Верхний земский суд по учреждению для управления губерний 1775 г это

Обновлено: 24.04.2024

учрежден в 1775 г. императрицей Екатериной II в числе других губернских установлений. В каждой губернии должен был быть один В. З. суд, но в губерниях обширных их могло быть открыто и более. В. З. суд состоял из двух председателей, утверждаемых высочайшей властью по представлению Сената, и десяти заседателей, избираемых на три года местным дворянством. При В. З. суде определялись прокурор и два стряпчих. В. З. суд разделялся на два департамента, уголовный и гражданский, и ведал дела по апелляциям дворян и некоторых разночинцев на уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды, причем мог решать окончательно только тяжбы ценой ниже ста рублей; в прочих гражданских делах допускалась апелляция в гражданскую палату, а приговоры В. З. суда по делам уголовным подлежали обязательной ревизии уголовной палаты (см. П. С. З., № 14392). В. З. суд упразднен императором Павлом при введении новых губернских штатов, в 1796 году (П. С. З., № 17702, шт.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Верхний земский суд" в других словарях:

ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД — судебное учреждение для дворян, введенное Екатериной II (по одному на губернию), при общей губернской реформе 1785 г.; в состав его входили два председателя (назначаемые с утверждения Высочайшей власти Сенатом) и 10 заседателей по выбору местного … Юридический словарь

ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД — судебное учреждение для дворян, введенное Екатериной II (по одному в каждой губернии) в ходе обшей губернской реформы 1775 г.; в состав его входили 2 председателя (назначаемые с утверждения Высочайшей власти Сенатом) и 10 заседателей по выбору… … Энциклопедический словарь экономики и права

верхний земский суд — судебное учреждение для дворян, введенное Екатериной II (по одному на губернию), при общей губернской реформе 1785 г.; в состав его входили два председателя (назначаемые с утверждения Высочайшей власти Сенатом) и 10 заседателей по выбору местного … Большой юридический словарь

Верхний земский суд — апелляционная инстанция для уездных судов в 1775 1796 гг.; дворянский сосл. суд … Краткий словарь историко-правовых терминов

Земский суд — Земский суд суд. Содержание 1 В Королевстве Польском 2 В Великом княжестве Литовском … Википедия

ЗЕМСКИЙ СУД — уездный административный орган в России в 1775 1862 гг. До 1796 г. два Верхний и Нижний, затем один (до 1837 г. называемый Нижним). Избирался дворянами и государственными крестьянами. Состав: заседатели и капитан исправник. Решал незначительные… … Юридический словарь

ЗЕМСКИЙ СУД — уездный административный орган в России в 1775 1862. До 1796 два Верхний и Нижний, затем один (до 1837 назывался Нижним). Избирался дворянами и государственными крестьянами. Состав: заседатели и капитан исправник. Решал незначительные судебные… … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕМСКИЙ СУД — ЗЕМСКИЙ СУД, уездный административный орган в 1775 1862. До 1796 подразделялся на Верхний и Нижний (в 1796 1837 только Нижний). Избирался дворянами и государственными крестьянами. Состав: заседатели и капитан исправник. Решал мелкие судебные дела … Русская история

Земский суд — уездный административный орган в России в 1775 1862. До 1796 два Верхний и Нижний, затем один (до 1837 назывался Нижним). Избирался дворянами и государственными крестьянами. Состав: заседатели и капитан исправник. Решал незначительные судебные… … Политология. Словарь.

Земский суд — Учреждением о губерниях 1775 г. созданы были: 1) верхний З. суд (см.), как учреждение судебное для дворян, и 2) нижний З. суд; первый имел значение апелляционной инстанции по отношению ко второму. По учреждению о губерниях 1775 г. нижний З. суд… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами. Главная характеристика судебной реформы - суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Судебная реформа Екатерины 2 от 1775 года

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй - гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог - главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство. Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог - в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян. Как итог - классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД (1775—96), местное судебное учреждение 2-й инстанции для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворянства. Были созданы на основании «Учреждений о губерниях» от 7 нояб. 1775 в каждой губернии или наместничестве; в обширных губерниях могло быть открыто 2 и более верхних земских судов. По существу, верхние земские суды являлись преемниками петровских надворных судов.

Верхние земские суды включали 2 председателей, утверждаемых Высочайшей властью по представлению Сената, и 10 заседателей, избираемых местным дворянством на 3 года и утверждаемых губернатором (наместником). Верхние земские суды делились на 2 департамента: уголовных и гражданских дел, в каждый из которых входили председатель и 5 заседателей. В соответствии с указом Сената от 5 июля 1787 дела, представлявшие общественный интерес, решались департаментами совместно. При каждом верхнем земском суде состояли прокурор и 2 стряпчих, казенных и уголовных дел, назначаемые Сенатом: прокурор — по представлению генерал-прокурора, стряпчие — по представлению губернских палат гражданского и уголовного судов. Высшим органом надзора за деятельностью верхних земских судов, как и других губернских судебных органов, являлся генерал-прокурор. Верхним земским судам были подчинены суды 1-й инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Екатерина II Великая

Екатерина II Великая

Верхний земский суд решал гражданские и уголовные дела по апелляциям на подчиненные ему судебные учреждения, окончательному решению подлежали тяжбы ценою до 100 руб., в остальных случаях допускались апелляции в палату гражданского суда. Решения верхнего земского суда по уголовным делам подлежали утверждению палатой уголовного суда.

Заседания всех судов 2-й инстанции проходили периодически — 3 сессии в год, но в отдельных случаях суды могли заседать и в другое время. Дела распределялись по жребию между членами суда, слушание и решение дел велось на заседаниях. Закон признавал желательным единогласное решение, но допускалось и решение большинством голосов, причем голос председателя имел перевес. Порядок рассмотрения гражданских дел предполагал сначала решение казенных и общественных дел, затем дел частных лиц в такой последовательности: дела должников, дела о контрактах и купчих, о недвижимых имениях, дела лиц, живущих далеко от суда, все остальные дела и в заключение — дела «пространные». При рассмотрении уголовных дел сначала решались дела заключенных под стражу (в течение 1—2 сессий; в противном случае члены суда подлежали штрафу в размере годового оклада в пользу потерпевшего, его наследников или школ).

Верхние земские суды были упразднены имп. Павлом I при введении новых губернских штатов 31 дек. 1796.

18 ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г

Сословные суды по «Учреждению для управления губерниями» 1775 г.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.).

Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

В основу деления был положен чисто количественный критерий -численность населения

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника.

Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата.

Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775г.усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.




Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администра­ции. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанав­ливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: