Вещь это в истории государства и права

Обновлено: 24.04.2024

В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящалось не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма своеобразная черта древнейшего права, и только в исключительных случаях оно положительно регулировало права обладателя.

Значительна была категория вещей, которые ни в коем случае не могли быть ни в родовом, ни в семейном, ни тем более в индивидуальном обладании. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий: священные (храмы, особые рощи и деревья), религиозные (души умерших, места погребения) и нерушимые (стены и ворота города). Всякое посягательство на них рассматривалось как святотатство и вызов народу Рима. Все эти вещи были вещами вне коммерческого оборота, т. е. всякое прикладное использование их, тем более сделки с ними изначально исключались.

Основное богатство полиса — земля считалась общественным достоянием (ager publicus). Следуя традиции, земля делилась между куриями и затем между семьями; каждый полноправный гражданин имел право на получение установленной законами нормы в семейное владение (первоначально норма составляла около полугектара). Землю можно было приобрести в семейное обладание и через своеобразную аренду, которую под поручительство полноправных граждан разрешали цензоры. Никаких сделок с общественной землей совершать было нельзя, ничего в Законах не говорилось и о возможности наследственных распоряжений ею: она переходила безусловно в дальнейшее пользование семьи как особо «огороженное место».

Соседское право (требования учитывать интересы соседей) вмешивалось и в пользование участком земли. Необходимо было оставлять нетронутыми определенные участки между владениями — межи, запрещалось претендовать на приобретение этих меж в силу того, что граница давно нарушена (т. е. по давности). Следовало соблюдать границы общественных дорог, подрезать ветви деревьев, чтобы они не затеняли соседского участка. Предписывались конкретные ограничения по рытью канав, постановке заборов и т. д., подобно тем, какие были в свое время установлены Солоном в Афинах.

В Законах содержались правила, согласно которым можно было безвозмездно пользоваться чужим участком в конкретных полезных целях, не спрашивая согласия обладателя: он был как бы обязан услужить тебе своим участком — это было начало сервитутного права (servitus — услуга). Древние сервитуты были всецело связаны только с сельским земельным участком: разрешалось проводить воду через землю соседа, провозить повозки, прогонять скот. Попытки запретить пользоваться сервитутом можно было обжаловать в суде.

Земля, рабочий скот, рабы, строения считались достоянием фамилии, которым распоряжался (управлял) глава семейства. Наряду с этим древнейшее право знает уже и единоличное — домашнее имущество (pecunia), куда прежде всего входили домашние животные (стадо), а потом так же стали означаться и деньги, прочие ценности в доме. Различие было существенным. Первыми можно было распорядиться (со всеми прочими ограничениями) только в особой правовой процедуре — манципации; поэтому и сами фамильные вещи составляли особую категорию требующих манципаций (res mancipi). Отчуждение других не требовало манципации (res nec mancipi). По описанию Гая, «манципация состоит в воображаемой продаже… Пригласив не менее пяти совершеннолетних граждан в качестве свидетелей и еще одного, кто держал бы весы… покупатель, еще держа медь, говорил: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов мой и что он считается купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». В условной и жесткой форме манципации как бы сохранялся контроль фамилии (а возможно, и рода) за отчуждением наиболее важных для древней общины вещей.

В условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание (mancipium), оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации (либо заменявший его судебный обряд отказа от прав на вещь), или посредством соединения чьей-то менее важной вещи с твоей главной (например, при использовании чужого бревна на постройку своего дома).

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь»

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь» В современной практике международного права в большинстве случаев считается, что никто не может получать для себя выгоду из собственных противоправных действий, даже

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.— Законы царей.— Двенадцать таблиц децемвиров.— Законы, утверждавшиеся народом.— Декреты сената.— Эдикты должностных лиц и императоров.— Авторитет юристов.— Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.— I. Личные права.—II.Имущественные права.—III.Личные о

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.— Законы царей.— Двенадцать таблиц децемвиров.— Законы, утверждавшиеся народом.— Декреты сената.— Эдикты должностных лиц и императоров.— Авторитет юристов.— Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.— I. Личные

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

Имущественные отношения

Имущественные отношения В Древнем царстве, судя по источникам, дошедшим до нас от, того далекого времени, различались царское имущество и хозяйство, и имущество и хозяйство частных лиц.Царскому хозяйству, «дому царя», хозяйство вельможи противопоставлялось как «дом

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,

Имущественные (вещные) права

Имущественные (вещные) права В древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящалось не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма

Имущественные отношения и коммерческое право

Имущественные отношения и коммерческое право Городской уклад жизни, преимущественные занятия в сферах торговли, финансов, ремесленного производства только частично повлияли на особенности регулирования имущественных отношений в городском праве. В своих основах это

Гражданские и имущественные отношения

Гражданские и имущественные отношения Одной из важнейших особенностей социально-правового строя Османской империи было отсутствие выраженного сословного деления людей. Личный статус предопределялся, во-первых, фактом подданства (или его отсутствием), во-вторых,

3.8.6. Имущественные отношения

3.8.6. Имущественные отношения Имущественные отношения являются основными, фундаментальными. Они определяют интересы людей, а те — общественное мнение и тем самым общезначимые действия людей во всех основных сферах общественной жизни. Характер имущественных отношений

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права В предклассовых обществах всех типов огромную роль играло обычное право. Когда социоисторические организмы были сравнительно малы, обычное право регулировало отношения как между ними, так и между

Родство и имущественные сделки

Родство и имущественные сделки Хотя женщины и мужчины благородного сословия приобретали собственность в разные моменты жизни и разными способами, но когда оно попадало им в руки, использовали они его одинаковыми способами. Впрочем, если бы мы приняли во внимание элемент

1. Имущественные права

1. Имущественные права В свое время проф. Seeck доказывал, что никакого миланского эдикта не было [25]. Но шум этого открытия — весьма дешевого свойства: эдикт сохранился лишь в виде litterae a Licinio ad praesidem (Bithyniae) datae (послания, данного Лицинием наместнику Вифинии); дело касается

Римские юристы не выработали четкого определения понятия «вещь». Они широко пользовались этой категорией, детально регламентирова­ли правовой статус вещей и их виды. В источниках римского права термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях.

широком значении к нему относилось все, что существует в матери­альном мире, в более узком - то, что могло быть предметом правовых отношений, и в самом узком - все то, что представляло предмет (объ­ект) имущественного права [IX] .

Богатая казуистика римского права позволяет сформулировать общее представление о вещах, из которого римляне исходили фактически.

Вещь (res) - определенная часть природы, представляющая некую ценность для ее обладателя.

Вещи подразделялись римскими юристами на определенные груп­пы. Деление вещей на обособленные группы обусловило их различный правовой режим. Некоторые виды вещей остались сугубо римскими, другие группы вещей надолго пережили римское право.

1. Важнейшим и сугубо римским разграничением вещей на отдель­ные виды было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманци- пируемые (res пес mancipi). Это деление было обусловлено ценностью вещей в римском хозяйственном обороте.

К манципируемым римляне относили землю, рабов, рабочий скот и земельные сервитуты - наиболее важные и ценные вещи в хозяйстве. С учетом их особой важности для хозяйства при заключении сделок для них был установлен специальный, более усложненный порядок отчуж­дения - манципация (mancipatio). Все остальные входили в группу не- манципируемых вещей. Для их отчуждения исполнения манципации не требовалось.

Важнейшее правовое значение этого деления заключалось в сле­дующем. Если при отчуждении манципируемых вещей (например, зем­ли) обряд манципации не исполнялся, право собственности к приобре­тателю не переходило, т. е. покупатель земли, несмотря на уплату цены и получение ее в фактическое владение и пользование, собственником земли не становился.

Продавец формально оставался собственником земли и мог истребовать ее обратно от покупателя. Республиканские суды удовлетворяли такие иски.

2. Следующим чисто римским делением вещей было разграничение по их субстанции. Вещи, имеющие материальную субстанцию, назы­вались телесными (res corporales), а не имеющие - бестелесными (res incorporales).

К первому виду относились вещи, которые можно было осязать, например земля, рабы, скот, дом и т. и., ко второй - те. которые нельзя было осязать. «Названием вещи охватываются также юридические от­ношения и права» (D.50.16.23). Это даже и не вещи. К бестелесным вещам относили, например, право наследования или право, возникшее из договора, сервитуты и т. и.

3. Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles).

К движимым вещам относили вещи, которые можно было передви­гать в пространстве - животные, рабы, домашняя утварь и т. и., а к не­движимым - землю, дома, дороги, городские стены, т. е. вещи, которые нельзя было передвигать в пространстве. Это понималось не букваль­но. К недвижимым вещам причисляли также все. что было связано с ними (например, неснятый урожай, рабочий скот, предназначенный для обработки земли, сельскохозяйственный инвентарь для этой же цели). Они считались составными частями земли и подлежали правилу superficies solo cedit - сделанное над поверхностью следует за поверх­ностью. В соответствии с этим построенный дом независимо от того, кто и за чей счет его строил, являлся собственностью собственника земельного участка, на котором дом стоит.

4. Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio), и вещи, изъя­тые из оборота (res extra commercium). Если определенная вещь могла быть объектом частной собственности и предметом сделок между от­дельными лицами, то она находилась в обороте. Напротив, если вещь в силу каких-либо своих естественных свойств или назначения не могла быть объектом частной собственности отдельных лиц, то она находи­лась вне оборота, была изъята из него.

Изъятыми из оборота вещами считались воздух, текучая вода, море со всем содержимым.

К этой группе римляне относили также публич­ные вещи, т. е. вещи, принадлежащие римскому народу' (общественные здания, укрепления, театры, стадионы, бани, государственную землю и государственных рабов). Изъятыми из оборота считались и вещи боже­ственного права, предназначавшиеся для религиозных целей и потому не могущие быть объектом собственности частных лиц (храмы, бого­служебные предметы, места погребения). Все остальные вещи были в обороте.

5. Очень важным было деление вещей на родовые (genus) и инди­видуально-определенные (species), которое заключалось в выявлении хозяйственной сущности вещи. Если для собственника имеют значение только вес, мера или количество вещи, т. е. ее общие родовые призна­ки, то это - вещь родовая. Если же для него представляют ценность не родовые признаки, а индивидуальные свойства, отличия, приметы ве­щи, то это - вещь индивидуально-определенная. Например, господин ценит своего раба не как единицу рабочей силы, а за способность пи­сать стихи или картины.

К родовым относили вещи, измеряемые числом, весом или мерой, которых в природе существует много, а поэтому они взаимозаменяемы

(рабы без учета их индивидуальных свойств, лошади, деньги, продукты питания и т. д.).

Индивидуально-определенные - это прежде всего вещи уникаль­ные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства).

Некоторые вещи в одном случае признавались родовыми, а в дру­гом - индивиду ально-определенными. Так, рабы, захваченные на вой­не, - вещи родовые. Однако среди них мог оказаться раб, способный, например, хорошо петь, т. е. обладающий индивидуальной способно­стью, которая превращает его в вещь индивидуально-определенную.

Наконец, есть вещи, которые никогда не могут быть индивидуаль­но-определенными (например, мука одного сорта, строительный песок, пищевой сахар нт. п.).

Деление вещей на родовые и индивидуально-определенные имеет значение при распределении риска их случайной гибели. В отношении родовых вещей применялся принцип genus non perit - род не погибает, т.

е. владелец родовой вещи обязан вернуть ее (другую подобную) соб­ственнику даже в случае, когда она утрачена или уничтожена им слу­чайно. Например, поставщик зерна в случае безвиновной утраты его не освобождается от обязанности поставить такое же в обусловленном количестве.

В отношении индивидуально-определенных вещей применялся прин­цип dominu sentit periculum - собственник несет риск случайной гибели вещи, т. е. убытки от случайно погибшей вещи во всех случаях незави­симо от того, у кого погибла вещь (у собственника или у третьего ли­ца), всегда несет ее собственник.

В силу изложенных правил заемщик, например, при случайной ги­бели денег не освобождался от обязанности возвратить взятую в заем сумму. В то же время ссудополу чатель или наниматель за случайную гибель вещи ответственности перед ее собственником не нес.

6. Вещи делимые и неделимые. Римские юристы считали вещи дели­мыми, если их можно было разделить любым образом и они при этом не утрачивали своей хозяйственной ценности и назначения (на сколько частей ни раздели буханку хлеба, она останется хлебом), и неделимы­ми. если при разделе они утрачивали хозяйственное назначение, цело­стность (например, зарезанный и разделенный на части баран).

Такое деление имело важное практическое значение при разделе общей собственности. Спор, возникающий по поводу общей собствен­ности на делимую вещь, легко разрешался: вещь в натуре разделяли между собственниками. При общей собственности на неделимую вещь каждый сособственник имел право на идеальную долю вещи, т. е. та­кую, которую можно было представить только мысленно, сохраняя при этом реальную долю в праве на вещь в целом.

7. Вещи, которые в процессе их использования физически исчеза­ли. назывались потребляемыми (res quae usu consumatur) - продукты питания, корм для животных, строительный материал и т. и. Они пото­му' и назывались потребляемыми, что служили для удовлетворения воз­никавших потребностей людей и использовались путем потребления. К потребляемым вещам относили и деньги, поскольку пользование ими возможно только путем расходования.

Вещи, которые служили людям более или менее длительный срок, считались непотребляемыми (res quae поп consumatur). В процессе еди­ничного использования они физически не уничтожались, не исчезали, а при длительном использовании изнашивались постепенно (земля, строе­ния. одежда ит. и.).

Естественное различие указанных вещей обусловливало различие их правового режима. Так, предметом договора займа могли быть только потребляемые вещи, в наем же сдавались только непотребляемые.

8. Римские юристы обратили внимание на то, что по физическому составу вещи делятся на три вида:

а) состоящие из одной материальной субстанции (земля, песок, мел, раб, животное ит. д.);

б) искусственные образования, созданные пу тем соединения разно­родных вещей (здание, корабль, повозка);

в) совокупность однородных вещей, материально не связанных, но объединенных общим назначением или названием (библиотека, кол­лекция, стадо коров, табун лошадей).

Вещи, состоящие из одной материальной субстанции, назывались простыми, а соединения вещей (разнородных или однородных) - сложными. Иногда в сложных вещах выделяли главную вещь и принад­лежности к ней (скрипка и футляр, очки и футляр). Они могут сущест­вовать и независимо одна от другой, однако лишь при совместном их использовании достигается наибольший эффект.

Принадлежности разделяют правовую судьбу главной вещи. Точно так же меньшая часть совокупных вещей разделяет правовую судьбу их большей части. Поэтому в слу чае возникновения спора о принад­лежности отдельных книг из библиотеки, принадлежащей определен­ному лицу, вопрос решался однозначно - чья библиотека, того и книги.

Помимо вещей в римском частном праве сложились также такие категории, как плоды и имущество.

Плоды. Римские юристы различали плоды естественные (fructus naturales) и цивильные (fructus civiles). Плоды, произведенные самой вещью в силу ее природных свойств или в результате человеческого труда (например, фрукты сада, приплод животных и т. д.), назывались естественными. Плод, который приносит вещь в результате использо­

вания ее в обороте, назывался цивильным (например, проценты, полу­ченные по договору займа, плата за пользование вещью по договору найма). В связи с выделением категории плоды вводилось правило о том, что они принадлежат собственнику плодоносящей вещи, если иное не предусмотрено договором.

Имущество. Совокупность различных вещей, объединенных еди­ным хозяйственным назначением или принадлежностью, римские юри­сты рассматривали как одно целое - имущество (дома, дворы, семьи и т. д.). Затем к имуществу стали относить все. принадлежащее опре­деленному лицу. В преторском праве в состав имущества включали все оставшееся после вычета долгов кредиторов. В результате понятие иму ­щества стали трактовать как совокупность прав и обязанностей собст­венника. Таким образом, имущество состояло из актива и пассива, из требований и долгов.

——————————— Suroven’ D. A. On ancient categories of things in civil law of the ancient time and the middle ages.

Суровень Дмитрий Александрович, доцент кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии, кандидат исторических наук, доцент.

В статье собраны и проанализированы сведения о древнейших классификациях вещей в законодательных актах древнего и средневекового периодов. Выяснено, что самыми первыми категориями вещей в древности и раннем средневековье выступали понятия «земля» и «остальные вещи», такое деление было вызвано особым порядком правового регулирования в отношении земли как основного средства производства. Однако это приводило к коллизии прав собственника земли и собственников строения или насаждений. Данное противоречие в большинстве стран было разрешено переходом к делению вещей на движимые и недвижимые.

Ключевые слова: древнее право, средневековое право, гражданское право, вещное право, классификация вещей, категории вещей, земля и остальные вещи, недвижимые и движимые вещи, «Законы Уруинимгины», «Законы Хаммурапи», «Законы Ману», «Законы XII таблиц», «Псковская судная грамота».

In this article, data of sources on the most ancient classifications of things in acts of the ancient and medieval periods are collected and analyzed. It is found out, that the very first categories of things in an antiquity and the early Middle Ages were division of things on «the land» and «other things», that has been caused by special order of legal regulation concerning the land as basic means of production. However it led to a collision of the rights of the proprietor of the land and proprietors of a buildings or plantings. This contradiction in the most countries was solved by means a transition to division of things on movable and immovable ones.

Key words: the ancient law, the medieval law, civil law, classification of things, categories of things, the land and other things, immovable and movable things, «Laws of Uruinimgina», «Laws of Hammurabi», «Laws of Manu», «Laws of XII tables», «Pskov judgment letter».

Шуб-лугала являлись работниками государственного хозяйства и относились к сословию неполноправных свободных. Они не были собственниками земли. Однако из вышеуказанной 13-й статьи «Законов Уруинимгины» видно, что, хотя шуб-лугала не имели земельной собственности, им было гарантировано право собственности на дома, которые они могли отчуждать с соблюдением правил добросовестности сторон (лат. bona fides). Государство признало имущественные права шуб-лугала на их дома и гарантировало теперь (ранее этого не было) защиту этих прав. Начальникам шуб-лугала было теперь запрещено отбирать у подчиненных строение или принуждать их к его продаже [Законы Уруинимгины, ст. 13]. ——————————— См.: История древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 210.

В какой же ситуации такое было возможно? Это было возможным только в том случае, когда земля и строения (а также насаждения) не составляли единого имущественного комплекса, т. е. когда строения и насаждения считались самостоятельными объектами права собственности и сделок — отдельно от земли. В этой ситуации можно было быть собственником дома, не будучи собственником земли под этим домом (субъектом права собственности на землю могло быть другое лицо). Первый вывод, который следует из анализа законодательства: в «Законах Уруинимгины» существовало деление вещей на землю и остальные вещи. Эта древнейшая классификация появилась в результате противопоставления земли как основного средства производства всем другим вещам. Так как земля была основным средством производства (люди едят то, что так или иначе выращено на земле), то в отношении нее существовал особый порядок правового регулирования. Это означало, что в отношении земли применялись специальные нормы. Таким образом, земельный участок, как объект права, являлся особой категорией имущества. В результате строения и насаждения также считались самостоятельным объектом права собственности и сделок (отдельно от земли) и относились к остальным вещам. Признаки данной классификации вещей («земля — остальные вещи») мы видим в Законах Ур-Намму (2112 — 2094/2093 годы пр.), основателя III династии Ура, и его сына и соправителя Шульги (2093 — 2046 г. до н. э.) (§§ 27 — 29) ; Законах Липит-Иштара (1934 — 1924 годы до н. э.) , а также в Законах Эшнуны/Эшнунны (авторство приписывается правителю Билаламе, царствовавшему в начале XX века до н. э.; или правителю Дудуше, младшему брату Нарам-Сина Эшнунского, правившему на рубеже XIX — XVIII веков до н. э., в этом случае датируются временем около 1800 г. до н. э.) . ——————————— См.: Фрагменты Законов Ур-Намму / Перевод и комментарии В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 188 и сл.; История древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 272, 274 — 275; История древнего мира: Ранняя древность. М.: Наука, 1989. С. 99 — 100. Текст в кн.: Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на земле. М.: Центрполиграф, 2002. С. 374 — 379. См. также: История Древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 290 — 292; История древнего мира: ранняя древность. С. 100 — 101. См.: История Древнего Востока: Месопотамия. Ч. I. С. 359 — 360; История древнего мира: ранняя древность. С. 101 — 102. Текст законов в кн.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 1996. С. 7 — 9.

Поэтому в Раннединастический период (середина XXVIII — конец XXIV в. до н. э.) в Месопотамии, как это видно из «Законов Уруинимгины», самым древним делением вещей была классификация вещей на землю и остальные вещи. Возникает вопрос: было ли это уникальным явлением? Анализ древнейшего законодательства показывает: нет, это не было чем-то особенным. Если мы посмотрим древнейший римский свод правовых норм — «Законы XII таблиц», которые, в свою очередь, являлись записью еще более древних правовых обычаев, то в 3-м законе VI таблицы мы обнаруживаем: «Давность владения в отношении земельного участка [устанавливалась] в два года, в отношении всех других вещей — в один год» [Законы XII таблиц, таб. VI, ст. 3]. Здесь мы видим прямое указание на существование классификации вещей «земля — остальные вещи». И в отношении земли как основного средства производства существует особый порядок правового регулирования: все вещи приобретались в собственность по давности владения (лат. usucapio) по истечении одного года добросовестного и непрерывного владения — и только земля приобреталась в собственность по истечении двух лет такого владения. ——————————— Законы XII таблиц // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. С. 8.

Римское право Архаического периода (второй половины VIII — середины III в. до н. э.) знало также еще одно деление вещей — на манципируемые вещи (лат. res mancipi), право собственности на которые приобреталось способом mancipatio (формальной передачей вещи); и неманципируемые вещи (лат. res nec mancipi), права собственности на которые приобретались способом traditio (неформальной передачей вещи) [Законы XII таблиц, таб. V, ст. 5; таб. VI, ст. 1, 5б; см. также: Институции Гая, кн. II, ст. 14б, 14а, 17 — 19, 22, 24, 25] . «Институции Гая» поясняют, какие вещи относились к категории res mancipi: «К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее, строения на италийской земле…», а также сельские сервитуты [Институции Гая, кн. II, ст. 14б, 14а, 17] . Необходимость выделения манципируемых вещей заключалась в том, что это были важные в экономическом плане вещи, которые были нужны для ведения земледельческого хозяйства. Следует обратить внимание на то, что, в отличие от предыдущей классификации вещей на землю и остальные вещи, к категории res mancipi относились уже земля и строения (хотя они еще не составляли единого и неразрывного имущественного комплекса). ——————————— Процесс генезиса государства, судя по всему, в результате синойкизма (греч. «селения вместе, поселения вместе») латинской общины Roma Quadrata («Квадратного Рима») на Палатине и двух соседних общин сабинов, как показали исследования археологов, завершается во второй половине VIII века до н. э., как следствие, возникает необходимость в правовом регулировании правоотношений. «Законы XII таблиц» и «Институции Гая» цитируются по кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. С. 5 — 151. Там же. С. 46.

Признаки этого деления (на землю и остальные вещи) мы видим в «Русской правде», древнеяпонском праве и т. д. Если мы посмотрим английское право, то также увидим существовавшее (видимо, с англосаксонских времен) деление вещей на землю и остальные вещи (англ. land and chattels — досл. «земля и пожитки»), которое перешло в феодальное, а затем и в буржуазное право. Это означало, что строения и насаждения на земле были самостоятельным объектом сделки и объектом права собственности, т. е. дом и насаждения можно было продавать и покупать отдельно — без земли. ——————————— См.: Суровень Д. А. Регулирование вещных отношений в древнеяпонском праве // Право. Законодательство. Личность. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. Вып. 3-й. С. 126.

Однако подобное деление вещей имело недостатки. Дом может занимать какое-то пространство на участке, тем самым создавая определенные неудобства для собственника земли. Поэтому мог возникнуть конфликт между собственником земли и собственником дома (коллизия прав), т. е. ситуация, когда осуществление некоторых прав может происходить не иначе как задерживая или препятствуя вполне или отчасти осуществлению других прав. Во всем мире проблема была решена таким образом: была выработана юридическая формула «все, что находится на земле, связано с землей». Это означало, что те нормы, которые ранее применялись в отношении земли, теперь применяются и в отношении вещей, связанных с землей (т. е. строений и насаждений на земле). В результате появляется новая классификация вещей на недвижимые (земельные участки, строения и насаждения на земле) и движимые (все остальные). Разрешение этого противоречия мы видим в праве Месопотамии в «Законах Хаммурапи», где появляются категории вещей «поле, сад, дом» и «движимые вещи» [ЗХ, ст. 150]. Устойчивое словосочетание «поле, сад, дом», встречаемое повсюду в этом судебнике, обозначало недвижимое имущество («поле» — земельный участок, «сад» — насаждения, «дом» — строения на этой земле) и было противопоставлено движимым вещам. Отсутствие общего термина, обозначавшего недвижимые вещи, свидетельствовало о том, что классификация вещей на движимые и недвижимые только-только появилась — поэтому общий термин еще не придумали. Но в отношении сделок с недвижимостью действовал особый порядок правового регулирования — они оформлялись письменно в присутствии свидетелей и скреплялись печатями. ——————————— Цит. по: Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1792 — 1750 гг. до н. э.) // Крашенинникова Н. А. История права Востока. М.: Российского открытого университета, 1994. С. 124.

Такая закономерность наблюдается в правовых системах большинства народов. К классификации вещей на движимые и недвижимые самостоятельно перешли в древней Индии («Из страха перед ним все создания, движимые и недвижимые…» [Законы Ману, гл. VII, ст. 15]; «недвижимость» [Артхашастра, отдел III, раздел 61 «О недвижимостях», глава 8 — 9]; в древнем Риме [Институции Гая, кн. II, ст. 42]; на древней Руси (в новгородско-псковском праве — «живот» и «отчина») [Псковская судная грамота, ст. ст. 14, 31, 72, 76, 84, 88, 89, 100, 104, 106] . А это означало следующее. Раз появилась категория недвижимого имущества, то существует единый и неразрывный комплекс вещей — земля и все, что связано с землей (строения и насаждения). С появлением категории недвижимого имущества дом более не рассматривается как самостоятельный объект права собственности и сделки. Теперь дом мог отчуждаться и приобретаться только вместе с землей. А значит, было невозможно иметь право собственности на дом, не будучи собственником земли под этим домом. Поэтому, если человек был собственником дома — это (в условиях существования категории недвижимых вещей) означало, что он был и собственником земли под этим домом. ——————————— Законы Ману: Манавадхармашастра / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С 231. Индийское право выделяет так называемую «недвижимость» (и относит к ней «дом, поле, рощу, оросительное сооружение, пруд или водоем»), которой в «Артхашастре» выделяется целый раздел, озаглавленный «О недвижимости» [отдел III, раздел 61-й, глава 8 — 9]. См.: Артхашастра или наука политики. М.: Наука — Ладомир, 1993. С. 179 — 184. См.: Отечественное законодательство XI — XX веков. М.: Юристъ, 1999. Ч. I. С. 41 — 50.

В феодальном праве континентальной Европы переход от деления вещей на землю и остальные вещи произошел под влиянием римского права в результате его рецепции в XI — XVII веках. Только в английском праве осталась классификация вещей на «землю и остальные вещи» (англ. land and chattels) в силу того, что здесь не было рецепции римского права. Таким образом, древнейшим делением вещей являлась классификация «земля — остальные вещи», в силу того что в отношении земли (как основного средства производства) существовал особый порядок правового регулирования. По причине возможности коллизии прав земельного собственника и собственника строения или насаждений при такой классификации вещей (если они не совпадали в одном лице) в большинстве стран, самостоятельно или в силу рецепции римского права, происходит переход к делению вещей на движимые и недвижимые. Однако особый порядок правового регулирования в отношении недвижимости был связан с тем, что главной вещью среди недвижимых вещей по-прежнему оставалась земля (как основное средство производства).


Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России

История государства и права России — самостоятельная историческая и юридическая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его историческое развитие, государственный и общественный строй и т. д. При изучении истории государства и права России выделяют:

1) историю государства — устройство государства, государственные органы;

2) историю права — процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов.

Предмет истории государства и права России — изучение возникновения, развития структур, институтов и механизмов государственной власти, правовых институтов и др. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населяющих ее территорию.

Задача истории государства и права России — изучение исторического развития российского права посредством системы методов и приемов научного исследования.

Задачи истории государства и права реализуются на основании исследования:

1) исторических источников права, источников права, изданных в различные исторические периоды либо неизданных, но содержащих необходимые сведения;

2) законодательных памятников — изданных официальных законов, указов, кодексов и т. п.;

3) исторических юридических документов — договоров, переписи населения и т. п.

Методы истории государства и права России — совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки.

Система методов истории государства и права России включает в себя:

1) общие методы:

а) метод историзма (хронологический метод). Используется при исследовании государства и права в процессе развития;

б) философский метод — использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма;

в) дедуктивный метод — изучение права с помощью логических операций от общего к частному;

г) индуктивный метод — выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;

д) экзегетика — изучение права на основании толкования его исторических источников;

2) специальные методы:

а) сравнительный метод — изучение государственно-правовых явлений в развитии путем сопоставления с другими странами и основными институтами государства и права на разных этапах исторического развития;

б) систематический метод — изучение истории государства и права посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;

в) метод периодизации — изучение истории путем деления на отдельные временные периоды.

Специальные методы — также статистический, математический, социологический.

История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и правоведения. По тому, что изучает история государства и права, на познание какого социального объекта (а государственная организация и право существуют только как социальные явления, как формы человеческого общежития) направлено ее внимание, она может считаться преимущественно юридической научной дисциплиной. По тому, какими методами и на основании каких взаимосвязей изучается этот объект, как устанавливаются закономерности и своеобразие функционирования этих явлений, история государства и права — дисциплина преимущественно историческая; она направлена на понимание не только ныне существующих форм государственной организации и правовых систем, но и исторических, давно не существующих полностью или в большей своей части, на понимание их возникновения, развития и исчезновения.

В самом общем определении, история государства и права изучает историческое развитие государства и права. В конце концов к такой простой и даже как бы объясняющей саму себя формуле сведутся любые самые хитросплетенные объяснения того, что же составляет предмет этой научной дисциплины, примерно с конца XIX века сделавшейся обязательным элементом университетского юридического образования в рамках европейской культуры. Однако сами явления — государство и право — не допускают такого же простого определения, они могут быть объяснены только через длинный ряд сопоставлений с другими формами общественной организации и человеческой культуры.

И в повседневном обиходе, и в научных определениях под словом «государство» понимают минимум два взаимообусловленных, но не совпадающих явления общественной организации и истории. Во-первых, государство — это географическое и политическое понятие, страна с самостоятельной властью, существующая в определенных границах и, как правило, в законченный исторический период. Во-вторых, государством принято упрощенно называть государственную организацию, совокупность учреждений, правовых правил, традиций и принципов, общественных установлений и, в конечном счете, форм реализации власти в обществе (конечно, также в конкретных географических и временных границах). История государств в первом случае — это предмет общей политической истории. Историю государства и права, имея в виду ее юридическую нацеленность, интересуют формы реализации власти в обществе, административные учреждения и закрепляющие их полномочия и принципы деятельности, правовые институты — словом, государство как государственная организация в эволюции ее форм и принципов деятельности. Конечно, стремясь установить социальные предпосылки изменений этих форм и принципов, реальное их общественное содержание, социальные и исторические причины, повлиявшие на эти изменения, история государства и права не может не соприкасаться с общей политической историей (историей событий), с социальной историей, изучающей государственный быт и отношения классов в обществе, — однако специальная задача истории государства и права всего этого прямо не подразумевает и могла бы игнорировать эти условно посторонние связи, если бы в истории общества возможно было отделить одни явления от других. К тому же специальная задача истории государства и права важнее и в первом отношении: государство как историческая и территориальная форма возникает в результате общественной деятельности государства как организации, как аппарата власти.

Вторая часть объекта изучения — право — едва ли не более сложна в ее определении. Достаточно многогранного и общепринятого определения, что такое право в его роли в обществе, пожалуй, доныне не сложилось. В обществе право предстает как совокупность правил (и общих принципов, и особых конкретных норм), регулирующих особую сферу правовых отношений людей по поводу их имущественных и неимущественных прав, причем воспроизводящихся в правоприменительной практике государственных и других юридических учреждений, и как идеал, присутствующий в общественном сознании в отношении этих правил и этой практики; кроме того, полагают необходимым, чтобы право по своему содержанию воплощало общественно целесообразную и разделяемую большинством меру нравственности. Из этой характеристики видно, как сложно разделить подчас историю права с социальной историей, историей общественного быта, с историей культуры и, в особенности, с историей идеологии и общественного сознания, одной из форм которого предстает и право. Собственный, только ей присущий предмет научного внимания история государства и права обретает, рассматривая право и государственную организацию в их исторических взаимодействиях.

Исторически государственная организация и право развиваются параллельно, каждая под воздействием своих социальных факторов (хотя некоторые из них, например идеология, и совпадают). Однако в общественной деятельности государство и право самым тесным образом переплетены и обуславливают одно другое. Реализация государственной власти возможна только в виде принуждений, запретов и разрешений — индивидуальных («по случаю») или превратившихся в традицию; это и есть право. И в обратном отношении: для того чтобы установления права были действенными, чтобы его требованиям люди подчинялись, в интересах общежития нередко даже против своей воли, необходима особая организация, стоящая как бы над обществом, т. е. государство. Состояние государственной организации, ее формы и принципы (монархия или республика, тоталитарное или либеральное государство и т. д.) не могут не находить соответствия в принципах права своего времени (жесткая регламентация или гражданская свобода и т. д.). Это соответствие форм государства и права в истории составляет закономерность социальной жизни. Конкретное сочетание государственных институтов и правовых форм в исторический период образует особую структуру, которую можно обозначить как право-государственный уклад. В этом укладе отражены и особенности цивилизации и культуры народа в общем, и степень его социального развития, и ход политической истории. В изучении качества, отдельных свойств и форм, направления и причин эволюции этих право-государственных укладов в истории народа (а именно национальное государство в истории человечества стало основным политическим объединением) и состоит свой, специальный интерес истории государства и права.

История государства и права, таким образом, представляется общественной научной дисциплиной. Однако общество и правила его функционирования интересны для нее только в особом отношении: не как гражданское общество вообще, но как политико-правовое сообщество, возникающее только на достаточно высокой степени истории цивилизации. Так называемое первобытное состояние общества интересно для истории государства и права лишь постольку, поскольку в нем оформляются предпосылки того, что с определенного исторического времени можно называть правом и учреждениями государства. По той же причине далеко не все народы, составлявшие когда-либо или составляющие человечество, входят в предмет изучения истории государства и права.

Главенствующая задача истории государства и права: осмыслить историческое, т. е. минувшее, изменение — делает ее преимущественно теоретической научной дисциплиной. Вместе с тем особые свойства ее объектов изучения — государства и права — предопределяют значение истории и как неотъемлемой части общей, практической юриспруденции.

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ Предмет истории отечественного государства и права – возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и

Периодизация истории государства и права

Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная

§ 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права

§ 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний Попытки познать, объяснить причины исторических перемен в политическом строе и праве начинаются с рождением исторических и политических знаний в истории мировой

Начало научной истории права и государства

Начало научной истории права и государства На исходе XVII в. немецкий философ Г. Лейбниц в трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667 г.) сформулировал новые задачи общего изучения истории права: они заключаются в общем разъяснении правового развития.

Развитие научной истории государства и права в XIX в.

Развитие научной истории государства и права в XIX в. С оживлением внимания к национальным историям правового развития, историческому изучению права древних народов, прежде всего Древнего Рима, в науке Европы развернулась специальная работа по критическому исследованию

Изучение истории государства и права в России

Изучение истории государства и права в России В дореволюционной России всеобщая историография государства и права существовала по преимуществу в виде двух параллельных дисциплин: сравнительного (или сравнительно-исторического) государствоведения и всеобщей истории

Письменные работы по истории государства и права России

Письменные работы по истории государства и права России Общие методические рекомендации В соответствии с учебным планом студенты первого курса должны выполнять курсовую или контрольную работу Студенты, фамилии которых начинаются:с «А» по «Г» выбирают 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36,

Тематика письменных работ по истории государства и права России

Тематика письменных работ по истории государства и права России 1. Роль варягов в становлении и развитии Киевской Руси: основные концепции.2. «Повесть временных лет» как историко-правовой источник.3. Киевская Русь – раннефеодальная монархия.4. Русь и татаро-монголы.5.

Тесты по истории государства и права России

Тесты по истории государства и права России Тесты предназначены для проверки знаний и закрепления изученного.В этих целях предлагаются как задания на выбор правильного ответа, так и тесты иных типов: определение хронологической последовательности, на группировку и

Контрольные вопросы по истории государства и права России

Контрольные вопросы по истории государства и права России 1. История отечественного государства и права как наука. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических наук.2. Образование Древнерусского феодального государства. Нор-манизм и

Словарь основных юридических терминов по истории государства и права России

Словарь основных юридических терминов по истории государства и права России -А- Абсолютизм – форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ 1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции

1.1. Предмет истории государства и права Украины

1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции в целом;— развитие механизма государственной власти в

ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ V в. - 882 430 860 866 876 882 — формирование поляно-русского государства — начало княжения династии Киевичей — первый договор Руси с Византией — первое Крещение русов патриархом Фотием — второе Крещение

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: