Верховцева катерина ивановна почему в суде показала

Обновлено: 18.04.2024

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше! " - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю! " В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Цель нашей работы – исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским женских образов, какую роль они играют в романе «Братья Карамазовы».
Цель работы определила следующие задачи:
1) изучить концепцию женских образов в русской культуре и, в частности, русской литературе;
2) проанализировать особенности женских образов в романе «Братья Карамазовы» и выявить особенности портретных характеристик в произведениях Ф.М. Достоевского;

Файлы: 1 файл

«Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» .doc

Исследователями творчества Достоевского замечено, что Грушенька претерпевает в романе метаморфозу, ведущую ее «многогрешную» душу на путь покаяния и нравственного обновления. В этой связи упоминается Мария Египетская, великая грешница и «блудница», долгим искусом и страданием снискавшая себе венец святости.

Первые рецензенты романа, делая прогнозы о дальнейшем развитии сюжета, отводили Грушеньке существенное место: «Что автор разовьет далее и создаст на подготовленной им почве — неизвестно, но из нескольких обстоятельств можно вывести заключение, что он готовит для читателей ужасную драму, в которой одну из главных ролей придется играть Грушеньке» («Сын отечества», 1879, 28 марта).

В неосуществленном продолжении романа, где должна была развернуться судьба Алеши Карамазова, Грушеньке отводилась важная роль. Как записала немецкая исследовательница Н.Гофман в 1889 году со слов вдовы писателя, Алеша, женившись на Лизе, покидает ее «ради прекрасной грешницы Грушеныси, которая пробуждает в нем карамазовщину».

Стоит отметить, что для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали и ханжеского миропонимания недостойной и падшей: это и Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании», и Настасья Филипповна в «Идиоте» - их подлинность, их искренность, глубину чувств (ибо их коснулось страдание) Достоевский противопоставляет наигранности и легковесности «хороших» барышень.

Обратимся теперь к образу соперницы Грушеньки за сердце Дмитрия Карамазова – Катерине Ивановне, которая как раз и является «хорошей барышней». Она – богатая дворянка, полковничья дочь, порядочная, красивая, умная и богатая.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Но особо в романе отмечается ее гордость и великодушие. В сцене, когда она приходит к Дмитрию за деньгами, чтобы спасти своего отца, Димтрий отмечает «Ведь красавица. Да не тем она красива тогда была. Красива была она тем в ту минуту, что она благородная, а я подлец, что она в величии своего великодушия и жертвы своей за отца, а я клоп».

Спустя три месяца Катерина Ивановна, получив богатое наследство от родственницы-генеральши, сама себя предложила в невесты Дмитрию. Однако Дмитрий, по сути являющийся ее «женихом», отказывается от любви Катерины Ивановны в пользу Грушеньки. Он говорит, что «она свою добродетель любит, а не меня», из благодарности жизнь и судьбу свою изнасиловать хочет». В ответ на просьбу брата передать Катерине, что он любит другую и «кланяется», Алеша говорит: «Катерина Ивановна все поймет… поймет всю глубину во всем этом горе и примирится. У нее высший ум, потому что нельзя быть несчастнее тебя, она увидит сама». Дмитрий же пророчески замечает, что с этим никакой женщине нельзя примириться.

Поначалу Катерина Ивановна действительно великодушно принимает эту новость: «Я поставила во всем этом одну только цель: чтоб он знал к кому воротиться и кто его самый верный друг». И даже нанесенная соперницей обида в сцене, когда Грушенька не поцеловала ей ручку, не лишает ее благородства и снисходительности по отношению к Дмитрию.

«Если даже он и женится на той… твари (начала она торжественно), которой я никогда, никогда простить не могу, то я все-таки не оставлю его!» От этих пор я уже никогда, никогда не оставлю его. я всю жизнь, всю жизнь мою буду следить за ним не уставая. Когда же он станет с тою несчастен, а это непременно и сейчас же будет, то пусть придет ко мне и он встретит друга, сестру…»14.

Несомненно, что в образе Катерины есть порядочность и человечность. Достаточно вспомнить эпизоды, где она помогала бедным людям. Однако она скорее строгая и принципиальная. Еще одной ее отличительной чертой является гордость. Именно она и подтолкнула ее к поступку на суде.

Тем не менее Катерина Ивановна, как и её полная тёзка Катерина Ивановна Мармеладова из «Преступления и наказания», как и многие героини Достоевского, нервную систему имеет совершенно далёкую от идеала. Как уже говорилось выше, одна из самых драматично-напряжённых сцен романа - встреча Катерины Ивановны и Грушеньки Светловой. Первая, поддавшись чарам второй и поверив поначалу, что та пришла к ней с дружбой, растрогалась, взялась расхваливать при Алёше гостью в глаза и даже ручку ей в припадке восторга трижды поцеловала. В ответ Грушенька её страшно унизила и надсмеялась над ней в глаза, тоже при Алёше. С Катериной Ивановной случился нервический припадок: она даже кинулась на соперницу с кулаками, потом рыдала до спазм в горле, а затем, выпроваживая невольного свидетеля её позора Алёшу, весьма многозначительно выкрикнула-заявила, словно намекая на самоубийство: «Не осудите, простите, я не знаю, что с собой ещё сделаю!» В другой раз, опять же Алёше, Катерина Ивановна заявила уже непреложно и впрямую, что если и Иван её бросит-оставит, как некогда Дмитрий, она - «убьёт себя». А между тем, именно показания Кати, предъявленное ею «пьяное» письмо Мити с угрозами убить отца и способствовали осуждению Мити, но когда она приходит к нему в тюрьму, то вдруг признаётся, что по-прежнему безумно любит его, Митю…

Так любовь Катерины Ивановны, из страха перед Митиным презрением, оборачивается ненавистью и предательством. Любовь к человеку становится невозможной, зато тем возможнее становится любовь к абстракции, идее, как эманации собственного «я». В этом смысле становится возможной даже и «любовь к человеку». Митя скажет Алеше про Катерину Ивановну: «Ты думаешь, она нарочно эту ручку первая поцеловала у Грушеньки, с расчетом хитрым? Нет, она взаправду, она взаправду влюбилась в Грушеньку, то есть не в Грушеньку, а в свою же мечту, в свой бред,– потому-де что это моя мечта, мой бред!»15. В этом смысле можно даже и жизнь принести в жертву другому, но не для его счастья, а для своей «правоты».

И счастьем можно пожертвовать ради своего «я», влюбившись в свою идею счастья другого. Такова и Катерина Ивановна Верховцева. Она любят себя и требуют платы за свою любовь. «Я добьюсь того,– восклицает Катерина Ивановна,– я настою на том, что, наконец, он узнает меня и будет передавать мне все, не стыдясь. Я буду богом его, которому он будет молиться,– и это по меньшей мере он должен мне за измену свою и за то, что я перенесла через него вчера. И пусть же он видит во всю свою жизнь, что я всю жизнь мою буду верна ему и моему данному ему раз слову, несмотря на то, что он был неверен и изменил. Я буду. Я обращусь лишь в средство для его счастия (или как это сказать), в инструмент, в машину для его счастия, и это на всю жизнь, на всю жизнь, и чтоб он видел это впредь всю жизнь свою!»16.

Это еще одна страстная героиня произведения. С одной стороны она готова всю свою жизнь принести в жертву Мите Карамазову за его благородный поступок. И на протяжении почти всего повествования она уверяет себя и других, что любит своего жениха. Однако ее чувства надуманны. Судя по всему, она так до конца и не решила, кого она из двух братьев всё же любит по-настоящему — не головой, а сердцем.

Иван Карамазов, влюбленный в Катерину Ивановну, скажет про ее любовь к Дмитрию: «Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы его тотчас забросили бы и разлюбили вовсе. Но вам он нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И все это от вашей гордости. О, тут много принижения и унижения, но все это от гордости…»17.

В конце концов, поймет это и сама Катерина, поймет, что на самом деле по-настоящему любит она не Дмитрия, а Ивана Карамазова. Именно поэтому в последний момент она и выступит на суде с показаниями против него.

«Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек!»18. «И только из гордости она сама привязалась к нему (Дмитрию) тогда любовью, истерическою и надорванною, из уязвленной гордости, и эта любовь походила не на любовь, а на мщение».

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

2.4. Образ Lise: от «бесёнка» к «мученице»

Исследователи отводят Лизе (или Lise, как чаще всего называет ее в романе автор) самую скромную роль. Однако нам представляется, Лиза занимает особую, самостоятельную позицию, принципиально важную для смысла романа.

Лиза является одним из самых загадочных персонажей. Не принимая практически никакого участия в развитии сюжета (что, как правило, является функцией второстепенных и эпизодических персонажей), она получает информацию практически обо всем происходящем, ей предоставлена возможность высказаться в полную силу, ее внутренний мир исследуется подробно и глубоко, подробно прослеживается эволюция ее характера, ее взгляда на мир. В отличие от Ракитина, г-жи Хохлаковой и других второстепенных персонажей Лиза не шарж, не пародия; отношение к ней автора абсолютно серьезно.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Лиза чувствует Иваново презрение к тому злу, которое в ее душе, и знает, что в его душе – то же зло. Потому и обращается к нему, что это именно тот человек, который может ее истерзать и измучить, сделать несчастною.

Так от светлой любви и желания счастья Лиза приходит к любви-надрыву, любви-ненависти, страданию. «А все остальные пусть казнят меня и раздавят ногой, все, все, не исключая никого! Потому что я не люблю никого. Слышите, ни-ко-го! Напротив, ненавижу!»19

Такая потеря ценностных ориентиров указывает на иронию, которую вносит в роман героиня. Она говорит о том, что люди всегда любят преступление: «Знаете, в этом все как будто когда-то условились лгать и все с тех пор лгут. Все говорят, что ненавидят дурное, а про себя все его любят. Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил»20.

То, что для Алеши минутный кризис, Лизой воспринимается как состояние мира. Лизе все гадко, она жить не хочет, но если жить в этом мире без правды и Бога,– то по законам этого мира или, вернее, по законам не признающего законов «я». Мало того, Лиза хочет себя разрушать: «Я убью себя, потому что мне все гадко! Я не хочу жить, потому что мне все гадко!»21. При этом отмечается ее необычная серьезность.

Алеша объясняет причину психологического состояния Lise, тем, что в Лизином кризисе виновата не болезнь, а выздоровление – «идеи» лезут в голову, освободившуюся от своих и чужих насущных бед и забот.

Однако, и познавши ироническое стремление к разрушению и небытию, Лиза остается неразлучна с Алешей: «Мне только ваших слез надо. А все остальные пусть казнят меня и раздавят ногой, все, все, не исключая никого!»22. Все это, свидетельствуя о их необыкновенной близости.

В Лизе отрицание доходит до высшей точки, принимая все следствия укусившей свой хвост «самости» – вплоть до «если нет Бога, то нет и меня».

Лиза знает грех и хочет греха, но знает об осуждении и наказании и хочет осуждения и наказания. Лиза не возносится, не гордится; напротив, ощущает себя «хуже всех», хочет «быть в презрении».

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Глава 3. Методические рекомендации к проведению урока по теме «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

- раскрыть женские образы романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте русской культуры;

- развить умение анализировать художественный текст, аргументировать свою точку зрения, обобщать;

Возможные эпиграфы к уроку:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечишься, а она одна в одну минуту от нее может исцелить»

Н. Лесков «Очарованный странник»

«Когда Адам в раю приятность сна вкусил,

В то время из ребра бог Еву сотворил.

О бедный праотец! – мир начат неустройством.

Твой первый сон тебе последним был спокойством»

- портрет Ф.М. Достоевского.

- иллюстрации к роману «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского.

2. Вступительное слово учителя.

- Как вы понимаете, испокон веков существует некий идеальный образ женщины, который связывается с материнством, чадолюбием, ролью надежной хранительницы домашнего очага, опорой семьи, поддержкой и помощью мужчине, сострадательностью, милосердием. Однако поэты и художники, политики и модельеры, кино и театр приносят в мир тот образ женщины, который в данном обществе, в данное время является наиболее предпочтительным. Если в ранних литературных произведениях мы с вами видели, что смысл женского бытия, ее мир, как правило, регламентировался нормами, законами, традициями, сложившимися веками, то со временем женщина стала сама выбирать для себя философию жизни.

Приходится этот этап на конец 50-х годов XIX века, когда возникло такое понятие как «эмансипация». Процессы женской эмансипации в русском обществе XIX века развивались в русле общих процессов либерализации русского общества. Идеи и личность Жорж Санд, поставившей вопросы о праве женщины на свободу чувств, сыграли огромную роль в появлении и распространении в России XIX века идей о ценности и независимости женской личности.


Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880) многие исследователи называют совершенным произведением, в котором подводится итог всему, что было сказано писателем на протяжении всей жизни. Лейтмотивами романа являются глубочайшие философские вопросы о сущности и назначении человека. Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

В романе «Братья Карамазовы» мы встречаем три основных женских образа — Грушенька, Катерина Ивановна и Лиза Хохлакова, которых развиваются в сюжетно-композиционной системе произведения.

Аграфена Александровна Светлова — главный женский персонаж романа «Братья Карамазовы», предмет желания Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия.

Происхождение и ранние годы жизни Грушеньки автор не изображает. Известно только, да и то по слухам, что в семнадцать лет её обманул и впоследствии бросил некий поляк пан Муссялович — проходимец и карточный шулер. От позора и нищеты Грушеньку спас богатый купец Самсонов, который привёз её в Скотопригоньевск. За четыре года новой жизни из чувствительной и жалкой сироты выросла смелая и решительная, гордая, понимающая толк в деньгах, осторожная женщина.

Образ Грушеньки в романе можно соотнести с образом Дмитрия Карамазова, который является старшим из сыновей Федора Павловича. Это крайне раздражительный, ревнивый и эмоциональный человек, в его характере воплотился национальный «безудерж». Впервые Грушеньку в романе мы видим через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца…» [3, с. 85]. Аграфена воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. По мнению Ивана Карамазова, героиня использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой. Федор Павлович Карамазов, влюбленный в Грушеньку до беспамятства, соотносит ее с евангельской грешницей: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…» [3, с. 254]. Таким образом, несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька совершили много ошибок, в конце романа они встают на путь просветления и истины. Перерождение Дмитрия происходит после сна, в котором он видит плачущего ребенка. Перерождение же Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, после которой она приходит к осознанию того, что по-настоящему любит только Дмитрия. Далее Аграфена изменяется внутренне: становится доброй и любящей женщиной, готовой жертвовать всем ради своей любви.

Ф. М. Достоевский не сразу сообщает читателю фамилию Грушеньки, мы узнаем ее лишь на суде, в конце романа. Этим автор подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к покаянию и нравственному обновлению.

Верховцева Катерина Ивановна — младшая дочь Ивана Верховцева, сестра Агафьи Ивановны Верховцевой по отцу. Это властная, самолюбивая и надменная девушка. Катерина Ивановна — гордая натура, живущая своей мечтой, своей идеей, любящая свою «добродетель», свой подвиг, когда-то совершенный ею ради спасения чести отца. Но в то же время Катерина Ивановна обладает неподдельной простодушной добротой и искренностью. У нее есть могучая вера в себя, в свое светлое будущее. Все это в ней замечает Алеша Карамазов.

Для Катерины Ивановны личное самоудовлетворение дороже всего. Это особенно ярко выразилось при первом ее свидании с Грушенькой, где она под впечатлением неожиданной обиды дала полную волю своему чувству [6, с. 83]. С Катериной Ивановной случился припадок: она даже кинулась на соперницу с кулаками, потом рыдала до спазма в горле, а затем заявила, что, если и Иван её бросит, как когда-то Дмитрий, она убьёт себя. Когда она приходит к Дмитрию в тюрьму, то вдруг признаётся, что по-прежнему безумно любит его.

Катерина Ивановна готова все простить Дмитрию из одного лишь сознания того, что она осуществляет свою идею, что она стоит выше его и всех. Эта героиня любит Дмитрия с надрывом, к Ивану же питает более понятное романтическое чувство, которое выразилось на суде неожиданным выступлением против Дмитрия и в защиту Ивана [2, с. 28]. Мы можем судить о том, что на самом деле Катерина Ивановна ни того, ни другого, в сущности, не любила настоящей искренней любовью, а выступление на суде было вызвано, скорее всего, чувством мести за свой позор и за измену Дмитрия. Как видно, эта героиня — тоже страстная натура, готовая к самопожертвованию.

Лиза Хохлакова — четырнадцатилетняя девочка с прелестным лицом, она страдает параличом. Впервые эта героиня появляется в главе «Маловерная дама». С раннего детства Лиза знакома с Алёшей Карамазовым, считается его невестой, даже пишет ему письмо с признанием в любви, но по мере развития сюжета она влюбляется в Ивана Карамазова.

Примечательно, что в романе Лиза появляется только в эпизодах, которые связаны с Алёшей Карамазовым; это делает его образ яснее. Героиня наделена непосредственностью и детской наивностью, но несмотря на это она умеет быть жёсткой и целеустремлённой, когда это необходимо. Чувство Лизы к Алёше, по замыслу Ф. М. Достоевского, должно было варьироваться в диапазоне между дружбой и любовью, сохраняясь (со стороны героини) в границах дружбы, что мы и можем наблюдать по ходу развития романа. К Алеше Лиза относится неоднозначно — то уважает его, то смеется над ним, вместе с тем, несомненно, испытывает к нему нежные чувства и его чувствами также дорожит. Лиза мечтает о замужестве с ним и о будущем счастье.Однако одновременно героиню привлекают внутренние противоречия Ивана Карамазова. В этом и заключается сложность понимания Лизой любви и ее влияния на человека. В беседе Алёши и Лизы (в главе «Бесёнок») девушка преображается, приходит, наконец, к некоторой ясности своего бытия и внутренней определённости.

Женщины последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» приходят к пониманию любви как наивысшей ценности. Их путь к подлинной свободе лежит через любовь и смирение [5, с. 302]. Все героини проходят через страдание, испытываются им, женщинам предстоит смирить свою гордыню, понять нечто сокровенное и главное в жизни. Этому в большой степени способствует библейский текст , который аллюзивно входит в сюжетно-композиционную систему романа.

Основные термины (генерируются автоматически): Брат, Верховцево, героиня, конец романа, любовь, образ, роман, эта.

ЧП Старая Русса ©

ЧП Старая Русса ©

ЧП Старая Русса © запись закреплена

Женские образы, созданные Достоевским.
Катерина Верховцева

"Красота Катерины Ивановны еще и прежде поразила Алешу. Его поразила властность, гордая развязность, самоуверенность надменной девушки." - Ф.М. Достоевский, "Братья Карамазовы"

Елена Скоп

Олег Воронцов


Олег Воронцов

🤷‍♂

Не читал

Кирилл Суханов


Кирилл Суханов

Олег Воронцов


Олег Воронцов ответил Кириллу

Кирилл Суханов


Кирилл Суханов ответил Олегу

Олег Воронцов


Олег Воронцов ответил Кириллу

Тимофей Павлов

Наталья Писаревичус

Катерина Белкина

😅

Планировали нарисовать Катерину, а нарисовали Серсею Ланнистер

Маша Дьяконова

Катерина Белкина

Маша, на Адель тоже похоже, по мне не тот стиль рисунка для женских образов Достоевского, каждый художник видит на свой лад, я бы в другом стиле нарисовала.

Юлия Чайкина

Марина Никандрова

Ольга Юрьевна


Ольга Юрьевна

Не разу не читала и понятие не имею что там за "Братья Карамазовы" книжка

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Женские судьбы в изображении Ф. М. Достоевского (роман «Братья Карамазовы»)

Роман «Братья Карамазовы» исследователи называют самым изумительным по силе и совершенству произведением Достоевского, в котором подводится итог всему, что сказано писателем на протяжении всей жизни. Лейтмотивами романа являются глубочайшие философские вопросы о сущности и назначении человека. Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений писателя, внутренний духовно-психологический конфликт героинь романа «Братья Карамазовы» - как главная форма психологического анализа Достоевского.

В романе «Братья Карамазовы» три женских образа – Грушеньки, Катерины Ивановны и Лизы Хохлаковой – соответствуют образам братьев Карамазовых и также выражают карамазовское начало. Таким образом, женские образы в романе «Братья Карамазовы» – это женские варианты символических воплощений («живая сила», «атеизм», «новая сила, новые люди»), на основе которых Достоевский создает свои образы братьев Карамазовых.

Грушенька (Аграфе́на Александровна Светло́ва) — главный женский персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Предмет вожделения Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия.

Её происхождение и ранние годы жизни автор не описывает. Известно только, по слухам, что в 17 лет её обманул и впоследствии бросил некий поляк пан Муссялович — проходимец и карточный шулер. От позора и нищеты Грушеньку спас богатый купец Самсонов, он же и привёз её в Скотопригоньевск. За четыре года новой жизни из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про неё, сколотить свой собственный капиталец…

Именно Грушенька стоит в центре обстоятельств, которые привели к гибели Карамазова старшего и осуждению Мити Карамазова.

Как полагают исследователи творчества писателя, прототипом Грушеньки Светловой послужила Агриппина Ивановна Меньшова 1815 года рождения, хорошая знакомая Достоевских. Она проживала на противоположном от дома Достоевского берегу.

Образ Грушеньки в этом плане соотносится в романе с образом Дмитрия Карамазова. В Грушеньке, как и в Дмитрии, карамазовское начало воплощено на эмоционально-чувственном уровне. В.И. Кулешов пишет: «Есть в романе стихийный "кусок природы" – человек необузданных страстей Митя Карамазов». Дмитрий является старшим из сыновей Федора Павловича Карамазова. По природе своей это крайне раздражительный, ревнивый, эмоциональный человек, который больше всего любит кутежи и женщин. Дмитрий – сладострастник, как и его отец.

Грушенька в романе впервые показана через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими , как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца..». Грушенька представлена в романе молодой, здоровой, красивой, пышной девушкой, возбуждающей чувственные желания у мужчин. Митя говорит о ней: «У Грушеньки, шельмы, есть такой один изгиб тела, он и на ножке у ней отразился, даже в пальчике- мизинчике на левой ножке отозвался». Грушенька воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. Так, Ракитин в разговоре с Алешей восклицает: «Я Грушеньке не могу быть родней, публичной девке, прошу понять». Иван Карамазов считает, что Грушенька использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой: «Эта женщина – зверь». Федор Павлович Карамазов, влюбленный в нее до беспамятства, соотносит Грушеньку с евангельской грешницей : «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…». Безусловно, в этих словах Федора Павловича присутствуют и юродство, и глумление, но также содержится и истина. Несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька являются сладострастниками, в конце романа они все же приходят к пути просветления и истины. Знаком перерождения Дмитрия становится его сон, в котором он видит плачущее дите – воплощение людского страдания. Именно в этот момент он просветляется, так как думает не о сладострастии, а о страданиях чужих ему людей. Он готов сам теперь страдать за всех. Важным для него является звучащий в его сне голос Грушеньки: «А и я с тобой, я теперь не оставлю тебя, на всю жизнь с тобой иду».

Перерождение Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, который был еѐ первой любовью. Глубокое разочарование в своем «едином и бесспорном» приводит Грушеньку к осознанию того, что по - настоящему она любит только Дмитрия: «Как я могла подумать, что люблю другого после тебя!». После этого Грушенька изменяется внутренне. Она уже не та капризная, своенравная и развратная особа, теперь она добрая, тихая, любящая женщина, готовая жертвовать ради своей любви. Грушенька вдруг понимает, что простила своего «прошлого» офицера, и в этом проявляется способность Грушеньки к прощению обид. Узнав об обвинении Дмитрия в убийстве отца, Грушенька начинает считать себя ответственной за произошедшее. Однако, несмотря ни на что, она верит Дмитрию и решает разделить с ним его судьбу.

Показательно, что фамилию Грушеньки – Светлова – мы узнаем лишь на суде. Употребляется она всего лишь один раз, в конце романа. Этим Достоевский подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к пути покаяния и нравственного обновления. Исследователи творчества Достоевского отмечают, что Грушенька претерпевает в романе метаморфозу, которая ведет ее «грешную» душу к пути покаяния и нравственного обновления. Именно поэтому упоминается Мария Египетская, которая была великой грешницей, долгим искусом и страданием снискавшая себе венец святости.

Лиза Хохлакова — страдающая параличом ног четырнадцатилетняя девочка с прелестным личиком. Дочь помещицы Екатерины Осиповны Хохлаковой. Впервые появляется в романе в главе «Маловерная дама», во время посещения вместе с матерью в монастыре старца Зосимы. С раннего детства знакома с Алёшей Карамазовым, пишет ему письмо с признанием в любви, считается его невестой, но по мере развития сюжета влюбляется в Ивана Карамазова.

В романе Лиза появляется только в эпизодах, связанных с Алёшей Карамазовым, с целью сделать яснее и понятнее его образ. Героине свойственны обаяние детства, непосредственность и некоторая наивность; вместе с тем она умеет быть жёсткой и целеустремлённой, а её воодушевление порой граничит с экзальтацией. Чувство Лизы к Алёше, по замыслу Достоевского, должно было варьироваться в диапазоне между дружбой и любовью, сохраняясь (со стороны героини) в границах дружбы. Одновременно её привлекают сложность, загадочность и внутренние противоречия, характерные для Ивана. Беседа Алёши и Лизы в главе «Бесёнок» была отмечена критиками как самый главный фрагмент в формировании внутреннего портрета Алёши. В той же беседе преображается и сама Лиза, пришедшая, наконец, к некоторой ясности своего бытия и внутренней определённости.

Прототипом Лизы Хохлаковой послужила Валентина, дочь Людмилы Хохряковой, в свою очередь ставшей прототипом для Екатерины Осиповны Хохлаковой.

Верховцева Катерина Ивановна - младшая дочь Ивана Верховцева, сестра по отцу Агафьи Ивановны Верховцевой. Дмитрий Карамазов рассказывает брату Алёше: «Когда я приехал и в баталион поступил, заговорили во всём городишке, что вскоре пожалует к нам, из столицы, вторая дочь подполковника, раскрасавица из красавиц, а теперь только что де вышла из аристократического столичного одного института. Эта вторая дочь — вот эта самая Катерина Ивановна и есть, и уже от второй жены подполковника. …И однако, когда приехала институтка (погостить, а не навсегда), весь городишко у нас точно обновился, самые знатные наши дамы, — две превосходительные, одна полковница, да и все, все за ними, тотчас же приняли участие, расхватали её, веселить начали, царица балов, пикников, живые картины состряпали в пользу каких-то гувернанток. …Вижу, она меня раз обмерила взглядом, у батарейного командира это было, да я тогда не подошёл: пренебрегаю, дескать, знакомиться. Подошёл я к ней уже несколько спустя, тоже на вечере, заговорил, еле поглядела, презрительные губки сложила, а, думаю, подожди, отмщу! …Главное то чувствовал, что “Катенька” не то чтобы невинная институтка такая, а особа с характером, гордая и в самом деле добродетельная, а пуще всего с умом и образованием…»

Батальонный командир растратил казённые 4,5 тысячи, пытался застрелиться, и Дмитрий, который как раз получил от отца шесть тысяч, предложил покрыть растрату её отца, если Катерина Ивановна придёт за ними «лично». «Она вошла и прямо глядит на меня, тёмные глаза смотрят решительно, дерзко даже, но в губах и около губ, вижу, есть нерешительность.

— Мне сестра сказала, что вы дадите четыре тысячи пятьсот рублей, если я приду за ними. к вам сама. Я пришла. дайте деньги. — не выдержала, задохлась, испугалась, голос пресёкся, а концы губ и линии около губ задрожали…»

В конце концов Митя, поборов в себе «карамазовщину», деньги дал «просто так» и даже в пояс поклонился Катерине Ивановне, и она ему поклонилась в ответ. Спустя три месяца Катерина Ивановна, получив богатое наследство от родственницы-генеральши, сама себя предложила в невесты Дмитрию. Между тем, в неё влюбляется брат Дмитрия — Иван Карамазов. Сама Катерина Ивановна, судя по всему, так до конца и не решила, кого она из двух братьев всё же любит по-настоящему — не головой, а сердцем.

Для характеристики Катерины Ивановны важно суждение Алёши о ней: «Красота Катерины Ивановны ещё и прежде поразила Алёшу, когда брат Дмитрий, недели три тому назад, привозил его к ней в первый раз представить и познакомить, по собственному чрезвычайному желанию Катерины Ивановны. Его поразила властность, гордая развязность, самоуверенность надменной девушки. И всё это было несомненно, Алёша чувствовал, что он не преувеличивает. Он нашёл, что большие чёрные горящие глаза её прекрасны и особенно идут к её бледному, даже несколько бледно-жёлтому продолговатому лицу. Но в этих глазах, равно как и в очертании прелестных губ, было нечто такое, во что конечно можно было брату его влюбиться ужасно, но что может быть нельзя было долго любить. Тем с большим изумлением почувствовал он теперь при первом взгляде на выбежавшую к нему Катерину Ивановну, что может быть тогда он очень ошибся. В этот раз лицо её сияло неподдельною простодушною добротой, прямою и пылкою искренностью. Изо всей прежней “гордости и надменности”, столь поразивших тогда Алёшу, замечалась теперь лишь одна смелая, благородная энергия и какая-то ясная, могучая вера в себя. Алёша понял с первого взгляда на неё, с первых слов, что весь трагизм её положения относительно столь любимого ею человека для неё вовсе не тайна, что она может быть уже знает всё, решительно всё. И однако же, несмотря на то, было столько света в лице её, столько веры в будущее, Алёша почувствовал себя перед нею вдруг серьёзно и умышленно виноватым. Он был побеждён и привлечён сразу. Кроме всего этого, он заметил с первых же слов её, что она, в каком-то сильном возбуждении, может быть очень в ней необычайном,— возбуждении похожем почти даже на какой-то восторг…»

Катерина Ивановна нервную систему имеет совершенно далёкую от идеала. Одна из самых драматично-напряжённых сцен романа –– встреча Катерины Ивановны и Грушеньки Светловой. Первая, поддавшись чарам второй и поверив поначалу, что та пришла к ней с дружбой, растрогалась, взялась расхваливать при Алёше гостью в глаза и даже ручку ей в припадке восторга трижды поцеловала. В ответ Грушенька её страшно унизила и надсмеялась над ней в глаза, тоже при Алёше. С Катериной Ивановной случился нервический припадок: она даже кинулась на соперницу с кулаками, потом рыдала до спазм в горле, а затем, выпроваживая невольного свидетеля её позора Алёшу, весьма многозначительно выкрикнула-заявила, словно намекая на самоубийство: «Не осудите, простите, я не знаю, что с собой ещё сделаю!» В другой раз, опять же Алёше (этому исповеднику всех потенциальных самоубийц в романе!), Катерина Ивановна заявила уже непреложно и впрямую, что если и Иван её бросит-оставит, как некогда Дмитрий, она –– «убьёт себя». А между тем, именно показания Кати, предъявленное ею «пьяное» письмо Мити с угрозами убить отца и способствовали осуждению Мити, но когда она приходит к нему в тюрьму, то вдруг признаётся, что по-прежнему безумно любит его, Митю…

Женщины последнего романа Достоевского приходят к пониманию любви как наивысшей ценности. Их путь к подлинной свободе лежит через смирение и любовь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: