Верховный суд коммунальщиков надо штрафовать за отказ от услуг

Обновлено: 27.03.2024

УО при взыскании с собственников долгов за ЖКУ обязаны следовать досудебному порядку решения споров. Но случается обратная ситуация: жители МКД требуют от компании сделать им перерасчёт внесённой платы. Читайте, обязаны ли они при этом следовать процедуре досудебного урегулирования вопроса, чтобы получить через суд перерасчёт и штраф за нарушение прав потребителей.

Досудебное урегулирование спора обязательно при взыскании УО задолженности за ЖКУ

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ, гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по договорам и сделкам передаются в суд только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию. Сделать это можно по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки/порядок не установлены законом или договором.

К таким правоотношениям относятся и взыскание УО и ТСЖ долгов за жилищно-коммунальные услуги. Управляющие домами при обращении с иском в суд обязаны подтвердить, что это требование закона выполнили: указать на это в исковом заявлении и приложить соответствующие документы (п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Согласно п. 2 Обзора практики ВС РФ от 22.07.2020, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в суд с требованием о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с юрлица обязательно (ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ст. ст. 153, 158, 162 ЖК РФ, ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Если ко дню обращения в суд срок на досудебное обжалование ещё не истёк, то суд должен возвратить исковой заявление (п. 8 Обзора практики ВС РФ от 22.07.2020).

Собственники вправе через суд требовать от управляющей организации перерасчёт платы за ЖКУ и уплату штрафа

Исходя из позиции судов и норм НПА, управляющие организации при взыскании с жителей домов долгов за ЖКУ обязаны соблюдать досудебный порядок действий. Но случается, что не УО требует взыскать с собственников деньги в суде, а сами жители дома обращаются за защитой своих прав, например, при ненадлежащем содержании управляющей организацией внутридомовых сетей или общего имущества.

В одном из таких споров суды, в том числе Верховный суд РФ, рассматривали вопрос о том, должны ли собственники помещений в доме соблюдать требования законодательства по досудебному порядку урегулирования таких споров.

Группа жителей одного из МКД г. Фокино Приморского края неоднократно обращалась в управляющую организацию с требованиями надлежащим образом выполнять обязанности по содержанию и ремонту их общедомового имущества, а также прекратить начислять плату за услуги, которые она не оказывала. Для подтверждения этих фактов они делали фотографии, например, что УО не убирает в подъездах и на придомовой территории или обслуживает лифт, которые долгое время стоял в нерабочем состоянии.

УО не реагировала, продолжая взимать плату за все эти услуги в полном объёме. Жители дома обращались с жалобами в муниципалитет и орган ГЖН, прокуратуру, но результата не было. Поэтому они обратились с иском в суд, требуя, чтобы УО вернула им уплаченные деньги за неоказанные услуги на сумму более 40 тысяч рублей. Также собственники потребовали, чтобы компания выплатила им компенсацию морального вреда по 5 тысяч рублей каждому и штраф.

УО заплатит штраф за нарушение прав потребителя, если суд согласится с правом собственника на перерасчёт платы за ЖКУ

Суды первой инстанции и апелляции в своём решении были единодушны. Истцы предоставили неоспоримые доказательства того, что в спорный период они исправно оплачивали счета за ЖКУ, которые выставляла управляющая организация. При этом составленные ими акты и фотоматериалы подтверждали, что УО предоставляла услуги ненадлежащего качества или вовсе их не оказывала.

Суд первой инстанции удовлетворил требования истцов о взыскании с УО сумм переплат за ЖКУ в спорный период, компенсации морального ущерба и штрафа на 8,4 тысячи рублей. Штраф УО получила за то, что отказалась сделать перерасчёт платы за ЖКУ в досудебном порядке и не приняла мер для организации надлежащего оказания услуг (ч.ч. 1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I, п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17).

Ход дела поменялся в кассационной инстанции, куда управляющая организация обратилась с жалобой. Она оспаривала сумму штрафа, считая, что не должна его платить, поскольку собственники не следовали нормам НПА о досудебном порядке решения спора.

Кассационный суд согласился с позицией компании. В силу ч. 6 ст. 13 № 2300-I, если суд удовлетворил требования потребителей, он взыскивает с ответчика штраф за отказ их выполнить в добровольном порядке. Сумма штрафа равна 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд указал на то, что такой штраф взыскивается с ответчика только за отказ от добровольного исполнения требований потребителей. Но, как отметил судья, собственники не предоставили доказательств, что обращались в УО с заявлением или претензией о возврате им денег, оплаченных за неоказанные услуги. Это признали и сами истцы, указав, что не обязаны направлять управляющей организации какие-то претензии по этому поводу.

Поэтому кассационный суд сделал вывод, что решение суда первой инстанции в части взыскания с УО штрафа подлежит отмене. Собственники не заявляли свои требования в досудебном порядке, а это, по мнению суда, нужно было делать обязательно.

Суд не требует от собственника соблюдения порядка досудебного урегулирования в спорах о перерасчёте платы за ЖКУ

Жители дома подали жалобу в Верховный суд РФ, считая, что кассационный суд не прав, освободив управляющую организацию от штрафа за отказ сделать перерасчёт платы без судебного разбирательства.

ВС РФ встал на сторону собственников. Он отметил, что управляющие домами несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества перед собственниками помещений, в том числе за нарушение своих обязательств (п. 42 ПП РФ № 491).

К отношениям между УО и собственниками применяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I о защите прав потребителей. Если суд удовлетворил требования собственников о взыскании с компании заявленных средств, то УО должна оплатить штраф за то, что не согласилась вернуть деньги добровольно, без суда.

Согласно п. 46 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17, такой штраф взыскивается с ответчика в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. В постановлении Пленума ВС РФ от 22.06.2021 № 18 о досудебном урегулировании споров также нет отсылок на то, что по данной категории судебных дел предусмотрен обязательный досудебный порядок.

Поэтому ВС РФ сделал вывод: нормы законодательства не содержат указания на то, что штраф назначается только в случае, если потребитель заявил свои требования согласно процедуре досудебного урегулирования спора.

К тому же, как отметил судья, собственники неоднократно обращались в УО с требованием провести ремонт общего имущества, оказывать заявленные в договоре услуги и сделать перерасчёт платы за ЖКУ за предыдущие периоды, но компания этого не сделала. Суды всех инстанций признали право истцов на такой перерасчёт, то есть удовлетворили требования собственников.

В таких обстоятельствах ВС РФ посчитал, что первая инстанция правомерно решила взыскать с управляющей организации штраф, а постановление кассационного суда было отменено.

Отсутствие претензии от собственника не освобождает УО от уплаты штрафа за нарушение прав потребителей

Если управляющая организация обратиться в суд для взыскания долга за ЖКУ с собственника-неплательщика, то судья обязательно обратит внимание на то, прошла ли компания этап досудебного урегулирования спора. Если нет, то иск будет отклонён.

При этом, если собственники помещений через суд потребуют управляющую организацию сделать им перерасчёт платы за ЖКУ, то с них не будут требовать доказательств направления компании претензии до суда. Также это не повлияет на решение суда о присуждении потребителям штрафа в размере 50% от суммы, которую истец получит от УО в качестве перерасчёта:

  1. НПА не содержат требований по соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования для данной категории дел о защите прав потребителей.
  2. УО в силу закона обязана надлежащим образом содержать общее имущества дома, ремонтировать его и оказывать согласованные с ней по договору услуги, а также делать перерасчёт платы за ЖКУ, если они предоставляются некачественно. Собственники не должны предъявлять дополнительно требования и претензии по данному вопросу.
  3. Если собственники через суд добиваются от УО перерасчёта платы за ЖКУ и суд удовлетворит их требования, то компании по умолчанию также присудят штраф согласно ч. 6 ст. 13 № 2300-I.

Рекомендуем управляющим организациям внимательно и добросовестно относится в выполнению своих обязанностей по управлению домами, а также к обращениям собственников о существующих нарушениях. Анализируйте их обоснованность и при наличии вашей вины делайте перерасчёт. Если собственники пойдут в суд и докажут свою правоту, УО понесёт ещё большие убытки, заплатив штраф за нарушение прав потребителей.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Фото: Екатерина Кузьмина

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда (ВС) Российской Федерации приняла решение, что жильцы имеют право требовать от управляющих компаний не только возврата заплаченных денег за коммунальные услуги ненадлежащего качества, но компенсации морального ущерба и взыскания штрафа, сообщает РАПСИ.

Поводом для такого решения стал судебный спор между управляющей компанией (УК) и собственниками квартир в одном из домов города Фокино (Приморский край). Жильцы обвинили УК в ненадлежащем исполнении обязанностей по уборке придомовой территории и вывозу мусора. Также управляющая компания, по словам собственников жилья, включала в платежки коммунальным работы, которые не выполняет.

Мировой суд поддержал жильцов и своим решением взыскал с управляющей компании не только перечисленные деньги за непредоставленные коммунальные услуги, но также штраф и денежную компенсацию в пользу жильцов дома. УК не согласилась с этим решением, но апелляционная инстанция оставила приговор в силе.

Через некоторое время кассационный суд отменил взыскание штрафа с коммунальщиков, оставив в силе возврат денег, которые были заплачены за непредоставленные услуги. Инстанция исходила из того, что истцы не обращались к УК с требованием о возврате заплаченных денег за услуги, а штраф можно взыскать только при отказе возвратить деньги за услуги, которые не были оказаны.

Однако Верховный суд с позицией кассационной инстанции не согласился. «При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей»)», — говорится в решении ВС по этому делу.

Также в Верховном суде обратили внимание на то, что управляющая компания не признавала требований жильцов и не собиралась компенсировать не только моральный ущерб, но и добровольно (в досудебном порядке) возвращать деньги за непредоставленные услуги.

«При таких обстоятельствах вывод судов первой инстанции и апелляционной инстанции об удовлетворении требования истцов о взыскании штрафа является правильным», — подчеркивает ВС.

В конце июня в России ввели штрафы за неправильный расчет тарифов ЖКХ в частных домах. Теперь за некорректное начисление платы поставщики услуг должны будут заплатить собственникам загородного жилья 150% суммы, на которую она превышена.

Фото: Sambulov Yevgeniy/shutterstock

Коммунальные долги — одна из больных точек российской системы ЖКХ. По последним данным, общая сумма задолженности россиян за коммуналку достигла 625 млрд руб. Среди должников есть как те, кто намеренно не платит за ЖКХ, так и те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не может погасить долг.

Вместе с экспертами и юристами рассказываем, что делать человеку, у которого накопился долг по коммунальным платежам.

Коммунальный долг и санкции

Каждый месяц до 10 числа россияне обязаны оплачивать счета за коммунальные услуги (если не установлен другой срок). После этого наступает просрочка. Если не платить за ЖКУ больше двух месяцев, образуется долг и начисляются пени.

«В каждом случае неуплаты коммунальных услуг нужно разбираться индивидуально. Если неплательщик относится к льготной категории граждан (ветеран труда, нетрудоспособный, малоимущие, многодетные и т. д.), необходимо обратиться в органы социальной поддержки для предоставления помощи в виде льгот и субсидий», — рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Вита Завацкая.

Если неплательщик испытывает временные финансовые трудности, необходимо обратиться к поставщику коммунальной услуги за отсрочкой, рассрочкой или реструктуризацей задолженности. Должнику разрешат выплачивать долги частями в течение определенного срока. О каждом из возможных вариантов погашения долгов за ЖКУ рассказываем подробнее.

Существует несколько мер, которые могут применяться к неплательщику коммунальной услуги:

  1. Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги. «Но в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 был введен мораторий на начисление штрафов, неустоек. Начислять пени (штрафы) за период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года незаконно», — напомнила член АЮР. Сейчас мораторий снят, и пени снова начисляются за коммунальные долги.
  2. Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Также документ содержит реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
  3. Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать три вида ресурсов: электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это достаточно сложно.
  4. Обращение в суд за взысканием задолженности. Управляющая компания и ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
  5. Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, и обычно она распространяется на муниципальное жилье. «Не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение», — отметил юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Дмитрий Кириллов.

Рассрочка

Прежде всего, должнику следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой у него образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности начисления, рекомендует эксперт Общественного совета при Минстрое России, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, человек может попросить организацию дать ему возможность погасить долг в рассрочку. Для этого нужно с заявлением обратиться в управляющую компанию или напрямую к поставщику ресурса, если заключены прямые договоры. «Представление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу», — отметила Ирина Генцлер.

После предоставления рассрочки в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа. Рассрочка не освобождает должника от текущих счетов.

Законодательство не регулирует условия предоставления рассрочки. В начале марта губернатор Подмосковья Андрей Воробьев призвал профильные ведомства региона разработать систему рассрочки платежей за коммунальные услуги и не начислять штрафы жителям региона за несвоевременную оплату счетов за электроэнергию. Решение облегчить ежемесячный платеж жителей он объяснил холодной зимой, из-за которой в домах выросло энергопотребление и увеличились платежи. В ближайшее время власти введут рассрочку коммунальных платежей для ряда городских округов, в частности для Подольска, Мытищ и Лобни.

Коммунальные каникулы

Если денег на оплату коммунального долга нет совсем, то необходимо договариваться с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул — погашение долга (в один прием или частями) через какой-то период времени. При этом отсрочка, как и рассрочка, не снимает обязанностей с человека платить за ЖКХ по текущим счетам.

«Можно попробовать обратиться в организацию, исполняющую коммунальные услуги, с просьбой о предоставлении отсрочки не только по погашению долга, но и по внесению текущих платежей (например, до того месяца, с которого начнется предоставление субсидии). Но решение о таких каникулах зависит исключительно от доброй воли этой организации», — отметила Ирина Генцлер.

Законодательство не регулирует условия, на которых можно достигнуть такой договоренности, это договоренность двух сторон, подтвердила председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. «Есть прецеденты, когда люди, у которых нет денег, договариваются отработать свой долг за счет труда — работают дворниками или уборщиками. Но иногда условия, которые выставляют управляющие компании или ресурсники, очень жесткие — дешевле взять кредит и заплатить», — добавила она.

Поэтому, если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, необходимо также как можно быстрее обратиться за субсидией.

Рекомендация

Достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения о погашении задолженности, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Соглашение подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации — исполнителя коммунальных услуг.

Субсидии и льготы

Еще один вариант решения проблемы коммунальных долгов — это субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она выплачивается, если расходы на оплату ЖКУ превышают определенный порог совокупного дохода семьи. В каждом регионе этот показатель разный. В большинстве субъектов — 22% от совокупного дохода семьи. Но может быть и меньше (например, в Москве — 10%).

«Для получения самой субсидии нужно либо не иметь долгов вовсе, либо иметь договоренность с поставщиками жилищных и коммунальных услуг об их постепенном погашении. После получения субсидии также важно не допускать просрочку платежа более чем за два месяца — иначе субсидию перестанут выплачивать», — уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т. д. Размер субсидий зависит от конкретного региона и льготной категории.

Списание долгов

Законодательство позволяет списывать коммунальные долги. Но это касается случая, когда пропущен срок исковой давности — три года. «Если задолженность за коммунальные услуги более трех лет, то в судебном порядке можно заявить о пропущенном сроке исковой давности и суд откажет во взыскании задолженности. То есть суд взыщет долги только за последние три года», — пояснила Вита Завацкая из АЮР.

Также возможно списание задолженности, если должник признан банкротом. Это означает что по решению суда он освобожден от уплаты долгов, а у поставщика коммунальной услуги имеется основание списания задолженности в соответствии с принятым судебным решением. «Но следует учитывать, что абонент не освобождается от уплаты текущих начислений за услуги ЖКХ», — добавила эксперт.

Физлицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, уточнил Дмитрий Кириллов. Сейчас существует два варианта банкротства физического лица: внесудебное (если общий размер задолженности от 50 до 500 тыс. руб) и судебное (если требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб.).

«Банкротство физического лица — это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. Кроме того, отсутствует однозначная гарантия, что физическое лицо будет освобождено от задолженности, поскольку существуют установленные законом ограничения для освобождения лица от задолженности», — предупредил юрист.

Списание задолженности возможно в связи со смертью должника. Однако, когда жилье передается по наследству, вместе с ним наследник получает и обязанность выплачивать долги. Также списание долгов по ЖКХ допускается на основании вынесенного судебным приставом постановления о невозможности взыскания задолженности.

1 июня 2022 года Президиум ВС РФ утвердил первый в этом году обзор судебной практики. В него включены разборы 46 дел. Рассказываем о некоторых из них – о предоставлении субсидий на ЖКУ, наказании за неуплату штрафа и действии доверенности после смерти руководителя компании.

Потребитель вправе получать субсидию на ЖКУ при наличии долгов, если причина их появления уважительная

В п. 6 Обзора ВС РФ от 01.06.2022 № 1 разобран спор о том, зависит ли получение субсидии на оплату ЖКУ от того, по какой причине у гражданина образовался долг.

Потребитель обратился в суд с иском к органу соцзащиты. Он требовал возобновить выплату ему субсидий на оплату ЖКУ, а также компенсировать моральный вред за то, что ведомство прекратило выплаты. Орган соцзащиты и прокуратура указали, что у истца был долг за ЖКУ в 60 тысяч рублей, но тот настаивал, что полностью оплатил счета.

Житель дома долгое время перечислял на счёт управляющей организации средства за жилищные и коммунальные услуги. Для коммунальных услуг были отдельные реквизиты. В итоге за жилищные услуги истец переплатил, а за коммунальные оказался должен.

Но суд первой инстанции отказал потребителю в удовлетворении его требований: у него были долги, поэтому выплата субсидий правомерна была приостановлена. Переплата истца за жилищные услуги не уменьшает его долг за коммунальные услуги. Вопрос перераспределения суммы переплаты должны решить потребитель и УО. Апелляционный и кассационный суды поддержали эту точку зрения.

Но ВС РФ не согласился с такой позицией: нельзя отказать гражданину, имеющему задолженность, в предоставлении компенсации расходов на оплату ЖКУ, если долг образовался по уважительной причине. Орган соцзащиты должен был проверить утверждение получателя субсидии, что он с 2009 года ежемесячно оплачивает ЖКУ, перечисляя деньги на счёт УО.

Проверка прокуратуры показала, что в платёжной квитанции за октябрь 2016 года переплата истца по коммунальным платежам в размере порядка 60 000 рублей перенесена на строку «Содержание и ремонт жилья». Это случилось из-за многократной смены УО, когда на дом приходили компании с похожим названием, но реквизиты для оплаты коммунальных услуг менялись.

Суды не проверили и не оценили факт, что потребитель продолжал вносить плату по старым реквизитам, и средства зачислялись по строке «содержание и ремонт жилья». Инстанции ограничились лишь выводом, что истец самовольно переводил деньги ненадлежащему получателю. Но в деле нет доказательств, что потребитель делал это намеренно.

В данном случае важно, что размер переплаты истца за жилищные услуги практически равен сумме его задолженности за коммунальные услуги. Суды должны были выяснить, почему УО не разрешила вопрос о перераспределении излишне внесённых потребителем средств при наличии задолженности, а также по какой причине истец перечислял плату ненадлежащим образом. Дело отправлено на новое рассмотрение (определение от 26.07.2021 по делу № 14-КГ21-13-К1).

Вывод ВС РФ : право на получение компенсации расходов на оплату ЖКУ не может быть поставлено в зависимость от наличия у гражданина задолженности, образовавшейся по уважительной причине. К таким причинам относится смена управляющей организации и изменение реквизитов для осуществления платежей.

Срок для подачи иска о возмещении судебных расходов исчисляется с момента отказа ВС РФ рассмотреть жалобу

В п. 10 Обзора № 1 изложены правовые позиции по вопросу, применяется ли трёхмесячный срок подачи заявления о судебных расходах к определению ВС РФ об отказе рассматривать кассационную жалобу.

Суд первой инстанции вернул заявление собственника, посчитав, что он пропустил срок обращения. Такой срок составляет три месяца и подлежит исчислению со дня вступления в законную силу последнего судебного акта – апелляционного определения от 3 апреля 2019 года. Апелляция и кассация поддержали коллег.

Верховный суд России отменил постановления нижестоящих инстанций. Согласно ч. 1 ст. 103.1 ГПК РФ, заявление по вопросу о судебных расходах может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела. Таким актом является постановление суда той инстанции, на которой завершилась проверка доводов сторон спора.

В случае направления стороной жалобы о пересмотре судебного акта в кассационном порядке в ВС РФ последним судебным актом является определение об отказе в передаче дела на рассмотрение судебной коллегии (ст. 112 АПК РФ). Статья 112 АПК РФ и статья 103.1 ГПК РФ регулируют сходные правоотношения и имеют аналогичное содержание.

В спорном деле проверка завершилась 6 декабря 2019 года определением ВС РФ об отказе рассматривать жалобу. Вопрос о возмещении судебных расходов мог быть поставлен в течение трёх месяцев со дня вынесения этого определения. Пострадавшая сторона дела обратилась с заявлением 6 марта 2020 года, в установленный законом срок.

Суды неправомерно отказались рассматривать это заявление. ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение (определение от 21.12.2021 по делу № 6-КГ21-3-К2).

Вывод ВС РФ : для исчисления предусмотренного ст. 103.1 ГПК РФ трёхмесячного срока на подачу заявления о судебных расходах к последним судебным актам относится также определение ВС РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения.

Срок на уплату административного штрафа должен исчисляться с учётом периода обжалования такой санкции

В п. 38 Обзора № 1 приведён спор о том, что должен установить суд в деле о неуплате административного штрафа в установленный срок. Мировой судья признал гражданина виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – неуплате административного штрафа в установленный срок. Апелляционная и кассационная инстанция поддержали такое решение.

Нарушитель не оплатил штраф в 500 рублей по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ. На это отводится шестьдесят дней со дня вступления постановления о штрафе в законную силу или со дня истечения срока отсрочки, рассрочки (ст. 31.5, ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Такое постановление вступает в силу немедленно или после истечения срока, установленного:

  • для его обжалования;
  • для обжалования решения по жалобе.

Постановление УМВД вступило в силу 16 июня 2020 года, но нарушитель его обжаловал в судах трёх инстанций. Суды, наказавшие его за нарушение срока уплаты штрафа, неправильно определили день вступления постановления о штрафе в законную силу. ВС РФ отменил документы нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение (постановление от 12.11.2021 по делу № 3-АД21-2-К3).

Вывод ВС РФ : определение дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу имеет существенное значение для решения вопроса о наказании по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату такого штрафа в установленный срок.

Доверенность представлять юрлицо продолжает действовать после смерти выдавшего её руководителя

В последнем блоке Обзора № 1 Верховный суд России ответил на три вопроса по судебным делам. Один из них – прекращается ли действие доверенности на представительство в судах из-за смерти руководителя, который её выдал в соответствии со ст. 53 ГПК РФ, ст. 61 АПК РФ.

ВС РФ отметил, что дела организаций ведут в суде их органы или представители в пределах полномочий. Эти полномочия установлены федеральным законом или учредительными документами (ч. 2 ст. 48 ГПК РФ, ч. 3, 4 ст. 59 АПК РФ). Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности (ч. ч. 1, 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. ч. 4, 5 ст. 61 АПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Действия таких органов признаются действиями самого юридического лица.

Доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ч. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Перечень оснований прекращения доверенности закреплён в ст. 188 ГК РФ . Одно из них – ликвидация юрлица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации (п. 4 ч. 1 ст. 188 ГК РФ). Такого основания прекращения доверенности, как смерть физического лица, подписавшего документ, статья 188 ГК РФ не содержит.

Выводы ВС РФ : смерть руководителя юридического лица, выдавшего доверенность, не влечёт прекращения действия этого документа.

На заметку управляющим домами

Управляющие домами организации в своей работе могут столкнуться с любой из ситуаций из Обзора № 1. Им следует учесть позиции Верховного суда России по каждому из вопросов:

1. Если в доме сменилась УО, то собственник может по невнимательности или незнанию оплачивать счета по старым реквизитам. ВС РФ считает, что в такой ситуации вина за долги у потребителя может лежать вовсе не на нём.

Новой компании следует донести до жителей информацию о том, куда и как необходимо оплачивать ЖКУ. Это поможет при необходимости доказать в суде, что должник получал такие сведения.

2. Срок взыскания судебных расходов исчисляется с момента вступления в силу последнего судебного акта, в котором суд проверил доводы сторон.

К таким актам относится и отказ ВС РФ рассматривать жалобу. Именно с даты вступления в силу этого отказа суд рассчитывает срок, отведённый на подачу иска о возмещении судебных расходов.

3. При вынесении решения о нарушении срока оплаты административного штрафа суд обязан правильно установить день, с которого ведётся отсчёт этого срока.

Это может быть день, когда закончился период обжалования решения о штрафе, или дата, когда истёк срок обжалования решения по уже поданной жалобе.

4. Если руководитель УО умер, то выданные им доверенности на представление компании в суде будут действовать и после его смерти.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

"Отключим свет!" - это, пожалуй, самая популярная угроза, с которой сталкиваются собственники квартир. Управляющие организации, в погоне за 100%-ой собираемостью платежей за ЖКХ, страшат жильцов отключением воды, газа, электричества. Причем никто не собирается выяснять, почему человек не смог заплатить за коммуналку. Может быть из-за болезни? Или задержали зарплату? Управляющую организацию это не волнует. На защиту людей встал Верховный суд.

В своем Постановлении от 27.06.2017 №22 разобрал много ситуаций, связанных с содержанием жилья и оказанием услуг собственникам квартир. Но самое важное разъяснение суда содержится в пункте 40 .

Условия отключения коммунальных услуг

Верховный суд сказал, что наличие задолженности по коммунальным услугам само по себе не является основанием для отключения воды, света или газа. Отключить услуги можно только с учетом всех обстоятельств. Каких? Верховный суд выделил следующие:

1) отключение коммунальной услуги должно быть соразмерно допущенному собственником нарушению . Например, если долг составляет всего 300 рублей, то нельзя отключать из-за этого свет, ведь отключение лишит человека возможности комфортно проживать в квартире;

2) отключение услуги не может выходить за пределы действий, которые необходимы для устранения нарушения закона . Другими словами, отключение возможно лишь тогда, когда других механизмов воздействия на должника нет. Например, управляющая организация должна предупредить человека о возникшем долге, предоставить ему отсрочку или рассрочку по оплате коммуналки. Только после того, как будут исчерпаны возможности "мирного" решения ситуации, можно отключать коммунальные услуги;

3) отключение коммуналки не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц. Это означает, что отключение коммунальной услуги не может причинять вред лицам, которые не являются должниками. Например, в квартире проживает одинокая мать с ребенком. Собственником квартиры является мать и платить за коммуналку должна она. Часто бывает так, что денег нет, возникает долг. Отключение воды в этой ситуации ставит под угрозу здоровье ребенка, поэтому отключение невозможно.

Что получаем? Если у вас возник долг по коммунальной услуге, то не надо бояться отключения . Управляющая организация должна сначала договориться с вами, должна предложить механизм погашения долга (отсрочка, рассрочка, а то и прощение части долга). Вы можете настаивать, что отключение невозможно, так как это поставит под угрозу жизнь и здоровье людей, которые должниками не являются.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: