Верно ли что по уставу благочиния следствие было отделено от суда

Обновлено: 24.04.2024

Упражнялся в снабдении разных частей государственнаго управления потребными учреждениями, видели МЫ из многих опытов, что для споспешества доброму порядку, удобнейшаго исполнения законов и для облегчения присут­ственных мест по недостатку установлений до сего затрудняемых, настояла крайняя необходимость дать городам НАШИМ Устав благочиния или полицейский. Уважении сии убедили НАС, соверша первую часть помянутаго Устава, издать оную для надлежащего исполнения, в ожидании покуда с помощию Божиею предъуспеем окончить и прочия за сим последующия; чего ради при сем тот Устав Сенату НАШЕМУ доставляем.

А.

ПРИМЕРНЫЙ СТАТ ГРАДСКАГО БЛАГОЧИНИЯ ИЛИ ПОЛИЦИИ.

1.В каждом городе благочиние поручается единому месту, которое в каждом городе учреждается под названием упра­ва благочиния или полицейская.

Благочиние– порядок, спокойствие.

2.В управе благочиния заседает городничий и заседает пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и два ратмана.

3.В столице определяется полицеймейстер, которому под обер-полицеймейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.

4.В городах, где находятся обер-коменданты, определяет­ся городничий, которому под оберкомендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.

5.Дабы благочиние в городе порядочно могло быть отправляемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две или более частей.

6.В часть города полагается примерно от двух сот до семи сот дворов.

7.В каждой части города определяется частный пристав.

8.В каждой части города определить одного или более судей словеснаго суда из граждан.

9.Часть города разделить на два или более квартала.

10.В квартале полагается примерно от пятидесяти до домов.

11.В каждый квартал определяется квартальный надзиратель.

12.В каждый квартал определяется в помощь квартальному надзирателю по одному квартальному поручику.

13.Уездный стряпчий обязан наблюдать при управе благочиния тоже самое, что по Учреждениям в главе XX статье 410 ему в должность вообще по уезду предписано.

14.В котором городе ото ста до двух сот домов дозволяется разделить город на одни кварталы без частей. Буде же мал, но предместие имеет, то город разделить на две части, то есть: город часть, предместье часть; части же дел удобности на кварталы.

О ЧИНАХ.

15.В столице полицеймейстер, буде чина выше того не имеет, считается в шестом классе за уряд, пока в должности пребывает.

16.В столице пристав уголовных дел, пристав гражданских дел, буде чина выше того не имеют, считаются в седьмом классе за уряд, пока в должности пребывают. В протчих же городах пристав уголовных дел, пристав гражданских дел, буде чина выше того не имеют, считаются в девятом классе за уряд, пока в должности пребывают.

17.В столице частный пристав, буде чина выше того не имеет, считается в девятом классе за уряд, пока в должнос­ти пребывает. В прочих же городах частный пристав, буде чина выше того не имеет, считается в десятом классе за уряд, пока в должности пребывает.

18.Судья словеснаго суда, буде чина выше того не имеет, считается в четвертом надесять классе за уряд пока в должности пребывает.

19.В столице квартальный надзиратель, буде чина выше того не имеет, считается в десятом классе за уряд, пока в должности пребывает. В прочих же городах квартальный надзиратель, буде чина выше того не имеет, считается в одинатцатом классе за уряд, пока в должности пребывает.

20.В столице квартальный поручик, буде чина выше того не имеет, считается в одинатцатом классе за уряд, пока в должности пребывает; в прочих же городах квартальный поручик, буде чина выше того не имеет, считается в двенат-цатом классе за уряд, пока в должности пребывает.

В.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТИ.

21.В столице полицеймейстер определяется Сенатом по представлению губернскаго правления.

22.В столице пристав уголовных дел и пристав гражданских дел определяются Сенатом по представлению губернскаго правления из старших и исправнейших городничих.

23.В города пристав уголовных дел и пристав гражданских дел определяются губернским правлением из старших и по атестатам городничих исправнейших частных приставов.

Исправнейший– усердный, добросовестный по должности.

24.Частный пристав определяется губернским правлением из старших и по атестатам городничаго исправнейших квартальных надзирателей.

25.Судьи словеснаго суда и выборные избираются по балам в каждой части в начале всякаго года мещанством и купе­чеством из между себя и представляются городничему, и буде нет явнаго порока, то городничей дозволяет им всту­пить в должности.

26.Квартальный надзиратель определяется управою благо­чиния из старших надзирательских поручиков по атестатам частнаго пристава той части и граждан того квартала, где должность отправлял.

27.Квартальный поручик избирается каждые три года граж­данами из граждан того квартала или города, буде же из граждан никто на себя не берет должности квартальнаго поручика, то дозволяется гражданам избрать из посторонных чиновных людей и со атестатами представить городим чему, и буде нет явнаго порока, то определить к тому кварталу в должность квартальнаго поручика.

Полицейская реформа Екатерины II Великой многими ассоциируется исключительно с подписанием Устава Благочиния и последующих, связанных с предписанными в нем правилами, преобразований. Однако полное рассмотрение вопроса подразумевает необходимость учесть и предшествующую выпуску данного устава Губернскую реформу, во время которой были определены полицейские органы и их функции на уровне губерний и уездов.

Причины и цели полицейской реформы

  • Укрепление вертикали власти.
  • Создание упорядоченной полицейской системы с четко определенным функционалом.
  • Предотвращение волнений и организация надзора над сохранением порядка.

Безусловно, существующая до начала реформирования система правоохранительных органов нуждалась в преобразовании, однако главным стимулом к первому этапу, Губернской реформе, послужил страх дворянского сословия перед возможностью восстания эксплуатируемого класса – крепостных крестьян.


Суть полицейской реформы и устава благочиния

В результате административных преобразований Губернской реформы 1775 года, на территории новообразованных губерний главным управляющим становились генерал-губернаторы, которым подчинялись все расквартированные в губерниях войска. Несмотря на запрет прямого воздействия на судебные процессы, губернаторы лично подписывали приговоры о казнях или могли приостановить исполнение вынесенного судом вердикта.

Управление полицейскими органами возлагалось на губернское правление, а также капитанов-исправников, отвечающих за полицейский функции в уездах. В городе устанавливалась должность городничего, отвечающего за полицию в данной административной единице.

Развитие торговли и промышленности, рост благосостоятельности купечества и мещан в целом – все это вызывало необходимость пересмотра полицейского аппарата в городах, его иерархии, функций и мер ответственности.

8 апреля 1782 года был подписан «Устав благочиния, или полицейский». Начало работы над документом было положено еще в 1767 году, в Наказе к Уложенной Комиссии Екатерина II в существенной степени заимствовала не только названия полицейских чинов (которые нетрудно заметить любому немного знающему немецкий язык), но и целые статьи и положения из трудов таких философов-просветителей как Монтескье, Беккариа, Дидро и Д’Аламбера. Опираясь на изменения, произведенные в 1775, Устав благочиния вносил новые законы полицейского регулирования в городах. Несмотря на заявления о «последующем дополнении устава следующими частями по мере необходимости» была выпущена только первая часть.

Главные функции управы благочиния:

  • Надзор за соблюдением законов и сохранением порядка
  • Исполнение приговоров и решений вынесенных судом или другими органами.
  • Предварительные следственные и розыскные работы.
  • Рассмотрение мелких уголовных дел.

Город делился на:

Части – включали в себя от 200 до 700 дворов,
Кварталы – состояли из 50-100 дворов

Иерархия полиции в городе:

Городничий – отвечал за порядок в целом, ему подчинялись все нижестоящие чины, а также полицейские и пожарные бригады.
Частный пристав – руководил полицией в отведенной ему части города. Ему помогали уголовный и гражданский приставы, а также ратманы (избирались от мещан и купечества).
Квартальный надзиратель – обеспечивал порядок на территории ввереных ему кварталов, руководил работой различного обслуживающего персонала – трубочистов, фурманщиков, печников, фонарщиков и т.д.
Квартальный поручик – отвечал за порядок внутри конкретного квартала, выбирался из числа жителей на три года.

Для городов-центров губерний список иерархии немного менялся и вместо городничего всем управлял полицмейстер. В столицах (Москве и Петербурге) над полицмейстерами утверждалась должность обер-полицмейстера, назначаемого лично императрицей.

Устав благочиния указывал какие конкретно действия находились в ведении полицейских органов:

1) противодействие полиции, неисполнение решений суда и законов ;
2) деяния против любой веры и богослужений;
3) нарушение общественного порядка – азартные игры, пьянство, брать и т.д.;
4) действия, нарушающие нормы благочиния – недозволенные представления, самовольное строительство и тд;
5) Подкуп административных или исполнительных органов власти;
6) мелкие уголовные преступления.

Кроме прочего, Управа Благочиния могла запретить организацию какого-либо сообщества или кружка – будь то масонская ложа, клуб любителей искусства или торговая ассоциация. Она осуществляла контроль за ценами внутри города и следила, чтобы крепостные крестьяне не сбегали в города, а так же выполняла административно хозяйственные функции – сохранение рабочего состояния дорог, фонарей, снабжение города провиантом и т.д.


В основном Управа собирала информацию о правонарушениях и передавала их в соответствующие судебные органы, но по своим компетенциям проводила самостоятельные расследования и вынесение решений – порицания, запрещение определенной деятельности, штрафы, аресты и заключения в работные дома.

Принятый в 1782 году «Устав благочиния» регламентировал создание нового исполнительного органа Российской империи — полиции. Отныне в каждом городе был полицейский участок, наблюдающий за общественным порядком.

Устав благочиния

Екатерина Вторая, вступив на трон, рьяно взялась за перекраивание Российской империи на новый лад. Среди множества реформ, проведенных ею, особое место принадлежит документу под названием «Устав благочиния». Ему было суждено сыграть роль первого, «пробного блина» в процессе создания и переделывания в соответствии с меняющимися общественными устоями законодательного акта о поддержании порядка и нравственности.

Что это за документ

«Устав благочиния» был составлен после реформы самоуправления и в некотором смысле являет собой ее логическое продолжение. Императрица намеревалась издавать распоряжения, направленные не только на обновление законодательной базы, но и на практическое применение этих законов.

Важно! «Устав», принятый в 1782 году, по сути стал документом, регламентирующим создание нового органа исполнительной власти — полиции.

Основные положения

Губернская реформа 1775 г. разделила всю территорию государства на 50 единиц — губерний. Управление ими осуществлялось генерал-губернаторами, впоследствии — губернаторами. Вся власть была сосредоточена в руках этих высших чиновников. В помощь им необходимо было создать орган полицейского управления, который обладал бы функциями надзорными, а в некоторых случаях — и карательными. Так в каждом крупном городе появилась своя управа благочиния (как стали называться полицейские участки). В него входили:

  • полицмейстер;
  • обер-комендант;
  • городничий;
  • надзиратель.

В Москве и Санкт-Петербурге над всеми этими начальниками стояли обер-полицмейстеры, назначаемые лично Екатериной.

Рис.1. Санкт-Петербург при императрице Екатерине

Руководить полицией должны были власти губернии. Какие же задачи предстояло решать управе благочиния? Ей следовало:

  1. Поддерживать порядок.
  2. Наблюдать за нравственностью жителей.
  3. Пресекать любые попытки критики православия.
  4. Принимать меры к сохранению, как было сказано в «Уставе», «народного здравия».

Представители управы могли в любой момент привлечь к ответственности лиц, показавшихся им подозрительными и уличенных в том, что они ходили без паспортов. Могли полицейские разгонять собрания, пресекать действия против веры православной, наказывать тех, кто не соблюдал церковные праздники. Нарушение общественного порядка отныне каралось по закону.

Рис.2. Санкт-Петербург: мирная жизнь горожан теперь под контролем

Управа не обладала большой властью, чаще всего она проводила первоначальное следствие по факту беспорядков или нарушений законов, после чего передавала мнимых или настоящих преступников судебным органам, чтобы те принимали решение относительно формы наказания. Но кое-что находилось в ее компетенции. Так, полицмейстер мог сам установить наказание за мелкие уголовные преступления, в частности, воровство или устроение антирелигиозных дебатов.

Текст «Устава благочиния» состоял из 274 статей и был поделен на 14 глав. Документ Екатерина составляла на основе аналогичных актов Европы и на основании трудов французских просветителей.

Значение «Устава» для развития России

Сам факт появления «Устава благочиния» говорит о том, что императрица пыталась вывести страну из полуфеодального состояния и превратить в цивилизованное общество, где каждый гражданин может чувствовать себя защищенным законом.

Однако по факту получилось, что был сформирован еще один надзорный орган, чьей почти единственной задачей стало всяческое укрепление авторитета действующей власти. Полиция охраняла граждан от мелких воришек и пьяниц — но она же могла арестовать за любое слово, показавшееся ей пропагандой «безбожия» или неуважения к правительству. Как и многие начинания Екатерины, эта задумка была очень хороша, но воплощение оказалось далеко от первоначального замысла.


Уста́в благочи́ния 1782 года (название на момент подписания — «Устав благочиния, или полицейский») — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 года.

Содержание

Работа над проектом

Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770-х годов.

В 1775 году было принято Учреждение о губерниях, предусматривавшее создание специальных полицейских органов.

С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям.

Источники Устава

Источниками Устава Благочиния являлись:

Содержание Устава

Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

«Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма.

По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

В большинстве же случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила.

  • Система наказаний, применяемых полицией.

Штраф, запрещение определённой деятельности, порицание, арест, заключение в работный дом.

На полицию возлагалось не «наказание и устрашение», а воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс подданного Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать:

  1. Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь.
  2. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь.
  3. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.
  4. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего.
  5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
  6. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее.
  7. С пути сошедшему указывай путь.

Значение Устава

  1. Устав Благочиния послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.
  2. В Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка.
  3. Устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

Литература

  • Исаев И. А. История государства и права России. — М ., 2006.
  • История государства и права России / Под ред. Титова Ю. П.. — М ., 2006.
  • Энциклопедия МВД России. — М ., Объед. ред-ция МВД России, «Олма-пресс», 2002.

См. также

  • Местное самоуправление в Российской империи
  • История XVIII века
  • Источники права в Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Устав благочиния" в других словарях:

Устав благочиния . 1782 г. — документ, согласно которому во всех городах создавался коллегиальный административно полицейский орган управа благочиния или полицейская , состоявшая из городничего, двух приставов и двух ратманов. Города делились на части и кварталы, в которых… … Краткий словарь историко-правовых терминов

Устав узаконение — (со времени Петра I в России). По определению профессора М. Ф. Владимирского Буданова, под этим именем разумеются специальные узаконения для известного ведомства или какой нибудь части материального права . Таковы У. воинский (1716) и морской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Устав, понятие — (со времени Петра I в России). По определению проф. М. Ф. Владимирского Буданова, под этим именем разумеются специальные узаконения для известного ведомства или какой нибудь части материального права . Таковы У. воинский (1716) и морской (1720)… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Судебный сельский устав для государственных крестьян — был составлен министерством государственных имуществ вскоре после его учреждения и издан, одновременно с сельским полицейским уставом, в 1839 г., первоначально в виде опыта, а затем получил постоянную силу. Был вводим в действие постепенно, по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Благочиние (юриспруденция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Благочиние. Благочиние устаревший юридический термин, обозначавший в Российской империи законодательство о мерах для поддержания безопасности и порядка. При составлении Свода законов… … Википедия

История полиции — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История полиции История полиции и борьбы с правонарушениями от Средневековья до начала XX века весьма подробно раскрыта в этой статье… … Википедия

Полиция — I Содержание: I. Полиция, ее деятельность, история, характер и классификация. Определение науки полицейского права. II. Наука полицейского права и ее главные направления: 1) в Германии, 2) во Франции, 3) в Англии и 4) в России. III. Организация,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Благочиние — юридический термин, обозначающий со времени русской кодификации законодательство о мерах, обеспечивающих безопасность (см. это сл.). При составлении Свода Законов Росс. империи эта группа полицейских законов, нормирующих меры по обеспечению… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рылеев, Никита Иванович — Спб. обер полицеймейстер, а потом губернатор. Сведения о его происхождении и о первых годах его службы нам неизвестны; равным образом не удалось нам найти и формулярного списка о его службе: таковой, должно полагать, сгорел вместе со многими… … Большая биографическая энциклопедия

Тришева А., старший прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры РФ.

В последнее время на страницах печати широко обсуждаются проблемы применения нового для российского уголовного процесса института - возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, который заменил институт дополнительного расследования. Дискутируется вопрос о возможности восстановления дополнительного расследования как инструмента исправления следственных ошибок. Некоторую ясность в обсуждаемые вопросы может внести исследование причин его возникновения в российском уголовном процессе.

Описывая судопроизводство этого периода, известный процессуалист XIX в. В. Линовский заметил, что "одно и то же присутственное место сосредотачивало в себе дела правительственные, исполнительные и судебные, а также гражданские и уголовные, при этом в последних - производило и следствие, и суд и приводило в исполнение свой приговор" .

Линовский В. Опыт исторических розысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. Одесса, 1849. С. 38.

С приходом к власти Екатерины II Россия перешла к этапу просветительской монархии, которая изменила общественно-политическую ситуацию в стране и потребовала соответствующих изменений в режиме управления обществом. Реформировав существующую судебную систему, Екатерина II реализовала неудавшуюся попытку Петра I отделить следствие от суда, положив тем самым начало новому, более совершенному и прогрессивному этапу в развитии судоустройства и судопроизводства.

Впервые идея отделения следственной части от суда была озвучена ею в Наказе комиссии о составлении проекта нового уложения от 14 декабря 1766 г. Она заключалась в том, чтобы "отделить деятельность полицейскую от судебной с возложением на полицию обязанности по проведению только следствия, а суждение о преступлении предполагалось прерогативой суда" .

Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России // Проекты и записки. М., 1961. С. 97.

Необходимость этого мероприятия была мотивирована в Наказе тем, что "лица, собирающие доказательства виновности, не желая, чтобы их работа пропала даром, всегда более склонны к обвинению, чем к оправданию подсудимого" .

Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи. СПб., 1909. С. 617.

Высказанное соображение приводит к убеждению, что отделение следствия от суда было продиктовано осознанием невозможности сосредоточения двух функций - расследования и разрешения дела - в одних руках без ущерба для интересов подсудимого.

Идея о том, что при осуществлении уголовного преследования не должны страдать интересы преследуемого лица, которая актуальна и сегодня, в эпоху, когда во всех сферах жизнедеятельности интересы государства превалировали над интересами личности, когда отношение к подсудимому на законодательном уровне определялось как враждебное, с явным предубеждением в его виновности еще до обвинения, безусловно, была прогрессивной, несущей в себе фундаментальные изменения, которые повлияли как на организацию самого суда, так и на форму судопроизводства.

Дальнейшее законодательное разрешение идея отделения следственной части от судебной получила в Учреждении для управления губернией от 7 ноября 1775 г., где прямо указывалось: "По узнании о совершении какого-либо преступления, полицейский чиновник тот час на месте о том исследует, приводя в ясность, учинился ли такой случай или нет. и уведомляет о том суд, и отошлет в оный тех, кои им виновными найдены" .

Российское законодательство X - XX в. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5. С. 222.

Уставом благочиния, или полицейским, принятым 8 апреля 1782 г., подтверждено уже введенное Учреждением для управления губернией правило о том, что "полицейские места приводят в исполнение постановления судебных мест". Кроме того, в нем определен "порядок производства следствий, которые с тех пор составляют обязанность полицейских мест и отошли от ведения мест судебных" .

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 21. кн. 2. С. 461.

В вышеприведенных нормативных актах, положивших начало процессу размежевания полномочий полиции и суда, подчеркивается, что полицейским местам поручается производство следствий и исполнение приговора, а судебным - отправление суда.

Однако в ст. 110 Учреждения для управления губернией допускалась возможность "производства исследования по преступлениям также и судебными местами" .

Российское законодательство X - XX в. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5. С. 188.

Возникшая неясность в разграничении полномочий полиции и суда была устранена Указом от 29 октября 1800 г. "О производстве следствий по уголовным делам без наималейших упущений", который обязывал "дабы первые из них (полиция) производили следствия по предписанным правилам, без наималейших упущений, а последние (суд), буде при рассмотрении найдут недостатки, дополняли бы их окончательно" .

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 26. кн. 1. С. 357.

Указ, таким образом, разъяснил, что установленное ст. 110 Учреждения для управления губернией требование об "исследовании преступлений также и судебными местами" означает, что суду поручается рассмотрение материалов следствия, а также "их дополнение в случае, если в коих будут обнаружены упущения".

Так, впервые на законодательном уровне было разъяснено, что существо отделения следственной части от суда состоит в разграничении полномочий полицейской власти, которой отныне поручалось ведение следствия, и власти судебной, которая состояла в ревизии следствия и в постановлении на его основании приговора.

В. Линовский в этой связи писал, что "после того, как производство следствий было поручено полицейским установлениям, на обязанности судебных мест возлагалось подвести под надлежащий закон те признаки, которые открыты в следствии, и выразить их в надлежащей форме, то есть постановить приговор" .

Линовский В. Указ. соч. С. 181.

Это нашло дальнейшее законодательное подтверждение. В частности, в ст. 1 Указа от 28 декабря 1821 г. прямо указано, что "все следствия, производимые городской и земской полицией о происшествиях, должны, по существующему ныне порядку, быть отсылаемы на рассмотрение в нижние судебные места" .

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 29. С. 217.

В начале XIX в., как известно, началась работа по составлению Свода законов Российской империи, которая окончательно была завершена к 1857 г. Свод представлял собой сборник, содержащий законодательные акты, относящиеся к различным отраслям права. Во второй книге 15-го тома были собраны законы о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках. Законы, регламентировавшие вопросы дополнительного расследования, вошли в него. Так, в ст. 2 подтверждено, что "производство следствия и все меры, к оному относящиеся, принадлежат исключительно полиции". Далее ст. 3 предписывала: "Но как скоро следствие будет окончено, то действие полиции пресекается и дело поступает в суд" .

Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 15. ч. 2. С. 3.

Теперь производство следствия сосредотачивалось в руках полиции. Весь материал, добытый допросом и другими следственными действиями, подробно записывался, а оконченное следствие направлялось в суд для разрешения.

Суд "по получении материалов следствия немедленно проверял, правильно ли оно учинено, не упущены ли какие обстоятельства, прямо или не прямо соединенные с существом дела, и, в случае неполного или неясного следствия, требовал дополнения справками и иными документами, либо самостоятельно восполнял недостающие документы. В случае же обнаружения крайней неполноты - предписывал произвести дополнительное следствие" .

Свод законов Российской империи. СПб., 1957. Т. 15, ч. 2. С. 52.

Здесь следует заметить, что даже на этапе зарождения дополнительного расследования закон предусматривал несколько возможных вариантов устранения пробелов следствия. Восполнение неполноты следствия допускалось путем: а) истребования дополнительных материалов у полиции; б) истребования дополнительных сведений из иных мест самим судом; в) возвращения материалов для производства дополнительного следствия.

После восполнения неполноты следствия суд переходил к разрешению дела, которое принималось на основании письменных материалов, без участия самих сторон, допрос которых в судебном заседании не предусматривался. Составлялась докладная записка с изложением в ней существа дела, с приведением выписок из показаний и приобщением справок, которая для суда являлась единственным материалом при разбирательстве дела. Именно этим обстоятельством было обусловлено требование ясности и полноты следствия, на достижение которой были направлены все возможные способы, чтобы "судебное следствие не могло встретить ни малейшего затруднения или сомнения для постановления по делу приговора".

Так законодателем была обозначена цель дополнительного следствия, которая состояла в требовании ясности и полноты предварительного следствия.

Изложенное свидетельствует о том, что уже в тот исторический период суд требовал от органа расследования установления по делу полной ясности, чтобы приговор мог быть постановлен без малейшего затруднения и на основании доказательств, не вызывающих сомнений.

Таким образом, с отделением следствия у суда помимо функции разрешения дела появилась ревизионная функция, состоящая в его обязанности проверять качество представленных следственных материалов.

Основное содержание этой функции раскрыто в ст. 108 Учреждения для управления губернией, согласно которой "ревизия уголовных дел ни что иное есть, как прилежное рассмотрение, произведено ли дело порядочно и сходственно с законами, сколь для оправдания невинности, столь и для приведения в ясность преступления или для обличения преступника" .

Российское законодательство X - XX в. М.: Юридическая литература, 1987. Т. 5. С. 188.

Следовательно, появление у суда ревизионной (контрольной) функции было обусловлено требованием закона о постановлении приговора только по материалам, представляющим полную ясность, и на основании доказательств, не вызывающих сомнений. Одним из способов реализации этой функции стало возвращение судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, назначение которого состояло в установлении ясности по уголовному делу.

Эта специфическая функция суда, введенная впервые в эпоху Екатерины II, нашла законодательное закрепление первоначально в нескольких разрозненных нормативно-правовых актах, а затем в Своде законов, в частности в его разделе "О судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках", в котором вопросам дополнительного следствия посвящена отдельная глава "О рассмотрении и дополнении следствия", включающая ст. ст. 285 - 297.

Дальнейшее нормативное разрешение вопросы дополнительного расследования получили в Уставе уголовного судопроизводства (1864 г.) и других кодифицированных нормативных актах, получив статус правового института. Наиболее полную нормативную регламентацию этот правовой институт получил в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР (1960 г.).

Принятый в 2002 г. УПК РФ существенно реформировал его, лишив суд полномочий возвращать уголовное дело прокурору, если это связано с восполнением неполноты ранее проведенного предварительного следствия.

Отказываясь от института дополнительного расследования, законодатель, надо полагать, преследовал главным образом единственную цель - оказать воздействие на следователя, стимулируя его на недопущение нарушений закона при производстве следствия. Однако "следственная ошибка" - категория объективно существующая, и в законодательном порядке она не может быть отменена. Поскольку следственные ошибки были, есть и неизбежно будут, то должны существовать и механизмы, устраняющие их. Институт дополнительного расследования был одним из таких механизмов. Упразднив его, законодатель не предложил никакой иной альтернативы, что создало на практике непреодолимые трудности в применении отдельных положений уголовно-процессуального закона.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: