Виды арбитражных судов в рб

Обновлено: 22.04.2024

Общее назначение арбитражных судов, их назначение и задачи. Порядок защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий. Характеристика системы арбитражных судов. Организация работы арбитражного суда Республики Башкортостан.

Рубрика Государство и право
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 17.02.2011
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра государственного и административного права

о прохождении практики

Деятельность Арбитражного суда Республики Башкортостан

1. Общее назначение арбитражных судов

2. Система арбитражных судов

3. Организация работы арбитражного суда Республики Башкортостан

ВВЕДЕНИЕ

Практика пройдена в Арбитражном суде Республики Башкортостан у судьи Гареевой Л.Ш., которая занимается рассмотрением споров, возникающих из гражданских правоотношений. В ходе прохождения практики были изучены нормативные материалы, которые регламентируют работу суда: закон РФ «О статусе судей», закон РФ «О судоустройстве РСФСР», Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ», ФЗ РФ «О государственной пошлине», ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ, ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ФЗ РФ «О судебных приставах».

Были изучены права и обязанности судей, организация работы в Арбитражном суде РБ, распределение основных обязанностей между работниками аппарата суда.
Ознакомилась с работой архива суда, канцелярии, с работой помощника судьи.
Присутствовала на судебных заседаниях. Во время практики ознакомилась с делами, находящимися в производстве у судьи.
1. ОБЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Арбитражные суды в РФ - это федеральные суды, входящие в единую судебную систему РФ, к ведению которых относится особая разновидность дел - об экономических (хозяйственных спорах) и частично дела, возникающие из административных отношений.
Главными задачами арбитражных судов при рассмотрении дел указанных категорий являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Арбитражные суды составляют единую иерархическую соподчиненную систему во главе с Высшим арбитражным судом РФ. В нее входят:

Арбитражные суды субъектов РФ;
Федеральные арбитражные суды округов;
Высший арбитражный суд РФ.
Арбитражные суды субъектов РФ созданы в каждом субъекте РФ, являются арбитражными судами основного звена (в отличие от судов общей юрисдикции, где суды субъектов РФ - среднее звено) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции.
Средним звеном являются федеральные арбитражные суды округов, которые созданы в 10 округах, и наиболее часто выступают в качестве судов второй инстанции.
В состав федерального арбитражного суда округа входят: председатель арбитражного суда округа, заместители; президиум данного суда; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В компетенцию федерального арбитражного суда округа входит: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ судебной статистики.
Во главе системы арбитражных судов РФ стоит Высший арбитражный суд РФ.
По своей структуре Высший арбитражный суд РФ состоит из: Председателя и заместителя Председателя Высшего арбитражного суда РФ; Пленума Высшего арбитражного суда РФ; Президиума Высшего арбитражного суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Председатель Высшего арбитражного суда РФ избирается Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Заместители Председателя Высшего арбитражного суда РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного суда РФ.
Высший арбитражный суд РФ: рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций, уставов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле; обобщает и изучает судебную практику; дает руководящие разъяснения нижестоящим судам; ведет судебную статистику; способствует деятельности арбитражных судов в отношении материально-технического, организационного и кадрового обеспечения; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ; решает иные вопросы.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.
Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Председателем ВАС Российской Федерации. В арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются приказом Председателя ВАС Российской Федерации.
Председателем Арбитражного суда РБ является Сафин Фаниль Масгутович, его заместителем Харисов Фагим Хатимович.
В Арбитражном суде Республики Башкортостан созданы две коллегии: коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, а также постоянно действующий апелляционный состав.
Коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, на момент прохождения мной практики, составляли 26 судей, 22 помощника судей и 19 специалистов.
Коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений 19 судей, 18 помощников и 16 специалистов.
Постоянно действующий апелляционный состав представлен 7 судьями, 5 помощниками и 3 специалистами.
Также в состав Арбитражного суда входят:
Отдел обобщения судебной практики и статистического учета
Отдел кадров и государственной службы
Канцелярия
Финансово-хозяйственный отдел
Архив
Отдел информатизации
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается и регистрируется в канцелярии, корреспонденция принимается от почтовых отделений и от граждан в течен6ие всего рабочего дня.
Распределение исковых заявлений, жалоб и дел в арбитражном суде осуществляется председателями судебных коллегий и председателями судебных составов соответственно между судебными составами и судьями с учетом специализации и нагрузки судебных составов.
Подготовка дела к судебному разбирательству проводиться судье единолично. В целях оказания помощи судье в совершении им процессуальных действий, предусмотренных ст.135 АПК Российской Федерации, при проведении со сторонами или их представителями собеседования, а также в предварительном судебном заседании может присутствовать помощник судьи.
При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в ходе каждого судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным ст.155 Кодекса.
Судебное дело формируется в коллегии в следующем порядке: внутренняя опись документов, определение о принятии искового заявления к производству, исковое заявление и документ, подтверждающий направление копии искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, платежное поручение об уплате государственной пошлины, копия претензии и квитанция о ее отправке, ответ на претензию, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования, отзыв ответчика с прилагаемыми документами, доверенность, ходатайства и принимаемые по ним определения. Наименование всех документов вносится во внутреннюю опись дела в порядке поступления. Дела в арбитражном суде формируются децентрализовано, т.е. в структурных подразделениях лицами, ответственными за делопроизводство. Документы внутри дела располагаются в хронологическом порядке. По завершении рассмотрения дело передается на архивное хранение.
В компетенцию арбитражного суда РБ входит: рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда РФ; рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренного в этом суде в первой инстанции; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу нормативных актов; обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализ судебной статистики.
Дела рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено (ч.1 ст.17 АПК РФ). У каждого судьи есть помощник, который готовит проекты документов, осуществляет подборку нормативных актов к конкретному слушанию.
Всю техническую работу в суде осуществляют специалисты отделов: законодательного обобщения судебной практики (библиотека суда), бухгалтерия, отдел государственной службы (отдел кадров), общая канцелярия, которая осуществляет контроль за делопроизводством и за работой специалистов. В арбитражном суде РБ постоянно ведется справочно-кодификационная работа по законодательству и судебной практике.
Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения (ч.1 ст.15 АПК РФ).
Порядок арбитражного судопроизводства: поступление искового заявления в суд; распределение его судье; подготовка к судебному разбирательству; судебное разбирательство; решение суда.

арбитражный суд защита право

Стажировка в Арбитражном Суде Республики Башкортостан способствовала приобретению мною определенных знаний по организации деятельности Арбитражного Суда, навыков работы с нормативными актами, укреплению связи изучаемых теоретических материалов и закреплению их на практике.

Подобные документы

История создания и классификация арбитражных судов России. Задачи, состав и основные полномочия арбитражных судов субъектов РФ, федеральных арбитражных судов округов, высшего арбитражного суда РФ. Регламентация деятельности апелляционных судов.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 27.02.2012

Суды среднего звена системы арбитражных судов РФ. Участники уголовного судопроизводства по законодательству РФ. Избрание Судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционное право на неприкосновенность жилища.

тест [23,5 K], добавлен 12.08.2011

История арбитражных судов в России, структура арбитражного суда, компетенция арбитражного суда, нововедения в арбитражном законодательстве. Законодательство об арбитражных судах. Совершенствование арбитражной судебной системы.

курсовая работа [28,0 K], добавлен 27.06.2003

Судебное решение. Система Арбитражных судов. Законодательная база судебной системы. Инстанции. Деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ призвана способствовать единообразию судебно-арбитражной практики на всей территории России.

реферат [15,5 K], добавлен 13.06.2006

Понятие и виды судебных актов арбитражного суда. Предъявляемые требования к решению арбитражного суда. Определение арбитражного суда (форма и содержание). Особенности производства по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

контрольная работа [40,5 K], добавлен 26.06.2012

Понятие и виды актов арбитражных судов в Российской Федерации. Сущность, значение, порядок вынесения его решения. Законная сила решения арбитражного суда. Его содержание и основные требования к нему. Исправление недостатков решения арбитражного суда.

реферат [24,7 K], добавлен 13.11.2013

Возникновение, понятие, функции, цели и задачи, место и роль апелляционной инстанции в системе арбитражных судов России. Право апелляционного обжалования и его реализация. Порядок рассмотрения дела и полномочия Арбитражного суда апелляционной инстанции.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) не является элементом государственной судебной системы. МКАС (в отличие от государственною арбитража) рассматривает споры между частными лицами (физическими и юридическими ли­цами различных государств), т.е. он разрешает частноправовые спо­ры, осложненные иностранным элементом.

По мнению В.Г. Тихини, «термин «международный» в названии этого суда носит услов­ный характер, поскольку МКАС учреждается по национальному праву и в своей деятельности руководствуется нормами внутреннего процессуального права. Термин «международный» он носит потому, что рассматривает споры, возникающие между сторонами междуна­родных коммерческих сделок (споры международного характера)».

Статья I Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитра­же 1985 г. устанавливает, что арбитраж является международным, если на момент заключения арбитражного соглашения коммерческие предприятия сторон находят­ся в различных государствах, либо за пределами государства, в котором располо­жены коммерческие предприятия сторон, находятся место арбитража, определенное в арбитражном соглашении, или место исполнения спорных материально-правовых обязательств, или место, с которым связан предмет спора, либо стороны прямо договорились, что предмет арбитражного соглашения связан более, чем с одной страной.

Слово «коммерческий» в названии МКАС подчёркивает его не­государственную принадлежность. По своей юридической природе МКАС - это третейский суд, т.е. суд, формируемый самими сторо­нами и по их усмотрению.

По своей юридической природе арбитраж является разновид­ностью третейской формы защиты права. Третейский суд – исто­рически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по граж­данским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с государственным правосудием. Основная специфика третейского разбирательства как формы юрисдикции по гражданским делам такова. Во-первых, третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов и в отли­чие от государственных судов не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятель­ности. Во-вторых, юридической основой компетенции третейского суда на разрешение спора является заключенное сторонами согла­шение о разбирательстве спора между ними в третейском суде, которое носит название третейского договора (третейского со­глашения, третейского компромисса).

В актах законодательства подавляющего большинства госу­дарств и в юридической литературе под «арбитражем», «арбит­ражным судом» (arbitration, arbitrage) понимается, как правило, именно третейский суд. Соответственно третейский суд, рассмат­ривающий споры в сфере экономической деятельности, именует­ся коммерческим (или торговым) арбитражем (commercial arbitration), разновидностью которого в свою очередь является международный коммерческий арбитраж (international commercial arbitration) - коммерческий арбитраж, рассматривающий споры в сфере международной экономической деятельности.

Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Однако международно-пра­вовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейско­го суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государства­ми, международными организациями и иными субъектами между­народного публичного права, международный же коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых спо­ров, возникающих между различными субъектами (в том числе и государствами) в области международных экономических связей.

В юридической литературе обращается внимание на наличие у арбитражной процессуальной формы рассмотрения междуна­родных экономических споров определенных преимуществ по сравнению с процессуальной формой рассмотрения таких споров в государственных судах.

Основными преимуществамиобычно называют следующие.

1. Государственный суд создается государством и действует как одна из ветвей государственной власти. Третейские же суды (арбитражи) являются негосударственными органами, создаваемыми юридическими и/или физическими лицами. То есть арбитражные суды свободны от национальной при­страстности и протекционизма по отношению к субъектам како­го-либо государства. Деятельность большинства наиболее авторитетных арбитражных центров носит ярко выра­женный наднациональный характер. В арбитражной практике повсеместно можно встретить случаи, когда спор между субъекта­ми различных государств рассматривается арбитражным центром, расположенным на территории третьего государства, причем заседание проводится в четвертом государстве, а членами состава арбитражного суда являются граждане совсем иных государств.

2. Принимая решение, государственный суд как орган государственной власти, кроме следования внутригосударственным процессуальным нормам, склонен опираться и на внутреннее материальное право, а также может применить административно-правовые нормы. Арбитражи не являются органами государственного принуждения и не применяют норм административно-властного характера, а руководствуются преимущественно действительной волей сторон, выраженной в контракте, и, что очень важно, – обычаями. В-пятых, в отличие от разбирательства в государственном суде рассмотрение дел в арбитраже происходит негласно и конфиденциально.

3. Процессуальная форма рассмотрения спора в арбитраже менее формализована, чем в государственном суде. Разбирательство в третейском суде (арбитраже) может осуществляться в соответствии с его регламентом либо процедурой, определенной сторонами. В частности, стороны арбитражного разбирательства имеют право сами определить время и место рассмотрения спора, язык судопроизводства, порядок предоставления и исследования доказательств, а также вправе решить другие вопросы производства по делу.

4. В международном коммерческом арбитраже за сторонами признается право выбора не только самого арбитражного суда, компетентного рассматривать дело, но и конкретных лиц (арбит­ров), которые будут его рассматривать. При этом даже иностранные граждане могут быть назначены арбитрами. Арбитры к тому же не обязательно должны быть профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствую­щую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.), либо просто обладать авторите­том и положительной репутацией у сторон спора.

6. Решение государственного суда, как правило, вступает в силу не сразу, что обусловлено наличием нескольких судебных инстанций и соответствующих стадий судопроизводства. Это решение может быть обжаловано, опротестовано, его исполнение может быть отсрочено или рассрочено. Арбитражное разбирательство проходит в одну стадию. Решение, принятое по его результатам, вступает в силу с момента вынесения и не может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. В исключительных случаях решение арбитража может быть только отменено.

7. Арбитражные суды, как правило, специализируются на рас­смотрении определенных категорий, например, споров в области международных экономических связей. Вследствие этого рассмот­рение данных споров арбитражными судами осуществляется бо­лее компетентно, чем государственными судами, поскольку судьи государственных судов обычно не специализируются на рассмот­рении дел в определенной области или на рассмотрении дел именно с участием иностранных лиц.

В качестве одного из достоинств международного коммер­ческого арбитража в литературе также указывается на более ко­роткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами

Однако анализ норм процессуальных законов различных го­сударств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сро­ки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 175 ХПК Республики Беларусь (с изм. от 30 декабря 2011 г.) дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 2 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено указанным Кодексом[1]. Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 7 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до 1 года.

В соот­ветствии со ст. 14 Регламента МАС Беларуси состав арбитраж­ного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок мо­жет быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока. Председатель МАС по обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя может продлить названный срок.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, на­пример, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетныхмеждународных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах

1. Арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела

2. Заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства) вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государствен ный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами

В практике ряда стран (Германия, Франция и др.) существуют арбитражи так называемых «дружеских посредников», регулирую­щих споры на основании общепринятых норм права. Создание таких арбитражей предусмотрено Европейской конвенцией 1961 года о внешнеторговом арбитраже. В соответствии с этой конвенцией, если стороны в своем соглашении обусловили вид арбитража, председа­тель торговой палаты и специальный комитет могут либо отослать стороны в тот или иной постоянно действующий арбитраж, либо предложить им в определенный срок назначить арбитров.

Международной практике известны два вида арбитража; так называемые изолированные суды и постоянно действующие суды.

Изолированный суд(ad hoc) создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того как спор рассмотрен и решение вынесено, изолированный суд прекращает свое существование. Этот арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующих арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.

Постоянно действующие судысоздаются, как правило, на дли­тельный срок. Как прави­ло, такие арбитражи создаются при торгово-промышленных пала­тах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры - регламенты (rules). При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать не­сколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража.

Существует более ста постоянно действующих арбитражей. В Европе широкую известность получили арбитражные суды при Ме­ждународной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне, Цю­рихе и др.

1. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC) International Court oj Arbitration) создан в 1923 г. и яв­ляется ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако по более чем 80% дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 января 1998 г. Только в 2003 г. в данном суде принято к производству 580 новых дел, сторонами по которым являлись 1584 субъекта из 123 государств и независимых территорий, по 11 % делам сторонами являлись государства и квазигосударствен­ные образования, заседания суда проходили на территории 47 го­сударств, арбитрами выступали граждане 69 государств. По 55,3% дел цена исков превышала 1 млн долларов США.

2. Арбитражный институт Стокгольмской торговой па­латы (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько Регламентов для различных процедур арбитража, которые действуют в редакциях, вступивших в силу с I апреля 1999 г. Оговорки о рассмотрении споров в данном арбитражном суде очень часто включались в период существова­ния СССР в контракты между советскими внешнеторговыми организациями и их иностранными контрагентами. В настоящее время данный арбитражный суд продолжает оставаться популяр­ным среди субъектов государств Скандинавии, Российской Фе­дерации, Украины и т.д.

3. Лондонский суд международного арбитража (London Court of International Arbitration - LCIA) существует как внут­ренний третейский суд с 1892 г., как международный - функцио­нирует с 1981 г. Популярен среди субъектов из Великобритании, государств Британского Содружества. Действующий Регламент вступил в силу с 1 января 1998 г., отличается от регламентов иных арбитражных центров достаточно существенной детализа­цией правил арбитражной процедуры.

4. Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association, AAA) существует с 1922 г., штаб-кварти­ра находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, высокого размера судебных расходов в государствен­ных судах популярность третейского разбирательства в США крайне велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 спо­ров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет бо­лее трех десятков различных регламентов для рассмотрения раз­личных категорий дел с учетом их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Действующий в настоящее время Арбитраж­ный регламент ААА для разрешения международных споров всту­пил в силу с 1 июля 2003 г.

По предметному признаку:

а) арбитражные суды общей компетенции, которые рассматрива­ют любые гражданско-правовые споры в сфере международных и иных гражданско-правовых отношений (таковыми являются большинство вышеупомянутых институциональных арбитражных судов, например. Международный арбитражный суд МТП, Арбит­ражный институт Стокгольмской торговой палаты, МКАС при ТПП Российской Федерации, MAC Беларуси и т.д.);

б) арбитражные суды специальной компетенции (специализиро­ванные арбитражные суды), которые рассматривают только спо­ры, вытекающие из международных экономических отношений пра­воотношений определенного вида. Например, распространены специализированные морские арбитражи, рассматривающие спо­ры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений (например. Лон­донская ассоциация морских арбитров, Палата морского арбитража в Париже, Немецкая морская арбитражная ассоциация, Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации).

Таким образом, МКАС — это негосударственный орган, третей­ский суд по рассмотрению международных коммерческих споров.

1.Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе децентрализована. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы, т.е. общие суды, хозяйственные суды и конституционный суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является высший суд. К среднему звену – областные, минский городской и белорусский военный суды. Низшее звено – районные, городские, межгорнизонные военные суды. В системе общих судов могут создаваться специальные суды, т.е. по делам несовершеннолетних, семейные, административные, но подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная, ее возглавляет высший хозяйственный суд, второе низшее звено приставлено судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного, городского делопроизводства создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов на низшем уровне могут создаваться специализированные хозяйственные суды, т.е. по банкротству, земельные, налоговые. В настоящее время они не учреждены.

Конституционный суд призван осуществлять конституционное правосудие. Законодательную основу судебной системы составляет конституция, кодекс "о судоустройстве и статусе судей" и другие НПА.

На территории действуют суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

2.Компетенция, характеристика и порядок деятельности конституционного суда определен конституцией РБ (ст.116) и кодексом РБ "о судоустройстве и статусе судей" (ст.19-27). Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности конституционный суд приступает при поступлении к нему соответствующего предложения от президента, палаты представителей, совета республики, верховного суда, высшего хозяйственного суда и Совмина.

Вторая функция – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента конституции РБ.

Состав: 12 судей. 6 судей назначаются президентом, 6 – избираются советом республики. Председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики из числа судей конституционного суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается конституционным судом из состава судей по предложению председателя сроком на 5 лет.

Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение конституционного суда подлежит обязательному исполнению на всей территории государства.

3.Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда.

Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции. Районный, городской суд, а также специальный суд образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления и в районе города. Районный, городской суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда 1 инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а также рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику. Специальный суд рассматривает дела, отнесенные законными актами к его компетенции, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество судей для каждого районного, городского, специального суда устанавливается президентом. Суды состоят из председателя, судей и народных заседателей. При наличии 5 и более судей в суде вводиться должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного, городского, специального судов вводиться должность 2 заместителей председателя суда.

Председатель суда и его заместитель назначаются на должность сроком на 5 лет президентом по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда. Председатель, его заместитель рассматривают и разрешают дела в судебном заседании, организуют работу суда, руководят работой аппарата суда, осуществляют другие полномочия.

В районном, городском, специальном судах функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебные заседатели, помощники председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.

4.Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске и являются судами 2-го звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура отличаются от районных судов. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Могут рассматриваться в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, осуществляется надзор ха деятельностью нижестоящих судов, оказываться им помощь в применении законодательства, изучаться и обобщаться судебная практика, ведут и анализируют судебную статистику.

В состав областного суда входят председатель, заместитель, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума и двух судебных коллегий: по уголовным делам и по гражданским делам. При необходимости президент по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда в областном суде могут образовывать кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и другие для специального рассмотрения дел. Председатель организует деятельность соответствующего суда, распределяет обязанности между своими заместителями, вызывает президиум суда и председательствует на его заседании, назначает судей в качестве председателей в судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями, вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора, ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассматривает обращения граждан.

5.Военные суды входят в судебную систему РБ. Они являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах и других воинских формированиях государства.

Подсистему военных судов составляют межгорнизонные военные суды (низшее звено), белорусский военный суд (среднее звено) и военная коллегия верховного суда (высшее звено). Военным судам подсудны гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, например, споры о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения, а также уголовные дела о всех преступлениях совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Рассматривание военными судами уголовных дел в отношении других лиц не допускается.

Межгорнизонные военные суды образуются не по территориальному принципу, а в зависимости от численности и дислокации воинских частей вооруженных сил и других воинских формирований. Военные суды учреждаются президентом РБ. В целом состав и полномочия межгорнизонных военных судов полностью совпадает с составом и полномочиями районных и городских судов.

Белорусский военный суд по своему правовому положению приравнивается в областному, минскому городскому судам. Белорусский военный суд рассматривает в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Он может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, кассационном порядке. Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Он изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику. Состав и структура Белорусского военного суда аналогична составу областного суда. Подсистема военных судов замыкается на военной коллегии верховного суда РБ.

6.Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:

1) пленум верховного суда

2) Президиум верховного суда

3) 4 судебные коллегии верховного суда

· судебная коллегия по гражданским делам

· по уголовным делам

· по делам интеллектуальной собственности

Верховный суд рассматривает в пределах своей компетенции:

1) в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

2) Гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) Вносит в конституционный суд РБ предложения о даче заключения по конституционности НПА

4) Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства

5) Оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства

6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства

7) Изучает деятельность общих судов

8) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничающих с судами иностранных государств, иностранных и международных организаций.

Обозначенные компетенции распределены между структурными подразделениями. Пленум верховного суда осуществляет все перечисленные полномочия, за исключением рассмотренных и разрешенных дел. Пленум также выполняет ряд организационных полномочий, он утверждает состав судебных коллегий и их председателей, избирает квалифицированную коллегию судей верховного суда.

Пленум верховного суда действует в составе председателя суда, 1 заместителя, заместителей, председателя и судей, а также председателя областных (минского городского) и белорусского военного судов.

Президиум верховного суда рассматривает:

1) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела

2) ходатайства о проверке конституционности НПА и в случае признания их обоснованными в 10 дневный срок обращается в конституционный суд с предложением о даче заключения

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата верховного суда, председателя, судей нижестоящих общих судов

4) заслушивает председателей судебных коллегий верховного суда и председателей нижестоящих общих судов о деятельности судебных коллегий верховного суда. Судебные коллегии избираются из числа судей верховного суда и утверждаются пленумом верховного суда.

1) рассматривают в качестве суда 1 инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которая рассматривает гражданские дела в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) изучают и обобщают судебную практику общих судов, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства

Председатель верховного суда назначается из числа судей верховного суда президентом с согласия совета республики сроком на 5 лет. 1 заместитель и заместители председателя назначаются из числа судей верховного суда президентом по представлению председателя верховного суда сроком на 5 лет.

Аппарат верховного суда состоит из секретариата пленума и президиума, управления жалоб и приема граждан, отдела обобщения судебной практики, отдела работы законодательства, организации управленческого сектора кадровой работы и судебной статистики, финансово-хозяйственного управления , научно-консультативного совета и редакционной коллегии журнала «судебный вестник».

7.Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющие правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют высший хозяйственный суд и хозяйственные суды областей (и г. Минска). В системе хозяйственных могут создаваться специализированные хозяйственные суды (земельные, налоговые и т.д.). Возглавляет систему хозяйственных судов высший хозяйственный суд. Он является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов.

Высший хозяйственный суд:

1) рассматривает дела по 1 инстанции в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) вносит в конституционный суд предложения о даче заключения а конституционности НПА

3) изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства

4) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства

5) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и другой хозяйственной деятельности

6) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов

Высший хозяйственный суд состоит из председателя суда, 1 заместителя, заместителей председателя и судей. Председатель высшего хозяйственного суда назначается президентом из числа судей этого суда с согласия совета республики сроком на 5 лет.

В структурном плане суд действует в составе пленума суда, президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции, судебной коллегии по банкротству и судебной коллегии по налоговым спорам.

Хозяйственные суды областей и г. Минска и специализированные хозяйственные суды представляют 2 звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, его заместителей и судей. Хозяйственные суды областей и г. Минска:

1) рассматривают дела в качестве суда 1 инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику

3) готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулируют отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска, специализированных хозяйственных судов, их заместители назначаются президентом по совместному представительству Минюста и председателя высшего хозяйственного суда сроком на 5 лет.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска и специализированных хозяйственных судов:

1) организуют деятельность соответствующего суда

2) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должности и освобождают от должности работников аппарата суда по согласию с председателем высшего хозяйственного суда

3) распределяют обязанности между своими замами

4) председательствуют на судебных заседаниях, назначают судей в качестве председательствующих на судебном заседании

8.Международный арбитражный третейский суд не входит в судебную систему РБ. Их организация, компетенция и порядок деятельности определены законом от 9 июля 1999г. «о международном арбитражном суде». Различают 2 вида:

1) постоянно действующий арбитражный суд, созданный некоммерческой организацией, содействует внешнеэкономическим связям (белорусская торгов0-промышленная палата). Органом такого суда являются председатель суда, президиум и арбитры.

2) третейские органы (суды), образуемые по согласию сторон для разрешения отдельных споров. Данным судам подведомственны споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении международных экономических связей, если местонахождение хотя бы одного из них находится вне территории РБ. Дела для разрешения передаются в суд только при обоюдном согласии участников спора. Язык судопроизводства в судах определяется по соглашению сторон в спорах, либо составом суда. Вынесенное по делу международным арбитражно-трудовым судом решение исполняется на территории РБ в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. Обжалование решения допускается путем подачи ходатайства об его отмене в высший хозяйственный суд РБ.

9.Экономический суд СНГ – это один из постоянно действующих органов СНГ, расположенный на территории РБ в г. Минске. Компетенция, организация и порядок деятельности суда определено соглашением о статусе экономического суда СНГ и регламентом экономического суда СНГ. К ведению суда относятся разрешение межгосударственных экономических споров одной (или обе) из сторон которого является государство-участник СНГ. Суд также осуществляет толкование международных договоров, актов СНГ и бывшего СССР. Экономический суд образуется из равного числа судей по 2 судьи от каждого государства-участника. Председатель суда и его заместители избираются судьями и утверждаются советом глав государств СНГ сроком на 5 лет. В структурном плане суд состоит из коллегии суда, полного состава суда и пленума суда. Коллегии экономического суда утверждаются полным составом суда в количестве 3-5 судей сроком на 1 год. Полный состав экономического суда состоит из всех судей суда, высшим коллегиальным органом является пленум. Пленум экономического суда СНГ действует в составе всех судей суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов государств-участников.

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее – МАС) является постоянно действующей, негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе.

МАС создан 12 апреля 1994 г. во исполнение принятых Республикой Беларусь международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов.

Решения МАС признаются и исполняются на территории более чем ста участвующих в Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. государств.

В соответствии со ст. 2 Регламента МАС (утвержден Постановлением Президиума Белорусской торгово-промышленной палаты от 17 марта 2011 г.) МАС рассматривает:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

МАС рассматривает также споры, относящиеся к его компетенции в силу закона или международного договора Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» МАС Беларуси рассматривает не только международные экономические споры (в них хотя бы одна сторона является иностранной), но и внутренние, в которых обе стороны – белорусские субъекты хозяйствования. По одному из дел Высший Хозяйственный Суд прямо подтвердил право международного арбитражного суда рассматривать на территории Республики Беларусь при наличии арбитражного соглашения споры между юридическими лицами и предпринимателями Республики Беларусь. Сторонами по спору в международном арбитражном суде могут выступать любые субъекты, в том числе коммерчес­кие организации (включая коммерческие организации с иностран­ными инвестициями), участники коммерческих организаций, не­коммерческие организации, международные объединения и организации, граждане, в том числе индивидуальные предпринимате­ли, а также государство как субъект гражданских частноправо­вых отношений.

Спор на рассмотрение MAC передается заинтересованными лицами только при наличии арбитражного соглашения в письменной форме.

Арбитражная оговорка в контракте может выглядеть следующим образом:

Все требования, споры и разногласия, вытекающие из настоящего контракта или в связи с ним, включая (но не исключительно) его исполнение, нарушение, прекращение, недействительность, зачет взаимных требований, уступку требований и перевод долга, меры обеспечения, подлежат разрешению в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате в г. Минске в соответствии с Регламентом этого суда, действующим во время заключения контракта. Решение арбитража является окончательным и обязательным для сторон.

Стороны имеют право предусмотреть в контракте не только исключительную компетенцию какого-либо одного органа, но и альтернативную юрисдикцию по выбору истца, когда последний самостоятельно решает, к какому из указанных в контракте органов обращаться за защитой своих нарушенных прав. При этом также можно предусмотреть, что разрешение лишь определенных категорий споров относится к компетенции арбитража, а часть споров рассматривается государственным судом.

Спор разрешается МАС в составе одного или трех арбитров. Количественный состав суда определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров. Истцы и ответчики выбирают арбитров из Рекомендательного списка арбитров по своему усмотрению. Им принадлежит также право избирать арбитрами лиц, в Рекомендательном списке арбитров не названных. Арбитром-председателем может быть избрано (назначено) лишь лицо, внесенное в Рекомендательный список арбитров. В арбитражную оговорку могут также включаться указания на требования, которым должны соответствовать арбитры, место рассмотрения дела, язык судопроизводства, допустимость или недопустимость применения обеспечительных мер до разрешения спора по существу.

Арбитру может быть заявлен отвод, если имеются обоснованные сомнения относительно его беспристрастия или независимости, а также если арбитр не обладает необходимой квалификацией. Если арбитр, которому заявлен отвод, не берёт самоотвод, во­прос об отводе арбитра решается двумя остальными арбитрами до начала разбирательства дела.

Если состав суда не был сформирован в установленном порядке, фактически перестал существовать или не может собраться, определение о прекращении производства в случае необходимости выносит Председатель МАС.

Приступая к рассмотрению дела по существу арбитраж должен решить вопрос о том, правомочен ли он проводить судебное разби­рательство по данному делу.

О каждом судебном заседании МАС, а также о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол. Если стороны не договорились об ином, судебное разбирательство производится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения. При этом суд обязан учитывать мнение сторон и нормы Регламента.

При рассмотрении дела MAC не связан нормами процессуально­го законодательства Республики Беларусь. Исключение составляют лишь нормы императивного характера.

Состав суда разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны сами назвали в качестве подлежащих применению к существу дела. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно пониматься как непосредственная отсылка к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

Стороны обязаны представлять доказательства, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать составу суда в установлении содержания этих норм. В качестве доказательств по делу могут быть использованы объ­яснения сторон, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другие носители ин­формации.

Рассмотреть дело и вынести решение MAC обязан не позднее шести месяцев с момента его формирования.

В решении МАС должны быть указаны: 1) дата принятия решения, состав суда, место и время рассмотрения спора; 2) наименование сторон и их представителей с указанием полномочий; 3) основания компетенции суда; 4) позиции сторон (их требования и возражения с фактическим и правовым обоснованием); 5) применимое право; 6) содержание принятого по спору решения, включая распределение расходов по делу; 7) обоснование решения, если стороны не договорились об отказе от него.

Решение по делу выносится судом по большинству голосов. Арбитр, оставшийся в меньшинстве, вправе изложить особое мнение.

После вынесения решения каждой стороне выдается копия этого решения.

Решение МАС является окончательным и обязательным для сторон. В случае отказа или уклонения от добровольного исполнения, принудительное исполнение решения производится в соответствии с нормами международного права, а на территории Республики Беларусь в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Решение MAC может быть обжа­ловано заинтересованными лицами путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь об отмене реше­ния. Решение MAC может быть отменено указанным выше судом лишь при наличии оснований, указанных в ст. 43 Закона от 9 июля 1999 г. (например, если сторона не была должным образом уведом­лена о назначении арбитра или о разбирательстве дела).

Ходатайство об отмене решения MAC может быть заявлено в течение трёх месяцев со дня, когда сторона получила данное реше­ние.

Высший Хозяйственный Суд Беларуси может отло­жить рассмотрение ходатайства об отмене решения, предоставив возможность MAC совершить действия, позволяющие устранить ос­нования для отмены решения суда.

Расходы, связанные с рассмотрением дела в МАС Беларуси, являются одними из самых низких в мире. Обращение в зарубежный арбитражный суд может обойтись во много раз дороже. Например, при цене иска до 10.000 евро судебные расходы в МАС Республики Беларусь составляют: арбитражный сбор – 700 евро + регистрационный сбор в размере 150 евро, увеличенном на ставку налога на добавленную стоимость, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

В одном из западноевропейских международных арбитражных судов минимальные судебные расходы составят 5 000 долларов США при рассмотрении дела единоличным арбитром и 10 000 долларов США, если дело рассматривает состав из трех арбитров. Не следует забывать также о расходах на оплату услуг адвоката, ведь для успешного ведения дела в зарубежном арбитражном суде необходим хороший адвокат из страны, где находится этот арбитражный суд. Обычный гонорар адвоката нередко превышает размер судебных расходов. В итоге все расходы по делу даже при небольшой сумме иска могут составить 20 000 долларов США и более.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: