Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986

Обновлено: 22.04.2024

Право международных договоров – отрасль МП, представляющая собой совокупность МПН, регулирующих отношения государств и других субъектов МП по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Международный договор – соглашение, заключенное субъектами МП в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, в скольких документах он содержится, а также независимо от его наименования (основной источник МП, важный инструмент осуществления внешней функции государства).

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 (основной источник права международных договоров):

1) подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем;

2) рассматривает различные вопросы договорного права (порядок заключения международных договоров, его значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку);

3) закрепляет новые моменты (участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие вопросы).

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 (регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций и договоров, принятых в рамках международных организаций).

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 (применяется к указанным договорам, а также к учредительным актам международных организаций и договорам, принятых в рамках международных организаций) (регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении в силу, о порядке принятия оговорок, об их соблюдении, применении и толковании).

Правоспособность заключать международные договоры – неотъемлемое право субъектов МП, важнейший элемент международной правосубъектности (стороной договора могут быть все субъекты МП).

Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры, а также участвовать в многосторонних договорах (пользуется этим правом в силу своего суверенитета) (ст.6 Венской конвенции 1969) (субъекты федерации могут заключать МеД, если это право признано за ними федеральной конституцией (в РФ – по предметам совместного ведения)).

Смешанные (сложные) договоры (многосторонние договоры, в которых наряду с государствами участвуют не субъекты МП) (пример: ИНМАРСАТ).

Правом заключения договоров также обладают (нации, являющиеся субъектом МП (Организация освобождения Палестины); международные организации; специализированные учреждения ООН; региональные организации общей компетенции).

Право субъекта МП быть участником договора зависит от вида договора и заинтересованности субъекта в предмете договора.

Классификация договоров в зависимости от числа участников:

а) общие (универсальные) (договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития МП или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом; должны быть открыты для всеобщего участия);

б) локальные (договоры, в которых участвует ограниченное число государств; Уставом ООН предусмотрена возможность заключения региональных соглашений или создания региональных органов).

Любое государство имеет право на полноправное участие в международных договорах общего и специального характера (государства при подписании многостороннего договора или присоединении к нему имеют право сделать оговорку о непризнании какого-либо из правительств, подписавшего договор – договор не порождает ПО между ними).

Договор создает обязательства только для его участников (не создает обязательства для третьего государства без его согласия; его объектом не могут быть права и интересы третьих государств; договор, нарушающий права третьих государств – недействительный; однако в договоре могут быть предусмотрены права для третьих государств или третьих организаций) (пример: Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 предоставляет всем государствам право осуществлять торговую навигацию по Дунаю на основе равенства).

Венская конвенция
о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями
(Вена, 21 марта 1986 г.)

ГАРАНТ:

См. также Венскую Конвенцию о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)

Участники настоящей Конвенции,

учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,

признавая согласительный характер договоров и их все возрастающее значение как источника международного права,

отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подтверждая важность углубления процесса кодификации и прогрессивного развития международного права в мировом масштабе,

полагая, что кодификация и прогрессивное развитие норм, касающихся договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, являются средствами укрепления правовой основы международных отношений и служения целям Устава Организации Объединенных Наций,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

принимая во внимание положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года,

признавая связь между правом договоров между государствами и правом договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями,

учитывая важность договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями как полезного средства развития международных отношений и обеспечения условий для мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе,

принимая во внимание особенности договоров, участниками которых являются международные организации в качестве субъектов международного права, иных, чем государства,

отмечая, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей;

признавая, что практика международных организаций при заключении договоров с государствами или между собой должна соответствовать их учредительным актам,

подтверждая, что ничто в настоящей Конвенции не должно толковаться как затрагивающее те отношения между международной организацией и ее членами, которые регулируются правилами этой организации,

подтверждая также, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

подтверждая также, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,

Венская Конвенция
о праве международных договоров
(Вена, 23 мая 1969 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

См. подписанную 21 марта 1986 г. Венскую конвенцию о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями

Государства - участники настоящей Конвенции, учитывая важнейшую роль

договоров в истории международных отношений, признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественной строе,

отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом,

подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,

договорились о нижеследующем:

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)

Конвенция вступила в силу 27 января 1980 г.

СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1986 г. N 4407-XI с оговорками и заявлением

Конвенция вступила в силу для СССР 29 мая 1986 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 84

Текст Конвенции опубликован в "Ведомостях Верховного Совета СССР" от 10 сентября 1986 г. N 37 ст. 772, в специальном приложении к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, март 1999 г., N 3, в сборнике "Действующее международное право" т. 1, в Сборнике международных договоров СССР, М., 1988 г., Выпуск XLII

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и м/ни организациями или между м/ни организациями 1986 применяется к указанным договорам, а также к учредительным актам м/н организаций и договорам, принятых в рамках м/н организаций. Регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении в силу, о порядке принятия оговорок, об их соблюдении, применении и толковании.

Венская конвенция 1986 г, построена по принципиально той же схеме, что и Венская конвенция 1969 г.

В то же время Венская конвенция 1986 г. неизбежно должна учитывать особенности положения международной организации как субъекта международного права.

Так, ст. 6 международная организация может заключать лишь такие договоры, которые необходимы для выполнения ее функций и целей.

Лицо считается представляющим международную организацию в целях принятия текста договора если:

а) это лицо предъявит соответствующие полномочия, или

б) из обстоятельств явствует, что намерение заинтересованных государств и международных организаций заключается в том, чтобы это лицо рассматривалось как представляющее данную организацию.

Текст договора принимается по согласию всех государств и международных организаций. Текст договора принимается на международной конференции в соответствии с процедурой, согласованной участниками этой конференции.

В случае отсутствия договоренности относительно такой процедуры текст принимается путем голосования за него двух третей участников, присутствующих и участвующих в голосовании. Согласие международной организации на обязательность для нее договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, актом официального подтверждения, принятием договора, его утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Процедура такая же как при заключении простых договров. – Оль прочитай из предыдущего вопроса стадии, когда прочитаешь весь этот билет, только стадии- без объяснений) на всякий случай!

Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора. Возможно обращение к дополнительным средствам толкования чтобы подтвердить значение, или определить значение, когда толкование:

a) оставляет значение двусмысленным или неясным; или

b) приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными.

Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т. д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

Преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития. Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти:

Глава 4 Президент РФ.

Глава 5 Федеральное собрание.

Глава 6 Правительство РФ.

Глава 7 Судебная власть.

Глава 8 Местное самоуправление.

Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;

3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Правоспособность заключать договоры. Стороны в договорах. Право на участие в договоре. Виды договоров. Договор в третьи государства.

В соответствии с международным правом правоспособность заключать международные договоры является неотъемлемым правом субъектов международного права, важнейшим элементом международной правосубъектности.

Правом на заключение договоров обладают все специализированные учреждения ООН, а также региональные организации общей компетенции. Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации, при этом предмет и цель договора должны соответствовать учредительному акту организации, заключающей договор, и не противоречить основным принципам международного права, в том числе Венской конвенции 1986 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: