Вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения глава государства и права

Обновлено: 28.03.2024

Принцип права — императивная норма, имеющая более высокое значение в правовой системе, нежели иные правила, поскольку имен­но он определяет смысл и содержание нормативных правовых актов; на него вправе опираться правоприменитель, когда сталкивается с пробелом в праве. В то же время принципы — это идеальные установ­ки, определяющие смысл и содержание нормативно-правового регу­лирования тех или иных общественных отношений, но в праве воз­можны и отклонения от них.

Принципы прав человека — это основополагающие начала, обес­печивающие единство самого понятия «права человека» и способст­вующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, соли­дарности и справедливости.

Конституционные принципы прав человека — это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, постулаты, на которых построена система прав человека, обеспеченные особыми го­сударственными мерами охраны и защиты.

Принципами прав человека являются следующие:

Принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Принцип уважения человеческого достоинства утверждает зна­чимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее соци­ального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство нена­рушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со сто­роны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы прав человека выражает идею защиты челове­ка от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Человек свободен, только если способен сооб­разовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсо­лютная несвобода порождает полную безответственность.

Принцип равноправия. Это важное условие межличностных от­ношений, в которых проявляется признание в каждом человеке лич­ности и полноправного члена человеческого союза.

Правовое равенство — универсальный способ выражения юри­дического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, от­дельных социальных групп и слоев населения, разных народов и на­циональностей .

Равноправие — принцип и фундаментальное право (наряду со свободой) человека, порождающее многие другие права, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т.п.

Принцип солидарности прав человека. Солидарность основыва­ется на взаимном признании прав, на обязанностях и ответственно­сти. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Принцип демократии. Его главный смысл для прав человека свя­зан с характеристикой особой социальной среды (общественными от­ношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики поли­тического участия и гражданственностью личности.

Принцип толерантности (терпимости) — особый принцип прав человека, утверждающий уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуально­сти. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.

Принцип справедливости. Справедливость — понятие о долж­ном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности межличностных и общественных отношений. Справедливость — это некая середина между излишком и недостат­ком (Аристотель).

Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о на­личии справедливости.

Назовем конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина:

Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуж­даемости имеет два значения: государство не вправе изъять или ограничить без веских основа­ний конституционные права и свободы; человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

Единство прав, свобод и обязанностей, согласно которому лю­бые субъективные права человека и гражданина практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обя­занности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Равенство всех перед законом — наделение государством всех без исключения своих граждан в равной мере правами и обязанностями.

Непосредственное действие. Независимо от существования нор­мативных правовых актов, конкретизирующих основные права чело­века, государственные органы обязаны их соблюдать.

Гарантированность и защищенность государством — создание органами государственной власти и органами местного самоуправле­ния условий для реализации прав и свобод и действенных механиз­мов их защиты.

Эти принципы определяют основные направления политики Рос­сийского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются основой его правового статуса.

Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина». Основные права и свободы человека

Хотя понятия права человека и права гражданина употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности.

Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обуславливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

В конституциях многих стран проводится четкая грань между правами человека и правами гражданина. Так, когда речь идет о человеке как субъекте прав, употребляются следующие формулировки: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек». Например, Конституция РФ в главе 2 использует такие формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется».

Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории РФ, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Обратите внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.):

- «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст.9);

- «Никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст.11);

- «Все лица равны перед судами и трибуналами».

Эти и другие личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина – это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами граждан.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Когда речь идет о правах гражданина, то в текстах конституций прямо говорится: «гражданин имеет право», «гражданин может». Иногда вместо слова «гражданин» в конституциях ряда стран указывается принадлежность к нации: «все немцы», «каждый испанец».

Следует отметить, что в наше время деление прав на права человека и права гражданина все более утрачивает свой смысл, так как прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, одновременно выступают и в качестве прав гражданина.

Государственное признание прав человека происходит путем юридического закрепления их в национальном законодательстве (прежде всего в конституциях). Это порождает юридическую категорию основных прав и свобод гражданина. Вэтом планеосновные права и свободы гражданина – юридическая форма взаимоотношений государства и личности в рамках определенной социально-экономической и политической системы по обеспечению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях под основными правами человека понимают права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых актах по правам человека, в частности, в Международном билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).

Международный билль о правах человека сложился из 4-х актов, принятых ООН в разное время:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Международные пакты имеют обязательную силу для государств, которые к ним присоединились. В содержательном плане пакты не отличаются от Всеобщей декларации прав человека, лишь расширяя и конкретизируя ее положения.

Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Выделение категории основных прав и свобод человека не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым. Речь идет о том, что основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

От основного права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через посредство свободно избранных представителей.

Это основное право порождает иные права:

- право на участие в самоуправлении;

- право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании;

- право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей;

- право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего и т.п.

Часть 1 ст.22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это – основное право, порождающее целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, УПК РФ и других нормативных актах.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Надо сказать, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они ограничивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Однако термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» (ст.28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч.1 ст.29).

Свободы человека – это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры, территорию, на которых человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Свобода – это дозволение делать все, что не запрещено законом.

Термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). В правах человека фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права, им можно воспользоваться, реализовать его либо нет.

И все-таки четкое разграничение между правами и свободами провести трудно.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?

  • финансирование из государственного бюджета создания единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
  • реализация технологии обучения учащихся средней школы.
  • Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.
  • финансирование международных грантов для обмена опытом в сфере образования
  • обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для обеспечения образовательного процесса
  • увеличение учебных платформ
Вопрос 2

Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.

  • учёт индивидуальных особенностей школьников
  • сокращение учебного времени на музыкальное образование
  • компьютеризация образовательного процесса
  • преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
  • повышение внимания к изучению иностранных языков
  • введение дополнительного курса по истории культуры
Вопрос 3

Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • увеличение количества учебных предметов
  • сокращение времени изучения естественных наук
  • ориентация на интересы и склонности ученика
  • применение технологий, сберегающих здоровье
  • особое внимание нравственному воспитанию
  • компьютеризация образовательного процесса
Вопрос 4

На телевизионном канале часто демонстрируются последние открытия в науке, популяризируются научные достижения. Что из передач иллюстрирует прогностическую функцию науки?

  • Экологи предупредили об опасности вырубки лесов в средней полосе России.
  • Ученые разработали новую конструкцию 3D принтера, что позволяет организовать его серийное производство.
  • Аналитики высказали предположения о развитии финансовой системы на ближайшие годы.
  • Фермер закупил семена новой пшеницы, устойчивой к засухе.
  • Метеорологи высказали предположение, что из-за изменения течения Гольфстрима зима в Скандинавии будет холоднее обычной.
  • Ученые высказали новую гипотезу по проблеме исчезновения динозавров.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни.

  • Результат научного исследования зачастую субъективен, так как зависит от личностных особенностей ученого, его приверженности той или иной теории.
  • Научные исследования нужно рассматривать относительно того времени, когда они были сделаны.
  • Наука направлена на выработку теоретического обоснования законов развития природы и общества.
  • Научные убеждения могут базироваться на убеждениях или вере.
  • Под основой научной деятельности можно понимать единство эмпирических и теоретических методов.
Вопрос 6

Ученые высказали предположение, что в стране Z утвердилась одна из мировых религий. Какие факты лежат в основе этого предположения?

  • вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения
  • глава государства был объявлен сыном бога
  • в стране преследовали людей, которые высказывали сомнения в силе божества
  • религию государства исповедовали представители различных этносов и социальных групп
  • в государстве существовали только религиозные школы
  • люди поклонялись множеству богов
Вопрос 7

Какие положения отражают регулятивную функцию мусульманской религии?

  • запрет на употребление алкоголя
  • соблюдение поста в месяц Рамадан
  • почитание Мухаммеда как последнего пророка
  • вера в единого Бога
  • признание Корана священной книгой
  • обязанность жертвовать средства в пользу бедных
Вопрос 8

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение:

2. Первым употребил слово «философ»:

3. Учитывает только количественные изменения в мире, и вне их взаимосвязи:

4. Диалектика – это:

Наука о развитии

материалистическое представление о мире

философская школа античности

5. Материализм утверждает, что:

мозг излучает мысль, как печень выделяет желчь

сознание – это свойство высокоорганизованной материи

сознание – это функция духовной субстанции, души

6. Карма – центральное понятие:

7. Перевоплощение души в индуизме называется:

8. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет и все меняется!»:

9. Платон утверждал, что философ должен изучать:

10. Сократ считал, что главным пороком человека является:

11. Сказал, что Вселенная – четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух:

12. Утверждал, что все состоит из воздуха, разрежающегося и сгущающегося:

13. «Летящая стрела»:

название апории Зенона

создал учение об атоме

создал гуморальную теорию

сформулировал основы диалектики

15. Для того чтобы быть добродетельным, нужно (Сократ):

получить соответствующее воспитание

быть человеком верующим

знать, что такое добродетель

16. «Истинный философ должен иметь дело с…» (Платон):

17. Истинное удовольствие для человека, считал Эпикур, - это:

невозмутимость духа и здоровое тело

счастье близких людей

18. Иисус Христос родился в:

19. В нагорной проповеди Христа изложены:

20. «О граде Божьем» - работа:

21. Крестил Христа::

22. Антропоцентризм – основная идея:

23. «Люди-просвещенная машина», - утверждал

24. «Все действительное разумно, все разумное действительно, - утверждал:

25. «Мера нравственности определяется чувством долга»,-считал:.

27. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются…

28. Философское понятие для обозначения всего сущего – это …

29. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания – это …

30. Предметом этики является

1. «Первичной была мировая идея. Из нее все и произошло, в том числе эволюционным путем», - утверждает:

2. Рассматривает мир, все явления в развитии и взаимосвязи:

3. Упанишады – Веды – священные книги:

4. Медитация – это:

Религиозный обряд в конфуцианстве

5. Автор даосизма:

6. Понятие «дао» означает:

Единый закон мироздания

Отношение к действительности (невмешательство)

Цель человеческой жизни

7. Сказал, что «философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий»:

8. Первым назвал себя философом

9. Сын повивальной бабки говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений. Это:

10. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - утверждал

11. «Люди видят предметы и не видят идей, они принимают тени за действительный мир»:

12. Создал учение об общих логических понятиях, категориях:

13. Греческое слово «христос» означает:

14. Согласно христианскому вероучению, реальностью, определяющей мир, является:

15. Коренная черта христианской морали:

Любовь к человеку

16. Спасение души – высшая форма деятельности человека, утверждает философия:

17. Привел логическое доказательство существования Бога:

18. «Я мыслю, следовательно, существую» - это изречение принадлежит:

19. Неотчуждаемые права человека (Д. Локк):

Право на религию

Право на образование

20. В основе общественного прогресса лежат естественные, географические, климатические условия:

21. « Наблюдение, опыт, эксперимент – основа познаний» - изречение:

22. «Разум – предпосылка всех других характеристик человека»,-утверждают философы

23. «Мера нравственности определяется чувством долга»,-считал:

24. «Все действительное разумно, все разумное действительно, - утверждал:

25. Предположил принципы «категорического императива»:

26. Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

27. Составлением глобальных прогнозов занимается:

28. На что опирается философия?

На разум и объективные знания

На эмпирические данные

На знания авторитетных источников

29. Конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты – это …

30. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:

1. Кастовая система общества закреплена в:

2. Срединный восьмеричный путь к «просветлению» открыл:

3. Инь и Ян в даосизме означают:

Мужское и женское начало в мире

Направление философии Китая

4. «Я знаю только, что ничего не знаю»:

5. «Академия»- школа:

6. «Человек – существо политическое», утверждал:

7. «Божественный разум – основа природы, познавая природу, человек может познать мудрость Бога», - утверждал:

8. Иисуса Христа крестил:

9. Государство является, считал Гоббс:

Инструментом политического господства

Результатом классовой борьбы

Результатом общественного договора

10. Основой мироздания является механика (законы Ньютона).

11. «Разум – предпосылка всех других характеристик человека»,- утверждают философы

12. Развитие русской культуры и философии связано, прежде всего, с

Крещением Руси и ее христианизацией

Освобождением от татаро-монгольского ига

Развитием торговых связей

13. Россия должна вписаться процесс развития европейской культуры, считали:

14. Автор «Слова о законе и благодати»:

16. Л.Н. Толстой был предан анафеме за:

«Рациональную» христианскую философию

17. «Россия поверила в коммунизм как в новую религию», писал:

18. «Народ – результат божественного провидения, объединен принципом соборности», утверждали: .

19. Автор «Идеи ранга»:

20. «Долг христианина – служить Богу, людям; свобода – условие для этого служения», считал:

21. Автор «Философии жизни»:

22. Способ реализации бессознательного в социально одобренном поведении называется (Фрейд):

23. «Вначале он как верблюд, затем лев и, наконец дитя» (Ф.Ницше). Речь идет:

О библейской притче

О превращении человеческого духа

24. «Комплекс неполноценности – это энергетический потенциал, который приходит на смену либидо, - мнение:

25. «Сущность человека – свобода, главное в ней – возможность выбирать, а следовательно, отвечать за свой выбор»:

26. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это …

27. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является…

Результатом его жизни в обществе

Результатом его самообразования

28. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть …

29. Идеалисты утверждают, что:

первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало

существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное

материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления

30. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

1. Причина всех человеческих бед – вмешательство в естественный ход событий:

2. Идея увей – это:

Гармония между землей и небом

3. Культ предков, почитание родителей характерно для:

4. Автор даосизма:

5. Сократ утверждал, что человек должен:

Познать суть вещей

Познать самого себя

6. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - утверждал:

7. Покой и безмятежность, безразличие ко всему – истинная мудрость. Это идеи:

8. Условием «спасения» в христианстве является:

9. Моисей – пророк, действующее лицо:

10. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность мышления»- утверждал:

12. Я мыслю, следовательно, существую» - это изречение принадлежит:

13. Православная вера даст «цельное зрение ума» - считали:.

14. Автор «Слова о законе и благодати»:

15. Основная ценность национальной жизни (православие):

16. Что произошло с группой русских писателей и философов в 1922 г.

Их сослали на Соловки

На пароходе отправили в Германию

18. Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни. Таково содержание понятия:

19. Цельность общества основана на общих духовных православных ценностях. Таково содержание понятия:

20. «Тема свободы, творчества и Бога – главное в философии», утверждал:

Сторонники идеи равенства

Сторонники идеи ранга

22. А.Герцен – продолжатель идей:

23. «Пассивному нигилизму должен противостоять сверхчеловек»- считал:

24. «Толкование сновидений» - работа:

25. Психологическую основу для детектора лжи создал:

26. Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это

27. Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения – это …

28. Что не относится к формам общественного сознания?

29. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок – это …

30. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:

Ключ для обработки материалов тестирования по общепрофессиональной дисциплине Основы философии

Инструкция по проведению тестирования по дисциплине

Перед вами задания, составленные в виде тестов. Тестовые задания представлены в четырех вариантах, уравновешенных между собой по сложности.

все варианты содержат по 30 тестовых заданий - закрытого типа с выбором одного правильного ответа.

При выполнении заданий разрешается пользоваться черновиками.

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненные задания оцениваются в 0 баллов. Максимальное количество баллов - 30.

Во время тестирования запрещается разговаривать, ходить по аудитории, пользоваться мобильным телефоном.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Событием в культурной жизни стало появление книги стихов молодого автора. Какие доводы непосредственно свидетельствуют о том, что литературное произведение можно отнести к элитарной культуре?

Вопрос 2

Выберите верные суждения о культуре

  • Культура — это искусственная среда, созданная преобразующей творческой деятельностью людей.
  • Сферу духовной культуры представляет предметный мир, отражающий материальные потребности человека.
  • Потребность в передаче социального опыта, духовных ценностей и образцов поведения лежит в основе науки.
  • К функциям культуры относят ценностно-ориентировочную и коммуникативную.
  • Духовная культура имеет ценностную основу и проявляется в различных формах общественного сознания.
Вопрос 3

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды духовной деятельности

Получение, обоснование и систематизация знаний о мире и человеке

Образное осмысление действительности

Вопрос 4

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Наука, искусство, духовная культура, духовные ценности, художественное творчество.

Вопрос 5

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации система общего образования в нашей стране включает несколько уровней. Укажите общие черты, присущие начальному общему и основному общему образованию в нашей стране.

  • оба уровня завершаются государственной итоговой аттестацией
  • обучение носит предметный характер
  • имеют одинаковую продолжительность обучения
  • обучение нацелено на формирование знаний и способов деятельности
  • используются цифровые технологии
  • обучение в классе сочетается с внеклассной работой и дополнительным образованием
Вопрос 6

Известный учёный-культуролог опубликовал статью, в которой проанализировал произведения литературы и искусства. Какие факты свидетельствуют о том, что статья была посвящена произведениям массовой культуры?

  • автор анализировал произведения современного киноискусства
  • автору удалось показать глубину художественных образов и необычный кинематографический стиль
  • автор анализировал сериалы — «мыльные оперы», а также детективы и триллеры
  • статья раскрывала ориентацию кинематографических произведений на художественные запросы обывателя
  • автор рассказал о небывалом кассовом успехе кинофильмов
  • автор восхищался кинофильмами, которым посвятил свою статью
Вопрос 7

Учитель предложил школьникам оценить событие с позиций морали. Что из перечисленного присуще моральной оценке?

  • моральная оценка всегда выражает рациональный подход к событиям и фактам
  • моральная оценка предполагает соотнесение с категориями добра и зла
  • действия политиков не подлежат моральной оценке
  • моральная оценка может быть внешней и внутренней
  • в моральной оценке отражается общественное мнение
  • моральная оценка связана с применением санкций, установленных государством
Вопрос 8

Установите соответствие между характеристиками и типами культуры:

  • поиск новых выразительных форм для выражения оригинальной авторской идеи
  • определяющее творческий процесс стремление к финансовому успеху
  • традиционная культура, авторов которой невозможно установить
  • наднациональность, доступность представителям различных стран
  • упрощение художественных образов и смысла произведения
Вопрос 9

Выберите верные суждения о духовной культуре

  • Духовная культура индивида всегда автономна, независима от духовной культуры общества.
  • Основные категории духовной культуры — добро и зло.
  • Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством.
  • Религию и науку относят к духовной культуре.
  • Различия между материальной и духовной культурой условны, относительны.
Вопрос 10

Установите соответствие между примерами и областями культуры:

  • школьное оборудование
  • теория обучения
  • моральный климат в коллективе
  • классный журнал
  • технические средства обучения
Вопрос 11

Выберите верные суждения о функциях искусства

  • Искусство, как и религия, выполняет компенсаторную функцию.
  • К функциям искусства относится самореализация творца художественного произведения.
  • Эстетическая функция отличает искусство от других путей познания мира.
  • Ценностно-ориентирующая функция искусства проявляется в создании норм и правил творчества.
  • Коммуникативная функция искусства связана с использованием произведений искусства средствами массовой информации.
Вопрос 12

В процессе модернизации в начале XXI в. произошли изменения в системе образования Российской Федерации. Найдите в перечне характеристики системы образования РФ

  • в структуру общего образования входят профессиональное и дополнительное образование
  • к уровням высшего образования относятся бакалавриат и магистратура
  • среднее общее образование заканчивается в 11 классе общеобразовательного учебного заведения
  • образование в государственных и муниципальных образовательных организациях имеет светский характер
  • обеспечивается равный доступ к образованию для всех обучающихся
  • каждому гарантируется общедоступность и бесплатность высшего образования
Вопрос 13

Выберите верные суждения о науке

  • Наука выполняет функции поиска объективных знаний и формирования мировоззрения.
  • Наука — это первичный социальный институт, регулирующий общественные отношения.
  • Наука наряду с религией является компонентом духовной культуры общества.
  • В традиционном обществе наука составляла основу экономического производства.
  • Наука исследует деятельность человечества в социальной и политической сферах.
Вопрос 14

Выберите верные суждения о морали

  • Мораль относится к мировоззренческим ценностям.
  • Моральные нормы создаются и корректируются государством с помощью законодательной практики.
  • Основные категории морали — добро и зло.
  • Этика как наука изучает мораль.
  • Мораль выполняет регулятивную, оценочную и воспитательную функции.
Вопрос 15

Исследуя исторические источники, учёные высказали предположение о том, что в государстве Z утвердилась одна из мировых религий. Какие факты лежали в основе данного предположения?

  • вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения
  • глава государства Z был объявлен сыном бога
  • в стране Z преследовали людей, которые высказывали сомнения в силе божества
  • религию государства Z исповедовали представители различных этносов и социальных групп
  • в государстве Z существовали только религиозные школы
  • люди поклонялись множеству богов.
Вопрос 16

Выберите верные суждения о религии

  • Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.
  • К мировым религиям относится иудаизм.
  • Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.
  • Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие религиозной культуры.
  • К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.
Вопрос 17

Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования

  • Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
  • Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
  • Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
  • Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
  • Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
Вопрос 18

Установите соответствие между уровнями образования и их примерами:

  • техникум
  • спортивная школа
  • колледж
  • курсы английского языка
  • музыкальная школа
Вопрос 19

Найдите в приведённом списке функции образования

  • формирование социально-профессиональной структуры общества
  • регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни
  • важнейший канал социальной мобильности
  • прогнозирование последствий изменения окружающего мира
  • воспитание индивида, развитие его творческих способностей
Вопрос 20

Установите соответствие между характеристиками и функциями:

  • интеграция личности в общество
  • регуляция потоков рабочей силы на рынке труда
  • трансляция культурных ценностей от поколения к поколению
  • подготовка специалистов для различных отраслей хозяйства
  • оценка соответствия требованиям, выдвигаемым обществом
Вопрос 21

Выберите верные суждения об искусстве

  • Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
  • Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
  • Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
  • Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
  • В искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Вопрос 22

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

  • театр
  • библиотека
  • музей
  • кино
  • музыка
  • живопись
Вопрос 23

Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны:

  • познание объективных закономерностей развития природы и социума
  • эстетическое освоение окружающего мира
  • стремление к достоверности знаний об окружающем мире
  • представление действительности в художественных образах
  • вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека
Вопрос 24

Учёные-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером?

  • мировоззренческая
  • социальная
  • познавательная
  • производительной силы
  • прогностическая
  • гносеологическая
Вопрос 25

Установите соответствие между примерами и видами наук:

  • логика
  • математика
  • история
  • политология
  • физика
Вопрос 26

Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре?

  • Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.
  • Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
  • Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.
  • Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.
  • Они не имеют персонального авторства.
  • Их действующие лица стали героями современных анекдотов.
Вопрос 27

Установите соответствие между названиями религии и их характеристиками:

  • ислам
  • анимизм
  • буддизм
  • синтоизм
  • индуизм
Вопрос 28

В ходе социологического опроса было установлено, что в стране Z в период с 2013 г. по 2018 г. на 25% выросла доля учащихся, воспользовавшихся своим правом выбора наиболее удобной формы обучения. Какие из перечисленных фактов позволяют сделать вывод о тенденции гуманизации образования?

  • увеличение количества учебных предметов
  • сокращение времени изучения естественных наук
  • особое внимание к развитию личности ребёнка
  • компьютеризация образовательного процесса
  • ориентация на интересы и способности ученика
  • применение технологий, сберегающих здоровье
Вопрос 29

Установите соответствие между характеристиками и функциями науки:

  • показывает возможные опасные тенденции развития общества
  • предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем
  • способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём
  • помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии
  • позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира
Вопрос 30

Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­то­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным. Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?

  • финансирование из государственного бюджета создания единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
  • реализация технологии обучения учащихся средней школы.
  • Оборудование учебных заведений пандусами для маломобильных групп населения.
  • финансирование международных грантов для обмена опытом в сфере образования
  • обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для обеспечения образовательного процесса
  • увеличение учебных платформ
Вопрос 2

Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования.

  • учёт индивидуальных особенностей школьников
  • сокращение учебного времени на музыкальное образование
  • компьютеризация образовательного процесса
  • преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
  • повышение внимания к изучению иностранных языков
  • введение дополнительного курса по истории культуры
Вопрос 3

Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • увеличение количества учебных предметов
  • сокращение времени изучения естественных наук
  • ориентация на интересы и склонности ученика
  • применение технологий, сберегающих здоровье
  • особое внимание нравственному воспитанию
  • компьютеризация образовательного процесса
Вопрос 4

На телевизионном канале часто демонстрируются последние открытия в науке, популяризируются научные достижения. Что из передач иллюстрирует прогностическую функцию науки?

  • Экологи предупредили об опасности вырубки лесов в средней полосе России.
  • Ученые разработали новую конструкцию 3D принтера, что позволяет организовать его серийное производство.
  • Аналитики высказали предположения о развитии финансовой системы на ближайшие годы.
  • Фермер закупил семена новой пшеницы, устойчивой к засухе.
  • Метеорологи высказали предположение, что из-за изменения течения Гольфстрима зима в Скандинавии будет холоднее обычной.
  • Ученые высказали новую гипотезу по проблеме исчезновения динозавров.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни.

  • Результат научного исследования зачастую субъективен, так как зависит от личностных особенностей ученого, его приверженности той или иной теории.
  • Научные исследования нужно рассматривать относительно того времени, когда они были сделаны.
  • Наука направлена на выработку теоретического обоснования законов развития природы и общества.
  • Научные убеждения могут базироваться на убеждениях или вере.
  • Под основой научной деятельности можно понимать единство эмпирических и теоретических методов.
Вопрос 6

Ученые высказали предположение, что в стране Z утвердилась одна из мировых религий. Какие факты лежат в основе этого предположения?

  • вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения
  • глава государства был объявлен сыном бога
  • в стране преследовали людей, которые высказывали сомнения в силе божества
  • религию государства исповедовали представители различных этносов и социальных групп
  • в государстве существовали только религиозные школы
  • люди поклонялись множеству богов
Вопрос 7

Какие положения отражают регулятивную функцию мусульманской религии?

  • запрет на употребление алкоголя
  • соблюдение поста в месяц Рамадан
  • почитание Мухаммеда как последнего пророка
  • вера в единого Бога
  • признание Корана священной книгой
  • обязанность жертвовать средства в пользу бедных
Вопрос 8

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: