Верховный суд срок давности привлечения к административной ответственности

Обновлено: 28.03.2024

Дела об административных правонарушениях прекращаются по различным основаниям, например в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности или в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Хотя КоАП РФ (ст. 24.5), в отличие от Уголовного кодекса, не подразделяет основания прекращения дела на реабилитирующие и нереабилитирующие. Такое разделение фактически проводит практика при разрешении споров о взыскании понесенных судебных расходов.

5 мая 2022 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда вынесла Определение по делу № А41-67316/2020. Гражданин, дело в отношении которого было прекращено в связи с истечением срока давности, попытался взыскать 90 000 рублей убытков, понесенных на оплату услуг защитника. Суды трех инстанций отказали ему, поскольку посчитали, что при прекращении дела по давности судебные расходы не возмещаются. Коллегия подтвердила их вывод.

В обоснование она сослалась на Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 № 9-П, в котором сказано, что прекращение дела по давности не препятствует заинтересованному лицу добиваться производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, с тем чтобы в дальнейшем реализовать право на возмещение расходов на оплату услуг защитника.

С одной стороны, истечение срока давности действительно не свидетельствует о невиновности привлекаемого к ответственности лица. С другой стороны, не говорит это и о его виновности. Вместе с тем КоАП наравне с УПК РФ устанавливает презумпцию невиновности (ст. 1.5). Не правильнее было бы относиться ко всем тем, чья вина не была доказана, равно, независимо от оснований, по которым это произошло?

УПК РФ предлагает дифференциацию по основаниям прекращения уголовного дела, но там эта дифференциация предусмотрена явно и на уровне федерального закона. В случае же с административными правонарушениями налицо ограничение прав граждан, но законом оно не предусмотрено.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Кусалиева А.Т. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани от 05 августа 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Кусалиева А.Т. (далее - Кусалиев А.Т.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани от 05 августа 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2016 года и постановлением заместителя председателя Астраханского областного суда от 24 ноября 2016 года, Кусалиев А.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кусалиев А.Т. просит отменить вынесенные в отношении него судебные акты, считая их незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Второй участник дорожно-транспортного происшествия Егоров Я.Г., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Кусалиевым А.Т. жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения на нее не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы Кусалиева А.Т. позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кусалиева А.Т. к административной ответственности) оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), предусмотрено, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В силу пункта 2.6.1 названных Правил, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;

не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Исходя из приведенных положений пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения оставить место дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений.

Как усматривается из материалов дела 11 мая 2016 года в 02 часа 10 минут в районе д. 14 по ул. Автозаправочной г. Астрахани - Аксадайское шоссе Кусалиев А.Т., управляя транспортным средством "<. >", государственный регистрационный знак <. >, совершил столкновение с автомобилем "<. >", государственный регистрационный знак <. >, под управлением Егорова Я.Г., после чего в нарушение требований Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); справкой о дорожно-транспортном происшествии (л.д. 12); письменными объяснениями Егорова Я.Г. (л.д. 10); схемой места совершения административного правонарушения (л.д. 11); рапортами сотрудников полиции (л.д. 2 - 8, 12 - 13) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса, в том числе, лицо, совершившее административное правонарушение.

Действия Кусалиева А.Т. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в области безопасности дорожного движения.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения Кусалиева А.Т. к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Между тем, при назначении Кусалиеву А.Т. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей мировым судьей судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани не учтено, что санкцией части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административный арест. При этом часть 2 статьи 12.27 указанного Кодекса не предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 указанного Кодекса.

Таким образом, мировым судьей при назначении наказания неправильно применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлекаемому лицу назначено наказание, не предусмотренное санкцией части 2 статьи 12.27 названного Кодекса.

Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были устранены при рассмотрении жалоб на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани судьей Ленинского районного суда г. Астрахани и заместителем председателя Астраханского областного суда.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани от 05 августа 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Кусалиева А.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Кусалиева А.Т. срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Кусалиева А.Т. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Астрахани от 05 августа 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 31 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Астраханского областного суда от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Кусалиева А.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Новые времена" - генерального директора Альбац Е.М. на решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018, постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новые времена" (далее также - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 определение мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 26.09.2018, которым было возвращено постановление заместителя Тверского межрайонного прокурора города Москвы о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, оставленным без изменения решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, общество с ограниченной ответственностью "Новые времена" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 22 250 000 руб.

Постановление о назначении административного наказания обществом исполнено (л.д. 228 - 230, 232).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор общества Альбац Е.М. выражает несогласие с названными судебными актами, вынесенными в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводит доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Из статьи 19.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации" следует, что в случае получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от выполняющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции иностранного агента некоммерческой организации, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны один раз в квартал (отчетный период) не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228).

Частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ определено, что непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от однократной до двукратной суммы денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых актах обстоятельства о непредоставлении обществом информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Так, во втором, третьем, четвертом кварталах 2017 года и первом квартале 2018 года обществу с ограниченной ответственностью "Новые времена" (издатель журнала The New Times и сетевого издания Newtimes.ru) поступили денежные средства в общей сумме 22 250 000 руб. (последний платеж перечислен 05.03.2018) от некоммерческой организации "Фонд поддержки свободы прессы", выполняющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции иностранного агента. Соответствующих уведомлений в Роскомнадзор обществом не направлено.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что законному представителю и защитнику общества было известно о том, что в отношении общества ведется производство по делу об административном правонарушении.

От получения судебной повестки о рассмотрении дела об административном правонарушении 25.10.2018 защитник общества Прохоров В.Ю. отказался, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 134 - 136). Также мировой судья направлял в адрес законного представителя и защитника общества судебную повестку и телефонограммы (л.д. 141 - 144).

Следовательно, мировым судьей были предприняты необходимые меры для надлежащего извещения законного представителя и защитника общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о чем обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы, в том числе о вынесении постановления о назначении административного наказания за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Определение понятия "длящееся административное правонарушение" дано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, влечет привлечение к административной ответственности.

Таким образом, приведенной нормой КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления информации за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.

При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному предоставлению информации, поскольку административная ответственность в первом случае наступает в связи с неисполнением обязанности, а административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока и такое правонарушение не может рассматриваться как длящееся. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с предоставлением информации за пределами срока, установленного законом.

Кроме того, рассматриваемая норма не устанавливает административную ответственность за непредоставление информации в предусмотренный законодательством о средствах массовой информации срок либо за нарушение требований названного законодательства, закрепляющих срок их исполнения.

Следовательно, неуказание в диспозиции части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ формулировок "нарушение сроков" или "нарушение требований, предусматривающих срок их исполнения" свидетельствует об отсутствии связи момента окончания противоправного деяния с истечением установленного законодательством срока.

Таким образом, длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения).

Поэтому срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.

При этом законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, к которому имеется отсылка в диспозиции части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, определяет правовую природу информации, подлежащей предоставлению, в частности устанавливает перечень лиц, сведения о получении денежных средств от которых подлежат предоставлению в уполномоченный орган, например: иностранное государство, международная организация и другие лица, перечисленные в статье 19.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации".

Следовательно, часть 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за непредоставление информации в установленный законодательством о средствах массовой информации срок или с нарушением требований такого законодательства, предусматривающего срок их исполнения.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и относится к категории длящихся, что полностью согласуется с положениями пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При вынесении мировым судьей постановления о привлечении общества к административной ответственности требования статьи 4.5 КоАП РФ соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ для юридических лиц.

С учетом изложенного оснований полагать о наличии нарушений порядка или сроков давности привлечения к административной ответственности при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не имеется.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.

В той части, в которой заявитель приводит доводы о незаконности решения судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018, отменившего определение мирового судьи от 26.09.2018 о возвращении заместителю Тверского межрайонного прокурора города Москвы постановления о возбуждении данного дела об административном правонарушении и иных материалов в отношении общества, жалоба не подлежит рассмотрению по существу Верховным Судом Российской Федерации в силу положений части 3 статьи 30.13 КоАП РФ.

Из материалов настоящего дела и представленных с жалобой документов не следует, что решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 являлось предметом рассмотрения Московского городского суда в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах жалоба в части несогласия с указанным судебным актом подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Новые времена" - генерального директора Альбац Е.М. в части обжалования решения судьи Тверского районного суда города Москвы от 25.10.2018 оставить без рассмотрения по существу.

Постановление мирового судьи судебного участка N 367 Тверского района города Москвы от 25.10.2018, решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 20.11.2018 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новые времена" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Новые времена" - генерального директора Альбац Е.М. в части обжалования указанных судебных актов - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиевой А. на постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 7 апреля 2016 г. директор муниципального казенного образовательного учреждения "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - образовательное учреждение) Алибекова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Данное постановление обжаловано Алибековой С.А. в Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от 19 мая 2016 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Алибекова С.А. обратилась с жалобой на указанные судебные акты в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. названные постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, и.о. начальника Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан Баглиева А., направившая дело на рассмотрение судье, просит об отмене постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., ссылаясь на его незаконность.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив с учетом положений данной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Основанием для привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужил выявленный в рамках проверки, проведенной должностным лицом Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в период с 3 по 11 февраля 2016 г., факт несоответствия педагогического образования работников образовательного учреждения А. и Х. преподаваемому предмету и занимаемой должности.

Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился.

Вместе с тем заместителем председателя суда республики принятые мировым судьей и судьей районного суда решения отменены, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.

Отменяя указанные судебные акты, заместитель председателя суда республики исходил из того, что в ходе производства по делу нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела.

При этом, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, заместитель председателя суда республики, руководствуясь положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратил дело на новое рассмотрение, необоснованно оставив без внимания следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 названного Кодекса, составляет 3 месяца.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора образовательного учреждения Алибековой С.А. дела об административном правонарушении, были выявлены 11 февраля 2016 г.

Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 11 февраля 2016 г. и истек 11 мая 2016 г.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На момент вынесения заместителем председателя суда республики 12 августа 2016 г. постановления об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления об отмене вступивших в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении в связи с допущенными процессуальными нарушениями производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при отмене 12 августа 2016 г. по результатам рассмотрения жалобы постановления мирового судьи и решения судьи районного суда производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.

Однако в нарушение указанных выше норм 12 августа 2016 г., то есть за пределами срока давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности, заместитель председателя суда республики, отменив постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, возвратил дело на новое рассмотрение мировому судье.

С учетом изложенного постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. подлежит отмене в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г., вынесенное при новом рассмотрении настоящего дела, также подлежит отмене.

При этом оснований для отмены постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в остальной части не имеется.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.

Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Отмена постановления заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г. в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

В связи с тем, что срок давности привлечения директора образовательного учреждения Алибековой С.А. к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 12 августа 2016 г., вынесенное в отношении директора МКОУ "Султанянгиюртовская средняя общеобразовательная школа N 2" Алибековой С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить в части возвращения настоящего дела на новое рассмотрение мировому судье.

В остальной части данное постановление оставить без изменения.

Постановление мирового судьи судебного участка N 62 Кизилюртовского района Республики Дагестан от 29 октября 2016 г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Ивановой Татьяны Николаевны на вступившие в законную силу определение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2018 г., состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении Игнатьевой Ольги Кузьминичны, установил:

постановлением административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2017 г. N 27997 Игнатьева О.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 февраля 2018 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2018 г., жалоба Ивановой Т.Н. на постановление административной комиссии возвращена без рассмотрения, как поданная лицом, не имеющим права на ее подачу.

Иванова Т.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Игнатьева О.К., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Ивановой Т.И. жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на нее не представила.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" административная ответственность наступает за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов (а в выходные и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни с 22 часов до 8 часов), за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, действий, совершаемых при отправлении религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении культурно-массовых мероприятий, разрешенных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, Игнатьева О.К. привлечена к административной ответственности, установленной данной нормой, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения за то, что она 23 октября 2017 г. в 23 часа 16 минут по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. . шумела, громко разговаривала, смеялась, кричала, грохотала, нарушая тем самым тишину и покой граждан.

Иванова Т.Н. как потерпевшая обратилась в районный суд с жалобой на постановление административной комиссии.

Возвращая жалобу заявителю без рассмотрения, судья районного суда исходил из того, что Иванова Т.Н. не относится к числу лиц, указанных в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не обладает правом подачи жалобы на указанное постановление административной комиссии.

Судья верховного суда республики с выводами судьи районного суда согласился, указав при этом с учетом заявленных доводов, что Иванова Т.Н. потерпевшей по настоящему делу об административном правонарушении не является, материалы дела не содержат доказательств причинения ей административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда.

Заместитель председателя верховного суда республики, проверяя в порядке статей 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность вынесенных судьями нижестоящих инстанций актов, признал изложенные в них выводы необоснованными, поскольку в соответствии с положениями статьи 25.2 названного Кодекса Иванова Т.Н. является потерпевшей. Вместе с тем заместитель председателя верховного суда республики не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов с указанием на то, что жалоба на постановление административной комиссии подавалась Ивановой Т.Н. на мягкость назначенного Игнатьевой О.К. административного наказания, а статья 30.17 названного Кодекса не предусматривает возможности отмены или изменения постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении в связи с мягкостью назначенного наказания, ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов, вступивших в законную силу, недопустимо.

Принятые по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты законными признать нельзя.

Право каждого на судебную защиту и обжалование, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, предполагает предоставление заинтересованным лицам возможности выражать несогласие с вынесенными при рассмотрении дел решениями, добиваться исправления допущенных ошибок при наличии таковых.

Согласно части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 названного Кодекса.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Административным правонарушением, о совершении которого в отношении Игнатьевой О.К. возбуждено настоящее дело, затронуты права Ивановой Т.Н.

По смыслу приведенных выше положений статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации в рассматриваемом случае Иванова Т.Н. является потерпевшей по настоящему делу об административном правонарушении и в соответствии с требованиями статей 25.2, 30.1 названного Кодекса имеет право обжалования постановления административной комиссии.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.

Выраженный в определении судьи районного суда и решении судьи верховного суда республики отказ в реализации права Ивановой Т.Н. на обжалование постановления административной комиссии противоречит положениям частей 1, 2 статьи 25.2, статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", является незаконным и влечет нарушение права указанного лица на судебную защиту.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, поскольку не были созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав потерпевшей Ивановой Т.Н., что лишило ее возможности реализовать свое право на обжалование постановления административной комиссии.

Заместитель председателя верховного суда республики, признав выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что Иванова Т.Н. не является потерпевшей и не относится к числу лиц, имеющих право обжалования постановления административной комиссии, неправильными, не устранил допущенное на предыдущих стадиях производства по делу нарушение и необоснованно оставил соответствующие судебные акты без изменения.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, перечислены в части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 3 части 2 данной статьи в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.

Однако заместителем председателя верховного суда республики принято решение, не предусмотренное частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нарушение пункта 3 части 2 указанной статьи заместитель председателя верховного суда республики, установив, что жалоба Ивановой Т.Н. неправомерно возвращена без рассмотрения по существу, принял решение об оставлении определения судьи районного суда и решения судьи верховного суда республики без изменения.

При этом, вопреки суждениям, приведенным в постановлении заместителя председателя верховного суда республики, отмена определения судьи районного суда и решения судьи верховного суда республики не влечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оснований для отказа в рассмотрении жалобы Ивановой Т.Н. на постановление административной комиссии по существу и проверке заявленных ее доводов не имеется.

Исходя из положений статей 4.5, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", истечение срока давности привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления административной комиссии о назначении административного наказания не может являться препятствием для отмены состоявшихся по делу судебных актов и возвращения дела на новое рассмотрение в суд.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах определение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2018 г., состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении Игнатьевой О.К., подлежит отмене, а дело - возвращению в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики для рассмотрения по существу жалобы Ивановой Т.Н. на постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 декабря 2017 г. N 27997.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Ивановой Т.Н. удовлетворить.

Определение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 27 марта 2018 г., состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении Игнатьевой О.К., отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Обзор документа

Гражданка пожаловалась на соседку, которая после 23.00 громко разговаривала, смеялась, кричала, грохотала. Административная комиссия назначила нарушительнице тишины предупреждение. Страдавшая от шума гражданка посчитала наказание слишком мягким и подала жалобу в районный суд, но ее не стали рассматривать. Судья решил, что заявительница не потерпевшая и не вправе обращаться с жалобой.

Верховный Суд признал такой подход ошибочным. В данном случае гражданка как раз потерпевшая и вправе обжаловать постановление комиссии. Отмена определения о возврате жалобы никак не ухудшает положение нарушительницы. Оснований, позволяющих отказать в рассмотрении жалобы по существу, нет.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: