают на верхней палубе с обоих бортов, причем «на крупнотоннажных судах выделяются специальные помещения (см. рис. 5.11).

Прием топлива на судно производят через фильтр грубой очистки (во многих случаях переносной). Объем цистерн перелива топлива определяется интенсивностью приемки топлива (не менее 10 % расчетной) и производительностью топливоперекачи­вающего насоса (не менее 10-минутной). Переливная цистерна, как правило, снабжается автоматической сигнализацией, которая должна срабатывать при заполнении ее более чем на 75 %. Ин­тенсивность приемки: 100 м 3 /ч при емкости топливных цистерн до 600 м 3 , 250 м 3 /ч при емкости 600—1200 м 3 , 400 м 3 /ч при емкости более 1200 м 3 .

ЦИСТЕРНА судовая емкость, предназначенная для хранения на судне расходуемых жидких запасов (топлива, масла, пресной воды и др.), водного балласта или жидкого груза. Цистерны оборудованы системами для приема и откачки жидкости, замера ее уровня, отвода воздуха и др. Выбором местоположения Цистерны и степенью их заполнения можно оказывать влияние на остойчивость, посадку и прочностные характеристики судна. В зависимости от размещения различают междудонные, междубортные и пиковые Цистерны. Высокие Цистерны называют диптанками, Цистерны в двойном дне — междудонными отсеками.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "ЦИСТЕРНА судовая" в других словарях:

СУДОВАЯ ГИГИЕНА — СУДОВАЯ ГИГИЕНА, являясь частью общей гигиены и имея с последней одинаковые задачи и методику, рассматривает человека в особых условиях пребывания его на судне, кратковременного для пассажиров и длительного для экипажа судна. Основными разделами… … Большая медицинская энциклопедия

диптанк — (от англ. deep–tank глубокая цистерна), судовая цистерна, возвышающаяся над вторым дном. В диптанке содержат водяной балласт, жидкое топливо и т. д. * * * ДИПТАНК ДИПТАНК (от англ. deeptank глубокая цистерна), судовая цистерна, возвышающаяся над … Энциклопедический словарь

ДИПТАНК — (от англ. deeptank глубокая цистерна) судовая цистерна, возвышающаяся над вторым дном. В диптанке содержат водяной балласт, жидкое топливо и т. д … Большой Энциклопедический словарь

ДИПТАНК — (от англ. deep tank глубокая цистерна) судовая цистерна, возвышающаяся над вторым дном. Д. служат для приёма водяного балласта, хранения жидкого топлива или перевозки жидкого груза … Большой энциклопедический политехнический словарь

ДИПТАНК — Происхождение: англ, deep tank глубокая цистерна судовая цистерна, ограниченная сверху палубой или платформой, возвышающейся над вторым дном, и предназначенная для размещения жидких судовых запасов, балласта или груза … Морской энциклопедический справочник

ТАНК СУДОВОЙ — судовая цистерна, служащая для размещения жидких грузов, топлива или балласта … Большой энциклопедический политехнический словарь

Диптанк — судовая цистерна, возвышающаяся над вторым дном. Служит для приема водяного балласта, перевозки и хранения жидкого топлива. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.

Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.

Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.

Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.

По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.

Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.

Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.

На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.



Рис. 5.61. Схема системы питьевой воды



Рис. 5.62. Схема системы мытьевой воды

Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.

Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 .

Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 5.62.

Вода в запасную цистерну 1, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.

Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.

На рис. 5.63 приведена схема системы бытовой забортной воды.

Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан Р. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.



Рис. 5.63. Схема системы бытовой забортной воды



Рис. 5.64. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу
1 — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище

Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.

Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 5.64.

Трюмы сухогрузных судов. Суда, предназначенные для перевозки сухих грузов, имеют грузовые трюмы и твиндеки, диптанки, цистерны различного назначения и другие помещения, отличающиеся по своим конструктивным особенностям. Такие суда бывают универсальными, используемыми для перевозки легких грузов, и специализированными. Последние предназначены для перевозки грузов только определенного вида.

Высокое абразивное действие большинства перевозимых грузов, особенно агломерата, руды, песка, угля, зерна, требует применения абразивоустойчивого покрытия с высокой адгезией к окрашиваемой поверхности. Приходится часто осматривать дефекты покрытия на подволоках, переборках и днище трюмов и исправлять их. На судах, перевозящих зерно и сахар, при исправлении поврежденного покрытия во время кратких перерывов в рейсах нельзя использовать краски, содержащие растворители, остатки которых поглощаются грузами, что может ухудшить их качество.

На универсальных судах для предохранения грузов от возможного повреждения и намокания при соприкосновении с отпотевающими обшивкой и набором в трюмах по стенкам и переборкам устанавливают специальные продольные рейки-рыбинсы.

Трюмы судов оборудуют деревянным настилом, называемым трюмным пайолом, который укладывается на специальные деревянные лаги (рис. 3.3). Доски пайола с нижней стороны окрашивают масляными, эпоксидными, хлорвиниловыми и другими красками.



Рис. 3.3. Грузовой трюм. 1 — трюмный пайол (настил); 2 — рыбинсы; 3 — льяльный настил.

Краски, применяемые в трюмах специализированных судов, должны обладать помимо высокой абразивостойкости рядом дополнительных свойств.

Танки наливных судов. Наливные суда используют для перевозки различных жидких грузов: нефтепродуктов (бензина, керосина, авиационного топлива, растворителей, смазочных масел, мазута, сырой сернистой и малосернистой нефти); пищевых продуктов (воды пресной, вина, глицерина, животных жиров, растительных масел, патоки, спиртов, фруктовых соков); растворов кислот, щелочей, солей, а также жирных кислот, грязных вод и других продуктов. Перевозимые грузы размещают в грузовых танках, для отделения которых от других помещений служат коффердамы, препятствующие проникновению жидких грузов или их паров в соседние помещения.

Перевозка грузов широкого ассортимента, часть из которых обладает агрессивными свойствами, очень усложняет условия эксплуатации наливных судов. В танках, которые перевозят растворы солей, кислот или щелочей, пресную или дистиллированную воду, пищевые продукты, необходимо окрашивать внутренние поверхности полностью.

Танки, систематически используемые в качестве балластных, полностью окрашивают и защищают электрохимическими способами. Это позволяет эксплуатировать их без ремонта, не возобновлять в них покрытий в течение многих лет.

Тщательная очистка танков, особенно перед погрузкой пищевых продуктов, возможна в том случае, если защитное покрытие не разрушается под действием струй морской воды, нагретой до 100—110° С, подающихся в танк для мытья с помощью автоматически действующих установок под давлением до 0,7—1 МПа.

Цистерны для топлива, питьевой воды, грязных вод. Цистерны располагают так, чтобы использовать все участки судна, преимущественно там, где невозможен монтаж каких-либо механизмов и устройств и доступ в которые затруднен. Особенно сложен доступ в цистерны, расположенные в междудонном пространстве (рис. 3.4). Часто высота этого пространства не превышает 800 мм. Очищать и хорошо красить междудонные пространства следует еще при постройке, в секциях. Толщина защитного покрытия должна быть в пределах 250—350 мкм.



Рис. 3.4. Цистерны грязной воды и двойное дно в районе машинного отделения.

В цистернах, используемых для перевозки или хранения пресной воды, предназначенной для пищевых целей, реже для технических нужд, применяют эмали и краски, разрешенные санитарной инспекцией (ХС-76, ХС-658, ХС-769, УР-41, цинксиликатные).

Диптанки рассчитаны на заполнение балластом и различного рода жидкими грузами. Для их окрашивания следует использовать полиуретановые эмали УР-41, пленки которых устойчивы в морской воде, не влияют на качество пресной воды, не разрушаются в растительных, животных и минеральных маслах, не подвергаются действию фруктовых соков и некоторых напитков.

На внутренних поверхностях цистерн для топлива, смазочных масел, грязных вод и других жидких продуктов имеется сложный набор. От качества его окрашивания зависит сохранность защитного покрытия всей цистерны.

Цистерны для нефтепродуктов окрашивают нефтестойкими эмалями, например ЭП-755, ЭП-72, ХС-717 и др. Для этой цели имеется и широкий ассортимент импортных красок и эмалей.

Цистерны грязных вод окрашивают эмалевыми красками, пленки которых не разрушаются продуктами кислого характера и хорошо отмываются от загрязнений (эпоксидными, эпоксидно-пековыми, эпоксидно-меламиновыми, фенольными и др.).

Так как однотипные по конструктивному решению помещения эксплуатируются в резко отличающихся условиях, важно правильно выбрать надежную схему окрашивания, что требует хорошего знания технологии постройки судна и современного ассортимента лакокрасочных материалов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: