Виды буев для судов

Обновлено: 18.04.2024

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

03.06.2015 18:52
дата обновления страницы










Средства навигационного оборудования морских путей

Плавучее ограждение - состоит из знаков, которые непосредственно предостерегают от опасностей (преимущественно подводных) (см. рис. 180).

Береговое ограждение - сооружения и знаки, устанавливаемые на берегу, дают возможность судоводителю определять и проверять место судна в море. Различаются две системы ограждения:

1. Ограждение опасностей относительно стран света, осуществляемое буями и вехами, называется кардинальной системой ограждения. Принята во всех водах СССР.

2. Ограждение фарватеров по 'принципу правой и левой сторон называется латеральной системой ограждения. Принята в СССР при ограждении устьев рек и Днепро-Бугского лимана.

Латеральная система указывает положение опасности по отношению к курсу следования судна.

Рис. 180. Знаки навигационного оборудования морских путей (плавучие ограждения): А - вехи; Б - буи освещаемые; В - буи не освещаемые авигационные опасности, фарватеры: А. Ограждение естественных навигационных опасностей. Ограждение опасностей в открытом море (банок, мелей) и вблизи берега (рифов, отмелей и т. п.) производится по кардинальной системе.

Северные предостерегательные знаки - веха, бакан, буй - устанавливаются к югу от опасности, при плавании оставляются к северу от курса.

Веха- Красный шест раструбом вверх с красным голиком на вершине.

Бакан - красный знак-поплавок конической формы.

Буй - корпус и надстройка красные. Освещаемый буй имеет фонарь на вершине надстройки с красным проблесковым огнем, период 5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 4,5 сек.).

Южные предостерегательные знаки устанавливаются к северу от опасности и оставляются к югу от курса.

Веха - белый шест раструбом вниз с черным голиком на вершине.

Буй -белый с белой надстройкой. Фонарь-с белым проблесковым огнем: период 5 сек.

Восточные предостерегательные знаки- устанавливаются к западу от опасности и оставляются к востоку от курса.

Веха-черно-белый шест. Верх шеста-черный, низ - белый, два черных голика, расположенных раструбами вместе.

Бакан имеет по четыре черных и белых вертикальных полосы.

Буй окрашен четырьмя чередующимися черными и белыми полосами, идущими вертикально. Верхняя половина надстройки - черная, нижняя - белая. Фонарь - с белым проблесковым огнем: период 2,5 сек. (проблеск 0,3 сек., темнота 2,2 сек.) или белый группо-проблесковый огонь: период 5 сек., 2 проблеска (проблеск 0,3 сек., темнота 0,6 сек., проблеск 0,3 сек., темнота 3,8 сек.).

Западные предостерегательные знаки устанавливаются к востоку от опасности и оставляются к западу от курса.

Веха - бело-красный шест. Верхняя половина шеста - белая, нижняя - красная. На вершине шеста расположены два красных голика раструбами врозь.

Бакан окрашен вертикальными белыми и красными полосами (по 4 полосы каждого цвета).

Буй окрашен вертикальными красными и белыми полосами (по 4 каждого цвета). Верхняя половина надстройки - белая, нижняя - красная. Огонь- красный, проблесковый или группо-проблесковый с периодом, как у восточного буя.

Крестовые предостерегательные знаки устанавливаются в центре опасностей малых размеров. Их обходят со всех сторон.

Веха - шест с белыми и красными горизонтальными полосами, с белой перекладиной у вершины и красным шаром ниже перекладины.

Бакан - красный с четырьмя белыми крестами.

Буй - красный с красно-бело-красной надстройкой, посредине каждой стороны надстройки белый крест иа красном фоне. Огонь - зеленый, проблесковый: период 3 ceW. (проблеск 1,0 сек., темнота 2,0 сек).

Б. Ограждение искусственных каналов и естественных фарватеров. Ограждение кромок естественных фарватеров и бровок искусственных каналов производится по латеральной системе, по левой и правой сторонам капала фарватера.

Наименование сторон присваивается, считая с моря.

Знаки левой стороны канала (фарватера) выставляются с левой стороны фарватера и оставляются слева от курса судна при входе с моря

Веха - красный шест с черным голиком, расположенным раструбом вверх.

Буй - красный с красной надстройкой с белым четным номером. Огонь - красный, проблесковый: период 3 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 2,5 сек.).

Знаки правой стороны выставляются с правой стороны канала (фарватера), оставляются справа от курса судна при входе с моря.

Веха-'черный шест с черным голиком раструбом вниз.

Бакан - черный с черной надстройкой и белым нечетным номером. Огонь - белый, проблесковый с периодом таким же, как у огня буя левой стороны.

Знаки поворотные левые устанавливаются у места поворота по левой стороне.

Веха - красно-бело-красный шест с черным голиком раструбом вверх.

Бакан -красный с горизонтальной белой полосой посредине.

Буй - красный с горизонтальной белой полосой с красным четным номером на белой полосе. У надстройки верх и низ красные, середина - белая. Огонь - красный, проблесковый: период 1,5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 1 сек.).

Знаки поворотные правые устанавливаются у места поворота на правой стороне.

Веха - шест черно-бело-черного цвета с черным голиком, расположенным раструбом вниз.
Бакан - черный с горизонтальной белой полосой посредине.

Буй - черный с горизонтальной белой полосой и черным нечетным номером на этой полосе. У надстройки верх и низ черные, середина - белая. Огонь -белый, проблесковый, период-как и у огня левого поворотного

Знаки разделения и соединения каналов (фарватеров) устанавливаются в местах соединения и разделения каналов.

Веха - шест с горизонтальными черно-красными полосами и черно-красным шаром у вершины.

Бакан -с черно-красными вертикальными полосами, по 4 каждого цвета.

Буй -окрашен подобно бакану, у надстройки верх и низ красные, середина- черная. Огонь -белый, проблесковый: период 1,5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 1,0 сек.).

Знаки ограждения отдельно лежащей на канале (фарватере) опасности- крестовые знаки кардинальной системы, выставляются непосредственно на опасности и обходятся со всех сторон.

Знаки указания оси естественных фарватеров и рекомендованных курсов. Эта система ограждения отличается от кардинальной и латеральной систем. Применяется в районах плавания, не имеющих естественных опасностей на курсе, и носит название осевой: знаки выставляются по оси канала, фарватера, вдоль рекомендованного курса.

Веха - шест с черно-белыми горизонтальными полосками и черным шаром у вершины. .

Бакан-с горизонтальны^! черно-белыми полосами.

Буй - с горизонтальными ч^рно-белыми полосами. Надстройка-белая с черным порядковым номером в4, средней части.

Огонь - белый, проблесковый: ^период 5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 4,5 сек.).

Поворотные осевые знаки устанавливаются в местах поворотов фарватеров и рекомендованных курсов.

Веха - шест с горизонтальными красными и белыми полосами и красным шаром у вершины.

Бакан-с горизонтальными красными и белыми полосами.

Буй-с горизонтальными красными и белыми полосами. Надстройку - белая с красным порядковым номером. Огонь - красный, проблесковый: период 5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 4,5 сек.).

В. Ограждение затонувших судов. Затонувшие суда ограждаются вехами, баканами и буями сплошь зеленого цвета, устанавливаемыми в непосредственной близости от их затопления. Насколько точно знаки выставлены относительно ограждаемого объекта, в каждом отдельном случае указывается в "Извещениях мореплавателям".

Веха - с шаром у вершины.

Огонь буя - зеленый, проблесковый: период 5 сек. (проблеск 0,5 сек., темнота 4,5 сек.).

Г. Ограждение районов свалки грунта. Для ограждения районов свалки грунта применяется кардинальная система, причем только вехами с черной перекладиной. К югу от района свалки выставляется красный шест северной вехи с треугольным бело-красным флагом над перекладиной.

К северу от района свалки - белый шест южной вехи с треугольным бело-черным флагом над перекладиной.

К востоку от района свалки - бело-красный шест западной вехи с квадратным черным флагом над перекладиной.

К западу от района свалки - черно-белый шест восточной вехи с квадратным бело-черным флагом (по диагонали) над перекладиной.

Маяки и их разновидности.

Маяки по месту установки делятся на береговые и плавучие.

По назначению они подразделяются на:

1. Приемные-'служат для ориентировки судов при подходе к берегу.

2. Указательные или опознавательные - вдоль берегов.

3. Поворотные - в районах изменения курса.

4. Предостерегательные - вблизи опасностей.

5. Створные - при выходах и входах в узкости.

Обычно маяии сооружаются "а берегу, в отдельных случаях - в море при небольших глубинах на фундаменте, уложенном на грунт.

Плавучие маяки устанавливаются иа якорях вдали от берега на судне специальной постройки. Борта маяка окрашены в приметную окраску. В ночное время плавучие маяки несут специальный огонь.

На обоих бортах крупными буквами написано название маяка.

На плавучих маяках устанавливаются аппараты туманных сигналов (подводных и надводных), радио, флажные сигналы, семафор и ракеты.

Специальные сигналы. Сигналы, предостерегающие от опасности. Днем - двухфлажный сигнал по Международному своду "ИД" (ID): "Вы идете к опасности",- одновременно через каждую минуту сигнальная ракета (с двумя взрывами и светящимися звездами). Ночью - только сигнал ракетами.

Сигналы бедствия. Днем: 1) выстрелы из орудия или другие сигналы, производимые путем взрыва через промежутки около 1 мин. (только для морских судов);

2) сигнал НЦ (NC) по Международному своду: "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь";

3) непрерывный звук любого аппарата для производства туманных сигналов;

4) сигнал SOS по радиотелеграфу или другим способом;

5) отдаленный сигнал из квадратного флага и шара или похожего на шар предмета ниже или выше флага;

6) международный сигнал бедствия "Mayday".

Ночью: 1) выстрелы из орудия или другие сигналы, производимые путем взрыва через промежутки около 1 мин. (только для морских судов);

2) пламя на судне, например сожжение смоляной или нефтяйой бочки и т. п. (только для морских судов);

3) ракеты или гранаты, выбрасывающие звезды любого цвета, пускаемые последовательно по одной через короткие промежутки времени (только для морских судов);

4) непрерывный звук любого аппарата туманной сигнализации;

5) сигнал SOS по радио или любым другим способом;

6) международный сигнал бедствия "Mayday".

Капитан судна, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на море находящееся в опасности лицо, обязан, поскольку он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, оказать терпящим бедствие всякую возможную по обстоятельствам помощь (ст. 63, "Кодекс торгового мореплавания СССР").

Сигнал бедствия подается в случаях, когда судно находится в неминуемой опасности и нуждается в немедленной помощи. Во всех иных случаях подача сигнала бедствия воспрещается. Также воспрещается подавать какие-либо другие сигналы, могущие быть приняты за сигналы бедствия.

Ответным сигналом с маяка о том, что сигнал бедствующего судна замечен, служат: днем -красный флаг, ночью -ракета со звездами. Сигналы в туман подаются наутофоном, сиреной, диафоном, колоколом, свистком, пушкой, взрывами.

Мор ские карты. Условные обозначения и сокращения для чтения карт даны на рис. 181. В заголовке карты указывается район, для которого составлена карта, масштаб, глубины в метрах приведены к среднему многолетнему уровню, даны склонения компаса, высоты в метрах.

На полях карты указывается: издатель, дата издания, дата большой и малой корректур и номер карты.

Рис. 181а. Морская (примерная) карта и принятые на морских картах условные обозначения

Справочные карты небольшого масштаба, охватывающие обширные части земной поверхности, употребляются для справок.

Правила для предупреждения столкновения судов в море (ППСС). Для водителей спортивно-туристских мотосудов, используемых для переходов по морям, обязательно знание не только оградительных знаков, маяков и т. п., изучаемых в морской лоции, но и твердое знание правил для предупреждения столкновений судов в море (ППСС).

Необходимо иметь в виду, что при плавании на низовых участках рек, входящих в состав морских портов, следует также руководствоваться ППСС. Особенно важно знание раздела "Б"- "Огни и знаки" (правила 2-16) и раздела "В"-"Правила для управления судами" (правила 17-27), а также пунктов "а" и "б" правила 28, говорящих о подаче звуковых сигналов, указывающих на изменение или сохранение курса судном.

Ниже даются краткие выдержки из "Правил для предупреждения столкновений судов в море"- в части наиболее существенной для водителей "небольших судов с механическим двигателем", к которым относятся и спортивные мотосуда.

Плавучие навигационные знаки по своему назначению подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности, свальные, разделительные, осевые и поворотно-осевые.
Кромочные знаки (вехи, бакены, буи) служат для обозначения кромок судового хода.

Рис.8 Кромочные знаки

Рис.8 Кромочные знаки

Все знаки правого берега окрашены только в красный цвет. У правобережных вех на вершине имеется топовая фигура - черный шар или голик (веник из прутьев). При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются справа, против течения - слева.

У левого берега вехи и бакены окрашены в белый цвет, на озерно-речных участках водохранилищ бакены могут быть черного цвета, буи - всегда черные. И бакены, и буи левой кромки - только конической формы. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх - справа.

Поворотные знаки - обозначают повороты прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном.

Рис. 9 Поворотные знаки

Рис. 9 Поворотные знаки

Поворотные знаки - это, в принципе, обычные кромочные знаки - бакены или буи - треугольного или прямоугольного силуэта (красного, белого или черного цвета) с горизонтальной контрастной (черной или белой) полосой посередине. Как правило, они стоят у выпуклого берега. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу.
Поворотный знак правой кромки показывает поворот судового хода вправо относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.
Знаки опасности - обозначают особо опасные и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, затонувшие суда, песчаная отмель, подводные скалы и др.).

Рис.10 Знаки опасности

Рис.10 Знаки опасности

Эти знаки устанавливаются непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны (со стороны течения). В местах расположения этих знаков судоводителю необходимо принимать особые меры предосторожности, не допуская приближения судна к этому знаку.
Знаки опасности левой кромки - буи, бакены треугольного силуэта белого цвета, с одной черной горизонтальной полосой посередине и одной вертикальной полосой.
Знаки опасности правой кромки - буи, бакены прямоугольного силуэта красного цвета, с одной черной или белой горизонтальной полосой посередине и одной черной или белой вертикальной полосой.
Основное отличие знаков опасности по цвету в том, что полосы на
буях, бакенах образуют четко видимый крест - знак опасности.
Свальные знаки обозначают места, где направление течения не совпадает с направлением судового хода.

Рис.11.Свальные знаки

Рис.11.Свальные знаки

Свальные знаки устанавливаются вблизи кромочных знаков на кромке судового хода, противоположной свалу течения, так что линия установки знаков показывает направление свального течения.
Знаки левой кромки - буй или бакен треугольного силуэта, их нижняя половина черного цвета, верхняя белого.
Знаки правой кромки - буй или бакен прямоугольного силуэта красного цвета, нижняя половина которых - черного или белого цвета.
Разделительные знаки обозначают места разделения (разветвления) судового хода.

Рис.12 Разделительные знаки

Рис.12 Разделительные знаки

Знаки имеют треугольный силуэт.
Окрашены чередующимися вертикальными полосами красного и черного (или белого) цвета.
Допускается использование вместо разделительного знака двух кромочных (парных) знаков - левой и правой кромок судового хода.
Осевые знаки устанавливаются по оси судового хода (при его ширине не менее 300 м), разделяя его на две ходовые полосы - для судов, идущих вверх по течению, и для судов, идущих вниз по течению.Ориентировка по осевым знакам осуществляется по принципу - "следуй от знака к знаку, оставляя его слева". Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода - поворотно-осевые буи и вехи.

Рис 13. Осевые (а) и поворотно-осевые (б) знаки

Рис 13. Осевые (а) и поворотно-осевые (б) знаки

Осевые буи и вехи имеют треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Веха имеет на вершине круглую (шаровую) топовую фигуру черного цвета.
Поворотно-осевые буи имеют такую же форму, как и осевые (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами.
Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, горизонтальными чередующимися полосами. Топовая фигура вехи - черный шар.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Береговые знаки подразделяются на знаки обозначения судового хода, навигационные знаки судоходных пролетов мостов и береговые информационные знаки.К береговым знакам обозначения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки "Ориентир", опознавательные знаки, а также маяки. Среди них можно выделить две группы знаков:
-- створные, перевальные и опознавательные знаки, а также маяки - окраска этих знаков не связана с наименованием берегов, а определяется только фоном местности (на светлом фоне цвет знаков - красный или черный, на темном фоне - белый);
-- ходовые, весенние и знаки "Ориентир" - их окраска определяется и соответствует наименованию берега, на котором знак установлен (на правом берегу цвет знаков - красный, на левом - белый).
Береговой навигационный знак обозначения положения судового хода состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы и окраски. Сигнальные щиты устанавливаются на опоре обычно перпендикулярно направлению судового хода. Силуэт (форма) сигнального знака и его окраска выбираются в зависимости от назначения знака. Сигнальные щиты могут быть прямоугольной, квадратной, трапецеидальной и круглой формы, а также комбинированного типа.

Створные знаки

По своему устройству и принципу действия створные знаки (створы) подразделяются на осевые, щелевые и кромочные.
Осевой навигационный створ - это система из двух или трех знаков (рис.1) для обозначения оси судового хода.

Рис. 14. Осевые створы на местности: - ось судового хода

Рис. 14. Осевые створы на местности: - ось судового хода

Осевой створ не указывает положения кромок судового хода, поэтому, как правило, применяется в комплексе с плавучими знаками. По форме сигнальных щитов осевые створы могут быть - с квадратным щитом, прямоугольным и щитом комбинированного вида - верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний - трапецеидальный, расположенный наклонно.

Ориентирование по осевому створу (рис.15): а) - судно в створной зоне; б) и в) - судно вышло из створной зоны 1 - ось судового хода, 2 - задний знак створа, 3 - передний знак створа, 4 - берег, 5 - изобата гарантированной глубины (кромка судового хода), 6 - визирная кривая, 7 - ось створа, 8 - воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа, 9 - огонь заднего знака, 10 - огонь переднего знака

Ориентирование по осевому створу (рис.15): а) - судно в створной зоне; б) и в) - судно вышло из створной зоны 1 - ось судового хода, 2 - задний знак створа, 3 - передний знак створа, 4 - берег, 5 - изобата гарантированной глубины (кромка судового хода), 6 - визирная кривая, 7 - ось створа, 8 - воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа, 9 - огонь заднего знака, 10 - огонь переднего знака

Цвет щитов выбирается в зависимости от фона местности - на светлом фоне щиты окрашены в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, при темном фоне - в белый цвет с черной вертикальной полосой посредине.
Щелевой навигационный створ - это система из трех знаков для обозначения положения судового хода и его кромок. Щелевые створы на местности:

Рис.16. 1 - ось судового хода, 2 - кромки судового хода, 3 - створы

Рис.16. 1 - ось судового хода, 2 - кромки судового хода, 3 - створы

У щелевого створа знаки расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной оси судового хода, и отстоят от нее на одинаковом расстоянии. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, передние - ограничительными. Сигнальные щиты щелевых створов предусмотрены одного типа - прямоугольной формы.

Кромочный навигационный створ - это система из двух знаков для обозначения положения судового хода и его кромок.

Рис.17. Кромочные створы на местности: 1 - направление течения, 2 - левая кромка судового хода, 3 - створные знаки для обозначения одной (левой) кромки судового хода, 4 - створные знаки для обозначения двух кромок судового хода, 5 - правая кромка судового хода

Рис.17. Кромочные створы на местности: 1 - направление течения, 2 - левая кромка судового хода, 3 - створные знаки для обозначения одной (левой) кромки судового хода, 4 - створные знаки для обозначения двух кромок судового хода, 5 - правая кромка судового хода

Для указания обеих кромок судового хода кромочный створ состоит из четырех знаков (двух передних и двух задних), а для указания только одной кромки - из двух знаков (переднего и заднего).

Рис.18 Кромочные створы для светлого (а) и темного (б) фона

Рис.18 Кромочные створы для светлого (а) и темного (б) фона

Сигнальные щиты передних знаков кромочных створов имеют прямоугольную форму, а задних - форму прямоугольной трапеции. Цвет щитов выбирается в зависимости от фона местности - на светлом фоне щиты окрашены в красный цвет, а на темном фоне - в белый цвет. Перевальные знаки - это береговые навигационные знаки для обозначения направления судового хода.

Рис.19 Перевальные знаки на местности: 1 - направление судового хода, 2 - перевальные знаки, 3 - створно-перевальный знак

Рис.19 Перевальные знаки на местности: 1 - направление судового хода, 2 - перевальные знаки, 3 - створно-перевальный знак

Перевальные знаки указывают, как правило, два направления судового хода: одно - на участке, расположенном выше знака по
течению, другое - ниже по течению. Если по одному из направлений судовой ход должен быть обозначен створом, применяются створно-перевальные знаки. Такой знак для одного направления является осевым створом, а для другого - перевальным.
Сигнальные щиты перевальных знаков могут быть квадратные, прямоугольные и комбинированные. При светлом фоне местности щиты окрашены в красный цвет, а на темном фоне - в белый цвет.

Рис.20 Типы перевальных знаков для светлого и темного фона

Рис.20 Типы перевальных знаков для светлого и темного фона

Рис.21. Ходовые знаки на левом (а,в) и правом (б,г) берегах

Рис.21. Ходовые знаки на левом (а,в) и правом (б,г) берегах

Ходовые знаки - это береговые навигационные знаки для обозначения судового хода, проходящего вдоль берега. Сигнальные щиты ходовых знаков имеют форму квадрата, расположенного ромбом, или щитов в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами. Ходовые знаки окрашиваются в зависимости от наименования берега, на котором они расположены. На правом берегу щиты окрашиваются в красный цвет, на левом - в белый.

Рис.22 Весенние знаки на левом (а) и правом (б) берегах

Рис.22 Весенние знаки на левом (а) и правом (б) берегах

Знак весенний - это береговой навигационный знак для обозначения затопленных берегов в период половодья. Сигнальные щиты весенних знаков имеют форму круга красного цвета для правого берега и форму трапеции белого цвета для левого берега.

Рис. 23 Знаки

Рис. 23 Знаки "Ориентир" на левом (а ,в) и правом (б, г) берегах

Знак "Ориентир" - это береговой навигационный знак для обозначения характерных мест (мысы, острова, полузапруды, дамбы и т.п.), расположенных на судоходном пути.
Сигнальные щиты знаков "Ориентир" имеют щиты прямоугольной или трапецеидальной формы. Они окрашиваются чередующимися горизонтальными полосами: на правом берегу - красного и белого цвета, на левом - черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Плавучий маяк

Плавучий маяк

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).

В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.

Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Система предусматривает пять типов знаков

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,— к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Деление Мирового океана на регионы А и В

Деление Мирового океана на регионы А и В

Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.

Знак левой стороны

Знак левой стороны канала в регионе А

Знак правой стороны

Знак правой стороны канала в регионе А

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак указывающий что основной фарватер слева в регионе А

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Знак указывающий что основной фарватер справа в регионе А

Знак левой стороны

Знак левой стороны в регионе В

Знак правой стороны

Знак правой стороны в регионе В

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак указывающий что основной фарватер слева в регионе В

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Знак указывающий что основной фарватер справа в регионе В

2. Кардинальные знаки служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.

Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).

Кардинальные знаки

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.

Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

4. Знаки специального назначения применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.

Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Типы плавучих знаков, их назначение и устройство

Преобладающим видом плавучих навигационных знаков на внутренних водных путях в настоящее время являются буи.

Буй представляет собой металлический поплавок конической или прямоугольной формы, оборудованный сигнальным фонарем и якорным устройством.

Сигнальный фонарь буя питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри надводной части корпуса. Буй удерживается на месте якорным устройством, состоящим из якоря и якорной цепи.

Буи

Бакен состоит из плотика с укрепленной на нем надстройкой треугольной, круглой или прямоугольной формы. Плотик бакена и его надстройку изготавливают из дерева. Треугольная надстройка представляет собой трехгранную пирамиду. В верхней части пирамиды имеется штырь для укрепления сигнального фонаря. Бакены пирамидальной формы применяют для ограждения, как правило, левой кромки судового хода. Круглая надстройка состоит из двух круглых дощатых щитов – листов, прикрепленных крестообразно к вертикальному бруску. Бакены шарообразной и прямоугольной формы устанавливают только по правой кромке судового хода. Надстройка бакена прямоугольной формы выполнена их двух круглых ободов, на которые набита дощатая обшивка. В целом эта конструкция представляет собой цилиндр, который укрепляется на плотике.

БакеныИВехи

Вехи устанавливают совместно с буями или бакенами в качестве контрольных или дополнительных знаков, а также самостоятельно для ограждения кромок судового хода на участке с неосвещаемым плавучим навигационным оборудованием. Вехи бывают озерными и речными. Озерная веха представляет собой шест длиной до 10 м с поплавком (шпиртбакеном) и топовой (отличительной) фигурой наверху. Для установки вех применяются якоря и якорные цепи или металлические тросы. Речная веха представляет собой шест длиной 3 – 8 м, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Плавучие навигационные знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и системы расстановки.

Латеральная система – система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода.

Кардинальная система – система расстановки плавучих наигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Эта система применяется на морях и крупных озерах.

По своему назначению плавучие знаки, применяемые при латеральной системе расстановки, подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые.

Кромочный знак служит для обозначения кромок судового хода. Левая кромка судового хода ограждается буями или бакенами треугольного силуэта белого или черного цветов (черный цвет знаков рекомендуется для применения на озерах и водохранилищах), а также вехами белого цвета. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки судового хода – белый постоянный или белый проблесковый. В качестве дополнительных вариантов в местах скопления посторонних огней может применяться зеленый постоянный или зеленый проблесковый огонь. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх – справа. Правая кромка судового хода ограждается плавучими знаками круглого, прямоугольного или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой шаровой фигурой черного цвета. При движении судна вниз эти знаки оставляют справа, при движении вверх – слева.

КромочныйЗнак

Поворотный знак обозначает поворот прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения. Он представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посредине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – зеленый или белый частопроблесковый. При прохождении этого знака судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу. Поворот правой кромки судового хода относительно течения обозначается буем линейной или прямоугольной формы красного цвета с черной горизонтальной полосой посредине или красного цвета с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – красный частопроблесковый. При прохождении этого знака следует повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.

ПоворотныйЗнак

Знак опасности обозначает особо опасные места и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, затонувшие суда и др.). Такой знак ставят непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны.
В местах расположения этих знаков судоводители должны принимать особые меры предосторожности при проводке судов и составов, не допуская чрезмерного приближения к знаку. Знаком опасности левой кромки является буй или бакен треугольного силуэта, окрашенные в белый цвет с одной черной горизонтальной полосой посредине и тремя-четырьмя черными вертикальными полосами. Горизонтальная и вертикальная полосы при пересечении образуют крест. Сигнальный огонь – зеленый двухпроблесковый. В качестве знака опасности правой кромки применяется буй прямоугольного силуэта красного цвета с черными или белыми вертикальными и горизонтальными полосами, образующими при пересечении крест. В темное время суток знак освещается красным двухпроблесковым огнем.

ЗнакОпасности

Свальный знак обозначает места, где направление течения не совпадает с направления судового хода. Он устанавливается на кромке судового хода, противоположной свалу. Свальным знаком левой кроми является буй или бакен треугольного силуэта. Верхняя половина знака окрашена в белый цвет, нижняя – в черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый. Свальный плавучие знаки могут устанавливаться в сочетании с кромочными.

Разделительный знак обозначает места разделения (разветвления) судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными, тремя белыми и тремя красными чередующимися ветрикальными полосами, равными между собой. Государственным стандартом допускается вместо указанного знака устанавливать рядом два кромочных знака (парный знак) – левой и правой кромок судового хода. Сигнальный огонь разделительного знака (при одном знаке) – белый и красный или зеленый и красный проблесковые. при этом проблески огней чередуются между собой. На парном разделительном знаке – белый и красный или зеленый и красный постоянные огни.

РазделительныйЗнак

Осевые знаки устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые полосы: для судов, идущих сверху, и для судов, идущих снизу. Ориентировка по осевым знакам производится по принципу: «следуй со знака на знак, оставляя его слева». Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода – поворотно-осевые буи и вехи. Кроме того, в качестве дублирующих знаков могут устанавливаться зимние (ледовые) буи – сигары. Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт надстройки, окрашенной двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый двухпроблесковый. Осевая веха окрашена двумя черными и тремя белыми горизонтальными полосами. На вершине вехи устанавливают круглую (шаровую) топовую фигуру черного чвета. Ледовый буй – сигара имеет такую же окраску, как осевой буй.

ОсевойЗнак

Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый группочастопроблесковый. Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными горизонтальными полосами. Топовая фигура вехи – черный шар. Ледовый буй – сигара поворотно-осевого знака имеет такую же окраску, как и поворотно-осевой буй. Вехи и ледовые буи – сигары не светящие.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: