Верховный суд история это

Обновлено: 28.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был Верховный уголовный суд. В 1923-91 действовал Верховный суд СССР (избирался ЦИК СССР, затем Верховным Советом СССР сроком на 5 лет), Верховные суды действовали также в союзных и автономных республиках. Высший судебный орган Российской Федерации - Верховный суд Российской Федерации; члены Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации.

Смотреть что такое "ВЕРХОВНЫЙ СУД" в других словарях:

Верховный Суд — (supreme court) Последняя инстанция апелляционного суда. Наиболее известный пример – Верховный суд США; существуют также верховные суды штатов (иногда они носят другое название). Ст. III Конституции США предусматривает, что Верховный суд, являясь … Политология. Словарь.

Верховный суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия

Верховный Суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Википедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший орган судебной власти в государстве. В РФ ВЕР ХОВНЫЙ СУД является высшим органом, осуществляющим надзор за судебнойдеятельностью судов РФ, кроме конституционного суда РФ и арбитражных судов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ состоит из Председателя, его … Финансовый словарь

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B.C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц… … Юридический словарь

Верховный суд — (англ. Supreme Court) высший орган судебной власти в государстве. B.C. называют также суды в некоторых государствах и негосударственных образованиях, входящих в состав государства, обладающего гос ным суверенитетом, которые в пределах с … Энциклопедия права

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию В.с. современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Юридическая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — (ВС) РФ высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Юридический словарь

ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В некоторых странах (например, в США)… … Современная энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех др. судов государства … Большой Энциклопедический словарь

В статье про судебную систему ( здесь ) упоминалось, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом РФ. В статье про суды общей юрисдикции ( здесь ) были изложены полномочия Верховного Суда РФ. В статье про судебные инстанции ( здесь ) отмечено, что Верховный Суд РФ является еще и высшей судебной инстанцией РФ.

Но помимо этого, Верховный Суд РФ имеет еще и свою богатую историю, в 2023 году будет 100 лет со дня его возникновения.

Об этом и статья, об истории возникновения Верховного Суда РФ.

С чего все началось?

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, сломившего старый государственный аппарат Российской империи, в стране была провозглашена власть Советов. 24 ноября (7 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК) был опубликован первый нормативный акт нового государства о суде – Декрет № 1 "О суде".

В нем объявлялось об упразднении существовавшей прежде судебной системы. Прекращали свою деятельность Правительствующий Сенат, окружные суды и судебные палаты, военные и морские суды, институты судебных следователей, присяжных поверенных, прокурорского надзора, частной адвокатуры и др., сохранялся только институт мировых судей. Устанавливалось два вида судов – народные суды и революционные трибуналы. В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

16 мая 1918 года был образован Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который в 1919 году переименовали в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти. Кроме Верховного Революционного Трибунала при ВЦИК, были созданы также Военно-революционный трибунал, Главный революционный железнодорожный трибунал, Военно-промышленный трибунал. Они не были связаны с Наркоматом юстиции РСФСР и являлись отдельными системами.

Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 года "Об объединении всех Революционных трибуналов Республики" все центральные трибуналы были объединены в Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР. Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная. При ЦИК автономных республик образовывались Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Завершение Гражданской войны, изменение в стране социальных условий обусловили необходимость проведения судебной реформы. 11 ноября 1922 года ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и революционные трибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась. Была установлена единая система судебных учреждений: народный суд (действовал в пределах уезда и городского района), губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и Верховный Суд РСФСР. Он стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК.

Верховный Суд РСФСР начал работу в январе 1923 года.

Тогда к компетенции Верховного Суда относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора – дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции были рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 (15,3%) – были оправданы, а 642 (84,7%) – осуждены. В отношении 28 человек применено условное осуждение, 354 человека осуждено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет. К расстрелу было осуждено 109 человек, из них 46 – за взяточничество. 138 человек освобождены от наказания на основании актов об амнистии, в отношении остальных осужденных применены иные виды наказания. Среди осужденных было 165 военнослужащих и 277 гражданских лиц. За период с 1 января по 1 июня 1923 года Кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР было рассмотрено 1892 дела.

Период Второй мировой войны

С началом войны на первый план выдвигались задачи, обеспечивавшие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия по проявлениям халатности, расточительства. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан. На виновных в нарушении законов и инструкций налагались строгие взыскания.

Осенью 1941 года Верховный Суд РСФСР был эвакуирован. Сначала в г. Саратов, затем в г. Камышин, потом дальше вглубь страны в г. Соль-Илецк Оренбургской области, где сотрудники суда помимо основной работы проходили специальные курсы по военной подготовке.

В феврале 1942 года и в феврале 1943 года группы сотрудников суда были возвращены из эвакуации в Москву.

В годы войны Верховный Суд РСФСР не только рассматривал дела по первой и второй инстанциям, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Сотрудники Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. С середины 1943 года члены Верховного Суда РСФСР входили в различные комиссии по определению ущерба, причиненного Верховному Суду и другим российским судам немецко-фашистскими захватчиками.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имеющих достаточного образования или опыта. Аналогичная ситуация наблюдалась и в адвокатуре.

Для выправления ситуации ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 года принял специальное постановление "О расширении и улучшении юридического образования в стране", в котором ставилась задача обеспечить в ближайшие годы органы юстиции и суды специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием.

До 1991 года у Верховного Суда РСФСР то отнимали, то добавляли полномочий, были разные политические перестановки, и несколько исторических событий, которые касаются суда но на историю его возникновения и становления не влияют, поэтому без них.

Верховный суд РФ

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

- в составе постоянного народного судьи;

- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Верховный суд – что это такое, история возникновения, чем занимается, особенности суда

Надзор за всеми органами правосудия и контроль над их деятельностью осуществляется в высшей юридической инстанции. Верховный суд выполняет функции главного регулятора. Он занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных дел и принимает апелляции и жалобы.

Что такое Верховный суд?

Состав, функции и полномочия органа определяются Конституцией. Согласно закону Верховный суд – это высшая юридическая инстанция, которая выполняет надзорные функции. Он имеет особую форму управления. Верховный суд подчиняется исключительно Конституции и не зависит от остальных инстанций. Возглавляет его председатель, которого назначают члены Совета Федерации.

что такое верховный суд

История Верховного суда

Решение об учреждении высшего органа правосудия было принято 1 января 1923 г. Ранее его функции выполнялись Правительствующим сенатом. Понятие о том, какие задачи решает Верховный суд, что это и принципы его организации менялись на протяжении всего срока существования. Сразу после создания он рассматривал только дела особой государственной важности. Затем возможности Верховного суда расширились, он получил право отменять и корректировать решения подчиняющихся инстанций.

В 1928 г. было принято постановление о порядке руководства судебными органами. Согласно ему независимость Верховного суда сильно ограничивалась за счет его присоединения к Наркомату юстиции. Орган вновь получил право выносить самостоятельные решения только в 1936 г. после принятия Конституции РСФСР. В период с 1932 по 1938 г. многие члены Верховного суда, в том числе и его глава, подверглись репрессиям.

Обновленная Конституция, введенная в действие в 1977 г. расширила полномочия инстанции. Юрисдикция Верховного суда стала включать часть функций законодательной власти. В 1993 г. была провозглашена полная независимость судебной системы. Верховный суд стал активным участником реформы по расширению прав и свобод граждан. Сейчас он занимается не только изучением громких дел и опротестованием решений, но и принимает участие в развитии и совершенствовании судопроизводства.

Чем занимается Верховный суд?

Высшая судебная инстанция изучает многие вопросы. Компетенция Верховного суда включает несколько составляющих:

  1. Контроль над работой местных, районных и мировых судов, включая военные.
  2. Иногда Верховный суд берет на себя функции первой инстанции, если речь идет о громких или резонансных событиях.
  3. Пересмотр дел в связи с подачей жалобы. Верховный суд имеет право отменить решение подчиненной инстанции, если истец подаст апелляцию.
  4. Пересмотр вынесенных приговоров в связи с выявлением новых обстоятельств.
  5. Изучение и систематизация практики судопроизводства.
  6. Анализ судебной статистики и выдача пояснений по отдельным вопросам, связанным с правоприменением.
  7. Решение некоторых вопросов, имеющих отношение к международному праву.

Особенности Верховного суда

Высшее судебное учреждение по сравнению с другими юридическими инстанциями имеет несколько отличительных характеристик:

  1. Обжаловать решение Верховного суда можно только в международных юридических инстанциях.
  2. Постановления и разъяснения Верховного суда имеют обязательную силу в подчиняющихся ему инстанциях.
  3. Назначить председателя может только Совет Федерации.
  4. Если в отношении депутата или участника Совета Федерации возбуждено уголовное дело, его имеет право рассматривать только Верховный суд.

Структура Верховного суда

Учреждение состоит из следующих подразделений:

  1. Пленум Верховного суда. Включает в себя 170 человек. Пленум представляет собой собрание судей, которые не участвуют в вынесении решений, а занимаются вопросами применения судебной практики. Орган издает разъяснения и порядок применения законодательных норм. Для вынесения постановлений созывается коллегия, которая принимает участие в заседаниях.
  2. Президиум Верховного суда. Включает в себя главу и его заместителей – всего 13 человек. Президиум занимается систематизацией судебных норм, решает вопросы, связанные с судопроизводством в субъектах государства, оказывает консультационную помощь по применению норм закона.
  3. Апелляционная коллегия. Возвращает дела на пересмотр в случае подачи жалобы. Ее участники рассматривают кассационные, надзорные и апелляционные обращения. Подразделение делится на несколько судебных коллегий, которые различаются по видам изучаемых дел.
  4. Судебные коллегии. Это несколько подразделений, рассматривающих апелляционные и кассационные жалобы, которые подаются сторонами, несогласными с решением нижестоящей инстанции. Выделяют коллегии в зависимости от типа изучаемых дел: гражданские, уголовные, экономические, военные, административные.
  5. Дисциплинарная коллегия. Изучает дела, связанные с досрочным лишением судей их полномочий в связи с проступками. В ее состав входит 6 человек. Члены дисциплинарной коллегии избираются на 3 года путем тайного голосования по бюллетеням.
  6. Другие отделы. Верховный суд вправе создавать дополнительные структурные отделы, отвечающие за обеспечение его функционирования.

Состав Верховного суда

Среди участников высшей юридической инстанции можно выделить несколько главных должностей:

  1. Председатель Верховного суда. Изучает важные вопросы, касающиеся положений о работе органа, формирует судейский состав, созывает и возглавляет заседания Пленума и Президиума.
  2. Первый заместитель. Обеспечивает функционирование судейских коллегий и выполняет поручения главы Верховного суда.
  3. Главы судебных коллегий. Участвуют в обеспечении работы подразделений. Председатель каждой коллегии может исполнять функции главы организации.

Назначение на должность судей Верховного суда

Функции юридической инстанции регулируется нормами Конституции. Поскольку Верховный суд является независимым учреждением, назначить на должность его членов имеет право только Совет Федерации. Процедура проводится на основании представления президента. Рекомендовать судью к назначению может председатель. Снятие с должности проводится на основании решения Совета Федерации.

Полномочия Верховного суда

Высшая юридическая инстанция в соответствии с нормами Конституции имеет право:

  1. Возвращать дела на повторное рассмотрение, если были выявлены новые обстоятельства.
  2. Выносить решения по крупным и важным делам, имеющим большое значение для судебной практики.
  3. Запрашивать в Конституционном суде пояснения главных положений основного закона.
  4. Проверять приговоры, вынесенные мировыми и районными судами, и отменять их в случае несоответствия законодательным нормам.
  5. Разъяснять нормы законов и их использование. Для этого проводится заседание Верховного суда, на котором разрабатываются основные положения. Они не имеют статус законодательных актов, но при этом обязательны для исполнения.

Конституционный суд и Верховный суд – отличия

Два юридических органа различаются по функциям и специфике работы. Акты Верховного суда составляются в отношении любых дел: гражданских или уголовных. Орган контролирует работу всей судебной системы. Функция Конституционного суда заключается в проверке соответствия любых документов положениям основного закона государства. Главной задачей этого органа является сохранение целостности правовой системы и исключение противоречий в толковании Конституции.

Как обратиться в Верховный суд?

Прежде чем подать заявление или жалобу в высший юридический орган, необходимо пройти все нижестоящие инстанции. Только после этого допускается участие в Верховном суде. Для обращения необходимо:

Порядок рассмотрения дел в Верховном суде

Правила приема поданных жалоб и заявлений строго формализованы. Официальный Верховный суд изучает документы следующим образом:

  1. Если Верховный суд выступает как первый орган изучения дела, в собрании принимает участие коллегия из 3-х человек. Для вынесения решений в области уголовного права дополнительно могут привлекаться присяжные. Административные правонарушения рассматривает один судья.
  2. Если имеется кассационная или надзорная жалоба, созывается коллегия из 3-х судей.
  3. Лица, которые имеют отношение к рассматриваемому делу, извещаются о порядке и времени проведения заседания. При этом неявка не является препятствием для вынесения решения.
  4. По результатам рассмотрения дела судья выносит решения об удовлетворении требований истца или об отказе.

Постановление Верховного суда

Одной из функций высшей юридической инстанции является разъяснение вопросов, связанных с использованием судебной практики. Для этого используется постановление, которое хоть и не является источником права, обязательно для исполнения нижестоящими органами. Документ выпускается Пленумом и содержит основные положения, касающиеся использования законодательных норм.

Верховный суд выпускает постановления и решения. Первый документ является общим для подчиняющихся органов. В отличие от постановления решение Верховного суда содержит информацию, касающуюся одного рассматриваемого дела. Само по себе оно не выступает основанием для вынесения приговора другими судьями. Если нормы требуется распространить на все подчиненные суды, необходимо собрать заседание и вынести постановление.

постановление верховного суда

Обжалование решения Верховного суда

Высший судебный орган, хоть и является главной юридической инстанцией, оставляет за гражданами право на оспаривание. Позиция Верховного суда в отношении рассмотренных им дел может быть обжалована следующим образом:

  1. Если истец не согласен с решением Верховного суда одного из субъектов государства – края, области или республики, можно подать жалобу в главную инстанцию страны.
  2. Если дело уже было рассмотрено Верховным судом государства и решение было не в пользу истца, следует подать жалобу председателю. Он имеет право отменить решение любого судьи, входящего в одну из коллегий.
  3. Если при подаче жалобы председателю решение по делу было оставлено без изменений, необходимо обратиться в Европейский суд по правам человека.
  4. Обжаловать решение Верховного суда можно в течение 30-ти дней со дня его вынесения. Если срок был упущен, заинтересованная сторона может подать ходатайство о его продлении.

Третейский суд является негосударственной альтернативой арбитражу или инстанции общей юрисдикции. Порядок формирования таких органов, так и ход разбирательства и вынесение решения имеют свои особенности, о которых важно знать сторонам.

На третьей ступеньке системы отечественного правосудия – кассационный суд, который уполномочен проверять законность и обоснованность решений первой и второй инстанций. Узнаем, что это за орган и как можно добиться от него справедливости.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: