Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики

Обновлено: 18.04.2024

Настоящая Инструкция определяет порядок отбора правовых актов, постановки на учет и поддержания их в контрольном состоянии.

Обязанность по ведению систематизации законодательства возложена на помощника мирового судьи. В его обязанности входит:

- учет федеральных нормативных правовых актов;

- поддержание нормативной базы и кодексов Российской Федерации в контрольном состоянии;

- учет нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации;

- поддержание нормативной базы и кодексов соответствующего субъекта Российской Федерации в контрольном состоянии;

- проведение консультационно-справочной работы, в том числе с использованием компьютерной техники;

- обеспечение учета и хранения нормативных материалов и юридической литературы.

- ведение нарядов нормативных актов, установленных Инструкцией по судебному делопроизводству мирового судьи.

Основные термины, применяемые в настоящей Инструкции:

Систематизация законодательства - упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих правовых нормах.

Нормативный правовой акт - акт, содержащий правовые нормы, т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими, т.е. установленными без ограничения срока, и временными, т.е. содержащими указание на действие в течение обозначенного временного периода, на действие до наступления определенного условия и т.п.

Ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.

Контрольный экземпляр нормативного правового акта - такой экземпляр, в который вносятся все изменения, дополнении, отметки о распространении, продлении или сохранении срока действия, признании акта или его отдельных статей (пунктов), утратившими силу полностью или частично, содержащиеся в позднее принятых актах.

Изменения также отмечаются в промежуточных актах (которыми ранее уже вносились какие-либо изменения, дополнения в основной акт), если текущие изменения в основной акт затрагивают нормы промежуточного акта.

1. В судебных участках контрольными ведутся:

- кодексы Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации;

- официальные издания законодательных актов Липецкой области;

- сборники постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации;

- приказы и инструкции Судебного департамента при Верховном Суде РФ по вопросам организационного обеспечения;

- приказы и распоряжения управления Судебного департамента в Липецкой

2. Наряду с нормативными актами, указанными в п. 1 настоящей Инструкции, в судебном участке ведутся контрольные экземпляры печатных изданий некоторых законов (например, «О статусе судей в Российской Федерации», «Об основах федеральной жилищной политики» и др.).

Конкретный перечень этих печатных изданий нормативных актов, поддерживаемых в контрольном состоянии, и источник, в котором должны производится контрольные отметки, устанавливается мировым судьей.

3. Тексты актов в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в контрольное состояние не приводятся. На полях издания (напротив заголовка) рекомендуется ставить отметки об утрате силы акта и о внесенных изменениях с указанием реквизитов акта и данных о его опубликовании, но без содержания самих изменений. В отдельных случаях на первой странице обложки можно делать «сигнальные» надписи о содержащихся в номере важных актах.

4. Отметки о виде изменяющего акта и принявшем этот акт органе вносятся в соответствии со следующими условными обозначениями:

- федеральный конституционный закон - фкз;

- федеральный закон - фз;

- постановление Государственной Думы - пост. ГД ФС РФ;

- постановление Совета Федерации - пост. СФ ФС РФ;

- указ Президента Российской Федерации - указ През-та РФ;

- распоряжение Президента Российской Федерации - расп. През-та РФ;

- постановление Правительства Российской Федерации - пост. Прав-ва РФ; - распоряжение Правительства Российской Федерации - расп. Прав-ва РФ; - постановление Конституционного Суда Российской Федерации - пост. КС РФ;

- постановление Верховного Суда Российской Федерации - пост. ВС РФ;

- решение Верховного Суда Российской Федерации - решен. ВС РФ;

- определение Верховного Суда Российской Федерации - опред. ВС РФ;

- постановление IIленума Верховного Суда Российской Федерации - пост. IIлен. ВС РФ;

- постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации ­пост. Презид. ВС РФ;

- определение Президиума Верховного суда Российской Федерации - опред. Презид. ВС РФ;

- постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ­пост. ВАС РФ;

- определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - опред. ВАС РФ;

- решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - решен. ВАС РФ;

- приказ Генерального директора Судебного департамента - приказ ГД СД;

- распоряжение Генерального директора Судебного департамента - расп. Г Д СД;

- постановление Совета судей Российской Федерации - пост СС РФ.

5. При внесении отметок о характере вносимых изменений используются следующие условные обозначения: - полная утрата силы нормативным актом или его структурными единицами - у. с.;

- утрата силы нормативным актом или его структурными единицами в части

(частичная утрата силы)- ч.у.с.;

- отмена действия акта - отмен.;

- отмена действия акта на территории РФ - не действ.;

- приостановление действия - приост. действ.;

- возобновление действия - возобн. действ.;

- признание акта или его структурной единицы полностью неконституционными - призн. неконст ;

- признание акта или его структурной единицы неконституционными в части - призн. неконст. в части;

- признание акта или его структурной единицы полностью не соответствующими федеральному законодательству - призн. не соотв. ф.з.;

- признание акта или его структурной единицы не соответствующими федеральному законодательству в части - призн. не соотв. ф.з. в части;

- дополнение - доп.; - дана новая редакция - нов. ред.;

- замена слов - замен. ел.;

- распространение действия - распр. действ.;

- распространение действия в части - част. распр. действ.;

- исключены слова - искл. ел.;

- продление действия - продл. действ.;

- отсылка к другому акту (смотри также) - смт.

Пример: у.с. - пост. Прав-ва РФ от 17.11.98 №1024.

5.1. При полной утрате силы нормативным актом - все листы с текстом акта перечеркиваются по диагонали непрерывной линией и в верхней части титульного листа делается запись "у.с. - пост. Прав-ва РФ от 07.11.98 №1567".

5.2. Если утрачивает силу структурная единица акта (статья, пункт, подпункт, абзац), то непрерывной линией перечеркивается только соответствующий текст и запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.

5.3. При частичной утрате силы актом в целом текст не перечеркивается, а в верхней части первого листа бумажного носителя делается запись "ч.у.с. ­пост. Прав-ва РФ от 12.12.98 №1064". При частичной утрате силы структурной единицей акта соответствующая запись делается на полях, напротив структурной единицы акта.

5.4. Отметки "продл. действ.", "распр.", "приост. действ.", "возобн. действ." и т.п. ставятся в верхней части первого листа, если изменения касались акта в целом, или на полях, если изменения касались структурных единиц акта.

5.5. При создании новой редакции структурной единицы акта - пунктирной линией по диагонали перечеркивается прежний текст и на полях, напротив измененной структурной единицы, делается запись "ст.7 в нов. ред. фз от 18.11.98 №171-ФЗ" или "п. 6 в нов. ред. фз от 18.11.98 № 171-ФЗ" и т.п.

При этом изменение текстов статей, пунктов, абзацев производится путем вклеек нового текста взамен предыдущего. Внесение дополнений в акт (новые статьи, пункты, абзацы) также производится путем вклеек в соответствующую часть текста.

5.6. При замене в акте отдельных слов, словосочетаний и цифр прямой горизонтальной линией зачеркиваются прежние слова, словосочетания, цифры и над зачеркнутыми вписываются новые. На полях, напротив внесенных изменений делается запись "замен. сл.- фз от 18.11.98 №171-ФЗ". Прежние слова, словосочетания или цифры зачеркиваются таким образом, чтобы их можно было прочитать, воспроизвести.

5.7. Если изменения в акте определены условием (моментом наступления определенной даты, события и т.п.), то записи на акте делаются по общим правилам с указанием на условие "у. с. с 1 января 1998 г. - указ През-та РФ от 22.10.96 № 981 ".

5.8. Отметка "смт" вносится в акты, когда:

- в акте содержится упоминание о ранее принятом акте;

- в акте содержится указание о предоставлении прав или возложении обязанностей: "в порядке", "применительно к порядку", "в порядке и на условиях" и т.п.;

- в акте содержатся ссылки на ранее приняты е базовые акты, в развитие которых принят настоящий: "во исполнение", "в целях реализации", "в соответствии с" и т.п.

Пример: СМТ. - пост. Прав-ва РФ от 12.12.98 №1064.

5.9. Отметки в контрольные экземпляры нормативных актов следует вносить разборчиво. При отсутствии свободного места на полях в бумажном носителе в соответствующее место вклеивается полоска бумаги.

5.10. В верхней части первой страницы контрольного экземпляра нормативного акта делается отметка о номере, дате, официальном источнике опубликования акта.

На вклейке с текстами изменений и дополнений должны содержаться сведения о номере и дате закона, на основании, которого вносятся изменения.

5.11. При внесении отметок об официальных источниках опубликования необходимо пользоваться следующими сокращениями:

- Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства

Российской Федерации - Собрание актов;

- Собрание законодательства Российской Федерации - СЗ РФ;

- Российская газета - РГ;

- Вестник Конституционного Суда Российской Федерации - ВКС;

- Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации - БВС;

- Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Вестник

- Бюллетень международных договоров - БМД;

- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной

власти - БНА ФОИВ

Пример: Опублик. СЗ РФ. 1998. №30. Ст. 1022 или РГ, 19.11.98, №05.

При указании сведений об официальных изданиях отдельных федеральных органов исполнительной власти следует использовать сокращенные наименования этих органов.

Пример: Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации - Бюллетень Минтруда РФ.

6. При получении нового издания кодекса контрольный экземпляр прежнего издания заменяется новым. Изменения и дополнения вносятся в контрольный экземпляр нового издания после даты, по состоянию на которую издан кодекс (сборник). Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок.

Учет, хранение нормативных актов и юридической литературы.

7. Поступающие в судебный участок нормативные акты, официальные и другие издания, юридические журналы и литература подлежат строгому учету, хранению и периодической инвентаризации.

7.1. Официальные и другие издания, юридические журналы регистрируются в книге учета служебных изданий. На каждом экземпляре на первой и семнадцатой странице ставится входящий штамп суда с указанием даты поступления и номера по книге учета служебных изданий.

7.2. Юридическая литература подлежит учету в инвентарной книге. Каждому экземпляру книги в журнале соответствует свой инвентарный номер, который является ее индивидуальным опознавательным знаком. На каждом экземпляре книги на первой и семнадцатой странице ставится штамп и инвентарный номер.

7.3. Издания газетного формата («Российская газета», «Липецкая газета») хранятся в подшивках в расстеленном виде в порядке возрастания номеров. Издания журнального формата хранятся (при необходимости и возможности в сброшюрованном виде) в шкафах - стеллажах, где располагаются в хронологическом порядке и в порядке возрастания номеров.

7.4. Выдача юридической литературы в пользование производится по журналу, в котором должны указываться дата выдачи, подпись лица, получившего книгу и дата возвращения.

7.5. Пользование контрольными экземплярами нормативных актов производится, как правило, в кабинете, в котором они хранятся.

7.6. Передача нормативного материала и юридической литературы от одного работника другому производится по акту.

Правовую основу ведения судебной статистики составляют ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в соответствии с которым ведение судебной статистики возложено на Судебный департамент и его территориальные органы (управления и отделы) в субъектах Российской Федерации, а также два нормативных акта: Табель форм статистической отчетности и Инструкция по ведению судебной статистики.

Инструкция по ведению судебной статистики утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 169. В ней определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, а также порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получения сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Статистическая отчетность, в соответствии с Табелем, представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде.

Лица, ответственные за ведение судебной статистики, обязаны обеспечить полное соответствие данных на разных видах носителей. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные — по телекоммуникационным каналам связи по установленным адресам электронной почты.

В системе статистической отчетности судов общей юрисдикции можно выделить две составные части:

• статистику, характеризующую работу суда (состоит из форм отчетности о деятельности судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов судебного контроля);

• статистику судимости (о преступности и лицах, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных к различным видам наказаний).

Статистическая отчетность о деятельности судов общей юрисдикции и судимости подразделяется на два вида:

• текущую — вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года, а также оперативную отчетность, формулируемую ежеквартально нарастающим итогом;

• единовременную — вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность.

Ведение справочной работы по учету законодатель­ства и судебной практики. Правовые основы, задачи и структура судебной ста­тистики. Техническое обеспечение судебной статистики. Методика сбора и об­работки данных судебной статистики.

Значение аналитической работы в повышении уровня судебной деятельности и предупреждении правонарушений. Организация работы в суде по подготовке информационных и обзорных документов. Организация судебной статистики, формы ее использования для повышения качества судебной деятельности.

Тема 12. Система и структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Правовые основы его деятельности

Правовые основы его деятельности. Структура, зада­чи и функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Система орга­нов Судебного департамента. Организационно-правовые принципы деятельно­сти Судебного департамента. Роль и задачи Судебного департамента в проведе­нии судебной реформы.

Состав и полномочия Главного управления обеспечения деятельности во­енных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Тема 13. Помощники председателей, помощники судей, администраторы и другие работники судов: их статус и роль

в организационном обеспечении дея­тельности судов

Правовое положение помощников председателей, помощни­ков судей, администраторов и других работников судов. Задачи и функции по­мощников председателей, помощников судей, администраторов и других ра­ботников судов.

Тема 14. Задачи аппарата суда и организация его работы. Организация хозяйства суда

Организация хо­зяйства суда. Задачи аппарата судов и организация его работы в судах первой и второй инстанций. Правила внутреннего распорядка судов. Организация и ведение делопроизводства. Порядок разработки, пользования и хранения слу­жебных документов. Порядок осуществления учета, перечень дел, книг и дру­гих документов, ведущихся в суде.

Организация хозяйства суда. Контроль за состоянием финансов и сбереже­нием имущества.

1. Органи­зация надзора за судебной деятельностью судов.

2. Подготовка и рассмотрение судом второй инстанции дел в кассационном порядке. Организация рассмотрения дел в порядке надзора.

Основная литература:

1. Изварина А.Ф. Судебная власть в РФ М.,2009.*

2. Организация деятельности судов /Под ред. Петухова М.,2005.*

3. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М.: Юрист, 2006.*

4. Судоустройство. Пос. для подг. к экзам. М.,2003.*

5.Судебная власть /Под ред. Петрухина М.,2003.*

Дополнительная литература:

1. Инструкция по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом судебного департамента при ВС РФ № 161 от 15.12.2004г. (с 1 января 2005г) с изменениями с 01.01.07г.

2.Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации вместе с инструкцией (первой, апелляционной и кассационной инстанциях

3.Приказ Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2004г. N 27 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражном суде РФ вместе с инструкциями по делопроизводству в арбитражном суде (первой, апелляционной и кассационных инстанциях)

4.Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №2 от 04.03.2010г. «О внесении изменений и дополнений в Регламент арбитражных судов Российской Федерации»// «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»

5.Червоткин А.С.- Аппеляция и кассация, пособие для судей, Проспект,2010

6.Фоков А.П. «Судебная власть и конституционная защита прав личности», «Российский судья»,2009, №10

Тема 9. Организация работы по обращению к исполнению судебных реше­ний

1. Организация работы по исполнению судебных решений.

2. Распределение обязанностей между работниками суда по исполнению судебных решений по уголовным и гражданским делам.

3. Специальные вопросы исполнения судебных решений.

4. Осуществление контроля за исполнением судебных решений.

5. Судебные приставы.

6. Деятельность судебных приставов по исполнению су­дебных решений.

Основная литература:

1. Изварина А.Ф. Судебная власть в РФ М.,2009.*

2. Организация деятельности судов /Под ред. Петухова М.,2005.*

3. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М.: Юрист, 2006.*

4. Судоустройство. Пос. для подг. к экзам. М.,2003.*

5. Судебная власть /Под ред. Петрухина М.,2003.*

Дополнительная литература:

1. Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ (ред 27.07.2010) «Об исполнительном производстве»

2. Григорьев В. Процессуальная формальность или правовое оружие // Бизнес-адвокат, 2006, N 19.

3. Грось Л. А. О значении правильного определения подсудности гражданских дел// Арбитражный и гражданский процесс, 2010, N 3.

4. Дворянкина Т.С. Роль судьи в обеспечении требования уважения чести и достоинства личности // Российский судья, 2006, N 8.

5. Изварина А. Исполнение судебного решения судом должно быть неотъемлемой частью судебной защиты // Арбитражный и гражданский процесс, 2006, N 9.

6. Изварина А.Ф.- К вопросу о функциям судебной власти, Вестник Арбитражного суда г.Москвы,2009,№ 4.

Тема 10. Организация работы по рассмотрению жалоб

и заявлений граж­дан и приему посетителей в судах

1. Порядок учета и рассмотрения жалоб и заявлений в судах, сроки их рассмотрения и разрешения.

2. Организация работы по приему посетителей.

Основная литература:

1. Изварина А.Ф. Судебная власть в РФ М.,2009.*

2. Организация деятельности судов /Под ред. Петухова М.,2005.*

3. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М.: Юрист, 2006.*

4. Судоустройство. Пос. для подг. к экзам. М.,2003.*

5. Судебная власть /Под ред. Петрухина М.,2003.*

6.ФЗ РФ № 262-ФЗ от 22.12.2008г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ».

Дополнительная литература:

1.Примерное положение о приемной в судах общей юрисдикции, утвержден приказом Судебного департамента при ВС РФ 26 ноября 2008г.

2.Сачков А.Н. Концептуальный формат институционально-правового измерения мировой юстиции // Мировой судья, 2006, N 8.

3.Сероштан В.В. Принципы судопроизводства // Российский судья, 2006, N 7.

Тема 11. Организация судебной статистики, изучение

и обобщение судимо­сти и судебной практики. Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики в судах общей юрисдикции

1. Ведение справочной работы по учету законодатель­ства и судебной практики.

2. Правовые основы, задачи и структура судебной ста­тистики.

3. Техническое обеспечение судебной статистики.

4. Методика сбора и об­работки данных судебной статистики.

5. Значение аналитической работы в повышении уровня судебной деятельности и предупреждении правонарушений.

6. Организация работы в суде по подготовке информационных и обзорных документов.

7. Организация судебной статистики, формы ее использования для повышения качества судебной деятельности.

Основная литература:

1. Изварина А.Ф. Судебная власть в РФ М.,2009.*

2. Организация деятельности судов /Под ред. Петухова М.,2005.*

3. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М.: Юрист, 2006.*

4. Судоустройство. Пос. для подг. к экзам. М.,2003.*

5. Судебная власть /Под ред. Петрухина М.,2003.*

Дополнительная литература:

1.Инструкция по ведению судебной статистики, утв. Приказом №169 от 29 декабря 2007г. Судебного департамента при ВС РФ с 1 января 2008г.

2.Инструкция по составлению статистических отчетов военных судов, утв. Приказом зам.генерального директора Судебного департамента -нач.Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 12 февраля 2004г. № 8

Тема 12. Система и структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Правовые основы его деятельности

1. Правовые основы его деятельности.

2. Структура, зада­чи и функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

3. Система орга­нов Судебного департамента.

4. Организационно-правовые принципы деятельно­сти Судебного департамента.

5. Роль и задачи Судебного департамента в проведе­нии судебной реформы.

6. Состав и полномочия Главного управления обеспечения деятельности во­енных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Основная литература:

1. Изварина А.Ф. Судебная власть в РФ М.,2009.*

2. Организация деятельности судов /Под ред. Петухова М.,2005.*

3. Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. – М.: Юрист, 2006.*

4. Судоустройство. Пос. для подг. к экзам. М.,2003.*

5. Судебная власть /Под ред Петрухина М.,2003.*

6. ФЗ РФ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998г.

Дополнительная литература:

1. Козлов И. Приказ без прикрас // ЭЖ-Юрист, 2006, N 41.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А. // Издательство БЕК, 1996.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: