Ветви судебной власти россии виды и их сущность

Обновлено: 27.03.2024

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее и Правительством РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

Готовые работы на аналогичную тему

  • конституционным;
  • гражданским;
  • административным;
  • уголовным.

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

  • Конституционного суда РФ;
  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов.

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

В число федеральных судов входят:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ, а также верховные суды республик, автономных округов, краевые, областные и районные суды, суды городов федерального значения и т.д.;
  • Высший Арбитражный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее , федеральные арбитражные суды округов и субъектов РФ.

Суды субъектов РФ составляют:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая охрана Конституции РФ подробнее , нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов. Арбитражный суд По данной теме мы уже выполнили доклад Арбитражный процесс подробнее субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Система судебной власти РФ

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

  • осуществлении правосудия;
  • конституционном контроле;
  • контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечении исполнения приговоров;
  • разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
  • разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее дается полный перечень полномочий каждого суда.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная власть характеризуется особыми специфическими функциями, которые не реализует ни одна другая ветвь власти (ни законодательная, ни исполнительная) .Судебнаяя ветвь власть независима от других, при этом она имеет с ними особую взаимосвязь, что отражает систему сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.

Ветви судебной власти

В свою очередь судебная власть имеет подразделение на три самостоятельных ветви власти, реализующих специфические функции. Это следующие ветви:

  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее .

Реализация судебной власти данными ветвями производится на основе общих принципов, которые установлены действующим законодательством. В частности, данные органы являются самостоятельными, действуя независимо от законодательной и исполнительной властей. Деятельность данных судов базируется на национальном законодательстве, в частности, главенствующим законом здесь является ФКЗ «О судебной системе РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое положение Верховного Суда РФ в судебной системе РФ подробнее , которые предусматривает существование особой системы судов, которую мы подробно рассмотрим ниже.

Характеристика ветвей судебной власти

    Конституционный Суд РФ и конституционные суды, которые действуют в республиках РФ, а также уставные суды, которые действуют в иных субъектах РФ, выступают в качестве органов конституционного контроля, реализуя самостоятельность и независимость судебной власти, осуществляемой данными видами судов. При этом данные категории судов отправляют особый вид правосудия – конституционный.

В качестве второй категории выделятся суды общей юрисдикции, которые выступают в качестве второй ветви власти. Данные суды отправляют различные виды правосудия – уголовное, гражданское, административное, иные виды. Данную систему судов возглавляет Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее , который занимает здесь руководящую позицию. В цепь данных звеньев относятся суды субъектов РФ. Также сюда относятся районные суды, которые имеют свою компетенцию, рассматривая как суд первой и второй инстанции. При этом осуществляются полномочия, которые предусмотрены федеральным конституционным законом.

Также действуют мировые суды на территории своих судебных участков, иные суды являются вышестоящими судами по отношению к ним. Компетенция мировых судей установлена действующим законодательством, зачастую на данной стадии возможно достижение примирения.

В качестве третьей ветви судебной власти выступают арбитражные суды, основное предназначение которых заключается в рассмотрении категорий экономических споров, например, это споры, которые касаются прекращения договоров, признания права собственности на какое-либо имущество, дела о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, дела, касающиеся денежных средств бюджета, разрешение споров экономического характера между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и т.д. Таким образом, в качестве сторон данной категории дел могут выступать предприниматели и юридические лица. Данную систему ранее возглавлял Высший Арбитражный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее (сокращенно – ВАС РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее ). Однако 7 октября 2013 г. Президентом РФ был подписан законопроект, который упразднил данный суд, а его полномочия и численность передал ВС РФ. После реорганизации данный суд прекратил свою деятельность 6 августа 2014 года, после полной передачи всех полномочий Верховному Суду РФ. На сегодняшний день данный суд осуществляет все полномочия в данной области.

Подобные функции обусловлены сутью существующих правовых норм, которые регламентируют правоотношения в различных сферах.

Судебная власть – полномочия, предоставляемые судам в форме конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Понятие, признаки, виды и формы судебной власти определяются Главой 7 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , как одна из трех ветвей надзора, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Цель судебной власти – обеспечение правопорядка и законных интересов организаций и физических лиц.

Признаки судебной власти:

  1. Власть реализуется специальными органами – судами;
  2. Исключительная форма власти;
  3. Обособленность структуры и самостоятельность субъекта управления;
  4. Власть осуществляется системой судопроизводства;
  5. Соответствие процессуальным требованиям;
  6. Властный характер ведения дел.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия и судебного контроля.

Виды судебной власти

Виды власти по предоставленным полномочиям

1.Суды общей юрисдикции рассматривают дела уголовного и гражданско-трудового характера и включают:

  • Верховный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее – высший орган судебной системы, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции;
  • Суды субъектов РФ – верховные суды, осуществляющие свои полномочия в рамках республики, края, области или города;
  • Мировые суды – нижнее звено судебной системы в делах о маломасштабных преступлениях и правонарушениях.

Готовые работы на аналогичную тему

2.Специальные суды – суды рассматривающие отраслевые правонарушения (таможенные, военные).

3.Конституционные суды – судебные органы, разбирающие дела конституционных прав и свобод гражданина

К иным судебным органам относятся органы досудебного разбирательства (непрофессиональные судьи по малозначимым делам); племенные суды, в которых участвуют вожди и старейшины; церковные суды и пр.

Конституциями демократических государств запрещается создание чрезвычайных судов, действующих вне правил судебной процедуры.

Виды власти по масштабу влияния

  1. Федеральные суды включают Конституционный суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее , Федеральные суды общей юрисдикции По данной теме мы уже выполнили реферат " Федеральные суды общей юрисдикции (структура) подробнее , Федеральные арбитражные суды По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система федеральных арбитражных судов Российской Федерации подробнее ;
  2. Суды субъектов включают Уставный (конституционный) суд субъекта, мировые городские суды.

Виды власти по судопроизводству

  1. Конституционная – власть, охраняющая установленные законом свободы человека, а также споры между ветвями государственной власти и нарушения международных договоров;
  2. Гражданская – власть, регулирующая отношения между гражданами, определение и защита их гражданских прав. К гражданским спорам относятся семейные, пенсионные, земельные, наследственные и прочие конфликты;
  3. Административная – власть рассматривающая споры между административными органами или юридическими лицами (административные правонарушения, нарушения должностных лиц или государственных органов и др.);
  4. Уголовная – деятельность судебных органов по рассмотрению уголовных дел и назначению уголовного наказания.

Виды власти по инстанции рассмотрения дела

  1. Суд первой инстанции, принимающий решения по существу рассматриваемого вопроса;
  2. Кассационный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Кассационное производство подробнее (вторая инстанция) проверяет соблюдение принципов судебной власти – законности и обоснованности вынесенного решения не вступившего в законную силу;

Виды власти по коллегиальности решений

  1. Власть, осуществляемая единолично судьей. Ответственность за принятие верного решения возлагается на единственно уполномоченного представителя власти;
  2. Судебная коллегия из одного или нескольких представителей власти, совместно выносящих решение по вопросу.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 06.09.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Теория разделения властей — основной принцип организации деятельности современного демократического государства, который положен в основу механизма государства.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством [1]. Функционирование правового государства не представляется возможным без самостоятельной и независимой судебной ветви власти, которая обеспечивает защиту интересов государства и граждан от любых посягательств, включая и само государство и государственные органы.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [2].

Несомненно, основополагающим принципом судебной ветви власти является принцип независимости, имеющий одно из самых важных значений для судебной деятельности.

Независимость суда сводится к совокупности двух основных элементов — институциональной (организационной) и функциональной независимости судебной ветви власти и независимости представителей данной ветви власти — судей.

Центром институциональной независимости судебной власти является идея о том, что суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Господство права требует также, чтобы законодателю не разрешалось принимать законодательные акты, аннулирующие, с эффектом обратной силы, решения суда или иным образом вторгающиеся в судебную функцию. Статьи Конституции, посвященные полномочиям органов законодательной и исполнительной власти, не содержат каких-либо указаний на то, что они имеют право принимать решения, вторгающиеся в компетенцию судебной власти [4, с. 45–48].

Непосредственно независимость суда закреплена в положениях части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации.

При характеристике судебной власти необходимо исходить из того, что судебная власть представляет собой конституционно обособленную и самостоятельную ветвь государственной власти, основным предназначением которой является разрешение правовых споров посредством деятельности судебных органов по осуществлению правосудия, судебная власть балансирует функционирование законодательной и исполнительной ветвей власти, в целях недопущения произвола и злоупотреблений, наряду с правосудием, осуществляет судебный контроль; при этом в системе разделения властей судебная власть занимает предельно обособленное положение, что связано с необходимостью обеспечения независимого и справедливого правосудия [5, с.69].

Судебная ветвь власти в государстве ограничена в своем проявлении, так, например, судебная власть не обладает инициативным правом в проведении судебных разбирательств. Не имеется в виду право проведения судебных заседаний, а то, что суд не может самостоятельно заняться разрешением разбирательства спора без обращения к нему заявителя или иного заинтересованного лица, чьи права нарушены. Суд действует лишь тогда, когда к нему поступает уже возбужденное уголовное или административное дело, или же, когда истец обращается с заявлением в гражданском порядке. Единственное исключение составляют те случаи, когда нарушается порядок в самом зале суда, где проводится разбирательство дела.

Судебная ветвь власти наделена большими полномочиями, но все же, в отличие от законодательной ветви власти, не наделена такой поддержкой населения и конечно же не обладает силовыми ресурсами присущими исполнительной ветви власти. Однако, среди органов государственной власти суд занимает особое место, поскольку именно благодаря данной ветви власти деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти находятся в правовых барьерах.

Однако, несмотря на обособленное положение судебной власти несомненно имеет место воздействие на нее иных ветвей власти.

Воздействие законодательной власти на судебную выражается в ее влиянии на деятельность судебной системы путем формирования действующего законодательства. В функцию судебной ветви власти в свою очередь входит обеспечение осуществления контроля за конституционностью принимаемых законодательной ветвью законов.

Главное направление деятельности исполнительной ветви власти заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством [6, с.476–477].

Таким образом, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи всех трех ветвей власти, несмотря на их разделение. Каждая из ветвей власти находится в непосредственной зависимости от другой, невозможно функционирование одной ветви власти без отлаженной работы в других ветвях власти.

В соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других федеральных судов назначаются непосредственно Президентом Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей вышеперечисленных высших судебных органов, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Таким образом, с учетом вышеуказанной нормы закона, прослеживается тесная связь судебной власти с непосредственно Президентом Российской Федерации.

Изменения в Основной закон Российской Федерации о наделении Президента Российской Федерации полномочиями внесения представлений в о прекращении полномочий судей были внесены в 2020 году, соответственно, насколько мне известно, прецедентов указанным случаям не было, однако как представляется возможным предположить, указанные случаи, скорее всего, будут исключительными и не будут использоваться повседневно, поскольку, как сказано было выше основной гарантией судебной власти выступает ее независимость.

В настоящее время в Российской Федерации имеет место реализация Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», целью которой является повышение качества отправления правосудия. Решение о разработке программы было принято Постановлением Правительства Российской Федерации № 1735-р от 20 сентября 2012 года, государственным заказчиком — координатором программы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Сроки реализации программы установлены на 2013–2024 годы, в течение которых должны быть реализованы основные цели программы — совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение открытости и доступности правосудия, создание необходимых условий для отправления правосудия, обеспечение независимости судебной власти, построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности исполнительной системы.

В перечень строительных проектов и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2013–2024 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных для реализации целевой программы, также было включено строительство Миасского городского суда Челябинской области, которое завершено, здание, площадью 4125 кв.м., введено в эксплуатацию в 2015 году. На период с 2021 по 2024 года запланировано строительство здания для размещения Арбитражного суда Челябинской области, площадью 14768 кв. метров [3].

Немаловажный интерес вызывает вопрос развития доступа граждан в суды в электронном формате, особую необходимость в котором вызвал введенный в 2020 году режим повышенной готовности в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019 n-CoV). В связи с чем все суды в Российской Федерации начали вести работу по новому режиму, направленному на уменьшение контакта между людьми, так рекомендовано представление процессуальных и непроцессуальных заявлений и жалоб посредством электронного вида с использованием сервисов интернет-страницы соответствующего суда.

Согласно общепринятому определению Савитского В. М. правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права [7, с.499].

Качество правосудия, его эффективность зависят от справедливости выносимых судьями решений в соответствии с нормой закона. Справедливость вынесенных решений напрямую зависит от правосознания судей как представителей судебной власти. Цели по повышению качества осуществления правосудия и авторитета судебной власти не могут быть достигнуты в результате материально-технического обеспечения данной ветви власти, которая, разумеется, не будет лишней, однако повышение качества осуществления правосудия невозможно без моральной составляющей представителей данной ветви власти и непосредственной их независимости.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судебная власть, ветвь власти, судебная ветвь власти, суд, исполнительная ветвь, исполнительная власть, правовое государство, судебная система, Челябинская область.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: