Верховенство правового закона государство это объединение множества людей

Обновлено: 25.04.2024

Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза. Таков был конец великого греческого философа, описанный его учеником Платоном. Трагедия свершилась в 399 году до н.э., когда престарелый Сократ предстал перед афинским судом, обвиняемый в том, что он «испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду», «преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов». Смелое и искреннее поведение семидесятилетнего философа не тронуло судей, и последовал смертный приговор.

В многогранном учении Сократа достойное место находят взгляды на государство и право, причем принцип законности служил в его системе важнейшим критерием классификации форм правления. По свидетельству Ксенофонта, власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, Сократ называл царством, а власть, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, считал тиранией. Только при условии господства разумных и справедливых законов обеспечивается, по его мнению, политическая свобода жителей полиса, т. е. города-государства.

Из уважения к законам Сократ отказался от возможности бежать и твердо выпил предназначавшуюся ему чашу яда. Видимо, было нечто чрезвычайно притягательное и возвышенное в идее верховенства закона, если философ заплатил за нее по самому дорогому счету, не пожелав уклониться от судебного решения.

Дело Сократа продолжил величайший мыслитель античности Платон, который после казни учителя создал в Афинах собственную философскую школу. Его перу принадлежат крупные политико-правовые произведения «Государство» и «Законы», где философ пытается начертать проект идеального устройства власти. Я вижу,— пишет он,— близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Законы — понятные, обстоятельные, разумные, детальные, всеобъемлющие, неизменные — жестко регламентируют жизнь людей и порядок управления ими в платоновском государстве.

Разумеется, с точки зрения многовекового опыта человечества такой подход кажется наивным и совершенно неприемлемым: ведь, по Платону, выходило, что не государство существует для людей, а люди для государства, а жизнь граждан имеет хотя и твердые, но установленные извне основания. Законы принудительно благодетельствовали жителей.

Итак, право — ровесник цивилизации. Оно появилось не вдруг, человечество столетиями накапливало опыт регулирования общественных отношений с помощью норм права. Наше право не может не учитывать этого многовекового опыта. Данный фактор — непременное условие построения в нашей стране правового государства (которое само по себе не может быть построено лишь профессионалами-юристами).

Каковы же современные взгляды на способы воплощения идеи верховенства законов, за которую один философ отдал и которой другой посвятил жизнь?

Во-первых, верховенство закона выражается в преимущественной юридической силе в нашей стране законов, т. е. актов, принятых высшими органами государственной власти или референдумом, над подзаконными нормативными актами правительств, министерств, ведомств, местных органов власти и управления. Если англичанин подчиняется исключительно актам парламента, который вынужден поэтому определять даже правила содержания домашних животных, то нашей повседневной жизнью правят ведомства. Они конкретизируют, а иногда и подправляют законы, изобретают собственные правила, которым мы вынуждены следовать. Излишне доказывать, что этими актами защищаются отнюдь не наши интересы. Особенно болезнен для граждан процесс ведомственного и местного нормотворчества в сфере бытового обслуживания и жилищного законодательства.

Во-вторых, закон должен пользоваться преимуществом перед иными источниками права. Вопреки распространенному заблуждению, записанный на бумаге закон не является единственным источником права. Известный дореволюционный теоретик Л. И. Петражицкий насчитывал их около полутора десятков: книжное право (священные книги, сборники обычного права, научные трактаты), право принятых в науке мнений, право учений отдельных юристов, право юридической экспертизы римских юристов, заключения юридических факультетов — решения кассационных судов по юридическим вопросам, право изречений религиозно-этических авторитетов, договорное право, программное право, включая партийные программы, право юридических поговорок и пословиц, неопределенное положительное право, подкрепляемое ссылками на то, что "так принято" и др.

Несомненно, что сегодня огромную роль играет право международных договоров, существенны руководящие разъяснения Верховного Суда, используются судебные прецеденты. В последнем случае единожды состоявшееся судебное решение служит образцом для разрешения аналогичных уголовных и гражданских дел другими судами. Но в правовом государстве определяющим должен оставаться закон, а противоречащие ему разъяснения и решения судов подлежат безусловной отмене. В Великобритании, классической буржуазно-демократической стране, где прецедентное право пользуется безусловным авторитетом, не подвергается сомнению приоритет законодательных актов парламента.

В-третьих, в стране не должно быть никаких сил, организаций, органов и лиц, избавленных от подчинения закону, занимающих исключительное, надзаконное положение в правовой системе.

В-четвертых, в правовом государстве невозможно предоставление прав, льгот и преимуществ, а также возложение обязанностей, не предусмотренных законом или помимо установленного им порядка. Мудрое и давно назревшее решение о создании комиссии по инвентаризации льгот, присвоенных аппаратом, и ликвидации тех из них, которые не основаны на законе, является примером поистине нового, демократического мышления.

С другой стороны, не могут не потерять обязывающую силу те способы понуждения к исполнению не основанных на законе повинностей, которые применяются к большинству из нас в виде призывов «быть сознательными», а то и прямых угроз оргвыводов.

В-пятых, принципиальным положением правовой реформы, а не пустой формальностью является неукоснительное соблюдение всех правил и процедур, установленных законом, «субординации» органов власти, юстиции и управления. В этом случае деятельность, помимо установленного законом порядка, считается юридически ничтожной, что служит гарантией от произвола и беззакония. Исполнительная власть подконтрольна законодательной.

16 июля 1973 г. американская общественность узнала от бывшего помощника президента Александра Баттерфилда о том, что по указанию Р.Никсона прослушивались и записывались на магнитофонную пленку все разговоры в Овальном кабинете Белого дома. Верховный Суд США, несмотря на протесты президента Никсона и его ссылки на прерогативы исполнительной власти, обязал его передать федеральному судье Джону Сирика необходимые ему магнитофонные записи. Судья не был вызван «на ковер», не ушел в отставку, не был ошельмован послушной прессой — он получил требуемое, а уйти пришлось главе исполнительной власти. Карьера 37-го президента Соединенных Штатов Америки завершилась.

Комментарии, как говорится, излишни. В обстановке, когда благосостояние зависит от точности словоупотребления, умения составить контракт, отыскать прецедент или верно сформулировать позицию, резко возрастает общественный вес юридической профессии, престиж практикующих адвокатов.

При всей важности неукоснительного верховенства закона нужно сделать оговорку: этот принцип хорош лишь тогда, когда хорош охраняемый им закон, когда нормативного закрепления не получают чуждые народу эгоистические интересы. Следовательно, есть нечто выше закона. Это явление называют правом.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Помогите, пожааалуйста Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой - либо форме государственного строя (Аристотель).

Свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» (Дж.

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане (Ш.

Лишь нация есть истинный суверен ; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти (Д.

Государство - это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.

Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный (К.

Гарантии правовой государственности - «а) неотъемлемые права личности ; б) принцип разделения властей ; в) правовое самоограничение власти ; г) подчиненность государства стоящему над ним праву.

В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения» (Г.

Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя как правительства создаваемые им же как законодателем юридические нормы.

Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним (С.


«Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой - либо форме государственного строя (Аристотель).

» - Аристотель говорит о необходимости принципа верховенства права в любом государственном строе.

Джон Локк говорит о незыблемости закона, правил, которые закон устанавливает, а также свободу, которую закон дает.

О свободе говорит и Шарль Монтескье.

Он видит свободу в послушании закону, так как выполняя запреты, человек не является свободным.

В высказывании Д.

Дидро «Лишь нация есть истинный суверен ; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти» мы видим идею того, что законы должны писаться не политическими деятелями, а самим народом.

Только народ может принимать и соблюдать собственные законы.

Иммануил Кант также видит необходимость верховенства права, он говорит о том, что «государство - это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

О том, что законы должны исходить от народа и все должны подчиняться этому закону говорит и Карл Маркс.

Г. Шершеневич выделяет гарантии правовой государственности, такие как «а) неотъемлемые права личности ; б) принцип разделения властей ; в) правовое самоограничение власти ; г) подчиненность государства стоящему над ним праву.

Гессен определяет, что есть правовое государство.

Иными словами, все мыслители определяют источник закона – народ, а также принципы, на которых должно строиться правовое государство, а также свободу, которая выражается в соблюдении закона.


Помогите, пожалуйста, написать эссе на тему : "Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законом"( И?

Помогите, пожалуйста, написать эссе на тему : "Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законом"( И.


Тема : Гражданское общество и правовое государство 1 - й вариант 1?

Тема : Гражданское общество и правовое государство 1 - й вариант 1.

К проявлениям гражданского общества в духовной сфере относится : а.

Разнообразие форм собственности б.

Социальная защита граждан в.

Жестокая цензура СМИ г.

Свобода совести, СМИ 2.

Институтом гражданского общества является : а.

Государственная Дума в.

Политическая партия г.

Верны ли следующие суждения о сущности гражданского общества?

А. Гражданское общество является формой самоорганизации людей.

Б. Гражданским обществом называется вся совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе.

А. верно только А б.

Верно только Б в.

Верны оба суждения г.

Оба суждения неверны 4.

Найдите в предложенном списке три черты, характерные для правового государства : а.

Разделение властей б.

Отсутствие развитого гражданского общества в.

Верховенство правового закона г.

Односторонняя ответственность личности перед государством д.

Эффективная система контроля за соблюдением законов 5.

Приведите в соответствие : Понятия Определения 1) гражданское общество 1.

Постоянная политико - правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных правах и связях 2) гражданство 2.

Общество на определенной стадии развития, являющееся основой правового государства 3) правовое государство 3.

Государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее права и свободы личности.


О каком принципе правового государства говорится в статье 10 Конституции Российской Федерации 1993 г?

О каком принципе правового государства говорится в статье 10 Конституции Российской Федерации 1993 г.

" Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" : А) Разделение властей ; Б) Гарантированность прав человека ; В) Верховенство закона ; Г) Взаимная ответственность личности и государства.


Чем отличается правовое государство от неправового?

Чем отличается правовое государство от неправового?

1)верховенство закона и права 2)отделение публичной власти от общества 3)монополия на легальное применение силы 4)верховная власть на определенной территории.


Верховенство закона, принцип разделения властей , сильная судебная власть?

Верховенство закона, принцип разделения властей , сильная судебная власть.

Какой еще признак характеризует правовое государство ?

A)монополия государственной собственности B)преследование инакомыслящих C)взаимная ответственность государства и личности D)однопартийная система.


Какое из этих высказываний представляется вам правильным и почему?

Какое из этих высказываний представляется вам правильным и почему?

"основной принцип правового государства состоит в том, что государственная власть в нём ограничена.

В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна преступать.

Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личность неотъемлемых и неприкосновенных прав" "если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от разгула преступности, поможет ему реализовать свои права в борьбе с сильными мира сего : крупными хозяйствами, мздоимцами - чиновниками.


3. Как вы считаете : • Наше государство является демократическим и правовым ; • Наше государство делает первые шаги на этом пути ; • Наше государство не является правовым и демократическим?

3. Как вы считаете : • Наше государство является демократическим и правовым ; • Наше государство делает первые шаги на этом пути ; • Наше государство не является правовым и демократическим?

Поясните свой ответ.

4. Какое выражение относится к понятию " правовое государство " : • Государство подчиняется праву ; • В государстве издаётся много законов • Все равны перед законом и судом ; • Представители власти неприкосновенны и не подчиняются закону ; • Все люди обладают неотъемлемыми правами ; • У правительства есть право принимать законы, не учитывая мнение граждан.


Что отличает правовое государство от не правого а верховнства закона и права, б отделение публичной власти от общества, в монополие на легальное применение силы, г верховная власть на определенной тер?

Что отличает правовое государство от не правого а верховнства закона и права, б отделение публичной власти от общества, в монополие на легальное применение силы, г верховная власть на определенной территории.


1. Что представляет собой конституционное право?

1. Что представляет собой конституционное право?

1. Совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

2. Систему правовых норм, регулирующих основы системы государственной власти в интересах обеспечения основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

3. Совокупность правовых норм, закрепленных в тексте Конституции РФ.

4. Систему норм права, сформулированных в текстах действующих конституций всех современных государств 5.

Совокупность всех наиболее значимых правовых доктрин, имеющих конституционное значение.


Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного произвола, защитить права и свободы личности.

Б. В правовом государстве взаимоотношения между личностью и властью определяются только нормами морали.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.


Почти у всех нас похожие потребности, но из - за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.


Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.


Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.


Познавательные программы для детей в игровой форме.


Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно - технологической и научно - педагогической деятельности.


Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..


Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.


1 - 4 2 - 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства - это признак доиндустриального общ - ва.


Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..


В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

И. Кант в своем высказывании поднял проблему становления правового государства, так как именно в правовом государстве осуществляется принцип равенства всех перед законом. Хотя Кант не употреблял еще термина "правовое государство", он использовал такие близкие по смыслу понятия, как "правовое гражданское общество", "прочное в правовом отношении государственное устройство", "гражданское правовое состояние". Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Поднятая проблема актуальна в наше время, потому что именно сейчас в нашей стране формируется правовое государство.

Я согласна с данной точкой зрения, так как человек может чувствовать себя свободным, защищенным именно в правовом государстве.

Правовое государство - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

4. Разделение властей.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать все свои действия. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан.

Пример правового государства можно рассмотреть на нашей стране. Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режим государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции «правового государства».

Великий немецкий философ в этом высказывании касается проблемы становления и внутреннего устройства правового государства, в котором реализуется принцип равенства всех перед законом. Ещё не употребляя термина «правовое государство», Иммануил Кант развивал его идеи: необходимость ликвидации всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех граждан перед законом. Данная мысль явно прослеживается и в этом его изречении.

Я полностью согласен с этими мудрыми словами видного мыслителя XVIII века. Действительно, важнейшими конститутивными признаками правового государства являются верховенство закона и равенство всех граждан перед ним. Народу принадлежит законодательная власть (законы принимают народные депутаты – думы, или парламента). Исполнительная власть находится в подчинённом состоянии по отношению к законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым обеспечивается не только разделение властей, но и их равновесный баланс.

Иммануил Кант

Обратимся к теоретическому смыслу данной цитаты. Государством в обществознании называют форму самоорганизации общества, которая устанавливает правовой порядок на определённой территории, имеет суверенитет и механизмы управления гражданами. Государство обладает монополией на применение легитимного насилия, которые оно использует для поддержания законности.

Правовым государством именуется такая организация социально-политической жизни общества, при которой гарантируются верховенство права и полное равенство всех граждан перед законом; работает система разделения властей, с сильной и независимой судебной властью; обеспечиваются права и свободы личности. Власть в правовом государстве всегда опирается в своей работе на право, ориентируется на законодательство и согласовывает с ним все свои действия. Та государственная власть, которая уклоняется от обеспечения прав и свобод, нарушает законы или «подстраивает их под себя», теряет доверие и уважение своих граждан.

Подобные примеры мы нередко находим в классической литературе. Особенно прославился критикой несправедливого устройства государства великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В своём романе «История одного города» он иносказательно изобразил не только региональную, но и верховную правящую элиту Российской империи. Писатель демонстрирует людей, которые безнаказанно занимаются взяточничеством и казнокрадством, считая себя недостижимыми для правосудия, стоящими «над ним». В то время как с простых граждан они всегда спрашивают по всей строгости закона. Такое несправедливое положение, при котором явно нарушается принцип верховенства права, подрывает авторитет государства, настраивает народ против государственной власти.

Жак Ширак

Как пример из современности, хотелось бы упомянуть об уголовных делах, возбуждённых в отношении руководителей двух крупных европейских государств – Франции и Италии. Жака Ширака и Сильвио Берлускони судьи признали виновными в злоупотреблениях полномочиями, мошенничестве и налоговых преступлениях. Решено было отнять у них все привилегии, положенные экс-главам государства, и приговорить к тюремному заключению. Ширака (в 2011 году) – условно, а Берлускони (в 2013 году) – к реальному сроку. Несмотря на то, что оба они, из-за солидного возраста и плохого состояния здоровья, не отправились в тюрьму, эти случаи показывают: в развитых европейских странах сложилось правовое государство, в котором все равны перед законом, и неподсудных нет, даже «на самом верху» пирамиды власти.

Подводя итоги своих рассуждений, мне хотелось бы сделать следующий вывод. Стабильное, гармоничное, направленное на развитие государство должно строиться на принципе равенства всех его граждан перед законом. Именно этот принцип должен соблюдаться прежде всего.

В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. сочинения Платона "Законы", "Государство" и "Политик"; Аристотеля - "Политика", "Этика", а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории - Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от "непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека".

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юристаXVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник - категорический императив: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Автором термина "правовое государство" считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дврркин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

80. Этапы развития теории правового государства.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) основе принципа разделения властей.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государст­венной власти.

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов. Мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В дальнейшем идеи государства как правового сообщества получают тео­ретическое обоснование в Новое время в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. В частности, Джон Локк в своем учении о государстве обосновал законность сопротивления всякому произволу власти.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799- 1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась

вообще без перевода. И теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехтштатистами ».

В англоязычной литературе термин «правовое государство» не используется - его эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law» (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835-1922 гг.) в работе под названием «Основы конституционного права» (1855 г.).

Что касается отношения к идеям правового государства со стороны Маркса и Энгельса, то оно было негативным, отрицательным, как и отношение марксизма к государству вообще.

На конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоящему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях целого ряда государств, хотя в действительности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране.

28. Понятие и принципы правового государства.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д. разделение властей

Основы для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4)нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

29. Разделение властей в Российском государстве.

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: