Виды церковных судов в средневековой европе

Обновлено: 19.04.2024

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежавшие к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах по гражданским и по уголовным преступлениям. Начало особой церковной юрисдикции было положено еще в римскую эпоху. Стоя вне закона, христианские общины должны были сами разрешать споры, возникавшие в их среде, не прибегая ни к закону ненавистных язычников, ни к их презираемым судьям. Эта практика была подтверждена затем в "Послании", приписываемом апостолу Павлу: оно запрещает передавать судебные споры на разрешение "неверных". На основе весьма неопределенного положения, что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, последняя присвоила себе подсудность по таким преступлениям, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство (кража церковного имущества, а также насилие над священником), нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.Поскольку договоры весьма часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей компетенцией область обязательственных отношений (обязательство, даже если оно противоречит праву, должно исполняться для спасения души обязавшегося). В области брачно-семейных отношений христианская церковь вытеснила всякую другую юрисдикцию, сделалась единственным судьей. Она присвоила себе право контролировать распределение имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Из всего этого церковь научилась извлекать немалые выгоды. Церковь приняла на себя полицейские функции и внимательно следила за тем, как живет ее паства. Достаточно было женщине обрезать себе волосы и надеть костюм, похожий на мужской, как ей уже грозило отлучение. То же самое ожидало всякого, кто решился бы на критику церкви или ее служителей, даже самую малую. Отлучение состояло из трех стадий: простое отлучение, заключавшееся в лишении церковных благ; лишение гражданских прав, если не исправлялся; наконец, если и это не помогало, запрещение всякого общения с людьми. Для раскаяния давался срок - пока догорит свеча. Если отлученный не раскаивался, за ним посылала "святая инквизиция" - самое мрачное порождение римско-католической церкви.

Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени. В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появляется особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом. В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов. К ним относится сборник канонов и текстов под названием Собрание 74 титулов (1050 г.) и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, под названием Собрание всех норм (Pannormia). В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые.В 1140 г. появляется трактат Грациана, монаха монастыря Св. Феликса в Болонье, под названием "Согласование разрозненного" — виртуозная обработка канонического права с включением библейских текстов и папских декреталий. После этой работы стали различать "старое право" и "новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Право, по Грациану, есть не мертвое тело, а живой организм, который имеет корни в прошлом, но в то же время растет в будущее.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епархия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило: то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Должностные лица корпорации сами несли ответственность за противоправные действия.Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица (должности) в совокупности.Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписаниями, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и подразделялись на следующие области: церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения между церковной и светской властью. Преступления также входили в область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство).Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений: определение препятствий к заключению брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз. На протяжении XII—XIII вв. из юрисдикции церкви над таинствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественное право, из* юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.Систематизация канонического права. Со временем источниками канонического права стали помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, декреталий пап и епископов также решения церковных судов, основывающиеся на доктрине канонического права. С конца X до начала XII в. постепенно происходило уточнение профиля отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуальное. Каноническое право как система представляло нечто большее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, которые обусловливались экономическим строем общества, его социальной структурой, политическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соответственно переменам в социальной и политической обстановке. Замысел кодификации Грациана сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия, и в этом ему помогло мастерство виртуоза схоластической диалектики, увековеченное в самом названии его трактата-кодекса — "Согласование несогласных канонов" (Сопсог-dantia discordantum canonum).Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234 г.). Он состоял из пяти частей, церковные суды и их юрисдикция; судопроизводство; привилегии клира; семейное право; преступления. Составителем сборника был папский советник Раймундус из Пенафорте.Политическое верховенство авторитета папской власти над светской властью европейских монархов приходится на XII— XIV вв. Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном Безземельным, утверждал: "Мы (папы) призваны господствовать над всеми народами и царствами". Григорий VII, заставивший короля Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Северная Италия) три дня босым в одежде кающегося грешника, делал не менее претенциозные заявления о том, что папы могут низлагать императоров, никто им не судья, что не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой и что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам.Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в., и происходит это вследствие роста национализма и возвышения власти королей.В 1582 г. был составлен Свод канонического права (Corpus iuns canonici). В него помимо традиционных источников права — канонов вселенских соборов и постановлений пап — вошли нормы о строе и организации церкви. Церковное право — более точное название для этого собрания, нежели каноническое право. Последующие кодификации целиком относятся только к XX столетию. В 1917 г. производится еще одна кодификация Свода канонического права, а в 1983-м — еще одна. В 1990 г. создается Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации.

Средневековый человек верил, что весь мир пронизан божественным вмешательством . Люди старались жить так, как написано в Библии . Поэтому они верили, что всё происходящее делается по воле Бога . Бог участвует в построении этого мира, он вовлечен во все сферы социальной жизни. Значит, если попросить о чем-то Бога, то он обязательно поможет. На основе этой веры придумали "Божий суд" .

Божий суд - это судебная средневековая практика, в которой обвиняемый подвергался, зачастую, неприятному или болезненному испытанию. Если обвиняемый был прав, то Бог помогал ему пройти испытание.

В Средневековье было несколько видов "божьих судов": испытание боем, огнем, горячей или холодной водой, крестное испытание, путем принятия просфоры или горькой воды.

В Европе "божьи суды" называли " ордалиями" . Даже Русская православная церковь практиковала "божий суд" для выяснения отношений.

Испытание освященным хлебом

Самое безобидное из всех испытание. Его практиковали в Греческой и Русской православной церкви для обнаружения предполагаемого вора. Обвиняемый должен был съесть освященный хлеб, или просфору, над которой священник прочитал особую молитву:

Если обвиняемый не мог проглотить просфору, значит он виновен. Испытание придумали на основе евангельского сюжета, когда Иисус Христос предложил Иуде хлеб, указав на его предательство.

Испытание огнем и водой

При огненном "божьем суде" обвиняемый должен был пройти по раскаленным лемехам около трех метров, или держа в руках раскаленное железо . Вину определяли по-разному.

Если человек проходил успешно и на нем не обнаруживали ран, то он невиновен. Если раны были, то следовало два варианта. В первом случае бедняга становился виновным. Во втором случае обожженные места перематывал священник и спустя три дня проверял ожоги. Если раны гноились, то обвиняемый виновен, если раны заживали, то невиновен.

В случае с "горячей водой" обвиняемый должен был окунуть руку в емкость с кипятком, горячим маслом или расплавленным свинцом. На дне находился предмет, его нужно было достать. Результат испытания оценивали так же, как в случае с огнем.

При испытании холодной водой виновниками обычно были "ведьмы" или "колдуны". Их опускали в воду, и если они всплывали, значит их вина подтверждалась. Испытание было основано на разных поверьях: крещенных людей вода не могла оттолкнуть; вода является чистой средой, поэтому она отталкивает нечестивцев.

Крестное испытание

При крестном испытании обвиняемый и обвинитель вставали по разные стороны креста, вытягивали горизонтально руки, и тот, кто первый их опустил - проиграл.

Испытание боем

Самое знаменитое испытание, которое часто обыгрывалось в сериале "Игра престолов". При испытании боем предполагалось, что Бог помогал тому бойцу, который оказывался правым. Разумеется, что выигрывал более подготовленный боец, но разве можно было убедить в этом средневековый люд?

"Божий суд" практиковали не только в Средние века. Многие испытания известны еще со времен Древнего мира , некоторые существуют до сих пор, например, в африканских или океанийских племенах.

В Средневековье считалось, что высшим судьёй всегда является Бог. Поэтому любое знамение могло спасти или погубить обвиняемого. Например, девушка сказала, что желает выйти замуж, а порвалась верёвка виселицы для жениха или не нашли лестницы, чтобы повесить. Этот список можно продолжать до бесконечности. Для понимания виновен человек или нет — применялся институт ордалий.

Ордалии — это божий суд (испытание огнём и водой). Односторонняя ордалия могла быть клятвой на Библии в присутствии от 3 до 21 человека. Могла быть пыткой водой: человеку давали пить определённое количество воды, и если он не захлебнулся — то хорошо, либо бросали в воду, и если он захлебнётся — на то Воля Божья. Часто была ордалия калёным железом.

Ордалии могли быть и двусторонними. Тогда назначался поединок и кто побеждал — тот и был прав.

Кроме того, в некоторых странах считали очень важным суд присяжных. Этот инструмент довольно сильно ассоциировался с религиозной тематикой. Присяжных было 12 человек. Они символизировали 11 учеников Христа , а сам председатель и был сыном Божьим. Разумеется, 12-й ученик Христа — Иуда — в эти религиозно-математические расчёты не шёл.

Фигура Христа и изображения страшного суда являются важным элементом самого суда. Часто Христос висел за спинами судей. Он напоминал им, что они лишь исполнители Божьей воли. Другим важным аспектом являлась отсылка к необходимости быть очень аккуратным в принятии решений, чтобы не ошибиться как те судьи, что казнили Христа.

На картине из Эрмитажа можно увидеть символы, которые делают из Христа идеального судью. Это прежде всего лилия, символизирующая милосердие, и меч, который символизирует справедливость. Но кроме этого, на картине изображены орудия Страстей Христовых: собственно распятие , а также гвозди, копье, терновый венец и плеть .

"Эти предметы применительно к фигуре Иисуса Христа не символизируют его как идеального судью. Напротив, они напоминают смотрящему совершенно о другой ипостаси Христа — это Христос как идеальный преступник. Таким образом, с фигурой Господа оказывается связана не только метафора суда как института. Изображение Страшного суда должно напоминать и о том, что коллеги средневековых судей, которые судили Христа, допустили ошибку. Это была первая судебная ошибка в истории христианского судопроизводства — суд над самим Христом, несправедливый приговор и казнь," — Ольга Тогоева.

Донос как начало дела

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве). Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епискомпы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил , что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев. Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают. в ответ на него в 1215 году проходит IV Латеранский собор , где договариваются создать инквизицию, которая должна помочь в судебном процессе.

Инквизиция

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве) . Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епископы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил, что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев . Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают.

Но инквизиция не была повсеместной. Епископы и архиепископы часто были против вмешательства в их дела. В эпоху Средних веков наиболее активно инквизиция действовала на юге Франции , на территории современной Италии и Испании . Именно в последней она достигла наибольшего могущества, при великом испанском инквизиторе Томасе Торквемаде . Что касается севера Франции, Великобритании — то там её почти не было. А в Германии люди сожгли самого инквизитора.


Женщина с тремя детьми перед судьей. Испанcкая миниатюра. 1290–1310 годы © J. Paul Getty Museum

Появление инквизиционной процедуры дало человечеству много полезного

Инквизиционная процедура — процесс сбора доказательств вины — была позаимствована из римского права около XII века. До этого суды применяли так называемую обвинительную процедуру, или «божий суд»: обвиняемый мог подержать в руках раскаленный брусок железа или выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться — и тогда все понимали, что Господь уверяет их в его невиновности. С введением инквизиционной процедуры право решать, виновен человек или нет, переходило от Бога к судьям. Главным доказательством вины подсудимого считалось его собственное признание, в том числе полученное под пытками. Но, помимо этого, благодаря инквизиционной процедуре развились многие правовые институты, например адвокаты. Подробности — в первом эпизоде из курса историка-медиевиста Ольги Тогоевой «Признание Синей Бороды».

Первыми инквизиционную процедуру применили церковные суды, столкнувшиеся с огромным ростом популярности разных еретических движений. Сначала обязанность следить за тем, во что верят прихожане, возлагалась на епископов, но они не справлялись, и тогда была создана инквизиция. О ней — во втором эпизоде под названием «„Смертельный ответ“ Жанны д’Арк».

Инквизицию никто не отменял

Прочитав материалы, собранные инквизиторами, можно написать бестселлер

В 1975 году бестселлером стала книга французского историка Ле Руа Ладюри, посвященная не глобальным историческим процессам или тайнам, которые скрывало мировое правительство, а тридцати годам из истории одной маленькой и ничем не выдающейся французской деревни под названием Монтайю. Точнее, деревня оказалась выдающейся, но по совершенной случайности — сохранились записи показаний жителей этой деревни, сделанные инквизитором Жаком Фурнье. Из этих показаний можно очень многое узнать о представлениях, верованиях, желаниях и просто жизни людей из средневековой деревни — которые, кстати, по большей части не умели писать и не представляли никакого интереса для своих ученых современников, если те не были инквизиторами. О том, что выяснил Ладюри, — в материале «Как история одной отдельно взятой деревни произвела фурор».

Средневековый человек — это в первую очередь христианин

Историк Олег Воскобойников рассказывает об особенностях средневекового сознания: почему тогда не принято было заботиться о себе и своем здоровье, подписывать свои произведения, копить деньги и жениться по любви. «Что такое средневековый человек». Кроме того, в материале «5 важных книг о средневековом человеке» можно найти список, который пригодится, если этот сюжет вас заинтересовал.

Вероятно, Синяя Борода не убивал никаких мальчиков

Об этом в 1992 году заявила группа активистов, попытавшаяся доказать, что все показания Жиля де Ре (известного как Синяя Борода) о занятиях черной магией, сношениях с дьяволом и убийствах 150 мальчиков и девочек были получены под пытками. Доказательств, действительно, никаких нет — но с тех пор прошло уже 550 лет, и теперь установить истину сложновато. «Реабилитация Синей Бороды».

Самый известный средневековый заключенный — Франсуа Вийон

В материале к лекции о том, как выглядела средневековая тюрьма, один из самых авторитетных исследователей творчества Вийона, француженка Жаклин Серкильини-Туле, рассказывает о многочисленных противоречиях, которые встречаются в творчестве поэта: он то ли ученый, то ли бандит, то ли еретик, то ли честный христианин, то ли средневековый поэт, то ли человек будущего — и воспевает то ли жизнь, то ли смерть. Об этом — в материале «Тюрьма, агония и гниение в поэзии Франсуа Вийона».

Иисус Христос не только идеальный судья, но и идеальный преступник

В средневековом искусстве Иисус Христос символически изображался не только как идеальный судья, но и как идеальный преступник — например, в сюжете «Ecce homo» («Се человек») или в изображениях Голгофы. Об этом Ольга Тогоева рассказывает в эпизоде «Идеальный преступник».

Существуют правила запоминания по Фоме Аквинскому

Фома Аквинский — один из теологов, разработавших доктрину искупления, которая имела прямое отношение к формированию метафорического понимания фигуры Христа как идеального преступника, — помимо этого, придумал мнемонические правила, объяснил, чем философия отличается от теологии, описал способы борьбы с тиранией, предложил пять доказательств существования Бога. Самое важное, что следует знать об Аквинате, собрано в соответствующем материале.

Изначально индульгенции не снимали грехи и не продавались

Индульгенции появились в XI веке во Франции. Тогда они значили только, что папа или епископ заступается за верующего перед Богом, поэтому ему не требуется покаяние, наложенное Церковью. Основанием для индульгенции считались не деньги, а некоторые дела, как бы заменявшие искупление. Меняться все стало в XII–XIV веках. Подробнее — в «Краткой истории индульгенции».

У Фемиды пол — от греков, весы — от египтян, меч — из Средневековья, а повязка — от Синагоги

Образ Фемиды с мечом, весами и завязанными глазами сформировался в Средние века и вобрал в себя элементы самых разных традиций. Каких — нарисовано в инфографике «Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах».

Казнь в Средние века была не просто высшей мерой наказания, но и городским шоу

У средневековых людей было не так много развлечений, поэтому в качестве одного из них они использовали публичные казни. Власти этим пользовались и делали казни зрелищными и символически насыщенными — в назидание. Этому посвящен пятый эпизод курса.

На месте казни ставили поясняющие таблички

Для того чтобы выполнялась назидательная функция казней — то есть чтобы все понимали, за что и как был наказан обвиняемый, — рядом ставились специальные поясняющие таблички. На одну такую табличку можно посмотреть в материале «Наказание в назидание».

Если преступление касалось чести семьи, люди могли совершить самосуд

Об этом свидетельствует, например, известная история кастрации Петра Абеляра, от которого родила ребенка его ученица Элоиза. О разных случаях такого рода рассказывается в эпизоде «Оскопление Абеляра».

Паблик «Страдающее Средневековье» шутит над миниатюрами о зачатии Александра Великого, Страшном суде и Валаамовой ослицей

Кроме того, в курсе можно найти:

— переводы разных неожиданных средневековых текстов, имеющих отношение к судам и наказаниям: признания вора и скотоложца, записанные парижским парламентом в 1389 году; материалы по апелляции человека, признанного колдуном, включающие показания свидетельниц; дебаты судей о приговоре человеку, подделавшему документы; показания мужчины, носившего женское платье и занимавшегося сексом с самыми разными мужчинами и женщинами, а также рассказы о нескольких приговорах, вынесенных в Париже в XIV и XV веках и описание казни еврея, принявшего на смертном одре христианство и чудесным образом спасшегося;

— тест «Какой вы еретик?» — а также квиз, в котором игрокам предлагается угадать животное по его средневековому изображению, и квиз по мотивам курса;

— шпаргалку по истории западного Средневековья — 90 важных событий с картинками и короткими описаниями;

— аудиозапись, на которой Илья Эренбург читает свой перевод одной баллады Франсуа Вийона;

— краткие биографии шести известных людей, ставших жертвами средневекового правосудия (среди них по большей части политические заключенные);

— карту Реймса XVII века — с игорными домами, садами, церквями, тюрьмами, больницами, колодцами, кладбищами и огородами;

— путеводитель по средневековым городским развлечениям;

— практические рекомендации о том, как распознать ведьму;

— список событий, происходивших в разных странах света, когда во Франции оскопляли Абеляра;

— и, наконец, интервью самой Ольги Тогоевой, в котором она рассказывает о своих научных занятиях, о великих российских медиевистах, о ведьмах, пытках и долгом Средневековье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: